Агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Российский патент 2024 года по МПК F02B77/13 F01P11/12 B60K11/06 

Описание патента на изобретение RU2819205C1

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, в частности, к элементам систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может найти применение при компоновке моторного отсека мобильных транспортных средств.

Из источника (см. Якубович, А.И. Системы охлаждения тракторных и автомобильных двигателей. Конструкция, теория, проектирование / А.И. Якубович, Г.М. Кухаренок, В.Е. Тарасенко. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. - 473 с: ил. - (Высшее образование: Магистратура). - С. 191) следует, что вентиляция подкапотного пространства моторного отсека с направленным движением потоков воздуха повышает эффективность системы охлаждения и способствует обеспечению заданного теплового состояния двигателя. Регулирование проходных сечений продувочных окон позволяет управлять тепловым состоянием двигателя в зависимости от нагрузочного режима и температуры окружающей среды. Благодаря этому жидкостная система охлаждения требует меньше энергетических затрат на работу, позволяет экономить дорогостоящие цветные материалы на изготовление радиаторов.

В существующих конструкциях двигателей узлы и агрегаты систем двигателя имеют наружные формы и компоновочно располагаются без учета необходимости вентиляции моторного отсека. В местах установки этих агрегатов образуются застойные зоны, мешающие циркуляции воздуха и вентиляции моторного отсека. Поэтому капот необходимо выполнять таким образом, чтобы сводилось к минимуму отрицательное влияние компоновки двигателя снаружи на движение потоков воздуха под капотом. Одним из решений этой задачи является установка направляющего экрана на переднюю плоскость двигателя после вентилятора (см. Якубович, А.И. Системы охлаждения тракторных и автомобильных двигателей. Конструкция, теория, проектирование / А.И. Якубович, Г.М. Кухаренок, В.Е. Тарасенко. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. - 473 с.: ил. - (Высшее образование: Магистратура). - С. 191).

Известен агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, состоящий из радиатора, вентилятора и кожуха, у которого кожух занимает пространство между радиатором и вентилятором (см. патент RU 2140553 С1, МПК F02B 77/13, F01P 11/12 опубл. 1999.10.27).

Недостатком названного агрегата системы охлаждения является отсутствие направляющих элементов за вентилятором, способствующих интенсификации теплоотдачи от поверхности блок-картера двигателя путем упорядоченного распределения воздушных масс под капотом, что приводит к ухудшению теплового состояния двигателя.

Известен агрегат системы охлаждения (см. патент ФРГ №3447195, МПК: F01P 11/10, опубл. 1986), состоящий из радиатора, вентилятора, кожуха и жесткого диска, установленного на оси вращения вентилятора и вращающегося вместе с вентилятором.

Недостатком известного агрегата системы охлаждения является то, что жесткий диск установлен с целью увода потоков нагретого воздуха в стороны от двигателя, в то время как для повышения эффективности системы охлаждения необходимо направлять потоки воздуха вдоль поверхности блок-картера двигателя. Монтаж жесткого диска на оси вращения вентилятора приводит к увеличению потерь мощности двигателя на привод вентилятора, увеличению сил инерции, затрудняющих протекание пускоостановочных режимов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению (прототип) является агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (см. патент BY №12845, МПК: F01P 7/00, F01P 11/10 опубл. 2010.02.28), который содержит установленные за радиатором кожух, вентилятор и направляющий экран. Последний имеет сферическую поверхность, а его контуры совпадают с контурами прилегающей фронтальной поверхности блок-картера двигателя.

Недостатком известного агрегата системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания является отсутствие окон для забора и направления потоков воздуха вдоль поверхности блок-картера двигателя внутреннего сгорания во взаимосвязи с элементами его капотирования, а также отсутствие проемов для патрубка обдува турбокомпрессора и патрубка подвода охлаждающей жидкости в верхний бачок радиатора.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение тепловой эффективности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания за счет интенсификации теплоотдачи от поверхности блок-картера двигателя, создания организованного движения воздушных масс в воздушном тракте, снижения аэродинамического сопротивления движению воздушных масс в воздушном тракте.

Поставленная задача решается с помощью агрегата системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащего вентилятор, направляющий экран из шумопоглощающего материала, где дополнительно на поверхности направляющего экрана симметрично относительно оси вращения вентилятора выполнены активные заборные окна обдува блок-картера двигателя, имеющие вытянутую в вертикальном направлении форму и плавно переходящие в направляющие каналы с переменным поперечным сечением, а в верхней части направляющего экрана выполнен проем патрубка обдува турбокомпрессора и проем патрубка подвода охлаждающей жидкости в верхний бачок радиатора, при этом контуры направляющего экрана совпадают с внутренними контурами элементов капотирования двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение поясняется чертежом. На фиг. 1 представлен общий вид агрегата системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Предлагаемый агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания включает в себя направляющий экран 1 из шумопоглощающего материала, вентилятор 2, проем 3 в центральной части направляющего экрана для вала привода вентилятора 2, активные заборные окна 4 обдува блок-картера двигателя, имеющие вытянутую в вертикальном направлении форму и плавно переходящие в направляющие каналы с переменным поперечным сечением. В верхней части направляющего экрана 1 выполнен проем 5 заборного патрубка обдува турбокомпрессора и проем 6 патрубка подвода охлаждающей жидкости в верхний бачок радиатора.

Направляющий экран 1 предусматривает наличие элементов крепления для монтажа его в моторном отсеке (на фиг. 1 не показаны).

Агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом. При работе вентилятора 2 двигателя внутреннего сгорания происходит засасывание воздуха в осевом направлении из окружающей среды. Воздушные массы, проходя через воздушный тракт, нагреваются в месте установки теплообменных аппаратов (на фиг. 1 не показаны) и тем самым отводят теплоту от охлаждающей жидкости и масла. Далее воздушные массы приобретают направленное движение благодаря внутренним контурам воздушного тракта, сформированного в основном из элементов капотирования. Прошедшие через теплообменные аппараты нагретые воздушные массы под капотом наталкиваются на своем пути на направляющий экран 1, на поверхности которого выполнены активные заборные окна 4 обдува блок-картера двигателя, имеющие вытянутую в вертикальном направлении форму и плавно переходящие в направляющие каналы с переменным поперечным сечением. Направляющие каналы выполнены с переменным поперечным сечением с целью изменения скорости движения воздушных масс, создания эффекта эжекции перед блок-картером двигателя. Поэтому воздушные массы направленно проникают в активные заборные окна 4, поступают с некоторым ускорением к поверхностям блок-картера, омывают его и выходят через продувочные окна боковин капота (на фиг. 1 не показаны) в окружающее пространство. При этом воздушные массы также поступают через проем 5 в заборный патрубок обдува турбокомпрессора для целенаправленного его охлаждения.

Вал привода вентилятора 2 проходит через проем 3, выполненный в центральной части направляющего экрана 1, и установлен таким образом, что исключается возможность циркуляции потоков воздуха через проем 3. Также герметично установлен патрубок подвода охлаждающей жидкости в верхний бачок радиатора в проеме 6.

Поверхность направляющего экрана, выполненная в виде составной листовой сферы, способствует снижению аэродинамического сопротивления движению воздушных масс в воздушном тракте.

Движение воздушных масс между блок-картером двигателя и капотом способствует интенсификации теплоотдачи, так как температура воздуха, прошедшего через теплообменные аппараты ниже температуры поверхности блок-картера двигателя.

В случае, когда боковины капота закрыты, нагретый воздух из моторного отсека выходит через специальные продувочные окна или жалюзи (на фиг. 1 не показаны).

При установке агрегата системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания в моторном отсеке мобильных транспортных средств предполагается выполнять продувочные окна или жалюзи в передней части капота для частичного выхода воздушных масс. Поэтому контуры направляющего экрана 1 совпадают с внутренними контурами элементов капотирования двигателя внутреннего сгорания.

Похожие патенты RU2819205C1

название год авторы номер документа
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с электроприводным регулируемым вентилятором 2019
  • Тарасенко Виктор Евгеньевич
  • Романюк Николай Николаевич
  • Кобяк Антон Игоревич
  • Эвиев Валерий Андреевич
  • Беляева Балюта Иренденевна
  • Шапошников Сергей Дмитриевич
RU2746010C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2004
  • Паньков Леонид Анатольевич
RU2282544C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВС 2001
  • Салмин В.В.
RU2217608C2
ОБЪЕМНЫЙ ПОГЛОТИТЕЛЬ ЗВУКОВОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ МОТОРНОГО ОТСЕКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Фесина Михаил Ильич
  • Малкин Илья Владимирович
  • Горина Лариса Николаевна
RU2442706C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УЛУЧШЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОТВЕДЕНИЯ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ, ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПЫЛЕУДАЛЕНИЯ, СНИЖАЮЩАЯ ИНФРАКРАСНУЮ ЗАМЕТНОСТЬ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2023
  • Репин Дмитрий Николаевич
RU2802967C1
Способ комплексной утилизации энергии выхлопных газов в моторно-трансмиссионных установках самоходных машин и система для его реализации 2022
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Усатых Николай Александрович
  • Хомченко Егор Николаевич
  • Иванников Алексей Борисович
RU2803593C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Щельцын Н.А.
  • Халецкий А.Б.
  • Исаев Е.В.
  • Ершов Е.П.
  • Яковишин А.Е.
RU2181847C1
СИСТЕМА ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВА И МОТОРНОГО МАСЛА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Калинин Вячеслав Фёдорович
  • Щегольков Александр Викторович
RU2398126C1
Способ модернизации моторно-трансмиссионной установки гусеничной машины и шасси для его осуществления 2021
  • Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич
  • Гаев Евгений Геннадьевич
  • Еманов Константин Витальевич
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Козырьков Дмитрий Анатольевич
  • Кормильцев Андрей Юрьевич
  • Михайлов Михаил Валентинович
  • Терликов Андрей Леонидович
  • Ушков Владимир Борисович
  • Яковлев Анатолий Борисович
RU2754969C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Поликер Б.Е.
  • Аникин С.А.
  • Ильинский В.А.
  • Михальский Л.Л.
  • Морозов В.П.
  • Канищев В.С.
  • Светиков В.Н.
  • Воробьев А.Л.
  • Фомин В.К.
  • Поцелуев А.Н.
  • Косяков Н.И.
  • Емельянов И.А.
  • Сутормин В.С.
  • Леонов И.В.
RU2109148C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 819 205 C1

Реферат патента 2024 года Агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит вентилятор (2) и направляющий экран (1) из шумопоглощающего материала. На поверхности направляющего экрана (1) симметрично относительно оси вращения вентилятора выполнены активные заборные окна (4) обдува блок-картера двигателя, имеющие вытянутую в вертикальном направлении форму и плавно переходящие в направляющие каналы с переменным поперечным сечением. В верхней части направляющего экрана (1) выполнен проем (5) патрубка обдува турбокомпрессора и проем (6) патрубка подвода охлаждающей жидкости в верхний бачок радиатора. Контуры направляющего экрана (1) совпадают с внутренними контурами элементов капотирования двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в интенсификации теплоотдачи от поверхности блок-картера двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 819 205 C1

Агрегат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий вентилятор, направляющий экран из шумопоглощающего материала, отличающийся тем, что дополнительно на поверхности направляющего экрана симметрично относительно оси вращения вентилятора выполнены активные заборные окна обдува блок-картера двигателя, имеющие вытянутую в вертикальном направлении форму и плавно переходящие в направляющие каналы с переменным поперечным сечением, а в верхней части направляющего экрана выполнен проем патрубка обдува турбокомпрессора и проем патрубка подвода охлаждающей жидкости в верхний бачок радиатора, при этом контуры направляющего экрана совпадают с внутренними контурами элементов капотирования двигателя внутреннего сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2819205C1

Защитный экран технического средства 2016
  • Яшин Дмитрий Петрович
  • Медведев Виктор Иванович
  • Скребенков Владимир Кузьмич
RU2640379C1
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ШУМОЗАГЛУШАЮЩИЙ МОДУЛЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Фесина Михаил Ильич
  • Малкин Илья Владимирович
  • Горина Лариса Николаевна
  • Самокрутов Александр Андреевич
  • Балуев Артем Алексеевич
RU2512134C2
АГРЕГАТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2140553C1
Шумоизолирующий кожух для автомобильного двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Никифоров Николай Анатольевич
  • Черепахо Яков Львович
  • Бочаров Николай Федорович
  • Поляев Владимир Михайлович
  • Высоцкий Михаил Степанович
  • Кондратьев Алексей Васильевич
SU985354A1
GB 2000477 A, 10.01.1979
Способ получения искусственного высыхающего масла 1935
  • Чернышев В.Ф.
SU47023A1

RU 2 819 205 C1

Авторы

Кокиева Галия Ергешевна

Тарасенко Виктор Евгеньевич

Романюк Николай Николаевич

Войнаш Сергей Александрович

Соколова Виктория Александровна

Партко Светлана Анатольевна

Максимович Кирилл Юрьевич

Галимов Руфан Рамильевич

Лопарева Светлана Геннадьевна

Лопарев Дмитрий Владимирович

Даты

2024-05-15Публикация

2023-04-25Подача