Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям зенитных фонарей, обеспечивающих естественное освещение помещений и дымоудаление через световые проемы, расположенные в плоскости кровли.
Зенитный фонарь - это инженерно-техническое сооружение, состоящее из жесткого каркаса и светопрозрачного заполнения и предназначенное для естественного освещения и вентиляции внутренних помещений.
В зависимости от задач, геометрических размеров, площади выделяют два вида зенитных фонарей: точечные и ленточные. В первом случае конструкции обладают такими показателями ширины и длины, которые не превышают 3*3 м, поскольку такой тип светопрозрачной конструкции устанавливают над конкретным участком нижерасположенного помещения, нуждающемся в дополнительном освещении.
Габариты ленточных изделий - от 1 до 8 м ширины, до 120 м длины. В продольном сечении фонари могут иметь прямоугольную или арочную форму, а в поперечном сечении - плоские односкатные, двускатные, пирамидальные (с 4 скатами), криволинейные арочные (купольные с радиусными арками), М-образные и П-образные.
Конструкция деформационного шва для зенитных фонарей из алюминиевого каркаса с заполнением из сотового поликарбоната позволяет устанавливать их на кровли с деформационными швами, без потери герметичности и целостности конструкции.
Некоторые здания оснащены деформационными швами, компенсирующими линейные изменения размеров в результате колебаний температуры, для уменьшения нагрузок на элементы конструкций здания. Конструкция обычного зенитного фонаря достаточно жесткая, что не позволяет ей менять размеры в достаточном диапазоне без потери герметичности, что, в свою очередь, делает невозможным их установку в местах пересечения с деформационным швом здания.
Деформационный шов зенитного фонаря позволяет менять размер в продольной оси зенитного фонаря в широком диапазоне без разрушения и без потери гидроизолирующей способности.
Существующие конструкции зенитных фонарей без деформационного шва не позволяют устанавливать такую конструкцию на пересечении с деформационным швом здания. Данное обстоятельство ограничивает область применения зенитного фонаря.
Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является стыковое соединение панелей зенитного фонаря, включающее объединенные между собой накладками и прокладками криволинейные светопрозрачные элементы (см. SU 373370 A1, опуб. 12.03.1973). С целью увеличения пролета светопрозрачных элементов и обеспечения компенсации деформаций, верхние и нижние из светопрозрачных элементов каждой панели имеют отогнутые в противоположные стороны концы, прикрепленные к дополнительным криволинейным элементам, между которыми в нижней части размещены фигурные криволинейные прокладки из эластичного материала.
К недостаткам прототипа следует отнести сложность конструкции, обусловленную криволинейностью сопрягаемых элементов, компенсация деформаций невозможна для несущего основания конструкции зенитного фонаря, а также узкая область применения, поскольку такую конструкцию невозможно устанавливать на пересечении с деформационным швом здания, поскольку будет нарушена его гидроизолирующая способность.
Задачей изобретения является устранение вышеуказанных недостатков существующего уровня техники.
При выполнении указанной задачи достигается технический результат, заключающийся в упрощении конструкции деформационного шва зенитного фонаря при расширении области применения.
Технический результат достигается деформационным швом зенитного фонаря, состоящем из двух конструктивных элементов - узлов свода и основания, при этом, согласно изобретению, узел свода деформационного шва зенитного фонаря состоит из двух профилей, расположенных с разных сторон светопрозрачного заполнения, при этом один из которых - несущий, располагается снизу, второй - прижимной, располагается сверху и крепится одной стороной к несущему профилю, при этом узел свода имеет возможность герметичного взаимодействия с подвижным кронштейном краевого профиля, а светопрозрачное заполнение зажато между несущим и прижимным профилями без жёсткой фиксации и имеет возможность герметично скользить между ними, при этом узел основания деформационного шва зенитного фонаря состоит из кронштейна основания с вытянутыми отверстиями под крепления двух сегментов стенок основания, соединяющихся между собой с возможностью герметично скользить по нему.
Профили могут быть выполнены из алюминия или его сплавов.
Светопрозрачное заполнение может быть выполнено из поликарбоната.
Герметичность может быть обеспечена резиновыми уплотнениями сопрягаемых поверхностей.
Сущность изобретения поясняется сопроводительными фигурами, на которых: фиг.1 - общий вид зенитного фонаря, оснащённого деформационным швом с разрезом, фиг.2 - ленточный зенитный фонарь с деформационным швом, вид на полосу снаружи, фиг.3 - разрез зенитного фонаря с деформационным швом, вид на полосу изнутри, фиг.4 - ленточный зенитный фонарь с деформационным, горизонтальное сечение полосы, вид сверху.
Где позициями обозначены: 1 - сегменты основания; 2 - подвижный кронштейн основания; 3 - краевой профиль; 4 - подвижный кронштейн краевого профиля; 5 - несущий профиль; 6 - прижимной профиль; 7 - светопрозрачное заполнение.
Деформационный шов зенитного фонаря состоит из узла свода зенитного фонаря и узла основания зенитного фонаря. Узел свода зенитного фонаря состоит из двух профилей. Один - несущий профиль 5 располагается снизу, другой - прижимной профиль 6 располагается сверху и крепится к несущему профилю 5, при этом имеет возможность герметичного взаимодействия с подвижным кронштейном краевого профиля 4, светопрозрачное заполнение 7 зажимается между несущим 5 и прижимным 6 профилем без жёсткой фиксации и имеет возможность герметично скользить между профилями при температурных расширениях деформационного шва.
В конструкции зенитного фонаря, состоящего из сегментов основания 1, краевого профиля в комплекте с метизами и прокладками 3, несущего профиля 5, прижимного профиля 6, светопропускающего материала 7 устанавливаются подвижные кронштейны 2, 4, и дополнительный пояс несущего и прижимного профилей 5, 6.
Подвижность кронштейна 2 обеспечивается за счет увеличенного призматического отверстия под болтовое соединение, подвижность кронштейна 4 обеспечивается за счет жесткого закрепления только на одну из частей основания в проекции деформационного шва, что позволяет в следствии деформационного сдвига без потерь герметичности линейно смещать сегменты основания относительно друг друга.
Подобным образом работают сочлененные между собой несущие профиля 5, тем самым увеличив опираемую поверхность для светопропускающего материала 7.
Таким образом, предложенная конструкция деформационного шва зенитного фонаря исключает недостатки существующего уровня техники, позволяя достичь технический результат, заключающийся в упрощении конструкции деформационного шва зенитного фонаря при расширении области применения.
Поиск по общедоступным источникам информации показал, что из уровня техники не известна и явным образом не следует вся совокупность признаков предложенного изобретения, в связи с чем изобретение соответствует условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».
Заявленное изобретение может быть изготовлено из стандартных для этой области техники материалов на общеизвестном оборудовании, то есть может быть использовано в промышленности, ввиду чего изобретение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».
Следует понимать, что после рассмотрения специалистом приведенного описания с примером осуществления предлагаемого изобретения, для него станут очевидными другие изменения, модификации и варианты реализации изобретения. Таким образом, все подобные изменения, модификации и варианты реализации, а также другие области применения, не имеющие расхождений с сущностью настоящего изобретения, следует считать защищенными настоящим изобретением в объеме прилагаемой формулы.
Изобретение относится к строительству, в частности к конструкциям зенитных фонарей, расположенных на кровле. Деформационный шов зенитного фонаря состоит из двух узлов. Узел свода зенитного фонаря, состоящий из двух алюминиевых профилей, один - несущий профиль располагается снизу, другой - прижимной профиль располагается сверху и крепится к несущему профилю, при этом имеет возможность герметичного взаимодействия с подвижным кронштейном краевого профиля, светопрозрачное заполнение зажимается между несущим и прижимным профилем без жёсткой фиксации и имеет возможность герметично скользить между профилями, а узел основания зенитного фонаря состоит из двух сегментов стенок основания, соединяющихся между собой кронштейном основания с вытянутыми отверстиями под крепления, который позволяет герметично скользить по сегменту основания. Технический результат заключается в упрощении конструкции деформационного шва зенитного фонаря при расширении области применения. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Деформационный шов зенитного фонаря, состоящий из двух конструктивных элементов – узлов свода и основания, отличающийся тем, что узел свода деформационного шва зенитного фонаря состоит из двух профилей, расположенных с разных сторон светопрозрачного заполнения, при этом один из которых – несущий, располагается снизу, второй – прижимной, располагается сверху и крепится одной стороной к несущему профилю, при этом узел свода имеет возможность герметичного взаимодействия с подвижным кронштейном краевого профиля, а светопрозрачное заполнение зажато между несущим и прижимным профилями без жёсткой фиксации и имеет возможность герметично скользить между ними, при этом узел основания деформационного шва зенитного фонаря состоит из кронштейна основания с вытянутыми отверстиями под крепления двух сегментов стенок основания, соединяющихся между собой с возможностью герметично скользить по нему.
2. Деформационный шов зенитного фонаря по п.1, отличающийся тем, что профили выполнены из алюминия или его сплавов.
3. Деформационный шов зенитного фонаря по любому из пп.1 или 2, отличающийся тем, что светопрозрачное заполнение выполнено из поликарбоната.
4. Деформационный шов зенитного фонаря по любому из пп.1, или 2, или 3, отличающийся тем, что герметичность обеспечена резиновыми уплотнениями сопрягаемых поверхностей.
СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПАНЕЛЕЙ ЗЕНИТНОЙ | 0 |
|
SU373370A1 |
Погрузочная машина | 1950 |
|
SU89555A1 |
WO 2005003497 A3, 08.03.2007 | |||
US 6164024 A1, 26.12.2000. |
Авторы
Даты
2024-02-19—Публикация
2023-04-21—Подача