Изобретение относится к трансмиссии наземных транспортных средств, в первую очередь, к автомобилям с колесной формулой 8x8, а также 10x8 и т.д.
Известны приводы ведущих колес автомобилей, содержащие ведущие мосты, расположенные в них главные передачи, дифференциалы и полуоси (валы привода ведущих колес). 1) Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. М.: Машиностроение, 1989. - 304 с. 2) Некрасов В.И. Многоступенчатая трансмиссия. Конструкция, конструирование и расчет: Учеб. пособие. - Курган, Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - 155 с.
Широкое применение, особенно в условиях бездорожья или на дорогах без твердого покрытия, находят полноприводные автомобили.
В настоящее время используют два вида разделения потока мощности: мостовой и бортовой.
При бортовой схеме трансмиссии поток мощности от двигателя поступает на КП (коробку передач), а от нее на двухступенчатую РК (раздаточную коробку), в которой коническим симметричным дифференциалом поровну распределяется на бортовые редукторы привода ведущих колес. Такая компоновка трансмиссии применяется для бронетранспортеров и специальных автомобилей, которым необходима свободная средняя часть кузова.
Наибольшее распространение получила мостовая схема трансмиссии, при которой от РК поток мощности поступает к ведущим мостам по валам трансмиссии, расположенным продольно.
Привод ведущих колес может быть дифференциальным, блокированным и смешанным (комбинированным) с отключаемым приводом переднего моста.
Блокированный привод обеспечивает высокую проходимость автомобиля, но при этом возникает циркуляция паразитной мощности из-за кинематического несоответствия движения колес, например, при повороте. Управляемость автомобилем ухудшается, возникают увеличенный расход топлива и износ шин.
Дифференциальный привод обеспечивает соответствие кинематики движения колес при повороте, устраняет недостатки, присущие блокированному приводу. Но дифференциальный привод конструктивно сложнее, число дифференциалов на единицу меньше числа ведущих колес. Для обеспечения высокой проходимости в сложных дорожных условиях надо предусматривать или принудительную блокировку простых дифференциалов или устанавливать сложные дифференциалы повышенного трения.
Анализ кинематики криволинейного движения автомобиля с колесной формулой 8x8 показывает, что колеса каждой тележки мостов, расположенные на одной диагонали, например, правое переднее и левое заднее, совершают такой же путь, как и колеса, расположенные на другой диагонали - левое переднее и правое заднее.
Диагональная схема трансмиссии может обеспечить упрощение конструкции привода ведущих колес автомобиля (2. с. 145-151; рис. 148, 149, 151-153).
Наиболее близким к предлагаемой конструкции является диагональный привод двух тележек мостов ведущих колес 8x8 по авт.св. №1 664 607 (Бюл. №27 от 23.07.1991. - см. 2, рис. 153, с. 151. Автор Некрасов В.И.).
Четыре несимметричных дифференциала установлены на выходах РК с двумя вторичными валами. На выходах вторичного вала 2 РК расположены водила 4 и 5 несимметричных дифференциалов. Водило 5 распределяет усилие на солнечную шестерню 25 и эпициклическое колесо 19. Солнечная шестерня 25 валом 26 передает свою часть крутящего момента на коническую пару 27-28 и вал 29 привода левого колеса второго моста. От эпициклического колеса 19 усилие передается на шестерню 20, трубчатый вал 21, коническую пару 22-23 и вал 24 привода правого колеса четвертого моста. Аналогично работают другие дифференциалы.
Схема с несимметричными дифференциалами предусмотрена для НТС с нагрузкой на заднюю тележку значительно больше, чем на переднюю тележку. При незначительной разнице в нагрузке на тележки мостов можно установить симметричные дифференциалы.
Недостаток рассмотренного привода заключается в сложности конструкции и снижении надежности работы из-за необходимости иметь МРК (многоступенчатую РК) с двумя выходными валами. Такая конструкция МРК применяется крайне редко, а МРК с одним вторичным валом в этой схеме трансмиссии неприменима.
Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, заключается в повышении эксплуатационных и компоновочных характеристик НТС за счет упрощения конструкции диагонального привода, в том числе при установке раздаточной коробки с одним вторичным валом.
Поставленная задача повышения надежности работы трансмиссии решается за счет применения многоступенчатой раздаточной коробки с одним вторичным валом и центральным симметричным коническим дифференциалом с приводом на две тележки и установки в каждой тележке мостов сдвоенного симметричного конического дифференциала с сателлитами двух разных диаметров, установленных перпендикулярно на осях крестовины.
Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что диагональный привод восьми ведущих колес, содержащий многоступенчатую раздаточную коробку, дифференциалы, имеющие водило с осями, установленными на них сателлитами, зацепленными с шестернями, закрепленными на валах привода главных передач ведущих колес, расположенными по диагонали, например, от сателлитов первого ряда - левого переднего и правого заднего колеса; от сателлитов второго ряда -правого переднего и левого заднего колеса и т.д.; при этом все дифференциалы симметричные конические, выходные валы центрального межтележечного дифференциала карданными передачами соединены с валами, на которых закреплены крестовины сдвоенных дифференциалов, на одной оси каждой крестовины установлены сателлиты малого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач, например, правого переднего и левого заднего колес; на другой оси крестовины этого дифференциала установлены сателлиты большого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач левого переднего и правого заднего колес и т.д.; привод центрального дифференциала состоит из редуктора реверса с коническими шестернями и двухвальной многоступенчатой раздаточной коробки, на входном валу редуктора реверса закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, расположенный между двумя шестернями с зубчатыми венцами, зацепленными через шестерню взаимосвязи, ведомая коническая шестерня закреплена на входе первичного вала, параллельно ему установлен вторичный вал, на валах свободно установлены пять пар шестерен, на зубчатых венцах средних пар шестерен расположены противоположно развернутые муфты одностороннего действия двухпозиционных муфт, взаимосвязанных общей вилкой переключения, на каждом валу крайние пары шестерен трубчатыми валами объединены в блоки, напротив блока шестерен вторичного вала на первичном валу закреплен зубчатый венец с расположенной на нем трехпозиционной муфтой переключения, напротив блока шестерен первичного вала расположена трехпозиционная муфта, зубчатый венец которой закреплен на трубчатом валу привода корпуса центрального дифференциала.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема диагонального привода ведущих колес автомобиля с колесной формулой 8x8 с приводом от двухвальной несосной МРК (многоступенчатой раздаточной коробки) типа 16R16 (16 передач переднего хода и 16 передач заднего хода), содержащей 10 шестерен и четыре муфты переключения передач. Ведущие колеса не обозначены - показаны валы привода колес.Внизу приведены буквенные обозначения пар шестерен (a,b,c,d,e).
На фиг. 2 представлена структурная лучевая диаграмма этой МРК с таблицами положений муфт переключения на различных передачах. В верхней части таблицы над номерами передач обозначены включенные в работу пары шестерен (d, с, bcd, b и т.д.). На горизонтальных шкалах в логарифмическом виде приведены величины передаточных чисел пар шестерен и передач. На нижней горизонтали верхняя шкала равномерная в логарифмическом виде, нижняя шкала неравномерная - в натуральном виде. Верхняя горизонталь соответствуют передаточным числам на валу привода корпуса центрального дифференциала, нижняя горизонталь - на первичном валу. Точка 0 на нижней горизонтали (напротив передач 14-15) - вход крутящего момента на МРК от конического редуктора реверса. Обозначения пар шестерен указаны на лучах. Чем значительнее наклон луча направо, тем больше передаточное число. Левый наклон луча указывает на ускоряющий режим работы пары шестерен. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы.
На фиг. 3 показано сечение крестовины сдвоенного дифференциала с сателлитами малого и большого диаметров.
На фиг. 4 изображено сечение сдвоенного дифференциала по сателлитам большого диаметра.
В опоре корпуса 1 редуктора реверса и МРК (см. фиг. 1) установлен входной вал 2 с закрепленным на нем зубчатым венцом 3 и свободно расположенной на валу конической шестерней 4. Напротив шестерни 4 расположена коническая шестерня 5, закрепленная на первичном валу 6 МРК. Шестерни 4 и 5 взаимозацеплены через шестерню 7, установленную на оси 8.
Трехпозиционная муфта 9 реверса R расположена на зубчатом венце 3. Параллельно первичному валу 6 установлен вторичный вал 10 - вал привода передней тележки ведущих мостов. На первичном валу 6 свободно установлены шестерни 11-15, шестерни 14 и 15 образуют блок на верхнем трубчатом валу 16. На вторичном валу 10 свободно установлены шестерни 17-21, зацепленные с шестернями 11-15 соответственно, шестерни 17 и 18 образуют блок на нижнем трубчатом валу 10. Шестерни оснащены зубчатыми венцами. Зубчатый венец 23, с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения 24 (А), закреплен на первичном валу 6 между шестернями 11 и 12. Верхние муфты 25 и 26, установленные на зубчатых венцах между шестернями 12-14 и нижние противоположно развернутые муфты 27 и 28, установленные на зубчатых венцах между шестернями 18-20, соединены вилками переключения 29 и 30. Зубчатый венец 31, с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения 32 (D), между шестернями 20 и 21, закреплен на трубчатом валу 33 привода корпуса 34 центрального межтележечного симметричного дифференциала. На крестовине 35 корпуса 34 расположены сателлиты 36, зацепленные с коническими ведомыми шестернями 37 и 38. Шестерня 37 закреплена на вторичном валу 10, который является валом привода передней тележки ведущих мостов. Шестерня 38 закреплена на валу 39 привода задней тележки ведущих мостов. На валу 39 закреплен зубчатый венец 40. На коротком трубчатом валу 41 корпуса 34, рядом с зубчатым венцом 40, закреплен зубчатый венец 42, на котором расположена муфта 43 блокировки центрального дифференциала. Карданная передача 44 соединяет вторичный вал 10 с валом 45, расположенном в корпусе 46 редуктора передней тележки. На валу 45 закреплена крестовина с осями 47, на которых установлены сателлиты малого диаметра 48, зацепленные с коническими шестернями 49 и 50 (см. фиг. 1 и 3) сдвоенного конического дифференциала передней тележки мостов ведущих колес. Шестерня 49 закреплена на валу 51, на другом конце которого закреплена шестерня 52, зацепленная с шестерней 53, закрепленной на валу 54 привода правого переднего колеса передней тележки. Шестерня 50 закреплена на трубчатом валу 55, на другом конце которого закреплена шестерня 56, зацепленная с шестерней 57, закрепленной на валу 58 привода левого заднего колеса передней тележки. На осях 59, перпендикулярных осям 47, установлены сателлиты большого диаметра 60, которые зацеплены с коническими шестернями 61 и 62 (см. фиг. 1 и 4). Шестерня 61 закреплена на коротком трубчатом валу 63, а шестерня 62 - на коротком аксиальном валу 64. На другом конце вала 63 закреплена шестерня 65, зацепленная с шестерней 66, закрепленной на валу 67 привода левого переднего колеса передней тележки. На другом конце аксиального вала 64 закреплена шестерня 68, зацепленная с шестерней 69, закрепленной на валу 70 привода правого заднего колеса передней тележки. Карданная передача 71 соединяет вал 39 с валом 72, установленным в корпусе 73 редуктора задней тележки, аналогичной передней тележке ведущих мостов, но развернутой по ходу движения. На осях 74 крестовины расположены сателлиты малого диаметра 75, зацепленные с коническими шестернями 76 и 77. Шестерня 76 закреплена на валу 78, на другом конце которого закреплена шестерня 79, зацепленная с шестерней 80, закрепленной на валу 81 привода правого заднего колеса задней тележки. Шестерня 77 закреплена на трубчатом валу 82, на другом конце которого закреплена шестерня 83, зацепленная с шестерней 84, закрепленной на валу 85 привода правого переднего колеса задней тележки. На осях 86, перпендикулярных осям 73, установлены сателлиты большого диаметра 87 (см. фиг. 1 и 4), которые зацеплены с коническими шестернями 88 и 89. Шестерня 88 закреплена на коротком трубчатом валу 90, а шестерня 89 - на коротком аксиальном валу 91. На другом конце вала 90 закреплена шестерня 92, зацепленная с шестерней 93, закрепленной на валу 94 привода правого заднего колеса задней тележки. На другом конце аксиального вала 91 закреплена шестерня 95, зацепленная с шестерней 96, закрепленной на валу 97 привода левого переднего колеса задней тележки. На торце шестерни 65 расположен зубчатый венец 98, рядом с ним расположен зубчатый венец 99, закрепленный на валу 51, муфта блокировки 100 переднего сдвоенного дифференциала расположена на венце 98; на торце шестерни 92 расположен зубчатый венец 101, рядом с ним расположен зубчатый венец 102, закрепленный на валу 78, муфта блокировки 103 заднего сдвоенного дифференциала расположена на венце 101.
Работа диагонального привода ведущих колес осуществляется следующим образом:
Конический редуктор реверса 1 направляет крутящий момент от входного вала 2, зубчатого венца 3 по муфте 9 (R) в правом положении (см. верхний вид) на зубчатый венец конической шестерни 5 и первичный вал 6. При переключении муфты 4 в левое положение (см. нижний вид) крутящий момент от входного вала 2, зубчатого венца 3 по муфте 9 поступает на шестерню 4, по шестерне 7 на оси 8, на ведомую коническую шестерню 5, которая вращает первичный вал 6 в противоположном направлении.
Первая передача - ade
Муфты А, В и С находятся в левом (L) положении, муфта D в правом (R) положении (см. таблицу фиг. 2, справа над т.1).
На лучевой диаграмме (см. фиг. 2) эта передача представлена тремя лучами: луч «а» выходит из т.0 на нижней горизонтали и направлен направо вверх к т.9, далее крутой луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 1.
Крутящий момент от входного вала 2 редуктора реверса (см. фиг. 1) передается на первичный вал 6, по зубчатому венцу 23 и муфте 24 (А) на первую пару шестерен 11-17 (а), по нижнему трубчатому валу 22 блока шестерен 17 и 18, по нижней муфте 27 на шестерню 19, по нижней муфте 28 на четвертую пару шестерен 20-14 (d), далее по верхнему трубчатому валу 16 на пятую пару шестерен 15-21 (е) и по муфте 32 (D) на зубчатый венец 31, трубчатый входной вал 33 корпуса дифференциала 34 и оси крестовины 35 с сателлитами 36.
Половина крутящего момента от МРК сателлитами 36 поровну распределяется на шестерни 37 и 38. От шестерни 37 по валу 10 и карданной передаче 44 крутящий момент поступает на вал 45 и крестовину с осями 47 и 59. Сателлитами малого диаметра 48, расположенными на осях 47 крестовины половина крутящего момента, поступившего на крестовину поровну распределяется на шестерни 49 и 50. От шестерни 49 по валу 51 усилие поступает на пару конических шестерен 52-53, далее валом 54 на правое переднее ведущее колесо передней тележки. От шестерни 50 крутящий момент по трубчатому валу 55 поступает на пару конических шестерен 56-57, далее валом 58 на левое заднее ведущее колесо передней тележки.
Вторая половина крутящего момента от оси 59 крестовины сателлитами 60 (см. фиг. 3 и 4) с большим диаметром поровну распределяется на шестерни 61 и 62. От шестерни 61 по короткому трубчатому валу 63 усилие поступает на пару конических шестерен 65-66, далее валом 67 на левое переднее ведущее колесо передней тележки. От шестерни 62 крутящий момент по аксиальному валу 64 поступает на пару конических шестерен 68-69, далее валом 70 на правое заднее ведущее колесо передней тележки. Вторая половина крутящего момента МРК от сателлитов 36 по шестерне 38, валу 39 и карданной передаче 71 поступает на вал 72, оси 74 сателлитов сдвоенного дифференциала задней тележки мостов ведущих колес. Сателлитами малого диаметра 75, расположенными на осях 74, половина крутящего момента, поступившего на крестовину поровну распределяется на шестерни 76 и 77. От шестерни 76 по валу 78 усилие поступает на пару конических шестерен 79-80, далее валом 81 на левое заднее ведущее колесо задней тележки. От шестерни 77 крутящий момент по трубчатому валу 82 поступает на пару конических шестерен 83-84, далее валом 85 на правое переднее ведущее колесо задней тележки. Вторая половина крутящего момента от оси 86 (см. фиг. 1 и 4) крестовины 73 сателлитами 87 с большим диаметром поровну распределяется на шестерни 88 и 89. От шестерни 88 по короткому трубчатому валу 90 усилие поступает на пару конических шестерен 92-93, далее валом 94 на правое заднее ведущее колесо задней тележки. От шестерни 89 крутящий момент по аксиальному валу 91 поступает на пару конических шестерен 95-96, далее валом 97 на левое переднее ведущее колесо задней тележки.
В сложных дорожных условиях можно заблокировать центральный дифференциал, замкнув муфтой 43 зубчатые венцы 42 вала 39 и 42 трубчатого вала 41 корпуса 34; передний сдвоенный дифференциал блокируют муфтой 100, замыкая зубчатые венцы 98 на шестерне 65 трубчатого вала 63 от шестерни 61 и 99 вала 51 от шестерни 49; задний сдвоенный дифференциал блокируют муфтой 103, замыкая зубчатые венцы 100 на шестерне 92 трубчатого вала 90 от шестерни 88 и 102 вала 78 от шестерни 76.
Вторая передача - асе
Переключаем муфты С в правое положение - заменяем четвертую пару шестерен на третью пару.
На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют три луча: луч «а» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.9, далее крутой луч «с» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 2.
Крутящий момент от входного вала 2 редуктора реверса передается на первичный вал 6, по зубчатому венцу 23 и муфте 24 (А) на первую пару шестерен 11-17 (а), по нижнему трубчатому валу 22 блока шестерен 17 и 18, по нижней муфте 27 на третью пару шестерен 19-13 (с), по верхней муфте 26, далее как на 1-й передаче.
Третья передача - abcde
Муфты С в возвращаем в левое положение, муфты В переключаем в правое положени. Включаем в работу все пять пар шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена пятью лучами: луч «а» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.9, затем луч «b» налево вниз в ускоряющем режиме, далее крутой луч «с» налево вверх к т.11 также в ускоряющем режиме, затем луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 3.
В МРК крутящий момент до трубчатого вала 22 шестерен 17 и 18 передается как на 1-й передаче, далее на пару шестерен 18-12, по верхней муфте 25 на третью пару шестерен 13-19, по нижней муфте 28 на четвертую пару шестерен 20-14, по верхнему трубчатому валу 16, далее как на предыдущих передачах.
Четвертая передача - abe
Переключаем муфты С в правое положение - выключаем из работы третью и четвертую пары шестерен.
На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют три луча: крутой луч «а» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.9, далее луч «b» налево вниз в ускоряющем режиме и пологий луч «е» направо вверх к точке 4.
Крутящий момент от входного вала 2 редуктора реверса до верхней муфты 25 передается как на предыдущей передаче, затем по верхним муфтам 25 и 26, по верхнему трубчатому валу 16, далее как на предыдущих передачах.
Пятая передача - bde Переключаем муфты В и С в левое положение, а муфту А в правое положение.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: крутой луч «b» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.13, далее крутой луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 5.
Крутящий момент от входного вала 2 редуктора реверса передается на первичный вал 6, по зубчатому венцу 23 и муфте 24 (А) на вторую пару шестерен 12-18, по нижним муфтам 27 и 28 на четвертую пару шестерен 20-14, по верхнему трубчатому валу 16, далее как на предыдущих передачах.
Шестая передача - bce
Переключаем муфты С в правое положение - заменяем четвертую пару на третью пару шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: крутой луч «b» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.13, далее крутой луч «с» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 6.
Крутящий момент от входного вала 2 редуктора реверса передается на первичный вал 6, по зубчатому венцу 23 и муфте 24 (А) на вторую пару шестерен 12-18, по нижней муфте 27 на третью пару шестерен 19-13, по верхней муфте 26, далее как на предыдущей передаче.
Седьмая передача - cde
Переключаем муфты С в левое положение, а муфты В в правое положение. Выключаем из работы вторую пару шестерен, а включаем четвертую.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: крутой луч «с» выходит из т.0 и направлен налево вверх в ускоряющем режиме к т.15, далее луч «d» направо вниз и пологий луч «е» направо вверх к точке 7.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на шестерню 12, по верхней муфте 25 на третью пару шестерен 13-19, по нижней муфте 28 на четвертую пару шестерен 20-14, далее как на предыдущих передачах.
Восьмая передача - е 14
Все муфты в правом положении - в работе только пятая пара шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена пологим лучом «е», который выходит из т.0 и направлен направо вверх к точке 8.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на шестерню 12, по верхним муфтам 25 и 26, по верхнему трубчатому валу 16, далее как на предыдущих передачах.
Девятая передача - а
Все муфты в левом положении - в работе только первая пара шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена пологим лучом «а», который выходит из т.0 и направлен направо вверх к точке 9.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на первую пару шестерен 11-17, по нижнему трубчатому валу 22, по нижним муфтам 27 и 28, по муфте 32 (D), далее как на предыдущих передачах..
Десятая передача - acd
Переключаем муфты С в правое положение - включаем в работу дополнительно третью и четвертую пары шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: луч «а» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.9, далее крутой луч «с» направо вниз и крутой луч «d» налево вверх в ускоряющем режиме к точке 10.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на первую пару шестерен 11-17, по трубчатому валу 22, по нижней муфте 27 на третью пару шестерен 19-13, по верхней муфте 26 на четвертую пару шестерен 14-20, далее как на предыдущей передаче.
Одиннадцатая передача - abc
Переключаем муфты С в левое положение, а муфты В в правое положение - заменяем четвертую пару на вторую пару шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: луч «а» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.9, далее луч «b» налево вниз в ускоряющем режиме и крутой луч «с» налево вверх также в ускоряющем режиме к точке 11.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на первую пару шестерен 11-17, по трубчатому валу 22 на вторую пару шестерен 18-12, по верхней муфте 25 на третью пару шестерен 13-19, по нижней муфте 28, далее как на предыдущих передачах.
Двенадцатая передача - abd
Переключаем муфты С в правое положение - заменяем третью пару на четвертую пару шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: луч «а» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.9, далее крутой луч «b» налево вниз в ускоряющем режиме и крутой луч «d» налево вверх также в ускоряющем режиме к точке 12.
Крутящий момент от первичного вала 6 до верхней муфты 25 передается как на предыдущей передаче, затем по верхним муфтам 25 и 26 на четвертую пару шестерен 14-20, далее как на предыдущих передачах.
Тринадцатая передача - b
Переключаем муфту А в правое положение, остальные муфты в левом положении. В работе только вторая пара шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом «b», который выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.13.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на вторую пару шестерен 12-18, по нижним муфтам 27 и 28, далее как на предыдущих передачах.
Четырнадцатая передача - bcd
Переключаем муфты С в правое положение - включаем в работу дополнительно третью и четвертую пары шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: луч «b» выходит из т.0 и направлен направо вверх к т.13, далее крутой луч «с» направо вниз и крутой луч «d» налево вверх в ускоряющем режиме к точке 14.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на вторую пару шестерен 12-18, по нижней муфте 27, далее как на 10-й передаче.
Пятнадцатая передача - первая ускоряющая - с Переключаем муфты В в правое положение, а муфты С в левое положение - в работе только третья пара шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена крутым лучом «с», который выходит из т.o и направлен налево вверх в ускоряющем режиме к т.15.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на шестерню 12, по верхней муфте 25 на третью пару шестерен 13-19, по нижней муфте 28, далее как на предыдущих передачах.
Шестнадцатая передача - вторая ускоряющая - d
Переключаем муфты С в правое положение - в работе только четвертая пара шестерен.
На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом «d», который выходит из т.0 и направлен налево вверх в ускоряющем режиме к точке 16.
Крутящий момент от первичного вала 6 по муфте А передается на шестерню 12, по верхним муфтам 25 и 26 на четвертую пару шестерен 14-20, далее как на предыдущих передачах.
На фиг. 2 справа внизу обозначена суммарная редукция МРК, равная сумме отрезков лучей в интервалах: Р=5,5+1,5+0,5+1,5+6,5=15,5. Например, максимальное передаточное число в пятой паре шестерен «е» 6,5 интервала; минимальное в третьей паре «с» - 0,5 интервала.
Если принять удобный для переключения интервал между передачами q=1,22; то диапазон МРК составит D=Ux /U16=q15=1,2215=19,74.
Передаточные числа: первой пары шестерен и 9-й передачи Uа=U9=g5,5=1,225,5=2,99; второй пары и 13-й передачи Ub=U13=q1,3=1,221,5=1,348; третьей пары и 15-й передачи в ускоряющем режиме Uc=U15=1/q0,5=1/1,220,5=0,91; четвертой пары в ускоряющем режиме и 16-й передачи Ud=U16=1/q1,3=1/1,221,5=1/1,348=0,742; пятой пары и 8-й передачи Ue=U8=q6,5=1,226,5=3,64.
Передаточное число 1-й передачи U1=g13,5=1,2213,5=14,65.
U1=UaUd Ue=2,99*1,348*3,64=14,65.
Проверка диапазона D=U1 /U16=14,65/0,742=19,74.
Трансмиссия малой металлоемкости с диагональным приводом ведущих колес и МРК, имеющей диапазон D=U1/Ul6=14,65/0,742=19,74 обеспечит успешную работу НТС в широком спектре условий эксплуатации при удобном переключении передач.
Обозначения:
1 - корпус редуктора реверса и МРК;
2 - входной вал редуктора реверса;
3 - зубчатый венец, закрепленный на валу 2;
4 - коническая шестерня, свободно установленная на валу 2;
5 - коническая шестерня, расположенная напротив шестерни 4 и закрепленная на первичном валу 6;
6 - первичный вал МРК;
7 - шестерня взаимосвязи шестерен 4 и 5, установленная на оси;
8 - ось шестерни 7;
9 - трехпозиционная муфта реверса R, расположенная на зубчатом венце 3;
10 - вторичный вал;
11-15 - шестерни, свободно установленные на первичном валу 6;
16 - верхний трубчатый вал блока шестерен 14 и 15;
17-21 - шестерни, свободно установленные на вторичном валу 10, зацепленные с шестернями 11-15 соответственно;
22 - нижний трубчатый вал блока шестерен 17 и 18;
23 - зубчатый венец первичного вала 6 между шестернями 11 и 12;
24 (А) - трехпозиционная муфта переключения, расположенная на зубчатом венце 23;
25 и 26 - верхние муфты, установленные на зубчатых венцах между шестернями 12-14;
27 и 28 - нижние противоположно развернутые муфты, установленные на зубчатых венцах между шестернями 18-20;
29 и 30 - вилки переключения муфт 25-27 и 26-28;
31 - зубчатый венец между шестернями 20 и 21, с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения;
32 (D) - трехпозиционная муфта переключения на зубчатом венце 31;
33 - трубчатый вал привода корпуса центрального дифференциала;
34 - корпус центрального межтележечного конического симметричного дифференциала;
35 - крестовина сателлитов;
36 - сателлиты на осях крестовины 35;
37 - коническая шестерня, закрепленная на вторичном валу 10 - валу привода передней тележки мостов ведущих колес;
38 - коническая шестерня, закрепленная на валу 39 привода задней тележки мостов ведущих колес;
39 - вал привода задней тележки мостов ведущих колес;
40 - зубчатый венец, закрепленный на валу 39;
41 - короткий трубчатый вал выхода корпуса 34;
42 - зубчатый венец, закрепленный на трубчатом валу 41;
43 - муфта блокировки центрального дифференциала 34 на зубчатом венце 42;
44 - карданная передача привода вала 45;
45 - вал привода крестовины 46 сдвоенного дифференциала;
46 - корпус редуктора передней тележки мостов ведущих колес;
47 - оси крестовины с сателлитами 48 сдвоенного дифференциала;
48 - сателлиты малого диаметра, зацепленные с коническими шестернями 49 и 50;
49 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на валу 51;
50 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на трубчатом валу;
51 - вал от шестерни 49 к шестерне 52;
52 - коническая шестерня, закрепленная на другом конце вала 51;
53 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 52;
54 - вал привода правого переднего колеса передней тележки мостов;
55 - трубчатый вал от шестерни 50 к шестерне 56;
56 - коническая шестерня, закрепленная на валу 55;
57 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 56;
58 - вал привода левого заднего колеса передней тележки мостов;
59 - ось крестовины 46 с сателлитами 60 большого диаметра;
60 - сателлиты большого диаметра, зацепленные с коническими шестернями 61 и 62;
61 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на коротком трубчатом валу 63;
62 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на коротком аксиальном валу 64;
63 - короткий трубчатый вал;
64 - короткий аксиальный вал;
65 - коническая шестерня, закрепленная на другом конце вала 63;
66 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 65;
67 - вал привода левого переднего колеса передней тележки мостов;
68 - коническая шестерня, закрепленная на другом конце вала 64;
69 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 68;
70 - вал привода правого заднего колеса передней тележки мостов;
71 - карданная передача привода вала 72;
72 - вал привода крестовины сдвоенного дифференциала задней тележки мостов ведущих колес;
73 - корпус редуктора задней тележки мостов ведущих колес;
74 - ось крестовины с сателлитами 75 малого диаметра;
75 - сателлиты малого диаметра, зацепленные с коническими шестернями 76 и 77;
76 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на валу 78;
77 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на трубчатом валу;
78 - вал от шестерни 76 к шестерне 79;
79 - коническая шестерня, закрепленная на другом конце вала 78;
80 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 79;
81 - вал привода левого заднего колеса задней тележки мостов;
82 - трубчатый вал от шестерни 77 к шестерне 83;
83 - коническая шестерня, закрепленная на трубчатом валу 82;
84 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 83;
85 - вал привода правого переднего колеса задней тележки мостов;
86 - ось крестовины 73 с сателлитами 87 большого диаметра (см. фиг. 4);
87 - сателлиты большого диаметра, зацепленные с коническими шестернями 88 и 89;
88 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на коротком трубчатом валу 90;
89 - коническая шестерня дифференциала, закрепленная на коротком аксиальном валу 91;
90 - короткий трубчатый вал;
91 - короткий аксиальный вал;
92 - коническая шестерня, закрепленная на другом конце трубчатого вала 90;
93 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 92;
94 - вал привода правого заднего колеса задней тележки мостов;
95 - коническая шестерня, закрепленная на другом конце аксиального вала 91;
96 - коническая шестерня, зацепленная с шестерней 95;
97 - вал привода левого переднего колеса задней тележки мостов;
98 - зубчатый венец, закрепленный на шестерне 65 трубчатого вала 63;
99 - зубчатый венец, закрепленный на валу 51;
100 - муфта блокировки сдвоенного дифференциала передней тележки на зубчатом венце 98.
101 - зубчатый венец, закрепленный на шестерне 92 трубчатого вала 90;
102 - зубчатый венец, закрепленный на валу 78;
103 - муфта блокировки сдвоенного дифференциала задней тележки на зубчатом венце 101.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЕС | 2023 |
|
RU2803226C1 |
Диагональный привод ведущих колес | 2020 |
|
RU2740523C1 |
Диагональный привод шести ведущих колес | 2020 |
|
RU2740524C1 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2171187C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2000 |
|
RU2176193C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2023 |
|
RU2805421C1 |
ПРИВОД ВЕДУЩИХ МОСТОВ | 1998 |
|
RU2143351C1 |
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка | 2020 |
|
RU2755557C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2183565C2 |
Изобретение относится к диагональному приводу ведущих колес тележек мостов от сдвоенных симметричных конических дифференциалов при независимой подвеске колес. На одной оси крестовины сдвоенного симметричного конического дифференциала установлены сателлиты малого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач. На другой оси крестовины этого дифференциала установлены сателлиты большого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач левого переднего и правого заднего колес каждой тележки мостов, получающих привод от центрального межтележечного симметричного конического дифференциала многоступенчатой раздаточной коробки. Достигается улучшение эксплуатационных и компоновочных характеристик автомобиля. 4 ил.
Диагональный привод восьми ведущих колес, содержащий многоступенчатую раздаточную коробку, дифференциалы, имеющие водило с осями, установленными на них сателлитами, зацепленными с шестернями, закрепленными на валах привода главных передач ведущих колес, расположенными по диагонали, например, от сателлитов первого ряда - левого переднего и правого заднего колес; от сателлитов второго ряда - правого переднего и левого заднего колес, отличающийся тем, что все дифференциалы симметричные конические, выходные валы центрального межтележечного дифференциала карданными передачами соединены с валами, на которых закреплены крестовины сдвоенных дифференциалов, на одной оси каждой крестовины установлены сателлиты малого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач, например, правого переднего и левого заднего колес; на другой оси крестовины этого дифференциала установлены сателлиты большого диаметра, зацепленные с коническими колесами, закрепленными на валах привода главных передач левого переднего и правого заднего колес; привод центрального дифференциала состоит из редуктора реверса с коническими шестернями и двухвальной многоступенчатой раздаточной коробки, на входном валу редуктора реверса закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, расположенный между двумя шестернями с зубчатыми венцами, зацепленными через шестерню взаимосвязи, ведомая коническая шестерня закреплена на входе первичного вала, параллельно ему установлен вторичный вал, на валах свободно установлены пять пар шестерен, на зубчатых венцах средних пар шестерен расположены противоположно развернутые муфты одностороннего действия двухпозиционных муфт, взаимосвязанных общей вилкой переключения, на каждом валу крайние пары шестерен трубчатыми валами объединены в блоки, напротив блока шестерен вторичного вала на первичном валу закреплен зубчатый венец с расположенной на нем трехпозиционной муфтой переключения, напротив блока шестерен первичного вала расположена трехпозиционная муфта, зубчатый венец которой закреплен на трубчатом валу привода корпуса центрального дифференциала.
Трансмиссия многоколесного транспортного средства | 1989 |
|
SU1664607A1 |
Диагональный привод шести ведущих колес | 2020 |
|
RU2740524C1 |
WO 2009124018 A3, 08.10.2009 | |||
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ В ЛИТОМ КОРПУСЕ | 2016 |
|
RU2623500C1 |
Авторы
Даты
2024-07-19—Публикация
2022-10-27—Подача