Воздухозаборник магистрального самолёта Российский патент 2024 года по МПК B64D33/02 B64C1/00 

Описание патента на изобретение RU2820929C1

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для повышения эффективности и газодинамической устойчивости работы силовой установки, размещенной в корневой части крыла магистрального самолета.

Известна интегральная компоновка перспективного магистрального самолета (патент RU №2777129, МПК B64D 33/02, 2022). В данной компоновке центральная часть фюзеляжа самолета включена в единую конструкцию с консолями крыла. Таким образом, силовая установка и воздухозаборники в данной компоновке размещены в корневой части крыла в месте его стыка с фюзеляжем. Данная компоновка направлена на снижение уровня шума на местности и аэродинамического сопротивления, однако приводит к ухудшению характеристик воздухозаборника и силовой установки в целом. Так, при крейсерском и взлетно-посадочном режимах полета в таком воздухозаборнике реализуются повышенные потери полного давления и повышенная неоднородность поля полного давления на входе в двигатель. Причиной этого при крейсерском режиме полета является попадание пограничного слоя, наросшего на поверхности фюзеляжа во вход воздухозаборника, а также разгон потока при обтекании места стыка крыла и фюзеляжа. При взлетно-посадочных режимах полета ухудшение характеристик воздухозаборника происходит из-за образования отрывных течений при обтекании входных кромок воздухозаборника.

Указанная проблема является актуальной, поскольку повышенные потери полного давления и повышенная неоднородность поля полного давления на входе в двигатель приводят к снижению тяги двигателя, отсутствию газодинамической устойчивости его работы и снижению его ресурса, что в совокупности делает эксплуатацию двигателя и самолета в целом небезопасной. В патенте RU №2777129 геометрия воздухозаборника не приводится и способы решения указанной выше проблемы не раскрываются.

Наиболее близким по технической сути к настоящему изобретению является воздухозаборник двигателя самолета (патент RU №209424, МПК B64D 33/02, 2022), принятый за прототип. Воздухозаборник двигателя самолета содержит входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла, соединенное с воздуховодом, проходящим внутри планера. При этом вход воздухозаборника расположен на верхней поверхности крыла. Однако самолет, для которого предназначен данный воздухозаборник, не имеет длинного фюзеляжа перед воздухозаборником. Таким образом, решение проблемы обеспечения приемлемых характеристик воздухозаборника в условиях попадания в воздухозаборник воздуха из области пограничного слоя, нарастающего на фюзеляже, в описании патента RU №209424 не приведено, также не решена проблема обеспечения газодинамической устойчивости работы силовой установки на взлетно-посадочных режимах.

Задачей и техническим результатом настоящего изобретения является создание воздухозаборника, обеспечивающего высокую эффективность работы и газодинамическую устойчивость работы силовой установки, размещенной в корневой части крыла магистрального самолета, во всем диапазоне режимов полета.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что воздухозаборник магистрального самолета, содержащий входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла в его корневой части, соединенное с воздуховодом, проходящим внутри планера, включает накладку, поверхность которой плавно сопряжена с поверхностями воздуховода и фюзеляжа самолета и с возможностью растекания пограничного слоя вверх и вниз по отношению к фюзеляжу самолета, а на нижней кромке воздухозаборника выполнен выступ.

Суть изобретения поясняется следующими иллюстрациями трехмерной схематичной модели перспективного магистрального самолета с силовой установкой, размещенной в корневой части крыла.

На фиг. 1 изображен общий вид перспективного магистрального самолета с силовой установкой, размещенной в корневой части крыла.

На фиг. 2 изображен боковой вид расположения воздухозаборника, размещенного в корневой части крыла с накладкой.

На фиг. 3 изображен вид воздухозаборника снизу (показан выступ в форме треугольника со скругленным углом при вершине на кромке).

Общая компоновка магистрального самолета, приведенная на Фиг. 1, включает фюзеляж 1, крыло 2, воздухозаборник 3, встроенный в крыло в его корневой части. Обечайка воздухозаборника совпадает с передней кромкой крыла 4. На нижней кромке обечайки воздухозаборника выполнен выступ навстречу набегающему потоку. Выступ имеет форму треугольника со скругленным углом при вершине 5. В месте стыка воздухозаборника с фюзеляжем расположена накладка 6.

Воздухозаборник включает накладку 6 (Фиг. 2, 3) для существенного уменьшения количества низконапорного воздуха из области пограничного слоя, попадающего в воздухозаборник, а также уменьшения степени разгона потока в области входа воздухозаборника на крейсерском режиме полета. Поверхность накладки плавно сопряжена с внутренним каналом воздухозаборника, а также поверхностью фюзеляжа самолета;

Нижняя кромка входа воздухозаборника имеет выступ в форме треугольника со скругленным углом при вершине 5 (Фиг. 2, 3) для изменения структуры вихревых течений и снижения неоднородности поля полного давления потока на входе в двигатель при взлетно-посадочных режимах полета.

Принцип действия

При крейсерском режиме полета на фюзеляже самолета перед воздухозаборником нарастает достаточно толстый пограничный слой. Воздухозаборник в месте его стыка с фюзеляжем самолета содержит накладку, которая обеспечивает растекание пограничного слоя вверх и вниз по отношению к фюзеляжу самолета, и пограничный слой практически не попадает во вход воздухозаборника. Более того, из-за того, что поверхность накладки плавно сопрягается с поверхностью внутреннего канала воздухозаборника, исключается отрицательное влияние на характеристики воздухозаборника областей разгона потока. На основании выполненных расчетов, установлено, что в результате предложенных мероприятий полученные величины потерь полного давления сопоставимы с аналогичными величинами, полученными для классических воздухозаборников магистральных самолетов с силовой установкой, расположенной в мотогондоле под крылом.

При взлетно-посадочном режиме полета основной причиной потерь полного давления является образование отрывов при обтекании входных кромок воздухозаборника. В рассмотренной конфигурации воздухозаборника отрыв потока возникает при обтекании нижней кромки воздухозаборника в месте, наиболее приближенном к двигателю. Применение выступа в форме треугольника со скругленным углом при вершине на нижней поверхности обечайки воздухозаборника приводит к тому, что реализуются два отрывных течения (а не одно, как в случае отсутствия выступа в форме треугольника со скругленным углом при вершине). В результате образования двух отрывных зон поле полного давления в двигателе получается значительно более равномерным, чем при отсутствии выступа в форме треугольника со скругленным углом при вершине, что обеспечивает газодинамическую устойчивость работы воздухозаборника.

Таким образом, в результате применения предложенных мероприятий достигается технический результат, а именно обеспечивается высокая эффективность и газодинамическая устойчивость работы силовой установки.

Похожие патенты RU2820929C1

название год авторы номер документа
Самолёт короткого взлёта и посадки 2018
  • Горбовской Владлен Сергеевич
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Гилязев Дмитрий Ильсурович
RU2728017C2
Летательный аппарат с гибридной силовой установкой 2022
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Лепешенков Роман Григорьевич
  • Сорокин Олег Эдуардович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2789425C1
Сверхзвуковой самолет 2021
  • Копьев Виктор Феликсович
  • Беляев Иван Валентинович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Пухов Андрей Александрович
  • Трофимовский Игорь Леонидович
RU2776193C1
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
RU2812164C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Поляков Алексей Вячеславович
  • Ремеев Наиль Хамидович
  • Житенёв Владимир Константинович
  • Миронов Алексей Константинович
  • Бахтин Евгений Юрьевич
RU2391254C2
Сверхзвуковой самолет 2020
  • Башкиров Игорь Геннадьевич
  • Гилязев Дмитрий Ильсурович
  • Горбовской Владлен Сергеевич
  • Дементьев Александр Александрович
  • Иванюшкин Анатолий Кириллович
  • Кажан Андрей Вячеславович
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич
  • Карпов Евгений Владимирович
  • Новогородцев Егор Валентинович
  • Шаныгин Александр Николаевич
  • Шенкин Андрей Владимирович
  • Фомин Данил Юрьевич
  • Чернышев Сергей Леонидович
RU2753443C1
Самолет 2023
  • Белоусов Иван Юрьевич
  • Гальперин Сергей Борисович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Курочкин Дмитрий Сергеевич
  • Корнушенко Александр Вячеславич
RU2819821C1
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Шевяков Владимир Иванович
  • Акинфиев Владимир Олегович
  • Третьяков Владимир Федорович
  • Носков Геннадий Павлович
  • Чевагин Александр Федорович
RU2421701C1
Аэродинамический профиль крыла регионального самолета 2022
  • Михайлов Юрий Степанович
  • Потапчик Александр Владимирович
  • Грачева Татьяна Николаевна
RU2792363C1
Самолет местных воздушных линий 2023
  • Агуреев Павел Андреевич
  • Белоусов Иван Юрьевич
  • Бондарев Александр Олегович
  • Корнушенко Александр Вячеславич
  • Кудрявцев Олег Валентинович
  • Лазарев Валерий Владимирович
  • Усов Александр Викторович
RU2812162C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 820 929 C1

Реферат патента 2024 года Воздухозаборник магистрального самолёта

Изобретение относится к силовым установкам. Воздухозаборник (3) магистрального самолета, встроенный в крыло (2), содержит входное устройство. Входное устройство расположено возле передней кромки (4) крыла (2) в его корневой части и соединено с воздуховодом, проходящим внутри планера. Входное устройство включает накладку (6), поверхность которой плавно сопряжена с поверхностями воздуховода и фюзеляжа (1) самолета с возможностью растекания пограничного слоя вверх и вниз по отношению к фюзеляжу (2) самолета. На нижней кромке воздухозаборника выполнен выступ. Достигается эффективность работы и газодинамическая устойчивость работы силовой установки во всем диапазоне режимов полета. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 820 929 C1

1. Воздухозаборник магистрального самолета, встроенный в крыло, содержащий входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла в его корневой части, соединенное с воздуховодом, проходящим внутри планера, отличающийся тем, что входное устройство включает накладку, поверхность которой плавно сопряжена с поверхностями воздуховода и фюзеляжа самолета и с возможностью растекания пограничного слоя вверх и вниз по отношению к фюзеляжу самолета, а на нижней кромке воздухозаборника выполнен выступ.

2. Воздухозаборник магистрального самолета по п. 1, отличающийся тем, что выступ на нижней кромке воздухозаборника выполнен в форме треугольника со скругленным углом при вершине, изменяющий структуру вихревых течений и снижающий неоднородности поля полного давления потока на входе в двигатель при взлетно-посадочных режимах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2820929C1

US 20070181743 A1, 09.08.2007
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУЛЬФАТА АММОНИЯ 0
SU209424A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДИ ИЗ ПРОМПРОДУКТОВ 0
  • Иностранцы Хайнрих Шакманн Ханс Иоахим Новаки
  • Федеративна Республика Германии
  • Иностранна Фирма Дуйсбургер Купферхютте
  • Федеративна Республика Германии
SU196671A1
ЗАКОНЦОВКА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ 2019
  • Низов Сергей Николаевич
RU2719522C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОТРЫВОМ ПОТОКА 2006
  • Зверков Илья Дмитриевич
  • Занин Борис Юрьевич
  • Козлов Виктор Владимирович
  • Павленко Александр Михайлович
RU2328411C2
ПРОДОЛЬНО-ШЛИФОВАЛЬНЫЙ СТАНОК 0
SU188859A1
Устройство для создания воздушной завесы 1986
  • Денисов Валерий Николаевич
  • Немченко Анатолий Андреевич
  • Деньгуб Виталий Иванович
  • Соколовский Владимир Петрович
SU1399606A1
US 10731556 B2, 04.08.2020
US 20220073203 A1, 10.03.2022.

RU 2 820 929 C1

Авторы

Новогородцев Егор Валентинович

Колток Никита Григорьевич

Кажан Вячеслав Геннадьевич

Чанов Максим Николаевич

Даты

2024-06-13Публикация

2023-09-11Подача