Область техники
[0001] Настоящее изобретение относится к авиационной технике, в частности, к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов и их двигателей, и может быть использовано для проверки работоспособности гидравлических систем летательных аппаратов, например, вертолетов.
Уровень техники
[0002] Безаварийная работа гидравлической системы летательного аппарата гарантируется при своевременном выполнении ее технического обслуживания, во время которого производят проверку работоспособности гидравлической системы летательного аппарата путем создания давления и расхода подаваемой рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата при использовании наземной гидроустановки. Основной функцией рабочей жидкости является передача гидростатического давления в гидравлической системе, указанная жидкость питает потребителя гидравлической системы, то есть все агрегаты, для работы которых необходима рабочая жидкость.
[0003] Из уровня техники известна наземная гидроустановка, представленная в патенте RU2724942C1 (опубл. 26.06.2020; МПК: B64F 5/60), в котором описано изобретение, относящееся к оборудованию для эксплуатации летательных аппаратов, в частности, самолетов, и может быть использовано для наземного комплексного контроля их гидравлических систем. Технический результат аналога заключается в создании мобильной, удобной при эксплуатации, универсальной установки, обладающей широкими функциональными возможностями за счет обеспечения контроля гидравлических систем летательных аппаратов, оснащенных практически любыми насосами и системами дозаправки без применения дополнительного технологического оборудования, а также обеспечивающей исключение потерь рабочей жидкости при отстыковке шлангов нагнетания и слива от летательного аппарата. В аналоге описана установка для контроля гидравлических систем летательных аппаратов, которая содержит платформу на колесном ходу, на которой смонтированы первая система нагнетания, система управления, пульт управления, табло. Установка аналога оснащена второй системой нагнетания, баком для рабочей жидкости, блоком электроклапанов, первым и вторым устройствами контроля подачи рабочей жидкости. В аналоге входы насосов первой и второй систем нагнетания, а также линия слива рабочей жидкости подсоединены к кранам первого трехручьевого раструба. К выходу насоса второй системы нагнетания аналога подсоединен второй трехручьевой раструб с краном на каждом ручье. В аналоге к каждому из кранов входом подсоединена линия нагнетания, первая из которых своим выходом подсоединена ко второй ветви двухручьевого раструба первого выходного патрубка, выход второй линии нагнетания аналога подсоединен ко второму выходному патрубку. Недостатком аналога является наличие бака для рабочей жидкости без теплообменника или любого другого устройства поддержания температуры рабочей жидкости в наземной гидроустановке, это сокращает время непрерывной работы гидроустановки аналога до 10-20 минут. Другим недостатком аналога является отсутствие системы контроля, например, температуры, давления или уровня рабочей жидкости в баке гидравлической системы наземной гидроустановки, поскольку каждая из указанных систем контроля по отдельности предупреждает нарушение работы устройства наземной гидроустановки. Следующим недостатком аналога является то, что указанная установка относится к двухконтурным гидростендам, это обеспечивает увеличение веса и габаритов гидроустановки аналога, что исключает автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата во время использования гидроустановки аналога. Под автономностью проверки работоспособности гидравлической системы подразумевается независимость проведения проверки от места расположения летательного аппарата и удобство перемещения гидроустановки по поверхности.
[0004] В патенте US11078936B2 (опубл. 10.12.2020; МПК: B64F 5/00, F15B 21/0423) описано изобретение, относящееся к гидравлическим системам летательных аппаратов, в частности, к внешнему охлаждению рабочей жидкости во время функциональных испытаний гидравлических систем летательных аппаратов, когда баки гидравлической системы летательных аппаратов, например, самолетов, пусты. Технический результат аналога заключается в обеспечении охлаждения рабочей жидкости во время функциональных испытаний гидравлических систем летательных аппаратов. В аналоге описана внешняя система охлаждения рабочей жидкости летательного аппарата, которая включает теплообменник, где входная сторона теплообменника соединена с резервуаром рабочей жидкости гидравлической системы летательного аппарата, а выходная сторона теплообменника соединена с всасывающими патрубками обратной стороны электроприводного насоса. В аналоге электроприводной насос прокачивает рабочую жидкость через гидравлическую систему наземной гидроустановки, а внешняя система охлаждения охлаждает рабочую жидкость по мере того, как электроприводной насос прокачивает ее. Недостатком аналога является наличие по крайней мере одного теплообменника, который предназначен только для поддержания температуры рабочей жидкости во время эксплуатации гидроустановки, также недостатком аналога является отсутствие емкости (бака) для рабочей жидкости в наземной гидроустановке. Отсутствие емкости для рабочей жидкости в аналоге не позволяет определить момент достижения ее критического количества в наземной гидроустановке с помощью, например, системы контроля уровня рабочей жидкости, после которого происходит нарушение работы наземной гидроустановки. Под критическим количеством рабочей жидкости подразумевается минимально допустимый уровень рабочей жидкости в емкости (баке) наземной гидроустановки, который составляет, например, не менее 50-100 мм. Следующим недостатком аналога является то, что указанная установка относится к двухконтурным гидростендам, это обеспечивает увеличение веса и габаритов гидроустановки, что исключает автономность использования гидроустановки аналога. К тому же перемещение установки аналога возможно только при использовании дополнительных устройств, например, вилочного погрузчика. Другим недостатком аналога является отсутствие фильтра очистки рабочей жидкости, отсутствие фильтрации рабочей жидкости приводит к нарушению работы гидравлической системы летательного аппарата.
[0005] Таким образом, общим недостатком двухконтурных гидравлических систем наземных гидроустановок являются их высокий вес и большие габариты, что исключает автономность проверки работоспособности гидравлических систем летательных аппаратов при их использовании.
[0006] В патенте RU2727769C1 (опубл. 23.07.2020; МПК: B64F 5/60) описано изобретение, относящееся к области авиации, в частности, к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов и их двигателей, средствам наземного обеспечения полетов общего применения. Технический результат аналога заключается в упрощении конструкции малогабаритной мобильной станции проверки гидравлических систем летательных аппаратов, достижении независимости конструкции от шасси автомобиля, снижении количества оборудования, уменьшении массогабаритных характеристик и расхода энергоматериальных ресурсов. В аналоге малогабаритная мобильная станция проверки гидравлических систем летательных аппаратов выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера с корпусом в виде трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнее основание, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки и имеющей устройства для подъема и перемещения по поверхности, расположенные в верхней и нижней частях соответственно. В аналоге полость внутри блок-контейнера разделена на несколько отсеков с перегородками, в которых размещены автономная силовая установка, гидравлическая и пневматическая системы. На двух сторонах блок-контейнера аналога, предпочтительно противоположных, под боковыми стенками, размещены панели управления и рукава подачи. Недостатком аналога является невозможность его работы от питания проверяемого летательного аппарата. Другим недостатком аналога является наличие двух гидравлических баков, что усложняет конструкцию станции аналога и увеличивает ее вес и габариты. Следующим недостатком аналога является наличие ручного насоса заправки и опрессовки, основного гидронасоса, насоса управления основным гидронасосом, это также усложняет конструкцию станции аналога и увеличивает массу и габариты установки. Другим недостатком аналога является отсутствие системы контроля, например, температуры, давления или уровня рабочей жидкости в емкости (баке) наземной гидроустановки, поскольку наличие каждой из указанных систем контроля по отдельности предупреждает нарушение работы устройства. Следующим недостатком аналога является отсутствие фильтра очистки рабочей жидкости, отсутствие фильтрации рабочей жидкости приводит к нарушению работы гидравлической системы летательного аппарата. Другим недостатком аналога является отсутствие теплообменника или любого другого устройства поддержания температуры рабочей жидкости в наземной гидроустановке, это сокращает время непрерывной работы станции аналога до 10-20 минут.
[0007] В патенте RU2350789C2 (опубл. 27.03.2009; МПК: F15B 19/00) описано изобретение, относящееся к области приборостроения, и может быть использовано для контроля работоспособности гидравлических систем управления, например, вертолета. Технический результат аналога заключается в повышении качества контроля и возможности закрытой заправки гидравлических систем проверяемых объектов гидравлической жидкостью из внешней емкости. В аналоге описана установка, которая содержит электроприводной гидронасос, соединенный с магистралью всасывания гидравлической жидкости из бака гидравлической системы посредством всасывающего рукава, пристыковываемого к первому гидроразъему, сообщающемуся с баком гидросистемы, или к заборщику гидравлической жидкости из внешней емкости, включающей в себя параллельно-последовательно соединенные теплообменник и регулятор температуры всасывающей гидравлической жидкости. Выход гидронасоса аналога соединен с магистралью нагнетания гидравлической жидкости через фильтр по трубопроводу, сопряженному с манометром, в гидравлическую систему проверяемого объекта посредством нагнетающего рукава, пристыковываемого самозапирающимся соединением ко второму гидроразъему гидравлической системы. Магистраль нагнетания аналога содержит сопряженные с ее трубопроводом параллельно соединенные гидравлический клапан высокого давления и запорный кран с дистанционным управлением с пульта управления, к последнему из которых параллельно присоединены регулируемый гидравлический клапан низкого давления и гидравлический клапан рабочего давления в гидравлической системе. В аналоге выходы гидравлических клапанов и слива гидравлической жидкости из запорного крана сообщаются с трубопроводом слива в магистраль всасывания. Установка аналога снабжена силовым кабелем электропитания и кабелем электропитания электроприборов гидравлической системы проверяемого объекта с розеткой для присоединения установки. Гидроустановка аналога предназначена для вертолета «Ансат», ее недостатком является то, что она имеет габариты и массу, не позволяющие перевозить ее в указанном вертолете в отличие от настоящей малогабаритной гидроустановки. Другим недостатком гидроустановки аналога является то, что она содержит теплообменник, который предназначен только для поддержания температуры рабочей жидкости во время эксплуатации гидроустановки, и не содержит в нем систему контроля уровня рабочей жидкости. Отсутствие в аналоге системы контроля уровня рабочей жидкости, расположенной в теплообменнике, не позволяет определить момент достижения ее критического количества в наземной гидроустановке, после которого происходит нарушение работы гидроустановки. Другим недостатком аналога является то, что он содержит регулятор температуры без контроллера, настроенного на активацию сигнала тревоги, если температура рабочей жидкости меньше нижнего порога или больше верхнего порога, указанный контроллер предупреждает нарушение работы устройства гидравлической установки. Следующим недостатком аналога являются его увеличенные вес и габариты по сравнению с настоящей гидроустановкой, что исключает автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании гидроустановки аналога.
[0008] В полезной модели RU11174U1 (опубл. 16.09.1999; МПК: В64С 13/00) описано изобретение, относящееся к авиационной технике, конкретно, к установкам для наземного обслуживания гидравлических систем агрегатов летательных аппаратов. Технический результат аналога заключается в упрощении обслуживания и повышении надежности эксплуатации гидроустановки аналога при перестыковке шлангов на открытых площадках. В аналоге описана установка для обслуживания гидравлических систем летательных аппаратов, содержащая емкость для рабочей жидкости, гидронасос, соединенную с гидронасосом напорную магистраль и соединенную с баком сливную магистраль, шланги для соединения с бортовыми клапанами нагнетания и всасывания гидравлической системы летательного аппарата, отличающаяся тем, что упомянутые магистрали и шланги соединены между собой при помощи четырехходового гидропереключателя, имеющего, как минимум, два рабочих положения. Недостатком установки аналога является то, что она содержит емкость для рабочей жидкости без теплообменника или любого другого устройства поддержания температуры рабочей жидкости в установке, что сокращает время непрерывной работы установки аналога до 10-20 минут. Следующим недостатком аналога является отсутствие систем контроля, например, температуры, давления или уровня рабочей жидкости в емкости наземной гидроустановки, поскольку каждая из указанных систем контроля по отдельности предупреждает нарушение работы устройства гидравлической установки. Другим недостатком аналога являются его высокий вес и увеличенные габариты, что исключает автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата во время его использования.
Сущность изобретения
[0009] Задачей настоящего изобретения является разработка устройства гидравлической системы гидроустановки с уменьшенными весом и габаритами и способа ее работы, обеспечивающих безопасность эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00010] Указанная задача достигается благодаря такому техническому результату, как обеспечение автономной проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при повышении безопасности эксплуатации малогабаритной гидроустановки с увеличением времени ее непрерывной работы. Указанная задача достигается в том числе, но не ограничиваясь:
[00011] теплообменнику, включающему внутренний резервуар для рабочей жидкости;
[00012] системе контроля температуры рабочей жидкости, включающей датчик температуры рабочей жидкости и контроллер;
[00013] системе контроля давления рабочей жидкости, включающей датчик давления рабочей жидкости и контроллер;
[00014] системе контроля уровня рабочей жидкости, включающей датчик уровня рабочей жидкости и контроллер.
[00015] Более полно, технический результат достигается устройством гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, включающим электроприводной насос, соединенный входом с магистралью всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, а выходом - с магистралью нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата. При этом магистраль всасывания рабочей жидкости включает рукав всасывания рабочей жидкости, систему контроля температуры рабочей жидкости, расположенную перед теплообменником, причем теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, соединяется с входом электроприводного насоса; магистраль нагнетания рабочей жидкости включает фильтр очистки рабочей жидкости, манометр, по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости, предохранительный клапан, причем предохранительный клапан установлен на выходе электроприводного насоса.
[00016] Электроприводной насос, соединенный входом с магистралью всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, а выходом с магистралью нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, необходим для создания давления и расхода подаваемой рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата в гидравлической системе гидроустановки для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00017] Рукав всасывания рабочей жидкости необходим для забора указанной жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата; система контроля температуры рабочей жидкости используется для предотвращения нарушения работы настоящего устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, обеспечивая таким образом повышение безопасности эксплуатации настоящей гидроустановки; теплообменник применяется для поддержания температуры рабочей жидкости в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки, это обеспечивает увеличение времени непрерывной работы гидроустановки до 30-60 минут.
[00018] Предохранительный клапан необходим для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; манометр используется для измерения величины давления рабочей жидкости в гидравлической системе настоящей гидроустановки; фильтр очистки рабочей жидкости применяется для фильтрации рабочей жидкости; по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости необходим для закачивания указанной жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата.
[00019] Система контроля температуры рабочей жидкости расположена перед теплообменником, причем теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, соединяется с входом электроприводного насоса, а предохранительный клапан установлен на выходе электроприводного насоса. Это необходимо для того, чтобы поступающая рабочая жидкость из рукава всасывания проходила через систему контроля температуры рабочей жидкости, регулирующую работу электроприводного насоса, теплообменника и подачу рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, и была подана во внутренний резервуар теплообменника, из которого она выкачивается с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан, манометр, фильтр очистки рабочей жидкости, рукав нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата. Наличие внутреннего резервуара в теплообменнике повышает безопасность эксплуатации настоящей малогабаритной гидроустановки, поскольку предотвращает нарушение работы электроприводного насоса при падении давления в баке гидравлической системы летательного аппарата во время всасывания рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника. Объем указанного внутреннего резервуара для рабочей жидкости может составлять 0.4-1 л.
[00020] Настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки содержит минимальное количество составляющих элементов, обеспечивающих уменьшенный вес и габариты гидроустановки для автономной проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при ее использовании. Под автономностью проверки работоспособности гидравлической системы подразумевается независимость проведения проверки от места расположения летательного аппарата и удобство перемещения гидроустановки по поверхности.
[00021] Система контроля температуры рабочей жидкости может включать датчик температуры и контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С. Датчик температуры необходим для измерения температуры рабочей жидкости, поступающей из бака гидравлической системы летательного аппарата, а указанный контроллер в зависимости от показателей датчика температуры используется для управления работой теплообменника, электроприводного насоса и подачи рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата. Контроллер выполнен с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С, при активации сигнала тревоги отключается электроприводной насос и прекращается подача рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата в теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, обеспечивая таким образом безопасность эксплуатации гидроустановки.
[00022] Магистраль всасывания рабочей жидкости может включать систему контроля давления рабочей жидкости, расположенную перед электроприводным насосом. Система контроля давления рабочей жидкости необходима для измерения давления рабочей жидкости в теплообменнике, включающем внутренний резервуар для рабочей жидкости. Это предупреждает отсутствие рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника и предотвращает нарушение работы электроприводного насоса, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки.
[00023] Система контроля давления рабочей жидкости может включать датчик давления и контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при падении давления рабочей жидкости меньше 0.7 бар. Датчик давления необходим для измерения давления рабочей жидкости в теплообменнике, включающем внутренний резервуар для рабочей жидкости, а с помощью указанного контроллера в зависимости от показателей датчика давления регулируется работа электроприводного насоса. При активации сигнала тревоги отключается электроприводной насос, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации малогабаритной гидроустановки.
[00024] Магистраль всасывания рабочей жидкости может включать систему контроля уровня рабочей жидкости, расположенную в теплообменнике. Система контроля уровня рабочей жидкости необходима для предотвращения нарушения работы электроприводного насоса, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки.
[00025] Система контроля уровня рабочей жидкости может включать датчик уровня рабочей жидкости и контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги, если уровень рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника меньше 50-100 мм. Датчик уровня рабочей жидкости может быть расположен на высоте 50-100 мм от нижнего основания теплообменника. Датчик уровня рабочей жидкости необходим для измерения уровня рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника, а с помощью указанного контроллера в зависимости от показателей датчика уровня рабочей жидкости регулируется работа электроприводного насоса. При активации сигнала тревоги отключается электроприводной насос, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации малогабаритной гидроустановки.
[00026] Технический результат достигается также малогабаритной гидроустановкой, содержащей пневматическую систему и гидравлическую систему, которая включает устройство, описанное выше. Малогабаритная гидроустановка представляет собой раму с закрепленным на ней блок-контейнером, на корпусе которого закреплены съемные панели, при этом установка снабжена системой для подъема и перемещения гидроустановки по поверхности. Описанная геометрия малогабаритной гидроустановки позволяет поднимать и перемещать установку без использования дополнительных устройств, например, вилочных погрузчиков, что обеспечивает автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании настоящей гидроустановки.
[00027] Корпус гидроустановки может быть выполнен из алюминия или стали. Главным преимуществом использования указанных материалов является их малый вес, это снижает массу гидроустановки и обеспечивает таким образом автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании настоящей малогабаритной гидроустановки.
[00028] Съемные панели гидроустановки могут быть выполнены из алюминия, стали или карбона. Основным преимуществом использования указанных материалов является их низкий вес, это снижает массу гидроустановки, обеспечивая автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании настоящей малогабаритной гидроустановки.
[00029] Также технический результат достигается способом работы устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, включающего магистраль всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, электроприводной насос, магистраль нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, где магистраль всасывания рабочей жидкости включает рукав всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, систему контроля температуры рабочей жидкости, теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, а магистраль нагнетания рабочей жидкости включает предохранительный клапан, манометр, фильтр очистки рабочей жидкости, по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, по которому присоединяют рукав всасывания рабочей жидкости к баку гидравлической системы летательного аппарата для забора указанной жидкости из бака и рукав нагнетания рабочей жидкости к баку гидравлической системы летательного аппарата для закачивания рабочей жидкости в бак; измеряют температуру рабочей жидкости с помощью системы контроля температуры рабочей жидкости во время подачи рабочей жидкости в теплообменник через указанную систему с помощью рукава всасывания рабочей жидкости; регулируют работу электроприводного насоса таким образом, что, если температура рабочей жидкости меньше нижнего порога или больше верхнего порога, то активируют сигнал тревоги с помощью системы контроля температуры рабочей жидкости; прекращают подачу рабочей жидкости в теплообменник из бака гидравлической системы летательного аппарата; если температура рабочей жидкости находится в диапазоне от нижнего порога до верхнего порога, то подают рабочую жидкость в теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости; создают давление и расход рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника с помощью электроприводного насоса; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан, применяемый для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра; нагнетают рабочую жидкость в бак гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости.
[00030] Система контроля температуры рабочей жидкости обеспечивает предотвращение нарушения работы устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, обеспечивая таким образом повышение безопасности эксплуатации настоящей гидроустановки; теплообменник используют для поддержания температуры рабочей жидкости в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки, это обеспечивает увеличение времени непрерывной работы гидроустановки до 30-60 минут. Наличие внутреннего резервуара в теплообменнике повышает безопасность эксплуатации настоящей малогабаритной гидроустановки, поскольку предотвращает нарушение работы электроприводного насоса при падении давления в баке гидравлической системы летательного аппарата во время всасывания рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника. Таким образом, подача рабочей жидкости в теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, через систему контроля температуры рабочей жидкости обеспечивает безопасность эксплуатации малогабаритной гидроустановки при повышении времени ее непрерывной работы до 30-60 минут для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при ее использовании. К тому же настоящий способ обеспечивает автономную проверку работоспособности гидравлической системы летательного аппарата, поскольку производят прокачивание рабочей жидкости через малогабаритную гидроустановку, которая имеет уменьшенный вес и габариты.
[00031] Температура нижнего порога рабочей жидкости может быть установлена не меньше -30°С, а температура верхнего порога рабочей жидкости может быть установлена не больше 70°С. При температуре рабочей жидкости меньше -30°С повышается ее вязкость, при которой увеличивается нагрузка на двигатель электроприводного насоса малогабаритной гидроустановки, что приводит к быстрому износу насоса и его нарушению работы при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата. При температуре рабочей жидкости больше 70°С понижается ее вязкость, соответственно, уменьшается давление в двигателе электроприводного насоса малогабаритной гидроустановки, что также приводит к его быстрому износу и нарушению работы при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00032] Могут располагать систему контроля давления рабочей жидкости перед электроприводным насосом в магистрали всасывания рабочей жидкости. Система контроля давления рабочей жидкости предупреждает отсутствие рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника, что предотвращает нарушение работы малогабаритной гидроустановки при прокачивании через нее рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00033] Могут регулировать работу электроприводного насоса с помощью системы контроля давления рабочей жидкости таким образом, что, если давление рабочей жидкости меньше нижнего порога, то активируют сигнал тревоги и отключают электроприводной насос; если давление рабочей жидкости больше нижнего порога, то создают давление и расход рабочей жидкости с помощью электроприводного насоса из внутреннего резервуара теплообменника; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан, используемый для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра; нагнетают рабочую жидкость в бак гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости. Это обеспечивает дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00034] Давление нижнего порога рабочей жидкости может составлять 0.7 бар. Давление нижнего порога рабочей жидкости меньше 0.7 повышает нагрузку на двигатель электроприводного насоса, что приводит к быстрому износу насоса малогабаритной гидроустановки и его нарушению работы при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00035] Могут располагать систему контроля уровня рабочей жидкости в теплообменнике в магистрали всасывания рабочей жидкости. Система контроля уровня рабочей жидкости необходима для предотвращения отсутствия рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника, что предупреждает нарушение работы малогабаритной гидроустановки при прокачивании через нее рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00036] Могут регулировать работу электроприводного насоса с помощью системы контроля уровня рабочей жидкости таким образом, что, если уровень рабочей жидкости меньше 50-100 мм, то активируют сигнал тревоги и отключают электроприводной насос; если уровень рабочей жидкости больше 50-100 мм, то создают давление и расход рабочей жидкости с помощью электроприводного насоса из внутреннего резервуара теплообменника; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан, используемый для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра; нагнетают рабочую жидкость в бак гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости. Могут располагать датчик уровня рабочей жидкости на высоте 50-100 мм от нижнего основания теплообменника. Это обеспечивает дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00037] Могут использовать фильтр очистки рабочей жидкости, тонкость фильтрации которого составляет 5-25 мкм. Производят фильтрацию рабочей жидкости с указанной тонкостью в малогабаритной гидроустановке, поскольку частицы размером более 25 мкм, содержащиеся в рабочей жидкости, приводят к негативному воздействию на гидравлическую систему летательного аппарата, например, к засорению гидравлической системы летательного аппарата, образованию осадка и старению рабочей жидкости, износу элементов гидравлической системы летательного аппарата.
Описание чертежей
[00038] Объект притязаний по настоящей заявке описан по пунктам и четко заявлен в формуле изобретения. Упомянутые выше задачи, признаки и преимущества изобретения очевидны из нижеследующего подробного описания, в сочетании с прилагаемыми чертежами, на которых показано:
[00039] на Фиг. 1 показана принципиальная схема, иллюстрирующая магистраль всасывания рабочей жидкости настоящего устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки;
[00040] на Фиг. 2 показана принципиальная схема, иллюстрирующая магистраль нагнетания рабочей жидкости настоящего устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки;
[00041] на Фиг. 3 показана принципиальная схема, иллюстрирующая настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки;
[00042] на Фиг. 4 показан вариант принципиальной схемы, иллюстрирующей магистраль всасывания рабочей жидкости, включающую дополнительно систему контроля давления рабочей жидкости, настоящего устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки;
[00043] на Фиг. 5 показан вариант принципиальной схемы, иллюстрирующей настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, включающее дополнительно систему контроля давления рабочей жидкости;
[00044] на Фиг. 6 показан вариант внешнего вида малогабаритной гидроустановки;
[00045] на Фиг. 7 показан вариант внешнего вида сзади малогабаритной гидроустановки;
[00046] на Фиг. 8 показан вариант панели управления малогабаритной гидроустановкой.
[00047] Указанные чертежи поясняются следующими позициями: 1 - бак гидравлической системы летательного аппарата; 2 - рукав всасывания рабочей жидкости; 3 - быстроразъемное соединение всасывания; 4 - система контроля температуры рабочей жидкости; 5 - теплообменник; 6 - электроприводной насос; 7 - вентиль; 8 - предохранительный клапан; 9 - фильтр очистки рабочей жидкости; 10 - манометр; 11 - быстроразъемное соединение нагнетания; 12 - рукав нагнетания рабочей жидкости; 13 - направление движения рабочей жидкости; 14 - аэродромный клапан-наконечник; 15 - система контроля давления рабочей жидкости; 16 - корпус малогабаритной гидроустановки; 17, 18 - съемные панели малогабаритной гидроустановки; 19 -цельнолитые колеса; 20 - ручки для подъема малогабаритной гидроустановки; 21 - рама; 22 - панель управления устройством малогабаритной гидроустановки; 23 - тумблер включения/отключения сети малогабаритной гидроустановки; 24 - тумблер запуска электроприводного насоса; 25 - переключатель системы охлаждения рабочей жидкости из ручного положения в автоматическое; 26 - показания манометра; 27 - показания датчика температуры системы контроля температуры рабочей жидкости; 28 - загрузочный кран для запуска и регулировки давления в малогабаритной гидроустановке; 29 - лампа-индикатор.
Подробное описание
[00048] В приведенном ниже подробном описании реализации изобретения приведены многочисленные детали реализации, призванные обеспечить отчетливое понимание настоящего изобретения. Однако, квалифицированному в предметной области специалисту очевидно, каким образом можно использовать настоящее изобретение, как с данными деталями реализации, так и без них. В других случаях, хорошо известные методы, процедуры и компоненты не описаны подробно, чтобы не затруднять излишнее понимание особенностей настоящего изобретения.
[00049] Кроме того, из приведенного изложения ясно, что изобретение не ограничивается приведенной реализацией. Многочисленные возможные модификации, изменения, вариации и замены, сохраняющие суть и форму настоящего изобретения, очевидны для квалифицированных в предметной области специалистов.
[00050] Наземные гидроустановки применяют для проверки работоспособности гидравлических систем летательных аппаратов путем создания давления и расхода подаваемой рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата. Для обеспечения проведения проверки работоспособности гидравлических систем летательных аппаратов в независимости от места расположения летательного аппарата разрабатывают гидроустановки с уменьшенными массой и габаритами.
[00051] Настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки включает электроприводной насос, соединенный входом с магистралью всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, изображенной на Фиг. 1, а выходом с магистралью нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, изображенной на Фиг. 2.
[00052] Магистраль всасывания рабочей жидкости, изображенная на Фиг. 1, включает рукав всасывания рабочей жидкости 2 из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, систему контроля температуры рабочей жидкости 4, расположенную перед теплообменником 5. Рукав всасывания рабочей жидкости 2 может быть присоединен к баку 1 гидравлической системы летательного аппарата с помощью аэродромного клапана-наконечника 14 при использовании быстроразъемного соединения всасывания 3. Быстроразъемное соединение всасывания 3 используется для герметичного подключения рукава всасывания 2 высокого давления к системе контроля температуры рабочей жидкости 4 для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата. Рукав всасывания рабочей жидкости 2 необходим для забора указанной жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата; система контроля температуры рабочей жидкости 4 используется для предотвращения нарушения работы настоящего устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, изображенного на Фиг. 3, обеспечивая таким образом повышение безопасности эксплуатации настоящей гидроустановки; теплообменник 5 применяется для поддержания температуры рабочей жидкости в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки, это обеспечивает увеличение времени непрерывной работы гидроустановки до 30-60 минут. Теплообменник 5 может быть с воздушным охлаждением рабочей жидкости.
[00053] Магистраль нагнетания рабочей жидкости, изображенная на Фиг. 2, включает фильтр очистки рабочей жидкости 9, манометр 10, по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости 12 в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата, предохранительный клапан 8. Рукав нагнетания рабочей жидкости 12 может быть присоединен к баку 1 гидравлической системы летательного аппарата с помощью аэродромного клапана-наконечника 14 при использовании быстроразъемного соединения нагнетания 11. Предохранительный клапан 8 необходим для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом 6 в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; фильтр очистки рабочей жидкости 9 применяется для фильтрации рабочей жидкости от посторонних частиц; манометр 10 используется для измерения величины давления рабочей жидкости в гидравлической системе гидроустановки; по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости 12 необходим для закачивания указанной жидкости в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата. Быстроразъемное соединение нагнетания 11 используется для герметичного подключения рукава нагнетания 12 высокого давления к манометру 10 или фильтру очистки рабочей жидкости 9 гидравлической системы малогабаритной гидроустановки для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00054] Электроприводной насос 6, соединенный входом с магистралью всасывания рабочей жидкости, изображенной на Фиг. 1, из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, а выходом с магистралью нагнетания рабочей жидкости, изображенной на Фиг. 2, в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата, необходим для создания давления и расхода подаваемой рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата в гидравлической системе гидроустановки, схема устройства которой изображена на Фиг. 3, применяемой для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00055] Система контроля температуры рабочей жидкости 4 расположена перед теплообменником 5, причем теплообменник 5, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, соединяется с входом электроприводного насоса 6, а на выходе электроприводного насоса 6 установлен предохранительный клапан 8, который может иметь вентиль 7, установленный параллельно электроприводному насосу 6. Это необходимо для того, чтобы поступающая рабочая жидкость из рукава всасывания 2 проходила через систему контроля температуры рабочей жидкости 4, регулирующую работу электроприводного насоса 6, теплообменника 5 и подачу рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, и была подана во внутренний резервуар теплообменника 5, из которого она выкачивается с помощью электроприводного насоса 6 через предохранительный клапан 8, манометр 10, фильтр очистки рабочей жидкости 9, рукав нагнетания 12 рабочей жидкости в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата. Наличие внутреннего резервуара в теплообменнике 5 повышает безопасность эксплуатации настоящей малогабаритной гидроустановки, поскольку предотвращает нарушение работы электроприводного насоса 6 при падении давления в баке 1 гидравлической системы летательного аппарата во время всасывания рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника 5. Объем указанного внутреннего резервуара для рабочей жидкости может составлять 0.4-1 л. Рабочей жидкостью может быть гидравлическое масло АМГ-10, Л3-МГ-2, МГЕ-10А и т.д.
[00056] Настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, схема которого изображена на Фиг. 3, содержит минимальное количество составляющих элементов гидравлической системы, обеспечивающих уменьшенный вес и габариты гидроустановки для автономной проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при ее использовании. Настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки используется для автономной проверки работоспособности гидравлической системы летального аппарата, например, вертолета КА-32, «Ансат», Ми-8/17/171, Ми-26Т и т.д., а также используется для заправки указанных летательных аппаратов, при этом благодаря своим малым габаритам и низкому весу может перевозиться в них.
[00057] Система контроля температуры рабочей жидкости 4 может включать датчик температуры, например, термометр, и контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -35°С или больше 80°С или при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С. Предпочтительно использовать контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С, поскольку при температуре рабочей жидкости меньше -30°С повышается ее вязкость, при которой увеличивается нагрузка на двигатель электроприводного насоса 6, что приводит к быстрому износу насоса 6 и его нарушению работы, а при температуре рабочей жидкости больше 70°С понижается ее вязкость, соответственно, уменьшается давление в двигателе электроприводного насоса 6, что также приводит к его быстрому износу и нарушению работы. Датчик температуры в системе контроля температуры рабочей жидкости 4 необходим для измерения температуры рабочей жидкости, поступающей из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, а указанный контроллер в зависимости от показателей датчика температуры используется для управления работой теплообменника 5, электроприводного насоса 6 и подачи рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата. Контроллер предпочтительно выполнен с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С, при активации сигнала тревоги отключается электроприводной насос 6 и прекращается подача рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата в теплообменник 5, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, обеспечивая таким образом безопасность эксплуатации гидроустановки.
[00058] Магистраль всасывания рабочей жидкости может включать систему контроля давления рабочей жидкости или не включать ее. Предпочтительно, чтобы магистраль всасывания рабочей жидкости включала систему контроля давления рабочей жидкости 15, расположенную перед электроприводным насосом 6. Указанный вариант магистрали всасывания рабочей жидкости изображен на Фиг. 4, а соответствующее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки изображено на Фиг. 5. Система контроля давления рабочей жидкости 15 используется для измерения давления рабочей жидкости в теплообменнике 5, включающем внутренний резервуар для рабочей жидкости, это предупреждает отсутствие рабочей жидкости в теплообменнике 5 и предотвращает нарушение работы электроприводного насоса 6, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки.
[00059] Система контроля давления рабочей жидкости 15 может включать датчик давления, например, датчик вакуума, и контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при давлении рабочей жидкости меньше 0.5 бар, 0.6 бар или 0.7 бар. Контроллер предпочтительно выполнен с возможностью активации сигнала тревоги при давлении рабочей жидкости меньше 0.7 бар, поскольку давление рабочей жидкости меньше 0.7 бар повышает нагрузку на двигатель электроприводного насоса 6, что приводит к быстрому износу насоса 6 и его нарушению работы. Датчик давления используется для измерения давления рабочей жидкости в теплообменнике 5, включающем внутренний резервуар для рабочей жидкости, а с помощью указанного контроллера в зависимости от показателей датчика давления регулируется работа электроприводного насоса 6, при активации сигнала тревоги отключается электроприводной насос 6, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации малогабаритной гидроустановки.
[00060] Магистраль всасывания рабочей жидкости может включать систему контроля уровня рабочей жидкости или не включать ее. Предпочтительно, чтобы магистраль всасывания рабочей жидкости включала систему контроля уровня рабочей жидкости, расположенную в теплообменнике 5, поскольку она позволяет предотвратить нарушение работы электроприводного насоса 6, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки.
[00061] В предпочтительном варианте система контроля уровня рабочей жидкости включает датчик уровня рабочей жидкости и контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги, если уровень рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника 5 меньше 50-100 мм. Датчик уровня рабочей жидкости может быть расположен на высоте 50-100 мм от нижнего основания теплообменника 5. Датчик уровня рабочей жидкости необходим для измерения уровня рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника 5, а с помощью указанного контроллера в зависимости от показателей датчика уровня рабочей жидкости регулируется работа электроприводного насоса 6, при активации сигнала тревоги отключается электроприводной насос 6, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации малогабаритной гидроустановки.
[00062] Малогабаритная гидроустановка содержит пневматическую систему и гидравлическую систему, включающую устройство, схема которого изображена на Фиг. 3 или Фиг. 5 и описана выше. Малогабаритная гидроустановка представляет собой раму с закрепленным на ней блок-контейнером, на корпусе которого закреплены съемные панели, при этом установка снабжена системой для подъема и перемещения гидроустановки по поверхности. Описанная геометрия малогабаритной гидроустановки позволяет поднимать и перемещать установку без использования дополнительных устройств, например, вилочных погрузчиков, что обеспечивает автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании настоящей малогабаритной гидроустановки.
[00063] Один из вариантов выполнения малогабаритной гидроустановки изображен на Фиг. 6, 7. Корпус гидроустановки 16 может быть выполнен из алюминия, алюминиево-магниевых сплавов, меди, стали, железа. Предпочтительнее корпус гидроустановки 16 выполнять из алюминия или стали. Главным преимуществом использования указанных материалов является их малый вес, это снижает массу гидроустановки и обеспечивает таким образом автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании настоящей малогабаритной гидроустановки.
[00064] Съемные панели 17, 18 гидроустановки могут быть выполнены из алюминия, алюминиево-магниевых сплавов, меди, стали, железа, карбона. Предпочтительнее съемные панели 17, 18 гидроустановки выполнять из алюминия, стали или карбона. Основным преимуществом использования указанных материалов является их низкий вес, это снижает массу гидроустановки, обеспечивая автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании настоящей малогабаритной гидроустановки.
[00065] В качестве системы для перемещения гидроустановки по поверхности могут использовать цельнолитые колеса 19, а в качестве системы для подъема гидроустановки могут применять ручки 20.
[00066] Выше упоминалось о том, что рукав всасывания рабочей жидкости 2 может быть присоединен к баку 1 гидравлической системы летательного аппарата с помощью аэродромного клапана-наконечника 14 при использовании быстроразъемного соединения всасывания 3, а рукав нагнетания рабочей жидкости 12 может быть присоединен к баку 1 гидравлической системы летательного аппарата с помощью аэродромного клапана-наконечника 14 при использовании быстроразъемного соединения нагнетания 11. В одном из вариантов выполнения малогабаритной гидроустановки, который изображен на Фиг. 6, 7, по бокам малогабаритной гидроустановки могут располагать рукав всасывания рабочей жидкости 2 с аэродромным клапаном-наконечником 14 и рукав нагнетания рабочей жидкости 12 с аэродромным клапаном-наконечником 14, где быстроразъемное соединение всасывания 3 и быстроразъемное соединение нагнетания 11 могут располагать снизу малогабаритной гидроустановки.
[00067] Над центральной съемной панелью 17 малогабаритной гидроустановки, которая представляет собой раму 21 с закрепленным на ней блок-контейнером, могут расположить панель управления устройством 22, которая обеспечивает регулирование работы гидроустановки: ее включение, отключение и т.д. Например, на панели управления 22 устройством могут расположить тумблер включения/отключения сети малогабаритной гидроустановки; тумблер запуска электроприводного насоса 6; загрузочный кран для запуска и регулировки давления в малогабаритной гидроустановке; переключатель системы охлаждения рабочей жидкости из ручного положения в автоматическое; показания датчика температуры системы контроля температуры рабочей жидкости 4 и/или лампу-индикатор, загорающуюся в случае, если контроллер системы контроля температуры рабочей жидкости 4, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С, срабатывает; показания манометра; показания датчика давления системы контроля давления рабочей жидкости 15 и/или лампу-индикатор, загорающуюся в случае, если контроллер системы контроля давления рабочей жидкости 15, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при давлении рабочей жидкости меньше 0.7 бар, срабатывает; показания датчика уровня рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника 5 системы контроля уровня рабочей жидкости и/или лампу-индикатор, загорающуюся в случае, если контроллер системы контроля уровня рабочей жидкости, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги, срабатывает, если уровень рабочей жидкости меньше 50-100 мм.
[00068] В одном из вариантов выполнения, изображенном на Фиг. 8, над центральной съемной панелью 17 малогабаритной гидроустановки могут расположить панель управления устройством 22, на которой находятся тумблер включения/отключения сети малогабаритной гидроустановки 23; тумблер запуска 24 электроприводного насоса 6; переключатель системы охлаждения рабочей жидкости из ручного положения в автоматическое 25; показания манометра 26; показания датчика температуры 27 системы контроля температуры рабочей жидкости 4; загрузочный кран 28 для запуска и регулировки давления в малогабаритной гидроустановке; лампу-индикатор 29, загорающуюся в случае, если контроллер системы контроля температуры рабочей жидкости 4, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С, срабатывает.
[00069] Способ работы устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки обеспечивает проверку работоспособности гидравлической системы летательного аппарата, а также заправку летательных аппаратов. Применяемое устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, изображенное на Фиг. 3, включает магистраль всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, изображенную на Фиг. 1, электроприводной насос, магистраль нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, изображенную на Фиг. 2. Магистраль всасывания рабочей жидкости, изображенная на Фиг. 1, включает рукав всасывания рабочей жидкости 2 из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, систему контроля температуры рабочей жидкости 4, теплообменник 5, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, а магистраль нагнетания рабочей жидкости, изображенная на Фиг. 2, включает предохранительный клапан 8, фильтр очистки рабочей жидкости 9, манометр 10, по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости 12 в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата. В качестве источника питания малогабаритной гидроустановки могут использовать генератор или электрическое питание проверяемого летательного аппарата, при постоянном напряжении 27 В или переменном напряжении 380/220 В в зависимости от источника питания.
[00070] Сначала по способу работы устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, изображенного на Фиг. 3, присоединяют рукав всасывания рабочей жидкости 2 к баку 1 гидравлической системы летательного аппарата, например, с помощью аэродромного клапана-наконечника 14 при использовании быстроразъемного соединения всасывания 3, для забора указанной жидкости из бака 1 и рукав нагнетания рабочей жидкости 12 к баку 1 гидравлической системы летательного аппарата, например, с помощью аэродромного клапана-наконечника 14 при использовании быстроразъемного соединения нагнетания 11, для закачивания рабочей жидкости в бак 1.
[00071] Затем измеряют температуру рабочей жидкости с помощью системы контроля температуры рабочей жидкости 4 во время подачи рабочей жидкости в теплообменник 5 через указанную систему 4 с помощью рукава всасывания рабочей жидкости 2.
[00072] Далее, регулируют работу электроприводного насоса 6 следующим образом.
[00073] Если температура рабочей жидкости меньше нижнего порога или больше верхнего порога, то активируют сигнал тревоги с помощью системы контроля температуры рабочей жидкости 4; прекращают подачу рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата.
[00074] Если температура рабочей жидкости находится в диапазоне от нижнего порога до верхнего порога, то подают рабочую жидкость в теплообменник 5, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости; создают давление и расход рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника 5 с помощью электроприводного насоса 6. Система контроля температуры рабочей жидкости 4 обеспечивает предотвращение нарушения работы устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, обеспечивая таким образом повышение безопасности эксплуатации настоящей гидроустановки; теплообменник 5 используют для поддержания температуры рабочей жидкости в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки, это обеспечивает увеличение времени непрерывной работы гидроустановки до 30-60 минут. Наличие внутреннего резервуара в теплообменнике 5 повышает безопасность эксплуатации настоящей малогабаритной гидроустановки, поскольку предотвращает нарушение работы электроприводного насоса 6 при падении давления в баке 1 гидравлической системы летательного аппарата во время всасывания рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника 5. Таким образом, подача рабочей жидкости в теплообменник 5, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, через систему контроля температуры рабочей жидкости 4 обеспечивает безопасность эксплуатации малогабаритной гидроустановки при повышении времени ее непрерывной работы до 30-60 минут для проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при использовании гидроустановки. Могут использовать электроприводной насос 6 со следующими характеристиками: максимальное давление, создаваемое насосом от 10 МПа до 20 МПа; производительность насоса при давлении нагнетания в 10 МПа составляет не менее 10-15 л/мин. Затем прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса 6 через предохранительный клапан 8, применяемый для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом 6 в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки. Фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости 9 и измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра 10 на выходе из гидроустановки. После, нагнетают рабочую жидкость в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости 12.
[00075] Настоящий способ обеспечивает автономную проверку работоспособности гидравлической системы летательного аппарата, поскольку производят прокачивание рабочей жидкости через малогабаритную гидроустановку, которая имеет уменьшенный вес и габариты.
[00076] Температура нижнего порога рабочей жидкости может быть установлена не меньше -35°С или -30°С, а температура верхнего порога рабочей жидкости может быть установлена не больше 70°С или 80°С. Температура нижнего порога рабочей жидкости предпочтительно установлена не меньше -30°С, а температура верхнего порога рабочей жидкости предпочтительно установлена не больше 70°С. Поскольку при температуре рабочей жидкости меньше -30°С повышается ее вязкость, при которой увеличивается нагрузка на двигатель электроприводного насоса 6 малогабаритной гидроустановки, что приводит к быстрому износу насоса 6 и его нарушению работы при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата. При температуре рабочей жидкости больше 70°С понижается ее вязкость, соответственно, уменьшается давление в двигателе электроприводного насоса 6 малогабаритной гидроустановки, что также приводит к его быстрому износу и нарушению работы при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00077] Могут располагать систему контроля давления рабочей жидкости в магистрали всасывания рабочей жидкости или не располагать ее. В магистрали всасывания рабочей жидкости предпочтительно располагают систему контроля давления рабочей жидкости 15 перед электроприводным насосом 6. Указанный вариант расположения системы контроля давления рабочей жидкости 15 изображен на Фиг. 4, а соответствующее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки изображено на Фиг. 5. Система контроля давления рабочей жидкости 15 предупреждает отсутствие рабочей жидкости в теплообменнике 5, включающем внутренний резервуар для рабочей жидкости. Это, соответственно, предотвращает нарушение работы малогабаритной гидроустановки при прокачивании через нее рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00078] Предпочтительно регулируют работу электроприводного насоса 6 с помощью системы контроля давления рабочей жидкости 15 следующим образом. Если давление рабочей жидкости меньше нижнего порога, то активируют сигнал тревоги и отключают электроприводной насос 6. Если давление рабочей жидкости больше нижнего порога, то создают давление и расход рабочей жидкости с помощью электроприводного насоса 6 из внутреннего резервуара теплообменника 5; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса 6 через предохранительный клапан 8, используемый для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом 6 в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости 9; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра 10; нагнетают рабочую жидкость в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости 12. Это обеспечивает дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00079] Давление нижнего порога рабочей жидкости может составлять 0.5 бар, 0.6 бар или 0.7 бар. Давление нижнего порога рабочей жидкости предпочтительно составляет 0.7 бар. Давление рабочей жидкости меньше 0.7 бар повышает нагрузку на двигатель электроприводного насоса 6, что приводит к быстрому износу насоса 6 малогабаритной гидроустановки и его нарушению работы при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00080] Могут располагать систему контроля уровня рабочей жидкости в магистрали всасывания рабочей жидкости или не располагать ее. В магистрали всасывания рабочей жидкости предпочтительно располагают систему контроля уровня рабочей жидкости в теплообменнике 5. Система контроля уровня рабочей жидкости предупреждает отсутствие рабочей жидкости в теплообменнике 5, включающем внутренний резервуар для рабочей жидкости. Это, соответственно, предотвращает нарушение работы малогабаритной гидроустановки при прокачивании через нее рабочей жидкости из бака 1 гидравлической системы летательного аппарата, обеспечивая таким образом дополнительное повышение безопасности эксплуатации гидроустановки при проверке работоспособности гидравлической системы летательного аппарата.
[00081] Предпочтительно регулируют работу электроприводного насоса 6 с помощью системы контроля уровня рабочей жидкости следующим образом. Если уровень рабочей жидкости меньше 50-100 мм, то активируют сигнал тревоги и отключают электроприводной насос 6. Если уровень рабочей жидкости больше 50-100 мм, то создают давление и расход рабочей жидкости с помощью электроприводного насоса 6 из внутреннего резервуара теплообменника 5; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса 6 через предохранительный клапан 8, используемый для сброса избыточного давления рабочей жидкости, которое может быть создано электроприводным насосом 6 в гидравлической системе малогабаритной гидроустановки; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости 9; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра 10; нагнетают рабочую жидкость в бак 1 гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости 12. Предпочтительно размещать датчик уровня рабочей жидкости на высоте 50-100 мм от нижнего основания теплообменника 5.
[00082] Могут использовать фильтр очистки рабочей жидкости, тонкость фильтрации которого может составлять 5-25 мкм или 15-30 мкм. Предпочтительно использовать фильтр очистки рабочей жидкости, тонкость фильтрации которого составляет 5-25 мкм. Производят фильтрацию рабочей жидкости с указанной тонкостью в малогабаритной гидроустановке, поскольку частицы размером более 25 мкм, содержащиеся в рабочей жидкости, приводят к негативному воздействию на гидравлическую систему летательного аппарата, например, к засорению гидравлической системы летательного аппарата, образованию осадка и старению рабочей жидкости, износу компонентов гидравлической системы летательного аппарата. Могут использовать, например, гидравлический фильтр с фильтроэлементом из никелевой сетки саржевого плетения.
[00083] Таким образом, настоящее устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки и способ ее работы обеспечивают автономную проверку работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при безопасной эксплуатации гидроустановки с увеличением времени ее непрерывной работы.
[00084] В настоящих материалах заявки представлено предпочтительное раскрытие осуществления заявленного технического решения, которое не должно использоваться как ограничивающее иные, частные воплощения его реализации, которые не выходят за рамки запрашиваемого объема правовой охраны и являются очевидными для специалистов в соответствующей области техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТАНОВКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГИДРОСИСТЕМ | 2006 |
|
RU2350789C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ РАСТВОРЕННОГО В РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА | 2008 |
|
RU2382728C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЗАКРЫТЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2014 |
|
RU2575733C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ЗАКРЫТЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2013 |
|
RU2553404C1 |
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ПРОВЕРКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2019 |
|
RU2727769C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ РАСТВОРЕННОГО В РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА | 2008 |
|
RU2390365C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ С ФУНКЦИЕЙ СГЛАЖИВАНИЯ ПУЛЬСАЦИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ | 2015 |
|
RU2639454C2 |
ГИДРОСИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2544053C1 |
АГРЕГАТ ПИТАНИЯ РУЛЕВЫХ МАШИН | 2010 |
|
RU2499916C2 |
ОСЕВОЙ ГЕРМЕТИЧНЫЙ ТОПЛИВОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2022 |
|
RU2791799C1 |
Изобретение относится к обслуживанию летательных аппаратов. Устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки включает электроприводной насос, соединенный входом с магистралью всасывания рабочей жидкости из бака (1) гидравлической системы летательного аппарата, а выходом - с магистралью нагнетания рабочей жидкости в бак (1) гидравлической системы летательного аппарата. Магистраль всасывания рабочей жидкости включает рукав всасывания рабочей жидкости (2), систему контроля температуры рабочей жидкости (4), расположенную перед теплообменником (5), причем теплообменник (5), включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, соединяется с входом электроприводного насоса (6). Магистраль нагнетания рабочей жидкости включает фильтр (9) очистки рабочей жидкости, манометр (10), по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости (12), предохранительный клапан (8), причем предохранительный клапан (8) установлен на выходе электроприводного насоса (6). Достигается автономность проверки работоспособности гидравлической системы летательного аппарата при повышении безопасности эксплуатации малогабаритной гидроустановки с увеличением времени ее непрерывной работы. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Устройство гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, включающее электроприводной насос, соединенный входом с магистралью всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, а выходом - с магистралью нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, при этом:
магистраль всасывания рабочей жидкости включает рукав всасывания рабочей жидкости, систему контроля температуры рабочей жидкости, расположенную перед теплообменником, причем теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, соединяется с входом электроприводного насоса;
магистраль нагнетания рабочей жидкости включает фильтр очистки рабочей жидкости, манометр, по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости, предохранительный клапан, причем предохранительный клапан установлен на выходе электроприводного насоса.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что объем включенного в теплообменник внутреннего резервуара для рабочей жидкости составляет 0.4-1 л.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что система контроля температуры рабочей жидкости включает:
датчик температуры;
контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при температуре рабочей жидкости меньше -30°С или больше 70°С.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что магистраль всасывания рабочей жидкости включает систему контроля давления рабочей жидкости, расположенную перед электроприводным насосом.
5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что система контроля давления рабочей жидкости включает:
датчик давления;
контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги при падении давления рабочей жидкости меньше 0.7 бар.
6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что магистраль всасывания рабочей жидкости включает систему контроля уровня рабочей жидкости, расположенную в теплообменнике.
7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что система контроля уровня рабочей жидкости включает:
датчик уровня рабочей жидкости;
контроллер, выполненный с возможностью активации сигнала тревоги, если уровень рабочей жидкости во внутреннем резервуаре теплообменника меньше 50-100 мм.
8. Устройство по п. 7, отличающееся тем, что датчик уровня рабочей жидкости расположен на высоте 50-100 мм от нижнего основания теплообменника.
9. Малогабаритная гидроустановка, содержащая пневматическую систему и гидравлическую систему, которая включает устройство по п. 1, представляет собой раму с закрепленным на ней блок-контейнером, на корпусе которого закреплены съемные панели, при этом установка снабжена системой для подъема и перемещения гидроустановки по поверхности.
10. Малогабаритная гидроустановка по п. 9, отличающаяся тем, что корпус выполнен из алюминия или стали.
11. Малогабаритная гидроустановка по п. 9, отличающаяся тем, что съемные панели выполнены из алюминия, стали или карбона.
12. Способ работы устройства гидравлической системы малогабаритной гидроустановки, включающего магистраль всасывания рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата, электроприводной насос, магистраль нагнетания рабочей жидкости в бак гидравлической системы летательного аппарата, где магистраль всасывания рабочей жидкости включает рукав всасывания рабочей жидкости, систему контроля температуры рабочей жидкости, теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости, а магистраль нагнетания рабочей жидкости включает предохранительный клапан, манометр, фильтр очистки рабочей жидкости, по крайней мере один рукав нагнетания рабочей жидкости, по которому:
присоединяют рукав всасывания рабочей жидкости и рукав нагнетания рабочей жидкости к баку гидравлической системы летательного аппарата;
измеряют температуру рабочей жидкости с помощью системы контроля температуры рабочей жидкости во время подачи рабочей жидкости в теплообменник через указанную систему с помощью рукава всасывания рабочей жидкости;
регулируют работу электроприводного насоса таким образом, что:
если температура рабочей жидкости меньше нижнего порога или больше верхнего порога, то активируют сигнал тревоги с помощью системы контроля температуры рабочей жидкости; прекращают подачу рабочей жидкости из бака гидравлической системы летательного аппарата;
если температура рабочей жидкости находится в диапазоне от нижнего порога до верхнего порога, то подают рабочую жидкость в теплообменник, включающий внутренний резервуар для рабочей жидкости; создают давление и расход рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника с помощью электроприводного насоса; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра; нагнетают рабочую жидкость в бак гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости.
13. Способ по п. 12, отличающийся тем, что температура нижнего порога рабочей жидкости установлена не меньше -30°С, а температура верхнего порога рабочей жидкости установлена не больше 70°С.
14. Способ по п. 12, отличающийся тем, что располагают систему контроля давления рабочей жидкости перед электроприводным насосом в магистрали всасывания рабочей жидкости.
15. Способ по п. 14, отличающийся тем, что регулируют работу электроприводного насоса с помощью системы контроля давления рабочей жидкости таким образом, что:
если давление рабочей жидкости меньше нижнего порога, то активируют сигнал тревоги и отключают электроприводной насос;
если давление рабочей жидкости больше нижнего порога, то создают давление и расход рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника с помощью электроприводного насоса; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра; нагнетают рабочую жидкость в бак гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости.
16. Способ по п. 12, отличающийся тем, что давление нижнего порога рабочей жидкости составляет 0.7 бар.
17. Способ по п. 12, отличающийся тем, что располагают систему контроля уровня рабочей жидкости в теплообменнике в магистрали всасывания рабочей жидкости.
18. Способ по п. 12, отличающийся тем, что регулируют работу электроприводного насоса с помощью системы контроля уровня рабочей жидкости таким образом, что:
если уровень рабочей жидкости меньше 50-100 мм, то активируют сигнал тревоги и отключают электроприводной насос;
если уровень рабочей жидкости больше 50-100 мм, то создают давление и расход рабочей жидкости из внутреннего резервуара теплообменника с помощью электроприводного насоса; прокачивают рабочую жидкость с помощью электроприводного насоса через предохранительный клапан; фильтруют рабочую жидкость при использовании фильтра очистки рабочей жидкости; измеряют давление рабочей жидкости с помощью манометра; нагнетают рабочую жидкость в бак гидравлической системы летательного аппарата через рукав нагнетания рабочей жидкости.
19. Способ по п. 18, отличающийся тем, что располагают датчик уровня рабочей жидкости на высоте 50-100 мм от нижнего основания теплообменника.
20. Способ по п. 12, отличающийся тем, что используют фильтр очистки рабочей жидкости, тонкость фильтрации которого составляет 5-25 мкм.
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ПРОВЕРКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2019 |
|
RU2727769C1 |
1972 |
|
SU412070A1 | |
CN 211844947 U, 03.11.2020 | |||
Подставка к самовару, указывающая на опасность его распаивания при недостатке воды и наполнении трубы горячим углем | 1927 |
|
SU11174A1 |
US 10705517 B1, 07.07.2020 | |||
Ice Guarg, каталог, контроллеры | |||
Катодный усилитель с промежуточными контурами и батарейным коммутатором для цепей сетки | 1923 |
|
SU404A1 |
CN 214122797 U, |
Авторы
Даты
2023-12-19—Публикация
2023-03-17—Подача