Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности - к механическим коробкам передач и применяется, преимущественно, на переднеприводных и заднеприводных легковых автомобилях с задним расположением двигателя.
Известна двухвальная механическая коробка передач (ДМКП) по патенту RU2792700. По своему назначению и конструкции данная коробка передач идентична конструкции предлагаемого к рассмотрению технического решения и может быть принята за прототип. Конструкция прототипа содержит устройство регулирования скорости, шестерню-маховик с фрикционной накладкой и ведущие шестерни, установленные друг за другом на вторичном валу, между которыми размещены пружины. Ведущие шестерни вторичного вала объединены в блоки, каждый из которых представляет собой планетарный механизм, содержащий первое и второе зубчатое колесо с фрикционными накладками, между которыми размещено водило с сателлитами. Зубья сателлитов находятся в зацеплении с зубьями зубчатых колес. При этом второе зубчатое колесо вращается вокруг первого. Между торцами зубчатых колес установлен синхронизатор. Первое зубчатое колесо снабжено обгонным механизмом и втулкой. Втулка через шлицы сопряжена со вторичным валом. Первое зубчатое колесо снабжено обгонным механизмом и втулкой, при этом маховик и зубчатые колеса блока шестерен могут одновременно и вращаться вокруг вторичного вала, и скользить вдоль него за исключением водила, которое прикреплено к корпусу и только скользит вдоль него и вторичного вала, не вращаясь.
Недостаток приведенной коробки передач заключается в том, что ведущие шестерни вторичного вала объединены в блоки, каждый из которых представляет собой планетарный механизм, содержащий первое и второе зубчатое колесо с фрикционными накладками, между которыми размещено водило с сателлитами, что усложняет конструкцию коробки, не лучшим образом сказывается на себестоимости изделия и его коэффициенте полезного действия.
Техническая задача, возложенная на предложенное техническое решение, заключается в упрощении конструкции коробки и повышению его КПД.
Поставленная цель достигается путем размещения ведущих шестерен на промежуточном валу, а ведомых шестерен с обгонными муфтами на вторичном валу, при этом ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении.
На чертеже приведена кинематическая схема МКП. Механическая коробка передач включает корпус 1, в котором размещены первичный вал 2 с шестерней 3, промежуточный вал 4 и вторичный вал 5. На промежуточном валу 4 установлено двойное зубчатое колесо - маховик 6. Оно включает малую шестерню с широким венцом, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней 3 первичного вала и большую шестерню - маховик. На промежуточном валу 4 также установлены ведущие зубчатые колеса 7-10, снабженные фрикционными муфтами 11. Между маховиком 6 и зубчатым колесом 7, а также между самими ведущими зубчатыми колесами 7-10 установлены пружины 12 на сжатие. Ведущие шестерни 6-10 имеют возможность вращаться вокруг промежуточного вала 4 и перемещаться вдоль него. На вторичном валу 5 жестко, через расчетное расстояние, установлены ведомые шестерни 13-16, снабженные обгонными муфтами 17. На конце вторичного вала 5 установлен маховик 18. Каждое последующее ведущее зубчатое колесо, размещенное на промежуточном валу 4 (например, колесо 8), имеет большее количество зубчиков, чем у предыдущего ведущего колеса (например, 7-го). Это позволяет, по мере вовлечения во вращение очередного ведущего зубчатого колеса, увеличить обороты вторичного вала 5.
МКП работает следующим образом:
В исходном состоянии шестерня-маховик 6 и ведущие зубчатые колеса7-10 не подвижны и разнесены друг от друга (расцеплены) под воздействием упругих сил находящихся между ними пружин 12. При вращении первичного вала 2 приходит во вращение и установленная на нем шестерня 3, находящаяся в постоянном зацеплении с малой шестерней ведущего колеса-маховика 6. Под воздействием давления, произведенного специальным механизмом на колесо- маховик 6, оно передвигается (по чертежу вправо) вдоль промежуточного вала 4, сжимая пружину 12, находящуюся между ним и ведущим зубчатым колесом 7. При этом смыкаются размещенные на ведущих колесах диски фрикционных муфт и вращение шестерни- маховика 6, через обгонную муфту 17, передается ведомому зубчатому колесу 13 и вторичному валу 5. Чем дальше вдоль промежуточного вала 4 будет перемещен маховик 6, тем большее количество ведущих зубчатых колес 6-10 будут вовлечены во вращение, постепенно увеличивая обороты вторичного вала 5. При снятии давления с шестерни-маховика 6, пружины 17 разжимаются, возвращая шестерню-маховик и ведущие зубчатые колеса в исходное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХВАЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2022 |
|
RU2792700C1 |
НЕСООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ЭЛЕКТРОИНЕРЦИОННЫМ СТАРТЕРОМ | 2017 |
|
RU2656942C1 |
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R2 | 2016 |
|
RU2621403C1 |
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R4 | 2016 |
|
RU2625397C1 |
Соосная шестнадцатиступенчатая реверсивная раздаточная коробка с двумя сцеплениями | 2023 |
|
RU2799871C1 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2478045C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 16R4 СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542816C1 |
Механическая коробка передач (варианты) | 2019 |
|
RU2715829C1 |
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2539267C1 |
Изобретение относится к коробкам передач. Механическая коробка передач содержит корпус, первичный и вторичный валы, ведущие и ведомые шестерни, шестерню-маховик, фрикционные и обгонные муфты. Ведущие шестерни размещены на промежуточном валу с возможностью быть передвинутыми вдоль него, а ведомые шестерни с обгонными муфтами установлены жестко на вторичном валу, причем ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении. Обеспечивается упрощение конструкции передачи и повышение ее КПД. 1 ил.
Механическая коробка передач, содержащая корпус, первичный и вторичный валы, ведущие и ведомые шестерни, шестерню-маховик, фрикционные и обгонные муфты, отличающаяся тем, что ведущие шестерни размещены на промежуточном валу с возможностью быть передвинутыми вдоль него, а ведомые шестерни с обгонными муфтами установлены жестко на вторичном валу, причем ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении.
ДВУХВАЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2022 |
|
RU2792700C1 |
Прибор для определения фактической крутки элементов крученой нити | 1949 |
|
SU93747A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1207827A1 |
DE 102007039189 А1, 20.03.2008. |
Авторы
Даты
2024-02-05—Публикация
2023-06-28—Подача