Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области рулевых приводов летательных аппаратов и может быть использовано для испытаний рулевых приводов (РП) с целью имитации нагрузок, действующих со стороны аэродинамической поверхности.
Уровень техники
Известен «Узел нагружения» (см. патент RU 119827 U1, F15B 15/26, опубликован 27.08.2012), выбранный в качестве прототипа.
Узел нагружения предназначен для создания нагрузок при испытаниях рулевых машин. Он содержит корпус, шток, пружины, крышки, эластичные кольца, поджимаемые регулирующими натяг упорами, упоры в средней части на корпусе и на штоке, равные по ширине, и снабжен имитатором регулируемой нагрузки, выполненным в виде плавающих поршней остановленных на средние упоры на корпусе и на штоке, при этом пружины одним торцом опираются на плавающие поршни, другим торцом опираются на крышки, а в полости корпуса под плавающие поршни подведен воздух под давлением.
Узел нагружения работает следующим образом. К штоку узла нагружения стыкуется шток рулевой машины, при среднем положении их штоков. При этом узел нагружения и рулевая машина закреплены на неподвижном кронштейне. При действии силы от рулевой машины шток узла нагружения втягивается, при этом упор на штоке действует на плавающий поршень, который преодолевает усилие пружины, а также усилие, возникающее на поршне от давления воздуха. При обратном ходе штока, плавающий поршень опирается на упор корпуса, а шток преодолевает усилие от противоположной пружины и давление воздуха под противоположным плавающим поршнем. Задавая разные давления воздуха, подаваемые в полости под плавающими поршнями можно получить разные нагрузки на штоке рулевой машины.
Недостатки прототипа:
- нелинейность нагрузочной характеристики узла, связанная с политропными процессами в воздухе под поршнями, при этом показатель политропы существенно меняется в зависимости от скорости перемещения штока;
- узел способен создавать только компенсирующие (возвращающие в нейтральное положение) нагрузки;
- наличие трения между уплотнениями поршней и штока, которое зависит от давления уплотняемого воздуха, от шероховатости уплотняемых поверхностей, от наличия и состояния смазки, от старения эластомерного материала уплотнений;
- при испытании РП, выходное звено которого является вращательным, данный узел будет создавать паразитные нагрузки на вал привода, которые могут исказить результаты испытаний;
- необходимость иметь оборудование для подготовки и подачи сжатого воздуха, регулирования его давления.
Раскрытие сущности изобретения
Технический результат, который устраняет указанные выше недостатки, заключается в использовании для нагружения вала РП двух зеркально-симметричных четырехзвенных плоских рычажных механизмов и упругих элементов (торсионов), при этом зеркальность обеспечивает компенсацию сил, действующих на вал привода со стороны нагружающего механизма. Все шарниры могут быть выполнены в виде подшипников качения, что позволит минимизировать влияние трения на получаемые характеристики испытываемого привода. Торсионы, при помощи рычагов закрепленных на неподвижных концах торсионов и регулируемой тяги, могут быть закручены с неким предварительным моментом, при этом в зависимости от направления и величины предварительной закрутки торсионов может быть обеспечен, как компенсирующий (стремящийся вернуть привод в нейтральное положение) шарнирный момент с различным градиентом, так и перекомпенсирующий (стремящийся вывести привод из нейтрального положения).
Минимальное отклонение нагрузочной характеристики от линейности обеспечивается подбором кинематических параметров механизма и жесткости торсионов.
Краткое описание чертежей
Сущность изобретения поясняется чертежами. На Фиг.1 показана кинематическая схема стенда. Она включает в себя раму 1, имитатор аэродинамической поверхности 2, который устанавливается на выходном валу РП и имитирует момент инерции аэродинамической поверхности, две серьги 3, подвижные рычаги торсионов 4, торсионы 5, неподвижные рычаги торсионов 6, регулируемую тягу 7.
На Фиг. 2 показана кинематическая схема стенда (без торсионов 5, рычагов 6 и тяги 7) в нейтральном и отклоненном положении и даны обозначения кинематических параметров механизма.
Осуществление изобретения
Стенд работает следующим образом.
Торсионы 5, при помощи рычагов 6 и регулируемой тяги 7, закручены с предварительным моментом , который через рычаги 4 создает усилия на серьги 3, при этом если усилие растягивает серьгу, то стенд создает компенсирующую нагрузку, если сжимает ее, то – перекомпенсирующую. В нейтральном положении линия действия сил проходит через ось привода и момент, действующий на привод со стороны стенда, равен нулю.
При повороте вала РП вместе с имитатором 2 в любую сторону от нейтрального положения серьга 3 так же поворачивается и между осью привода и линией действия силы появляется плечо, таким образом, на привод со стороны стенда начинает действовать момент.
Определим соотношение кинематических параметров механизма и жесткости торсионов, при котором обеспечивается минимальное отклонение нагрузочной характеристики от линейности.
Угол отклонения имитатора 2, как правило, не превышает , в связи с чем, при длине серьги 3 и длине рычага 4 , угол отклонения рычагов 4 не превышает , а вертикальные перемещения шарниров соединяющих серьги 3 и рычаги 4 менее от длины рычага 4, что позволяет пренебречь этим перемещением при расчетах.
Приведенный к валу РП момент торсионов определим из равенства работ на элементарных приращениях углов отклонения имитаторов 2 и рычагов 4:
,
Где – крутильная жесткость торсиона.
Тогда:
.
Зависимость определим следующим образом:
.
С учетом малости углов , угол определим следующим образом:
.
Тогда:
;
.
Представим данные зависимости через разложение в ряд Маклорена, при этом степени с показателем более 3 исключаем ввиду их малости:
;
.
Тогда:
.
Слагаемое, содержащее , исключаем ввиду его малости, тогда:
.
Обратим внимание, что выражение приведенного момента торсионов содержит линейную составляющую и два слагаемых содержащих , при этом эти слагаемые имеют противоположный знак. Таким образом, возможно выразить величину угловой жесткости торсионов , которая обеспечит минимально возможное отклонение нагрузочной характеристики стенда от линейности:
.
Тогда нагрузочная характеристика стенда определяется выражением:
,
Где К - тангенс угла наклона нагрузочной характеристики (градиент шарнирного момента), который зависит только от момента предварительной закрутки торсионов:
.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для имитации нагрузки приводов раскрытия трансформируемых конструкций космических аппаратов | 2023 |
|
RU2801954C1 |
НАГРУЗОЧНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ РУЛЕВОЙ МАШИНЫ | 2020 |
|
RU2755375C1 |
Способ управления рулевыми поверхностями аэродинамической модели самолета | 2019 |
|
RU2731425C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ШАРНИРНЫХ ПОДШИПНИКОВ | 2021 |
|
RU2783793C1 |
Боевой механизм ткацкого станка | 1979 |
|
SU829742A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ СОЧЛЕНЕНИЙ РУКАВОВ ВТУЛКИ С КОРПУСОМ ВТУЛКИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 2022 |
|
RU2795551C1 |
Боевой механизм ткацкого станка | 1990 |
|
SU1730248A1 |
Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления | 1989 |
|
SU1735734A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ПЕРЕДАТОЧНОГО МЕХАНИЗМА ПРИВОДА АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО РУЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2000 |
|
RU2158909C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С УПРАВЛЕНИЕМ КРЕНОМ | 2003 |
|
RU2264306C2 |
Изобретение относится к области рулевых приводов летательных аппаратов и может быть использовано для испытаний рулевых приводов с целью имитации нагрузок, действующих со стороны аэродинамической поверхности. Стенд содержит два зеркально-симметричных четырехзвенных плоских рычажных механизма и упругие элементы – торсионы для нагружения вала рулевого привода. При этом зеркальность обеспечивает компенсацию сил, действующих на вал привода со стороны нагружающего механизма. Торсионы при помощи рычагов, закрепленных на неподвижных концах торсионов, и регулируемой тяги могут быть закручены с предварительным моментом. В зависимости от направления и величины предварительной закрутки торсионов может быть обеспечен как компенсирующий (т.е. стремящийся вернуть привод в нейтральное положение) шарнирный момент с различным градиентом, так и перекомпенсирующий (стремящийся вывести привод из нейтрального положения). Достигается повышение точности испытаний. 2 ил.
Стенд нагрузочный для испытания рулевых приводов летательного аппарата, содержащий раму, имитатор аэродинамической поверхности, серьги, торсионы с подвижными и неподвижными рычагами, регулируемую тягу, отличающийся тем, что стенд содержит только механическую систему, представляющую собой два зеркально-симметричных четырехзвенных плоских рычажных механизма и два торсиона с механизмом предварительной закрутки, с возможностью имитации различных аэродинамических шарнирных моментов и градиентов шарнирного момента.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРАДУИРОВКИ ТЕНЗОМЕТРОВ | 0 |
|
SU182921A1 |
Аксиально-поршневой насос переменной производительности | 1960 |
|
SU142487A1 |
US 11479371 В1, 25.10.2022. |
Авторы
Даты
2023-06-23—Публикация
2023-01-26—Подача