Изобретение относится к области авиации, а именно к многофункциональным однодвигательным сверхзвуковым самолетам.
Известен многорежимный высокоманевренный самолет интегральной аэродинамической компоновкой (патент RU 2400402, опубликован 27.09.2010, МПК В64С 30/00, В64С 1/22), содержащий фюзеляж, средняя часть которого плавно сопряжена со стреловидными консолями крыла, головную и хвостовую часть фюзеляжа, цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение в хвостовой части фюзеляжа. Самолет характеризуется тем, что средняя часть фюзеляжа интегрирована с центропланом крыла и выполнена уплощенной в вертикальном направлении, а ее внешняя поверхность в продольном направлении образована набором аэродинамических профилей с высокими строительными высотами, обеспечивающими размещение внутри фюзеляжа встроенных грузовых отсеков, при этом верхняя поверхность фюзеляжа выполнена сопряженной с внешней поверхностью фонаря и расширяющейся на участке от фонаря к хвостовой части фюзеляжа самолета с уменьшением кривизны.
Известен самолет интегральной аэродинамической компоновки (патент RU 2440916, опубликован 27.01.2012, МПК B64D 27/20, B64D 33/02), содержащий фюзеляж, крыло, консоли которого плавно сопряжены с фюзеляжем, горизонтальное и вертикальное оперение, двухдвигательную силовую установку, характеризующийся тем, что фюзеляж снабжен наплывом, расположенным над входом в воздухозаборники двигателей и включающим управляемые поворотные части, при этом средняя часть фюзеляжа выполнена уплощенной и образована в продольном отношении набором аэродинамических профилей, мотогондолы двигателей разнесены друг от друга по горизонтали, а оси двигателей ориентированы под острым углом к плоскости симметрии самолета по направлению полета.
Известен многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью (патент RU 2502643, опубликован 27.12.2013, МПК B64D 7/00, B64D 27/16, содержащий планер, двухдвигательную силовую установку и комплекс бортового оборудования.
Известен сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками (патент RU 2583824, опубликован 10.05.2016, МПК B64D 7/08, В64С 30/00), содержащий фюзеляж, в нижней части которого выполнены крупногабаритные продольные вырезы для тандемно расположенных грузовых отсеков.
Принятые в аналогах технические решения не позволяют обеспечить достаточный уровень эксплуатационной технологичности и характеризуются повышенной трудоемкостью и продолжительностью технического обслуживания. Не обеспечивается удобный подход к нишам основных опор (опор) шасси (ООШ), где располагаются узлы технического обслуживания. Процесс монтажа и демонтажа двигателя трудоемкий и обеспечивается с применением дополнительных приспособлений для верхних поверхностей. На эксплуатационных люках присутствует большое количество крепежных элементов, характеризующихся наиболее трудоемким процессом открытия/закрытия люков, что приводит к увеличению продолжительности демонтажа и монтажа крышек эксплуатационных люков. Плотная компоновка блоков и агрегатов на борту самолета приводит к необходимости демонтажа соседних блоков и агрегатов при техническом обслуживании и устранении неисправностей. Для демонтажа силовой установки требуется частичный демонтаж силовых элементов (секции шпангоута).
Техническая задача, на достижение которой направлено изобретение, заключается в устранении недостатков известных из уровня техники летательных аппаратов и создании легкого тактического самолета, характеризующегося удобством эксплуатации и обладающего наименее трудоемкими и продолжительными операциями по обслуживанию самолета.
Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении удобства и безопасности технической эксплуатации и обслуживания легкого тактического самолета, в том числе при устранении неисправностей, а также сокращения времени на проведение данных мероприятий.
Приведенный технический результат достигается настоящим изобретением. Многофункциональный одно двигательный сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж, крыло, силовую установку, фонарь с пневмосистемой открытия, опоры шасси, расположенные в нишах, системы гидро- и электроснабжения, узлы технического обслуживания, размещенные в нишах опор, бортовое оборудование, размещенное в отсеках внутри фюзеляжа. Самолет характеризуется тем, что узлы обслуживания самолета по заправке топливом и маслом, подключению наземного источника кондиционирования и электропитания, наземной подготовки вооружения, управления створками грузовых отсеков, заземления и наземного переговорного устройства расположены в нишах левой и/или правой основных опор шасси с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств, створки ниш опор шасси установлены с возможностью их открытия к оси симметрии самолета, при этом блоки бортового радиоэлектронного оборудования, требующие высокой частоты проведения мероприятий по эксплуатационному обслуживанию, расположены в отсеках внутри фюзеляжа, за нишей правой и/или левой опорой шасси по направлению движения самолета с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств и закрыты крышками эксплуатационных люков с использованием четвертьоборотных замков креплений крышки, а конструкция самолета выполнена таким образом, что для демонтажа силовой установки не требуется демонтаж других силовых элементов самолета.
Самолет дополнительно характеризуется тем, что система заправки кислородом, система заправки пневмосистемы открытия фонаря и аварийного выпуска шасси, технологические разъемы бортового оборудования расположены в нише передней опоры шасси, а распределительные устройства и коробки контакторов расположены в верхней части ниши опоры шасси с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 представлен вид опоры шасси и узлы технического обслуживания самолета (пример), расположенные в ее нише, где 1 - точка подключения наземного источника электроснабжения, 2 - точка подключения наземного источника кондиционирования, 3 - пульт наземной подготовки вооружения, 4 - пульт управления створками грузовых отсеков, 5 - штуцер закрытой заправки маслом двигателя, 6 - штуцер централизованной заправки топливом.
На фиг.2 представлен вид самолета спереди, где 7 - створки правой и левой ниш основных опор шасси представлены в открытом положении.
Ниши правой и левой основных опор шасси самолета закрыты в полете створками. На земле эти створки находятся всегда в открытом положении. В предлагаемом техническом решении створки правой и левой ниш опор шасси открываются к оси симметрии самолета, что обеспечивает удобный подход специалисту к нише и позволяет повысить безопасность и удобство проведения технического обслуживания самолета.
Перед выполнением поставленных задач самолет проходит предполетную подготовку, в рамках которой специалисту каждый раз требуется доступ к соответствующим узлам технического обслуживания самолета.
В предлагаемом техническом решении узлы технического обслуживания самолета (заправка топливом и маслом двигателя, точка подключения наземного источника кондиционирования, электропитания, заземления, наземного переговорного устройства, наземной подготовки вооружения, управления створками грузовых отсеков др.) расположены в нишах правой и левой опор шасси на высоте, позволяющей обеспечить к ним удобный доступ специалисту с земли без применения дополнительных средств (с высоты человеческого роста). Интервал высоты от 1,7 до 1.9 м. При оперативном техническом обслуживании все необходимые узлы технического обслуживания самолета расположены в местах, не требующих открытия эксплуатационных люков и не снабжены иными закрывающими элементами.
Часть узлов технического обслуживания самолета (заправка пневмосистемы открытия фонаря и аварийного выпуска шасси, заправка и контроль кислородной системы, технологические разъемы бортового оборудования) расположена в нише передней опоры шасси. Предлагаемое расположение узлов технического обслуживания обеспечивает уменьшение продолжительности работ и снижение трудоемкости технического обслуживания и повышает удобство эксплуатации в целом.
В рамках проведения периодического технического обслуживания самолета требуется диагностика, ремонт или замена блоков и агрегатов самолетных систем. Компоновка самолета также предусматривает размещение блоков и агрегатов самолета в зависимости от их эксплуатационной надежности и периодичности выполнения мероприятий по обслуживанию.
К блокам и агрегатам самолета, которые имеют наибольший износ в процессе эксплуатации и требуют периодической замены или требуют высокой частоты технического обслуживания (например, в рамках предполетной подготовки или послеполетного обслуживания), обеспечивается наиболее быстрый и удобный доступ с существенным сокращением времени проведения операций. Так, например, удобство доступа имеют автоматы защиты цепей постоянного тока.
В предлагаемом техническом решении (на чертежах не показано) блоки бортового радиоэлектронного оборудования, требующие высокой частоты проведения мероприятий по диагностике, эксплуатационному обслуживанию или ремонту, расположены внутри фюзеляжа, доступ к ним осуществляется через эксплуатационный люк за нишей правой и/или левой опоры шасси по направлению движения самолета, без применения дополнительных средств, с высоты человеческого роста, интервал высоты от 1,7 до 1.9 м.
Эксплуатационный люк, с размещенными внутри указанными блоками бортового радиоэлектронного оборудования, закрывается крышкой с применением четвертьоборотных замков для закрытия/открытия. Применение четвертьоборотных замков позволило снизить общее количество крепежных элементов за счет увеличения шага их установки, а также уменьшить трудоемкость открытия/закрытия люков и повысить скорость проведения технических операций.
Для реализации мероприятий по техническому обслуживанию не требуется демонтировать блоки бортового оборудования, достаточно подключиться к технологическому разъему, размещенному в нише передней опоры. А для реализации мероприятий по ремонтному обслуживанию блоков, не требуется демонтаж соседних блоков и агрегатов других систем самолета. Такое решение для блоков бортового радиоэлектронного оборудования также обеспечивает уменьшение продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и повышает удобство эксплуатации в целом.
Компоновка элементов самолетных систем, в частности системы электроснабжения (СЭС), обеспечивает удобный подход при обслуживании систем в процессе технической эксплуатации. Агрегаты системы электроснабжения (распределительные устройства и коробки контакторов), требующие постоянного осмотра и контроля, расположены в верхней части ниши ООШ, и имеют свободный доступ.
Предлагаемая конструкция и компоновка самолета позволяет также обеспечить быстрый и удобный монтаж и демонтаж двигателя. Конструкция самолета выполнена таким образом, что для демонтажа силовой установки не требуется демонтаж других силовых элементов самолета. Демонтаж силовой установки осуществляется в направлении «назад и вниз» с помощью специализированной тележки, содержащей каретку и механизм зацепления и транспортировки двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА ПЛАНЕРА МАЛОЗАМЕТНОГО ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА | 2022 |
|
RU2798303C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ | 2023 |
|
RU2807624C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ | 2021 |
|
RU2770885C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БОКОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ ОТСЕКИ | 2022 |
|
RU2801985C1 |
МОДУЛЬНЫЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ | 2022 |
|
RU2807558C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
Многоцелевой вертолет и топливная система вертолета | 2020 |
|
RU2752810C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ГРУЗОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2021 |
|
RU2776617C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ С ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТЬЮ | 2011 |
|
RU2502643C2 |
РАМПОВЫЙ ГРУЗОВОЙ САМОЛЁТ | 2017 |
|
RU2668012C1 |
Изобретение относится к области авиации и касается эксплуатационной технологичности многофункционального однодвигательного сверхзвукового самолета. Самолет включает опоры шасси, расположенные в нишах, системы гидро- и электроснабжения, узлы технического обслуживания, размещенные в нишах опор, бортовое оборудование, размещенное в отсеках внутри фюзеляжа. При этом узлы обслуживания по заправке топливом и маслом, подключению наземного источника кондиционирования и электропитания, наземной подготовки вооружения, управления створками грузовых отсеков, заземления и наземного переговорного устройства расположены в нишах левой и/или правой основных опор шасси с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств. Блоки бортового радиоэлектронного оборудования расположены в отсеках внутри фюзеляжа за нишей правой и/или левой опор шасси по направлению движения самолета с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств и закрыты крышками эксплуатационных люков с использованием четвертьоборотных замков креплений крышки. Причем для демонтажа силовой установки не требуется демонтаж других силовых элементов самолета. Достигается сокращение времени, повышение удобства и безопасности технической эксплуатации и обслуживания легкого тактического самолета. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Многофункциональный однодвигательный сверхзвуковой самолет, содержащий фюзеляж, крыло, силовую установку, фонарь с пневмосистемой открытия, опоры шасси, расположенные в нишах, системы гидро- и электроснабжения, узлы технического обслуживания, размещенные в нишах опор, бортовое оборудование, размещенное в отсеках внутри фюзеляжа, отличающийся тем, что узлы обслуживания самолета по заправке топливом и маслом, подключению наземного источника кондиционирования и электропитания, наземной подготовки вооружения, управления створками грузовых отсеков, заземления и наземного переговорного устройства расположены в нишах левой и/или правой основных опор шасси с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств, створки ниш опор шасси установлены с возможностью их открытия к оси симметрии самолета, при этом блоки бортового радиоэлектронного оборудования, требующие высокой частоты проведения мероприятий по эксплуатационному обслуживанию, расположены в отсеках внутри фюзеляжа, за нишами правой и/или левой опор шасси по направлению движения самолета с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств и закрыты крышками эксплуатационных люков с использованием четвертьоборотных замков креплений крышки, а конструкция самолета выполнена таким образом, что для демонтажа силовой установки не требуется демонтаж других силовых элементов самолета.
2. Многофункциональный однодвигательный сверхзвуковой самолет по п.1, отличающийся тем, что система заправки кислородом, система заправки пневмосистемы открытия фонаря и аварийного выпуска шасси, технологические разъемы бортового оборудования расположены в нише передней опоры шасси.
3. Многофункциональный однодвигательный сверхзвуковой самолет по п.1, отличающийся тем, что распределительные устройства и коробки контакторов расположены в верхней части ниши опоры шасси с возможностью доступа к ним человека без применения дополнительных средств.
US 2019185130 А1, 20.06.2019 | |||
US 9878790 В2, 30.01.2018 | |||
US 10661880 В2, 26.05.2020 | |||
CN 110924852, 27.03.2020 | |||
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2318703C2 |
US 11198522 В2, 14.12.2021. |
Авторы
Даты
2023-07-18—Публикация
2022-12-28—Подача