Изобретение относится к строительным конструкциям, в частности к изготовлению модуля для создания кровельных пешеходных дорожек модульного типа и к конструкции самой кровельной пешеходной дорожи, собранной из набора упомянутых модулей, для обеспечения защиты гидроизоляционных кровельных материалов (далее также кровельной мембраны) и безопасного перемещения обслуживающего персонала и грузов по плоским кровлям.
Заявленная кровельная пешеходная дорожка модульного типа предназначена обеспечить безопасный и комфортный доступ обслуживающего персонала на поверхность плоской кровли как во время монтажа кровли, так и при ее эксплуатации в любых погодных условиях.
Уровень техники
Известные технические решения по созданию кровельных пешеходных дорожек на плоских кровлях условно можно разделить на две категории: на модульные и рулонные кровельные пешеходные дорожки.
Известны модульные кровельные пешеходные дорожки, производимые компанией SIKA: «Техническое описание продукта SIKA, издание 03.2010 г. «Sarnafil® T Walkway Pad Литой эластичный полиолефиновый пешеходный настил». Документ доступен по ссылке: https://basika.ru/uploads/files/PDF/sarnafil-t-walkwaypad. pdf
Упомянутые модульные кровельные пешеходные дорожки, производимые компанией SIKA, выполнены в виде набора модулей, изготовленных в форме прямоугольных пластин. В центре такой пластины на ее наружной поверхности расположено квадратное поле с объемной текстурой, образованной ребрами, расположенными шевронными рядами. По бокам данного поля размещены сварочные выступы, представляющие собой две гладкие продольные полосы, причем на одном из концов каждой из указанных полос присутствует выступ, выходящий за пределы размеров основного поля модуля кровельной пешеходной дорожки. Данный выступ позволяет с помощью горячего воздуха осуществлять сваривание двух соседних модулей в единую конструкцию. Между продольными полосами сварочных выступов и основным полем модульной кровельной пешеходной дорожки располагается продольный демпфирующий выступ, выполняющий функции компенсатора теплового расширения/сжатия как самой кровельной пешеходной дорожки, так и гидроизоляционного материала кровли. Имея связи с сетью водоотводящих каналов, расположенных снизу модульной кровельной пешеходной дорожки, данный продольный демпфирующий выступ, также, выполняет функцию отведения талой и дождевой воды из-под кровельной пешеходной дорожки.
Для удобства стыковки соседних модулей пластины с торцевой стороны снабжены направляющими, выполненными по системе шип/паз.
Недостатком рассмотренной кровельной пешеходной дорожки является отсутствие возможности изменения свойств изделия в случае изменения предъявляемых к ней требований. Для обеспечения возможности монтажа данной кровельной пешеходной дорожки на поверхности кровли необходимо создание прочного сварного соединения модулей кровельной пешеходной дорожки с кровельной мембраной, достигаемого путем расплавления основного гидроизоляционного слоя кровельной мембраны и продольных сварочных выступов модулей кровельной пешеходной дорожки с помощью потока горячего воздуха с последующим затвердеванием расплава. Это требование значительно ограничивает возможности выбора материалов для изготовления модулей кровельной пешеходной дорожки и делает невозможным придание центральному модулю кровельной
пешеходной дорожки полностью негорючих свойств, либо не позволяет сделать центральную часть кровельной пешеходной дорожки жесткой, сохраняя другие технические характеристики изделия, обеспечивающие сваривание кровельной пешеходной дорожки с поверхностью кровли.
Известно устройство кровельной пешеходной дорожки под названием «LOGICROOF WalkWay Puzzle», производимой компанией ТЕХНОниколь. (Технический лист №7.40. Версия от 07.2019 г. «Пешеходная дорожка LOGICROOF WalkWay Puzzle»). Документ доступен по ссылке: https://nav.tn.ru/upload/iblock/697/Tekhlist- 7.40_Peshekhodnaya-dorozhka_rus.pdf
Данная кровельная пешеходная дорожка выполнена аналогично описанному выше изделию. Модуль кровельной пешеходной дорожки имеет квадратное поле с ребрами, расположенными в виде шевронных рядов, и две боковые и гладкие полосы. Различие состоит в том, что на боковых полосах размещены сквозные квадратные отверстия по три отверстия в ряд, сообщающиеся с каналами водоотводящей сети, расположенной на внутренней стороне пластины.
Модуль кровельной пешеходной дорожки, производимой компанией ТЕХНОниколь, не содержит демпфирующих выступов, а на их месте размешены упомянутые сквозные квадратные отверстия для удаления влаги.
Недостатком данной кровельной пешеходной дорожки, как и у предыдущей, является невозможность придания центральному модулю существенной жёсткости и негорючих свойств без потери характеристик изделия, отвечающих за сваривание модулей с кровельной мембраной.
Из уровня техники также известны рулонные кровельные пешеходные дорожки производства компании SIKA, например, раскрытые в источниках информации:
1). «Техническое описание продукта SIKA, издание 04.2020 г., «Sikaplan® Walkway-20». Документ доступен по ссылке: https://rus.sika.com/dms/getdocument.get/3e024c1b-5f95-4093-a8ed-073526c85b46/sikaplan_walkway-20.pdf
2). «Техническое описание продукта SIKA, издание 08.2021 г., «Sikaplan® Walkway-40». Документ доступен по ссылке:
https://rus.sika.com/dms/getdocument.get/ae26aa5c-ff8e-4df4-a9e2-
32db98ef8e91/sikaplan-walkway-40.pdf
Обе кровельные пешеходные дорожки выполнены в виде рулона пластифицированного поливинилхлорида (ПВХ), на внешнюю поверхность которого нанесено теснение, обеспечивающее противоскользящий эффект.
Указанные изделия 1) и 2) различаются только толщиной рулонного материала, составляющей 2 мм и 4 мм соответственно. Материал рулонной кровельной пешеходной дорожки приваривается к гидроизоляционному материалу кровельной мембраны горячим воздухом, формируя защитный слой, препятствующий повреждению гидроизоляции и позволяющий обслуживающему персоналу перемещаться по поверхности кровли достаточно безопасно.
Недостатком рулонных кровельных пешеходных дорожек является то, что в случае повреждения рулонного материала (разрывы, порезы, проколы) или его некачественного монтажа, под кровельной пешеходной дорожкой образуется застой влаги, удалить которую без механического повреждения самой кровельной пешеходной дорожки практически невозможно. Найти и устранить такое повреждение чрезвычайно трудно. Малая толщина рулонного материала не позволяет обеспечить надежную защиту гидроизоляционного слоя кровли, а также утеплителя, находящегося под гидроизоляцией, от механического повреждения во время передвижения персонала по кровельной пешеходной дорожке и перемещения по ней грузов. Не представляется возможным придание рулонной кровельной пешеходной дорожке более жестких свойств без значительного изменения ее основных технических характеристик, обеспечивающих возможность соединения с мембраной кровли.
К композитным рулонным кровельным пешеходным дорожкам относится дорожка, производимая по технологии, описанной в заявке на патент США US2012040124, МПК: E04B5/00, B32B27/08; опубликованной 16.02.2012.
Кровельная пешеходная дорожка выполнена в виде рулона из материала на основе пластифицированного поливинилхлорида (ПВХ) или термопластических полиолефинов (TPO), на внешней поверхности которого нанесен противоскользящий рисунок в виде выступов, расположенных по схеме «елочка». При этом с нижней стороны кровельной пешеходной дорожки может быть расположен один или несколько дополнительных армирующих слоев из различных материалов. Кровельная пешеходная дорожка приваривается к основному гидроизоляционному материалу кровли горячим воздухом, либо приклеивается к нему, формируя защитный слой, препятствующий повреждению гидроизоляции и позволяющий обслуживающему персоналу безопасно перемещаться по поверхности кровли.
Недостатком многослойной рулонной кровельной пешеходной дорожки, описанной выше, является то, что в случае повреждения верхнего слоя кровельной пешеходной дорожки, либо при некачественном монтаже под ней образуется застой влаги, удалить которую без механического повреждения самой кровельной пешеходной дорожки практически невозможно. Найти и устранить такие повреждения чрезвычайно трудно. Особенности рулонной технологии требуют ограничения толщины материала таких кровельных пешеходных дорожек для сохранения их гибкости, не позволяя делать кровельную пешеходную дорожку толще нескольких миллиметров, а сложность производства обеспечивает высокую стоимость многослойных рулонных кровельных пешеходных дорожек.
Таким образом, малая толщина рулонного материала не позволяет обеспечить надежную защиту гидроизоляционного слоя кровли, а также утеплителя, находящегося под гидроизоляцией, от механического повреждения во время передвижения обслуживающего персонала и грузов по кровельной пешеходной дорожке. Придание дополнительных свойств кровельной пешеходной дорожке ограничено необходимостью сохранения гибкости материала изделия для намотки его в рулон, что существенно ограничивает конечную жесткость изделия при эксплуатации. По этой причине данной кровельной пешеходной дорожке принципиально невозможно придать термически стабильную геометрию и негорючие свойства. Таким образом, использование описанного в патенте подхода к формированию многослойного композитного рулонного материала кровельной пешеходной дорожки позволяет улучшить свойства изделия лишь в узком диапазоне, не предоставляя возможности для полной замены конструкционных материалов в различных частях кровельной пешеходной дорожки в случае такой необходимости.
В патенте США US9828778, МПК: E04D13/12; E04F15/14; B29C43/24, опубликованном 28.11.2017, «Пешеходная дорожка с компенсационными швами» раскрыто техническое решение по формированию демпферного узла на рулонных кровельных пешеходных дорожках, позволяющего компенсировать термическое расширение/сжатие слоев составляющих ее материалов.
Использование данного демпферного узла уменьшает вероятность повреждения как самой кровельной пешеходной дорожки, так и основного гидроизоляционного покрытия кровли в следствии термических деформаций различной величины в разных слоях кровельного «пирога». В патенте описан метод создания такого демпферного узла путем применения валов различной формы, которые за счет комбинирования цилиндрической формы или цилиндрической формы с выступом создают по краям кровельной пешеходной дорожки утолщения основного слоя материала кровельной пешеходной дорожки.
Недостатком конструкции указанной кровельной пешеходной дорожки является невозможность создания достаточно эффективного демпфера, способного компенсировать расширение/сжатие ее материалов в широком диапазоне температур, которая обусловлена особенностями технологии производства рулонных материалов.
Известна разновидность рулонных кровельных пешеходных дорожек кустарного производства, технология изготовления которых не регламентирована официальными производителями. Суть способа монтажа упомянутых кустарных кровельных пешеходных дорожек заключается в том, что применяется плоский лист жесткого материала (которым обычно является фанера), оборачивается рулонным гидроизоляционным материалом на основе ПВХ, либо полиолефинов. Полученное изделие приваривается к гидроизоляционному материалу кровли с помощью горячего воздуха. Таким образом обеспечивается достаточная жесткость дорожки в месте, где происходит непосредственное передвижение персонала. Информация доступна по ссылке: https://kronotech.ru/publications/montazh-peshehodnoy-dorozhki
Недостатком данной кровельной пешеходной дорожки является то, что в случае повреждения рулонного материала, в который обернут плоский лист фанеры, влага попадает внутрь кровельной дорожки, после чего удалить ее без механического повреждения дорожки затруднительно. Найти места повреждений в такой конструкции практически невозможно. Попавшая влага может разрушать листы фанеры, приводя в последствии к повреждению основного гидроизоляционного слоя кровли. Монтаж такой кустарной кровельной пешеходной дорожки чрезвычайно трудоемок и затратен по времени.
На основании изложенного можно сделать вывод, что общим недостатком конструкций кровельных пешеходных дорожек, представленных на рынке и изготовленных промышленно, является либо их однокомпонентный состав, когда все части дорожки выполнены из одного и того же материала, что ограничивает функциональные возможности по защите кровельной мембраны, либо использование тонких дополнительных слоев в рулонных материалах кровельных пешеходных дорожек, что обуславливает невозможность предания кровельным пешеходным дорожкам всего спектра необходимых свойств. Так использование на ПВХ мембранах кровельных пешеходных дорожек, выполненных из ПВХ материалов, либо из ПВХ материалов с дополнительными тонкими слоями различных покрытий, приводит к тому, что в зимнее время данные кровельные пешеходные дорожки, при низких температурах, становятся чрезвычайно хрупкими, а в летнее время, при высоких температурах, они не обладают достаточной жесткостью для защиты гидроизоляционного слоя кровли и утеплителя, расположенного под ним, от механического повреждения. Производство же кустарных «самодельных» кровельных пешеходных дорожек из жестких материалов типа фанеры, оборачиваемых гидроизоляцией из ПВХ материалов, чрезвычайно трудоемко и не может гарантировать герметичность узлов пайки ПВХ материалов, что со временем может приводить к повреждению фанеры или иного внутреннего наполнителя такой кровельной пешеходной дорожки и образованию под ней протечек.
Кроме того, следует отметить, что промышленных решений по конструкции кровельных пешеходных дорожек для битумных кровель из уровня техники неизвестно.
В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) заявленного изобретения выбрано устройство кровельной пешеходной дорожки модульного типа «Evofast WalkWay Puzzle», которая производится в соответствии с патентом РФ на изобретение №2615580, МПК: E04D 13/12, опубликованным 05.04.2017 г.
Указанная кровельная пешеходная дорожка состоит из прямоугольных пластин (модулей), снабженных стыковочными узлами. Каждая прямоугольная пластина представляет собой поле с ребрами, равномерно расположенными в шевронном порядке, и размещенными по краям поля боковыми полосами со сквозными вертикальными отверстиями. На внутренней стороне пластин выполнена сеть взаимно ортогональных водоотводящих каналов, сообщающихся со сквозными вертикальными отверстиями. На поверхности пластин угол наклона между ребрами соседних шевронных рядов составляет более 90 градусов, а поперечное сечение ребер выполнено в виде трапеции, при этом на каждой прямоугольной пластине дополнительно размещены, по крайней мере, по две пары щелевых поперечных отверстий, выполненных по ширине центрального водоотводящего канала.
Недостатком данной кровельной пешеходной дорожки, как и у предыдущих аналогов, является невозможность придания центральной пластине модуля требуемой жёсткости и негорючих свойств без существенных изменений характеристик изделия, отвечающих за сварку модулей кровельной пешеходной дорожки с кровельной мембраной.
Заявленная группа изобретений направлена на преодоление недостатков прототипа и аналогов, известных из уровня техники.
Сущность изобретения
Задачей заявленного изобретения является создание кровельной пешеходной дорожки модульного типа, обеспечивающей выполнение изделием следующих функций:
- обеспечение безопасного перемещения обслуживающего персонала и грузов по поверхности гидроизоляционного слоя кровли к техническим и другим конструкциям, расположенным на ее поверхности;
- защиты гидроизоляционного слоя плоской кровли в процессе монтажа и эксплуатации от возможных механических повреждений;
- обеспечение эвакуационного выхода для обслуживающего персонала в случае пожара за счет возможности выполнения центральной пластины модуля кровельной пешеходной дорожки из негорючих материалов и сигнальных цветов.
Для решения указанной задачи кровельная пешеходная дорожка модульного типа имеет сложную композитную структуру, состоящую из нескольких узлов, изготовленных из различных по свойствам материалов, отвечающих за целевое выполнение функций узлами изделия при его монтаже и эксплуатации.
Техническим результатом изобретения является улучшение основных эксплуатационных характеристик изделия за счет изготовления центральной пластины модуля и боковых полос из различных по свойствам материалов, наилучшим образом обеспечивающих выполнение функций центральной пластины и боковых полос. Так выполнение центральной пластины из твердых, жестких материалов, обладающих стабильностью свойств в широком диапазоне температур, обеспечивает наилучшую защиту кровельной мембраны в сочетании с негорючими свойствами кровельной пешеходной дорожки, а выполнение боковых полос из такого же материала, что и гидроизоляционный слой кровли либо из материалов, с хорошей адгезией к гидроизоляционному слою кровли, обеспечивает простое и прочное крепление кровельной пешеходной дорожки к поверхности кровли.
Для решения поставленной задачи заявлен модуль кровельной пешеходной дорожки, содержащий центральную пластину и боковые полосы для крепления к гидроизоляционному слою кровли, отличающийся тем, что боковые полосы выполнены в виде отдельных элементов, которые соединены с центральной пластиной при помощи механического крепежа и снабжены продольным выступом.
Применение композитно-модульного подхода к созданию кровельной пешеходной дорожки позволяет улучшить основные характеристики заявленного изделия за счет изготовления центральной пластины модуля и боковых полос из разных и наиболее подходящих по свойствам материалов. Так за счет применения центральной пластины модуля кровельной пешеходной дорожки, выполненной из твердых и жестких материалов, обладающих стабильностью свойств в широком диапазоне температур, можно добиться того, что в зимнее время года, при низких температурах, кровельная пешеходная дорожка сохранит свои изначальные прочностные характеристики и не станет хрупкой. В летнее же время высокая температура не приведет к размягчению материала центральной пластины модуля, что позволит сохранить гидроизоляционный слой кровли и утеплитель, расположенный под ним, от механических повреждений при перемещении по такой дорожке обслуживающего персонала и грузов. Кроме того, твердые материалы для изготовления центральной пластины, такие как асбестоцементные плиты и их аналоги, являются полностью негорючими. Использование v_a_r_ _b_тoже в качестве системы крепления боковых полос из материалов, обладающих хорошей адгезией к основному гидроизоляционному слою кровли, либо выполненных из такого же материала, как и гидроизоляционный слой кровли, либо из металла с покрытием, аналогичным основному гидроизоляционному слою, позволяет производить монтаж кровельной пешеходной дорожки на гидроизоляционный слой кровли без применения сложных технологий, используя стандартное оборудование для монтажа «плоских» кровель (сваркой горячим воздухом).
Модуль кровельной пешеходной дорожки дополнительно характеризуется тем, что центральная пластина может быть выполнена в форме квадрата, прямоугольника, параллелограмма или трапеции в зависимости от предполагаемой формы кровельной пешеходной дорожки на поверхности кровли.
В частности, для поворота кровельной пешеходной дорожки на 90о применяется стыковка между собой модулей в форме трапеций с углом наклона боковой стороны к основанию 450.
В различных вариантах осуществления заявленного изобретения модуль кровельной пешеходной дорожки может быть выполнен с центральной пластиной, изготовленной с использованием по меньшей мере одного из следующих материалов: асбестоцементной плиты, древесно-цементной плиты, хризотилцементной плиты, плиты на основе гипса, плиты на основе эпоксидных материалов или перлитов, или любой из упомянутых плит с нанесенным на нее защитным, армирующим или противоскользящим покрытием.
В других вариантах осуществления заявленного изобретения модуль кровельной пешеходной дорожки может быть выполнен с центральной пластиной, изготовленной в виде плиты из полимерного материала на основе полипропилена, полиэтилена, поливинилхлорида или каучука, когда от изделия не требуются негорючие свойства, а жесткость модуля достигается за счет увеличенной толщины центральной пластины.
В оптимальном варианте осуществления изобретения модуль кровельной пешеходной дорожки может быть выполнен с центральной пластиной, изготовленной в виде плиты из многослойного материала, сочетающего в себе в соответствующих слоях изделия защитные, армирующие или противоскользящие свойства.
В соответствии с заявленным изобретением модуль кровельной пешеходной дорожки характеризуется тем, что его боковые полосы предпочтительно выполнены из термопластичных полимеров, в частности из термопластичных полиолефинов, предпочтительно, на основе полипропилена, полиэтилена или поливинилхлорида, то есть из тех полимерных материалов, из которых наиболее часто изготавливают гидроизоляционной слой кровли (кровельную мембрану).
В другом варианте осуществления заявленного изобретения боковые полосы модуля могут быть выполнены из полимерных материалов на основе каучука, в частности на основе бутадиен-стирольного каучука с хорошей адгезией к гидроизоляционному слою кровельной мембраны.
В случае повышенных требований к прочности крепления модулей кровельной пешеходной дорожки к поверхности кровли и к центральной пластине модуля боковые полосы могут быть выполнены из многослойного материала, состоящего из тонкого металлического листа с полимерным покрытием, в частности с покрытием из поливинилхлорида.
В том случае, если кровельную пешеходную дорожку с боковыми полосами из материала, типа ПВХ, предполагается устанавливать на плоскую кровлю, залитую битумом в качестве слоя гидроизоляции, то на боковые полосы со стороны, соприкасающейся с гидроизоляционным слоем кровли (битумом), целесообразно дополнительно нанести инертный к поливинилхлориду и к битуму разделяюще-клеящий слой на основе синтетического каучука.
То есть, для крепления центральной пластины модуля кровельной пешеходной дорожки к гидроизоляционному слою на основе битума на боковые полосы модуля с внутренней стороны, которая соприкасается с гидроизоляцией, дополнительно наносится разделяюще-клеящий слой, инертный как к поливинилхлориду (ПВХ), так и к битуму, но при этом имеющий хорошую адгезию к обоим материалам. Примером такого материала могут служить бутилкаучуковые клеящие ленты и другие синтетические каучуки.
В оптимальном варианте изготовления модуля кровельной пешеходной дорожки в соответствии с заявленным изобретением к центральной пластине модуля снизу могут быть прикреплены защитные элементы в виде проставок, препятствующих повреждению гидроизоляционного слоя кровли твердыми краями центральной пластины, поскольку центральная пластина предпочтительно изготавливается из достаточно жесткого и твердого материала.
Упомянутые защитные элементы предпочтительно продольно покрывают нижний угол и прилежащий к нему нижний край центральной пластины и для отвода талой и дождевой воды из-под кровельной пешеходной дорожки снабжены водоотводящими каналами.
Также следует отметить, что для улучшения водоотведения боковые полосы модуля заявленной кровельной пешеходной дорожки предпочтительно выполнены со сквозными отверстиями и снабженные продольным выступом на всю длину модуля, формирующим канал для оттока талой и дождевой воды.
Продольный выступ, предпочтительно имеет П-образную форму. Для формирования из отдельных модулей единого полотна кровельной пешеходной дорожки на торцевых краях боковых полос могут быть выполнены трапециевидные выступы.
Заявленная кровельная пешеходная дорожка модульного типа изготавливается на промышленном предприятии в виде набора модулей, при соединении которых между собой на поверхности плоской кровли может быть сформирована кровельная пешеходная дорожка заданной формы и длины, при этом все составляющие ее модули выполнены в соответствии с описанным выше заявленным техническим решением.
В соответствии с изобретением заявленная кровельная пешеходная дорожка модульного типа содержит соединенные между собой модули кровельной пешеходной дорожки, которые характеризуются тем, что они выполнены из центральной пластины и боковых полос для крепления к гидроизоляционному слою кровли, при этом боковые полосы изготовлены в виде от дельных элементов и соединены с центральной пластиной, предпочтительно, при помощи механического крепежа, а для формирования единого полотна кровельной пешеходной дорожки на краях каждой из боковых полос по меньшей мере с одной торцевой стороны выполнены трапециевидные выступы.
Кровельная пешеходная дорожка для удобства сборки ее из отдельных модулей может снабжаться дополнительными средствами соединения, например, соединение соседних модулей может быть выполнено с помощью дополнительных механических 12 узлов, размещенных на торцах центральной пластины, включающих в себя такие средства соединения, как скобы или петли.
Осуществление изобретения
Возможность осуществления изобретения иллюстрируется фигурами 1–7 и примером реализации.
Фиг.1 – показывает вид сверху модуля кровельной пешеходной дорожки, содержащего центральную пластину и боковые полосы.
Фиг.2 – показывает вид снизу модуля кровельной пешеходной дорожки, содержащего центральную пластину, боковые полосы и проставки.
Фиг.3 – показывает вид сверху на фрагмент модуля кровельной пешеходной дорожки.
Фиг.4 - показывает вид снизу на фрагмент поперечного сечения модуля кровельной пешеходной дорожки.
Фиг.5 – показывает вид сверху на фрагмент сборки кровельной пешеходной дорожки при дополнительном соединении соседних модулей скобами.
Фиг.6 – показывает вид сверху на фрагмент сборки кровельной пешеходной дорожки при дополнительном соединении соседних модулей петлями.
Фиг.7 – показывает вид снизу на фрагмент сборки кровельной пешеходной дорожки при установке на тыльной стороне дополнительных поперечных проставок.
Как показано на фиг.1-4 модуль кровельной пешеходной дорожки содержит центральную пластину 1 и боковые полосы 2, которые выполнены в виде отдельных элементов, соединенных с центральной пластиной 1 при помощи механического крепежа 8. Боковые полосы 2 предназначены для крепления пластины к основному гидроизоляционному слою кровли (к кровельной мембране).
Центральная пластина 1 модуля кровельной пешеходной дорожки может быть выполнена в форме квадрата, прямоугольника, как это показано на фиг.1 и 2, а также
в виде параллелограмма и или трапеции, если требуется выполнить повороты при сборке и монтаже дорожки на кровле.
Центральная пластина 1 заявленной кровельной пешеходной дорожки модульного типа характеризуется рабочим полем, поверхность которого используется для перемещения по дорожке обслуживающего персонала и грузов .
По бокам от рабочего поля центральной пластины 1 располагаются боковые полосы 2, представляющие собой систему крепления центральной пластины к гидроизоляционному слою кровли (кровельной мембране). Центральная пластина 1 может выполняться из широкого спектра материалов, отвечающих требованиям конкретного объекта строительства. Среди таких материалов, подходящих для изготовления центральной пластины 1, можно выделить следующие: различные марки полимерных материалов, включающих полипропилены, полиэтилены, твердые марки поливинилхлоридов (ПВХ), различные плиты на основе цемента (асбестовые плиты, хризолитовые плиты, древесно-цементные плиты и т.д.), плиты на основе гипса, различные плиты на основе термопластичных полимеров, эпоксидных материалов, перлитов и т.д.
Система крепления включает в себя две боковых полосы 2, обеспечивающих крепления центральной пластины 1 к поверхности плоской кровли. Между собой боковые полосы 2 и центральная пластина 1 соединяются либо посредством клеевых составов, либо посредством механического крепежа 8.
Материалом для изготовления боковых полос предпочтительно являются ТРО/ПВХ полимеры, либо другое углеводородное термопластичное сырье, либо тонкий металлический лист с нанесенным на него слоем ПВХ покрытия, которые подходят для сварного крепления боковых полос 2 к гидроизоляционному слою, выполненному из ТРО/ПВХ.
В другом варианте реализации изобретения для крепления центральной пластины 1 к гидроизоляционному слою кровли на основе битума на боковые полосы 2 со стороны, которая соприкасается с битумной гидроизоляцией, дополнительно наносится разделяюще-клеящий слой, инертный как к ПВХ, так и к битуму, но при этом имеющий хорошую адгезию к обоим материалам. Примером такого материала могут служить бутилкаучуковые клеящие ленты и другие синтетические каучуки.
Снизу к центральной пластине 1 могут крепиться дополнительные защитные элементы, выполняющие функцию защитных проставок 5, препятствующих повреждению гидродроизоляционного слоя кровли острыми краями центральной пластины кровельной дорожки. Проставка 5 может быть сформирована в виде полосы или в виде уголкового профиля. Проставка 5 может снабжаться водоотводящими каналами 3 для удаления влаги из-под дорожки. Боковые полосы 2 могут дополнительно иметь сквозные отверстия 4 для улучшения водоотведения. На торцевых краях боковых полос 2 по меньшей мере с одной стороны присутствуют трапециевидные выступы 6, необходимые для формирования единого полотна «дорожки» из отдельных модулей. Боковые полосы 2, также могут снабжаться выступом 7 П-образной или округлой формы 14 продольно расположенным вдоль всей длины модуля, выполняющим двойную функцию демпфера при термическом расширении и сжатии и отведения талой и дождевой воды из-под кровельной пешеходной дорожки.
При необходимости соединение соседних модулей кровельной пешеходной дорожки в процессе сборки может производится с помощью дополнительных механических узлов, которые могут быть представлены различными вариантами использования скоб и петель. На фигуре 5 показано использование скоб 9, а на фигуре 6 показан вариант использования петель 10. Такое дополнительное крепление позволяет сохранить целостность кровельной пешеходной дорожки по всей длине при различных воздействиях на нее, среди которых можно выделить термические деформации основания и самой кровельной пешеходной дорожки, разрушение основания, к которому прикреплена кровельная пешеходная дорожка в следствии различных факторов, в том числе открытого огня. Узел соединения скобы 9 или петли 10 с центральной пластиной модуля кровельной пешеходной дорожки должен осуществляться подвижным, чтобы компенсировать термическое расширение материалов. Это может достигаться за счет свободного хождения петли 10 и скобы 9 вокруг механического крепежа, проходящего через центральный модуль кровельной пешеходной дорожки, либо за счет жесткой фиксации крепежа в петле 10 или скобе 9, но свободного хода механического крепежа в теле центрального модуля кровельной пешеходной дорожки. Либо же сами петли могут быть выполнены из эластичного негорючего материала, примером которого может служить стеклоткань. Нижний край модуля кровельной пешеходной дорожки может снабжаться дополнительной защитной поперечной проставкой 11, как показано на фиг.7, предотвращающей повреждение основного гидроизоляционного слоя краем центрального модуля, либо же механическим крепежом, фиксирующим петли или скобы.
Такое решение не известно из уровня техники и позволяет, по сравнению с аналогичными устройствами пешеходных кровельных дорожек, обеспечить значительное улучшение эксплуатационных характеристик изделия.
Принцип работы заявленной кровельной пешеходной дорожки модульного типа заключается в следующем.
Заявленная кровельная пешеходная дорожка модульного типа укладывается поверх основного гидроизоляционного слоя плоской кровли здания нижним основанием к поверхности кровли. Из отдельных модулей набирается и формируется цельное полотно кровельной пешеходной дорожки, которое скрепляется в единую конструкцию трапециевидными выступами 6 полимерных боковых полос 2, либо механически. Сформированное полотно кровельной пешеходной дорожки либо приваривается горячим воздухом, либо приклеивается к поверхности кровли.
Возможность комбинировать компоненты 1 и 2 модулей кровельной пешеходной дорожки, выполняя центральную пластину 1 и боковые полосы 2 из различных материалов, приводит к появлению следующих новых физических свойств изделия и полезных эффектов:
1) Достигается улучшенная защита гидроизоляционного слоя кровли (кровельной мембраны) и теплоизоляционного материала кровли от механических повреждений при перемещении по кровле обслуживающего персонала и грузов. Наличие жесткой центральной части в заявленном устройстве модулей дорожки позволяет лучше распределить по поверхности кровли механическое воздействие от веса людей и грузов на поверхность кровельной пешеходной дорожки. Данный эффект обусловлен распределением веса предмета или человека по всей площади поверхности, расположенной под центральной пластиной модуля кровельной пешеходной дорожки. В то время как известные из уровня техники технические решения кровельных пешеходных дорожек, выполненные из гибких модулей поливинилхлорида или из термопластичного полиолефина ПВХ/ТРО, либо из рулонного материала ПВХ/ТРО, позволяют лишь незначительно увеличить площадь воздействия нагрузки на кровлю за счет вовлечения во взаимодействие небольшой дополнительной площади кровельной пешеходной дорожки вокруг точки, в которой оказывается давление через кровельную пешеходную дорожку на гидроизоляционный слой и утеплитель под ним, так как они прогибаются под грузом. По сравнению с самодельными кровельными пешеходными дорожками, выполненными из фанеры, обернутой листовой гидроизоляцией, предлагаемое решение имеет значительное преимущество по технологичности изготовления и надежности в эксплуатации, в частности, имеет значительно меньше рисков по повреждению гидроизоляционного слоя кровли в следствие разрушения центральной пластины под воздействием климатических факторов. В случае, если все же разрушение происходит, то поиск места повреждения в заявленном устройстве проще и его ремонтопригодность выше.
2) В заявленном изобретении достигается простота и удобство монтажа кровельной пешеходной дорожки. Наличие отдельных элементов в виде боковых полос 2 позволяет производить быстрый и удобный монтаж заявленной кровельной пешеходной дорожки с использованием стандартного оборудования, традиционно применяемого для монтажа плоских кровель. Так, в случае осуществления изобретения в условиях монтажа кровельной пешеходной дорожки на поверхности кровли, где основной гидроизоляционный слой выполнен из материалов типа ПВХ/ТРО, и боковые полосы, выполненные либо из ПВХ/ТРО, либо из металла с покрытием из ПВХ/ТРО материалов, боковые полосы 2 привариваются поверхности кровли горячим воздухом, либо крепятся на ней с использованием клеящих составов, образуя надежное соединение без нарушения герметичности основного гидроизоляционного слоя кровли.
В случае монтажа заявленной кровельной пешеходной дорожки на кровле, где основной гидроизоляционный слой выполнен из битумных материалов, боковые полосы приклеиваются к битумным материалам с использованием средств, которые по своих химическим свойствам инертны как к ПВХ, так и к битумным материалам, и не приводят к деградации гидроизоляционного слоя.
Примером такого клеевого средства может быть клеевая бутилкаучуковая лента.
3) В заявленном изобретении достигается надежное соединение центральной пластины 1 и боковых полос 2 с получением новых свойств композитного изделия. Использование механического или клеевого соединения центральной пластины 1 и боковых полос 2 позволяет обеспечить соединение различных материалов, обладающих уникальными наборами механических характеристик, в единое изделие, придав ему необходимый для конкретного объекта строительства комплекс свойств, к которым можно отнести жесткость центральной пластины 1 в совокупности с возможностью гомогенного сварного соединения кровельной пешеходной дорожки с полимерной кровельной мембраной за счет термопластичных и относительно тонких боковых элементов 2.
4) Дополнительным результатом заявленного изобретения является опциональная возможность размещения водоотводящих каналов 3 на проставках 5 в сопряжении с отверстиями 4 в боковых полимерных полосах 2 и каналами, образованными в П-образный выступах 7, продольно формируемых вдоль каждого модуля и вдоль кровельной пешеходной дорожки в целом, что позволяет надежно отвести талую и дождевую воду, попавшую под центральную пластину 1, не допуская образования областей накопления и застоя воды на кровельной мембране.
5) Достигается надежность кровельной пешеходной дорожки модульного типа в широком диапазоне климатических условий. Инертность по отношению к климатическим условиям обеспечивается выполнением центральной пластины 1 модуля кровельной пешеходной дорожки из твердых материалов, сохраняющих свои свойства в широком диапазоне температур и устойчивых к атмосферным воздействиям, что позволяет гарантировать стабильность свойств кровельной пешеходной дорожки, собранной из заявленных модулей, в любое время года.
При этом, независимо от типа основного гидроизоляционного слоя кровли, монтируемые на ней боковые полосы 2 модулей за счет продольного выступа 7 снабжены демпферами, позволяющими компенсировать термическое сжатие-расширение материала любого гидроизоляционного слоя кровли и самой кровельной пешеходной дрожки.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что объединение в составе заявленной кровельной пешеходной дорожки модульного типа различных по свойствам материалов, из которых выполняются узлы кровельной пешеходной дорожки 1 и 2, позволяет существенно улучшить механические характеристики всего изделия, обеспечив ему лучшие защитные свойства, возможность изменения свойств кровельной пешеходной дорожки в зависимости от предъявляемых требований к объекту строительства, быстроту и удобство монтажа, повысив при этом стабильность эксплуатационных характеристик в различных климатических условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Кровельная пешеходная дорожка | 2015 |
|
RU2615580C2 |
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПЛОСКИХ КРОВЕЛЬНЫХ ПОКРЫТИЙ ЗАМОЩЕНИЕМ ПАНЕЛЯМИ | 2019 |
|
RU2728045C1 |
ГИДРОИЗОЛИРОВАННАЯ КРОВЛЯ С ТОКОПРОВОДЯЩЕЙ ОСНОВОЙ ИЗ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПЛИТ ПИР И СПОСОБ ЕЕ МОНТАЖА | 2022 |
|
RU2792866C1 |
КРОВЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2006 |
|
RU2307904C1 |
Монолитная кровля | 2024 |
|
RU2824603C1 |
КРОВЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2258120C2 |
ПОКРЫТИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КРОВЕЛЬНОЕ И МАСТИКА ДЛЯ НЕГО | 2000 |
|
RU2190736C2 |
РУЛОННЫЙ КРОВЕЛЬНЫЙ И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ "БИКРОЭЛАСТ" | 1997 |
|
RU2133807C1 |
РУЛОННЫЙ КРОВЕЛЬНЫЙ И ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ "БИКРОТЭП" | 1997 |
|
RU2134756C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА КРОВЕЛЬНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1990 |
|
RU2024702C1 |
Группа изобретений относится к области строительства, а именно к модулю кровельной пешеходной дорожки и к конструкции кровельной пешеходной дорожи, собранной из набора упомянутых модулей. Технический результат изобретения – защита кровельной мембраны и безопасное передвижение персонала по плоским кровлям. Модуль кровельной пешеходной дорожки содержит центральную пластину и соединенные с ней при помощи механического крепежа боковые полосы, снабженные продольным выступом. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
1. Модуль кровельной пешеходной дорожки, содержащий центральную пластину и боковые полосы для крепления к гидроизоляционному слою кровли, отличающийся тем, что боковые полосы соединены с центральной пластиной при помощи механического крепежа и снабжены продольным выступом.
2. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что центральная пластина выполнена в форме квадрата, прямоугольника, параллелограмма или трапеции.
3. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.2, отличающийся тем, что центральная пластина выполнена с использованием по меньшей мере одного из следующих видов плит: асбестоцементной плиты, древесно-цементной плиты, хризотилцементной плиты, плиты на основе гипса, плиты на основе эпоксидных материалов или перлитов, или любой из упомянутых плит с нанесенным на нее защитным, армирующим или противоскользящим покрытием.
4. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.2, отличающийся тем, что центральная пластина выполнена в виде плиты из полимерного материала на основе полипропилена, полиэтилена, поливинилхлорида или каучука.
5. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.2, отличающийся тем, что центральная пластина выполнена в виде плиты из многослойного материала.
6. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что боковые полосы выполнены из термопластичных полимеров, в частности из термопластичных полиолефинов на основе полипропилена, полиэтилена или поливинилхлорида.
7. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что боковые полосы выполнены из полимерных материалов на основе каучука.
8. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что боковые полосы выполнены из многослойного материала, состоящего из тонкого металлического листа с полимерным покрытием, в частности с покрытием из поливинилхлорида.
9. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что на боковые полосы со стороны, соприкасающейся с гидроизоляционным слоем кровли, нанесен инертный к поливинилхлориду и к битуму разделяюще-клеящий слой на основе синтетического каучука.
10. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что к центральной пластине снизу прикреплены защитные элементы в виде проставок, препятствующих повреждению гидроизоляционного слоя кровли краями центральной пластины.
11. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.10, отличающийся тем, что защитные элементы дополнительно снабжены водоотводящими каналами.
12. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что боковые полосы выполнены со сквозными отверстиями для водоотведения.
13. Модуль кровельной пешеходной дорожки по п.1, отличающийся тем, что на торцевых краях боковых полос выполнены трапециевидные выступы для формирования единого полотна дорожки из отдельных модулей.
14. Кровельная пешеходная дорожка модульного типа, содержащая соединенные между собой модули кровельной пешеходной дорожки, отличающаяся тем, что модули кровельной пешеходной дорожки представляют собой модули по любому из пп.1-13.
15. Кровельная пешеходная дорожка модульного типа, содержащая соединенные между собой модули кровельной пешеходной дорожки, отличающаяся тем, что модули кровельной пешеходной дорожки выполнены из центральной пластины и боковых полос для крепления к гидроизоляционному слою кровли, при этом боковые полосы соединены с центральной пластиной при помощи механического крепежа и снабжены продольным выступом, а для формирования единого полотна дорожки на краях каждой из боковых полос по меньшей мере с одной торцевой стороны выполнены трапециевидные выступы.
16. Кровельная пешеходная дорожка модульного типа по п.15, отличающаяся тем, что соединение соседних модулей выполнено с помощью дополнительных механических узлов, размещенных на торцах центральной пластины, включающих в себя скобы или петли.
US 2012000152 A1, 05.01.2012 | |||
СТОЙКОЕ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР СТЕКЛОВИДНОЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЕ ВОЛОКНО | 2004 |
|
RU2385846C2 |
Инструкция по монтажу однослойной кровли из полимерной мембраны | |||
Технониколь | |||
С | |||
Раздвижной паровозный золотник со скользящими по его скалке поршнями и упорными для них шайбами | 1922 |
|
SU147A1 |
Генератор с приводом для ручной электрической лампы | 1919 |
|
SU586A1 |
Солесос | 1922 |
|
SU29A1 |
Авторы
Даты
2023-11-28—Публикация
2022-06-08—Подача