Суммирующий индукционный топливомер-расходомер Российский патент 2023 года по МПК G01F1/75 

Описание патента на изобретение RU2807438C1

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения объемного расхода топлива в процессе работы технологических и транспортных машин.

Известен суммирующий расходомер (Кашин, Я.М. Авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы. Часть 2. Элементы авиационных приборов и систем/ / Я.М. Кашин, А.А. Гузеев, А.В. Захарин, А.Е. Князев. // Краснодар: Краснодарское ВВАУЛ, 2020. - 196 с.: с. 83-84), содержащий крыльчатку, устанавливаемую в трубопроводе, редуктор, червячную передачу, магнитную муфту, стальной сердечник, мостовую схему, три плеча которой образованы катушкой постоянной индуктивности, а четвертое плечо - катушкой переменной индуктивности, тиратронный преобразователь, шаговый электромагнит, и указатель со шкалой и стрелкой.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является суммирующий расходомер (Авиационные приборы. Учебник, под общ. ред. С.С. Дорофеева // М.: Военное издательство, 1992, 496 с.: стр. 232-234), содержащий указатель со шкалой и стрелкой, кремальеру, датчик мгновенного расхода топлива, редуктор, храповик, индуктивный датчик, выполненный на мостовой схеме, первое и второе плечи которой образованы обмотками трансформатора, третье плечо образовано катушкой постоянной индуктивности, а четвертое плечо - катушкой переменной индуктивности, и преобразователь импульсов, содержащий мостовой выпрямитель, подключенный к выходу мостовой схемы индуктивного датчика, и усилитель импульсов, вход которого подключен к выходу мостового выпрямителя, а выход - к обмотке управления шаговым электромагнитом, якорь которого связан с собачкой храповика, вал храповой шестерни которого сочленен с входным валом редуктора, на выходном валу которого установлена стрелка указателя, при этом датчик мгновенного расхода топлива содержит крыльчатку, червячную передачу и стальной сердечник.

Недостатками расходомеров, принятых за аналог и прототип, а также других широко распространенных расходомеров подобной конструкции являются:

- сложная конструкция и технологии изготовления датчика мгновенного расхода топлива,

- низкая надежность расходомера, вызванная наличием механической червячной передачи вращения от чувствительного элемента (крыльчатки) к элементу, преобразующему механическую энергию вращения в электрический сигнал (датчику мгновенного расхода топлива). Такая конструкция приводит к износу трущихся частей этой механической передачи. Кроме того, наличие вышеуказанной механической передачи вызывает необходимость герметизации трубопроводной части датчика расходомера.

Кроме того, установка внутри трубопровода топливной магистрали крыльчатки датчика мгновенного расхода топлива и червячной передачи в описанных выше расходомерах уменьшает полезное сечение трубопровода и замедляет скорость подачи топлива. В связи с этим возникают непроизводственные потери энергии, затрачиваемой на прокачку топлива по трубопроводу.

Задачей предлагаемого изобретения является усовершенствование суммирующего индукционного топливомера-расходомера, позволяющее улучшить его эксплуатационно-технические характеристики.

Технический результат заявленного изобретения - упрощение конструкции и технологии изготовления датчика мгновенного расхода топлива и повышение надежности топливомера-расходомера.

Технический результат достигается тем, что в суммирующем индукционном топливомере-расходомере, содержащем указатель со шкалой и стрелкой, кремальеру, датчик мгновенного расхода топлива, редуктор, храповик и преобразователь импульсов, содержащий мостовой выпрямитель и усилитель импульсов, вход которого подключен к выходу мостового выпрямителя, а выход - к обмотке управления шаговым электромагнитом, якорь которого связан с собачкой храповика, вал храповой шестерни которого сочленен с входным валом редуктора, на выходном валу которого установлена стрелка указателя, при этом датчик мгновенного расхода топлива содержит корпус, выполненный из диамагнитного материала в виде полого фланца с возможностью установки в разрыв трубопровода между фланцами трубопровода и имеющий наружную и внутреннюю кольцевые выточки, при этом в наружной кольцевой выточке устанавливают индукционный датчик, состоящий из закрытого крышкой постоянного магнита с обмоткой, подключенной ко входу мостового выпрямителя преобразователя импульсов, а внутреннюю кольцевую выточку выполняют с входным и выходным раструбами, при этом во внутренней кольцевой выточке посредством радиально-упорных подшипников устанавливают турбину кольцевой формы с внутренними лопастями, равномерно распределенными на внутренней поверхности несущего кольца турбины под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива, и внешними зубцами, равномерно распределенными на внешней поверхности несущего кольца турбины, при этом внешние зубцы выполняют из ферромагнитного материала (например, из электротехнической стали), а торцевые участки внутренних лопастей выполняют скошенными и повторяющими форму входного и выходного раструбов внутренней кольцевой выточки, при этом внутренний диаметр внутренних лопастей выполняют равным внутреннему диаметру трубопровода, в разрыв которого устанавливают корпус датчика мгновенного расхода топлива.

Выполнение корпуса датчика мгновенного расхода топлива из диамагнитного материала в виде полого фланца, устанавливаемого в разрыв трубопровода между фланцами трубопровода, установка радиально-упорных подшипников во внутренней кольцевой выточке турбины кольцевой формы с равномерно распределенными на внутренней поверхности несущего кольца турбины внутренними лопастями, торцевые участки которых скошены и повторяют форму входного и выходного раструбов внутренней кольцевой выточки, установка внутренних лопастей под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива, и выполнение внешних зубцов из ферромагнитного материала (например, из электротехнической стали) и равномерное распределение их на внешней поверхности несущего кольца турбины, не имеющей механической связи с состоящим из закрытого крышкой постоянного магнита с обмоткой индукционным датчиком, устанавливаемым в наружной кольцевой выточке корпуса датчика мгновенного расхода топлива, позволяют обеспечить герметичность датчика мгновенного расхода топлива, предотвратить течь топлива в месте взаимодействия внешних зубцов турбины кольцевой формы с подключенной ко входу мостового выпрямителя преобразователя импульсов обмоткой, намотанной на постоянный магнит и, соответственно, повысить надежность суммирующего индукционного топливомера-расходомера в целом.

Установка турбины кольцевой формы во внутренней кольцевой выточке с входным и выходным раструбами посредством радиально-упорных подшипников без червячной передачи обеспечивает ей свободное вращение, снижает износ трущихся деталей ввиду уменьшения их количества. Это обеспечивает упрощение конструкции датчика мгновенного расхода топлива, упрощение технологии его изготовления: нет необходимости устанавливать и центрировать внутри трубопровода элементы механической передачи энергии вращения от чувствительного элемента (крыльчатки) к элементу, преобразующему механическую энергию вращения в электрический сигнал (датчику мгновенного расхода топлива).

Кроме того, предлагаемая конструкция топливомера-расходомера позволяет снизить потери энергии, затрачиваемой на прокачку топлива по трубопроводу. Это обеспечивается тем, что корпус датчика мгновенного расхода топлива выполняют из диамагнитного материала в виде полого фланца с внутренней и наружной кольцевыми выточками и с возможностью установки в разрыв трубопровода, при этом внутреннюю кольцевую выточку выполняют с входным и выходным раструбами. Установка во внутренней кольцевой выточке турбины кольцевой формы со скошенными, повторяющими форму входного и выходного раструбов этой выточки, установленными под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива внутренними лопастями, внутренний диаметр которых выполняют равным внутреннему диаметру трубопровода, обеспечивает беспрепятственное прохождение топлива по трубопроводу. Это позволяет уменьшить сопротивление чувствительного элемента датчика мгновенного расхода топлива (турбины) потоку топлива, а, следовательно, снизить потери энергии, затрачиваемой на прокачку топлива по трубопроводу.

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого индукционного суммирующего топливомера-расходомера с турбиной кольцевой формы в разрезе (вид А-А), на фиг. 2 - общий вид датчика мгновенного расхода топлива, установленного в разрыв трубопровода, в разрезе, на фиг. 3 - турбина кольцевой формы в разрезе (вид спереди).

Суммирующий индукционный топливомер-расходомер (фиг. 1) содержит указатель 4 со шкалой 5 и стрелкой 6, кремальеру 9, датчик мгновенного расхода топлива (фиг. 2), редуктор 8, храповик 11 и преобразователь импульсов, содержащий мостовой выпрямитель 1 и усилитель импульсов 2, вход которого подключен к выходу мостового выпрямителя 1, а выход - к обмотке управления шаговым электромагнитом 3, якорь которого связан с собачкой 13 храповика 11. Вал храповой шестерни 12 храповика 11 сочленен с входным валом 10 редуктора 8. Стрелка 6 указателя 4 установлена на выходном валу 7 редуктора 8.

Датчик мгновенного расхода топлива (фиг. 2) содержит корпус 20, выполненный из диамагнитного материала в виде полого фланца с возможностью установки в разрыв трубопровода 27 между фланцами 21 и 26 трубопровода 27 и имеющий наружную 25 и внутреннюю 24 кольцевые выточки. В наружной кольцевой выточке 25 корпуса 20 датчика мгновенного расхода топлива (фиг. 2) установлен индукционный датчик, состоящий из закрытого крышкой 28 постоянного магнита 14 с обмоткой 18, подключенной ко входу мостового выпрямителя 1 преобразователя импульсов. Внутренняя кольцевая выточка 24 выполнена с входным 19 и выходным 23 раструбами. Во внутренней кольцевой выточке 24 посредством радиально-упорных подшипников 22 установлена турбина кольцевой формы с внутренними лопастями 17, равномерно распределенными на внутренней поверхности несущего кольца 16 турбины под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива, и внешними зубцами 15, равномерно распределенными на внешней поверхности несущего кольца 16 турбины. Внешние зубцы 15 выполнены из ферромагнитного материала (например, из электротехнической стали). Торцевые участки внутренних лопастей 17 скошены и повторяют форму входного 19 и выходного 23 раструбов внутренней кольцевой выточки 24. Внутренний диаметр внутренних лопастей 17 DЛвн (фиг. 3) выполнен равным внутреннему диаметру DТвн трубопровода 27 (фиг. 2), в разрыв которого установлен корпус 20 датчика мгновенного расхода топлива.

Суммирующий индукционный топливомер-расходомер работает следующим образом.

Измерение суммарного расхода топлива сводится к интегрированию по времени значений мгновенного расхода. Значения мгновенного расхода топлива дискретизируются, поэтому интегрирование сводится к суммированию импульсов за определенное время.

Для измерения мгновенного расхода топлива в предлагаемом топливомере-расходомере применен скоростной метод, когда о расходе судят по скорости потока прокачиваемого по трубопроводу топлива.

Мгновенный массовый расход Q топлива, прокачиваемого через сечение S трубопровода 27 со скоростью V определяется по формуле:

где ρт - плотность топлива; V - скорость прокачиваемого по трубопроводу 27 топлива; S - площадь поперечного сечения трубопровода 27.

Из формулы (1) видно, что измерение расхода топлива Q можно свести к измерению скорости потока V. В свою очередь скорость V потока прокачиваемого по трубопроводу 27 топлива непосредственно измеряется путем измерения угловой скорости со вращения турбины кольцевой формы с внутренними лопастями 17, равномерно распределенными на внутренней поверхности несущего кольца 16 турбины под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива, и внешними зубцами 15, равномерно распределенными на внешней поверхности несущего кольца 16 турбины, установленной во внутренней кольцевой выточке 24 посредством радиально-упорных подшипников 22.

Поток прокачиваемого по трубопроводу 27 топлива обтекает внутреннюю поверхность турбины, и, проходя через входной 19 и выходной 23 раструбы внутренней кольцевой выточки 24, воздействует на внутренние лопасти 17, торцевые участки которых скошены и повторяют форму входного 19 и выходного 23 раструбов, приводя турбину во вращение.

Угловая скорость со вращения турбины пропорциональна скорости V потока прокачиваемого по трубопроводу 27 топлива и, следовательно, величине Q мгновенного расхода топлива:

где К1, К2 - коэффициенты пропорциональности.

При вращении турбины, установленной во внутренней кольцевой выточке 24 посредством радиально-упорных подшипников 22, внешние зубцы 15, выполненные из ферромагнитного материала (например, из электротехнической стали) периодически приближаются к закрытому крышкой 28 постоянному магниту 14 с обмоткой 18, жестко закрепленному в наружной кольцевой выточке 25 выполненного из диамагнитного материала в виде полого фланца корпуса 20 датчика мгновенного расхода топлива, который устанавливают в разрыв трубопровода 27 между его фланцами 21 и 26. Вследствие этого в обмотке 18 индукционного датчика индуцируется ЭДС. Частота следования импульсов напряжения, снимаемых с обмотки 18 индукционного датчика, соответствует частоте прохождения внешних зубцов 15 мимо постоянного магнита 14 и зависит от угловой скорости со вращения турбины, которая в свою очередь пропорциональна массовому расходу топлива Q, протекающего через сечение S трубопровода 27 со скоростью V. (формулы 1, 2).

Зависимость частоты следования импульсов напряжения от угловой скорости ω (или частоты) вращения турбины определяется соотношением:

где ƒ - частота. Гц; z - число зубцов; ω - угловая скорость вращения, рад/сек; n - частота вращения, об/мин.

Напряжение, снимаемое с обмотки 18 индукционного датчика, выпрямляется мостовым выпрямителем 1 и подается на вход усилителя импульсов 2, который преобразует это напряжение в импульсы прямоугольной формы постоянной длительности и амплитуды, необходимые для управления шаговым электромагнитом 3. Импульсы прямоугольной формы с выхода усилителя импульсов 2 поступают на обмотку управления шагового электромагнита 3. При каждом импульсе якорь шагового электромагнита 3 с помощью собачки 13 храповика 11 поворачивает храповую шестерню 12 на один зуб. Поворот храповой шестерни 12, сочлененной с входным валом 10 редуктора 8, вызывает поворот стрелки 6 указателя 4, установленной на выходном валу 7 редуктора 8.

Перед началом измерения стрелку 6 указателя 4 посредством кремальеры 9 устанавливают по шкале 5 при полной заправке топливного бака на отметку Qmax, поэтому суммирующий индукционный топливомер-расходомер в процессе работы показывает оставшееся в баке количество топлива.

Таким образом, совокупность представленных признаков позволяет улучшить эксплуатационно-технические характеристики предлагаемого суммирующего индукционного топливомера-расходомера за счет упрощения конструкции и технологии изготовления датчика мгновенного расхода топлива и повышения надежности топливомера-расходомера.

Похожие патенты RU2807438C1

название год авторы номер документа
Суммирующий индукционный топливомер-расходомер 2023
  • Кашин Яков Михайлович
  • Варенов Александр Борисович
  • Батышев Айтеч Индарович
  • Попов Андрей Юрьевич
RU2807439C1
Суммирующий индуктивный топливомер-расходомер 2023
  • Кашин Яков Михайлович
  • Варенов Александр Борисович
  • Батышев Айтеч Индарович
RU2807437C1
Автономный фланцевый магнитоэлектрический генератор 2023
  • Кашин Яков Михайлович
  • Климов Вячеслав Васильевич
  • Варенов Александр Борисович
  • Шавернев Иван Сергеевич
RU2809715C1
Асинхронизированный синхронный аксиально-радиальный ветрогенератор переменного тока 2022
  • Кашин Яков Михайлович
  • Князев Алексей Сергеевич
RU2789817C1
Ветроэнергетический комплекс 2021
  • Кашин Яков Михайлович
  • Князев Алексей Сергеевич
RU2776988C1
Вертикально-осевая трёхвходовая аксиальная генераторная установка 2020
  • Кашин Яков Михайлович
  • Князев Алексей Сергеевич
RU2748225C1
Газотурбинная установка 2016
  • Цгоев Руслан Сергеевич
RU2628851C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ 2017
  • Сосновчик Юрий Федорович
RU2643599C1
Береговая проточная гидроэлектростанция 2022
  • Ваулин Александр Юрьевич
RU2804790C1
Устройство управления теплосиловой установкой 2017
  • Цгоев Руслан Сергеевич
RU2637345C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 807 438 C1

Реферат патента 2023 года Суммирующий индукционный топливомер-расходомер

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения объемного расхода топлива в процессе работы технологических и транспортных машин. Суммирующий индукционнный топливомер-расходомер содержит указатель со шкалой и стрелкой, кремальеру, датчик мгновенного расхода топлива, редуктор, храповик и преобразователь импульсов, содержащий мостовой выпрямитель и усилитель импульсов, вход которого подключен к выходу мостового выпрямителя, а выход - к обмотке управления шаговым электромагнитом, якорь которого связан с собачкой храповика, вал храповой шестерни которого сочленен с входным валом редуктора, на выходном валу которого установлена стрелка указателя. При этом датчик мгновенного расхода топлива содержит корпус, выполненный из диамагнитного материала в виде полого фланца с возможностью установки в разрыв трубопровода между фланцами трубопровода и имеющий наружную и внутреннюю кольцевые выточки, при этом в наружной кольцевой выточке установлен индукционный датчик, состоящий из закрытого крышкой постоянного магнита с обмоткой, подключенной ко входу мостового выпрямителя преобразователя импульсов, а внутренняя кольцевая выточка выполнена с входным и выходным раструбами, при этом во внутренней кольцевой выточке посредством радиально-упорных подшипников установлена турбина кольцевой формы с внутренними лопастями, равномерно распределенными на внутренней поверхности несущего кольца турбины под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива, и внешними зубцами, равномерно распределенными на внешней поверхности несущего кольца турбины, при этом внешние зубцы выполнены из ферромагнитного материала, а торцевые участки внутренних лопастей скошены и повторяют форму входного и выходного раструбов внутренней кольцевой выточки, при этом внутренний диаметр внутренних лопастей выполнен равным внутреннему диаметру трубопровода, в разрыв которого устанавливают корпус датчика мгновенного расхода топлива. Технический результат - упрощение конструкции и технологии изготовления датчика мгновенного расхода топлива и повышение надежности топливомера-расходомера. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 807 438 C1

1. Суммирующий индукционный топливомер-расходомер, содержащий указатель со шкалой и стрелкой, кремальеру, датчик мгновенного расхода топлива, редуктор, храповик и преобразователь импульсов, содержащий мостовой выпрямитель и усилитель импульсов, вход которого подключен к выходу мостового выпрямителя, а выход - к обмотке управления шаговым электромагнитом, якорь которого связан с собачкой храповика, вал храповой шестерни которого сочленен с входным валом редуктора, на выходном валу которого установлена стрелка указателя, отличающийся тем, что датчик мгновенного расхода топлива содержит корпус, выполненный из диамагнитного материала в виде полого фланца с возможностью установки в разрыв трубопровода между фланцами трубопровода и имеющий наружную и внутреннюю кольцевые выточки, при этом в наружной кольцевой выточке установлен индукционный датчик, состоящий из закрытого крышкой постоянного магнита с обмоткой, подключенной ко входу мостового выпрямителя преобразователя импульсов, а внутренняя кольцевая выточка выполнена с входным и выходным раструбами, при этом во внутренней кольцевой выточке посредством радиально-упорных подшипников установлена турбина кольцевой формы с внутренними лопастями, равномерно распределенными на внутренней поверхности несущего кольца турбины под острым углом к направлению движения потока прокачиваемого по трубопроводу топлива, и внешними зубцами, равномерно распределенными на внешней поверхности несущего кольца турбины, при этом внешние зубцы выполнены из ферромагнитного материала, а торцевые участки внутренних лопастей скошены и повторяют форму входного и выходного раструбов внутренней кольцевой выточки, при этом внутренний диаметр внутренних лопастей выполнен равным внутреннему диаметру трубопровода, в разрыв которого устанавливают корпус датчика мгновенного расхода топлива.

2. Суммирующий индукционный топливомер-расходомер по п. 1, отличающийся тем, что внешние зубцы выполнены из электротехнической стали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2807438C1

Авиационные приборы
Учебник, под общ
ред
С.С.Дорофеева // М.: Военное издательство, 1992, 496 с.: стр
Крутильно-намоточный аппарат 1922
  • Лебедев Н.Н.
SU232A1
RU 2012126685 A, 10.01.2014
Рельс 1941
  • Кресин С.С.
SU66518A1
CN 1952605 A, 25.04.2007
DE 4208869 C2, 19.07.2001.

RU 2 807 438 C1

Авторы

Кашин Яков Михайлович

Варенов Александр Борисович

Батышев Айтеч Индарович

Даты

2023-11-14Публикация

2023-05-30Подача