Изобретение относится к медицине и педагогике и может быть использовано для освоения практических навыков и умений в процессе изучения клинических проявлений и диагностики, а также для дополнительной практики врачей различного профиля, студентов, интернов и ординаторов медицинских вузов.
В настоящее время идентичных аналогов нет. Известно множество тренажеров манекенов. Манекен ВОЛОДЯ предназначен для отработки первой помощи и различных манипуляций Универсальный тренажер-симулятор предназначен для обучения навыкам сердечно-легочной реанимации, выполнения различных медицинских процедур, а также для оказания первой помощи в случае открытых и закрытых переломов. Особенности: возможность замера давления на руке, имитирующей пульс (с применением механического тонометра и стетоскопа). Ввод инъекций в локтевой ямке, ягодичную мышцу, брюшную полость, а также на тыльной стороне кисти и внутренней стороне бедра, имеется имитированная мужская/женская уретра, имитация цианоза (синюшности, недостатки кислорода) для проведения реанимации, запуск симулированного дыхания после успешной реанимации манекена, возможно использование автоматического и медицинского дефибрилляторов, работа манекена-тренажера совместно с учебной программой, установленной на ноутбуке, осуществляется через Wi-Fi или USB связь, манекен-симулятор СЛР работает от сети 220В или от встроенного аккумулятора (сайт: feba.ru)
Недостатком прототипа является отсутствие речевого контакта между врачом и пациентом, следовательно, невозможность сбора анамнеза заболевания, в процессе обучения с манекеном может работать только один обучающийся. У манекенов невозможна отработка нескольких навыков одновременно. Один манекен предназначен для отработки ограниченного количества навыков и не позволяет дополнять алгоритм работы в зависимости от клинической ситуации. На манекенах невозможно совмещать и варьировать патологии.
Известен тренажерный комплекс (CN 106981244 А, 25.07.2017 новая беспроводная/проводная сетевая мультимедийная система обучения и контроля брюшной полости живота) для отработки практических навыков. Включающий корпус тренажерного комплекса, макет кишечника, желудка, селезенки, печени, желчного пузыря, опухолевидного образования, беспроводные средства, синхронизированные с компьютерной программой для воспроизведения легочных, сердечных, кишечных шумов.
Недостатком прототипа, как и любого тренажера - манекена, является корпус тренажера. Корпус является стационарным, и в нем находится большое количество аппаратуры, что затрудняет транспортировку на выездные циклы обучения. Помимо габаритов и веса возможно повреждение корпуса при транспортировке. А при отсутствии компьютерного обеспечения или электричества работа тренажера невозможна. Корпус не предназначен для надевания на обучающегося. Что не позволяет в процессе обучения задействовать несколько человек, для работы нескольких обучающихся нужно несколько тренажерных комплексов, но они могут работать от одного компьютера. Задействованный обучающийся может отрабатывать только практические навыки (пальпации, перкуссии, аускультации), в связи с отсутствием обратного речевого контакта (тренажер не может предъявить жалоб и дифференцировать их), что делает невозможным сбор анамнеза и данных клинической картины. На запрограммированном манекене невозможно совмещать изучение нескольких кардинально разных патологий одновременно, так как для каждой патологии нужна своя программа, хотя в практическом здравоохранении одни и те же патологические шумы могут быть показателем различных патологий, в зависимости от клиники и анамнеза. Для полного изучения патологии помимо практических навыков необходимы знания анамнеза и клинических проявлений. Описанные внутренние органы прототипа могут лишь реагировать на пальпацию, но не позволяют дополнить реакции комментариями (на пример о характере, интенсивности болей или времени их появления).
Известен носимый медицинский тренажер US 20230037948 A1, 09.02.2023 (Д2), размер которого при надевании на человека регулируется ремнями с текстильными застежками, органы брюшной полости представлены в виде макета и крепятся на корпусе при помощи «липучек», полые органы имеют отверстия с клапаном для подачи среды, что также обеспечивает освоение практических навыков диагностики заболеваний человека.
Недостатком прототипа является отсутствие изучения каких либо, патологий кроме травм. Корпус тренажера хоть и надевается на обучающегося и его размер регулируется ремнями с текстильными застежками, не подразумевает целостности корпуса (так как он предназначен для изучения травм), а, следовательно, не позволяет разместить динамики в строго фиксированных местах. Корпус не имеет постоянной комплектации так, как после изучения травмы необходима замена или восстановление поврежденного органа, то позволяет изучить только одну патологию за один раз. А органы хоть и представлены в виде макета и крепятся на корпусе в виде «липучек» заполняются средой, а не воздухом и предназначены, как и корпус, для симуляции ран и кровотечений, а не патологий, подразумевающих целостность органа.
Задачей данного изобретения является устранение данных недостатков. Контакт между врачом и пациентом (роли обоих исполняют обучающиеся) обеспечивается за счет того, что один из обучающихся одевает на себя тренажёрный комплекс и в процессе живого общения демонстрирует знания анамнеза и клиники предлагаемого преподавателем заболевания. А знание материала (клиники и анамнеза) второго обучающегося проверяется оценкой задаваемых вопросов при сборе анамнеза и жалоб, что позволяет освоить одновременно несколькими обучающимися несколько патологий. Манипуляции сразу группе обучающихся, позволяют осваивать динамики и органы брюшной полости, расположенные в тренажерном комплексе. Динамики позволяют создавать любые патологические шумы органов грудной и брюшной полости и расположены на внутренней поверхности тренажерного комплекса, строго в местах стандартной аускультации. Анатомические ориентиры на самом комплексе позволяют правильно разместить его на теле. В зависимости от изучаемой патологии под костюмом может размещаться макет органов брюшной полости или макет опухолевидного образования, что позволяет на одном тренажере показать практически все патологии органов брюшной и грудной полости подача или спускание воздуха не подразумевает изъятия или замены органа.
Поставленная задача решается тем, что взаимодействие между обучающимися как между врачом и пациентом достигается за счет того, что один из обучающихся надевает на себя тренажёрный комплекс и демонстрирует знание анамнеза клинических проявлений. Предлагая свою версию анамнеза и жалоб, таким образом можно изучить не только стандартные клинические проявления, но и отклонения от нормы и разобрать редкие клинические случае (для чего обычно требуется создание целого нового тренажера). Тренажерный комплекс надевается на обучающегося позволяя одновременно двум обучающимся отрабатывать практические навыки (один жалуется другой собирает анамнез и проводит осмотр). Знание клинических проявлений и анамнеза заданной патологии второго обучающегося проверяется оценкой задаваемых вопросов при сборе анамнеза и жалоб. Эта функция тренажерного комплекса позволяет изучить материал в живом общении, но не контактируя с реальным пациентом, что значительно снижает риск заражения, обучающегося рядом заболеваний, особенно инфекционных. Данная система позволяет сделать обучение разнообразным, интересным для обучающихся, освоить одновременно несколько патологий, и манипуляций сразу группе обучающихся. При пальпации, перкуссии и аускультации знание симптомов обучающегося в костюме оценивается по его описанию локализации, иррадиации, интенсивности болей или других клинических проявлений, а знания второго обучавшегося оцениваются по технике выполнения манипуляции и правильности трактовки полученных результатов. В зависимости от шумов динамиков или изменения наполнения воздухом внутренних органов. Обучающиеся могут меняться местами и отрабатывать большое количество разных навыков перкуссии, пальпации и аускультации одновременно. Количество навыков в донном случае не ограничено, так как клинические проявления можно менять и сочетать множество раз, а динамики, расположенные в тренажерном комплексе, позволяют создавать любые патологические шумы органов грудной и брюшной полости, при помощи компьютерной программы. При помощи компьютерной программы и датчиков, преподаватель может усложнять задачу включая разные патологические и нормальные шумы. Динамики расположены на внутренней поверхности тренажерного комплекса, строго в местах стандартной аускультации. Для правильного размещения динамиков на обучающемся, на тренажерном комплексе имеются анатомические ориентиры. А при отсутствии компьютерного обеспечения или электричества работа тренажера возможна без использования динамиков, что уменьшает количество патологий, но не исключает работы самого тренажера. Дополнительно под костюмом может размещаться макет органов брюшной полости, где представлены полые и неполые органы, сделанные из полипропилена, элементы кишечника, сделанные в виде трубок из полипропилена и имеющие отверстия с клапаном для подачи воздуха, желудок с отверстием для подачи воздуха и желчный пузырь с отверстием для подачи воздуха являются полыми. Селезенка, и печень сделаны из полипропилена и не являются полыми. Макет опухолевидного образования также полый имеет клапан для подачи воздуха и может размещаться в любом месте брюшной полости. Такое строение макетов органов брюшной полости и опухолевидного образования позволяет на одном тренажере показать практически все патологии органов брюшной и грудной полости. Макеты опухолевидного образования и органов брюшной полости могут менять свою консистенцию, перкуторный звук, пальпаторные характеристики и внешний вид брюшной полости в зависимости от степени их наполненности воздухом.
Тренажерный комплекс (фиг. 1) состоит из: 1 – корпус тренажерного комплекса, 2 - динамика воспроизводящие легочные шумы, 3 - динамика воспроизводящие сердечные шумы, 4 – динамика воспроизводящие кишечные шумы, 5 - ремни с текстильными застежками, 6 – анатомический ориентир пупка, 7 –анатомический ориентир белой линии живота. Фиг.2: 1 – корпус тренажерного комплекса, 2 – динамика воспроизводящие легочные шумы, 5 – ремни с текстильными застежками, Фиг.3: 1 – корпус тренажерного комплекса, 2 – динамика воспроизводящие легочные шумы, 5 – ремни с текстильными застежками. Фиг.4: 8 – желудок, 9 – отверстие с клапаном для подачи воздуха, 10 – печень, 11 – желчный пузырь, 12 – селезенка, 13 – кишечник, 14 – текстильные застежки для крепления. Фиг.5: 9 – отверстие с клапаном для подачи воздуха, 14 – текстильные застежки для крепления, 15 – опухолевидное образование.
Технический результат, достигается использованием костюма тренажерного комплекса для работы сразу нескольких обучающихся в одно время, на одном тренажере. И отработки последними навыков сбора анамнеза, изучения клиники, навыков перкуссии, пальпации и аускультации при практически всех патологиях брюшной и грудной полости. Динамики, синхронизированные с компьютерной программой и дополненный информацией от обучающихся, позволяют использовать большое количество патологий и симулировать различные клинические ситуации. А макеты органов брюшной полости и опухолевидного образования позволяют расширить количество изучаемых на одном тренажере патологий, варьировать их, и моделировать свои клинические случаи.
Принцип работы: при одевании корпуса тренажерного комплекса - 1 на одного из обучающихся его размер регулируется ремнями с текстильными застежками – 5, и располагается на теле при помощи анатомических ориентиров пупка – 6 и белой линии живота – 7, что делает размер универсальным для любого человека. Различные патологические и физиологические шумы для аускультации, созданные при помощи компьютерной программы, передаются при помощи динамиков воспроизводящих легочные шумы – 2 (для удобства на фигурах изображены треугольными), сердечные шумы – 3 (для удобства на фигуре 1 изображены круглыми) и кишечные шумы – 4 (для удобства на фигуре 1 изображены квадратными). Органы брюшной полости представлены в виде макета и крепятся на корпус тренажерного комплекса при помощи текстильных застежек – 14. Полые органы сделаны из полипропилена и представлены кишечником – 13, имеющим отверстие с клапаном для подачи воздуха – 9, желудком – 8, имеющим отверстие с клапаном для подачи воздуха – 9, желчным пузырем – 11, имеющим отверстие с клапаном для подачи воздуха - 9. И неполыми, сделанными из полипропилена: селезенка – 12, печень – 10. Опухолевидное образование – 15, тоже сделано из полипропилена и имеет отверстие с клапаном для подачи воздуха – 9 и крепятся на корпус тренажерного комплекса при помощи текстильных застежек – 14.
Изобретение может широко использоваться для освоения практических навыков и умений в процессе изучения анамнеза, клинических проявлений и отработки практических навыков, диагностики, а также для дополнительной практики врачей различного профиля, студентов, интернов и ординаторов медицинских вузов, в том числе и на выездных циклах обучения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕДИЦИНСКИЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ | 2019 |
|
RU2702864C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ | 2019 |
|
RU2703146C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ | 2022 |
|
RU2799123C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2019 |
|
RU2693445C1 |
СИМУЛЯЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ C ПРИМЕНЕНИЕМ VR-СИМУЛЯЦИИ НА БАЗЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТАКТИЛЬНОГО ТРЕКИНГА | 2022 |
|
RU2798405C1 |
СПРОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2018 |
|
RU2689756C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2017 |
|
RU2684187C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2019 |
|
RU2693446C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ДИАГНОСТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАТОЛОГИЙ СЕРДЦА С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2019 |
|
RU2693444C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2523637C1 |
Изобретение относится к средствам обучения в медицине. Тренажерный комплекс для освоения практических навыков диагностики заболеваний человека обучающимися медицинских вузов включает корпус, динамики, воспроизводящие патологические и физиологические легочные, сердечные и кишечные шумы, макеты кишечника, желудка и желчного пузыря с клапанами для подачи воздуха, макеты печени и селезенки, опухолевидное образование с отверстием с клапаном для подачи воздуха. Корпус выполнен цельным с возможностью надевания на обучающегося и регулирования размера с помощью ремней с текстильными застежками и снабжен анатомическими ориентирами пупка и белой линии живота для расположения на теле обучающегося. Макеты органов брюшной полости и опухолевидное образование выполнены из полипропилена с возможностью крепления на корпусе при помощи текстильных застежек. Макеты желудка, желчного пузыря и кишечника и опухолевидное образование выполнены полыми с возможностью заполнения воздухом для изменения консистенции, перкуторного звука, пальпаторных ощущений и внешнего вида в зависимости от заполнения. Макеты печени и селезенки выполнены цельными из полипропилена. Технический результат состоит в обеспечении возможности использования тренажерного комплекса для работы сразу нескольких обучающихся. 5 ил.
Тренажерный комплекс для освоения практических навыков диагностики заболеваний человека обучающимися медицинских вузов, включающий корпус, динамики, воспроизводящие патологические и физиологические легочные, сердечные и кишечные шумы, макеты кишечника, желудка и желчного пузыря с клапанами для подачи воздуха, макеты печени и селезенки, опухолевидное образование с отверстием с клапаном для подачи воздуха, отличающийся тем, что корпус выполнен цельным с возможностью надевания на обучающегося и регулирования размера с помощью ремней с текстильными застежками и снабжен анатомическими ориентирами пупка и белой линии живота для расположения на теле обучающегося, макеты органов брюшной полости и опухолевидное образование выполнены из полипропилена с возможностью крепления на корпусе при помощи текстильных застежек, макеты желудка, желчного пузыря и кишечника и опухолевидное образование выполнены полыми с возможностью заполнения воздухом для изменения консистенции, перкуторного звука, пальпаторных ощущений и внешнего вида в зависимости от заполнения воздухом, а макеты печени и селезенки выполнены цельными из полипропилена.
CN 106981244 A, 25.07.2017 | |||
US 20230037948 A1, 09.02.2023 | |||
US 20140329215 A1, 06.11.2014 | |||
US 20190311654 A1, 10.10.2019 | |||
US 20180158376 A1, 07.06.2018 | |||
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ | 2022 |
|
RU2799123C1 |
Авторы
Даты
2024-06-03—Публикация
2023-11-30—Подача