СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК G09B23/28 

Описание патента на изобретение RU2523637C1

Изобретение создано в области медицины, конкретно в области сердечно-легочной реанимации у детей.

Известны способы сердечно-легочной реанимации у детей. Реанимационные мероприятия включают чередование компрессий и вентиляций, проведение дефибрилляции, обеспечение проходимости дыхательных путей, диагностику и лечение аритмий. Выживаемость пациентов при остановке сердца напрямую зависит от качества проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. При повышении фракции непрямого массажа сердца выше 61% (Christenson J, etc. Circulation. 2009 Sep 29; 120(13): 1241-7), а также при соблюдении частоты компрессий более 80 нажатий на грудную клетку в минуту, глубины компрессий, интервала между циклами компрессий, объема и длительности вдуваний (Abella B.S. et al., Circulation. 2005 Feb 1; 111(4): 428-34) наблюдается рост выживаемости пациентов до 52% и более.

Таким образом, выживаемость пациента напрямую зависит от качества проведенных реанимационных мероприятий, что требует точности действий медицинского персонала в соответствии с состоянием пациента и методикой процесса реанимации. Следовательно, большое значение приобретает проведение контроля за действиями врача и оценка его действий, с последующим, в случае необходимости, дополнительным тренингом в области сердечно-легочной реанимации.

Существуют разные способы контроля за действиями врача в момент проведения реанимационных мероприятий.

Например, известен способ контроля из RU 2331930, А61В 10/00, опубликованный 20.08.2008, который заключается в обучении студентов методом симуляции и контролю результатов обучения с помощью пациентов-актеров.

Наиболее близким к заявляемому является способ, раскрытый в US 4797104, G09B 23/28, опубликованный 10.01.1989, заключающийся в проведении сердечно-легочной реанимации на манекене-тренажере, подключенном к компьютерному анализатору качества практических навыков врача.

Однако способа, учитывающего качество практической подготовки врача к оказанию сердечно-легочной реанимации детям в процессе обучения, нами не найдено.

Недостатками известных способов является то, что данные способы основаны исключительно или на инструментальной оценке навыков, или на субъективной оценке, а кроме того, в них:

- отсутствует визуальная оценка качества непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких;

- привлекают пациентов-актеров для освоения и контроля качества навыков, что невозможно в области сердечно-легочной реанимации;

- отсутствует контроль исходного и достигнутого уровней практических навыков;

- происходит оценка фактически выполненных манипуляций;

- не осуществляется разработка персональной модели освоения навыков практикующих врачей.

Перечисленные недостатки не позволяют провести точный всесторонний контроль за действиями практикующего врача и определить необходимость выработки дополнительных навыков, что сказывается на качестве проведения реанимационных мероприятий, а в конечном счете, на снижении процента спасенных жизней.

Задачей настоящего изобретения является повышение качества проводимой сердечно-легочной реанимации за счет разработки методики оценки степени овладения навыками сердечно-легочной реанимации у детей и повышения контроля за профессиональными навыками врача.

Поставленная задача достигается за счет предлагаемого изобретения.

Сущность изобретения

Настоящее изобретение заключается в нескольких последовательных этапах контролируемых реанимационных мероприятий, которые проводит практикующий врач:

этап первый:

- первичная диагностика практических навыков врача, выполняемых на манекенах в течение 5-7 циклов, основанная на контроле за проведением непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких с последующей фиксацией, анализом и занесением результатов контроля в балльно-рейтинговую оценочную таблицу и разработку персональной модели освоения навыков практикующего врача в зависимости от уровня его работы на манекене;

этап второй:

- тренинг в режиме реального времени с аудио- и видеорегистрацией диагностики и лечения ургентных состояний, включающий лекционные мероприятия, секцию овладения практическими навыками базисной сердечно-легочной реанимации, секцию освоения навыков командообразования при оказании реанимационной помощи детям с остановкой сердца и симуляционную секцию по проведению сердечно-легочной реанимации под видеорегистрационным наблюдением;

этап третий:

- повторная диагностика практических навыков с рейтинго-балльным контролем.

Балльно-рейтинговая система основана на подсчете количества баллов за проведение отдельной единицы оценки навыка. За отдельную единицу навыка принято действие, характеризующее один из компонентов навыка. Проведение сердечно-легочной реанимации включает чередование искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Компонентами искусственной вентиляции легких являются такие действия, как вдувание воздуха определенной глубины, длительности, соблюдение положения врача относительно пациента во время вдуваний, метод проведения искусственной вентиляции легких, закрывание носа во время вдуваний, применение приема лоб-подбородок для открытия дыхательных путей, соблюдение амплитуды экскурсии грудной клетки, количества попыток вдуваний, количества выполненных вдуваний. Компонентами непрямого массажа сердца являются такие действия, как соблюдение положения врача относительно пациента, нахождение точки непрямого массажа сердца, отсутствие смещения рук от места проведения непрямого массажа сердца, выбор метода проведения непрямого массажа сердца: одной рукой/двумя руками/двумя пальцами, соблюдение количества компрессий в цикле, степени соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца, расправления грудной клетки после компрессий, интервала между компрессиями и ИВЛ, частоты компрессий в минуту глубины компрессий. Каждое действие оценивается в процентах (%) эффективности. Далее проводится перевод процентов (%) в баллы. Каждое действие оценивают по 10-балльной системе в зависимости от эффективности выполнения в процентах (%), после чего подсчитывают общий балл за респираторную поддержку и непрямой массаж сердца.

Конечным результатом является электронный регистр врачей, включающий результаты первичной и повторной диагностики практических навыков рейтингов успеваемости.

Существенными отличиями предлагаемого процесса является проведение расширенного контроля за действиями практикующих врачей, как инструментального, так и визуального, позволяющего разработать для них персональную методику освоения реанимационных мероприятий на манекене-тренажере. При этом визуальная оценка происходит по определенным параметрам, определенным в процессе длительного эксперимента и выявления неожиданного результата в случае отсутствия должной техники осуществления реанимации.

В результате осуществления предлагаемого процесса возможно достичь технический результат, который заключается в повышении качества реанимационных действий врача за счет персональной методики тренинга и полноценного и расширенного контроля за его действиями во время тренинга.

Детальное описание изобретения

В настоящем изобретении используют манекен-тренажер, который представляет собой среднестатистического подростка и записывающее устройство, присоединенное к манекену с помощью провода. Реанимационные мероприятия проводятся в присутствии преподавателя. Преподаватель включает записывающее устройство и дает команду врачу о начале проведения реанимационных мероприятий. Аппарат автоматически начинает вести запись результатов, полученных с сенсоров манекена. В это время преподаватель находится на расстоянии 2 метров от манекена и врача, выполняющего сердечно-легочную реанимацию, и фиксирует данные в таблицу визуальных параметров качества компрессий и вентиляций.

Таким образом, при осуществлении настоящего изобретения при работе на манекене учитываются как инструментальные, так и визуальные характеристики качества непрямого массажа сердца, а также компрессий и вентиляций.

При проведении непрямого массажа сердца проводится инструментальный подсчет с помощью манекена-тренажера частоты компрессий, определение глубины компрессий, места проведения компрессий, расправления грудной клетки во время проведения компрессий, подсчет количества компрессий в цикле, измерение интервала между циклами компрессий

Инструментальная оценка вентиляции легких включает в себя определение объема вентиляций, времени проведения вентиляций, подсчет количества вдуваний в цикле и проводится инструментально с помощью манекена-тренажера.

Визуальная оценка действий врача, являющаяся существенным отличием предлагаемого способа, включает перечисленные ниже параметры.

При проведении непрямого массажа сердца проводится визуальная оценка таких параметров, как: положение врача относительно пациента, определение места непрямого массажа сердца, количество смещений рук на область ребер, количество смещений рук выше места компрессий, метод выполнения компрессий (пальцами, одной/двумя руками), степень соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца.

Для качественной искусственной вентиляции легких принципиально важным является обеспечение качественных вдуваний. По рекомендации ILCOR 2010 необходимо применять прием лоб-подбородок для открытия и поддержания проходимости дыхательных путей, не надавливая при этом на мягкие ткани пациента. При нарушении данного приема может измениться рекомендованный объем вдуваний 6-7 мл/кг, а также длительность и скорость каждого вдувания 1-1,5 секунды, что может привести к развитию гипо- или гипервентиляции, повышению внутригрудного давления, снижению венозного возврата к сердцу и, как следствие, снижению выживаемости пациентов после остановки сердца.

Визуальная оценка вентиляции включает определение положения врача относительно пациента, метода проведения вентиляций рот-в-рот и нос у детей младше года, рот-в-рот у детей старше года, способа открытия и поддержания проходимости дыхательных путей, закрывание носа во время вдуваний, определение амплитуды экскурсии грудной клетки, количество попыток вдуваний, а также положение рук на голове пациента во время вдуваний.

Отсутствие визуального контроля за действиями врача приводит к его ограничению, поскольку сенсоры манекена-тренажера улавливают действия врача при непосредственном контакте с зоной действия конкретных сенсоров. При вдувании воздуха в легкие манекена-тренажера сенсор улавливает степень подъема грудной клетки, не учитывая при этом степень разгибания шейного отдела позвоночника и метод вдувания. При отсутствии закрывания носа и избыточной глубине вдувания сенсор улавливает достаточный подъем грудной клетки и регистрирует корректный вдох. Однако в реальных условиях оказания сердечно-легочной реанимации детям старше года проведение вдуваний при открытом носе гарантирует неэффективную респираторную поддержку. Кроме того, манекен-тренажер повторяет анатомические ориентиры пациента без индивидуальных особенностей и не имеет сенсоров, определяющих положение рук относительно частей тела. Поэтому при давлении на дно полости рта во время выполнения открытия дыхательных путей методом лоб-подбородок или удержании нижней челюсти за ее углы и вдувании определенного количества воздуха, манекен-тренажер регистрирует эффективный вдох.

Во время проведения компрессий сенсоры, встроенные в грудную клетку манекена, определяют качество непрямого массажа сердца. Причем смещение рук от рекомендованного места компрессий, регистрируется только при определенной глубине надавливаний на грудную клетку, что приводит к недооценке качества реанимационной помощи. Нарушение степени соприкосновения рук с грудной клеткой манекена между компрессиями также не регистрируется тренажером, что приводит к завышенным результатам контроля практических навыков. В реальных условиях оказания сердечно-легочной реанимации детям нарушение соприкосновения с грудной клеткой может привести к смещению рук относительно рекомендованной точки непрямого массажа сердца и, как следствие, к травме ребер, неэффективным компрессиям или к возникновению регургитации (заброса содержимого желудка в пищевод и далее в ротовую полость) с последующей аспирацией (заброс желудочного содержимого в дыхательные пути пациента), что отрицательно сказывается на выживаемости детей. Встроенный в манекен-тренажер анализатор практических навыков врача проводит подсчет общего количества компрессий, а также отдельный подсчет числа компрессий, выполненных ниже рекомендованной точки непрямого массажа сердца. Смещения рук относительно ребер и грудины выше рекомендованной точки, а также одновременное надавливание выше рекомендованной точки или на область ребер, регистрируется в виде количества компрессий, проведенных «неправильно», что также ограничивает оценку работы практикующего врача. Положение рук исключительно выше рекомендованной точки грудной клетки приводит к снижению эффективности непрямого массажа сердца в результате отсутствия сдавливания непосредственно камер сердца, не приводя при этом к развитию осложнений в виде травм.

В ходе первичной диагностики выявляются особенности работы каждого практикующего врача с выявлением ее положительных и отрицательных моментов, что позволяет определить персональную методику дальнейшего тренинга с использованием данных бально-рейтинговой таблицы.

Однако в процессе длительного эксперимента было установлено, что все без исключения, практикующие врача обязаны прослушать лекционный материал, отражающий новейшие достижения в области реанимации детей, поскольку во время теоретической подготовки врачи получают возможность изучить мировой опыт в области сердечно-легочной реанимации, понять цель и задачи симуляционного тренинга, изучить патофиологические основы и причинно-следственные связи при проведении реанимации, зафиксировать алгоритмы оказания сердечно-легочной реанимации, самостоятельно проанализировать результат исходного тестирования на основе рекомендаций ILCOR 2010, изучаемых в ходе лекции, что формирует мотивацию к систематической работе и развивает способности к дальнейшей самооценке, как средству саморазвития и самоконтроля.

После составления персональной программы практикующие врачи проходят тренинг в три этапа: в секции практических навыков, секции тимбилдинга и симуляционной секции.

В секции практических навыков проводится освоение базисной сердечно-легочной реанимации. Врачи работают на манекенах-тренажерах, предназначенных для освоения навыков базисной сердечно-легочной реанимации у детей с учетом персональной модели обучения к каждому курсанту. Тренинг делится на 2 этапа:

работа по освоению алгоритма базисной сердечно-легочной реанимации и освоение качественного проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких рот в рот/рот в рот и нос под контролем со стороны преподавателя за каждым действием врача с текущим детальным разбором качества навыков. Максимальное число врачей в одной группе - 5 человек. Секция проводится под контролем аудио- и видеорегистрации.

В секции тимбилдинга курсанты проходит тренинг в команде при проведении сердечно-легочной реанимации в команде. Курсанты разбиваются на группы, которые участвуют в непосредственном процессе реанимации на манекене и/или манекенах. Контроль проводится по показателям:

- Умение разбираться в окружающей обстановке. Место происшествия, наличие угрозы для жизни врача и пациента, количество пострадавших пациентов, давность остановки сердца могут влиять на качество проведения реанимационных мероприятий, и, как следствие, на выживаемость пациентов.

- Умение предвидеть и планировать необходимо для определения масштаба работы, предупреждения возможных осложнений.

- Умение брать на себя руководящую роль позволяет эффективно работать на достижение единой цели всеми членами команды - восстановление спонтанного кровообращения и дыхания.

- Умение эффективно общаться позволяет контролировать качество оказываемой помощи методом обратной связи.

- Умение оптимально распределить объем работы подразумевает профилактику неравноценной нагрузки членов команды.

- Умение использовать всю имеющуюся информацию. Данные общего осмотра, первичного осмотра, анамнеза, результаты диагностических процедур позволяют установить диагноз и сформировать объем лечебных мероприятий.

- Умение использовать все доступные ресурсы. Учитывая, что выживаемость при остановке сердца зависит от времени начала базисной сердечно-легочной реанимации, первого разряда дефибриллятора, качества непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и др., проведение сердечно-легочной реанимации требует достаточное количество медицинского персонала и аппаратно-инструментального комплекса. Недостаточное количество «рук» способствует нарушению алгоритма реанимационных мероприятий и, как следствие, снижению числа спасенных детей.

- Умение обратиться с просьбой о помощи в случае необходимости. Привлечение дополнительных ресурсов во время оказания реанимационной помощи повышает эффективность лечебных мероприятий. Например, при нескольких пострадавших, а также при нестандартных условиях оказания помощи (крупное ДТП, взрыв, массовое отравление) требуется помощь дополнительных служб и технических возможностей.

- Умение придерживаться профессиональной модели поведения подразумевает предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций во время оказания реанимационной помощи.

Заключительной является симуляционная секция. Секция проводится с использованием высокотехнологичных манекенов типа аналогов пациентов при участии курсантов. Обучающиеся в количестве не более 3 человек получают в зависимости от контингента врачей клинический случай с описанием места происшествия, повода к вызову, жалоб пациента, краткого анамнеза. Далее врачи проходят в симуляционный зал, где преподаватель проводит вводный инструктаж по особенностям работы с высокотехнологичными манекенами типа аналогов пациентов, аппаратурой, инструментарием. После этого начинается симуляционный кейс, во время которого врачи самостоятельно без участия преподавателей начинают осматривать пациента, оценивают его витальные показатели, принимают решение относительно тактики лечения пациента, распределяют обязанности, проводят планирование и контроль за развитием ситуации. Во время симуляции проводится непрерывная аудио- и видеорегистрация действий врачей в режиме реального времени. По окончании симуляционного кейса, врачи проходят в лекционный зал, где преподаватель на основе результатов аудио- и видеорегистрации, а также инструментальной и визуальной оценки проводит детальный разбор (дебрифинг) работы врачей.

После проведения перечисленных мероприятий проводится повторная диагностика, позволяющая определить уровень работы практикующего врача в области сердечно-легочной реанимации детей; посчитываются заработанные баллы, данные заносят в реестр,

Далее изобретение иллюстрируется следующими примерами, которые не ограничивают его.

Пример 1

Группа врачей заходит в зал освоения практических навыков, где происходит первый этап тренинга.

1 Первичная диагностика практических навыков в соответствии с уровнем знания методики.

Врача просят выполнить 5 циклов базисной сердечно-легочной реанимации, например, на манекене-тренажере Resusci Anne Skill Reporting, Laerdal. Манекен заранее укладывается на полу на стандартной подложке в стандартном месте. Во время выполнения манипуляций, происходит непрерывная инструментальная и визуальная оценка качества работы врача.

Диагностика практических навыков включает в себя оценку:

- Непрямого массажа сердца

Оценка непрямого массажа сердца включает в себя подсчет частоты компрессий, определение глубины компрессий, места проведения компрессий, расправления грудной клетки во время проведения компрессий, подсчет количества компрессий в цикле, измерение интервала между циклами компрессий инструментально с помощью манекена, например, Resusci Anne Skill Reporting, Laerdal, а также положение врача относительно пациента, определение места непрямого массажа сердца, количество смещений рук на область ребер, количество смещений рук выше места компрессий, метод выполнения компрессий (пальцами, одной/двумя руками), степень соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца визуально.

- Вентиляций рот-в-рот, рот-в-рот и нос

Инструментальная оценка вентиляции легких включает в себя определение объема вентиляций, времени проведения вентиляций, подсчет количества вдуваний в цикле и проводится инструментально с помощью манекена, например, Resusci Anne Skill Reporting, Laerdal.

Визуальная оценка включает определение положения врача относительно пациента, метода проведения вентиляций, способа открытия и поддержания проходимости дыхательных путей, закрывание носа во время вдуваний, определение амплитуды экскурсии грудной клетки, количества попыток вдуваний, а также положение рук на голове пациента во время вдуваний и проводится преподавателем методом фиксации результатов в Таблицу 1 (см. таблица 1).

Таблица 1 ФИО 1 2 3 4 5 Положение врача относительно пациента во время вдувании Метод проведения искусственной вентиляции легких Закрывание носа во время вдуваний Применение приема лоб-подбородок для открытия дыхательных путей Амплитуда экскурсии грудной клетки Количество попыток вдуваний Положение врача относительно пациента во время компрессий Место компрессий Количество смещений рук на область ребер Количество смещений рук выше места компрессий Метод выполнения компрессий Степень соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца

В результате проведенных врачом манипуляций заполняется Таблица 1 визуальной оценки каждого из 5 циклов сердечно-легочной реанимации. При этом показатели визуальной оценки имеют качественные или количественные значения.

К качественным показателям относятся:

- Положение врача относительно пациента во время вдуваний

- Метод проведения искусственной вентиляции легких

- Закрывание носа во время вдуваний

- Применение приема лоб-подбородок для открытия дыхательных путей

- Амплитуда экскурсии грудной клетки

- Положение врача относительно пациента во время компрессий

- Место компрессий

- Метод выполнения компрессий

- Степень соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца.

К количественным показателям относятся:

- Количество попыток вдуваний

- Количество смещений рук на область ребер

- Количество смещений рук выше места компрессий.

Качественные показатели отмечаются преподавателям как «+» или «-», а количественные - числом.

После завершения врачом 5 циклов сердечно-легочной реанимации преподаватель отключает запись инструментальной оценки навыков и включает распечатку результатов работы врача, фиксированных в памяти аппарата. В данной распечатке отражаются графические и числовые характеристики следующих показателей:

- Количества вдуваний

- Глубины вдуваний

- Длительности вдуваний

- Количества компрессий

- Глубины компрессий

- Частоты компрессий

- Интервала между компрессиями

- Смещения рук ниже рекомендованного уровня компрессий

- Расправления грудной клетки во время компрессий.

Учитывая, что числовые результаты отражают суммарный итог проведения манипуляций, преподаватель проводит анализ по графическим результатам с единичным подходом к каждому показателю. Проводится подсчет количества вдуваний и компрессий в каждом цикле, глубина и длительность каждого вдувания и каждой компрессии, измеряется интервал между циклами компрессий, устанавливается частота компрессий в каждом цикле.

Результаты диагностики исходного уровня качества практических навыков заносятся в персональную балльно-рейтинговую таблицу оценки навыков базисной сердечно-легочной реанимации в процентах. Каждое действие оценивается в процентах (%) эффективности. Далее проводится перевод процентов (%) в баллы. Каждое действие оценивают по 10-балльной системе в зависимости от эффективности выполнения в процентах (%): от 1% до 10% - 1 балл, от 11% до 20% - 2 балла, от 21% до 30% - 3 балла, от 31% до 40% - 4 балла, от 41% до 50% - 5 баллов, от 51% до 60% - 6 баллов, от 61 до 70% - 7 баллов, от 71% до 80% - 8 баллов, от 81% до 90% - 9 баллов, от 91% до 100% - 10 баллов. Максимальный общий балл за респираторную поддержку и непрямой массаж сердца составляет 190. Целевой уровень практической подготовки врача достигается при эффективности качества реанимационных навыков 80% и выше по балльно-рейтинговой таблице. Результат 79% и ниже расценивается как неудовлетворительный и свидетельствует о необходимости прохождения симуляционного тренинга.

Таблица 2. Рейтинго-балльная система оценки навыков Базисной сердечно-легочной реанимации Баллы
Действия, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Балльная оценка респираторной поддержки Эффективная Положение врача относительно пациента Объем вдуваний Длительность вдуваний Закрывание носа во время вдувания у детей старше 1 года Метод вдуваний Применение приема лоб-подбородок для открытия дыхательных путей Амплитуда экскурсии грудной клетки Количество вдуваний в цикле Количество попыток вдуваний Неэффективная Положение врача у изголовья пациента Объем воздуха ниже рекомендованного

Объем воздуха за выше рекомендованного Длительность вдувания ниже рекомендованной Длительность вдувания выше рекомендованной Закрывание носа во время проведения вентиляции у детей старше 1 года отсутствует Выбор метода вдуваний не соответствует рекомендациям Поддержание проходимости дыхательных путей за мягкие ткани шеи Число вдуваний в 1 цикле >2 Число вдуваний в 1 цикле <2 Количество попыток >2 Количество попыток <2 Баллы
Действия, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Балльная оценка непрямого массажа сердца Эффективный Положение врача относительно пациента Точка непрямого массажа сердца Отсутствие смещения рук от места проведения непрямого массажа сердца Выбор метода проведения непрямого массажа сердца: одной рукой/двумя руками/двумя пальцами Количество компрессий в цикле Степень соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца Расправление грудной клетки после компрессий Интервал между компрессиями и ИВЛ Частота компрессий в минуту Глубина компрессий Неэффективный Положение врача у изголовья пациента Точка непрямого массажа сердца выше рекомендованной Точка компрессий ниже рекомендованной Сдавливание ребер во

время компрессий Выбор метода проведения непрямого массажа сердца не соответствует рекомендациям Количество компрессий в цикле >30 Количество компрессий в цикле <30 Нарушение соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во проведения непрямого массажа сердца Неполное расправление грудной клетки после каждой компрессии Интервал между 2 компрессиями и ИВЛ>10 сек Частота компрессий >120 в минуту Частота компрессий <100 в минуту Глубина компрессий <5 см Глубина компрессий >5 см

Далее проводится подсчет рейтинга успеваемости после исходного тестирования и заполняется Таблица 3:

Таблица 3 Рейтинг описание расчет R1 рейтинг перед началом занятия: исходный уровень усвоения навыков врачом

После этого составляется персональная методика освоения практических навыков для каждого врача, в соответствии с которой осуществляются дальнейшие этапы.

На втором этапе проводится лекционное обучение

II Лекция на тему «Базисная сердечно-легочная реанимация у детей и подростков» проводится после диагностики исходного уровня практических знаний в течение 30 минут для всех участников модуля.

На третьем этапе работает секция практических навыков.

Ill Секция привития практических навыков. Максимальное число врачей в одной группе - 5 человек. Проводят тренинг с учетом полученных на этапе диагностики результатов, применяя индивидуальный подход. Техника обучения делится на 2 этапа: освоение алгоритма базисной сердечно-легочной реанимации и освоение качества проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких рот в рот/рот в рот и нос. Все операции врачи осуществляют под визуальным контролем преподавателя и аудио- и видеорегистрации.

На четвертом этапе работает секция тимбилдинга.

IV Секция по приобретению навыков работы в команде. Секция включает в себя применение клинического моделирования ургентных ситуаций и приобретению навыков работы врачей друг с другом.

В ходе секции курсанты проходят обучение по основным принципам тимбилдинга при проведении сердечно-легочной реанимации:

- Умение разбираться в окружающей обстановке

- Умение предвидеть и планировать

- Умение брать на себя руководящую роль

- Умение эффективно общаться

- Умение оптимально распределить объем работы

- Умение использовать всю имеющуюся информацию

- Умение использовать все доступные ресурсы

- Умение обратиться с просьбой о помощи в случае необходимости

- Умение придерживаться профессиональной модели поведения.

На пятом этапе происходит внедрение полученных навыков в практическую работу врача.

V Симуляционная секция.

Секция проводится с использованием высокотехнологичных манекенов-пациентов при участии врачей. В ходе симуляции обучающиеся получают кейс с полным описанием истории события. После изучения случая курсанты переходят в рабочую зону, где находится пациент, и приступают к самостоятельной диагностике и лечению ургентного состояния без участия преподавателей. Во время симуляции проводится непрерывная аудио-видеорегистрация действий врачей в режиме реального времени. По завершении каждого симуляционного сценария осуществляется дебрифинг - подробный разбор действий врачей совместно с просмотром полученного видеоматериала.

Количество участников в одном кейс-сценарии не более 3.

Практикующий врач, находящийся в группе коллег, получает клинический кейс с подробным описанием случившегося: Ребенок 11 лет на уроке физкультуры выполнял подтягивания на турнике. После непродолжительной паузы между упражнениями ребенок внезапно упал. В сознание не приходит. Учитель физкультуры срочно вызвал скорую медицинскую помощь.

Врачи проходят в специально оборудованный зал, обстановка которого повторяет условия кейса, проводят клинический осмотр пациента и диагностику состояния. Витальные показатели пациента заранее запрограммированы с помощью клинического моделирования на остановку сердца. Врачи проводят оценку окружающей обстановки, устраняют возможные риски для врача и пациента, укладывают пациента на ровную горизонтальную поверхность. Далее проводят оценку сознания методом оклика и с помощью тактильного раздражения. Отсутствующее сознание является признаком системной гипоперфузии и является показанием к оценке дыхания и кровообращения. Врачи оценивают проходимость дыхательных путей, наличия дыхания и его количество. Далее определяют пульс и его частоту. При отсутствующем пульсе или брадикардии менее 60 в минуту, отсутствующем сознании и дыхании начинают проводить лечение пациента, включающее сердечно-легочную реанимацию. Во время клинического кейса преподаватель с помощью аппаратного и визуального контроля регистрирует проведение реанимационных мероприятий. Условия проведения реанимационных мероприятий полностью воспроизводят реальную ситуацию, включая инструментарий, аппаратуру, место события.

В зависимости от качества оказываемой помощи состояние пациента может меняться как в положительную, так и в отрицательную сторону.

По завершении клинического кейса, полученные данные заносятся в балльно-рейтинговую таблицу контроля качества сердечно-легочной реанимации.

Симуляционная секция является итогом курса обучения врачей. Разработанные сценарии-кейсы позволяют врачам курса принять участие в имитации клинических ситуаций. Симуляционная секция проводится с использованием аудио- и видеорегистрации работы участников и последующим анализом полученных результатов с просмотром записанного материала. Проведение симуляционной секции позволяет повысить усвоение знаний до 80%.

На шестом этапе проводится контроль достигнутых результатов тренинга.

VI Диагностика достигнутого уровня практических навыков.

Является завершающим этапом симуляционного модуля и проводится так же, как секция 1 диагностика уровня знаний и практических навыков с занесением результатов в персональные балльно-рейтинговые таблицы 1-2 врачей.

После окончания модуля проводится подсчет индивидуальных рейтингов успеваемости достигнутого уровня и рейтинга всего занятия. Данные приведены в Таблице 4.

Таблица 4 R2 рейтинг усвоения навыка после обучения: текущий контроль усвоения навыка врачом R3 рейтинг степени усвоения навыков по результатам обучения на занятии: рейтинг качества обученности врача

Целевой уровень практической подготовки врача достигается при эффективности качества реанимационных навыков 80% и выше по балльно-рейтинговой таблице. При качестве навыка менее 80% необходимо прохождение обучающего тренинга по сердечно-легочной реанимации.

Похожие патенты RU2523637C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2017
  • Шихова Ольга Федоровна
  • Ураков Александр Ливиевич
  • Касаткин Антон Александрович
  • Уракова Наталья Александровна
  • Нигматуллина Анна Раисовна
RU2648870C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЫЖИВАЕМОСТИ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПРЕПАРИРОВАНИЮ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА 2014
  • Шумилович Богдан Романович
  • Спивакова Ирина Анатольевна
  • Ростовцев Владимир Владимирович
RU2578813C1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ДИАГНОСТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАТОЛОГИЙ СЕРДЦА С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА 2019
  • Зайнуллин Рамиль Хатямович
  • Мотыженков Алексей Сергеевич
  • Мотыженков Дмитрий Сергеевич
  • Корнилов Леонид Анатольевич
  • Гусаров Дмитрий Васильевич
  • Валиахметов Руслан Ринатович
  • Гурьянов Александр Аркадьевич
  • Загидуллин Рушан Рафикович
  • Сидоров Алексей Александрович
RU2693444C1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА 2019
  • Зайнуллин Рамиль Хатямович
  • Кириллин Виктор Анатольевич
  • Мотыженков Алексей Сергеевич
  • Мотыженков Дмитрий Сергеевич
  • Корнилов Леонид Анатольевич
  • Гусаров Дмитрий Васильевич
  • Валиахметов Руслан Ринатович
  • Гурьянов Александр Аркадьевич
  • Загидуллин Рушан Рафикович
  • Сидоров Алексей Александрович
RU2693445C1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА 2017
  • Валеев Ленар Наилевич
  • Зайнуллин Рамиль Хатямович
  • Андряшин Владимир Александрович
  • Тихонов Николай Юрьевич
  • Кириллин Виктор Анатольевич
RU2684187C1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА 2019
  • Зайнуллин Рамиль Хатямович
  • Кириллин Виктор Анатольевич
  • Мотыженков Алексей Сергеевич
  • Мотыженков Дмитрий Сергеевич
  • Корнилов Леонид Анатольевич
  • Гусаров Дмитрий Васильевич
  • Валиахметов Руслан Ринатович
  • Гурьянов Александр Аркадьевич
  • Загидуллин Рушан Рафикович
  • Сидоров Алексей Александрович
RU2693446C1
СПРОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА 2018
  • Валеев Ленар Наилевич
  • Зайнуллин Рамиль Хатямович
  • Андряшин Владимир Александрович
  • Тихонов Николай Юрьевич
  • Кириллин Виктор Анатольевич
  • Мотыженков Алексей Сергеевич
RU2689756C1
Устройство для обучения приемам реанимации 1991
  • Абдуллаев Джура Абдуллаевич
  • Кильдеев Ильдар Ахмедович
  • Копнин Юрий Иванович
SU1817863A3
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ 2022
  • Бичун Антон Борисович
RU2803376C2
Манекен-тренажер для обучения методике сердечно-легочной реанимации 1976
  • Лондон Феликс Петрович
  • Шлапак Игорь Порфирьевич
  • Дубинский Александр Николаевич
  • Бабенко Анатолий Трофимович
SU563686A1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к медицине, а именно к способам контроля качества оказания экстренной медицинской помощи, и направлено на повышение выживаемости детей с остановкой сердца. Указанный результат достигают путем применения инновационного метода контроля, который включает как инструментальный, так и визуальный методы контроля по определенным параметрам, а также тренинга в области базисной сердечно-легочной реанимации у детей и подростков с использованием симуляционных технологий. Данный способ обладает высокой усвояемостью теоретических знаний и практических навыков врача. Способ включает в себя контроль навыков сердечно-легочной реанимации врачами до проведения тренинга по сердечно-легочной реанимации, теоретическую и практическую подготовку, а также диагностику достигнутого уровня навыков сердечно-легочной реанимации. Контроль проводится преподавателем с помощью разработанной балльно-рейтинговой системы контроля и применением манекена-тренажера. По окончании контроля проводится подсчет индивидуальных рейтингов врачей. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 523 637 C1

Способ контроля качества практической подготовки врача к оказанию сердечно-легочной реанимации детям, заключающийся в диагностике качества его практических навыков во время выполнения серий из 5-7 циклов сердечно-легочной реанимации до и после симуляционного тренинга на манекене-тренажере, для чего проводят непрерывный автоматический инструментальный контроль качества осуществляемых манипуляций практикующими врачами, включающий оценку непрямого массажа сердца по показателям: частота компрессий, глубина компрессий, место проведения компрессий, расправление грудной клетки во время проведения компрессий, подсчет количества компрессий в цикле, измерение интервала между циклами компрессий, респираторной поддержки: объем вентиляций, время проведения вентиляций, количество вдуваний в цикле, и визуальный контроль, включающий оценку непрямого массажа сердца по показателям: положение врача относительно пациента, определение места непрямого массажа сердца, количество смещений рук на область ребер, количество смещений рук выше места компрессий, метод выполнения компрессий, степень соприкосновения рук с грудной клеткой пациента во время проведения непрямого массажа сердца, респираторной поддержки по показателям: положение врача относительно пациента во время вдуваний, метод проведения искусственной вентиляции легких, закрывание носа во время вдуваний, применение приема лоб-подбородок для открытия дыхательных путей, амплитуда экскурсии грудной клетки, количество попыток вдуваний, после чего фиксируют, анализируют и заносят полученные результаты в персональную балльно-рейтинговую таблицу, где каждое действие оценивают по 10-балльной системе, далее подсчитывают результаты освоения практических навыков сердечно-легочной реанимации по рейтингу степени усвоения навыков, считая целевым уровнем подготовки эффективность качества реанимационных навыков 80% и выше по балльно-рейтинговой таблице.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2523637C1

ТРОИЦКАЯ Н.Б., БЛОХИН Б.М., ГАВРЮТИНА И.В., ОВЧАРЕНКО Е.Ю., СТЕШИН В.Ю
Симуляционные технологии в совершенствовании оказания неотложной помощи детям
Кремлевская медицина
Клинический вестник
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем 1924
  • Волынский С.В.
SU2012A1
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот 1923
  • Потоловский М.С.
SU30A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 1999
  • Бубнов В.Г.
  • Винокуров Н.П.
  • Логунов А.Т.
RU2144218C1
БЛОХИН Б.М
Клиническое моделирование в неотложной педиатрии
Мать и дитя в Кузбассе
Колосоуборка 1923
  • Беляков И.Д.
SU2009A1

RU 2 523 637 C1

Авторы

Блохин Борис Моисеевич

Гаврютина Ирина Валерьевна

Овчаренко Евгений Юрьевич

Королева Юлия Вячеславовна

Королев Александр Владимирович

Даты

2014-07-20Публикация

2013-04-15Подача