Способ детонационной работы двухрежимного поршневого двигателя Российский патент 2023 года по МПК F02B19/02 F01L7/12 

Описание патента на изобретение RU2802248C1

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, конкретно к двигателестроению двигателей внутреннего сгорания с золотниковыми газораспределительными механизмами размещенных в головке цилиндров, а именно к двухтактным поршневым двигателям с детонационным воспламенением топливовоздушной смеси

Экспериментами установлено, что при степени сжатия в 8,5, когда давление сжатой Рабочей Смеси достигает 18-20 атмосфер, при использовании 92 бензина, детонационно сгорает от 3 до 5% паров топлива - предельно приемлемый показатель, а при достижении давления сжатия в 34 атмосфер (степень сжатия 22-23), то Рабочая Смесь с парами 92 бензина будет на 100% сгорать в режиме детонации - объемного взрыва.

Соколик А.С., Сгорание в транспортных поршневых двигателях. Изд. АН СССР, 1951, стр. 37.) [1]

Детонационная стойкость или октановое число марок бензина и соответствующая им степень сжатия (далее СС) определены и используется при конструировании двс с принудительным воспламенением.

Октановое число Степень сжатия АИ-76 8,0 - 8,5 АИ-80 8,5 - 9,0 АИ-92 10 - 10,5

Октановое число и степень сжатия. AVTO - BLOGGER.RU YOUTUBE [2]

Сжатая рабочая топливовоздушная смесь может сгорает в двух режимах отличающихся интенсивностью горения и скоростью этого процесса:

А) нормальное горение - со скоростью горения 20-30 м/сек.;

Б) взрывное (детонационное) сгорание - со скоростью около 2000 м/сек.;

При этом температура газов горения резко повышается - до 3500 - 4000 градусов Цельсия,

«……Если бы удалось использовать могучую энергию и высокий КПД детонационного режима сгорания топлива, то появился бы двигатель внутреннего сгорания, который бы значительно превысил нынешний уровень КПД современных поршневых двигателей, а удельная мощность (отношение веса двигателя к его мощности) в два раза бы превзошла современных лидеров этого показателя - газовые турбины с их 6 кВт на 1 кг веса.»

Исаев И. «Возможен ли детонационный двигатель?» [3]

Известны двигатели внутреннего сгорания с золотниковым (бесклапанным) газораспределения, которое осуществляется постоянно вращающимися цилиндрическими, коническими или дисковыми золотниками

А.С. Орлин, «ДВС. Конструирование и расчеты на прочность поршневых двигателей», М., Машиностроение, 1984 г.. стр. 284-287). [4]

К основным недостаткам золотникового газораспределения следует отнести:

- трудность при изготовлении цилиндрических и конических золотников высокой точности и невысокая степень герметичности цилиндрических и конических золотников;

- затруднительность отвода тепла из-за зазора между втулкой и золотником;

- повышенный износ золотниковых пар и особенно дисковых золотников, постоянно вращающихся с большой скоростью и под большой нагрузкой при отсутствии смазки.

и невозможность работы в режиме детонационного воспламенения топливовоздушной смеси

Известен двигатель внутреннего сгорания с регулируемыми: степенью сжатия перемещением головки; фазами газораспределения перемещением относительно друг друга профилированных окон впуска вставленных в друг друга золотника, втулки и окон цилиндра и с нагнетателем воздуха на торце золотника.

Миронов А..А. Двигатель внутреннего сгорания с золотниковым газораспределительным механизмом № RU 2159857, 2000 г. [5]

Недостаток данного двигателя это высокая вероятность детонационного воспламенения топливовоздушной смеси и в следствии и невозможность работы в режиме детонационного воспламенения топливовоздушной смеси

Наиболее близким техническим решением является двигатель внутреннего сгорания по АС СССР № 1590571 с впускным и выпускным вращающимися цилиндрическими золотниками с впускными и выпускными радиальными окнами и имеющий каждый нагнетающий и отсасывающий винтовые лопасти установленных в отверстиях головки цилиндра.

Миронов А..А. Двигатель внутреннего сгорания с золотниковым механизмом газораспределения № RU 211590571, 1988 .г. [6]

Технической проблемой данного двигателя является невозможность работы в режиме детонационного воспламенения топливовоздушной смеси.

Цель предполагаемого изобретения - повышение мощности, экономичности, надежности и экологической чистоты.

Поставленная цель достигается том, что:

1. после достижения в камере сгорания давления от 1,0 до 1,5 МПа и создания бедной

топливовоздушной смеси из бензина от марок А:: до АИ95, камера сгорания на три независимые камеры, в камере сгорания при давление не от 1,8 до 2,3 МПа в зависимости от марки бензина производится принудительное детонационное воспламенение бедной топливовоздушной смеси, а во второй и третьей детонационных камерах производится детонационное воспламенение топливовоздушной смеси поочередно с интервалом в 20 град. оборота вала двигателя от ВМТ, и в 40 град оборота вала двигателя от ВМТ от воздействия горячих газов из камеры сгорания с температурой свыше 1000 град. Цельсия и с давлением не менее 5,0 МПа.

2. принудительное зажигание производится одновременно не менее чем в двух точках камеры сгорания.

3. при запуске, в режимах холостого хода и прогрева двигатель переводится на работу в четырехтактный режим;

4. впускной цилиндрический золотник имеет разделенную на полость камеры впуска с радиальным впускным окном в форме усеченного конуса, и две детонационные камеры и каждая с радиальными отверстиями впуска ми впуска топливовоздушной смеси , головка цилиндра имеет дополнительные к впускному окну впускные детонационные отверстия и цилиндрический выпускной клапан охватывающий цилиндр с выпускными щелями, расположен между верхней и нижней мертвыми точками, цилиндр имеет две радиальные и диаметрально расположенные свечи зажигания и кинематически связан с механизма управления перемещением его вдоль оси цилиндра.

5. понижающий обороты редуктор перевода с двухтактного на четырехтактный режим совмещен с механизмом управления впускным золотником.

Предполагаемое изобретение включает:

Цилиндро - поршневую группу с цилиндром 1 с радиальными выпускными щелями 2, поршнем 3 и головкой цилиндра 4 с форсункой 5, с впускным окном 6 и впускно-детонационным отверстиями 7 и 8. Система питания 9 связана с форсункой 5.

Газораспределительный механизм состоит:

1. Впускной системы состоящего из цилиндрического полого золотника 10 с

раздельными полостями впуска 11 и детонационными камерами 12 и 13 и на открытом торце имеющего шестерню 14 привода механизма 15 его вращения и осевых перемещений и винтовую лопасть 16.

Золотник 10 имеет профилированное впускное окно 17 и впускно - детонационные отверстия 18 и 19 камер 12 и 13 и вставлен в горизонтальное сквозное отверстие головки 4 цилиндра 1.

2. Выпускной системы из охватывающего цилиндр 1 цилиндрического золотника 20 с радиальными щелями 21 и кинематически связанного с механизмом 22 управления осевых поворотов выпускного золотника.

Имеется выпускной коллектор 23.

Система зажигания 24 подсоединена к двум свечам зажигания 25 и 26.

Механизм 14 имеет редуктор 27 снижения оборотов в два раза.

Камеру сгорания 28 ограниченной цилиндром, поршнем 3, и головкой цилиндра 4.

Графическая часть предполагаемого изобретения представлена на:

Фиг. 1 Схема предполагаемого изобретения;

Фиг. 2 Сечение А-А впускного золотника развернутое;

Фиг. 3 Сечение В-В головки;

Фиг. 4 Сечение С-С цилиндра и выпускного золотника;

Фиг. 5 Сечение Д-Д;

Фиг. 6 Сечение Е-Е;

Фиг. 7 Развертка впускных окон золотника и головки.

Фиг. 8 Индикаторные диаграммы аналогов и предполагаемого изобретения;

Предполагаемое изобретение работает следующим образом.

ДВУХТАКТНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ.

Соотношение хода и диаметра поршня Хп/Дп не менее 1,2.

Передаточное число редуктора 27 = 1. Оборот золотника 9 равен обороту двигателя.

МНОГОТОПЛИВНОСТЬ. Топливо бензины от А 66 до АИ 95.

Регулирование степени сжатии (далее СС) к марке топлива от А66 до АИ92 и фазы впуска осуществляется перемещением вдоль оси золотника 10 механизмом 11 при этом выбранная СС детонационного воспламенения зависит от октанового числа бензинового топлива от А72 и А95 устанавливается механизмом 14 вращения и осевого перемещения золотника 9 в положение когда расстояние после момента закрытия впускного окна 6 головки цилиндров 4 золотником 10 и до ВМТ соответствует геометрическому расстоянию перемещения поршня 3 для требуемой СС.

При этом установленная номинальная продолжительность фазы впуска равная по длине дуги сумме ширины конуса в точке касания кромки впускного окна 6 и его ширины.

РЕГУЛИРУЕМАЯ Фаза выпуска выхлопных газов регулируемая и моменты открытия и закрытия выпускных щелей 2 управляется механизмом 22 перемещений золотника 20 с выпускными щелями 21 относительно оси цилиндра 1.

РЕГУЛИРУЕМАЯ Фаза продувки обеспечивается механизмом 22 перемещений выпускного золотника 20.

Нагнетание воздуха осуществляется винтовой лопастью 16 вращающейся с впускным золотником 10 нагнетая воздух в полость 11 золотника 10 и обеспечивает качественную продувку камеры сгорания 28 от выхлопных газов, которые через выпускные щели 2 цилиндра 1 и 21 выпускного золотника 20 через коллектор 23 выводятся в атмосферу.

РЕГУЛИРУЕМАЯ Фаза впуска свежего заряда воздуха завершается с момента достижения днищем поршня 3 геометрических размеров соответствующих при достижении ВМТ значения СС=22.

Изменение фазы впуска производится осевым перемещением механизмом 14 в зависимости от оборотов золотника 10 с профилированным впускным окном 17 с формой усеченного конуса. При движении золотника 10 к центру цилиндра фаза впуска увеличивается симметрично центральной оси впускного 6 окна головки 4 цилиндра 1 и уменьшается при отводе от центра цилиндра 1 .

Фаза сжатия.

Фаза начинается с перекрытия золотником 10 впускного окна 6 головки цилиндра 4..

При достижении давления в камере сгорания 28 для топливовоздушной смеси бензина АИ 95 около 1,5 МПа при перемещении поршня 3 и вращении золотника 10 совмещаются впускные отверстия 18 детонационных камер 11 и 12 золотника 10 и впускно-детонационных отверстий 7 и 8 головки 4 и топливовоздушная смесь под давлением около 1,5 МПа из камеры сгорания 6 проходит в камеры 11 и 12.

Впрыск топлива в камеру сгорания 28 производится форсункой 5 связанной с системой питания 9.

Объем впрыскиваемого бензинового топлива в камеру сгорания 28 соответствует объему для создание бедной топливовоздушной смеси с коэффициентом избытка воздуха не менее Кив = 1,5, что гарантирует не возможность преждевременного самовоспламенения.

Детонационные камеры 12 и 13 при дальнейшем вращении золотника 10 разъединяются от полости впускно-детонационных отверстий 7 и 8 головки 4 и соответственно камеры сгорания 28.

ПЕРВОЕ детонационное воспламенение.

Давление в камере сгорания 28 до достижении поршнем 3 ВМТ не более 10 град. производится принудительное воспламенение топливовоздушной смеси одновременно свечами 25 и 26, под управлением механизма зажигания 24, в следствии которого происходит взрывное - детонационное сгорание топливовоздушной смеси с давлением в камере сгорания 28 до 9,0 МПа..

Давление в камере сгорания 28 в зависимости от сорта бензина марки от А66 до АИ95 в конце тактов сжатия достигает от 1, 5 до 2, 3 МПа

ВТОРОЕ детонационное воспламенение.

При вращении золотника 10 и перемещении поршня 3 . ВМТ в 20 град, совмещаются впускно - детонационное отверстие 19 первой детонационной камере 11 золотника 9 и давление в ее полости мгновенно поднимается свыше 5,0 МПа т.к. из камеры сгорания 28 поступает отработанные газы и бедная топливовоздушная смесь в камере 12 золотника 10 детонационное сгорает и давление в камере 28 поднимается вновь до 9,0 МПа.

ТРЕТЬЕ детонационное воспламенение.

При вращении золотника 10 и перемещении поршня 3 от ВМТ в 40 град, совмещаются впускно - детонационное отверстие 19 второй детонационной камере 13 золотника 9 и давление в ее полости мгновенно поднимается свыше 5,0 МПа т.к. из камеры сгорания 28 поступает отработанные газы и бедная топливовоздушная смесь в камере 13 золотника 10 детонационно сгорает и давление в камере 28 поднимается вновь до 9,0 МПа.

После третьего детонационного воспламенения дальнейшее перемещение поршня 3 в Фазе рабочего хода, аналогична рабочему ходу стандартного дизельного двигателя.

В связи с тем, что для создания бедной топливовоздушной смеси в камере сгорания 28 и в детонационных камерах 12 и 13 золотника 10 объем впрыскиваемого форсункой 5 топлива не более 50% от расчетной, что ограничивает максимальное давление в камере сгорания при детонационном воспламенении в пределах допустимых по коэффициенту запаса прочности для дизельных двигателей

Давление свыше 5,0 МПа воздействует на поршень 3 в продолжении перемещения поршня 3 с ВМТ и до 60 град оборота вала двигателя что более чем в 3 раза больше чем в обычном дизельном двухтактном двигателе, т.е. полезная работа совершаемая соответственно более чем в три раза.

При достижении днища поршня 3 верхних кромок выпускных щелей 2 начинается Фаза выпуска и далее все Фазы двухтактного детонационного цикла последовательно повторяются.

ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ.

При запуске, режимах холостого хода и прогрева, а также при длительных стоянках осуществляется переход с двухтактного режима на четырехтактный, при котором :

1. выпускной золотник 20 циклично перемещается по цилиндру 1 закрывая и открывая

выпускные щели 2 цилиндра 1 под управлением механизма 21.

2. Обороты впускного золотника 10 уменьшаются редуктором 27 механизма управления

15 шестерни 14 золотника 10 в два раза.

3. Угловые размеры тактов увеличены в два раза.

Предполагаемое изобретение обеспечивает:

1. Не менее чем 3 кратное увеличение мощности т.к. в камере сгорания предполагаемый

способ работы детонационного двигателя и двигатель ее реализующий обеспечивают давление газов не ниже 5,0МПа течении 60 град. оборота коленвала по сравнению с обычным двигателем с воспламенением от сжатия, у которых давление свыше 50 держится не более 15 град. оборота.;

2. Не менее чем 2 кратное снижение расхода топлива т.к. при равном расходе топлива

предполагаемое изобретение вырабатывает мощность более чем в 2 раза.

3. Повышение мощности, экономичности надежности подтверждается проведенным

термодинамическими расчетами дизельного ПРОТОТИПА и предполагаемого изобретения при одинаковых степенях сжатия СС=21, ходах поршня и диаметра поршней в Хп = 80 мм и Дп = 50 мм.

«Тепловодинамический расчет двс». БНТУ, МО Республики Беларусь», 2014 г. [7].

Таблица 1 Сравнительные параметры №№ ПАРАМЕТРЫ ПРОТОТИП Предполагаемое изобретение 1 Диаметр поршня, Дп в мм 50 50 2 Ход поршня, Хп в мм 60 70 3 Хп/Дп 1,2 1,4 4 Степень сжатия, СС 21 18 5 Топливо ДТ АИ92 6 Ринд. макс., МПа 6 9 7 Мощность, N, кВт 10 30 8 Удельный расход топлива g, грамм/кВт 180 гр./кВт 80 гр./кВт

4. Надежность обеспечивается за счет создания бедной топливовоздушной смеси с

коэффициентом избытка воздуха Кив не менее ,5 что обеспечивает ограничение максимального давления в камере не выше 10 МПА соответствующей расчетному по коэффициенту запаса прочности.

5. Повышение экологической чистоты выхлопных газов т.к. бедная топливовоздушная

смесь с Кив не менее 17 детонационно сгорает с температурах свыше 2000 град. что гарантированно способствует, при избытке воздуха т.е. кислорода О2 полное окисление составляющих бензин углеводородных соединений.

Похожие патенты RU2802248C1

название год авторы номер документа
Способ детонационной работы и крейцкопфный двигатель 2023
  • Миронов Александр Александрович
RU2806929C1
Способ детонационной работы и детонационный двигатель внутреннего сгорания 2023
  • Миронов Александр Александрович
RU2800200C1
Способ работы и многотопливный поршневой двигатель 2023
  • Миронов Александр Александрович
RU2807841C1
Способ работы и поршневой двигатель 2023
  • Миронов Александр Александрович
RU2806930C1
Способ детонационной работы и поршневой крейцкопфный двигатель. 2023
  • Миронов Александр Александрович
RU2807366C1
Детонационный двигатель внутреннего сгорания с регулируемой степенью сжатия 2024
  • Миронов Александр Александрович
RU2821675C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЗОЛОТНИКОВЫМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ 1999
  • Миронов А.А.
RU2159857C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Чоповский Б.П.
  • Козулин В.Б.
RU2244138C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1996
  • Олейников Владимир Иванович
  • Ершков Александр Васильевич
RU2119067C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Чоповский Б.П.
  • Козулин В.Б.
RU2243386C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 802 248 C1

Реферат патента 2023 года Способ детонационной работы двухрежимного поршневого двигателя

Изобретение может быть использовано в двигателях с детонационным воспламенением топливовоздушной смеси. Способ детонационной работы осуществляется в двухрежимном двигателе внутреннего сгорания с принудительным воспламенением топливовоздушной смеси. Двигатель имеет впускные и выпускные вращающиеся цилиндрические золотники (10) и (20), впускные окна (17) и выпускные радиальные окна (2). Нагнетающие винтовые лопасти (16) установлены в отверстиях головки (4) цилиндра. Способ заключается во впуске свежего заряда воздуха, впрыске топлива в камеру (28) сгорания и принудительном воспламенении топливовоздушной смеси. После достижения в камере (28) сгорания давления от 1,0 до 1,5 МПа и создания бедной топливовоздушной смеси из бензина марок от А66 до АИ95 камера сгорания (28) разделяется на три независимые камеры. В камере (28) сгорания при давлении от 1,8 до 2,3 МПа в зависимости от марки бензина производится принудительное детонационное воспламенение бедной топливовоздушной смеси. Во второй и в третьей детонационных камерах (12) и (13) производится детонационное воспламенение топливовоздушной смеси поочередно с интервалом в 20° оборота вала двигателя от верхней мертвой точки (ВМТ) и в 40° вала двигателя от ВМТ от воздействия горячих газов из камеры (28) сгорания с температурой свыше 1000 °С и с давлением не менее 5,0 МПА. Раскрыт двухрежимный двигатель внутреннего сгорания с принудительным воспламенением для реализации способа. Технический результат заключается в повышении мощности и надежности. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 802 248 C1

1. Способ детонационной работы двухрежимного двигателя внутреннего сгорания с принудительным воспламенением топливовоздушной смеси впускным и выпускным вращающимися золотниками и с впускными окнами и выпускными радиальными окнами, с нагнетающими винтовыми лопастями, установленными в отверстиях головки цилиндра, заключающийся во впуске свежего заряда воздуха, впрыске топлива в камеру сгорания и принудительном воспламенении топливовоздушной смеси, отличающийся тем, что после достижения в камере сгорания давления от 1,0 до 1,5 МПа и создания бедной топливовоздушной смеси из бензина марок от А66 до АИ95 камера сгорания разделяется на три независимые камеры, в камере сгорания при давлении от 1,8 до 2,3 МПа в зависимости от марки бензина производится принудительное детонационное воспламенение бедной топливовоздушной смеси, а во второй и третьей детонационных камерах производится детонационное воспламенение топливовоздушной смеси поочередно с интервалом в 20° оборота вала двигателя от ВМТ и в 40° оборота вала двигателя от ВМТ от воздействия горячих газов из камеры сгорания с температурой свыше 1000 °С и с давлением не менее 5,0 МПа.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что принудительное зажигание производится одновременно не менее чем в двух точках камеры сгорания.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в режимах холостого хода и прогрева двигатель переводится на работу в четырехтактный режим.

4. Двухрежимный двигатель внутреннего сгорания с принудительным воспламенением для реализации способа по п. 1, содержащий впускной и выпускной вращающиеся цилиндрические золотники, и с впускными окнами и выпускными радиальными окнами, с нагнетающими винтовыми лопастями, установленными в отверстиях головки, отличающийся тем, что впускной цилиндрический золотник имеет разделенную на полости камеру впуска с радиальным впускным окном в форме усеченного конуса и две детонационные камеры и каждая с радиальными отверстиями впуска топливовоздушной смеси, головка цилиндра имеет дополнительные к впускному окну впускные детонационные отверстия и цилиндрический выпускной клапан, охватывающий цилиндр с выпускными щелями, расположен между верхней и нижней мертвыми точками, цилиндр имеет две радиальные и диаметрально расположенные свечи зажигания и кинематически связан с механизмом управления перемещением его вдоль оси цилиндра.

5. Двухрежимный двигатель по п. 4, отличающийся тем, что понижающий обороты редуктор перевода с двухтактного на четырехтактный режим совмещен с механизмом управления впускным золотником.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2802248C1

Золотниковый механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Уаров Михаил Потапович
  • Миронов Александр Александрович
SU1590571A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЗОЛОТНИКОВЫМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ 1999
  • Миронов А.А.
RU2159857C2
Поршневой двигатель внутреннего сгорания 2017
  • Овчинников Валерий Анатольевич
  • Овчинников Юрий Валерьевич
RU2698383C2
Бесшатунный поршневой ДВС, работающий на энергии детонации топливно-воздушной смеси 2018
  • Дубровский Виталий Олегович
RU2711853C1
US 9739193 B2, 22.08.2017
US 5239959 A, 31.08.1993.

RU 2 802 248 C1

Авторы

Миронов Александр Александрович

Даты

2023-08-23Публикация

2023-02-26Подача