ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2023 года по МПК E01B2/00 E01B9/58 E01B9/62 

Описание патента на изобретение RU2806106C2

Изобретения относятся к конструкции железнодорожного пути.

Технический результат изобретений: повышение надежности, возможности механизации и снижение эксплуатационных затрат.

По первому изобретению известно «Верхнее строении железнодорожного пути», содержащее установленный в продольном углублении основания рельс, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса с обращенным к рельсу Сообразным в поперечном сечении заклиненным на подошве неупругим слоем, взаимодействующим обращенной к подошве гранью нижней ветви с нижней гранью подошвы, взаимодействующим обращенной к подошве гранью верхней ветви с верхней гранью подошвы, и образующим зазор между указанным слоем и боковой гранью подошвы. Верхняя ветвь С-образного слоя снабжена развитым вверх до головки рельса участком. Патент на изобретение №2495974, авторы Столповские.

Недостатками этого ВСП являются сложность многодетальной конструкции, монтажа/демонтажа и эксплуатации, высокие затраты при изготовлении и эксплуатации.

Наиболее близким решением является рельсовое скрепление, содержащее установленный в углублении основания на упругой прокладке рельс, выполненный в основании около углубления открытый к рельсу паз, в котором установлена клемма, одним концом расположенная над подошвой рельса, другим концом опертая на опорную грань основания и средней частью опертая на верхнюю опорную грань паза. Упругая подрельсовая прокладка с каждой стороны рельса выполнена с охватом верхней грани подошвы и снабжена С-образным в поперечном сечении твердым слоем с зазором между указанным слоем и боковой гранью подошвы рельса с возможностью взаимодействия верхней обращенной к подошве грани твердого слоя с верхней гранью подошвы и нижней, обращенной к подошве грани твердого слоя с нижней гранью подошвы рельса. Патент на изобретение №2 274 694, автор Столповский А.А.

Недостатками этого скрепления являются недостаточная надежность закрепления рельса от продольного перемещения клеммой, а закрепление рельса С-образным слоем подрельсовой прокладки усложняет конструкцию, монтаж/демонтаж и эксплуатацию.

Технический результат: повышение надежности, возможности механизации и снижение эксплуатационных затрат.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем ориентированное в продольном направлении подрельсовое углубление, рельс в подрельсовом углублении на упругой подрельсовой прокладке, открытый к рельсу паз на боковой грани подрельсового углубления, в котором размещена упругая пластинчатая клемма, одним участком расположенная смежно с подошвой рельса, другими участками опертая на опорные грани паза, в предлагаемом решении подрельсовое углубление выполнено в подрельсовой подкладке, смежный с подошвой рельса участок клеммы выполнен в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы рельса с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани верхней ветви с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани нижней ветви с нижней гранью подошвы с зазором около боковой грани подошвы или взаимодействия обращенной к нижней грани подошвы грани направленного к подошве с охватом подошвы снизу консольного выреза или каждого из продольного ряда вырезов с нижней гранью подошвы, верхняя ветвь клеммы выполнена развитой вверх криволинейной выпуклостью к рельсу с опиранием опорной грани концевого участка на верхнюю опорную грань паза, нижняя ветвь выполнена направленной в паз зигзагообразной с поочередно направленными вниз и вверх криволинейными участками с опиранием опорной грани концевого участка на нижнюю опорную грань паза, концевой участок нижней ветви снабжен поперечным выступом, пропущенным через сквозное поперечное отверстие подкладки, взаимодействующие опорная грань верхней ветви клеммы с верхней опорной гранью паза и опорная грань нижней ветви клеммы с нижней опорной гранью паза снабжены храповым зацеплением или продольным рядом ориентированных поперек рельса выступов и впадин с возможностью взаимодействия боковых граней выступов и впадин, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор, в нижнем участке паза выполнено наклонное от паза вверх продольно ориентированное углубление с обращенной к пазу расположенной под углом к продольному направлению в плане гранью или с продольным рядом участков с параллельными указанными гранями, в котором размещен регулятор напряжения клеммы в виде пластины длиной меньшей длины паза с возможностью перемещения в продольном направлении, обращенная к клемме грань которой параллельна ориентированной в продольном направлении опорной грани клеммы с возможностью взаимодействия с указанной гранью, обращенная от клеммы грань или участки грани пластины выполнены под углом к продольному направлению ответно обращенным к пазу грани или участкам грани углубления с возможностью взаимодействия с указанной гранью или участками грани, при этом пластина снабжена расположенным в средней участке пластины поперечным выступом или продольным рядом поперечных выступов между участками грани, каждый из которых пропущен через сквозное поперечное отверстие подкладки, упругая прокладка выполнена из двух пластин, симметрично расположенных относительно плоскости симметрии между указанными пластинами, каждая из которых снабжена поперечным рядом продольных рядов зеркально расположенных консольными вырезов в виде лепестков, каждый из которых выполнен трапецеидальным с сужением к свободному концевому участку, отогнутым из плоскости пластины к смежной пластине с возможностью взаимодействия концевых участков смежных вырезов смежных пластин с расположением концевых участков смежных в продольном направлении вырезов в продольном ряду в противоположных направлениях, при этом боковые грани смежных в продольном направлении вырезов параллельны между собой, а смежные в поперечном направлении продольные ряды вырезов симметричны относительно продольной плоскости симметрии.

Сущность изобретения изложена в описании, п. 1-5 формулы и на чертежах фиг. 1-7. На фиг. 1 изображен ж. д. путь с упругой пластинчатой клеммой в пазу подрельсового углубления подкладки, помещенной в углублении основания на многослойной прокладке; на фиг. 2 - развертка пластинчатой клеммы консольными вырезами храпового зацепления; на фиг. 3 - с выступами / впадинами зацепления; на фиг. 4 - ж. д. путь со съемным пластинчатым регулятором напряжения клеммы; на фиг. 5 - съемный пластинчатый регулятор напряжения в плане; на фиг. 6 - упругая прокладка из двух пластин с консольными вырезами; на фиг. 7 - разрез Р-Р на фиг. 6.

Железнодорожный путь содержит основание 1, монолитное или блочное, возможно рамно-лежневое или в виде сдвоенных шпал, с продольным рядом углублений 2 под каждый рельс колеи между поперечными перегородками. На дне углубления 2 между смежными перегородками уложена прокладка 3 в упругом, например резиновом, чехле 4 с упругой резиновой или резиноармированной прокладкой 5 на дне с возможностью взаимодействия с боковыми гранями и перегородками углубления 2.

Альтернативно чехлу 4 упругая прокладка выполнена в виде короба с боковыми, торцовыми и нижней гранями из синтетической или стальной пластины. На дне короба уложена упругая прокладка. Упругая прокладка выполнена из двух пластин, симметрично расположенных относительно плоскости симметрии между указанными пластинами. Каждая из пластин снабжена поперечным рядом продольных рядов зеркально расположенных консольными вырезов 6 в виде лепестков. Каждый из вырезов 6 выполнен трапецеидальным с сужением к свободному концевому участку, отогнутым из плоскости пластины к смежной пластине с возможностью взаимодействия концевых участков смежных вырезов смежных пластин с расположением концевых участков смежных в продольном направлении вырезов в продольном ряду в противоположных направлениях. При этом боковые грани смежных в продольном направлении вырезов параллельны между собой, а смежные в поперечном направлении продольные ряды вырезов симметричны относительно продольной плоскости симметрии. Аналогично из двух зеркальных пластин выполнены грани короба.

На прокладке 3 в углублении 2 основания уложена продольная подрельсовая подкладка 7, прикрепленная к основанию 1 упругими пластинчатыми ромбовидными в плане клеммами 8. Подкладка 7 выполнена шириной меньшей ширины углубления 2 с зазором 9 между боковыми стенками подкладки 7 и углубления 2 с возможностью перемещения в поперечном направлении для регулирования колеи. Длина подкладки 7 выполнена меньшей расстояния между смежными с подкладкой 7 поперечными гранями перегородок углубления 2 с минимальным зазором для возможности поперечного перемещения подкладки 7 при регулировании колеи. В подкладке 7 выполнено продольное подрельсовое углубление 10 с параллельными боковыми гранями 11, в котором расположен рельс на упругой подрельсовой прокладке 12, например резиноармированной или аналогично прокладке 5 из двух пластин с консольными вырезами 6 с заполнением пространства между пластинами резиной для защиты от засорителей.

На каждой боковой грани 11 углубления 10 выполнен открытый к рельсу паз 13, в котором размещена упругая пластинчатая клемма 14, одним участком расположенная смежно с подошвой 15 рельса, другими участками опертая на опорные грани паза 5. Смежный с подошвой 15 участок клеммы выполнен в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы 15 с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани верхней ветви 16 с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани нижней ветви 17 с нижней гранью подошвы с зазором 18 около боковой грани подошвы. Альтернативно на смежном с подошвой 15 участке клеммы выполнен продольный ряд консольных вырезов 19 с возможностью взаимодействия обращенной к нижней грани подошвы грани каждого из вырезов с нижней гранью подошвы.

В верхнем участке паза 13 выполнена наклонная к рельсу вниз обращенная к пазу 13 верхняя опорная грань 20 из закладной детали с храповыми зубьями 21. Верхняя ветвь 16 клеммы выполнена развитой вверх криволинейной для вертикальной упругости выпуклостью 22 к рельсу с расположением нижнего участка выпуклости 22 в подрельсовом углублении 10 для возможности взаимодействия с подошвой 15 и инструментом при монтаже/демонтаже. На обращенной к опорной грани 20 грани концевого участка 23 верхней ветви 16 выполнена опорная грань с возможностью взаимодействия с гранью 20. Для монтажа/демонтажа и регулирования величины нажатия ветви 16 на подошву вниз концевой участок 23 снабжен продольным рядом консольных вырезов 24 с направленным в паз 13 нижним концевым участком.

Нижняя грань 25 паза выполнена наклонной вверх от углубления 10 внутрь паза 13 и в верхнем участке снабжена наклонной вверх обращенной к грани 20 опорной гранью 26 из закладной детали.

Нижняя ветвь 17 клеммы выполнена направленной от С-образного участка в паз зигзагообразной с поочередно направленными вниз 27 и вверх криволинейными участками с возможностью взаимодействия обращенной в паз 13 продольной грани 28 концевого участка 29 в верхнем положении с обращенной к грани 28 продольной гранью 30 паза.

Для регулирования величины нажатия ветви 17 на подошву концевой участок 29 нижней ветви 17 снабжен регулировочным поперечным выступом 31 или продольным рядом из двух или трех выступов, каждый из которых пропущен через сквозное наклонное от паза вверх поперечное отверстие 32 подкладки 7. Для защиты паза 13 от засорения отверстие 32 снабжено уплотнителем 33. Для уменьшения упругости выступ 32 снабжен штампованными ребрами жесткости 34.

Для обеспечения установки концевого участка 29 нижней ветви 17 на разные позиции участок 29 и опорная грань 26 снабжены храповым зацеплением с продольным рядом консольных вырезов 35 участка 29. Для прижатия вырезов 35 к храповым зубьям грани 26 выступ 31 снабжен отогнутым вверх подпружиненным опертым на верхнюю грань отверстия 32 консольным вырезом 36. Альтернативно консольным вырезам 35 участок 28 снабжен продольным рядом ориентированных поперек рельса выступов 37 и впадин между ними с возможностью взаимодействия боковых граней выступов и впадин, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор. Боковые грани выступов 37 снабжены неровностями.

Концевой участок 29 и поперечный регулировочный выступ 31 нижней ветви 17 в поперечном сечении выполнены преимущественно криволинейными выпуклостью вниз. Для обеспечения равнопрочности в поперечном направлении с учетом величины изгибающего момента и экономии материала в зигзагообразном участке нижней ветви выполнен продольный ряд поперечных вырезов 38.

В верхнем участке паза 13 смежно с опорной гранью 20 аналогично отверстию 32 выполнено несквозное продольное углубление 39, а концевой участок 23 верхней ветви 16 снабжен опертым на нижнюю грань углубления 39 подпружиненным консольным вырезом 40. Зацепление участка 23 выполнено аналогично храповым или с рядом выступов 37 и впадин с неровностями. Расстояние между опорными гранями верхней 16 и нижней 17 ветвей клеммы в демонтированном состоянии выполнено больше расстояния между верхней 20 и нижней 26 опорными гранями паза 13 для подпружинивания и увеличения надежности нижнего и верхнего зацеплений.

Верхний участок подкладки 7 и консольный вырез 24 концевого участка 23 верхней ветви 21 клеммы расположены с учетом нижнего габарита приближения строений 41.

Альтернативно регулировочному выступу 31 клеммы выполнен съемный регулятор. В нижнем участке паза 13 выполнено наклонное в поперечном сечении от паза 13 вверх продольно ориентированное углубление 42 с обращенной к пазу расположенной под углом к продольному направлению в плане гранью 43 или преимущественно с продольным рядом участков с параллельными указанными гранями 43 для уменьшения ширины углубления 42. Каждая из граней 43 в поперечном сечении выполнена V-образной с верхним 44 и нижним участками с неровностями в виде продольного ряда нормальных к продольному направлению синусоидальных или углового профиля выступов/впадин или в виде нанесенного измельченного материала. Углубление 42 в поперечном сечении выполнено с уширением к пазу 13.

В углубление 42 помещен съемный регулятор напряжения клеммы в виде пластины 45 длиной меньшей длины паза 13 с возможностью перемещения в продольном направлении.

Обращенная к клемме 14 грань пластины 45 параллельна ориентированной в продольном направлении грани 28 клеммы с возможностью взаимодействия с указанной гранью 28. Смежный с опорной гранью участок пластины 45 снабжен направленными вниз 46 и вверх 47 консольными вырезами для поперечной фиксации грани 28 клеммы.

Обращенная к углублению 42 часть пластины 45 выполнена в виде продольного ряда участков с гранями 48 под углом к продольному направлению ответно участкам углубления 42. Каждый из участков пластины 45 снабжен продольным рядом отогнутых поочередно вверх и вниз консольных вырезов 49, ответных смежным верхним 47 и нижним участкам V-образной грани 43 с ответными неровностями, с возможностью взаимодействия между ними. Наибольшая высота между вырезами 49 выполнена большей высоты углубления 42 смежно с V-образной гранью 43 для заклинивания и фиксации.

Пластина 45 снабжена расположенным в среднем участке пластины поперечным выступом 50 или продольным рядом поперечных выступов между участками наклонных в плане граней 48, каждый из которых пропущен через сквозное поперечное отверстие 51 подкладки размером в продольном направлении большим размера выступа 50 для продольного перемещения.

Каждый из торцевых участков клеммы 14 снабжен уплотнителем 52 для защиты паза от засорителей.

При монтаже в стационаре подкладки 7 укладывают в продольный ряд. В каждом пазу 13 поперечный выступ 31 по криволинейной траектории внедряют в отверстие 32 подкладки до упора консольных вырезов 35 концевого участка 29 в храповые зубья опорной грани 26. Концевой участок 23 верхней ветви 16 перемещают к концевому участку 29 нижней ветви 17, подпружинивая клемму, и внедряют в углубление 39 до упора концевого участка 23 в храповые зубья опорной грани 20. Выполнено предварительное закрепление клеммы 14. Выпуклость 22 верхней ветви 16 при этом выступает в подрельсовое углубление 10 на максимальную величину, что затрудняет монтаж рельса.

На втором этапе монтажа с наружной стороны отверстия 32 наружной рейкой нажимают на выступ 31 и консольный вырез 36 концевого участка 29 в направлении верхней опорной грани 20 паза, выводя из зацепления консольные вырезы 35 или выступы 37 концевого участка 29 и нижнюю опорную грань 26 паза 5 с каждой стороны углубления 10 всех подкладок. Для перемещения концевого участка 29 и выступа 31 применяют внутреннюю рейку по ширине подрельсового углубления 10 клиновидную в плане в переднем участке. Внедряют внутреннюю рейку в углубление 10 смежно с наружной рейкой и в направлении клиновидного участка синхронно с наружной рейкой перемещают по всем подкладкам. При нажатии каждой боковой грани внутренней рейки на смежную выпуклость 22 верхней ветви 16 выведенный из зацепления наружной рейкой концевой участок 29 с выступом 31 перемещается от рельса и продольной гранью 28 упирается в продольную грань 30 паза, занимая наиболее удаленное от углубления 10 положение.

На третьем этапе внедряют концевой участок 23 верхней ветви 16 в углубление 39 в верхнее положение. Рейкой движущего механизма нажимают на концевой участок 23 в направление паза 13, сжимая консольный вырез 40 и выводя из зацепления опорную грань концевого участка 23 и верхнюю опорную грань 20 паза. Другая грань указанной рейки нажимает на консольный вырез 24 ветви 16 и внедряет концевой участок 23 в крайнее верхнее положение. При этом выпуклость 22 верхней ветви 16 выдвинута в углубление 10 на минимальную величину, что обеспечивает минимальное сопротивление подошве при монтаже.

Подкладки 7 с клеммами 14 нумеруют, транспортируют и укладывают в продольные углубления 2 основания 1 по проекту на многослойные прокладки 3 в резиновых чехлах 4 с упругой прокладкой 5 на дне. С каждой боковой стороны подкладки 7 прикрепляют к основанию 1 клеммами 8.

В подрельсовые углубления 10 укладывают упругие прокладки 12, опускают рельсовую плеть. Подошва при этом внедряет выпуклости 22 в пазы 13. В нижнем положении рельса упругая сила зигзагообразного участка нижней ветви 17 перемещает С-образный участок клеммы и заклинивает на подошве 15.

Рейкой движущейся машины с каждой стороны каждого рельса колеи нажимают на выступ 31 к верхней опорной грани 20 паза аналогично монтажу и вниз к подошве. Устанавливают зацепление на промежуточную позицию на требуемую величину нажатия С-образного участка на подошву. Снимают нажатие с выступа 31. Упругая сила сжатых верхней 16 и нижней 17 ветвей и сила сжатого консольного выреза 36 обеспечивают надежное зацепление опорной грани концевого участка 29 с нижней опорной гранью 26 паза. При эксплуатации при уменьшении нажатия С-образного участка на подошву опорную грань участка 29 перемещают к подошве на другую позицию.

Аналогично третьему этапу монтажа опорную грань концевого участка 23 в большей мере внутри колеи переставляют к углублению 10 на промежуточную оптимальную позицию для увеличения нажатия сверху на подошву для защиты от опрокидывания с соблюдением упругости в вертикальном направлении. При необходимости участок 23 переставляют вниз на другую позицию.

Для демонтажа рельса верхний 23 и нижний 29 концевые участки переставляют в верхнее положение, обеспечивая минимальную величину расположения выпуклостей 22 в подрельсовом углублении 10. Преодолевая незначительное сопротивление подошве смежных в поперечном направлении выпуклостей 22 рельсовую плеть демонтируют.При значительной величине расположения выпуклостей 22 в углублении 10 применяют П-образную в поперечном сечении рейку шириной по наружным граням менее ширины углубления 10 и по внутренним граням более ширины головки рельса с наклонными вверх передним и более пологим задним клиновидными в плане участками. После внедрения рейки вниз при перемещении по углублению 10 вперед передним наклонным участком наружные боковые грани рейки перемещают выпуклости 22 в пазы, освобождая подошву 15 от С-образных участков клемм с каждой стороны рельса. Освобожденный рельс электромагнитом поднимают с уклоном, равным уклону заднего пологого участка. Задний участок необходим до подъема подошвы выше С-образного участка, где подошва уже удерживает выпуклости 22 в пазах. Далее рельс поднимают без рейки и упругая сила зигзагообразных участков нижней ветви 17 перемещает С-образные участки в углубление 10, обеспечивая готовность к монтажу нового рельса или другого рельса колеи при замене их местами.

При монтаже пластину 45 съемного регулятора через паз 13 внедряют в углубление 42 выступом 50 в отверстие 51 в верхнее максимально удаленное от паза 13 положение. Сжатыми в тесном по высоте углублении 42 вырезами 49 регулятор зафиксирован от выпадения. Клемму 14 продольной гранью 28 концевого участка 29 опирают на нижний 46 вырез. Концевой участок 23 верхней ветви 16 клеммы 14 аналогично клемме со стационарным регулировочным выступом 31 внедряют в верхнее углубление 39 паза 13. Клемма 14 подпружиненно зафиксирована между вырезами 46 и 47 пластины 45 и опорной гранью 20. Укладывают подрельсовую прокладку 12 и монтируют рельс как описано выше.

При ослаблении клемм 14 механизировано, преодолевая сопротивление сжатой между подошвой и вырезами 46/47 пластины 45, нажимают на поперечные выступы 50 в сторону паза 13, выводя из зацепления неровности вырезов 49 пластины 45 и неровности углубления 42. За выступ/выступы 50 перемещают на требуемую величину пластину 45 съемного регулятора в сторону узкого участка углубления 42. Снимают нажатие с выступа 50. Упругая сила клеммы вводит в зацепление неровности вырезов 49 и неровности углубления 42, обеспечивая продольную фиксацию регулятора.

Выполнение подрельсового углубления в подрельсовой подкладке, выполнение смежного с подошвой рельса участка клеммы в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы рельса с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани верхней ветви с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани нижней ветви с нижней гранью подошвы с зазором около боковой грани подошвы или взаимодействия обращенной к нижней грани подошвы грани направленного к подошве с охватом подошвы снизу консольного выреза или каждого из продольного ряда вырезов с нижней гранью подошвы, выполнение верхней ветви клеммы развитой вверх криволинейной выпуклостью к рельсу с опиранием опорной грани концевого участка на верхнюю опорную грань паза, выполнение нижней ветви направленной в паз зигзагообразной с поочередно направленными вниз и вверх криволинейными участками с опиранием опорной грани концевого участка на нижнюю опорную грань паза, снабжение концевого участка нижней ветви поперечным выступом, пропущенным через сквозное поперечное отверстие подкладки, снабжение взаимодействующих опорной грани верхней ветви клеммы с верхней опорной гранью паза и опорной грани нижней ветви клеммы с нижней опорной гранью паза храповым зацеплением или продольным рядом ориентированных поперек рельса выступов и впадин с возможностью взаимодействия боковых граней выступов и впадин, с образованием зазора между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, выполнение в нижнем участке паза наклонного от паза вверх продольно ориентированного углубления с обращенной к пазу расположенной под углом к продольному направлению в плане гранью или с продольным рядом участков с параллельными указанными гранями, размещение в указанном углублении регулятора напряжения клеммы в виде пластины длиной меньшей длины паза с возможностью перемещения в продольном направлении, выполнение обращенной к клемме грани пластины параллельной ориентированной в продольном направлении опорной грани клеммы с возможностью взаимодействия с указанной гранью, выполнение обращенной от клеммы грани или участков грани пластины под углом к продольному направлению ответно обращенным к пазу грани или участкам грани углубления с возможностью взаимодействия с указанной гранью углубления или участками грани, снабжение пластины расположенным в средней участке пластины поперечным выступом или продольным рядом поперечных выступов между участками грани, каждый из которых пропущен через сквозное поперечное отверстие подкладки, выполнение упругой прокладки из двух пластин, симметрично расположенных относительно плоскости симметрии между указанными пластинами, снабжение каждой из пластины поперечным рядом продольных рядов зеркально расположенных консольными вырезов в виде лепестков, выполнение каждого из лепестков трапецеидальным с сужением к свободному концевому участку, выполнение каждого из лепестков отогнутым из плоскости пластины к смежной пластине с возможностью взаимодействия концевых участков смежных вырезов смежных пластин, расположение концевых участков смежных в продольном направлении вырезов в продольном ряду в противоположных направлениях, выполнение при этом боковых граней смежных в продольном направлении вырезов параллельными между собой, выполнение смежных в поперечном направлении продольных рядов вырезов симметричными относительно продольной плоскости симметрии обеспечивает повышение надежности, возможности механизации и снижение эксплуатационных затрат.

По второму изобретению наиболее близким решением является рельсовое скрепление, содержащее установленный в углублении основания на упругой прокладке рельс, поперечный сквозной паз с каждой боковой стороны углубления, помещенную в пазу упругую пластинчатую клемму с возможностью взаимодействия с верхней и нижней гранями паза, опертую передним концом на верхнюю грань подошвы рельса. Подрельсовое углубление и паз выполнены в основании. Патент на изобретение №2 274 694, п. 21-23 формулы, фиг. 30, автор Столповский А.А.

Недостатками этого скрепления являются недостаточная надежность закрепления рельса от продольного перемещения клеммой, недостаточная возможность механизации.

Технический результат: повышение надежности, возможности механизации и снижение эксплуатационных затрат.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем установленный в подрельсовом углублении рельс, поперечный сквозной паз с каждой боковой стороны углубления, помещенную в пазу упругую пластинчатую клемму с возможностью взаимодействия с верхней и нижней гранями паза, опертую передним концом на верхнюю грань подошвы рельса, в предлагаемом решении подрельсовое углубление и паз выполнены в подрельсовой подкладке, смежный с подошвой участок клеммы выполнен в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани С-образного участка с нижней гранью подошвы с зазором около боковой грани подошвы, а паз и помещенная в пазу клемма расположены с наклоном от подошвы в наружную от подрельсового углубления вверх, смежный с С-образным участком участок клеммы выполнен в сечении поперек рельса зигзагообразным.

Сущность изобретения изложена в описании, п. 6-8 формулы и на чертежах фиг. 8-10. На фиг. 8 изображена подкладка с ребордой с клеммой в наклонном пазу реборды в рабочем положении, на фиг. 9 - положение клеммы при монтаже/демонтаже, на фиг. 10 - подкладка в плане в рабочем положении.

Железнодорожный путь содержит основание 1, монолитное или блочное, возможно рамно-лежневое или в виде сдвоенных шпал, с продольным рядом углублений 2 под каждый рельс колеи между поперечными перегородками. На дне углубления 2 между смежными перегородками уложена прокладка в упругом, например резиновом, чехле с упругой резиновой или резиноармированной прокладкой на дне с возможностью взаимодействия с боковыми гранями и перегородками углубления 2.

На прокладке в углублении 2 основания уложена продольная подрельсовая подкладка 53, прикрепленная к основанию 1 упругими пластинчатыми ромбовидными в плане клеммами 8. Подкладка 53 выполнена шириной меньшей ширины углубления 2 с зазором 9 между боковыми стенками подкладки 53 и углубления 2 с возможностью перемещения в поперечном направлении для регулирования колеи. В подкладке 53 между ребордами 54 выполнено продольное подрельсовое углубление 10 с параллельными боковыми гранями, в котором расположен рельс на упругой подрельсовой прокладке 55, например резиноармированной или из двух пластин с консольными вырезами с заполнением пространства между пластинами резиной для защиты от засорителей.

Параллельные между собой продольные плоскости симметрии подкладки 53 по наружным боковым граням и подрельсового углубления 10 подкладки смещены в поперечном направлении с образованием разновеликой ширины «а» и «в» для перестановки на 180° в кривой для увеличения ширины колеи. Для уменьшения разности ширины колеи в смежных в продольном направлении участках подкладки 60 выполнены другого типоразмера с уменьшенной разницей ширины «а» и «в» реборд 54.

В реборде 54 подкладки 53 с каждой боковой стороны углубления 10 выполнен поперечный сквозной паз 56 с наклоном от нижнего участка углубления 10 в наружную сторону вверх.

Подкладка 53 выполнена меньшей длины, например один метр, с одним пазом 56 в реборде для кривой малого радиуса или большей длины, например 2,5-3,0 м, с продольным рядом пазов 56 для прямого участка. Каждая смежная с пазом 56 перегородка в нижнем участке подрельсового углубления 10 смежно с подошвой снабжена съемной П-образной в плане прокладкой 57 для защиты подошвы от истирания. Для прямого участка пути может быть выполнена подкладка 53 с увеличенным наклоном пазов 56 и клемм 60 внутри колеи для большего вертикального давления на подошву.

С каждой наружной стороны подкладки 53 в уровне выше паза 56 выполнен продольный козырек 58. Ниже уровня паза 56 выполнен козырек 59 для защиты зазора 9 от засорителей.

В пазу 56 помещена упругая пластинчатая клемма 60 с поперечным наклоном от боковой грани подошвы в наружную сторону вверх. Смежный с подошвой участок клеммы 60 выполнен в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы 15 грани с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани С-образного участка с нижней гранью подошвы с зазором 18 около боковой грани подошвы для обеспечения заклинивания на подошве и тем самым продольной фиксации рельса. Обращенный к нижней грани подошвы участок клеммы 60 выполнен преимущественно в виде продольного ряда консольных вырезов 19.

Смежный с С-образным участком участок клеммы 60 выполнен в сечении поперек рельса зигзагообразным с направленным вниз криволинейным участком 27. В продольном на всю длину клеммы 60 участке 27 помещена упругая прокладка 61, верхняя часть которой расположена над клеммой с возможностью взаимодействия верхней грани с нижней гранью паза для защиты паза 56 от засорителей и вертикальной упругости. Смежный с подрельсовым углублением участок паза 56 выполнен большей высоты для размещения участка 27 и прокладки 59. Средний и задний обращенный от рельса участки клеммы 60 выполнены преимущественно в виде продольного ряда поперечных выступов 62 с параллельными боковыми гранями и помещены в смежные ответные участки паза 56. Каждый из выступов 62 клеммы расположен в направлении поперек рельса между выступом на верхней грани и двумя выступами на нижней грани паза 56 и подпружинен между ними. Для фиксации клеммы поперек рельса наружный нижний выступ 63 паза 56 снабжен фиксатором в виде ориентированного поперек подрельсового углубления 10 выступа 64 или ряда выступов 64 и впадин между ними. Боковые грани выступов 64 снабжены неровностями в виде поперечных выступов 65. Альтернативно фиксатор выполнен в виде храпового механизма из закладной детали с храповыми зубьями. Альтернативно клемма выполнена равной длины с пазом 56 без выступов 62 и снабжена продольным рядом выступов 62. Альтернативно хвостовой участок клеммы без выступов 62 или каждый из выступов 62 клеммы подпружинен между выступом на нижней грани и двумя выступами на верхней грани паза 56.

Каждый из выступов 62 или хвостовой участок клеммы 60 без выступов 62 снабжены продольным рядом ответных выступам 64 штампованных выступов 66 с ответными выступам 65 выступами неровностей. Альтернативно выступам 66 хвостовой участок или каждый из выступов 62 клеммы 60 снабжены консольными вырезами 67 с возможностью взаимодействия с храповыми зубьями паза 56 для фиксации клеммы 60 от перемещения в наружную сторону. Зацело с клеммой 60 над выступом 66 или консольными вырезами 67 выполнена упругая прокладка 68, верхняя грань которой расположена выше клеммы 60 с возможностью взаимодействия с верхней гранью паза 56 для защиты паза от засорителей и надежности фиксации клеммы поперек рельса. Альтернативно прокладке 68 смежно с выступом 64 в наружную сторону в пагу 56 выполнена упругая прокладка со сквозным отверстием для хвостового участка клеммы 60 с аналогичными функциями.

Смежный с выступами 66 или вырезами 67 участок 69 каждого из выступов 62 или хвостового участка без выступов 66 клеммы 60 расположен снаружи паза 56 под козырьком 58 и на концевом участке снабжен консольным вырезом 69 или продольным рядом отогнутых из плоскости клеммы 60 вниз вырезов 69 для монтажа/демонтажа клеммы 60 и регулирования величины упругого нажатия клеммы 60 на подошву инструментом 70 в виде рейки. Рабочая грань рейки инструмента 70 выполнена под углом к продольному направлению для поперечного перемещения клеммы 60.

При монтаже в стационаре подкладки 53 укладывают в продольный ряд. В каждый паз 56 внедряют хвостовой участок или выступы 62 клеммы до упора выступов 66 в выступ 63 паза или консольных вырезов 67 клеммы в храповые зубья паза.

На втором этапе монтажа рейка движущейся машины поднимает концевой участок и за консольный вырез 69 перемещает клемму 60 в наружную от рельса сторону до выхода С-образного участка из подрельсового углубления 10 и упора криволинейного участка 27 в подкладку 53 (фиг. 9). Одновременно дополнительно клемму 60 перемещают в наружную сторону клиновидной в переднем участке рейкой равной ширины с шириной подрельсового углубления 10.

На третьем этапе по проекту в продольные углубления 2 укладывают прокладки в резиновых чехлах. На указанные прокладки укладывают подкладки 53 с клеммами ребордой 54 большей ширины «в» с наружной стороны колеи и прикрепляют к основанию 1 пластинчатыми клеммами 8.

В переходной кривой подкладки 53 разного типоразмера укладывают ребордой 54 большей ширины «в» внутрь колеи сначала для одного рельса, а затем и для другого. В подрельсовые углубления 10 укладывают подрельсовые прокладки 55, на которые укладывают рельс. Рейка инструмента 70 движущейся машины поднимает концевой участок клеммы, преодолевая сопротивление упругой прокладки 68 и выводя из зацепления неровности выступов 64 и 66 или храповое зацепление, и перемещает клемму 60 к подошве, заклинивая С-образный участок на подошве и приводя в напряженное состояние необходимой величины криволинейный участок 27 клеммы 60 и упругую прокладку 61 (фиг. 8).

Для демонтажа рельса рейка инструмента 70 движущейся машины концевой участок клеммы поднимает и перемещает клемму, освобождая рельс.

При регулировании колеи, не демонтируя клеммы 8, рельс с подкладкой 53 поднимают электромагнитом и перемещают на требуемую колею.

Для перестановки местами движущейся машиной рельсы демонтируют и укладывают в середине колеи. Обратным ходом рельсы меняют местами.

При температурной разрядке плети колеи демонтируют и укладывают на продольный ряд инвентарных роликов. Обратным ходом плети укладывают на прежние места или меняют местами, совмещая две операции.

Для ликвидации дефекта плеть поднимают на нужной длине и укладывают на инвентарные подставки. С каждой боковой стороны плети укладывают лаги, обращенная к рельсу грань каждой из которых на концевых участках выполнена с возможностью заклинивания между головной и подошвой, и сжимают плеть, обеспечивая продольную фиксацию плети. Вырезают дефект, контактной сваркой вваривают новый отрезок рельса и демонтируют лаги.

Для изменения положения рельса по высоте плеть поднимают, укладывают подкладки 53 другого типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и нижней гранью подкладки.

Выполнение подрельсового углубления и паза в подрельсовой подкладке, выполнение смежного с подошвой участка клеммы в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани С-образного участка с нижней гранью подошвы с зазором около боковой грани подошвы, расположение паза и помещенной в пазу клеммы с наклоном от подошвы в наружную от подрельсового углубления вверх, выполнение смежного с С-образным участком участка клеммы в сечении поперек рельса зигзагообразным обеспечивает повышение надежности, возможности механизации и снижение эксплуатационных затрат.

Похожие патенты RU2806106C2

название год авторы номер документа
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ 2021
  • Столповский Александр Андреевич
  • Столповский Денис Александрович
  • Столповский Андрей Александрович
RU2782816C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВАРИАНТЫ) 2020
  • Столповский Александр Андреевич
  • Столповский Денис Александрович
RU2746059C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Столповский Денис Александрович
  • Столповский Александр Андреевич
RU2653343C1
Железнодорожный путь 2014
  • Столповский Александр Андреевич
  • Столповский Денис Александрович
RU2607121C2
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И АВТОДОРОГИ 2009
  • Столповский Александр Андреевич
  • Столповский Андрей Александрович
  • Столповский Денис Александрович
RU2495974C2
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И АВТОДОРОГИ (ГРУППА) 2002
  • Столповский Андрей Александрович
RU2274694C2
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2007
  • Столповский Денис Александрович
  • Столповский Андрей Александрович
  • Столповский Александр Андреевич
RU2429324C2
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ), УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСА НА ОСНОВАНИИ (ВАРИАНТЫ) И ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Столповский Андрей Александрович
RU2318944C2
УПРУГОЕ КОЛЕСО (варианты) 2016
  • Столповский Александр Андреевич
  • Столповский Денис Александрович
  • Столповский Андрей Александрович
RU2654648C2
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1996
  • Столповский А.А.
RU2130988C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 806 106 C2

Реферат патента 2023 года ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВАРИАНТЫ)

Группа изобретения относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к вариантам выполнения и закрепления железнодорожного пути. Путь содержит продольные подрельсовые углубления с установленным на подрельсовые подкладки рельсами. На боковой грани углубления выполнен паз для размещения упругой пластинчатой клеммы. Клемма одним участком расположена смеждно с подошвой рельса, другими оперта на опорные грани паза. Смежный с подошвой рельса участок выполнен С-образным с охватом подошвы рельса. Верхняя грань подошвы взаимодействует с верхней ветвью клеммы, а нижняя грань подошвы – с нижней ветвью. Между боковой гранью подошвы и клеммой выполнен зазор. Верхняя ветвь клеммы выполнена развитой вверх криволинейной выпуклостью к рельсу с опиранием опорной грани концевого участка на верхнюю опорную грань паза. Нижняя ветвь выполнена направленной в паз зигзагообразной с поочередно направленными вниз и вверх криволинейными участками с опиранием опорной грани концевого участка на нижнюю опорную грань паза. Повышается надежность пути. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 806 106 C2

1. Железнодорожный путь, содержащий ориентированное в продольном направлении подрельсовое углубление, рельс в подрельсовом углублении на упругой подрельсовой прокладке, открытый к рельсу паз на боковой грани подрельсового углубления, в котором размещена упругая пластинчатая клемма, одним участком расположенная смежно с подошвой рельса, другими участками опертая на опорные грани паза, отличающийся тем, что подрельсовое углубление выполнено в подрельсовой подкладке, смежный с подошвой рельса участок клеммы выполнен в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы рельса с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани верхней ветви с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани нижней ветви с нижней гранью подошвы с зазором около боковой грани подошвы, или взаимодействия обращенной к нижней грани подошвы грани направленного к подошве с охватом подошвы снизу консольного выреза или каждого из продольного ряда вырезов с нижней гранью подошвы, верхняя ветвь клеммы выполнена развитой вверх криволинейной выпуклостью к рельсу с опиранием опорной грани концевого участка на верхнюю опорную грань паза, нижняя ветвь выполнена направленной в паз зигзагообразной с поочередно направленными вниз и вверх криволинейными участками с опиранием опорной грани концевого участка на нижнюю опорную грань паза.

2. Путь по п. 1, отличающийся тем, что концевой участок нижней ветви снабжен поперечным выступом, пропущенным через сквозное поперечное отверстие подкладки.

3. Путь по п. 1, отличающийся тем, что взаимодействующие опорная грань верхней ветви клеммы с верхней опорной гранью паза и опорная грань нижней ветви клеммы с нижней опорной гранью паза снабжены храповым зацеплением или продольным рядом ориентированных поперек рельса выступов и впадин с возможностью взаимодействия боковых граней выступов и впадин, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор.

4. Путь по п. 1, отличающийся тем, что в нижнем участке паза выполнено наклонное от паза вверх продольно ориентированное углубление с обращенной к пазу расположенной под углом к продольному направлению в плане гранью или с продольным рядом участков с параллельными указанными гранями, в котором размещен регулятор напряжения клеммы в виде пластины длиной меньшей длины паза с возможностью перемещения в продольном направлении, обращенная к клемме грань, которая параллельна ориентированной в продольном направлении опорной грани клеммы с возможностью взаимодействия с указанной гранью, обращенная от клеммы грань или участки грани пластины выполнены под углом к продольному направлению ответно обращенным к пазу грани или участкам грани углубления с возможностью взаимодействия с указанной гранью или участками грани, при этом пластина снабжена расположенным в средней участке пластины поперечным выступом или продольным рядом поперечных выступов между участками грани, каждый из которых пропущен через сквозное поперечное отверстие подкладки.

5. Путь по п. 1, отличающийся тем, что упругая прокладка выполнена из двух пластин, симметрично расположенных относительно плоскости симметрии между указанными пластинами, каждая из которых снабжена поперечным рядом продольных рядов зеркально расположенных консольными вырезов в виде лепестков, каждый из которых выполнен трапецеидальным с сужением к свободному концевому участку, отогнутым из плоскости пластины к смежной пластине с возможностью взаимодействия концевых участков смежных вырезов смежных пластин с расположением концевых участков смежных в продольном направлении вырезов в продольном ряду в противоположных направлениях, при этом боковые грани смежных в продольном направлении вырезов параллельны между собой, а смежные в поперечном направлении продольные ряды вырезов симметричны относительно продольной плоскости симметрии.

6. Железнодорожный путь, содержащий установленный в подрельсовом углублении рельс, поперечный сквозной паз с каждой боковой стороны углубления, помещенную в пазу упругую пластинчатую клемму с возможностью взаимодействия с верхней и нижней гранями паза, опертую передним концом на верхнюю грань подошвы рельса, отличающийся тем, что подрельсовое углубление и паз выполнены в подрельсовой подкладке, смежный с подошвой участок клеммы выполнен в поперечном сечении С-образным с охватом подошвы с возможностью взаимодействия обращенной к верхней грани подошвы грани с верхней гранью подошвы и обращенной к нижней грани подошвы грани С-образного участка с нижней гранью подошвы с зазором около боковой грани подошвы.

7. Путь по п. 6, отличающийся тем, что паз и помещенная в пазу клемма расположены с наклоном от подошвы в наружную от подрельсового углубления вверх.

8. Путь по п. 6, отличающийся тем, что смежный с С-образным участком участок клеммы выполнен в сечении поперек рельса зигзагообразным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2806106C2

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВАРИАНТЫ) 2020
  • Столповский Александр Андреевич
  • Столповский Денис Александрович
RU2746059C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Столповский Денис Александрович
  • Столповский Александр Андреевич
RU2653343C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕТАСТАЗИРОВАНИЯ МЕЗОНЕФРОИДНОГО РАКА ЯИЧНИКОВ 2008
  • Новичков Евгений Владимирович
  • Ефремов Олег Тихонович
RU2354302C1

RU 2 806 106 C2

Авторы

Столповский Александр Андреевич

Столповский Денис Александрович

Столповский Андрей Александрович

Даты

2023-10-26Публикация

2022-01-31Подача