СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ФИЛЬТРУЕМОСТИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ Российский патент 2023 года по МПК G01N33/22 

Описание патента на изобретение RU2795448C1

Изобретение относится к способам контроля качества топлив, в частности, к способам определения предельной температуры фильтруемости дизельных топлив. Изобретение может быть использовано в лабораториях контроля качества топлива на нефтеперерабатывающих заводах и позволит оценить физическую стабильность дизельного топлива в условиях реального низкотемпературного хранения.

В настоящее время в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО Технические условия» и СТО 08151164-0157-2014 «Нефтепродукты, топлива дизельные. Топливо дизельное для арктической зоны» за рекомендуемую температуру применения топлива принимается температура значения показателя «Предельная температура фильтруемости», характеризующего образование в топливе твердой фазы, состоящей из кристаллов нормальных парафинов, накопление которых приводит к забивке фильтров топливной системы и нарушению топливоподачи.

При просмотре источников научно-технической и патентной информации были выявлены технические решения, позволяющие определять предельную температуру фильтруемости дизельного топлива.

Известен способ оценки низкотемпературной прокачиваемости дизельного топлива, заключающийся в охлаждении топлива до температуры помутнения и последующим определением температур применения топлива для различных режимов двигателя, а именно определением предельной температуры подачи топлива, значение которой устанавливают по разности значений текущего расхода топлива через фильтр тонкой очистки и расхода топлива, заданного для конкретного режима нагрузки двигателя, превышающей допустимую погрешность измерения, и критической температуры подачи топлива, значение которой соответствует температуре, при которой в течение заданного времени текущий расход топлива снижается до предельного значения, при котором двигатель перестает работать на холостом ходу (Патент RU №2263308).

Однако для реализации данного способа необходимо использование стенда, включающего реальные элементы системы питания двигателя, такие, как топливный бак, топливопроводы, фильтрующий элемент, насосы, смонтированные в термокамере, обеспечивающей охлаждение топлива, что трудно осуществимо и экономически невыгодно.

Наиболее близким является способ определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре, заключающийся в постепенном охлаждении испытуемого дизельного топлива в охлаждающей бане любого типа с интервалами в 1°С и стекании его через проволочную фильтрационную сетку при вакууме 200 мм вод. ст. Определение по этому способу ведут до температуры, при которой кристаллы парафина, выделенного из раствора на фильтр, вызывают прекращение или замедление протекания в такой степени, что время наполнения пипетки превышает 60 с, или топливо не стекает полностью обратно в измерительный сосуд. При этом температура последней охлаждающей бани равна минус 67±2°С (ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре).

Недостатком этого способа является то, что невозможно определить предельную температуру фильтруемости для ряда сортов дизельного топлива, таких как арктические сорта с предельной температурой помутнения ниже минус 65°С из-за низкой требуемой температуры в охлаждающей бане, самая низкая в которой не может быть ниже минус 67±2°С (см. таблица 1 из ГОСТ 22254-92).

Целью настоящего изобретения является разработка способа определения предельной температуры фильтруемости арктических сортов дизельного топлива.

Поставленная цель достигается применением способа определения предельной температуры фильтруемости, заключающемся в постепенном охлаждении испытуемого дизельного топлива в охлаждающей бане с интервалами в 1°С и стекании его через фильтр до прекращения его протекания в течение 60 с, при этом температура охлаждающей бани любого типа равна минус 88±2°С, а охлаждение с интервалом в 1°С с фиксацией времени прокачки через начинают с температуры минус 60 градусов.

Способ определения предельной температуры фильтруемости арктических сортов дизельного топлива осуществляют следующим образом.

Производят отбор пробы дизельного топлива, очищают от механических примесей и воды, пропуская топливо через фильтр при температуре не менее чем на 15°С выше температуры помутнения. Изоляционное кольцо помещают на дно кожуха прибора для определения предельной температуры фильтруемости. Измерительный сосуд наполняют испытуемым топливом до метки, соответствующей 45 см3, закрывают пробкой с находящимися в ней пипеткой, с фильтром и соответствующим термометром. Пробу постепенно охлаждают согласно ГОСТ 22254-92. С температуры минус 60°С начинают охлаждение с интервалом в 1°С в бане с температурой минус 88±2°С. Охлаждение ведут до температуры, при которой кристаллы парафина, выделенного из раствора на фильтр, вызывают прекращение или замедление протекания в такой степени, что время наполнения пипетки превышает 60 с, или топливо не стекает полностью обратно в измерительный сосуд. Определение предельной температуры фильтруемости проводят с применением различных типов бань: с твердотельным охлаждением, с интегрированной охлаждающей системой; со смесью углекислоты с органическим растворителем.

Примеры 1-3 по предлагаемому способу определения предельной температуры фильтруемости арктического топлива в сравнении со способом по прототипу приведены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что установленный в ходе многочисленных экспериментов интервал требуемых температур для охлаждающей бани любого типа охлаждения, позволяет определить предельную температуру фильтруемости для арктических сортов дизельного топлива.

Похожие патенты RU2795448C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ 2019
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2701373C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПРОКАЧИВАЕМОСТИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ 2009
  • Ушаков Алексей Иванович
  • Гришин Валерий Виталиевич
  • Плотников Степан Анатольевич
RU2414700C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПРОКАЧИВАЕМОСТИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ 2009
  • Ушаков Алексей Иванович
  • Гришин Валерий Виталиевич
  • Плотников Степан Анатольевич
RU2401984C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРИСАДОК В ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВАХ 2001
  • Грибановская М.Г.
  • Приваленко А.Н.
  • Красная Л.В.
  • Марталов С.А.
  • Алаторцев Е.И.
  • Калинин В.А.
  • Марталов А.С.
  • Азев В.С.
RU2199738C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРИСАДОК НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРА ЭТИЛЕНА С ВИНИЛАЦЕТАТОМ В ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВАХ 2006
  • Литвиненко Анатолий Николаевич
  • Файзуллин Радик Рамзиевич
  • Родионов Николай Степанович
  • Магадеева Эльвира Рамизовна
RU2325642C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ВЯЗКОСТИ, ФИЛЬТРУЕМОСТИ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2011
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Костенков Дмитрий Михайлович
  • Пелецкий Сергей Сергеевич
  • Хафизова Алина Галимовна
  • Муслухова Эльвира Лаисовна
RU2473882C1
КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕПРЕССОРНЫХ ПРИСАДОК В ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВАХ 2001
  • Грибановская М.Г.
  • Приваленко А.Н.
  • Красная Л.В.
  • Марталов С.А.
  • Алаторцев Е.И.
  • Калинин В.А.
  • Марталов А.С.
  • Азев В.С.
RU2204831C1
Способ оценки низкотемпературной прокачиваемости моторных топлив для двигателей транспортных средств 2017
  • Пименов Юрий Михайлович
  • Квашнин Андрей Борисович
RU2629201C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ПРОКАЧИВАЕМОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Волгин С.Н.
  • Пименов Ю.М.
  • Квашнин А.Б.
RU2263308C1
АРКТИЧЕСКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2016
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2618231C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ФИЛЬТРУЕМОСТИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Изобретение относится к способам контроля качества топлив. Предложен способ определения предельной температуры фильтруемости дизельных топлив, заключающийся в постепенном охлаждении испытуемого дизельного топлива в охлаждающей бане с интервалами в 1°С и стекании его через фильтр до прекращения его протекания в течение 60 с, при этом температура охлаждающей равна минус 88±2°С, а охлаждение с интервалом в 1°С с фиксацией времени прокачки через фильтр начинают с температуры минус 60°С. Технический результат - разработка способа определения предельной температуры фильтруемости дизельных топлив. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 795 448 C1

Способ определения предельной температуры фильтруемости дизельных топлив, заключающийся в постепенном охлаждении испытуемого дизельного топлива в охлаждающей бане с интервалами в 1°С и стекании его через фильтр до прекращения его протекания в течение 60 с, отличающийся тем, что температура охлаждающей бани любого типа охлаждения равна минус 88±2°С, а охлаждение с интервалом в 1°С с фиксацией времени прокачки через фильтр начинают с температуры минус 60°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795448C1

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ В СЖИМАХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ШИПОВ ПРИ СПЛАЧИВАНИИ ПОМОЩЬЮ НИХ ДОСОК 1930
  • Щербак А.Ф.
SU22254A1
Топливо дизельное
Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ВЯЗКОСТИ, ФИЛЬТРУЕМОСТИ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2011
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Костенков Дмитрий Михайлович
  • Пелецкий Сергей Сергеевич
  • Хафизова Алина Галимовна
  • Муслухова Эльвира Лаисовна
RU2473882C1
Способ оценки низкотемпературной прокачиваемости моторных топлив для двигателей транспортных средств 2017
  • Пименов Юрий Михайлович
  • Квашнин Андрей Борисович
RU2629201C1
СПОСОБ РАДИОСВЯЗИ МЕЖДУ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И НЕПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В НАЧАЛЬНОМ ПУНКТЕ ОБЩЕГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2002
  • Купершмидт П.В.
  • Хусаинов В.Р.
  • Шарипов А.Ф.
RU2244383C2
DE 0029607765 U1, 23.01.1997.

RU 2 795 448 C1

Авторы

Карпов Николай Владимирович

Вахромов Николай Николаевич

Дутлов Эдуард Валентинович

Бубнов Максим Александрович

Гудкевич Игорь Владимирович

Борисанов Дмитрий Владимирович

Даты

2023-05-03Публикация

2022-04-19Подача