ТЕПЛООБМЕННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ РОТОРОМ Российский патент 2024 года по МПК F28D21/00 H02K9/08 H02K5/18 H02K1/20 

Описание патента на изобретение RU2822477C1

Изобретение относится к области теплотехники, а именно к электродвигателям с внешним ротором, и предназначено для использования в системах, где требуется отводить значительное количество выделяющегося тепла, обусловленного повышенными электромагнитными нагрузками. Наиболее предпочтительно применение данного теплообменного аппарата в высокотемпературных статорах электромашин на борту мобильных платформ или транспортных средств, таких как автобусы, мотоциклы, поезда, автомобили, морские или воздушные судна.

Обеспечение эффективного охлаждения теплонагруженных узлов электродвигателей позволяет повысить их ресурс и обеспечить надежность эксплуатации.

Известна система охлаждения, включающая рабочую жидкость, расположенную в тракте потока охлаждающей жидкости, где тракт потока охлаждающей жидкости включает систему жидкостного охлаждения, предназначенную для направления потока рабочей жидкости через каналы охлаждения блока двигателя, и систему испарительного охлаждения, предназначенную для направления потока рабочей жидкости через блок привода, и сепаратор, расположенный перед системой жидкостного охлаждения и системой испарительного охлаждения и предназначенный для направления жидкости в систему жидкостного охлаждения и для направления пара в систему испарительного охлаждения [патент US 20230138133 A, B64D 27/24, B64D 33/08, H02K 9/127, опубл. 2023.05.04].

Недостатком данного изобретения является то, что теплообменник может быть подвержен коррозии или загрязнению в результате контакта с охлаждающей жидкостью, которая может содержать различные примеси или загрязнители. Это может привести к ухудшению теплопередачи, снижению производительности и повышению износа теплообменника. Для предотвращения этого необходимо обеспечить регулярную очистку и замену охлаждающей жидкости, а также использовать специальные материалы и покрытия для теплообменника, что может увеличить стоимость и сложность конструкции.

Известна модульная конструкция теплообменного аппарат, включающая коробчатый корпус с вмещающую полостью, воздухозаборник и воздуховыпускное отверстие, которые сообщаются с вмещающей полостью, теплообменник, циркуляционный вентилятор расположен во вмещающей полости вдоль осевого направления двигателя. При этом под действием циркуляционного вентилятора охлаждающий воздух поступает в вентиляционные полости на двух осевых концах двигателя через выходное отверстие, а после охлаждения нагревательных элементов внутри двигателя охлаждающий воздух поступает в корпус коробки через входное отверстие для осуществления теплообмена с теплообменником [патент CN 111864992 A, H02K 9/06, H02K 1/20, опубл. 2020.10.30].

Недостатками патента является возможный выход из строя двигателя, приводящего в движение вентилятор.

Известная рубашка охлаждения статора электромашины, выполненная в виде спирального трубчатого элемента с патрубками входа и выхода охлаждающей жидкости и предназначенная для установки между статором и корпусом электромашины. При этом спиральный трубчатый элемент выполнен в виде двух спиральных ветвей, одна из которых включает входной патрубок с одного торца и витки, выполненные так, что между ними размещены витки второй ветви с выходным патрубком с того же, что и входной патрубок, торца, при этом обе ветви гидравлически соединены между собой с противоположного патрубкам торца [патент RU 169095 U1, H02K 9/16, опубл. 2017.03.03].

Известна конструкция рубашки охлаждения, в состав встроенного в колесо мотора по патенту [патент RU 2762604 C2, H02K 1/20, опубл. 2021.12.21], которая состоит из трубопровод для подачи хладагента, полый корпус статора, имеющий цилиндрическую внешнюю поверхность и соединенный с соединительным элементом, при этом множество охлаждающих каналов, выполненных для циркуляции жидкого хладагента, протягиваются вдоль полого корпуса статора и находятся в соединении по текучей среде с упомянутым трубопроводом для подачи хладагента, причем упомянутое множество охлаждающих каналов имеют впускное отверстие для подачи жидкого хладагента во множество каналов и выпускное отверстие для выпуска жидкого хладагента из множества каналов.

Недостатками патента является значительное увеличение массы хладагента и снижение эффективности с увеличением мощности электродвигателя.

Задача изобретения – разработка теплообменного аппарата, обеспечивающего возможность работы при повышенном выделении теплоты.

Технический результат – увеличение эффективности охлаждения статора электрической машины с внешним ротором.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что теплообменный аппарат для электродвигателя с внешним ротором состоит из внешней и внутренней цилиндрических поверхностей, между которыми радиально расположены стенки, выполненные в форме эвольвенты и спирально закрученные вокруг оси симметрии, с образованием каналов для прохода воздуха, при этом стенки пронизаны концентрично расположенными штырьками-турбулизаторами.

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими материалами. На фиг. 1 показан изометрический вид устройства в разрезе. На фиг. 2 изображена форма стенки.

Теплообменный аппарат для электродвигателя с внешним ротором состоит из внешней 1 и внутренней 2 цилиндрических поверхностей, между которыми радиально расположены стенки 3, выполненные в форме эвольвенты и спирально закрученные вокруг оси симметрии, с образованием каналом для прохода воздуха. При этом стенки пронизаны концентрично расположенными штырьками-турбулизаторами 4. Статорная часть электродвигателя (на чертеже не указана) находится на внешней цилиндрической поверхности 1.

Теплообменный аппарат для электродвигателя с внешним ротором работает следующим образом.

Устройство устанавливается между статором и валом электрической машины (на чертеже не указано) и позволяет охлаждать статорную часть. Охлаждающая среда поступает в устройство и проходит через спирально закрученные стенки 3, выполненные в форме эвольвенты, и турбулизируется, что приводит к повышению коэффициента теплообмена, а, следовательно и эффективности охлаждения. Внешняя цилиндрическая поверхность 1 поглощает тепло со статора и передает его на стенки 3, которые передают его хладагенту. Внутренняя цилиндрическая поверхность 2 выполняет роль ограничителя площади и высоты канала. Стенки 3 снабжены концентрично расположенными штырьками-турбулизаторами 4, которые интенсифицируют поток и увеличивают площадь теплообмена между стенками 3 и хладагентом, тем самым так же повышается эффективность теплообмена.

Таким образом, применение теплообменного аппарата для электродвигателя с внешним ротором позволяет снизить пиковую температуру на ~60 К, при среднем падении температуры на 65 К по всей поверхности контакта внешней цилиндрической поверхности со статором электрического двигателя за счет того, что стенки, выполненные в форме эвольвенты, спирально закручены вокруг оси симметрии, а внутри концентрично расположены штырьки-турбулизаторы, тем самым увеличены площадь контакта, турбулентность потока и коэффициент теплообмена.

Похожие патенты RU2822477C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
Статор электрической машины с трубчатой системой охлаждения 2019
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Ямалов Ильнар Илдарович
  • Фаррахов Данис Рамилевич
  • Минияров Айбулат Халяфович
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Жарков Евгений Олегович
  • Пермин Данила Юрьевич
RU2719287C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Великанова Наталья Анатольевна
  • Жердев Игорь Александрович
  • Шатов Виталий Александрович
RU2539691C1
Система охлаждения закрытой электрической машины 2015
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русакова Вера Николаевна
  • Шатов Виталий Александрович
  • Казимиров Евгений Олегович
RU2609466C1
ТЕПЛООБМЕННИК ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Большаков Дмитрий Михайлович
  • Нагиев Али Тельман Оглы
  • Жеребцов Владимир Васильевич
  • Иванов Сергей Васильевич
RU2599580C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2019
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Жердев Игорь Александрович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2713195C1
Теплообменник типа "труба в трубе" с вращающейся теплообменной поверхностью 2019
  • Бальчугов Алексей Валерьевич
  • Кустов Борислав Олегович
  • Бадеников Артем Викторович
RU2712706C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2016
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2651581C2
СТРУЙНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК ТИПА ТРУБА В ТРУБЕ 2012
  • Холодков Игорь Вениаминович
  • Головенкин Евгений Николаевич
  • Ефремов Анатолий Михайлович
  • Тестоедов Николай Алексеевич
RU2502930C2
ТЕПЛООБМЕННЫЙ АППАРАТ 1992
  • Лагунов Евгений Николаевич
RU2072491C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 822 477 C1

Реферат патента 2024 года ТЕПЛООБМЕННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ РОТОРОМ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям с внешним ротором. Технический результат заключается в увеличении эффективности охлаждения статора электрической машины с внешним ротором. Теплообменный аппарат для электродвигателя с внешним ротором состоит из внешней и внутренней цилиндрических поверхностей, между которыми радиально расположены стенки, выполненные в форме эвольвенты и спирально закрученные вокруг оси симметрии, с образованием каналов для прохода воздуха. При этом стенки пронизаны концентрично расположенными штырьками-турбулизаторами. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 822 477 C1

Теплообменный аппарат для электродвигателя с внешним ротором, состоящий из внешней и внутренней цилиндрических поверхностей, между которыми радиально расположены стенки, выполненные в форме эвольвенты и спирально закрученные вокруг оси симметрии, с образованием каналов для прохода воздуха, при этом стенки пронизаны концентрично расположенными штырьками-турбулизаторами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2822477C1

US 2023138133 A1, 04.05.2023
ТЕПЛООБМЕННИК 1995
  • Соколов А.В.
RU2095716C1
НАСОС-ТЕПЛОГЕНЕРАТОР 1994
  • Лесничий Сергей Анатольевич[Ua]
RU2084773C1
ВСТРОЕННЫЙ В КОЛЕСО МОТОР, СНАБЖЕННЫЙ ОХЛАЖДАЮЩИМИ КАНАЛАМИ, И РУБАШКА ОХЛАЖДЕНИЯ 2018
  • Ван Дер Вал, Рейнхард Петер
RU2762604C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Великанова Наталья Анатольевна
  • Жердев Игорь Александрович
  • Шатов Виталий Александрович
RU2539691C1

RU 2 822 477 C1

Авторы

Еременко Владислав Викторович

Михайлов Алексей Евгеньевич

Михайлова Александра Борисовна

Горюхин Максим Олегович

Красноперов Даниил Германович

Даты

2024-07-05Публикация

2024-01-15Подача