Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении нейропсихологической реабилитации посредством осуществляемых в игровой форме групповых занятий, направленных на восстановление нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией.
Для эффективности нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения важное значение имеют формы и методы занятий с неврологическими больными, имеющими нарушения различных психических функций.
Формы организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения должны учитывать социальную природу человека и создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей человека, а также влияния социальной среды и других социальных факторов на заболевшего человека (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, 256 с.).
Одной из форм организации нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, в основе которой лежит использования социальной среды и других социальных факторов, является групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления нарушенных психических функций, расширяя и дополняя индивидуальные занятия со специалистом и самостоятельные занятия больных во время их нахождении в неврологической клинике.
Групповые занятия позволяют реализовать, прежде всего, деятельность общения и воздействия на личность больного через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, 256 с.).
Согласно специалисту по групповой динамике Марвину Шоу, малая социальная группа представляет собой сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов (Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997, 688 с.).
Одним из эффективных способов организации групповых занятий с неврологическими больными является проведение занятий в игровой форме, которая способствует усилению интереса больных к процессу восстановительных занятий, обеспечивая перевод их деятельности с произвольного на непроизвольный уровень, снижая тем самым утомляемость больных, что имеет важное значение для восстановления нарушенных психических функций.
Таким образом, проводимые в игровой форме групповые занятия способствуют повышению эффективности нейропсихологической реабилитации, направленной на восстановление различных психических функций, включая счет и счетные операции у неврологических больных с акалькулией.
Счет представляет собой действие по значению глагола «считать», определение каких-либо количественных показателей или определение количества однородных объектов (Википедия. Счет, найдено 10.07.2023 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Счет).
Счетные операции представляют собой технологию счета, объединяющую представления и навыки человека о числах, математические алгоритмы арифметики (Википедия. Устный счет, найдено 10.07.2023 в сети интернет по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устный_счет).
Акалькулия представляет собой нарушении счета и счетных операций по причине органических поражений различных участков коры головного мозга, возникших вследствие каких-либо неврологических заболеваний: нарушений мозгового кровообращения, атрофических заболеваний и др. (Википедия, Свободная энциклопедия, Акалькулия, найдено 10.07.2023 в сети интернет по адресу: https://ra.wikipedia.org/wiki/акалькулия).
Восстановления счета и счетных операций осуществляется посредством специальных методов и приемов, основывающихся на выполнении больными с акалькулией различных арифметических действий, сначала в пределах первого десятка, затем второго и т.д. (Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., Юрист, 1997, 256 с.).
При этом для полноценного восстановление счета и счетных операций важное значение имеет работа не только с целыми, но и с дробными числами, особенностью которых является то, что каждое дробное число состоит из двух чисел - одним из которых является числитель, а другим - знаменатель.
При этом в каждом из дробных чисел заложены определенные арифметические операции с составляющими его числами (числителем и знаменателем), понимание которых необходимо для осознания структуры дробного числа. Так, знаменатель дробного числа выражает количество одинаковых частей, на которое разделено целое число (операция деления), а числитель - количество взятых частей (операция сложения). Поэтому, использование дробных чисел при работе над восстановлением счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией обеспечивает включение в процесс восстановительного обучения различных новых методов, способствующих повышению эффективности проводимых занятий.
Таким образом, методы, используемые в ходе занятий, направленных на восстановление счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией должны:
а) обеспечивать возможность работы не только с целыми числами (в пределах первого, второго десятка и т.д.) но и с дробными числами;
б) обеспечивать возможность проведения групповых занятий с больными;
в) обеспечивать возможность проведения занятий в интересной и привлекательной для больных игровой форме;
г) основываться на выполнении не только упражнений с изображениями, но и с предметами (например, использование карточек), которые можно взять в руки, разложить в группы, различающиеся количеством предметов и т.д.;
д) быть доступными для больных с различной степенью нарушения счета и счетных операций;
е) обеспечивать возможность постепенного увеличения степени сложности заданий;
ж) обеспечивать возможность проведения самостоятельных занятий больных, как в условиях клиники, так и после выписки, в домашних условиях;
з) обеспечивать возможность проведения продолжительных курсов восстановительных занятий.
В настоящее время, для занятий по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией используются различные печатные пособия и тренажеры.
Так, известно печатное пособие "Тренажер по математике" на листах которого содержатся различные задания на счетные операции, представляющие собой примеры на различные арифметические действия (сложение, вычитание и др.) с числами, или примеры, в которых пропущено одно из чисел или арифметический знак (Т.Л. Мишакина, Тренажер по математике для 2 класса, - М.: Ювента, - 2015, 32 с.).
Недостатками данного печатного пособия является следующее: а) пособие не предназначено для проведения групповых занятий; б) пособие не обеспечивает возможность проведения занятий в игровой форме; в) пособие не содержит упражнений, основанных на использовании дробных чисел; г) пособие не предназначено для занятий по восстановлению счета, основанных на выполнении упражнений по пересчету предметов в виде карточек или их изображений; д) возможность только однократного использования материалов пособия, на страницах которого выполняются различные графические действия; е) пособие не обеспечивает возможность проведения продолжительных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала.
Также известно печатное пособие «Изучаем дроби», содержащее различные задания на понимание дробных чисел (заключающиеся, например, в определении количества частей, на которые разделен предмет, соотнесении изображений частей предметов с дробными числами, определении дробного числа по его графическому изображению и др.), а также выполнении с дробными числами арифметических действий, заключающиеся, например, в сложении дробных чисел и др. (В.А. Белых Изучаем дроби, Ростов н/Д: Феникс, 2019, 8с.).
Недостатками данного печатного пособия при его использовании является следующее: а) данное пособие не предназначено для проведения групповых занятий; б) данное пособие не обеспечивает возможность проведения занятий в игровой форме; в) данное пособие не предназначено для занятий по восстановлению счета, основанных на выполнении упражнений по пересчету предметов в виде карточек; г) возможность только однократного использования материалов пособия, на страницах которого выполняются различные графические действия; д) пособие не обеспечивает возможность проведения продолжительных курсов занятий из-за недостаточного количества рабочего материала; е) данное пособие предназначено для занятий с детьми, поэтому содержащиеся в нем иллюстрации могут вызывать отрицательные реакции у взрослых больных.
Также в настоящее время известны печатные тренажеры, предназначенные для проведения восстановительных занятий с взрослыми неврологическими больными, например, «Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных» (RU 2775805 С1 от 11.07.2022). Данный печатный тренажер представляет собой комплект игровых элементов в виде карточек с двузначными числами и карточек с изображениями группы геометрических фигур (часть которых выделена одним или двумя цветами), а также игровых полей. Недостатками данного печатного тренажера является следующее: а) печатный тренажер не обеспечивает возможность работы над восстановлением понимания строения дробных чисел; б) печатный тренажер не обеспечивает возможность работы над восстановлением счета и счетных операций на основе использования дробных чисел; в) отсутствие возможности проведения больными самопроверки в ходе выполнения заданий, направленных на восстановление счета.
С целью преодоления недостатков вышеперечисленных печатных пособий и тренажеров разработана "Нейропсихологическая игра-тренажер «Дробные числа» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией" (далее по тексту "Нейропсихологическая игра-тренажер").
Главной особенностью заявленной "Нейропсихологической игры-тренажера" является то, что в качестве основы восстановления счета и счетных операций используются дробные числа, особенностью которых является то, что каждое дробное число состоит из двух чисел - одним из которых является числитель (выступающий в роли делимого), а другим - знаменатель (выступающий в роли делителя).
Таким образом, в отличие от целых чисел, дробные числа основываются на взаимосвязи составляющих их числителя и знаменателя.
При этом возможность использования в восстановительной работе дробных чисел (являющихся более сложными по сравнению с целыми числами) обеспечивается за счет того, что дробные числа представлены на числовых карточках следующим образом:
а) в традиционной форме в виде числителя и знаменателя;
б) в визуальной форме, иллюстрирующей в наглядном графическом виде структуру различных дробных чисел.
Наряду с числовыми карточками, содержащими дробные числа в числовой и визуальной форме, «Нейропсихологическая игра-тренажер» включает в себя игровые элементы в виде графических карточек и игровых полей, которые расширяют возможности практического использования числовых карточек, обеспечивая реализацию различных игр и игровых заданий, направленных на восстановление счета и счетных операций на основе дробных чисел.
Таким образом, благодаря наличию игровых элементов в виде игровых (числовых и графических) карточек и игровых полей, «Нейропсихологическая игра-тренажер» обеспечивает:
а) возможность восстановления понимания у больных дробных чисел (их структуры, взаимосвязи с целыми числами и др.);
б) возможность работы над восстановлением счета и счетных операций на основе различных дробных чисел.
Задачами, на решение которых направлена заявленная «Нейропсихологическая игра-тренажер» являются:
а) обеспечение восстановления понимания дробных чисел и способности выполнения с ними различных счетных операций;
б) обеспечение возможности проведения занятий по восстановлению счета и счетных операций на основе дробных чисел, обеспечивающих возможность разработки и включения в процесс восстановительного обучения новых методов;
в) обеспечение возможности проведения восстановительных занятий путем использования числовых карточек, содержащих различные дробные числа;
г) представление на оборотной стороне каждой числовой карточки изображения, иллюстрирующего в наглядном виде структуру дробного числа, содержащегося на лицевой стороне карточки;
д) обеспечение возможности проведения с неврологическими больными групповых восстановительных занятий;
е) использование в ходе занятий графических карточек и игровых полей, расширяющих возможности работы с числовыми карточками;
ж) обеспечение возможности проведения занятий в игровой форме, способствующей повышению эффективности нейропсихологической реабилитации за счет усиления интереса больных к проводимым занятиям;
з) обеспечение возможности проведения игровых занятий в виде множества различных игр и игровых заданий, способствующих поддержанию интереса больных к занятиям;
и) обеспечение возможности проведения продолжительных курсов занятий по восстановления счета и счетных операций за счет возможности формирования неограниченного количества разнообразных игровых заданий;
к) обеспечение возможности изменения степени сложности игровых заданий, позволяющее проводить занятия как с больными, имеющими легкие и незначительные нарушения счета и счетных операций, так и с больным, имеющими выраженные нарушения данных психических процессов;
л) обеспечение возможности проведения больными самопроверки при выполнении игровых заданий, направленных на восстановление счета;
м) удобство использования и легкость освоения неврологическими больными «Нейропсихологической игры-тренажера», обеспечивающие возможность проведения занятий, как в клинических, так и в домашних условиях, после выписки больных из клиники;
н) простота изготовления «Нейропсихологической игры-тренажера», способствующая ее широкому внедрению в клиническую практику.
Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера", обеспечивающего формирование неограниченного количества игровых заданий различной степени сложности, основанных на использовании игровых полей и игровых карточек с дробными числами, представляющими в числовом и визуальном виде структуру дробных чисел, и способствующих повышению эффективности восстановительного обучения при простоте и удобстве использования данных игровых элементов.
Технический результат достигается тем, что создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек, представленных числовыми карточками первого и второго типа и графическими карточками первого и второго типа, а также игровые поля, причем числовые карточки первого и второго типа выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую сторону каждой числовой карточки первого типа нанесено одно из дробных чисел, состоящих из числителя и знаменателя, между которыми имеется дробная черта, при этом знаменателями являются числа «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10», на оборотной стороне каждой числовой карточки первого типа дробное число лицевой стороны карточки представлено в графической форме в виде круга, разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые сектора, некоторые из которых или все выделены цветом, а количество секторов, на которые разделен круг, равно знаменателю дробного числа лицевой стороны данной числовой карточки, при этом количество выделенных секторов равно числителю данного дробного числа этой числовой карточки, числовые карточки второго типа имеют размеры, аналогичные размерам числовых карточек первого типа и на их лицевые стороны нанесены дробные числа, аналогичные дробным числам лицевых сторон числовых карточек первого типа, на оборотную сторону каждой числовой карточки второго типа нанесено изображение, представляющее дробное число лицевой стороны числовой карточки в графической форме в виде квадрата, разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, некоторые из которых или все выделены цветом, а количество прямоугольных частей, на которые разделен квадрат, равно знаменателю дробного числа лицевой стороны данной числовой карточки, при этом количество выделенных цветом прямоугольных частей данного квадрата равно числителю данного дробного числа этой числовой карточки, графические карточки выполнены в форме квадрата и разделены на два типа, причем на оборотную сторону графической карточки первого типа нанесено изображение круга, разделенного линиями-перемычками на одинаковые сектора, а изображения разделенных на сектора кругов аналогичны изображениям кругов на числовых карточка первого типа, но отличаются тем, что все сектора кругов имеют одинаковый белый цвет, на оборотных сторонах графических карточек второго типа нанесено изображение квадрата, разделенного линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, при этом изображения разделенных на прямоугольные части квадратов аналогичны изображениям квадратов на числовых карточка второго типа, но отличаются тем, что все прямоугольные части квадратов имеют одинаковый белый цвет, на лицевые стороны графических карточек нанесена дробная черта, а на поверхности лицевых и оборотных сторон графических карточек нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения различных графических действий водным маркером, игровые поля разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга линиями-перемычками, при этом в каждой квадратной области размещено какое-либо дробное число соответствующее дробному числу одной из числовых карточек первого и второго типа, количество квадратных областей на каждом игровом поле является одинаковым и может составлять шесть (3×2) или девять (3×3) квадратных областей, при этом все игровые элементы: числовые карточки первого и второго типа, графические карточки первого и второго типа и игровые поля размещены в коробке.
Сущность заявленного изобретения "Нейропсихологическая игра-тренажер «Дробные числа» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией" поясняется чертежами, на которых представлено:
На фиг. 1 - коробка для размещения игровых элементов в виде игровых карточек (числовых и графических карточек) и игровых полей;
На фиг. 2 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «1/2»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «2»;
На фиг. 3 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «2/3»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «3»;
На фиг. 4 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «3/4»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «4»;
На фиг. 5 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «3/5»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «5»;
На фиг. 6 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «4/6»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «6»;
На фиг. 7 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «5/7»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «7»;
На фиг. 8 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «5/8»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «8»;
На фиг. 9 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «6/9»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «9»;
На фиг. 10 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «7/10»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «10»;
На фиг. 11 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «1/2»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «2»;
На фиг. 12 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «2/3»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «3»;
На фиг. 13 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «3/4»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «4»;
На фиг. 14 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «3/5»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «5»;
На фиг. 15 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «4/6»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «6»;
На фиг. 16 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «5/7»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «7»;
На фиг. 17 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «5/8»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «8»;
На фиг. 18 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки второго типа (соответствующей дроби «6/9»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «9»;
На фиг. 19 - образец лицевой и оборотной стороны числовой карточки первого типа (соответствующей дроби «7/10»), иллюстрирующей дробные числа, знаменателем которых является число «10»;
На фиг. 20-28 - образцы лицевых и оборотных сторон графических карточек первого типа, соответствующих дробным числам, знаменателями которых являются числа «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10»;
На фиг. 29-37 - образцы лицевых и оборотных сторон графических карточек второго типа, соответствующих дробным числам, знаменателями которых являются числа «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10»;
На фиг. 38 - образец игрового поля, предназначенного для использования с числовыми карточками.
Заявленная "Нейропсихологическая игра-тренажер" представляет собой размещенный в коробке (см. фиг. 1) комплект игровых элементов, включающий в себя игровые карточки: числовые карточки первого (см. фиг. 2-10) и второго (см. фиг. 11-19) типа, графические карточки первого (см. фиг. 20-28) и второго (см. фиг. 29-37) типа, а также игровые поля (см. фиг. 38), предназначенные для проведения игровых занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией.
Коробка «Нейропсихологической игры-тренажера» (см. фиг. 1) выполнена из пластика или картона и имеет форму прямоугольника (горизонтально или вертикально ориентированного) или квадрата. На лицевой поверхности коробки размещено изображение эмблемы ФГБНУ «Научный центр неврологии», в котором разработана «Нейропсихологическая игра-тренажер», фамилии авторов и сокращенное название «Нейропсихологическая игра-тренажер «Дробные числа» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией», под которым размещено изображение одного из игровых полей и изображения оборотных сторон шести числовых карточек первого и второго типа.
Числовые карточки первого (см. фиг. 2-10) и второго типа (см. фиг. 11-19) выполнены из плотной бумаги или картона, и имеют форму квадратов одинакового размера. На лицевой стороне каждой числовой карточки первого типа (см. фиг. 2-10) содержится одно из дробных чисел (1), состоящих из числителя и знаменателя, между которыми располагается дробная черта (4), имеющая вид наклонной или горизонтальной линии. При этом знаменателями содержащихся на числовых карточках дробных чисел (1) являются числа «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10».
На оборотной стороне каждой числовой карточки первого типа содержится изображение, представляющее дробное число (1) (размещенное на лицевой стороне карточки) в визуальной графической форме в виде круга (2а), разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые круговые сектора, некоторые из которых (от одного до всех секторов) выделены определенным цветом (например, серым).
Количество секторов, на которые разделен круг (2а), равно знаменателю дробного числа (1), содержащегося на лицевой стороне данной числовой карточки, а количество выделенных секторов данного круга (2а) равно числителю данного дробного числа (1).
При этом выделенные сектора круга (2а) могут располагаться рядом друг с другом, или в случайном порядке.
Так, например, если на лицевой стороне числовой карточки первого типа (см. фиг. 7) содержится дробное число (1) равное «5/7», то круг (2а) на ее оборотной стороне разделен на семь одинаковых секторов, количество которых, соответствует знаменателю дробного числа (1), а выделенные из них пять секторов это количество соответствующее числителю дробного числа (1).
Все числовые карточки первого типа (см. фиг. 2-10) различаются на три степени сложности (легкую, среднюю и высокую), которая зависит от количества секторов, на которые разделены круги (2а) на их оборотных сторонах.
Числовые карточки легкой степени сложности (см. фиг. 2-4) содержат круги (2а) разделенные на «2», «3» и «4» сектора, соответствующие знаменателю дробного числа (1), которые, в зависимости от количества выделенных секторов, соответствующих числителю, будут иметь вид следующих дробных чисел (1): «1/2», «2/2»; «1/3», «2/3», «3/3»; «1/4», «2/4», «3/4», «4/4».
Числовые карточки средней степени сложности (см. фиг. 5-7) содержат круги (2а) разделенные на «5», «6» и «7» секторов, соответствующих знаменателю дробного числа (1), которые, в зависимости от количества выделенных секторов, соответствующих числителю, будут иметь вид следующих дробных чисел (1): «1/5», «2/5», «3/5», «4/5», «5/5»; «1/6», «2/6», «3/6», «4/6», «5/6», «6/6»; «1/7», «2/7», «3/7», «4/7», «5/7», «6/7», «7/7».
Числовые карточки высокой степени сложности (см. фиг. 8-10) содержат круги (2а) разделенные на «8», «9» и «10» секторов, соответствующих знаменателю дробного числа (1) которые, в зависимости от количества выделенных секторов, соответствующих числителю, будут иметь вид следующих дробных чисел (1): «1/8», «2/8», «3/8», «4/8», «5/8», «6/8», «7/8», «8/8»; «1/9», «2/9», «3/9», «4/9», «5/9», «6/9», «7/9», «8/9», «9/9»; «1/10», «2/10», «3/10», «4/10», «5/10», «6/10», «7/10», «8/10», «9/10», «10/10».
Общее количество числовых карточек первого типа, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» составляет 54 штуки.
Числовые карточки второго типа (см. фиг. 11-19) имеют размеры, аналогичные размерам числовых карточек первого типа (см. фиг. 2-10) и содержат на лицевых сторонах дробные числа (1), аналогичные дробным числам (1), размещенным на лицевых сторонах числовых карточек первого типа.
На оборотной стороне каждой числовой карточки второго типа (см. фиг. 11-19) содержится изображение, представляющее собой дробное число (1) лицевой стороны числовой карточки в визуальной графической форме в виде квадрата (3а), разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, некоторые из которых (от одной до всех прямоугольных частей) выделены определенным цветом (например, серым).
Количество прямоугольных частей, на которые разделен квадрат (3а), равно знаменателю дробного числа (1), представленного на лицевой стороне данной числовой карточки, а количество выделенных цветом прямоугольных частей данного квадрата (3а) равно числителю данного дробного числа (1).
При этом выделенные прямоугольные части квадрата (3а) могут располагаться рядом друг с другом, или в случайном порядке.
Так, например, если на лицевой стороне числовой карточки второго типа (см. фиг. 16) содержится дробное число (1) равное «5/7», то квадрат (3а) на ее оборотной стороне разделен на семь одинаковых прямоугольных частей, соответствующих знаменателю дробного числа (1), а выделенные из них пять прямоугольных частей представляют количество, соответствующее числителю дробного числа (1).
Все числовые карточки второго типа различаются на три степени сложности (легкую, среднюю и высокую), которая зависит от количества частей, на которые разделены квадраты (3а) на их оборотных сторонах.
Числовые карточки легкой степени сложности (см. фиг. 11-13) содержат квадраты (3а), разделенные на «2», «3» и «4» прямоугольные части, соответствующие знаменателю дробного числа (1) которые, в зависимости от количества выделенных прямоугольных частей, соответствующих числителю, будут иметь вид следующих дробных чисел (1): «1/2», «2/2»; «1/3», «2/3», «3/3»; «1/4», «2/4», «3/4», «4/4».
Числовые карточки средней степени сложности (см. фиг. 14-16) содержат квадраты (3а), разделенные на «5», «6» и «7» прямоугольных частей, соответствующих знаменателю дробного числа (1) которые, в зависимости от количества выделенных прямоугольных частей, соответствующих числителю, будут иметь вид следующих дробных чисел (1): «1/5», «2/5», «3/5», «4/5», «5/5»; «1/6», «2/6», «3/6», «4/6», «5/6», «6/6»; «1/7», «2/7», «3/7», «4/7», «5/7», «6/7», «7/7»;
Числовые карточки высокой степени сложности (см. фиг. 17-19) содержат квадраты (3а), разделенные на «8», «9» и «10» прямоугольных частей, соответствующих знаменателю дробного числа (1) которые, в зависимости от количества выделенных прямоугольных частей, соответствующих числителю, будут иметь вид следующих дробных чисел (1): «1/8», «2/8», «3/8», «4/8», «5/8», «6/8», «7/8», «8/8»; «1/9», «2/9», «3/9», «4/9», «5/9», «6/9», «7/9», «8/9», «9/9»; «1/10», «2/10», «3/10», «4/10», «5/10», «6/10», «7/10», «8/10», «9/10», «10/10».
Общее количество числовых карточек второго типа, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» составляет 54 штуки.
Таким образом, особенности числовых карточек первого и второго типа, содержащих на лицевой стороне дробные числа (1), а на оборотной стороне визуальные изображения структуры каждого дробного числа, представленного двумя различными элементами (в виде круга (2а) и квадрата (3а)), обеспечивают возможность реализации следующих игровых заданий, направленных на восстановление:
- понимания особенностей и структуры дробных чисел (1), их взаимосвязи с целыми числами.
- счета путем выполнения различных игровых заданий, связанных с подсчитыванием: а) общего количества используемых игровых карточек; б) количества секторов на которые разделены круги (2а) и количества прямоугольных частей, на которые разделены квадраты (3а); в) количества выделенных секторов кругов (2а) и выделенных прямоугольных частей квадратов (3а).
- счетных операций путем выполнения игровых заданий, связанных с арифметическими действиями с дробными числами на числовых карточках.
Наряду с числовыми карточками первого и второго типа (см. фиг. 2-19), содержащими в числовой и визуальной форме дробные числа (1) со знаменателями от «2» до «10», в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» входят и числовые карточки, содержащие в числовой и визуальной форме дробные числа (1), знаменатель которых может превышать число «10».
Графические карточки (см. фиг. 20-37) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют квадратную форму. На поверхности лицевых и оборотных сторон нанесено защитное покрытие (например, посредством ламинирования), обеспечивающее возможность выполнения различных графических действий легко стирающимся водным маркером. Графические карточки аналогично числовым карточкам (см. фиг. 2-19) разделены на два типа:
а) первый тип графических карточек (см. фиг. 20-28) содержит на оборотных сторонах изображения круга (2б), разделенного линиями-перемычками на одинаковые круговые сектора, предназначенные для выделения легко стирающимся водным маркером в процессе проведения занятий; при этом изображения разделенных на сектора кругов (2б) на графических карточках аналогичны изображениям кругов (2а) на числовых карточках первого типа (см. фиг. 2-10), но отличаются тем, что все сектора кругов (2б) имеют одинаковый белый цвет;
б) второй тип графических карточек (см. фиг. 29-37) содержит на оборотных сторонах изображения квадрата (3б), разделенного линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, предназначенные для выделения легко стирающимся водным маркером в процессе проведения занятий; при этом изображения разделенных на части квадратов (3б) на графических карточках аналогичны изображениям квадратов (3а) на числовых карточках второго типа (см. фиг. 11-19), но отличаются тем, что все части квадратов (3б) имеют одинаковый белый цвет.
Лицевые стороны графических карточек (см. фиг. 20-37) содержат изображение дробной черты (4) и предназначены для вписывания водным маркером дробных чисел (1) (числителя и знаменателя) в процессе проведения занятий.
Таким образом, лицевые стороны графических карточек (см. фиг. 20-28) предназначены для вписывания в процессе занятий числителей и знаменателей дробных чисел (1), а оборотные стороны - для выделения секторов круга (2б) и прямоугольных частей квадрата (3б) легко стирающимся водным маркером в соответствии с выполняемыми игровыми заданиями.
Общее количество графических карточек первого и второго типа, входящих в комплектацию «Нейропсихологической игры-тренажера» является одинаковым и составляет от 18-ти и более штук.
Для удобства практического использования в ходе занятий графических карточек, «Нейропсихологическая игра-тренажер» может комплектоваться водными маркерами, колпачок которых содержит губку, обеспечивающую удобство удаления следов с поверхностей используемых графических карточек.
В качестве удобных для проведения занятий водных маркеров с губкой может использоваться, например, «Маркер для досок Line Plus MiniMax-820» (Интернет-магазин «Regmarkets», Маркер для доски Line Plus MiniMax-820, 2.5 мм, магнит и губка, черный, найдено 20.03.2023 в сети интернет по адресу: https://moskva.regmarkets.ru/product/-g-g--697072250/).
Наряду с вышеописанными игровыми (числовыми и графическими) карточками, «Нейропсихологическая игра-тренажер» включает в себя также игровые поля (см. фиг. 38), обеспечивающие увеличение разнообразия игровых методов, направленных на восстановления счета и счетных операций.
Игровые поля (см. фиг. 38) выполнены из плотной бумаги или картона, имеют прямоугольную или квадратную форму и предназначены для использования с числовыми карточками первого и второго типа.
Игровые поля разделены на одинаковые квадратные области (5), отделенные друг от друга линиями-перемычками толщиной 1-5 мм.
При этом в каждой квадратной области (5) расположено какое-либо дробное число (1), которое соответствуют дробному числу (1) одной из числовых карточек первого и второго типа. Количество квадратных областей (5) на каждом игровом поле является одинаковым, и может составлять шесть (3х2) или девять (3х3) квадратных областей (5), а количество игровых полей зависит от количества квадратных областей (5) на игровых полях.
Так, например, если каждое игровое поле (см. фиг. 38) содержит шесть квадратных областей (5), то количество игровых полей, входящих в комплектацию "Нейропсихологической игры-тренажера" составляет 9 (девять) штук.
Для проведения занятий по восстановлению нарушенного счета и счетных операций с использованием "Нейропсихологической игры-тренажера" применяются различные игры, реализация которых обеспечивается посредством игровых элементов в виде игровых карточек: числовых карточек первого (см. фиг. 2-10) и второго (см. фиг. 11-19) типа, графических карточек первого (см. фиг. 20-28) и второго (см. фиг. 29-37) типа, а также игровых полей (см. фиг. 38).
Главными особенностями различных реабилитационно-восстановительных игр, реализацию которых обеспечивает «Нейропсихологическая игра-тренажер» является то, что они:
а) имеют простые правила, доступные для легкого усвоения неврологическими больными;
б) способствуют восстановлению понимания дробных чисел (1), являющихся основой целых чисел;
в) способствуют восстановлению счета и счетных операций на основе использования дробных чисел (1);
г) доступны для больных с выраженными нарушениями счета и счетных операций;
д) обеспечивают возможность постепенного увеличения степени сложности игровых заданий;
е) обеспечивают реализацию процесса восстановительных занятий в виде интересной и привлекательной для больных игровой деятельности.
Указанные ниже размеры игровых элементов в виде: игровых (числовых и графических) карточек и игровых полей данной конкретной "Нейропсихологической игры-тренажера" не являются признаками, сужающими объем правовой защиты, поскольку могут меняться в процессе их создания.
Размеры числовых карточек (см. фиг. 2-19) первого и второго типа являются одинаковыми, а длина их стороны составляет 40-80 мм.
Размеры графических карточек (см. фиг. 20-37) первого и второго типа являются одинаковыми, а длина их стороны составляет 40-80 мм.
Размеры игровых полей (см. фиг. 38) являются одинаковыми и зависят от количества расположенных на каждом игровом поле квадратных областей (5), размер стороны каждой из которых аналогичен, или на 1-5 мм превышает размер стороны числовой карточки (см. фиг. 2-19).
Размеры коробки (см. фиг. 1) "Нейропсихологической игры-тренажера" зависят от размеров, размещаемых в ней игровых полей (см. фиг. 38).
Занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций осуществляются путем использования игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» в виде:
- повернутых лицевой стороной числовых карточек обоих типов (см. фиг. 2-19), содержащих дробные числа (1), которые: а) больные представляют в графическом виде путем выделения водным маркером секторов кругов (2б) и прямоугольных частей квадратов (3б) на графических карточках; б) используются при выполнении больными различных арифметических действий с дробными числами (1);
- повернутых оборотной стороной числовых карточек обоих типов (см. фиг. 2-19), содержащих круги (2а) с выделенными секторами и квадраты (3а) с выделенными прямоугольными частями, которые: а) используются при работе над восстановлением понимания структуры дробных чисел (1); б) используются при восстановлении нарушенного счета путем подсчета больными общего количества секторов круга (2а) и количества выделенных секторов круга (2а), а также общего количества частей квадрата (3а) и количества выделенных частей квадрата (3а);
- повернутых лицевой стороной графических карточек обоих типов (см. фиг. 20-37), которые: а) используются специалистом для иллюстрации структуры дробных чисел (1) на начальных этапах занятий; б) раскладываются больными в группы в соответствии с указаниями специалиста, с дальнейшим разделением данных групп при выполнении игровых заданий на счет и счетные операции и др.; в) используются для вписывания числителей и знаменателей дробных чисел (1), представленных в графической форме на оборотных сторонах числовых карточек обоих типов (см. фиг. 2-19);
- повернутых оборотной стороной графических карточек обоих типов (см. фиг. 20-37), в ходе работы с которыми больные представляют в графическом виде различные дробные числа (1) (заданные специалистом устно или содержащиеся на числовых карточках) путем выделения водным маркером соответствующего количества секторов кругов (2б) и прямоугольных частей квадратов (3б);
- игровых полей (см. фиг. 38) путем выполнения с ними игровых действий с использованием числовых карточек обоих типов (см. фиг. 2-19).
Основными играми, направленными на восстановление нарушенного счета и счетных операций с использованием игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» являются: «Формирование дробных чисел», «Определение дробных чисел», «Визуализация дробных чисел», «Лото с дробными числами», «Арифметические действия с дробными числами».
На начальном этапе проведения занятий работа начинается с восстановления понимания строения дробных чисел (1). Для этого используются числовые карточки (см. фиг. 2-19) обоих типов, на оборотных сторонах которых представлена в визуальном графическом виде структура различных дробных чисел (1) в виде разделенных на сектора кругов (2а) и разделенных на прямоугольные части квадратов (3а).
Игра «Формирование дробных чисел»
Данная игра используется на начальном этапе занятий и основывается на выполнении различных действий с использованием графических карточек (см. фиг. 20-37), расположенных на поверхности стола лицевой стороной вверх, а также оборотных сторон числовых карточек первого (см. фиг. 2-10) или второго (см. фиг. 11-19) типа. Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек.
В начале игры специалист объясняет больным строение дробных чисел (1), используя для иллюстрации оборотные стороны числовых карточек, представляющих в визуальном виде структуру дробных чисел (1).
После этого специалист выдает каждому больному по одной числовой карточке легкой степени сложности, располагая их оборотной стороной вверх, и просит больных представить знаменатель, содержащегося на карточке дробного числа (1) в виде соответствующего количества расположенных рядом группы графических карточек, после чего выделить из данной группы часть графических карточек, количество которых соответствует числителю данного дробного числа (1).
Далее специалист совместно с больными осуществляет проверку правильности выполнения заданий, после чего выдает больным по новой числовой карточке, и вышеописанная последовательность действий повторяется заданное специалистом количество раз. Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок в ходе выполнения игровых заданий.
Постепенно специалист осуществляет усложнение игровых заданий путем: а) использования числовых карточек средней и высокой степени сложности; б) располагая выдаваемые больным числовые карточки лицевой стороной вверх.
Игра «Определение дробных чисел».
Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек. Перед началом игры специалист выдает каждому больному одинаковое количество (4-8 шт.) повернутых оборотной стороной числовых карточек первого (см. фиг. 2-10) или второго (см. фиг. 11-19) типа легкой степени сложности, располагая рядом с каждой числовой карточкой одну графическую карточку (см. фиг. 20-37), повернутую лицевой стороной вверх.
Далее, по команде специалиста, больные определяют дробные числа (1), представленные в визуальном виде на оборотных сторонах каждой числовой карточки, путем подсчета: а) секторов на которые разделен круг (2а), или прямоугольных частей на которые разделен квадрат (3а), количество которых является знаменателем дробного числа (1); б) выделенных секторов круга (2а) или выделенных прямоугольных частей квадрата (3а), количество которых является числителем дробного числа (1).
После определения дробного числа (1) каждой числовой карточки, больные вписывают их водным маркером на расположенные рядом лицевые стороны графических карточек, содержащих изображение дробной черты (4). Далее осуществляется проверка правильности выполнения игровых заданий путем переворачивания числовых карточек. Выигрывает больной, выполнивший задание первым и допустивший меньшее количество ошибок. Постепенно специалист осуществляет усложнение игровых заданий путем: а) использования числовых карточек средней и высокой степени сложности; б) последовательного предъявления числовых карточек по одной штуке, на ограниченные интервалы времени.
Наряду с вышеописанной игрой, больные также могут использовать числовые карточки и при проведении самостоятельных занятий.
В данном случае больной берет в руки стопку числовых карточек одного типа, повернутых оборотной стороной, и подсчитывает сектора (общее количество секторов и количество выделенных секторов) кругов (2а) или прямоугольных частей (общее количество частей и количество выделенных частей) квадратов (3а), определяя дробное число (1), соответствующее данной карточке.
После этого больной переворачивает используемую числовую карточку лицевой стороной, содержащей дробное число (1), осуществляя тем самым самопроверку.
После этого больной выполняет вышеописанные действия с другими числовыми карточками.
Игра «Визуализация дробных чисел»
Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, составляет два человека.
Перед началом игры специалист выдает одному больному графические карточки первого типа (см. фиг. 20-28), а второму больному - графические карточки второго типа (см. фиг. 29-37), располагая их перед больными оборотной стороной вверх.
После этого специалист последовательно предъявляет больным по одной числовой карточке лицевой стороной, содержащей дробной число (1), а каждый из больных подбирает графическую карточку, количество секторов круга (2б) или количество прямоугольных частей квадрата (3б) которой соответствует знаменателю данного дробного числа (1). После чего больной выделяет водным маркером на данной карточке сектора круга (2б) или прямоугольные части квадрата (3б), количество которых соответствует числителю данного дробного числа (1).
При этом в зависимости от степени выраженности у больных нарушения счета, специалист использует числовые карточки легкой, средней или высокой степени сложности.
После предъявления специалистом группы числовых карточек и завершения задания больными, осуществляется проверка правильности его выполнения.
Выигрывает больной, допустивший меньшее количество ошибок при подборе графических карточек и выделении на них секторов круга (2б) или прямоугольных частей квадрата (3б).
Другой вариант данной игры основывается на том, что специалист последовательно называет вслух дробные числа (1), а каждый из больных подбирает графическую карточку, количество секторов круга (2б) или количество прямоугольных частей квадрата (3б) которой соответствует знаменателю данного дробного числа. После чего больной выделяет на данной карточке сектора круга (2б) или прямоугольной части квадрата (3б), количество которые соответствует числителю данного дробного числа (1).
Игра «Лото с дробными числами».
Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре, может составлять от 2-х и более человек.
Перед началом игры специалист выдает каждому больному по одному или несколько игровых полей (см. фиг. 38).
Первый вариант данной игры основывается на использовании лицевых сторон числовых карточек первого (см. фиг. 2-10) или второго (см. фиг. 11-19) типа, так как при некоторых формах акалькулии у больных может быть нарушено восприятие внешнего вида цифр.
В данном специалист последовательно предъявляет больным по одной числовой карточке (первого или второго типа) лицевой стороной без ограничения интервала времени. При этом каждый больной сверяет дробное число (1) на предъявленной числовой карточке с дробными числами (1) на используемых игровых полях.
Если у кого-либо из больных данные числа совпадают, он забирает данную числовую карточку и кладет ее на квадратную область (5) своего игрового поля, закрывая соответствующее дробное число (1). В случае если никто из больных не забрал предъявленную специалистом числовую карточку, она откладывается в сторону.
Выигрывает тот больной, который первым закрыл все дробные числа (1) на используемых игровых полях.
Второй вариант данной игры основывается на использовании оборотных сторон числовых карточек первого (см. фиг. 2-10) или второго (см. фиг. 11-19) типа, использование которых чередуется при проведении игр с группами больных. В данном случае специалист последовательно предъявляет больным по одной числовой карточке (первого или второго типа) оборотной стороной без ограничения интервала времени, а каждый из больных определяет соответствующее ей дробное число (1) путем подсчета: а) общего количества секторов, на которые разделен круг (2а) или прямоугольных частей на которые разделен квадрат (3а), что соответствует знаменателю данного дробного числа (1); б) количества выделенных секторов круга (2а) или выделенных прямоугольных частей квадрата (3а), что соответствует числителю данного дробного числа (1).
После определения дробного числа (1), соответствующего предъявленной числовой карточке, каждый из больных сверяет данное дробное число (1) с дробными числами (1) на используемых игровых полях.
Если у кого-либо из больных дробные числа (1) совпадают, он забирает данную числовую карточку и переворачивает ее лицевой стороной (содержащей данное дробное число (1)) осуществляя тем самым самопроверку.
В случае если больной определил число правильно, он кладет ее оборотной стороной на квадратную область (5) своего игрового поля, закрывая соответствующее дробное число (1).
В случае если больной ошибся в определении дробного числа (1), он возвращает данную числовую карточку специалисту, который засчитывает ему ошибку.
Если никто из больных не забрал предъявленную специалистом числовую карточку, она откладывается в сторону.
Выигрывает тот больной, который первым закрыл все дробные числа (1) на используемых игровых полях, и не допустил при этом ошибок.
Постепенно специалист осуществляет усложнение игровых заданий путем ограничения времени предъявления оборотной стороны числовой карточки.
Игра «Арифметические действия с дробными числами».
Общее количество больных, которые могут одновременно принимать участие в данной игре может составлять от 2-х и более человек. Перед началом проведения данной игры специалист напоминает больным о правилах выполнения арифметических действий с дробными числами (1).
Далее специалист располагает перед больным несколько пар (от 3-х и более) числовых карточек (с одинаковыми знаменателями в каждой паре карточек) лицевой стороной, а каждый больной должен подсчитать общую сумму дробных чисел (1) в каждой паре и записать полученное дробное число (1) на лицевую сторону одной из графических карточек, содержащих дробную черту (4).
После завершения игры осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания. Выигрывает больной, выполнивший задание первым и допустивший меньшее количество ошибок.
Постепенно специалист осуществляет усложнение игровых заданий путем: а) использования пар числовых карточек с разными знаменателями; б) использования вычитания и других арифметических действий с дробными числами.
Таким образом, использование игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» в вышеописанных играх и игровых заданиях способствует восстановлению понимания у больных структуры дробных чисел (1), а также обеспечивают возможность работы над восстановлением счета и счетных операций, так как больным необходимо подсчитывать в процессе игровой деятельности: а) общее количество секторов, на которые разделен круг (2а) или прямоугольных частей на которые разделен квадрат (3а), определяя число, выражающее знаменатель дробного числа (1); б) количества выделенных секторов круга (2а) или выделенных прямоугольных частей квадрата (3а), определяя число выражающее числитель дробного числа (1).
Кроме вышеперечисленных игр, занятия по восстановлению нарушенного счета и счетных операций с использованием набора игровых элементов «Нейропсихологической игры-тренажера» могут осуществляться посредством различных других игр и игровых упражнений.
Наряду с занятиями по восстановлению нарушенного счета и счетных операций у неврологических больных, набор игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера" может эффективно использоваться:
а) при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми школьного возраста, имеющими нарушения формирования счета и счетных операций;
б) при проведении нейропсихологических тренингов с людьми пожилого возраста;
в) в качестве настольной игры, способствующей развитию и тренировке счета и счетных операций у здоровых детей.
Таким образом, заявленное изобретение "Нейропсихологическая игра-тренажер «Дробные числа» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией" обеспечивает возможность проведения с неврологическими больными продолжительных курсов занятий по восстановлению счета и счетных операций в игровой форме, с использованием различных игр и игровых заданий, и способствующих усилению и поддержанию интереса больных к процессу восстановительных занятий, основанных на использовании дробных чисел, представленных на игровых карточках в числовой и визуальной форме. Данная "Нейропсихологическая игра-тренажер" вносит в процесс восстановительных занятий элемент новизны, превращая их в интересный и привлекательный для больных нейропсихологический тренинг.
Благодаря простоте изготовления и удобству практического применения игровых элементов "Нейропсихологическая игра-тренажер" может найти широкое применение в клинической практике.
Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационно-восстановительным играм и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник. Создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек, представленных числовыми карточками первого и второго типа и графическими карточками первого и второго типа, а также игровые поля. Причем числовые карточки первого и второго типа выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую сторону каждой числовой карточки первого типа нанесено одно из дробных чисел, состоящих из числителя и знаменателя, между которыми имеется дробная черта, при этом знаменателями являются числа «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10». На оборотной стороне каждой числовой карточки первого типа дробное число лицевой стороны карточки представлено в графической форме в виде круга, разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые сектора, некоторые из которых или все выделены цветом, а количество секторов, на которые разделен круг, равно знаменателю дробного числа лицевой стороны данной числовой карточки. При этом количество выделенных секторов равно числителю данного дробного числа этой числовой карточки. Числовые карточки второго типа имеют размеры, аналогичные размерам числовых карточек первого типа и на их лицевые стороны нанесены дробные числа, аналогичные дробным числам лицевых сторон числовых карточек первого типа. На оборотную сторону каждой числовой карточки второго типа нанесено изображение, представляющее дробное число лицевой стороны числовой карточки в графической форме в виде квадрата, разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, некоторые из которых или все выделены цветом, а количество прямоугольных частей, на которые разделен квадрат, равно знаменателю дробного числа лицевой стороны данной числовой карточки. При этом количество выделенных цветом прямоугольных частей данного квадрата равно числителю данного дробного числа этой числовой карточки. Графические карточки выполнены в форме квадрата и разделены на два типа, причем на оборотную сторону графической карточки первого типа нанесено изображение круга, разделенного линиями-перемычками на одинаковые сектора, а изображения разделенных на сектора кругов аналогичны изображениям кругов на числовых карточка первого типа, но отличаются тем, что все сектора кругов имеют одинаковый белый цвет. На оборотных сторонах графических карточек второго типа нанесено изображение квадрата, разделенного линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части. При этом изображения разделенных на прямоугольные части квадратов аналогичны изображениям квадратов на числовых карточка второго типа, но отличаются тем, что все прямоугольные части квадратов имеют одинаковый белый цвет. На лицевые стороны графических карточек нанесена дробная черта, а на поверхности лицевых и оборотных сторон графических карточек нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения различных графических действий водным маркером. Игровые поля разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга линиями-перемычками, при этом в каждой квадратной области размещено какое-либо дробное число соответствующее дробному числу одной из числовых карточек первого и второго типа. Количество квадратных областей на каждом игровом поле является одинаковым и может составлять шесть (3×2) или девять (3×3) квадратных областей, при этом все игровые элементы: числовые карточки первого и второго типа, графические карточки первого и второго типа и игровые поля размещены в коробке. Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала технических средств для создания набора игровых элементов "Нейропсихологической игры-тренажера", обеспечивающего формирование неограниченного количества игровых заданий различной степени сложности, основанных на использовании игровых полей и игровых карточек с дробными числами, представляющими в числовом и визуальном виде структуру дробных чисел, и способствующих повышению эффективности восстановительного обучения при простоте и удобстве использования данных игровых элементов. 38 ил.
Набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией, содержащий игровые элементы в виде игровых карточек, представленных числовыми карточками первого и второго типа и графическими карточками первого и второго типа, а также игровые поля, причем числовые карточки первого и второго типа выполнены в форме квадратов одинакового размера, на лицевую сторону каждой числовой карточки первого типа нанесено одно из дробных чисел, состоящих из числителя и знаменателя, между которыми имеется дробная черта, при этом знаменателями являются числа «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10», на оборотной стороне каждой числовой карточки первого типа дробное число лицевой стороны карточки представлено в графической форме в виде круга, разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые сектора, некоторые из которых или все выделены цветом, а количество секторов, на которые разделен круг, равно знаменателю дробного числа лицевой стороны данной числовой карточки, при этом количество выделенных секторов равно числителю данного дробного числа этой числовой карточки, числовые карточки второго типа имеют размеры, аналогичные размерам числовых карточек первого типа и на их лицевые стороны нанесены дробные числа, аналогичные дробным числам лицевых сторон числовых карточек первого типа, на оборотную сторону каждой числовой карточки второго типа нанесено изображение, представляющее дробное число лицевой стороны числовой карточки в графической форме в виде квадрата, разделенного прямыми линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, некоторые из которых или все выделены цветом, а количество прямоугольных частей, на которые разделен квадрат, равно знаменателю дробного числа лицевой стороны данной числовой карточки, при этом количество выделенных цветом прямоугольных частей данного квадрата равно числителю данного дробного числа этой числовой карточки, графические карточки выполнены в форме квадрата и разделены на два типа, причем на оборотную сторону графической карточки первого типа нанесено изображение круга, разделенного линиями-перемычками на одинаковые сектора, а изображения разделенных на сектора кругов аналогичны изображениям кругов на числовых карточка первого типа, но отличаются тем, что все сектора кругов имеют одинаковый белый цвет, на оборотных сторонах графических карточек второго типа нанесено изображение квадрата, разделенного линиями-перемычками на одинаковые прямоугольные части, при этом изображения разделенных на прямоугольные части квадратов аналогичны изображениям квадратов на числовых карточка второго типа, но отличаются тем, что все прямоугольные части квадратов имеют одинаковый белый цвет, на лицевые стороны графических карточек нанесена дробная черта, а на поверхности лицевых и оборотных сторон графических карточек нанесено защитное покрытие, обеспечивающее возможность выполнения различных графических действий водным маркером, игровые поля разделены на одинаковые квадратные области, отделенные друг от друга линиями-перемычками, при этом в каждой квадратной области размещено какое-либо дробное число соответствующее дробному числу одной из числовых карточек первого и второго типа, количество квадратных областей на каждом игровом поле является одинаковым и может составлять шесть (3×2) или девять (3×3) квадратных областей, при этом все игровые элементы: числовые карточки первого и второго типа, графические карточки первого и второго типа и игровые поля размещены в коробке.
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти, а также счета и счетных операций у неврологических больных | 2021 |
|
RU2775805C1 |
Нейропсихологическая игра-тренажер «Денежные знаки» для занятий по восстановлению счета и счетных операций у неврологических больных с акалькулией | 2023 |
|
RU2795568C1 |
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных | 2020 |
|
RU2755237C1 |
Нейропсихологическая игра-тренажер для занятий по восстановлению симультанного восприятия, счета и счетных операций у неврологических больных | 2022 |
|
RU2784779C1 |
US 4362301 A, 07.12.1982 | |||
US 10688384 B1, 23.06.2020. |
Авторы
Даты
2023-10-02—Публикация
2023-07-19—Подача