Изобретение относится к области измерительной техники, а конкретно к пьезоэлектрическим акселерометрам, предназначенным для измерения параметров динамических механических величин и может быть использовано в области виброметрии, сейсмологии.
Известен акселерометр (см. патент RU 2559867 от 15.05.2014г., опубликован в Б.И. № 23, 20.08.2015г.) содержащий корпус с расположенными в нем тремя пьезоэлементами, оси чувствительности которых взаимно перпендикулярны, в корпусе выполнено сквозное отверстие для закрепления пьезоэлектрического акселерометра на объекте испытаний.
Недостатками вышеуказанного устройства являются:
1) невозможность обеспечения измерения трёх составляющих вектора ускорения в одной точке, так как оси чувствительности пьезоэлементов не пересекаются в одной точке. Поскольку ускорение точек движущегося тела образует векторное поле ускорений точек тела, поэтому при измерении ускорений в конкретный момент времени в заданной точке пересечение осей чувствительности в одной точке имеет принципиальное значение;
2) невозможность установки группы акселерометров или перезакрепления одного акселерометра на взаимно-перпендикулярных поверхностях объекта испытаний без изменения положения акселерометров в пространстве, без изменения направления их осей чувствительности ( как правило, это оси Х, Y, Z) по отношению к системе координат объекта испытаний ( как правило привязанной к осям симметрии объекта). Возможность установки группы акселерометров на взаимно перпендикулярные поверхности объекта испытаний – принципиально важна, например, при модальных испытаниях, когда на объекте испытаний устанавливается большое количество акселерометров ( до ста штук и более).
Вышеуказанное устройство является наиболее близким к заявляемому устройству и поэтому выбрано в качестве прототипа.
Решаемой технической проблемой является создание трехкомпонентного пьезоэлектрического акселерометра с расширенной областью его применения.
Достигаемым техническим результатом является обеспечение возможности закрепления (перезекрепления) трёхкомпонентного пьезоэлектрического акселерометра на взаимно перпендикулярных поверхностях объекта испытаний без изменения положения акселерометра в пространстве при реализации возможности одновременного измерения трёх составляющих вектора ускорения в одной точке.
Для достижения технического результата в трехкомпонентном пьезоэлектрическом акселерометре, содержащем корпус с расположенными в нем тремя пьезоэлементами, оси чувствительности которых взаимно перпендикулярны, в корпусе выполнено сквозное отверстие для закрепления пьезоэлектрического акселерометра на объекте испытаний, новым является то, что в корпусе дополнительно выполнены два сквозных отверстия, при этом оси симметрии всех отверстий взаимно перпендикулярны между собой, совпадают с осями чувствительности пьезоэлементов и имеют общую точку пересечения.
На фигуре представлено заявляемое устройство.
Трехкомпонентный пьезоэлектрический акселерометр содержит корпус 1 с расположенными в нем тремя пьезоэлементами 2,3 и 4, оси чувствительности которых взаимно перпендикулярны, в корпусе выполнено сквозное отверстие 5 для закрепления пьезоэлектрического акселерометра на объекте испытаний 6, на одной из трёх взаимно перпендикулярных поверхностей объекта 9, 10 или 11. В корпусе 1 дополнительно выполнены два сквозных отверстия 7и 8 , при этом оси симметрии всех отверстий взаимно перпендикулярны между собой, совпадают с осями чувствительности пьезоэлементов 2,3,4 и имеют общую точку пересечения.
Новая совокупность существенных признаков в заявляемом устройстве позволяет закрепить на объекте трехкомпонентный пьезоэлектрический акселерометр на любой из трёх взаимно перпендикулярных поверхностях объекта испытаний без изменения его положения в пространстве и одновременно измерять три составляющие вектора ускорения в одной точке.
Устройство работает следующим образом. При воздействии ускорения на трёхкомпонентный акселерометр, закреплённый корпусом 1 через одно из взаимно перпендикулярных отверстий 5,7,8 на одной из трёх взаимно перпендикулярных поверхностей 9, 10 или 11 объекта испытаний 6, три составляющие ускорения воспринимаются тремя инерционными элементами, что приводит к их смещению вдоль осей чувствительности, смещения инерционных элементов вызывают деформацию связанных с ними пьезоэлементов, соответственно, 2,3,4, что в свою очередь приводит к образованию в пьезоэлементах электрического заряда, пропорционального, соответствующей составляющей воздействующего ускорения.
Был изготовлен опытный образец, который подтвердил его работоспособность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трёхкомпонентный пьезоэлектрический акселерометр | 2024 |
|
RU2817063C1 |
Акселерометр, работающий на деформации сдвига в пьезоэлементе, и способ его изготовления | 2023 |
|
RU2814852C1 |
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1995 |
|
RU2098830C1 |
Трехкомпанентный акселерометр | 1976 |
|
SU624171A1 |
Пьезоэлектрический преобразователь пространственной вибрации и способ контроля его работоспособности на работающем объекте | 2021 |
|
RU2764504C1 |
Трехкомпонентный пьезоэлектрический акселерометр | 1990 |
|
SU1760462A1 |
Трехкомпонентный пьезоэлектрический сейсмометр | 1991 |
|
SU1806387A3 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2014 |
|
RU2566411C1 |
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ДАТЧИК МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ | 2008 |
|
RU2383025C1 |
АКСЕЛЕРОМЕТР | 2014 |
|
RU2559867C1 |
Изобретение относится к области измерительной техники. Трехкомпонентный пьезоэлектрический акселерометр содержит корпус с тремя пьезоэлементами, оси чувствительности которых взаимно перпендикулярны, в корпусе выполнено сквозное отверстие для закрепления пьезоэлектрического акселерометра на объекте испытаний, при этом в корпусе дополнительно выполнены два сквозных отверстия, при этом оси симметрии всех отверстий взаимно перпендикулярны между собой, совпадают с осями чувствительности пьезоэлементов и имеют общую точку пересечения. Технический результат – возможность закрепления (перезакрепления) трёхкомпонентного пьезоэлектрического акселерометра на взаимно перпендикулярных поверхностях объекта испытаний без изменения положения акселерометра в пространстве при реализации возможности одновременного измерения трёх составляющих вектора ускорения в одной точке. 1 ил.
Трехкомпонентный пьезоэлектрический акселерометр, содержащий корпус с тремя пьезоэлементами, оси чувствительности которых взаимно перпендикулярны, в корпусе выполнено сквозное отверстие для закрепления пьезоэлектрического акселерометра на объекте испытаний, отличающийся тем, что в корпусе дополнительно выполнены два сквозных отверстия, при этом оси симметрии всех отверстий взаимно перпендикулярны между собой, совпадают с осями чувствительности пьезоэлементов и имеют общую точку пересечения.
Приспособление к ткацким станкам с неподвижными шпулями для введения в зев уточной нити | 1931 |
|
SU26633A1 |
СПОСОБ ЗАЖИГАНИЯ РТУТНЫХ ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ | 1932 |
|
SU36355A1 |
CN 203133109 U, 14.08.2013 | |||
Пьезоэлектрический акселерометр | 1990 |
|
SU1781620A1 |
Авторы
Даты
2023-05-11—Публикация
2022-08-16—Подача