Устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети и измерения потенциала "рельс - земля" на электрифицированных железных дорогах Российский патент 2023 года по МПК G01R31/12 G01R27/18 B61K9/08 

Описание патента на изобретение RU2795909C1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля статического напряжения пробоя устройств защиты опор контактной сети электрифицированных железных дорог на участках с тягой как на постоянном, так и переменном токе, таких как устройства коммутирующие УК-2500 и УК-1500, искровой промежуток ИП-3, искровой промежуток ИПМ-62, защитное устройство РКН-600, РКН-900 и других, а также для измерения потенциала «рельс-земля>и снятия потенциальной диаграммы«рельс-земля».

Известно устройство вольтметр М231 со смещенным нулем, у которого положительный зажим прибора соединяют с рельсом, а отрицательный зажим прибора со специальным заземлителем - стальным стержнем диаметром 10-16 мм и длиной 0,6-0,8 м, забиваемым на всю длину в грунт в середине пролета в створе опор. При высоких насыпях допускается выносить заземлитель к основанию насыпи. При измерениях прибором М231 показания записывают через 10 с в течение 5 минут вручную. Средние значения положительного потенциала «рельс-земля» определяются путем деления суммы измеренных положительных потенциалов на общее количество измерений. Среднее значение отрицательного потенциала «рельс-земля» вычисляется путем деления суммы измеренных отрицательных потенциалов на общее число измерений. Потенциальную диаграмму строят по результатам обработки данных, полученных на всех контрольных опорах обследованного участка электроснабжения, выделяют в нем зоны с наибольшей электрокоррозионной опасностью. «Указания по техническому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети» К-146-2002, МПС РФ - М.: Трансиздат, 2003 г.]

Недостатком устройства является визуальное наблюдение за показаниями стрелочного индикатора - устройства с ручной записью в протокол измеренных значений UРЗ и ручное построение потенциальной диаграммы, которые требуют значительных затрат времени и ручного труда для оформления итоговых отчетных документов, удовлетворяющих требованиям нормативных документов, а также невозможность с его помощью проводить измерение пробивного напряжения устройств контроля.

Известно устройство ПК-1 (ПК - 1 м), применяемое для определения сопротивления и потенциала опор контактной сети, у которого зажим «рельс-земля» соединяют с рельсом, а второй зажим прибора - со специальным заземлителем, выполненным в виде стального стержня диаметром 10-16 мм и длиной 0,6-0,8 м, забиваемого на всю длину в грунт в середине пролета в створе опор. При измерениях потенциалов «рельс-земля» прибором ПК-1 (ПК-1 м) показания записываются автоматически и автоматически вычисляются средние значения положительного и отрицательного потенциалов. «Указания по техническому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети». К-146-2002, МПС РФ - М.: Трансиздат.2003 г.]

Недостатком устройства является то, что оно используется для работы на участках с постоянным током. Его применение на участках дороги с тягой на переменном токе оказывается невозможным из-за наличия большого наведенного потенциала. Ручное построение потенциальной диаграммы по записанным автоматически значениям, а также невозможность с помощью ПК-1 (ПК-1 м) проводить измерение пробивного напряжения устройств контроля также являются недостатком прибора.

Известно устройство для измерения потенциалов «рельс-земля>на электрифицированной железной дороге с тягой на постоянном токе с построением потенциальной диаграммы, в котором вольтметр через фильтр электромагнитных помех связан с рельсом и заземлителем при этом, выход вольтметра соединен с первым входом аналого-цифрового преобразователя (АЦП), таймер связан с первым входом процессора, а второй вход процессора связан с выходом АЦП. Процессор включает блок энергонезависимой памяти и блок оперативной памяти, который является одним из выходов процессора. Выход процессора (блока оперативной памяти) связан с входом индикатора [патент РФ №75478, G01R 27/18, 10.08.2008 г.]

Измеренная вольтметром величина потенциала«рельс-земля поступает на вход АЦП, в котором происходит преобразование аналогового сигнала в цифровую форму. Оцифрованная величина потенциала «рельс-земля» с выхода АЦП поступает на вход процессора через заданный таймером промежуток времени и вводится в энергонезависимую память, оперативную память процессора с выхода которой отображается на табло индикатора. Измеренные значения потенциала «рельс-земля» сохраняются в энергонезависимой памяти процессора, их используют для построения потенциальной диаграммы и последующего выявления по ней зон с электрокоррозионной опасностью на обследованном участке электроснабжения.

В устройстве аналоге возможно измерение быстропротекающих изменений потенциала UРЗ - потенциала «рельс-земля» с заданной таймером частотой F=1,0 Гц (или F=10,0 Гц), что повышается точность измерения потенциала UРЗ за счет увеличения в десять (или в сто) раз количественного объема обрабатываемых данных. Вследствие сокращения интервала времени между измерениями потенциала «рельс-земля» появляется возможность выполнять измерения динамики потенциала UРЗ, вызванной приближением, прохождением и удалением электроподвижного состава с записью в реальном времени результатов измерений в энергонезависимую память. Результаты измерений, выполненные с помощью предлагаемого устройства, сохраняются в энергонезависимой памяти процессора, откуда они могут быть выведены на индикатор устройства, а также скопированы и сохранены на жестком диске компьютера, с целью дальнейшей обработки, используя программное обеспечение компьютера.

Диапазон измерения 11рз устройства от минус 1200 В до плюс 1200 В позволяет выполнять построение потенциальных диаграмм на новых участках железной дороги с высокими значениями потенциалов «рельс - земля», а исключение оператора из процесса записи, обработки данных и построения потенциальной диаграммы повышает объективность выявления зон с электрокоррозионной опасностью на обследованном участке электроснабжения.

Недостатком устройства является его работа на железных дорогах с тягой на постоянном токе, при этом остаются не охваченными железные дороги с тягой на переменном токе, а также необходимость ручной записи информации о местоположении при проведении измерений, а также невозможность с его помощью проводить измерение пробивного напряжения устройств защиты опор контактной сети.

Известно устройство для измерения пробивных напряжений приборов, содержащее подключенную к источнику питания через контакты кнопки управления накопительную RC-цепочку, соединенную с испытуемым прибором через диод, запоминающий конденсатор и вольтметр, причем запоминающий конденсатор через нормально замкнутые контактные кнопки управления зашунтирован разрядным резистором [Ермаков Е.Ф., Каждан А.Э, Романов A.M. «Электротехническая промышленность. Светотехнические изделия» 1977 г., вып.5/47/, с. 13-15].

Недостатком данного устройства является большая потребляемая мощность при измерении и вследствие этого громоздкость, обусловленная необходимостью выбирать элементы схем с учетом номинальных режимов работы испытуемых приборов.

Недостатком этих устройств также является неудобство в эксплуатации, а именно частые вспышки ламп во время измерений.

Известно устройство для измерения пробивных напряжений приборов, содержащее подлежащий испытанию прибор, накопительный и запоминающий конденсаторы, балластный резистор, разделительный диод, измерительный вольтметр, кнопку управления, разрядный резистор, источник питания. При этом кнопка управления и соединенная с ней накопительная RC-цепочка, которые соединеныс испытуемым прибором через диод запоминающий конденсатор и вольтметр, причем запоминающий конденсатор через нормально-замкнутые контакты кнопки управления зашунтирован разрядным резистором, накопительная RC-цепочка подключена через вторую пару нормально замкнутых контактов кнопки управления к источнику питания, а также через пару нормально разомкнутых контактов кнопки управления к испытуемому прибору [патент РФ №795186, G01R 31/25, 20.01.1997 г.]

Схема работает следующим образом. В исходном положении перед измерением при отпущенной кнопке через ее контакты и балластный резистор происходит заряд накопительной емкости конденсатора до значения Uпз. При нажатии на кнопку размыкается цепь разряда через ее контакты и разрядный резистор запоминающего конденсатора и замыкается цепь его разряда через балластный резистор, контакты кнопки и разделительный диод. Напряжение на зажимах запоминающего конденсатора, а следовательно, и на параллельно подключенном испытуемом приборе, начинает изменяться по экспоненциальному закону. В момент времени t„ происходит пробой испытуемого прибора. При этом напряжение на накопительном конденсаторе, который начинает разряжаться через прибор, резко падает, а на запоминающем конденсаторе остается постоянным из-за наличия разделительного диода и равным напряжению пробоя испытуемого прибора.

После того, как напряжение на запоминающем конденсаторе зафиксировано по вольтметру, кнопку "Измерение" можно отпустить, в результате чего запоминающий конденсатор разряжается через разрядный резистор и контакты, а накопительный заряжается через балластный резистор и контакты кнопки. Таким образом, схема приводится в исходное состояние. Устройство может применяться при контроле разрядных приборов и обеспечивает экономию электроэнергии, необходимой для единичного измерения.

Недостатком устройства является визуальное наблюдение за показаниями стрелочного индикатора устройства (вольтметра) с ручной записью в протокол измеренных значений пробивного напряжения Uпр, необходимость ручной записи информации о местоположении при проведении измерений, и невозможность с его помощью проводить измерение потенциала «рельс-земля» и построения потенциальной диаграммы.

Недостатком перечисленных устройств-аналогов является невозможность применения в полевых условиях работы на длинных перегонах опор контактной сети как постоянного, так и переменного тока при отсутствии питающей сети для источника питания, а также необходимость для измерения потенциалов «рельс-земля» и пробивного напряжения устройств контроля применять разные устройства, которые не обеспечивают требуемый предел измерений пробивного напряжения и диапазон измерения потенциала «рельс-земля», а также требуют ручного внесения данных о номере опоры или места измерений для более точной фиксации проводимых измерений.

Известно устройство ИСО-1МЗ, содержащее в своем составе автономный источник питания, вольтметр, аналого-цифровой преобразователь и цифровой индикатор. После включения питания устройства, измеренный вольтметром потенциал UРЗ поступает на вход аналого-цифрового преобразователя, выход которого соединен с жидкокристаллическим индикатором для визуального отображения измеряемых значений UРЗ. Оператор с периодичностью 10 секунд заносит в протокол выведенные на индикатор значения LW Диапазон измерений от -200 до 200 В. Также устройство ИСО-1МЗ измеряет пробивное напряжение искровых промежутков (разрядников) Uпр в диапазоне измерений от 200 до 1500 В. [«Аппаратура для контроля цепи заземления железобетонных опор контактной сети ИСО-1МЗ» ТУ 3185.803.71492113.1. Внесена в Госреестр за №29798-05. Разработчик и изготовитель ООО «Электродиагност», г. Новосибирск]

К недостаткам аппаратуры ИСО-1МЗ следует отнести визуальную регистрацию выводимых на индикатор результатов измерений, ручную запись и ручную обработку результатов измерений, а также недостаточный верхний предел измерений Unp и диапазон измерений Ирз из-за наличияучастков дорог с повышенными значениями указанных диапазонов.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемому изобретению являетсяустройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети железных дорог и измерения потенциала «рельс-земля», содержащее автономный источник питания, операционный усилитель, вывод которого соединен с входом аналого-цифрового преобразователя, генератор пилообразного напряжения свыводом, подключаемым к средству защиты опор, и индикатор [«Аппаратура для контроля цепи заземления железобетонных опор контактной сети ИСО-1МЗ» ТУ 3185.803.71492113.1. Внесена в Госреестр за №29798-05. Разработчик и изготовитель ООО «Электродиагност», г. Новосибирск- прототип].

Недостатком указанного устройства является низкий уровень автоматизации контроля, а именно отсутствие возможности автоматической регистрации результатов измерения, поскольку реализована визуальная регистрация выводимых на стрелочный индикатор результатов измерений, ручная запись и ручная обработка результатов измерений, а также недостаточный верхний предел измерений Uпр. и диапазон измерений Up3.

Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства контроля статического напряжения пробоя устройств защиты опор контактной сети и потенциалов «рельс-земля» электрифицированных железных дорог на участках с тягой, как на постоянном, так и переменном токе, имеющего высокий уровень автоматизации контроля за счет обеспечения автоматической регистрации и хранения результатов измерения с определением координат измерения с помощью системы определения координат, например, GPS модуля и исключения влияния ошибок оператора при регистрации результатов измерения напряжения статического пробоя и потенциалов «рельс-земля» с последующим построением потенциальной диаграммы, увеличение диапазона контроля статического напряжения пробоя до 3000 В, а диапазона измерения потенциала «рельс-земля» до ±3000 В, что позволяет выполнять построение потенциальных диаграмм на участках железной дороги с высокими значениями потенциалов «рельс - земля», а исключение оператора из процесса записи, обработки данных и построения потенциальной диаграммы повышает объективность выявления зон с электрокоррозионной опасностью на обследованном участке электроснабжения.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети железных дорог и измерения потенциала «рельс-земля», содержащем автономный источник питания, операционный усилитель, вывод которого соединен с входом аналого-цифрового преобразователя, генератор пилообразного напряжения свыводом, подключаемым к средству защиты опор, и индикатор, введена система стабилизации тока и напряжения, соединенная с автономным источником питания, операционным усилителем и аналого-цифровым преобразователем, соединенным с введенным в устройство цифровым вычислителем, входы которого связаны с автономным источником питания, с введенными в устройство системами: определения координат, контроля заряда источника питания,контроля тока, контроля питания и системой контроля напряжения, которая через последовательно (поочередно) расположенные (соединенные) делитель напряжения, генератор пилообразного напряжения и повышающий преобразователь соединена с автономным источником питания, а выходы цифрового вычислителя связаны с введенными в устройство преобразователем интерфейса, клавиатурой, ФЛЭШ памятью, индикатором и реле, соединенное с повышающим преобразователем.

Конструкция данного устройства позволяет повысить уровень автоматизации контроля нулем обеспечения автоматической регистрации и хранения результатов контроля и исключения, таким образом, внесения ошибок оператором при измерениях, возможности снятия полученных данных на внешнее вычислительное устройство типа персональный компьютер для автоматизированной обработки данных, а также увеличение диапазона контроля статического напряжения пробоя до 3000 В и диапазона измерения потенциала «рельс-земля» до ±3000 В, при этом в устройстве обеспечивается режим энергосбережения путем автоматического контроля уровня заряда аккумуляторной батареи и отключения внутренних модулей до момента активации режима включения устройства, что повышает период эксплуатации устройства.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволил выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию «новизна» по действующему законодательству.

Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию изобретательского уровня заявитель провел дополнительный поиск известных решений, с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований на достижение технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию «изобретательский уровень» по действующему законодательству Заявленное устройство поясняется чертежом.

На фиг. 1 показано устройство контроля статического напряжения пробоя устройств защиты опор контактной сети железных дорог и измерения потенциала «рельс-земля», которое содержит: аккумуляторную батарею (АКБ) 1, схему стабилизации тока и напряжения 2, операционный усилитель 3, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 4, вычислитель 5, модуль Global Position System (GPS) 6, схемы контроля заряда аккумуляторной батареи 7, клавиатура 8, ФЛЭШ память 9, цифровой индикатор (ЦИ) 10, преобразователь интерфейса (USB) 11, схема контроля питания 12, повышающий преобразователь 13, генератор пилообразного напряжения 14, делитель напряжения 15, схема контроля напряжения 16. реле 17, схема контроля тока 18.

Вычислитель 5 подключен напрямую к аккумуляторной батарее 1. Через схему контроля питания 12 подключены остальные узлы прибора, что позволяет выборочно включать отдельные узлы для экономии заряда аккумулятора. К вычислителю 5 подключены аккумуляторная батарея 1, схема стабилизации тока и напряжения 2, аналого-цифровой преобразователь 4, модуль GPS 6, схема контроля заряда аккумуляторной батареи 7, клавиатура 8, ФЛЭШ память 9, цифровой индикатор 10, преобразователь интерфейса USB 11, схема контроля питания 12, повышающий преобразователь 13, схема контроля напряжения 16, реле 17 и схема контроля тока 18.

Работа устройства определяется активным и пассивным режимами его работы. В активном режиме работы может быть 7 подрежимов работы: 1 - ввод номера опоры, железнодорожногоперегона. серийного номера устройства защиты опоры; 2 - измерение напряжения срабатывания (пробоя) устройства защиты опоры; 3 - измерение потенциала «рельс-земля»; 4 - снятие потенциальной диаграммы; 5 - просмотр параметров модуля GPS; 6 - просмотр архива измерений; просмотр и изменение установок устройства. В пассивном режиме работы с выхода вычислителя 5 поступают данные на схему контроля питания 12, которая отключает все периферийные модули, снижая потребление тока до 40 мкА. В этом режиме экран цифрового индикатора 10 выключен, анализируется лишь нажатие клавиши «F» клавиатуры 8. Нажатие клавиши «F» переводит устройство в активный режим работы.

Если в течение 2±0,1 минут не нажимать ни одной клавиши, из активного режима устройство автоматически снова переходит в пассивный режим.

Устройство контроля обеспечивает обработку и регистрацию вводимых данных с клавиатуры 10. В основное окно экранного меню устройство переходит при его включении и при нажатии на кнопку «ESC» на клавиатуре 10 в других режимах.

В активном режиме работы устройства через экранное меню цифрового индикатора 10 нажатие клавиш либо либо клавиши «ENTER» меняет индикацию между номером опоры и статусом прибора, нажатие клавиш с цифрами «0»…«9» на клавиатуре 8 обеспечивает ввод номера опоры, на которой установлен устройство защиты опоры, номер может содержать цифры от «0» до «9» и точку, например «0257.01». После ввода номера опоры нажатие клавиши «ENTER» обеспечивает подтверждения ввода данных, нажатие клавиши «ESC» отменяет ввод данных. После ввода номера опоры устройство переходит к редактированию номера ЖД-перегона на котором установлена опора, затем к редактированию серийного номера устройства защиты опоры. Нажатием клавиши «ENTER» на клавиатуре 8 после ввода серийного номера элемента защиты опоры заканчивается режим ввода данных. Нажатием клавиши «ENTER» или устройство переходит к подрежиму «измерение напряжения срабатывания (пробоя) устройства защиты опоры». Во время процесса тестирования устройства защиты опоры на экране цифрового индикатора 10 отображается оцифрованное значение формируемого генератором пилообразного напряжения 14 нарастающего высокого напряжения. По окончании измерения на экране цифрового индикатора 10 высвечивается напряжение срабатывания (пробоя) устройства защиты опоры и результат измерения записывается в ФЛЭШ память 9 устройства совместно с номером опоры, номером железнодорожного перегона, серийного номера элемента защиты, даты, времени, координат GPS.

При измерении испытательного напряжения срабатывания (пробоя) элемента защиты вычислитель 5 подает сигнал широтно-импульсной модуляции (ШИМ) на частоте 15 кГц с возрастающим заполнением на генератор пилообразного напряжения 14, который преобразует сигнал ШИМ в высокое напряжение, зависящее от коэффициента заполнения ШИМ. Это высокое напряжение поступает на выходные клеммы 1 и 2 и одновременно на схему контроля напряжения 16. По измеренному напряжению вычислителем 5 производится коррекция текущего значения ШИМ для линеаризации пилообразного напряжения, при этом выходное напряжение плавно возрастает от 0 до 3048 В со скоростью нарастания высокого напряжения 100±20 В/с. В момент срабатывания (пробоя) элемента защиты ток в цепи измерения резко возрастает и через схему контроля тока 18 обрабатывается и поступает на вычислитель 5, при этом напряжение, в момент срабатывания (пробоя) элемента защиты фиксируется вычислителем как результат измерения напряжения пробоя, а сигнал ШИМ снимается, отключая генератор пилообразного напряжения 14 и обеспечивая снижение выходного напряжения до нуля за время около одной секунды.

Если при формировании испытательного напряжения возникает ток утечки, и он плавно (не скачкообразно) достигнет значения более 1 мА, то на индикатор выводится надпись «Ток утечки > 1 мА» и генератор пилообразного напряжения 14 отключается, результат измерения записывается в ФЛЭШ память 9 устройства. Если срабатывание (пробой) устройства защиты опоры не зафиксировано в течение более чем 20 секунд на экране цифрового индикатора 10 выводится информация в виде пробела и результат измерения записывается в ФЛЭШ память 9 устройства. Нажатие на клавишу «ESC» клавиатуры 8 обеспечивает выход устройства из режима измерения в основное окно экранного меню. Для следующего (повторного) измерения необходимо нажать клавишу «•» (точка) или «ENTER». Если в процессе измерения нажать клавишу «ESC», измерение прервется, высокое напряжение снимется с зажимов и на экране индикаторного устройства отобразится надпись «отмена»

Подрежим «измерение потенциала «рельс-земля» и снятие потенциальной диаграммы «рельс-земля» запускается после выбора из основного режима стрелками клавиатуры 8 пункта «Измерение потенциала рельс - земля» и нажать клавишу , после чего на экране цифрового индикатора 10 появится надпись « Вх.напряж.». Значение измеряемого потенциала «рельс-земля» в виде трех значащих цифр со знаком отображаются на экране цифрового индикатора 10. Для запуска процедуры снятия потенциальной диаграммы необходимо нажать клавишу или «ENTER» на клавиатуре 8 На экране цифрового индикатора 10 каждые 10±1 секунд будут последовательно отображаться текущий отсчет времени и результат измерения потенциала «рельс-земля». При достижении очередного интервала в 10±1 секунд, значение времени и потенциала сдвигаются на одну строчку вверх, таким образом, на экране цифрового индикатора 10 присутствуют текущее и три предыдущих отсчета измерения потенциала «рельс-земля». По окончании процесса снятия потенциальной диаграммы «рельс-земля», измерения сохраняются в ФЛЭШ памяти 9 устройства. Для досрочного возврата из режима снятия потенциальной диаграммы «рельс-земля» необходимо нажать клавиши либо «ESC». Устройство оснащено модулем GPS 6. Если прибор был выключен более 30 минут, то при включении происходит «теплый» старт системы GPS, данные о местоположении будут доступны не ранее, чем через 35 секунд. Если прибор был выключен менее 30 минут, то произойдет «горячий» старт, и данные о местоположении будут доступны через 1-2 секунды. Эти цифры относятся к расположению прибора на открытой местности. Для перехода к просмотру параметров режима GPS необходимо из основного режима работы прибора стрелками выбрать пункт «Параметры системы GPS» и нажать клавишу На экране цифрового индикатора 10 отображается текущая широта и долгота местонахождения устройства. Клавишами можно выбрать экран дополнительных параметров GPS: количество видимых спутников; горизонтальный геометрический фактор ухудшения точности; режим работы («1» - определение координат невозможно, «2» - определяются две координаты, «3» - определяются три координаты); статус данных («А» - данные достоверны, «V» - данные недостоверны). Для выхода из режима необходимо нажать клавиши либо «ESC». Устройство позволяет проводить просмотр архива измерений, для этого из основного режима стрелками выбрать пункт «Просмотр архива измерений» и нажать клавишу На экране цифрового индикатора 10 появится запись последнего сохраненного измерения значения напряжения срабатывания (пробоя) устройства защиты опоры, либо значение напряжения снятой потенциальной диаграммы «рельс-земля».

В подрежиме «Просмотр архива измерений» в основном окне экранного меню клавишами можно листать записи результатов измерений. Если текущая запись -запись измерения напряжения срабатывания (пробоя) элемента защиты, то на экране цифрового индикатора 10 отобразятся номер записи всего записей, время измерения, дата измерения, результат измерения. Поочередно нажимая стрелку «-*» на экране цифрового индикатора 10 выводятся номер опоры, номер железнодорожного перегона, серийный номер элемента защиты, далее координаты GPS и дополнительные параметры GPS для данного измерения.

Если текущая запись - запись потенциальной диаграммы «рельс-земля», то для просмотра данных текущей диаграммы необходимо нажать клавишузатем клавишамиможно «листать» значения точек диаграммы.

Нажатие на клавишулибо «ESC» обеспечивает выход из режима. В основном окне экранного меню клавишами выбирается подрежим и клавишей активируется подрежим «Установки прибора», в котором выбирается нужная установка в следующем порядке; калибровка прибора по напряжению, уровень напряжения аккумуляторной батареи, просмотр состояния памяти прибора, стирание памяти, калибровка нуля, установка смещения времени по Гринвичу, генерация высокого напряжения для поверки прибора, вывод информации о версии прибора, служебная информация.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в обеспечении повышения уровня автоматизации контроля измерений путем автоматической регистрации и хранения результатов измерения, обеспечения возможности передачи полученных данных на внешнее вычислительное устройство, например персонального компьютера, для автоматизированной обработки данных, а также увеличение диапазона контроля статического напряжения пробоя до 3000 В и диапазона измерения потенциала «рельс-земля» до ±3000 В. при этом в устройстве обеспечивается режим энергосбережения путем автоматического контроля уровня заряда аккумуляторной батареи и отключения внутренних модулей до момента активации режима включения устройства, что повышает период эксплуатации устройства.

В процессе измерения пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети железных дорог и измерения потенциала «рельс-земля» получены результаты измерения пробивного напряжения (Фиг. 2) и измерены потенциалы «рельс-земля» и снята потенциальная диаграмма «рельс-земля» (Фиг. 3).

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для использования в промышленности, именно, на электрифицированной железной дороге на участках с тягой как на постоянном, так и переменном токе,

- для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте нижеизложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных в заявке или известных до даты приоритета средств и методов;

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию «промышленная применимость» по действующему законодательству.

Таким образом, заявленное изобретение позволяет создать устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети электрифицированных железных дорог и измерения потенциалов «рельс-земля» на участках с тягой, как на постоянном, так и переменном токе, имеющего высокий уровень автоматизации контроля путем обеспечения автоматической регистрации и хранения результатов контроля и исключения внесения ошибок оператором при измерениях, возможности снятия полученных данных па внешнее вычислительное устройство типа персональный компьютер для автоматизированной обработки данных, а также увеличение диапазона контроля статического напряжения пробоя и диапазона измерения потенциала «рельс-земля» при этом в устройстве обеспечивается режим энергосбережения за счет автоматического контроля уровня заряда аккумуляторной батареи и отключения внутренних модулей до момента активации режима включения устройства, что повышает период эксплуатации устройства.

Похожие патенты RU2795909C1

название год авторы номер документа
Устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети и измерения потенциала "рельс-земля" на электрифицированных железных дорогах 2023
  • Шульц Валерий Генрихович
RU2816840C1
КОММУТИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2019
  • Наседкин Владислав Борисович
  • Грозин Андрей Викторович
  • Скоз Андрей Анатольевич
  • Казаков Константин Викторович
RU2719630C1
Система контроля за блуждающими токами 2021
  • Дегтярев Артем Валерьевич
RU2782237C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИСКРОВОГО ПРОМЕЖУТКА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Несенюк Татьяна Анатольевна
  • Пятецкий Игорь Александрович
RU2769631C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ СВАРНЫХ ШВОВ РЕЛЬСОВ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ И ПРИБОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2742599C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2023
  • Калинчук Юрий Анатольевич
RU2807456C1
СПОСОБ БЕСКОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА НЕЛИНЕЙНЫХ ИСКАЖЕНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ И ТОКА В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2009
  • Башкуев Юрий Буддич
  • Хаптанов Валерий Бажеевич
  • Адвокатов Виктор Рабданович
RU2399920C1
Устройство для измерения пробивного напряжения лавинного фотодиода 1982
  • Барков Виктор Борисович
  • Крутоголов Юрий Кузьмич
  • Лебедева Людмила Васильевна
SU1033992A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ В ЗОНЕ ДЕЙСТВИЯ БЛУЖДАЮЩИХ ТОКОВ 2005
  • Григорович Константин Константинович
  • Самошин Игорь Иванович
RU2287832C1
Устройство контроля пробивного напряжения МДП-структур 1980
  • Адаскин Михаил Давидович
  • Мишин Валерий Сергеевич
SU958986A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 795 909 C1

Реферат патента 2023 года Устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети и измерения потенциала "рельс - земля" на электрифицированных железных дорогах

Изобретение относится к измерительной технике для контроля статического напряжения пробоя устройств защиты опор контактной сети железных дорог и для измерения потенциала «рельс-земля». Устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети железных дорог и измерения потенциала «рельс - земля» содержит автономный источник питания, операционный усилитель, генератор пилообразного напряжения с выводом, подключаемым к средству защиты опор, систему стабилизации тока и напряжения, аналого-цифровый преобразователь, цифровой вычислитель, систему определения координат, контроля заряда источника питания, контроля тока, контроля питания, систему контроля напряжения, преобразователь интерфейса, клавиатуру, ФЛЭШ-память, индикатор и реле. Система контроля напряжения через последовательно соединенные делитель напряжения, генератор пилообразного напряжения и повышающий преобразователь соединена с автономным источником питания. Выходы цифрового вычислителя связаны с преобразователем интерфейса, клавиатурой, ФЛЭШ-памятью, индикатором и реле, соединенным с повышающим преобразователем. Технический результат заключается в обеспечении автоматизации контроля и хранения результатов измерения с определением координат. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 795 909 C1

Устройство контроля пробивного напряжения средств защиты опор контактной сети железных дорог и измерения потенциала «рельс - земля», содержащее автономный источник питания, операционный усилитель, вывод которого соединен с входом аналого-цифрового преобразователя, генератор пилообразного напряжения с выводом, подключаемым к средству защиты опор, и индикатор, отличающееся тем, что в устройство введена система стабилизации тока и напряжения, соединенная с автономным источником питания, операционным усилителем и аналого-цифровым преобразователем, соединенным с введенным в устройство цифровым вычислителем, входы которого связаны с автономным источником питания, с введенными в устройство системами: определения координат, контроля заряда источника питания, контроля тока, контроля питания и системой контроля напряжения, которая через последовательно соединенные делитель напряжения, генератор пилообразного напряжения и повышающий преобразователь соединена с автономным источником питания, а выходы цифрового вычислителя связаны с введенными в устройство преобразователем интерфейса, клавиатурой, ФЛЭШ-памятью, индикатором и реле, соединенное с повышающим преобразователем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795909C1

Способ обогащения пищевых продуктов защитными факторами питания 1948
  • Брайнес Л.Н.
SU75478A1
ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО СЧЕТНО-ИМПУЛЬСНОЙ СИСТЕМЫ ТЕЛЕИЗМЕРЕНИЯ 1946
  • Михайлов И.И.
SU69462A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЦЕПИ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2004
  • Калинчук Ю.А.
  • Санников Д.В.
  • Подольский В.И.
  • Верхулевский К.М.
RU2260810C1
CN 111579941 A, 25.08.2020.

RU 2 795 909 C1

Авторы

Наседкин Владислав Борисович

Жарова Елена Егоровна

Воробьев Михаил Анатольевич

Даты

2023-05-15Публикация

2022-11-29Подача