Фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания Российский патент 2023 года по МПК F23R3/36 

Описание патента на изобретение RU2806420C1

Изобретение относится к энергетике, устройствам для обеспечения сжигания топливо-воздушной смеси в камерах сгорания газотурбинных двигателей работающих на газообразном и жидком видах топлива.

Известна кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая корпус с расположенной в нем кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части жаровой трубы фронтовым устройством, систему подачи топлива, при этом фронтовое устройство снабжено горелочными модулями, расположенными в наружном и внутреннем концентричных рядах, каждый из которых снабжен топливной форсункой и осевым завихрителем воздуха, (патент РФ №2226652, МПК F23R 3/34, опубл. 2004 г.)

Недостатками известной кольцевой малоэмиссионной камеры сгорания являются:

- Не имеет возможности переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное)

- Не обеспечивает равнораспределенного расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок.

- Не обеспечивает подогрев газа перед подачей в зону горения

- Не обеспечивает оптимальной темлонапряженности головки кольцевой из-за близкого расположения форсунок наружного и внутреннего ряда друг к другу.

Известна камера сгорания ГТД, по патенту на изобретение RU 2612231 содержащая внешний корпус, жаровую трубу и плиту кольцевой формы с установленными на ней форсуночными модулями и топливный коллектор, соединенный с плитой и установленный в полости перед форсуночной плитой, полость которого соединена с одной стороны с топливопроводом, а с другой топливными каналами с форсуночными модулями, содержащими струйную топливную форсунку и каналы подвода и закрутки воздуха.

Недостатками известной камера сгорания ГТД являются:

-Не имеет возможности переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное)

-Не обеспечивает равнораспределенного расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок.

- Приводит к коксованию жидкого топлива из-за постоянного нагрева топливного коллектора

Из исследованного уровня техники выявлено техническое решение, совпадающее с заявленным техническим решением по совокупности признаков и достигаемому техническому результату по патенту на изобретение РФ №2499194 сущность заключается в том, что фронтовое устройство жаровой трубы кольцевой камеры сгорания, содержащее головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами, с равномерно расположенными по окружности наружного топливного коллектора, штуцерами подвода газа во внутреннюю полость наружного коллектора и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности воздушными фигурными окнами, подвода воздуха, с центральными отверстиями и стойками крепления форсунок к головке кольцевой, при этом в стойках выполнены сквозные каналы подвода топлива к форсункам,

Известное техническое решение, также как и предыдущие аналоги:

-Не имеет возможности переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное)

-Не обеспечивает равнораспределенного расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок.

- Не обеспечивает отсутствия коксования жидкого топлива

- Не обеспечивает оптимальной темлонапряженности головки кольцевой.

- Не обеспечивает подогрев газа перед подачей в зону горения

- Приводит к перегреву кольцевой головки.

Задачей заявленного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно:

Обеспечение возможности переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное)

Обеспечение равнораспределенного расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок.

Обеспечение отсутствия коксования жидкого топлива

Обеспечение оптимальной темлонапряженности головки кольцевой.

Обеспечение подогрева газа перед подачей в зону горения

Обеспечение отсутствия перегрева кольцевой головки.

Сущностью заявленного технического решения является, фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания, содержащее головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами, с равномерно расположенными по окружности наружного топливного коллектора, штуцерами подвода газа во внутреннюю полость наружного коллектора и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности воздушными фигурными окнами, подвода воздуха, с центральными отверстиями и стойками крепления форсунок к головке кольцевой, при этом в стойках выполнены сквозные каналы подвода топлива к форсункам.

Предложенное фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания, характеризуется некоторыми конструктивными особенностями: что в середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы с каналами подвода топлива к форсункам, полый кольцевой коллектор размещен в диффузоре и имеет штуцер подвода топлива, форсунки содержат две полости одна из которых соединена с наружным и внутренним топливными коллекторами, а другая с каналами подвода топлива из полого кольцевого коллектора, форсунка снабжена распылителем жидкого и распылителем газообразного топлива, форсунки наружного и внутреннего ряда в кольцевой головке разнесены друг относительно друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки.

Поставленная задача в целом достигается тем, что:

Для обеспечения возможности переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное) в середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы с каналами подвода топлива к форсункам и имеет штуцер подвода топлива, форсунки содержат две полости одна из которых соединена с наружным и внутренним топливными коллекторами заполняемыми газообразным топливом (газом), а другая с каналами подвода топлива из полого кольцевого коллектора заполняемого жидким топливом, форсунка снабжена распылителем жидкого и распылителем газообразного топлива:

Для обеспечения равнораспределенного расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок полый кольцевой коллектор обтекаемой формы и размещен в диффузоре, что позволяет разделить воздушный поток на две части и равномерно направить на верхний и нижний ряд форсунок.

Для обеспечения отсутствия коксования жидкого топлива, его подача осуществлена в полый кольцевой коллектор размещен в диффузоре и имеет штуцер подвода топлива, что исключает воздействие высоких температур на жидкое топливо.

Для обеспечения оптимальной темлонапряженности головки кольцевой форсунки наружного и внутреннего ряда во фронтовом устройстве разнесены друг относительно друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки.

Для обеспечения подогрева газа перед подачей в зону горения наружный и внутренний топливныме коллекторы заполняемые газообразным топливом (газом) установлены в кольцевой головке и взаимодействуют с высокими температурами зоны горения жаровой трубы.

Для обеспечения отсутствия перегрева кольцевой головки форсунки наружного и внутреннего ряда во фронтовом устройстве разнесены друг относительно друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки, в середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы который размещен в диффузоре.

Заявляемое техническое решение поясняется двумя чертежами: На фиг. 1 представлен продольный разрез фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания в двух сечениях; На фиг.2 форсунка двухтопливной камеры сгорания

Фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания, содержащее головку кольцевую 1 с наружным 2 и внутренним 3 топливными коллекторами, с равномерно расположенными по окружности наружного топливного коллектора, штуцерами подвода газа 4 во внутреннюю полость наружного коллектора 2 и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности воздушными фигурными окнами 5 , подвода воздуха, с центральными отверстиями 6 и стойками крепления 7 форсунок 8 к головке кольцевой 1, при этом в стойках выполнены сквозные каналы подвода топлива 9 к форсункам 8.

Заявленная фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания характеризуется наличием существенных конструктивных изменений по сравнению с известными аналогами, обеспечивающими конструкции возможность реализовать поставленные цели, а именно в середине головки кольцевой 1 с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор 10 обтекаемой формы с каналами подвода топлива 11 к форсункам 8, полый кольцевой коллектор размещен в диффузоре 12 и имеет штуцер подвода топлива 13, форсунки 8 содержат две полости 14, 15 одна из которых соединена с наружным 2 и внутренним 3 топливными коллекторами заполняемыми газообразным топливом (газом), а другая с каналами подвода топлива 11 из полого кольцевого коллектора 10 заполняемого жидким топливом, форсунка 8 снабжена распылителем жидкого 16 и распылителем газообразного 17 топлива, форсунки 8 наружного и внутреннего ряда в кольцевой головке 1 разнесены друг относительно друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки 8.

Основываясь на изложенном выше представляется возможным сделать выводы о достижении заявленных целей, а именно:

Обеспечена возможность переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное) чем, что в середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы с каналами подвода топлива к форсункам и имеет штуцер подвода топлива, форсунки содержат две полости одна из которых соединена с наружным и внутренним топливными коллекторами заполняемыми газообразным топливом (газом), а другая с каналами подвода топлива из полого кольцевого коллектора заполняемого жидким топливом, форсунка снабжена распылителем жидкого и распылителем газообразного топлива:

Обеспечено равнораспределение расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок тем, что полый кольцевой коллектор обтекаемой формы и размещен в диффузоре, что позволяет разделить воздушный поток на две части и равномерно направить на верхний и нижний ряд форсунок.

Обеспечено отсутствие коксования жидкого топлива тем что, его подача осуществлена в полый кольцевой коллектор размещен в диффузоре и имеет штуцер подвода топлива, что исключает воздействие высоких температур на жидкое топливо.

Обеспечена оптимальная темлонапряженность головки кольцевой тем, что форсунки наружного и внутреннего ряда во фронтовом устройстве разнесены друг относительно друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки.

Обеспечен подогрев газа перед подачей в зону горения тем, что наружный и внутренний топливныме коллекторы заполняемые газообразным топливом (газом) установлены в кольцевой головке и взаимодействуют с высокими температурами зоны горения жаровой трубы.

Обеспечено отсутствие перегрева кольцевой головки тем, что форсунки наружного и внутреннего ряда во фронтовом устройстве разнесены друг относительно друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки, в середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы который размещен в диффузоре.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявленное техническое решение обеспечивает в целом более эффективное использование по назначению, то есть заявленное техническое решение обеспечивает за счёт внесения конструктивных изменений в конструкцию фронтового устройства жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания, а именно: обеспечена возможность переключения с одного вида топлива на другой к примеру с газообразного (метан) на жидкое (дизельное), обеспечено равнораспределение расхода воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок, обеспечено отсутствие коксования жидкого топлива, обеспечена оптимальная темлонапряженность головки кольцевой, обеспечен подогрев газа перед подачей в зону горения, обеспечено отсутствие перегрева кольцевой головки.

Заявленное техническое решение соответствует критерию «новизна» предъявляемому к изобретениям.

Заявленное техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень» предъявляемому к изобретениям, т.к. не является очевидным для специалиста.

Заявленное техническое решение соответствует критерию «промышленная применимость» предъявляемому к изобретениям, т.к. конструкция апробирована в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева и результаты испытаний показали реализацию поставленных целей.

Воздуха (Фиг.1.) подается в диффузор 12 и попадая на полый кольцевой коллектор обтекаемой формы разделяется на два потока, которые распределяются в концентрично и равномерно расположенные по окружности воздушные фигурные окнами 5, а далее в форсунки 8 верхнего и нижнего ряда.

Жидкое топливо подается в штуцер подвода топлива 13, заполняет полый кольцевой коллектор 10 обтекаемой формы, а затем через каналами подвода топлива 11 поступает в полость 15 форсунок 8 и выходит через распылитель 16 (Фиг.2.).

Газообразное топливо (газ) подается в штуцера подвода топлива 4, которое заполняет наружный 2 и внутренний 3 топливные коллектора, затем поступает через сквозные каналы подвода топлива 9 к полости 14 форсунок 8 и выходит через распылитель 17 (Фиг.2.).

Камера сгорания работает либо на одном виде топлива, либо на другом.

Похожие патенты RU2806420C1

название год авторы номер документа
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ЖАРОВОЙ ТРУБЫ КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2012
  • Кулеш Андрей Викторович
  • Блохин Виктор Иванович
  • Меркушин Валентин Константинович
  • Орлова Елена Семеновна
  • Иванов Пётр Васильевич
RU2499194C1
ФОРСУНКА ДВУХТОПЛИВНАЯ "ГАЗ ПЛЮС ЖИДКОЕ ТОПЛИВО" 2014
  • Стасюк Андрей Владимирович
  • Калашник Николай Николаевич
  • Приладышев Дмитрий Юрьевич
  • Пустарнаков Александр Иванович
RU2578785C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2343356C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2347144C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Медведев А.В.
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2226652C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ 1996
  • Маркушин Н.А.
  • Маркушин А.Н.
RU2161756C2
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Андрюков Н.А.
  • Кириевский Ю.Е.
  • Кобелев К.А.
  • Токарев В.В.
  • Хайруллин М.Ф.
  • Хрящиков М.С.
RU2103611C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2493495C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2349840C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 2018
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Неумоин Сергей Петрович
RU2696519C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 806 420 C1

Реферат патента 2023 года Фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания

Изобретение относится к энергетике, устройствам для обеспечения сжигания топливо-воздушной смеси в камерах сгорания газотурбинных двигателей, работающих на газообразном и жидком видах топлива. Фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания содержит головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами, с равномерно расположенными по окружности наружного топливного коллектора штуцерами подвода газа во внутреннюю полость наружного коллектора и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности воздушными фигурными окнами подвода воздуха с центральными отверстиями и стойками крепления форсунок к головке кольцевой. В стойках выполнены сквозные каналы подвода топлива к форсункам. В середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы с каналами подвода топлива к форсункам, полый кольцевой коллектор размещен в диффузоре и имеет штуцер подвода топлива. Форсунки содержат две полости, одна из которых соединена с наружным и внутренним топливными коллекторами, заполняемыми газообразным топливом - газом, а другая - с каналами подвода топлива из полого кольцевого коллектора, заполняемого жидким топливом. Форсунки снабжены распылителем жидкого и распылителем газообразного топлива, форсунки наружного и внутреннего ряда в кольцевой головке разнесены относительно друг друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки. Изобретение позволяет обеспечить возможность переключения с одного вида топлива на другой, равно распределенный расход воздуха к верхнему ряду форсунок и к нижнему ряду форсунок, отсутствие коксования жидкого топлива. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 806 420 C1

Фронтовое устройство жаровой трубы двухтопливной камеры сгорания, содержащее головку кольцевую с наружным и внутренним топливными коллекторами, с равномерно расположенными по окружности наружного топливного коллектора штуцерами подвода газа во внутреннюю полость наружного коллектора и выполненными на головке кольцевой между коллекторами, концентрично и равномерно расположенными по окружности воздушными фигурными окнами подвода воздуха с центральными отверстиями и стойками крепления форсунок к головке кольцевой, при этом в стойках выполнены сквозные каналы подвода топлива к форсункам, отличающееся тем, что в середине головки кольцевой с внешней стороны организован полый кольцевой коллектор обтекаемой формы с каналами подвода топлива к форсункам, полый кольцевой коллектор размещен в диффузоре и имеет штуцер подвода топлива, форсунки содержат две полости, одна из которых соединена с наружным и внутренним топливными коллекторами, заполняемыми газообразным топливом - газом, а другая - с каналами подвода топлива из полого кольцевого коллектора, заполняемого жидким топливом, форсунки снабжены распылителем жидкого и распылителем газообразного топлива, форсунки наружного и внутреннего ряда в кольцевой головке разнесены относительно друг друга на расстояние 1,4 диаметра форсунки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2806420C1

ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ЖАРОВОЙ ТРУБЫ КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2012
  • Кулеш Андрей Викторович
  • Блохин Виктор Иванович
  • Меркушин Валентин Константинович
  • Орлова Елена Семеновна
  • Иванов Пётр Васильевич
RU2499194C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД И ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2612231C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Медведев А.В.
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2226652C2
Двухтопливная форсунка 2020
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2750402C1
Фронтовое устройство кольцевой камеры сгорания 1978
  • Сударев Анатолий Владимирович
  • Тумановский Анатолий Григорьевич
  • Ивахненко Виктор Васильевич
  • Маев Владимир Алексеевич
  • Ламм Юрий Александрович
  • Захаров Юрий Иванович
SU973892A1
US 5400968 A1, 28.03.1995.

RU 2 806 420 C1

Авторы

Бакланов Андрей Владимирович

Даты

2023-10-31Публикация

2023-05-18Подача