Изобретение относится к крепежным изделиям, исключающим самопроизвольное отвинчивание гайки, и может быть использовано в силовых и энергетических машинах и установках автомобильной, авиационной, машиностроительной, железнодорожной и других отраслях промышленности, испытывающих вибрационные, ударные нагрузки и тепловое воздействие.
Известно резьбовое соединение, включающее гайку и болт с развальцованным концом стержня (см. книгу Орлова П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. Кн. 2. - М: Машиностроение, 1988. С.139-140, рис. 289 VI).
Недостатком крепежных соединений с развальцованным свободным концом болта является образование глухого неразъемного соединения. При техническом обслуживании или ремонте машин и установок резьбовое соединение срезается и становится непригодным для повторного использования.
Известно также резьбовое соединение, включающее резьбовой стержень с цилиндрической полостью и головкой, гайку и шайбу с опорными поверхностями непараллельными друг другу, см. RU Патент 2007630 МПК F16B 39/00, (1990.01), 1994.
Недостатком известного изобретения является невысокая надежность стопорения резьбового соединения.
Указанный недостаток обусловлен тем, что при тепловом и вибрационном воздействиях на резьбовое соединение деталей происходит ослабление сил трения в местах подклинивания резьбы (в двух противоположных зонах сжатия и растяжения резьбового стержня у основания гайки). Напряжения, возникающие в резьбовом соединении при изгибе, и изменение формы поперечного сечения стержня, вызванные действием этих напряжений, незначительны, поскольку ограничены областью действия упругих деформаций.
Наиболее близким по технической сущности является стопорящееся резьбовое соединение, содержащее болт с резьбовым стержнем, гайку с удлиненным «воротником» и контргайку, вворачиваемую в нарезное отверстие гайки (см. книгу Орлова П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. Кн. 2. - М: Машиностроение, 1988. С.140-141, рис. 294).
Недостатком известного технического решения является низкая надежность стопорения резьбового соединения.
Указанный недостаток обусловлен тем, что при затяжке контргайка, упираясь в торец резьбового стержня, вытягивает основную гайку и уменьшает величину сил трения между витками резьбы в осевом направлении.
Технической задачей изобретения является повышение надежности стопорения резьбового соединения при воздействии значительных нагрузок вибрационного и ударного характера, в том числе в условиях высокой температуры, за счет создания напряжений в радиальном и осевом направлениях резьбового стержня и основной гайки.
Техническая задача решается тем, что стопорящееся резьбовое соединение содержит стержень с резьбовой частью, основную гайку с удлиненным «воротником» и контргайку с глухим отверстием, причем на «воротник» с наружной стороны нарезана резьба, контргайка выполнена с внутренней резьбой и снабжена усеченным коническим элементом, размещенным внутри глухого отверстия, стержень выполнен с цилиндрической полостью и прорезями, причем усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать расширение конца стержня.
В дополнительных аспектах раскрыто, что для стального соединения диаметр цилиндрической полости составляет 0,65-0,70 диаметра резьбовой части, глубина прорезей превышает длину резьбовой части на 1,5-2,0 шага резьбы, усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать упругое расширение конца стержня, усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать пластическое расширение конца стержня.
Решение технической задачи позволяет обеспечить технический результат, заключающийся в надежной фиксации основной гайки от самоотвинчивания за счет возникновения упругих или пластических деформаций резьбового стержня при взаимодействии с контргайкой.
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 представлен общий вид резьбового соединения; на фиг.2 - резьбовое соединение без контргайки; на фиг.3 - разрез А-А, на которых
1 - болт с резьбовым стержнем,
2 - основная гайка,
3 - «воротник» основной гайки,
4 - контргайка,
5 - первая деталь,
6 - вторая деталь,
7 - цилиндрическая полость,
8 - прорези,
9 - сегменты болта, формируемые прорезями,
10 - усеченный конический элемент.
Резьбовое соединение включает: болт с резьбовым стержнем 1, основную гайку 2 с «воротником» 3, контргайку 4, соединяемые детали 5, 6.
Конец резьбового стержня 1 выполнен с цилиндрической полостью 7 и прорезями 8, делящими образовавшееся резьбовое кольцо на сегменты 9. диаметр цилиндрической полости составляет 0,65-0,70 диаметра резьбового стержня, а глубина прорезей превышает длину резьбовой части стержня на 1,0-1,5 шага резьбы.
На «воротник» 3 основной гайки 2 с наружной части нарезана резьба.
Контргайка 4 выполнена глухой с соосным усеченным коническим элементом 10 и внутренней резьбой, соответствующей основным размерам наружной резьбы «воротника» 3.
Стопорящееся резьбовое соединение работает следующим образом. В отверстия деталей 5, 6 вставляют болт и на резьбовой стержень 1 навинчивают основную гайку 2, при затягивании которой с определенным усилием поджимаются соединяемые детали. На резьбовую часть «воротника» 3 навинчивают контргайку 4 с введением усеченного конического элемента 10 в цилиндрическую полость 7 резьбового стержня. Образовавшееся резьбовое кольцо делят прорезями 8 на сегменты 9. При затягивании контргайки 4 конический элемент 10, перемещаясь вглубь цилиндрической полости 7, раздвигает сегменты 9 резьбового кольца.
Если стопорение осуществляется в области действия упругих деформаций, то заклинивание резьбы обеспечивается в радиальном направлении за счет смещения сегментов 9, а контргайка фиксируется в цилиндрической полости за счет сил трения в соединении на конус.
В случае если стопорение осуществляется в области пластических деформаций, то отгибаясь, сегменты 9 надежно заклинивают резьбовое соединение в осевом направлении. При отогнутых сегментах 9 контргайка 4 может быть свинчена, что облегчит конструкцию резьбового соединения.
Нижняя граница диаметра dц=0,65 мм обусловлена жесткостью сегментов резьбового кольца, а верхняя граница диаметра dц=0,70 мм - их прочностью.
Прорези 7 превышают длину резьбовой части стержня 1 на 1,0-1,5 шага резьбы. Нижняя граница превышения длины на 1,0 шага резьбы обусловлена упругостью материала, а верхняя граница 1,5 шага резьбы - его пластичностью.
При разборке соединения, в случае действия упругих деформаций, последовательно свинчивают контргайку 4 (сегменты 9 возвращаются в исходное положение) и основную гайку 2.
При разборке соединения, в случае действия пластических деформаций, после свинчивания контргайки 4 обжимают конец резьбового стержня 1, после чего свинчивают основную гайку 2. Резьбовое соединение можно использовать многократно.
Заявляемое стопорящееся резьбовое соединение поясняется примером конкретного исполнения.
Соединяемые детали 5, 6 фиксируются стопорящимся резьбовым соединением, например, с метрической резьбой M16 (ГОСТ 24705-2004).
Резьбовой стержень 1 болта M16 (ГОСТ 7798-70) с крупным шагом резьбы р=2 мм имеет запас резьбы а=4 мм и фаску z=2 мм (ГОСТ 10549-80). Суммарная длина резьбовой части стержня составляет lс=6 мм. Конец резьбового стержня 1 выполнен с цилиндрической полостью 6 и прорезями 7. Диаметр цилиндрической полости составляет 0,65-0,70 диаметра резьбовой части стержня.
Основная шайба 2 выполнена особо высокой по ГОСТ 15525-70 с размером под ключ S=24 мм и проточкой «воротника» 3 под резьбу М24 с мелким шагом р=2 мм.
Контргайка 4 выполнена с глухим отверстием и соосным усеченным коническим элементом 10, размещенным в отверстии. Резьбовая часть контргайки имеет параметры М24х2 и размер под ключ S=36 мм.
Таким образом, повышение надежности стопорения резьбового соединения при воздействии значительных нагрузок вибрационного и ударного характера, в том числе в условиях высокой температуры, может быть обеспечено за счет создания напряжений в радиальном и осевом направлениях резьбового стержня и основной гайки, обусловленных упругими или пластическими деформациями резьбового стержня, взаимодействующего с контргайкой.
Изобретение относится к крепежным изделиям, исключающим самопроизвольное отвинчивание гайки, и может быть использовано в силовых и энергетических машинах и установках автомобильной, авиационной, машиностроительной, железнодорожной и других отраслях промышленности, испытывающих вибрационные, ударные нагрузки и тепловое воздействие. Стопорящееся резьбовое соединение содержит стержень с резьбовой частью, основную гайку с удлиненным воротником и контргайку с глухим отверстием. На воротник с наружной стороны нарезана резьба. Контргайка выполнена с внутренней резьбой и снабжена усеченным коническим элементом, размещенным внутри глухого отверстия. Стержень выполнен с цилиндрической полостью и прорезями. Усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать расширение конца стержня. Технический результат: повышение надежности стопорения резьбового соединения при воздействии значительных нагрузок вибрационного и ударного характера, в том числе в условиях высокой температуры. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Стопорящееся резьбовое соединение, содержащее:
стержень с резьбовой частью, основную гайку с удлиненным воротником и контргайку с глухим отверстием, отличающееся тем, что
на воротник с наружной стороны нарезана резьба,
контргайка выполнена с внутренней резьбой и снабжена усеченным коническим элементом, размещенным внутри глухого отверстия,
стержень выполнен с цилиндрической полостью и прорезями,
причем усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать расширение конца стержня.
2. Соединение по п. 1, в котором диаметр цилиндрической полости составляет 0,65-0,70 диаметра резьбовой части.
3. Соединение по п. 2, в котором глубина прорезей превышает длину резьбовой части на 1,5-2,0 шага резьбы.
4. Соединение по п. 1, в котором усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать упругое расширение конца стержня.
5. Соединение по п. 1, в котором усеченный конический элемент, полость и прорези выполнены с возможностью при закручивании контргайки обеспечивать пластическое расширение конца стержня.
Устройство для затяжки и стопорения резьбового соединения | 1984 |
|
SU1293376A1 |
Устройство для затяжки и стопорения резьбового соединения | 1978 |
|
SU669103A1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743635C1 |
Устройство для затяжки и стопорения резьбового соединения | 1984 |
|
SU1257308A1 |
JP 2005207563 A, 04.08.2005. |
Авторы
Даты
2023-08-22—Публикация
2023-04-24—Подача