Изобретение относится к области спасения людей с терпящих бедствие судов и самолетов на акватории Мирового океана.
Несмотря на непрерывное совершенствование мореходных качеств судов и кораблей, средств навигации и судовождения, аварии и катастрофы на морях продолжаются. Покинув гибнущее судно, человек может оказаться в воде. При этом в зависимости от многих обстоятельств он может быть одетым в спасательный жилет, в обычную или рабочую одежду.
В холодной воде при нулевой температуре в обычной одежде человек в лучшем случае сможет выдержать до потери сознания и начала необратимых последствий в организме 10-20 минут. В существующем сегодня спасательном обмундировании этот срок может быть растянут до нескольких часов.
Несмотря на освоение новых индивидуальных спасательных средств, вопрос безопасности людей на море продолжает оставаться актуальным, так как вероятность гибели человека на море все еще остается достаточно высокой.
Гибель в Баренцевом море 7 апреля 1989 года подводной лодки «Комсомолец» показала, что из 42 погибших матросов, мичманов и офицеров абсолютное большинство умерли от переохлаждения организма в воде, температура которой не превышала 5°С.
Опасность переохлаждения существует практически во всех районах Мирового океана в течение всего года. В частности, установлено, что теплообмен не приводит к снижению температуры тела только при погружении в воду с температурой 33-34°С (при этом температура воздуха должна быть не менее 30°С) [1]. Экстренная доставка в район аварии спасательных плотов существенно увеличит вероятность спасения людей, оказавшихся в воде. Это можно было осуществить с помощью самолетов Ил-76, Бе-200ЧС или вертолетов. Но если сбросить спасательный плот с большой высоты, он получит серьезные повреждения и будет не пригоден для использования по назначению.
В соответствии с Правилами по оборудованию морских судов 2002 года спасательные плоты размещаются на судах не выше 18 метров от водной поверхности, что не должно привести к повреждениям, которые не позволят использование их по назначению [2].
Существуют способ доставки комплекса спасательных плотов подвесной парашютной системой в точку посадки (патент №2732474). Данный способ взят в качестве прототипа.
Недостатками предложенного десантируемого комплекса спасательных плотов (ДКСП) являются:
- высота применения ДКСП ограничена и составляет от 200 до 350 метров над водной акваторией (при высоте менее 200 метров не успевает раскрыться парашютная система);
- при высоте более 350 метров даже при малых скоростях ветра не обеспечивается точность сброса;
- при ветре более 10 м/с использование парашютной системы даже при незначительных высотах становится сомнительным. Точка приводнения может оказаться далеко от района аварии и может происходить запутывание системы;
- подготовка комплекса к работе требует много времени и наличие квалифицированных специалистов.
Известен контейнер для десантирования грузов (патент №294772), который обладает рядом недостатков:
- набор поперечных элементов, расположенных между оболочками, переносит нагрузку на внутреннею оболочку. Соответственно не обеспечивается необходимая амортизации и безопасность сбрасываемых грузов;
- смонтированный в носовой части контейнера амортизатор в виде крестовины требует выполнение условий по строгому ориентированию контейнера при приводнении.
Известный контейнер взят в качестве второго прототипа
Задачей изобретения является устранение отмеченных недостатков и обеспечение спасения людей, терпящих бедствие и оказавшихся в воде на акваториях Мирового океана. Для решения этой задачи предлагается создание специальной капсулы для спасательного плота.
Предлагаемое техническое решение поясняется графической схемой, изображенной на Фиг., на которой показана капсула, в которую помещается спасательный плот 1 и состоящий из внутреннего корпуса 2 и внешнего корпуса 3. Между корпусами размещается пружинная система 4 и наполнитель из пенопласта низкой плотности 5.
Спасательный плот в капсуле сбрасывается с самолета или вертолета в район где находятся терпящие бедствие люди. Максимальная высота с которой будет производится сброс определяется расчетом, определяющим жесткость и высоту пружин в пружинной системе. Диапазон пригодных высот для сброса капсулы будет составлять от нуля до максимальной расчетной. Отсутствие парашютной системы также снижает воздействие ветра на капсулу, что увеличивает точность сброса плота в назначенную точку.
После приводнения внешний корпус капсулы принимает на себя ударную нагрузку, а пружинная система снижает ее воздействие на внутренний корпус капсулы и спасательный плот до значений допустимых для безопасной эксплуатации. Далее спасательный плот приводится в действие в соответствии с инструкцией по эксплуатации и используется по назначению [3].
Капсула изготавливается для спасательных плотов, находящихся на вооружение флотов и предназначен для разового использования.
Преимуществами использования заявленного устройства являются:
- малый срок подготовки к работе (укладываем плот в капсулу, выводим пусковой линь, закрываем капсулу и можно загружать на самолет);
- возможность сброса с высот от нуля до максимальной расчетной;
- возможность сброса близко к месту аварии, в связи с отсутствием парашюта и соответственно незначительным влиянием ветра;
- подготовка средства к работе является не сложным и не требует наличие специалистов высокой квалификации.
Использование предлагаемого устройства позволит в кратчайшие сроки доставить спасательные плоты терпящим бедствие и оказавшимся в воде людям.
Реализация изобретения повысит вероятность спасения людей, оказавшихся в воде на акваториях Мирового океана.
Литература:
1. Александров М.Н. Безопасность человека на море - Л: Судостроение, 1983 г.
2. Российский морской регистр судоходства, 2022 Правила по оборудованию морских судов (часть II)
3. ТУ 7440-004-96770464ТУ 38 1051782-2003 Плоты спасательные сбрасываемого типа для морских судов
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДОСТАВКИ СПАСАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2681609C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ ЛЮДЯМ В УДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ | 2016 |
|
RU2651350C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ | 2014 |
|
RU2574674C1 |
Поисково-спасательная система | 2017 |
|
RU2671065C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2288132C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2127694C1 |
СИСТЕМА ПОМОЩИ ПОТЕРПЕВШИМ АВАРИЮ | 1992 |
|
RU2020986C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В МОРЕ | 2008 |
|
RU2421370C2 |
СПОСОБ ЭКСТРЕННОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ОБЪЕКТАМ СПАСЕНИЯ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ В УДАЛЕННЫХ БЕЗЛЮДНЫХ РАЙОНАХ ЗЕМНОГО ШАРА С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И АЭРОБАЛЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2076759C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ В ВОЗДУХЕ СПАСАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2078009C1 |
Изобретение относится к области спасения людей с терпящих бедствие судов и самолетов на акватории мирового океана. Капсула для спасательного плота выполнена из композитного материала и представляет собой емкость, в которую помещается спасательный плот, и состоит из двух корпусов с пружинной системой между ними. Все свободное пространство между корпусами заполнено пенопластом низкой плотности. Достигается обеспечение спасения людей, терпящих бедствие и оказавшихся в воде. 1 ил.
Капсула для спасательного плота, выполненная из композитного материала и представляющая собой емкость, в которую помещается спасательный плот, и состоящая из двух корпусов с пружинной системой между ними, при этом все свободное пространство между корпусами заполнено пенопластом низкой плотности.
КОЛЛЕКТИВНОЕ СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО | 2004 |
|
RU2282554C2 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЦЕРИЯ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАНИЯ ЧУГУИА | 0 |
|
SU177432A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И СБРАСЫВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ПЛОТА | 2002 |
|
RU2236982C2 |
Ручка корпуса прибора | 1976 |
|
SU598601A1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ КАПСУЛА | 1994 |
|
RU2061328C1 |
Авторы
Даты
2023-12-07—Публикация
2022-04-18—Подача