Группа изобретений относится к выдвижному механизму и способу для открытия и закрытия, а также для поворота и/или откидывания и блокировки закрытого состояния запорного механизма, по меньшей мере, для частичного закрывания проема, поворотного и/или откидного окна или двери.
Такие устройства могут использоваться для открытия и/или закрытия окон, дверей или в качестве вентиляционных створок, особенно если они установлены в труднодоступных местах, например, в мансардных окнах и т.п. Для обеспечения плотного закрытия, особенно при ветровой нагрузке, окно или дверь обычно имеют запорный механизм, с помощью которого их можно зафиксировать в закрытом состоянии. Для приведения в действие запорного механизма может быть предусмотрено отдельное приводное устройство.
Устройство с запорным механизмом такого типа уже известно из заявки ЕР 2146032 В1. Для открытия и/или закрытия и для фиксации закрытого состояния запорного устройства, по крайней мере, для частичного закрытия проема, например окна или двери, известное устройство имеет привод и средство передачи усилия, передающее усилие привода на запорное устройство, и соединенное с запорным механизмом запорного устройства.
Недостатком известного устройства является необходимость большого монтажного пространства, при котором возможно только расположение снаружи, видимое на окне или двери, что обусловлено размерами привода, но в особенности, по из-за отдельно расположенного в корпусе устройства для изменения направления, которое, помимо направляющей цепи, также имеет отдельный управляющий паз, встроенный над направляющей цепи на высоте корпуса, с управляющим кулачком, отклоняющимся от направляющей цепи. В случае реализации поворотно-откидного окна или двери с помощью настоящего устройства, помимо увеличения хода, требуется удлинение корпуса и устройства для изменения направления, что также неблагоприятно сказывается на размерах и стоимости известного устройства. Кроме того, из описанного выше уровня техники не известно устройство для поворотно-откидной створки или откидной створки окна или двери с гибридным приводом, которое позволяет переходить от автоматического открывания и закрывания к ручному управлению, по меньшей мере, с теми же функциями автоматического переключения рабочих положений при помощи ручного переключения.
В заявке EP 3221165 A1 описан выдвижной механизм для поворотно-откидной створки окна или двери, предназначенный для механического перемещения с помощью приводного устройства в поворотное положение с последующим ручным управлением или откидное положение с автоматическим открыванием и закрыванием или отсоединением и соединением элемента приводной штанги. Для этого, когда ножницы находятся в закрытом положении, а запорный механизм находится в положении блокировки, соединительный элемент приводной штанги может автоматически отделяться от запорной цапфы приводной штанги в качестве элемента приводной штанги во время механического перемещения в направлении поворотного положения путём упора во внутренний край крюка. Когда крюк открывается, ножницы механически приводятся в закрытое положение, деблокируя тем самым поворотное положение цапфы. В соответствии с этим образцом исполнения цапфа запорного механизма находится в свободной рабочей зоне в поворотном рабочем положении, так что створка, отсоединившись от приводного устройства может быть вручную переведена в открытое поворотное положение. При повторном переведении ножниц из закрытого положения при открытым крюке в направлении цапфы, находящейся в поворотном положении, и при вхождении цапфы в углубление кронштейна в поворотном положении, соединение крюка с цапфой автоматически инициируется за счет высвобождения пружинного элемента из постоянно напряженного положения с помощью пружинного зажимного приспособления, расположенного на базовой детали, и перехода в напряженное положение посредством крюка, что обеспечивает соединение путем вхождения подпружиненного крюка. При механическом перемещении из поворотного положения расположенных в направлении закрытого положения ножниц и расположенной в направлении положения блокировки запорного механизма цапфы, цапфа удерживается в контакте с внутренним краем крюка, причём пружинный элемент освобождает крюк и переходит в постоянно напряженное положение с помощью пружинного зажимного приспособления.
В основе изобретения лежит задача, создать устройство и способ для поворотно-откидной, откидной створки или поворотной створки окна или двери вышеупомянутого типа, который обеспечит механическое откидывание в откидное положение для открытия проема и/или механическое перемещение в поворотное положение для ручного поворота в открытое поворотное положение, будет технологически простым и экономичным а также сделает возможными простое, быстрое надёжное и точное монтирование и настройку и не будет содержать названных выше недостатков с точки зрения размера конструкции.
Решить задачу удаётся средствами, описанными в формуле изобретения.
В настоящем варианте исполнения устройство для открытия и/или закрытия, а также для блокировки закрытого состояния запорного механизма, для, по крайней мере, частичного закрывания проема помещения поворотного и/или откидного окна или двери со створкой и рамой, включает в себя выдвижной механизм с приводным устройством и средством передачи усилия, передающим приводное усилие на запорный механизм, которое может быть соединено с запорным механизмом посредством, по крайней мере, одной запорной цапфы запорного механизма.
Привод может иметь электродвигатель или другой механизированный привод. В качестве альтернативы привод может быть ручным. Возможность ручной альтернативы, например, с помощью приводной рукоятки, должна способствовать цели аварийной разблокировки.
Предпочтительно, средство передачи усилия передает как растягивающие, так и нажимные усилия. Для этого средство передачи усилия образовано, по крайней мере, на отдельных участках, цепью, устойчивой к прогибу.
Запорный механизм имеет приводную штангу с расположенными на ней закрывающими или запорными цапфами и располагается на створке окна или двери. В закрытом состоянии запорного механизма запорные цапфы входят в блокирующее зацепление с соответствующими по форме замыкающими частями окна или двери, закрепленными на раме, и таким образом образуют закрытое или запертое состояние окна или двери.
Для обеспечения надежной регулировки выдвижного механизма, который обеспечивает поворот, откидывание и надежную блокировку поворотно-откидной створки окна или двери, на створке располагается запорный механизм и базовая деталь, закрепленная на раме. В базовой детали приводное механизированное устройство соединено с приводимым в действие средством передачи усилия, которое имеет соединительный элемент со створкой. Соединительный элемент, относящийся к выдвижному механизму, соединяет и разъединяет запорный механизм и образует соединительный элемент приводной штанги. Таким образом, установленный на раме механизированный выдвижной механизм автоматически блокирует и разблокирует запорный механизм на створке путем соединения и разъединения соединительного элемента приводной штанги, расположенного на свободном конце средства передачи усилия. Для этого соединительный элемент приводной штанги состоит из захвата и крюка, которые соединены друг с другом с возможностью вращения. При находящимся в закрытом положении средстве передачи усилия и находящимся в положении блокировки запорного механизма створки к раме запорной цапфы, включающей соединительный элемент приводной штанги, запорная цапфа с помощью захвата и крюка соединительного элемента приводной штанги зафиксирована по осям. Во время механического перемещения в направлении поворотного положения запорная цапфа предпочтительно автоматически упирается во внутренний край крюка, причём крюк автоматически поворачивается к захвату и разблокирует одностороннее открытое положение в продольном направлении запорного механизма для запорной цапфы. При последующем приведении в действие средства передачи усилия при откинутом открытом крюке запорная цапфа, расположенная с запорным механизмом и находящаяся в углублении захвата, механически принимает поворотное положение створки. При механическом отводе в направлении закрытого положения соединительный элемент приводной штанги освобождает запорную цапфу и обеспечивает поворотно-открытое положение створки. Перемещением створки из поворотного положения в поворотно-открытое положение, и обратно, можно управлять вручную. Когда створка соприкасается с рамой и средство передачи усилия снова выводится из закрытого положения, при этом крюк автоматически открывается, а запорная цапфа входит в углубление захвата в направлении откидного положения, крюк, до достижения откидного положения, упирается в направляющий элемент, расположенный на створке, в результате чего срабатывает автоматизированное соединение крюка с запорной цапфой. Зафиксированная по окружности захватом и крюком соединительного элемента приводной штанги, запорная цапфа в откидном положении с прилегающим соединительным элементом приводной штанги на направляющем элементе приводится в движение средством передачи усилия и следует по направляющей посредством дугообразного в базовой части сегмента, поворачивающегося почти на 90° и следующего за створкой в открытое откидное положение. При механическом отводе из откидного положения в направлении закрытого положения средства передачи усилия и находящимся в положении блокировки запорного механизма створки к раме запорной цапфы, включающей соединительный элемент приводной штанги, запорная цапфа, предпочтительно прилегая к внутреннему краю крюка в заблокированном положении соединительного элемента приводной штанги, удерживается вместе с захватом по окружности. Предпочтительно захват и крюк средства передачи усилия, обращенные к запорному механизму, соединены непосредственно с запорной цапфой и автоматически переводятся приводным способом из направления движения запорного механизма, начиная с заблокированного закрытого положения створки к раме, когда створка прилегает к раме, в поворотное или в откидное положение, и далее перенаправляются из откидного положения устройством для изменения направления во второе направление движения для приведения в действие средства передачи усилия в открытое откидное положение створки к раме.
Для обеспечения скрытого позиционирования выдвижного механизма в фальцевом пространстве между рамой и створкой окна или двери, захват и крюк следуют по дугообразному сегменту направляющей для средства передачи усилия, по мере втягивания средства передачи усилия в корпус выдвижного механизма. Когда направляющий элемент, предпочтительно звено цепи, расположенное на конце цепи средства передачи усилия, шарнирно соединенное с захватом, входит в дугообразный сегмент, привод поворачивается вместе с крюком на угол почти 90° вокруг оси запорной цапфы, расположенной на захвате и крюке, причём при последующем втягивании направляющего элемента захват приводит в действие запорный механизм с последующим зацеплением запорной цапфы.
Средство передачи усилия, выполненное в виде цепи, выдвигается из корпуса с захватом и крюком соединительного элемента приводной штанги при нахождении створки в механически открытом откидном положении, переводится на свободном участке сегмента со смещением на 90° к направлению движения запорного механизма, причём соединительный элемент приводной штанги удерживается в положении, поперечном направлению выдвижения створки, в направляющем элементе, расположенном на створке или запорном механизме с сохранением позиционирования, и может быть переведен из откидного положения вхождением в положение прилегания створки к раме в откидное положение с прохождением через дугообразный сегмент в корпусе в линейное движение, параллельное направлению движения запорного механизма. Чтобы избежать прогиба односторонне гибкой цепи, в частности, при механическом открывании и закрывании в откидном положении, а также для достижения недорогой и компактной конструкции, цепь предпочтительно делиться на два участка. Первый участок имеет захват и крюк на первом свободном конце и выполнен в виде устойчивых к прогибу звеньев цепи, передающих нажимные и растягивающие усилия. Второй свободный конец, который заканчивается в направляющей корпуса и образует второй участок, сформирован стандартными звеньями цепи за счет отказа от промежуточных пластин для обеспечения односторонней гибкости. Плоское расположение цепи во втором участке с исполненными стандартными звеньями цепи способствует скрытой установке цепи и, таким образом, по меньшей мере, способствует скрытому расположению выдвижного механизма в окне или двери.
Для того чтобы установить соединение между средством передачи усилия в виде цепи и захватом простым и экономичным способом, направляющий элемент шарнирно соединен со свободным концом средства передачи усилия, которое образует неподвижное соединение с захватом, например, заклепочное соединение. При соединении направляющего элемента с захватом силовым замыканием и соединении на свободном конце односторонне гибкого звена цепи, направляющий элемент с расположением средств скольжения, в данном образце исполнения с роликами скольжения, образует направляющую опору в направляющей базовой детали выдвижного механизма. Подвижное управление захватом, и иногда управление с возможностью вращения, достигается за счет перемещения цепи в соединении с направляющим элементом в направляющей в корпусе. Предпочтительно, направляющий элемент приспособлен по форме к звену цепи, причём скользящие ролики расположены на соответствующих расположенных на расстоянии друг от друга болтовых звеньях, которые выровнены по образующей паз направляющей цепи.
Скрытому расположению выдвижного механизма в фальцевом пространстве окна или двери также способствуют захват и крюк, выполненные из полосового металла, чугуна или пластика, которые подвижны и могут вместе перемещаться за пределы корпуса. Плоское исполнение захвата и крюка, даже при движении в свободном пространстве плоской стороны, обеспечивает выход за пределы корпуса между корпусом и противоположной створкой.
Надежная фиксация во время перемещения створки к раме из прилегающего откидного положения створки у рамы в открытое откидное положение створки и возврата в прилегающее откидное положение створки у рамы обеспечивается средством передачи усилия выдвижного механизма за счет того, что захват и крюк имеют по выступу, которые, обеспечивая геометрическое замыкание в углублении направляющего элемента, фиксируют соединительный элемент приводной штанги и запорную цапфу в заблокированном положении, не допуская смещения в продольном направлении движения запорного механизма и непреднамеренно открытия соединительного элемента приводной штанги.
Еще один предпочтительный вариант исполнения обусловлен тем, что захват и крюк соединены друг с другом с невозможностью вращения за счет трения, открытое углубление захвата имеет U-образную форму и расположено в продольном направлении в направлении движения направляющего элемента направляющей. Предотвратить вращение захвата относительно крюка можно путем подгонки заклепочного соединения или путем добавления другого конструктивного элемента, например шайбы, за счет свойств материала, например резины или пластика, и/или формы, например гофрированной шайбы. Кроме того, углубление имеет фаску или радиус на соответствующих боковых кромках по направлению к отверстию. Таким образом, возможные допуски для плавного вхождения запорной цапфы в захват могут быть легко и недорого компенсированы.
Для надежной фиксации при прохождении выдвижного механизма через поворотно-откидное положение из заблокированного закрытого положения створки к раме окна или двери и обратно крюк захватывает запорную цапфу через соответствующие внутренние края вместе с углублением захвата, причем внутренний край и углубление образуют в направлении блокировки створки зажим с автоматическим замыканием для запорной цапфы. При этом крюк, в качестве блокирующего элемента, блокирует открытие углубления с помощью поворотного механизма и удерживает запорную цапфу в защищенном подвижном положении приводного устройства.
Еще одним преимуществом является расположение внутреннего края крюка, который, благодаря своему контуру относительно запорной цапфы, служит пусковым механизмом для автоматического поворотного открытия крюка и освобождает U-образное углубление при контакте внутреннего края с запорной цапфой. Соответственно, открытие происходит под действием импульса приводного устройства, как только выдвижной механизм перемещает запорный механизм из заблокированного закрытого положения в направлении поворотного или откидного положения. Для этого внутренний край крюка имеет контур, образующий направляющую вокруг оси поворота крюка под острым углом, который создает силовую составляющую в направлении открытия створки и устраняет зажим соединительного элемента приводной штанги посредством углубления захвата и внутреннего края крюка, освобождая запорную цапфу.
Кроме того, створка может быть перемещена из заблокированного закрытого положения запорного механизма у рамы, после прохождения средства передачи усилия и принудительного захвата запорного механизма при соединенной запорной цапфе, в направлении откидного положения, с крюком в поворотно-открытом положении и запорной цапфой в свободном положении в углублении, за счет механического управления средством передачи усилия вплоть до откидного положения к направляющему элементу. По мере движения средства передачи усилия крюк набегает на направляющий элемент, преодолевая клиновидный выступ, идущий от свободного конца направляющего элемента в направлении центральной оси к углублению, и постепенно автоматически замыкает находящийся в открытом положении крюк прижимом внешнего контура.
Направляющий элемент предпочтительно выполнен симметричным, для использования створки окна или двери справа или слева, причем выступ выполнен с обеих сторон направляющего элемента. Направляющий элемент из пластмассовой детали оказывается простым и экономичным в изготовлении. Кроме того, это позволяет получить легко монтируемый, не требующий технического обслуживания выдвижной механизм с хорошими свойствами скольжения.
Благодаря расположению, количеству и малым размерам конструктивных элементов выдвижного механизма корпус может быть выполнен с L-образным поперечным сечением практически по всей длине. При этом преобладает плоская часть поперечного сечения корпуса. Таким образом, с помощью предмета изобретения может быть реализовано скрытое расположение выдвижного механизма в фальцевом пространстве окна или двери.
Таким образом, створка перемещается с помощью выдвижного механизма от рамы сначала для открывания из заблокированного закрытого положения у рамы в поворотное положение для ручного открытия в поворотную позицию или в откидное положение для механического открывания в откидную позицию. Для этого выдвижной механизм соединен с запорным механизмом, установленным на створке, и имеет базовую деталь, закрепленную на раме, на которой установлено средство передачи усилия, приводимое в действие посредством механического приводного устройства, которое имеет соединительный элемент со створкой. Соединительный элемент представляет собой соединительный элемент приводной штанги, который блокирует и деблокирует запорный механизм створки у рамы с помощью механического приводного устройства. Соединительный элемент приводной штанги расположен на свободном конце средства передачи усилия и состоит из захвата, расположенного на средстве передачи усилия, и крюка, который может быть соединен с запорной цапфой, расположенной на запорном механизме, в результате чего выполняются следующие действия:
- перевод створки в поворотное положение механическим перемещением соединительного элемента приводной штанги с помощью средства передачи усилия из заблокированного закрытого положения запорного механизма с автоматическим открыванием крюка в поворотное положение запорного механизма и разблокировкой запорной цапфы за счет отвода открытого соединительного элемента приводной штанги в закрытое положение запорного механизма;
- ручной поворот створки от рамы в поворотно-открытое положение;
- ручной поворот створки из поворотно-открытого положения в прилегающее к раме поворотное положение;
- закрытие створки путем механического перемещения соединительного элемента приводной штанги с помощью средства передачи усилия с открытым крюком из заблокированного закрытого положения за пределы поворотного положения в направлении откидного положения и захватыванием запорной цапфы посредством захвата с автоматическим закрытием крюка путем прохождения через направляющий элемент, расположенный на створке или на запорном механизме;
- механическое перемещение соединительного элемента приводной штанги с помощью средства передачи усилия с изменением направления в заблокированное закрытое положение запорного механизма или с сохранением направления и дальнейшим перемещением соединительного элемента приводной штанги с помощью средства передачи усилия при закрытом соединительном элементе приводной штанги в откидное положение
- механическое откидывание створки с помощью средства передачи усилия от рамы в откинутое положение открытия проема, в положение соединительного элемента приводной штанги, защищенного от открывания путем вхождения захвата и крюка в углубление направляющего элемента;
- механическое перемещение соединительного элемента приводной штанги с помощью средства передачи усилия с изменением направления из заблокированного откинутого положения в прилегающее откинутое положение вплоть до закрытого положения створки у рамы и достижением заблокированного положения запорного механизма при сохранении соединения соединительного элемента приводной штанги с запорной цапфой.
Способ согласно изобретению для открывания и закрывания поворотной и откидной створки, при ручном и механическом перемещении створки окна или двери, осуществляется посредством выдвижного механизма, расположенным на створке запорным механизмом и закреплённой на раме базовой деталью, на которой установлено приводимое в действие механическим приводным устройством средство передачи усилия, имеющее соединительный элемент со створкой, причем соединительный элемент представляет собой соединительный элемент приводной штанги, причем запорный механизм блокируется и деблокируется с помощью механического приводного устройства, причем соединительный элемент приводной штанги расположен на свободном конце средства передачи усилия и состоит из расположенного на средстве передачи усилия захвата и крюка, который соединяется с расположенной на запорном механизме запорной цапфой, так что створка в результате механического запуска выдвижного механизма и воздействия на расположенный на створке запорный механизм, перемещается из закрытого положения в открытое откидное положение створки, так что створка в результате механического запуска выдвижного механизма и воздействия на расположенный на створке запорный механизм может перемещаться из заблокированного закрытого положения в поворотное положение для ручного перевода в поворотное открытое положение створки, так что створка в результате механического запуска выдвижного механизма может перемещаться из откинутого положение открытия проема или, находясь в поворотном положении, в заблокированное закрытое положение.
Во избежание нежелательных вибраций, которые могут привести к повреждениям и излишнему шуму, двигатель и шнек, образующий передачу на редуктор, размещены в отдельном вибропоглощающем корпусе. Аналогичным образом, виброгасящие конструктивные элементы с двигателем и шнеком могут быть интегрированы непосредственно с редуктором и блоком управления в корпусе.
Предпочтительно, устройство включает в себя неразъемное соединение в корпусе, например, с помощью резьбового штифта или соединение с геометрическим замыканием, например, в виде пружинного элемента, который в качестве устройства аварийной разблокировки перемещает двигатель от редуктора в расцепленное положение, чтобы прервать силовое соединение между двигателем и редуктором.
Дополнительные преимущества разработки видны на чертежах:
Фиг. 1 - вид в аксонометрии выдвижного механизма в смонтированном положении в створке и раме и механически выдвинутого для открытия проема откидного положения створки к раме окна или двери,
Фиг. 2 - выдвижной механизм по фиг. 1 в аксонометрии с видом на базовую деталь и механически выдвинутое откидное положение створки, без рамы окна или двери,
Фиг. 3 - выдвижной механизм 1 в аксонометрии и в механически втянутом закрытом положении створки без рамы окна или двери,
Фиг. 4 - разрез выдвижного механизма по фиг. 3 без створки и рамы окна или двери, с видом соединительного элемента приводной штанги в закрытом положении и с находящимся в положении блокировки запорным механизмом створки запорной цапфы, имеющим элемент приводной штанги,
Фиг. 5 - разрез выдвижного механизма по фиг. 4, вид сверху,
Фиг. 6 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после механического перемещения в направлении поворотного положения и упора запорной цапфы во внутренний край крюка в автоматически откинутом открытом положении крюка,
Фиг. 7 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после механического перемещения находящейся в поворотном положении запорной цапфы в зацеплении захвата и открытого откинутого крюка,
Фиг. 8 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после механического перемещения, с находящейся в поворотном положении запорной цапфой по фиг. 7 и механически втянутом закрытом положением открытого откинутого крюка и освобождением запорной цапфы для повернутого поворотно-открытого положения створки,
Фиг. 9 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после механического перемещения и с переводом средства передачи усилия из закрытого положения при открытым крюке и с зацеплением запорной цапфы в углублении захвата в откинутое положение, причём крюк перед вхождением в откидное положение автоматически инициирует соединение с запорной цапфой посредством упора крюка в расположенный на створке направляющий элемент,
Фиг. 10 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после дальнейшего механического перемещения средства передачи усилия по фиг. 9 в зажатом положении захвата и крюка к запорной цапфе, причем при находящейся в откидном положении запорной цапфе соединительный элемент приводной штанги, прилегающий к направляющему элементу, следует за средством передачи усилия по направляющей посредством дугообразного в базовой части сегмента, совершает поворот почти на 90° и инициирует положение готовности створки к откидыванию,
Фиг. 11 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после дальнейшего механического перемещения средства передачи усилия по фиг. 10 в зажатом положении захвата и крюка к запорной цапфе, причем при находящейся в откидном положении запорной цапфе соединительный элемент приводной штанги, прилегающий к направляющему элементу, механически воздействует на средство передачи усилия и переводит створку в открытое откидное положение,
Фиг. 12 - вид сверху на разрез выдвижного механизма после дальнейшего механического перемещения средства передачи усилия по фиг. 11 в зажатом положении захвата и крюка к запорной цапфе, причем соединительный элемент приводной штанги, прилегающий к направляющему элементу, подвергаясь механическому воздействию со стороны средства передачи усилия, переводит створку в открытое откидное положение,
Фиг. 13 - вид сверху на разрез выдвижного механизма при механическом перемещении из откидного положения по фиг. 11 с расположенным в направлении закрытого положения средства передачи усилия и с расположенным в направлении заблокированного положения створки запорного механизма запорной цапфы, с предусмотренным на крюке для блокировки открытия захвата внутренним краем и при прилегающем положении запорной цапфы к внутреннему краю в заблокированном положении соединительного элемента приводной штанги.
На фиг. 1 представлен верхний разрез створки 4 и рамы 5 окна или двери 3 с выдвижным механизмом согласно изобретению, и в целом с обозначенным цифрой 1 на фиг. 1-13 выдвижным механизмом в механически открытом откидном положении показанной в данном образце исполнения окна или двери 3 поворотно-откидной створки и расположенным на створке 4 запорным механизмом 2. На раме 5 установлена базовая деталь 6, скрытая в непоказанной предназначенной для нее выемке. При этом выдвижной механизм 1 предпочтительно расположен между створкой 4 и рамой 5 на верхней горизонтальной перекладине 31. При этом створка 4 и рама 5 расположены напротив друг друга относительно горизонтальных и вертикальных перекладин с фальцевыми поверхностями и имеют на запорном механизме 2 подпирающие друг друга запорные элементы, один из которых - не показано - установлен на раме 5, а другой - на створке 4. С помощью механического, а также возможного ручного управления, запорные элементы запорного механизма 2 подвижны относительно друг друга и могут быть приведены в зацепление друг с другом в заблокированном положении и заблокированном закрытом положении створки 4 к раме 5.
Для простоты на фигурах 1-13 и в описании описано окно или дверь 3, которое может приводиться в действие механически с помощью выдвижного механизма 1 для обеспечения откидного положения для открытия проема и механического перемещения выдвижного механизма 1 в поворотное положение для ручного поворота в открытое поворотное положение створки 4 к раме 5.
Ручное приведение в действие с помощью не показанной рукоятки для запорного механизма 2, которая, как и механическая регулировка, также позволяет соединять и разъединять запорный механизм 2 и выдвижной механизм 1, может быть использовано для возможной аварийной разблокировки.
Как видно на фиг. 1-4, запорный механизм 2 имеет приводную штангу 14 с расположенными на ней закрывающими или запорными цапфами 15 и располагается на створке 4 окна или двери 3. Запорные цапфы 15 в закрытом состоянии запорного механизма 2 входят в блокирующее зацепление с соответствующими по форме замыкающими частями окна или двери 3 - не показаны -, закрепленными на раме 5, и таким образом образуют закрытое состояние окна или двери 3.
Для регулировки выдвижного механизма 1 в соответствии с фиг. 1-4, обеспечивающей ручное поворотное открывание после механического перемещения запорного механизма 2 в поворотное положение и механического высвобождения из выдвижного механизма 11 в соответствии с фиг. 8, а также обеспечивающей механическое откидывание после механического перемещение запорного механизма 2 в откидное положение по фиг. 11 и дальнейшее механическое выдвижение в открытое откидное положение створки 4 по фиг. 12 посредством выдвижного механизма 1, и способствующей надежной блокировке поворотно-откидной створки 4 окна или двери 3 по фиг. 5 на створке 4 расположены запорный механизм 2 и базовая деталь 6, установленная на раме 5. С этой целью в базовой детали 6 согласно фиг. 3 установлено механическое приводное устройство 7, соединенное с приводимым в действие средством передачи усилия 8, показанным на фиг. 1 и фиг. 2, которое имеет соединительный элемент 9 со створкой 4. Относящийся к выдвижному механизму 1 соединительный элемент 9 соединяет и разъединяет запорный механизм 2 и образует соединительный элемент приводной штанги 10. Таким образом, установленный на раме 5 по фиг. 1 механизированный выдвижной механизм 1 автоматически блокирует и разблокирует запорный механизм 2 на створке 4 путем соединения и разъединения соединительного элемента приводной штанги 10, расположенного на свободном конце 11 средства передачи усилия 8. Для этого соединительный элемент приводной штанги 10 согласно фиг. 5-13 состоит из захвата 12 и крюка 13, которые соединены друг с другом с возможностью вращения.
При находящимся в закрытом положении средстве передачи усилия 8 и находящимся в положении блокировки запорного механизма 2 створки 4 к раме 5 запорной цапфы 15, включающей элемент приводной штанги 14, согласно фигурам 3 - 5, по меньшей мере одна запорная цапфа 15 с помощью захвата 12 и крюка 13 соединительного элемента приводной штанги 10 по фиг. 5 зафиксирована по осям. Предпочтительно в качестве запорной цапфы 15 используется так называемая грибовидная цапфа, которая дополнительно защищает соединительный элемент приводной штанги 10 в осевом направлении от нежелательного ослабления.
Во время первоначального механического перемещения запорного механизма 2 посредством выдвижного механизма 1 из положения блокировки запорного механизма 2 створки 4 к раме 5 в направлении поворотного положения по фиг. 6, запорная цапфа 15 предпочтительно автоматически упирается во внутренний край 16 крюка 13, причем крюк 13 поворачивается к захвату 12 и деблокирует односторонне открытое положение путем открытия углубления 17 захвата 12 в продольном направлении и направлении смещения согласно стрелке 32 запорного механизма 2 для запорной цапфы 15.
При последующем механическом перемещении средства передачи усилия 8 при откинутом открытом крюке 13 запорная цапфа 15, расположенная с запорным механизмом 2 и находящаяся в углублении 17 захвата 12, согласно фиг. 7 принимает поворотное положение створки. При механическом отводе в направлении закрытого положения по фиг. 8 соединительный элемент приводной штанги 10 освобождает запорную цапфу 15 и обеспечивает поворотно-открытое положение створки 4. При этом соединительный элемент приводной штанги 10 с захватом 12 и крюком 13 находится в открытом состоянии.
При нахождении запорного механизма 2 в поворотном положении запорной цапфы 15 и в механически отсоединенном состоянии от выдвижного механизма 1 створку 4 можно вручную отвести от рамы 5 в положение поворотного открывания и наоборот.
В прилегающем положении створки 3 и повторном механическом перемещении средства передачи усилия 8 из закрытого положения, при автоматически открытом крюке 13 и вхождении запорной цапфы 15, в углубление 17 захвата 12 в направлении откидного положения по фиг. 8, крюк 13, до достижения откидного положения по фиг. 7, упирается в направляющий элемент 18, расположенный на створке 4, в результате чего за счет прилегания внешнего контура крюка 13 к направляющему элементу 18 обеспечивается непрерывность автоматизированного соединения крюка 13 с запорной цапфой 15. Зафиксированная по окружности захватом 12 и крюком 13 соединительного элемента приводной штанги 10 по фиг. 8, запорная цапфа 15 в откидном положении с прилегающим соединительным элементом приводной штанги 10 на направляющем элементе 18 приводится в движение средством передачи усилия 8 и следует по направляющей 20 посредством дугообразного в базовой детали 6 сегмента 19, поворачивающегося почти на 90° и следующего за створкой 4 по мере удаления от рамы 5 в открытое откидное положение по фиг. 11.
Во время механического отвода из открытого откидного положения створки 4 по фиг. 12 в откидное положение по фиг. 11, при прилегающем положении створки 4 к раме 5 в направлении находящегося в закрытом положении средства передачи усилия 8 и в направлении находящегося в положении блокировки створки 4 запорного механизма 2 запорной цапфы 15 по фиг. 5, запорная цапфа 15 удерживается по окружности в прилегающем положении к внутреннему краю 21 крюка 13 в заблокированном положении соединительного элемента приводной штанги 10 вместе с захватом 12 (см. Фиг. 13) Таким образом, внутренний край 21 закрывает отверстие углубления 17 захвата 12. За счет формообразующего контура внутреннего края 21 и блокировке вращения, сформированной между захватом 12 и крюком 13, соединительный элемент приводной штанги 10 остается закрытым в пределах требуемого хода регулировки выдвижного механизма 1 с помощью запорного механизма 2.
Как видно из фиг. 5-13, захват 12 и крюк 13 средства передачи усилия 8, обращенные к запорному механизму 2, соединены непосредственно с запорной цапфой 15 и автоматически переводятся приводным способом из направления движения запорного механизма 2, начиная с заблокированного закрытого положения створки 4 к раме 5, когда створка 4 прилегает к раме 5 по фиг. 5, в поворотное или в откидное положение по фиг. 7, или в откидное положение по фиг. 8, и далее перенаправляются из откидного положения устройством для изменения направления во второе направление движения для приведения в действие средства передачи усилия 8 по фиг. 11 в открытое откидное положение по фиг. 12 створки 4 к раме 5.
Для обеспечения скрытого позиционирования в фальцевом пространстве между рамой 5 и створкой 4 окна или двери 3 выдвижного механизма 1 по фиг. 1, захват 12 и крюк 13, расположенные один над другим, следуют, по мере втягивания средства передачи усилия 8 в корпус 22 выдвижного механизма 1, по дугообразному сегменту 19 направляющей 20 для средства передачи усилия 8. На последнем звене цепи у свободного конца средства передачи усилия 8 по фиг. 5-13 на захвате 12 соединительного элемента приводной штанги 10 расположен направляющий элемент 23, который следует за дугообразным сегментом 19 согласно фиг. 10, причём захват 12, вместе с крюком 13, поворачивается на угол почти 90° вокруг оси 24 запорной цапфы 15, расположенной в захвате 12 и крюке 13. При дальнейшем втягивании направляющего элемента 23 в корпус 22 выдвижного механизма 1 захват 12 продолжает зацепление с запорной цапфой 15, тем самым приводя в действие запорный механизм 2.
Согласно фиг. 12 выполненное в виде цепи средство передачи усилия 8 при механически открытом откидном положении створки 4, выдвигаясь с захватом 12 и крюком 13 соединительного элемента приводной штанги 10 из корпуса 22 базовой детали 6, переводится на свободном участке со смещением на 90° к направлению движения запорного механизма 2. В выдвинутом откидном положении согласно фиг. 12 выдвижной механизм 1 находится в выдвинутом конечном положении двигательного механизма средства передачи усилия 8. При движении выдвижного механизма 1 из откидного положения в открытое откидное положение или наоборот согласно фиг. 11 и фиг. 12 соединительный элемент приводной штанги 10 удерживается позиционно выровненным поперек направления выдвижения створки 4 или в направлении стрелки 31 в расположенном на створке 4 или запорном механизме 2 направляющем элементе 18. После механического перевода в откидное положение согласно фиг. 9 соединительный элемент приводной штанги 10 может перемещаться параллельно по направляющей 20 линейно движению запорного механизма 2 окна или двери 3, скрыто располагаясь между корпусом 22, и запорным механизмом 2, в заблокированное закрытое положение согласно фиг. 5. Ход запорного механизма 2 окна или двери 3 определяет траекторию механической регулировки выдвижного механизма 1 из заблокированного закрытого положения по фиг. 5 в откидное положение по фиг. 9. После механически достигнутого откидного положения выдвижного механизма 1 и откидного положения запорного механизма 2, которое также представляет собой конец хода запорного механизма 2 и, таким образом, запорной цапфы 15, следует механическое движение выдвижного механизма 1 с помощью средства передачи усилия 8 цепи в направлении открытого откидного положения без дальнейшей регулировки запорной цапфы 15.
Односторонне жесткая цепь средства передачи усилия разделена на два участка для механического открытия и закрытия из откидного положения в открытое откидное положение створки 4 к раме 5. Первый участок на своем первом свободном конце 11 соединительного элемента приводной штанги 10 образован устойчивыми к прогибу звеньями цепи, передающими растягивающие и нажимные усилия. Второй свободный конец 33, который заканчивается в направляющей 20 корпуса 22 и образует второй участок, сформирован стандартными звеньями цепи за счет отказа от промежуточных пластин для обеспечения односторонней гибкости. Плоское расположение цепи во втором участке с исполненными стандартными звеньями цепи способствует скрытой установке цепи и, таким образом, по меньшей мере, способствует скрытому расположению выдвижного механизма 1 в окне или двери 3 (см. фиг. 5).
Направляющий элемент 23 образует, например, по фиг. 5, неподвижное соединение с захватом 12, например заклепочное соединение. При соединении направляющего элемента 23 с захватом 12 силовым замыканием и соединении на свободном конце 11 односторонне гибких звеньев цепи 8, направляющий элемент 23 с расположением средств скольжения, в данном образце исполнения с роликами скольжения, образует направляющую опору в направляющей 20. Подвижное управление захватом 12, достигается за счет перемещения цепи 8 в соединении с направляющим элементом 23 в направляющей 20 в корпусе 22 выдвижного механизма 1. Как также видно из фиг. 5, направляющий элемент 23 по форме приспособлен к звену цепи, причём скользящие ролики расположены на соответствующих расположенных на расстоянии друг от друга болтовых звеньях, которые выровнены по образующей паз направляющей 20 цепи.
Согласно фиг. 4 захват 12 и крюк 13 выполнены плоскими. Для обеспечения длительного срока службы и гарантии циклов переключения захват 12 и крюк 13 изготавливают из металла, литого материала или пластика. Плоские стороны захвата 12 и крюка 13 позволяют даже движение в свободном поле эксплуатации окна или двери 3, снаружи корпуса 22 в раме 5 и противолежащей створке 4 с запорным механизмом 2 и обеспечивают безупречную защиту материала.
Захват 12 и крюк 13 имеют на соответствующих свободных концах выступы 25, 26, которые выдаются в сторону направляющего элемента 18. Выступы 25, 26 в положении зажима соединительного элемента приводной штанги 10 с запорным механизмом 15 расположены в точном соответствии друг с другом за счет углубления 27 направляющего элемента 18. В положении поворота на 90°, поперечном направлению перемещения запорного механизма 2, и замыкающем зацеплении соединительного элемента приводной штанги 10 с запорной цапфой 15 выступы 25, 26 согласно фиг. 11 находятся в соединении геометрическим замыканием с углублением 27 направляющего элемента 18. Предотвращение нежелательного перемещения выдвижного механизма 1 во время движения в направлении открытого откидного положения по фиг. 12 и обратно достигается за счет зацепления соответствующих выступов 25, 26 в углублении 27 направляющего элемента 18 с одновременным зацеплением геометрическим и силовым замыканием направляющей цапфы 15 в соединительном элементе приводной штанги 10 и запорном механизме 2. За счет положения захвата 12 и крюка 13 для механического выдвижения и втягивания створки 4 в откидное положение для открытия помещения по фиг. 1, 2 и 12 или в заблокированное закрытое положение по фиг. 5, стабильное и обеспеченное натяжением сохранение односторонней жесткости цепи 8 во время выхода цепи 8 из корпуса 22 по фиг. 11 также достигается за счет расположенных на захвате 12 и крюке 13 выступов 25, 26, которые постоянно удерживают средства передачи усилия 8, в частности цепь, в положении односторонней жесткости.
Для функционально надежного управления при открытии и закрытии соединительного элемента приводной штанги 10, в частности, при переводе из заблокированного закрытого положения по фиг. 5 в поворотное положение по фиг. 7 и обратно захват 12 и крюк 13 соединены друг с другом с невозможностью вращения за счет трения. Предотвратить вращение захвата 12 относительно крюка 13 можно путем подгонки заклепочного соединения в точке поворота поворотной оси 28 или путем добавления других конструктивных элементов, например шайбы, за счет свойств материала и/или формы.
Для компенсации допусков углубление 17 захвата 12 имеет фаску или радиус на соответствующих боковых кромках 34, 35 одностороннего U-образного отверстия. Таким образом, зацепление запорной цапфы 15 из открываемого вручную поворотного положения створки 3 по фиг. 8 в направлении положения геометрического замыкания с соединением захвата 12 с запорной цапфой 15 по фиг. 7 функционально облегчается.
При переходе выдвижного механизма 1 из заблокированного закрытого положения створки 4 к раме 5 окна или двери 3 по фиг. 5 в поворотное положение по фиг. 7 или откидное положение по фиг. 9 и наоборот, крюк 13 захватывает через соответствующие внутренние края 16, 21 вместе с углублением 17 захвата 12 запорную цапфу 15. Внутренний край 21 и углубление 17 вместе образуют в направлении запирания створки 4 по фиг. 13 зажим с автоматическим замыканием для запорной цапфы 15. При этом крюк 13, в качестве блокирующего элемента, блокирует открытие углубления 17 с помощью поворотного механизма и удерживает запорную цапфу 15 в защищенном подвижном положении приводного устройства 7.
Для обеспечения автоматического освобождения крюка 13 для одностороннего открытия захвата 12 соединительного элемента приводной штанги 10 по фиг. 6 и, таким образом, чтобы дать возможность запорной цапфе 15, отсоединенной от выдвижного механизма 1 и отсоединенной от приводного устройства 7, свободно выдвигаться в свободное поле эксплуатации и вручную поворачивать створку 4, внутренний край 16 крюка 13 имеет контур, который испытывает давление со стороны запорной цапфы 15, когда выдвижной механизм 1 механически приводится в действие в направлении поворотного или откидного положения, и автоматически освобождает запорную цапфу 15 с одной стороны, поворачиваясь по оси вращения 28 в сторону захвата 12.
Кроме того, створка 4 может быть перемещена из заблокированного закрытого положения запорного механизма 2 у рамы 5 по фиг. 5, после прохождения средства передачи усилия 8 и принудительного захвата запорного механизма 2 при соединенной запорной цапфе 15, в направлении откидного положения, с крюком 13 в поворотно-открытом положении и запорной цапфой 15 в свободном положении в углублении 17 по фиг. 6 и фиг. 7, за счет механического управления средством передачи усилия 8 вплоть до откидного положения с переходом к направляющему элементу 18 по фиг. 9. Крюк 13 набегает по фиг. 9 в результате механического управления на направляющий элемент 18, преодолевая клиновидный выступ 30, идущий от свободного конца 29 направляющего элемента 18 до углубления 27, и постепенно автоматически замыкает находящийся в открытом положении крюк 13 прижимом внешнего контура.
Для использования поворотно-откидного окна или двери 3 с правосторонним или левосторонним открыванием направляющий элемент 18 выполнен симметричным, причем выступ 30 выполнен с обеих сторон направляющего элемента 18. В то же время соответствующие выступы 30 вместе с углублением 17 образуют поднутрение для зацепления выступов 25, 26 захвата 12 и крюка 13 для достаточной фиксации от смещения соединительного элемента приводной штанги 10 по фиг. 11 и фиг. 12.
Следуя тенденции окна или двери 3 с постоянно уменьшающейся толщиной профиля створки 4 и рамы 5 и для достижения скрытого расположения выдвижного механизма 1, корпус 22 по фиг. 2 и фиг. 3 выполнен с L-образным поперечным сечением практически по всей длине.
При одном из способов створка 4 приводится в движение от рамы 5 с помощью выдвижного механизма 1, сначала для открытия из заблокированного закрытого положения в поворотное положение для ручного открытия створки 4 на раме 5 в поворотное положение по фиг. 8 или в откидное положение по фиг. 11 в открытое откидное положение для механического открытия проема по фиг. 1 и фиг. 12. Для этого выдвижной механизм 1 соединен с запорным механизмом 2, установленным на створке 4, и имеет базовую деталь 6, закрепленную на раме 5, на которой установлено средство передачи усилия 8, приводимое в действие посредством механического приводного устройства 7, которое имеет соединительный элемент 9 со створкой 4 (см. фиг. 2). Соединительный элемент 9 представляет собой при этом соединительный элемент приводной штанги 10, который блокирует и деблокирует запорный механизм 2 с помощью механического приводного устройства 7. Соединительный элемент приводной штанги 10 по фиг. 2 расположен на свободном конце 11 средства передачи усилия 8 и состоит по фиг. 5 - 13 из захвата 12, расположенного на средстве передачи усилия 8, и крюка 13, который может быть соединен с запорной цапфой 15, расположенной на запорном механизме 2, в результате чего выполняются следующие действия:
- перевод створки 4 в поворотное положение механическим перемещением соединительного элемента приводной штанги 10 с помощью средства передачи усилия 8 из заблокированного закрытого положения по фиг. 5 запорного механизма с автоматическим открыванием крюка 13 по фиг. 6 в поворотное положение по фиг. 7 запорного механизма 2 и разблокировкой запорной цапфы 15 за счет отвода открытого соединительного элемента приводной штанги 10 в закрытое положение по фиг. 8; - ручной поворот створки 4 от рамы 5 в не показанное поворотно-открытое положение; - ручной поворот створки 4 из поворотно-открытого положения в прилегающее к раме 5 поворотное положение по фиг. 8;
Закрытие створки 4 путем механического перемещения соединительного элемента приводной штанги 10 с помощью средства передачи усилия 8 с открытым крюком 13 из заблокированного закрытого положения за пределы поворотного положения в направлении откидного положения по фиг. 9 и захватыванием запорной цапфы 15 посредством захвата 13 с автоматическим закрытием крюка 13 путем прохождения через направляющий элемент 18, расположенный на створке 4 или на запорном механизме 2;
- механическое перемещение соединительного элемента приводной штанги 10 с помощью средства передачи усилия 8 с изменением направления в заблокированное закрытое положение запорного механизма 2 по фиг. 5 или с сохранением направления и дальнейшим перемещением соединительного элемента приводной штанги 10 с помощью средства передачи усилия 8 при закрытом соединительном элементе приводной штанги 10 в откидное положение по фиг. 11
- механическое откидывание створки 4 с помощью средства передачи усилия 8 от рамы 5 в открытое откидное положение створки 4 по фиг. 1 и фиг. 12, в положение соединительного элемента приводной штанги 10, защищенного от открывания путем вхождения захвата 12 и крюка 113 в углубление 27 направляющего элемента 16;
- механическое перемещение соединительного элемента приводной штанги 10 с помощью средства передачи усилия 8 с изменением направления из заблокированного откидного положения по фиг. 1 и фиг. 12 в прилегающее откидное положение вплоть до закрытого положения створки 4 у рамы 5 и достижением заблокированного положения запорного механизма 2 при сохранении соединения соединительного элемента приводной штанги 10 с запорной цапфой 15 по фиг. 5.
Способ согласно изобретению для открытия и закрытия поворотной и откидной створки 4 окна или двери 3 по фиг. 1, осуществляется посредством выдвижного механизма 1 по фиг. 2, с расположенным на створке 4 запорным механизмом 2 по фиг. 1 и закреплённой на раме 5 базовой деталью 6 по фиг. 2, на которой установлено приводимое в действие механическим приводным устройством 7 средство передачи усилия 8, имеющее соединительный элемент 9 со створкой 4 (см. фиг. 1-3), причем соединительный элемент 9 представляет собой соединительный элемент приводной штанги 10, причем с помощью механического приводного устройства 7 запорный механизм 2 блокирует и деблокирует створку 4 у рамы 5, причем соединительный элемент приводной штанги 10 со створкой 4 расположен на свободном конце 11 средства передачи усилия 8 и состоит из расположенного на средстве передачи усилия 8 захвата 12 и крюка 13, который соединяется с расположенной на запорном механизме 2 запорной цапфой 15, так что створка 4 в результате механического запуска выдвижного механизма 1 и воздействия на расположенный на створке 4 запорный механизм 2, перемещается из закрытого положения в открытое откидное положение створки 4, так что створка 4 в результате механического запуска выдвижного механизма 1 и воздействия на расположенный на створке 4 запорный механизм 2 может перемещаться из заблокированного закрытого положения в поворотное положение прилегания створки 4 к раме 5 для ручного перевода в поворотное открытое положение створки 4, так что створка 4 в результате механического запуска выдвижного механизма 1 может перемещаться из открытого откидного положения или, находясь в поворотном положении, в заблокированное закрытое положение.
Список обозначений
1 Выдвижной механизм
2 Запорный механизм
3 Окно/дверь
4 Створка
5 Рама
6 Базовая деталь
7 Приводное устройство
8 Средства передачи усилия
9 Соединительный элемент
10 Соединительный элемент приводной штанги
11 Свободный конец
12 Захват
13 Крюк
14 Элемент приводной штанги
15 Запорная цапфа
16 Внутренний край
17 Углубление
18 Направляющий элемент
19 Дугообразный сегмент
20 Направляющая
21 Внутренний край
22 Корпус
23 Направляющий элемент
24 Ось
25 Выступ
26 Выступ
27 Углубление
28 Ось вращения
29 Свободный конец
30 Выступ
31 Перекладина
32 Стрелка
33 Свободный конец
34 Боковая кромка
35 Боковая кромка
Группа изобретений относится к выдвижному механизму и способу для открытия и закрытия окна или двери. Техническим результатом является простое, быстрое надёжное и точное монтирование. Технический результат достигается тем, что выдвижной механизм для поворотно-откидной створки окна или двери содержит запорный механизм и закрепленную на раме базовую деталь, на которой установлено средство передачи усилия, имеющее соединительный элемент со створкой, причем соединительный элемент представляет собой соединительный элемент приводной штанги, так что запорный механизм имеет элемент приводной штанги с расположенными на нем затворными или запорными цапфами, причем соединительный элемент приводной штанги расположен на свободном конце средства передачи усилия и состоит из расположенного на средстве передачи усилия захвата и из крюка, так что расположенная на соединительном элементе запорная цапфа упирается в имеющийся на крюке внутренний край для автоматического отсоединения соединительного элемента приводной штанги, в то время как находящееся в закрытом положении средство передачи усилия и находящийся в положении блокировки запорный механизм створки посредством механической регулировки выполнены с возможностью перемещения в положение готовности к повороту, причем запорная цапфа, прилегающая к внутреннему краю откинутого открытого крюка, расположена в углублении захвата и выполнена с возможностью с помощью средства передачи усилия механического перехода в поворотное положение створки и по мере механического отвода в направлении закрытого положения средства передачи усилия и в направлении положения блокировки створки обеспечивается высвобождение запорной цапфы и поворотно-открытое положение створки, причем крюк имеет дополнительный внутренний край, к которому подпирающим образом прилегает запорная цапфа в заблокированном положении соединительного элемента приводной штанги и обеспечивает механический отвод из открытого откидного положения створки в откидное положение запорной цапфы и далее в направлении находящегося в закрытом положении средства передачи усилия и в направлении находящегося в положении блокировки створки запорного механизма запорной цапфы, при этом открытый крюк при находящейся в углублении захвата запорной цапфе при подводе средства передачи усилия из закрытого положения в откидное положение створки перед достижением откидного положения створки упирается в расположенный на створке направляющий элемент и при автоматическом закрытии соединен с запорной цапфой, так что базовая деталь имеет дугообразный сегмент направляющей, причем находящаяся в откидном положении запорная цапфа и соединительный элемент приводной штанги, прилегающий к направляющему элементу, следуя за средством передачи усилия, обеспечивает поворот на 90° и механическое воздействие для перевода створки в открытое откидное положение, а также технический результат достигается способом перемещения поворотно-откидной створки окна или двери посредством такого выдвижного механизма. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 13 ил.
1. Выдвижной механизм (1) для поворотно-откидной створки окна или двери (3), содержащий расположенный на створке (4) запорный механизм (2) и закрепленную на раме (5) базовую деталь (6), на которой установлено приводимое в действие посредством механического приводного устройства (7) средство передачи усилия (8), имеющее соединительный элемент (9) со створкой (4), причем соединительный элемент (9) представляет собой соединительный элемент приводной штанги (10), так что запорный механизм (2) имеет элемент приводной штанги (14) с расположенными на нем затворными или запорными цапфами (15), причем посредством механического приводного устройства (7) створка (4) с помощью запорного механизма (2) обеспечивает приведение в положение блокировки и разблокировки, причем соединительный элемент приводной штанги (10) расположен на свободном конце (11) средства передачи усилия (8) и состоит из расположенного на средстве передачи усилия (8) захвата (12) и из крюка (13), так что расположенная на соединительном элементе (14) запорная цапфа (15) упирается в имеющийся на крюке (13) внутренний край (16) для автоматического отсоединения соединительного элемента приводной штанги (10), в то время как находящееся в закрытом положении средство передачи усилия (8) и находящийся в положении блокировки запорный механизм (2) створки (4) посредством механической регулировки выполнены с возможностью перемещения в положение готовности к повороту, причем запорная цапфа (15), прилегающая к внутреннему краю (16) откинутого открытого крюка (13), расположена в углублении (17) захвата (12) и выполнена с возможностью с помощью средства передачи усилия (8) механического перехода в поворотное положение створки (4) и по мере механического отвода в направлении закрытого положения средства передачи усилия (8) и в направлении положения блокировки створки (4) обеспечивается высвобождение запорной цапфы (15) и поворотно-открытое положение створки (4), причем крюк (13) имеет дополнительный внутренний край (21), к которому подпирающим образом прилегает запорная цапфа (15) в заблокированном положении соединительного элемента приводной штанги (10), и обеспечивает механический отвод из открытого откидного положения створки (4) в откидное положение запорной цапфы (15) и далее в направлении находящегося в закрытом положении средства передачи усилия (8) и в направлении находящегося в положении блокировки створки (4) запорного механизма (2) запорной цапфы (15), отличающийся тем, что открытый крюк (13) при находящейся в углублении (17) захвата (12) запорной цапфе (15) при подводе средства передачи усилия (8) из закрытого положения в откидное положение створки (4) перед достижением откидного положения створки (4) упирается в расположенный на створке (4) направляющий элемент (18) и при автоматическом закрытии соединен с запорной цапфой (15), так что базовая деталь (6) имеет дугообразный сегмент (19) направляющей (20), причем находящаяся в откидном положении запорная цапфа (15) и соединительный элемент приводной штанги (10), прилегающий к направляющему элементу (18), следуя за средством передачи усилия (8), обеспечивает поворот на 90° и механическое воздействие для перевода створки (4) в открытое откидное положение.
2. Выдвижной механизм (1) по п. 1, отличающийся тем, что выдвижной механизм (1) скрыто установлен в фальцевом пространстве между рамой (5) и створкой (4) окна (3) или двери и соединительный элемент приводной штанги (10) при втягивании устройства передачи усилия (8) в корпус (22) выдвижного механизма (1) выполнен перемещающимся по дугообразному сегменту (19) направляющей (20) за средством передачи усилия (8), причем при вхождении шарнирно соединённого с соединительным элементом приводной штанги (10) направляющего элемента (23) в дугообразный сегмент (19) соединительный элемент приводной штанги (10) выполнен с возможностью поворота под углом почти 90° вокруг оси (24) запорной цапфы (15) и при дальнейшем втягивании направляющего элемента (23) соединительный элемент приводной штанги (10) обеспечивает приведение в действие запорной цапфы (2) с дальнейшим зацеплением запорной цапфы (15).
3. Выдвижной механизм (1) по п.1, отличающийся тем, что средство передачи усилия (8) выполнено в виде цепи, которая при механически открытом откидном положении (4), совместно с выдвинутым захватом (12) и крюком (13) соединительного элемента приводной штанги (10) из корпуса (22), обеспечивает перевод на свободном участке со смещением на 90° к направлению движения запорного механизма (2), причём соединительный элемент приводной штанги (10) удержан в положении, поперечном направлению выдвижения створки (4), в расположенном на створке (4) или запорном механизме (2) направляющем элементе (18).
4. Выдвижной механизм (1) по п.3, отличающийся тем, что средство передачи усилия (8) выполнено в виде устойчивой к прогибу цепи, передающей растягивающие и нажимные усилия.
5. Выдвижной механизм (1) по п.3, отличающийся тем, что захват (12) и крюк (13), каждый, имеют выступы (25, 26), которые входят с геометрическим замыканием в углубление (27) направляющего элемента (18), обеспечивая фиксацию соединительного элемента приводной штанги (10) и запорную цапфу (15) в заблокированном положении.
6. Выдвижной механизм (1) по п. 1, отличающийся тем, что захват (12) и крюк (13) соединены друг с другом с невозможностью вращения за счет трения, углубление (17) захвата (12) выполнено в U-образной форме и расположено в продольном направлении в направлении движения направляющего элемента (23) направляющей (20).
7. Выдвижной механизм (1) по одному из пп. 1-6, отличающийся тем, что крюк (13) с помощью соответствующих внутренних краев (16, 21) вместе с углублением (17) захвата (12) запорной цапфы (15) обеспечивают зажимание запорной цапфы (15), причем внутренний край (21) и углубление (17) в направлении блокировки створки (4) образуют зажим с самофиксацией для запорной цапфы (15).
8. Выдвижной механизм (1) по п.7, отличающейся тем, что внутренний край (16) крюка (13) образует вокруг оси вращения (28) крюка (13) под острым углом задающий форму контур, который создает составляющую силы в направлении открытия створки (4), обеспечивая освобождение зажима соединительного элемента приводной штанги (10) посредством углубления (17) захвата (12) и внутреннего края (21) крюка (13) путем освобождения запорной цапфы (15).
9. Выдвижной механизм (1) по п. 8, отличающейся тем, что в направлении перемещения соединительного элемента приводной штанги (10) по меньшей мере на одном свободном конце (29) направляющего элемента (18) выполнен клиновидный выступ (30), который проходит от свободного конца (29) до углубления (27) и обеспечивает автоматическое постепенное закрытие находящегося в открытом положении крюка (13) путём прилегания внешнего контура.
10. Выдвижной механизм (1) по п. 1, отличающийся тем, что направляющий элемент (18) выполнен симметрично.
11. Выдвижной механизм (1) по п. 9, отличающийся тем, что при подводе средства передачи усилия (8) из закрытого положения при открытом крюке (13) и при зацеплении запорной цапфы (15) в углублении (17) захвата (12) в откидном положении крюк (13) перед достижением откидного положения выполнен с возможностью автоматически инициировать соединение крюка (13) с запорной цапфой (15) с прохождением крюка (13) над клиновидным выступом (30) расположенного на створке (4) направляющего элемента (18) и осуществлять соединение посредством закрытия крюка (12).
12. Выдвижной механизм (1) по п.1, отличающийся тем, что на свободном конце (20) средства передачи усилия (8) шарнирно закреплен направляющий элемент (23), образующий жесткое соединение с захватом (12).
13. Выдвижной механизм (1) по п.1, отличающийся тем, что корпус (22) имеет L-образное поперечное сечение по длине.
14. Способ для ручного и механического перемещения створки (4) окна или двери (3) посредством выдвижного механизма (1) по п. 1 - 13 с имеющимся на створке (4) запорным механизмом (2) и закреплённой на раме (5) базовой деталью (6), на которой установлено приводимое в действие механическим приводным устройством (7) средство передачи усилия (8), имеющее соединительный элемент (9) со створкой (4), причем соединительный элемент (9) представляет собой соединительный элемент приводной штанги (10), причем посредством механического приводного устройства (7) запорный механизм (2) блокируется и деблокируется, причем соединительный элемент приводной штанги (10) расположен на свободном конце (11) средства передачи усилия (8) и состоит из расположенного на средстве передачи усилия (8) захвата (12) и крюка (13), который соединяется с расположенной на запорном механизме (2) запорной цапфой (15), так что створка (4) в результате механического запуска выдвижного механизма (1) и воздействия на расположенный на створке (4) запорный механизм (2) перемещается из закрытого положения в открытое откидное положение створки (4), так что створка (4) в результате механического запуска выдвижного механизма (1) и воздействия на расположенный на створке (4) запорный механизм (2) перемещается из заблокированного закрытого положения в поворотное положение для ручного перевода в поворотное открытое положение створки (4), так что створка (4) в результате механического запуска выдвижного механизма (1) перемещается в заблокированное закрытое положение.
EP 3211165 A1, 30.08.2017 | |||
ЗЕРНОСУШИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ | 1999 |
|
RU2146032C1 |
DE 20120604 U1, 28.02.2002 | |||
Водозаборное сооружение | 1987 |
|
SU1437475A1 |
US 2008040978 A1, 21.02.2008 | |||
Гидравлический проточный силоизмеритель | 1948 |
|
SU82260A1 |
Авторы
Даты
2023-09-05—Публикация
2020-09-28—Подача