Способ снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата Российский патент 2024 года по МПК F01D25/30 

Описание патента на изобретение RU2823757C1

Способ снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата.

Изобретение относится к области турбостроения и предназначено для отвода продуктов сгорания углеводородного топлива из силовых турбин газоперекачивающих агрегатов и энергетических установок в атмосферу.

Известен способ снижения гидравлических потерь в выхлопном тракте газотурбинной установки и осерадиальный диффузор силовой турбины для его осуществления, выбранный заявителем в качестве прототипа, заключающийся в снижении скорости потока выхлопных газов, горизонтально выходящих из силовой турбины в осевую часть осерадиального диффузора за счет расширения потока в кольцеобразном осевом канале, с последующим поворотом потока газов на 90 градусов в радиальной части, причем, поток выхлопных газов, выходящих из нижней половины осевой части осерадиального диффузора, отражают от задней стенки радиальной части осерадиального диффузора и подают на наклонную газоотбойную пластину, установленную и закрепленную на кромке кососрезанного осевого диффузора, при помощи которой отражают поток газов в направлении выхода из шахты выхлопа, чем обеспечивают обдув мест возникновения и локализации вихревых трубок в верхней части осевого диффузора и снижают вихреобразование на его кромке; при этом для ликвидации вихреобразования в прямых углах передней стенки радиальной части осерадиального диффузора используют вертикально направленный поток, исходящий из щелевых каналов, расположенных у боковых стенок радиальной части осерадиального диффузора [патент Российской Федерации RU № 2654556, МПК F01D 25/30, опубл. 21.05.2018, бюл. № 15].

Недостатками прототипа являются:

- устройство не предусмотрено для работы на действующих ГПА, например, ГПА-Ц25НК.Р.С, ГТНР-25И, ГТК-25ИР, т.к. областью применения значатся новые агрегаты и агрегаты, которые планируется подвергнуть комплексному восстановительному ремонту для увеличения ресурса;

- отклонение газоотвода относительно газотурбинного двигателя при знакопеременных тепловых нагрузках (тепловых расширениях) и воздействия реактивной силы от газового потока на корпус газоотвода при его выходе из корпуса, что также обусловлено недостаточной жесткостью стенок корпуса газоотвода в момент выхода отработанных газов из диффузора в корпус газоотвода;

- повышенное противодавление на выходе отработанных газов из диффузора в корпус газоотвода;

- невозможность применения выхлопных шахт с горизонтальным подъемом.

Технической проблемой заявляемого технического решения является создание способа, обеспечивающего снижение аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата по сравнению с прототипом.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в снижении аэродинамического сопротивления при выходе отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата.

Технический результат в способе снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата, включающем поступление потока газов в диффузор, поворот потока газов на 90 градусов в радиальной части, достигается тем, что большую часть отработанных газов, контактирующую с раструбом конической формы, с минимальной потерей скорости меняющую свое направление на 90 градусов в корпусе перемещают в сторону выходного окна и выводят из корпуса в атмосферу, оставшуюся часть потока отработанных газов за счет рассекателя разбивают на два отдельных потока, которые с высокой скоростью огибают диффузор и отражатель газового потока, и параллельными потоками направляют к выходному окну.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами.

На фигурах представлена схема устройства снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата, где: 1 - корпус; 2 - выходное окно; 3 - диффузор; 4 - рассекатель; 5 - распорки; 6 - рама; 7 - передняя стенка; 8 - задняя стенка; 9 - С-образная стенка; 10 - опоры; 11 - отражатель газового потока; 12 - отбойник; 13 - раструб; 14, 15 - стыковочные фланцы.

Газоотвод газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с выходным окном 2 для отработанных газов, диффузор 3, рассекатель 4, распорки 5.

Корпус 1 содержит раму 6, переднюю 7, заднюю 8 и С-образную 9 стенки. Вогнутая сторона С-образной стенки 9 направлена в сторону выходного окна 2 корпуса 1. На передней 7 и задней 8 стенках симметрично от оси симметрии корпуса 1 смонтированы опоры 10.

Диффузор 3 смонтирован по оси симметрии внутренней полости корпуса 1 между передней 7 и задней 8 стенками и выполнен в виде усеченного конуса, боковые образующие которого имеют вогнутую форму в направлении оси его вращения. Диффузор 3 большим основанием направлен в сторону потока выходящих отработанных газов.

Рассекатель 4 имеет каплевидную форму, а нижняя его часть имеет форму сегмента. Рассекатель 4 установлен на боковой образующей усеченного конуса диффузора 3 по его высоте. Выпуклая сторона сегмента рассекателя 4 обращена в сторону образующей усеченного конуса диффузора 3. Большая сторона рассекателя 4 направлена в сторону потока выходящих отработанных газов.

Во внутренней полости корпуса 1 на внутренней стороне С-образной стенки 9 жестко смонтирован отражатель газового потока 11, в поперечном сечении имеющий форму равнобедренного треугольника. Вершина отражателя газового потока 11 совпадает с осью симметрии газоотвода и направлена в сторону выходного окна 2 корпуса 1 с возможностью отражения и перенаправления отработанных газов, перемещающихся во внутренней полости корпуса, для исключения «застойных» зон и обеспечения направленной циркуляции отработанных газов в сторону выходного окна 2.

Во внутренней полости корпуса 1 по периметру соединения задней 8 и С-образной 9 стенок смонтирован отбойник 12.

Во внутренней полости корпуса 1 установлен раструб 13 конической формы и меньшим основанием жестко соединен с передней стенкой 7 корпуса 1, причем большее основание раструба 13 диагонально усечено под острым углом в направлении выходного окна 2 корпуса 1, а на меньших основаниях диффузора 3 и раструба 13 смонтированы стыковочные фланцы 14 и 15.

Рассекатель 4 установлен по оси симметрии диффузора 3 и направлен в сторону вершины отражателя газового потока 11.

В частности, отражатель газового потока 11 в поперечном сечении может иметь форму равнобедренного треугольника, равные катеты которого выполнены симметрично изогнутыми к основанию, а вершина отражателя совпадает с осью симметрии газоотвода и направлена в сторону выходного окна 2 корпуса 1.

В частности, отбойник 12, смонтированный по периметру соединения задней 8 и С-образной 9 стенок, в поперечном сечении может иметь форму прямоугольного треугольника.

В одном из вариантов отбойник 12 в поперечном сечении может также иметь форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого выполнена цилиндрически изогнутой внутрь и вогнутой стороной быть направлена во внутреннюю полость корпуса 1 газоотвода.

Рассмотрим осуществление предлагаемого способа снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата, посредством работы устройства, представленного на фиг. 1-5.

В процессе работы газотурбинный двигатель выделяет отработанные газы, которые с высокой температурой до 780 К и высокой скоростью до 100 м/с поступают в диффузор 3 и распределяются во внутренней полости корпуса 1.

Большая часть отработанных газов, контактируя с раструбом 13 конической формы, причем большее основание раструба 13 диагонально усечено и под острым углом направлено в сторону выходного окна 2, с минимальной потерей скорости меняет свое направление на 90 градусов в корпусе 1 и перемещается в сторону выходного окна 2 и выходит из корпуса 1 в атмосферу.

Оставшаяся часть потока отработанных газов за счет рассекателя 4 разбивается на два отдельных потока, которые с высокой скоростью огибают диффузор 3 и отражатель газового потока 11, и параллельными потоками направляются к выходному окну 2.

Наличие диффузора 3 в виде усеченного конуса, смонтированного по оси симметрии внутренней полости корпуса 1, причем боковые образующие диффузора 3 имеют вогнутую форму в направлении оси его вращения, и большим основанием направленный в сторону потока выходящих отработанных газов позволяет эффективно и равномерно распределить отработанные газы во внутренней полости корпуса 1, тем самым, снизить аэродинамическое сопротивление отработанных газов при перемещении в сторону выходного окна 2.

Наличие раструба 13 конической формы, большее основание которого диагонально усечено под острым углом в направлении выходного окна 2 корпуса 1, позволяет с минимальной потерей скорости отработанных газов изменить их направление на 90 градусов в корпусе 1 и с минимальным аэродинамическим сопротивлением направить в сторону выходного окна 2.

Наличие рассекателя 4 позволяет разбить отработанные газы на два отдельных потока в обратной от выходного окна 2 стороне корпуса 1 и совместно с отражателем газового потока 11 позволяет предотвратить поперечное движение и перемешивание потока отработанных газов в «теневой зоне» корпуса 1, тем самым минимизировать аэродинамическое сопротивление отработанных газов.

Выполнение рассекателя 4 каплевидной формы, причем его нижняя его часть имеет форму сегмента и установлена на боковой образующей усеченного конуса диффузора 3, также минимизирует аэродинамическое сопротивление отработанных газов при их движении по вогнутой поверхности диффузора 3 и при разделении на два отдельных потока в обратной от выходного окна 2 стороне корпуса 1.

Выполнение стенки 9 С-образной формы, а также установка на вогнутой ее части отражателя газового потока 11, в поперечном сечении имеющего форму равнобедренного треугольника, причем вершина отражателя газового потока 11 совпадает с осью симметрии газоотвода и направлена в сторону выходного окна 2, позволяет не только отразить, но и перенаправить поток отработанных газов в сторону выходного окна 2. Это также позволяет исключить «застойные» зоны и обеспечить направленную циркуляцию отработанных газов.

Наличие во внутренней полости корпуса 1 отбойника 12, смонтированного по периметру соединения задней 8 и С-образной 9 стенок, также позволяет исключить «застойные» зоны при движении отработанных газов в корпусе 1, тем самым, минимизировать их аэродинамическое сопротивление в углах корпуса 1.

Выполнение отражателя газового потока 11 в форме равнобедренного треугольника, равные катеты которого выполнены симметрично изогнутыми к основанию, а вершина отражателя совпадает с осью симметрии газоотвода и направлена в сторону выходного окна 2 корпуса 1, также позволяет исключить «застойные» зоны и обеспечить направленную циркуляцию отработанных газов в сторону выходного окна 2 и обеспечить снижение аэродинамического сопротивления при выходе отработанных газов.

Практическая реализация заявляемого изобретения позволяет снизить аэродинамическое сопротивление отработанных газов при их выходе из газоотвода газотурбинного двигателя.

Похожие патенты RU2823757C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ВЫХЛОПНОМ ТРАКТЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И ОСЕРАДИАЛЬНЫЙ ДИФФУЗОР СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Зарипов Юлай Мидхатович
  • Халиуллин Рузиль Сахиуллович
RU2654556C2
УСТРОЙСТВО ОТВОДА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2021
  • Сомкин Сергей Александрович
  • Никифоров Тимофей Вячеславович
RU2775619C1
ВЫХЛОПНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОМАШИНЫ 2012
  • Кесель Борис Александрович
  • Кандаков Юрий Владимирович
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Попов Евгений Степанович
  • Явкин Владимир Борисович
  • Давлетшин Ильдар Салихзянович
RU2504665C1
Улитка для выхлопных газов газотурбинного двигателя 2017
  • Назаров Эдуард Борисович
RU2676907C1
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), тракт выхлопа ГПА (варианты), выхлопная труба ГПА и блок шумоглушения выхлопной трубы ГПА 2018
  • Арефьев Михаил Романович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Сабиров Айрат Байзавиевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2684297C1
ГАЗООТВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2001
  • Кустов Ю.И.
  • Баянкина А.А.
  • Рыженков В.И.
RU2226610C2
Выхлопное устройство газоперекачивающего агрегата 2020
  • Назаров Эдуард Борисович
RU2762816C1
Система выхлопа 2015
  • Ермошин Алексей Николаевич
  • Погребнова Ольга Викторовна
  • Злобин Сергей Владимирович
RU2606298C1
ВЫХЛОПНАЯ УЛИТКА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 1999
  • Карандашов Б.М.
  • Митин Е.М.
RU2209319C2
ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО 2022
  • Назаров Эдуард Борисович
RU2789113C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 823 757 C1

Реферат патента 2024 года Способ снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата

Изобретение относится к области турбостроения и предназначено для отвода продуктов сгорания углеводородного топлива из силовых турбин газоперекачивающих агрегатов и энергетических установок в атмосферу. Технической проблемой заявляемого технического решения является создание способа, обеспечивающего снижение аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата по сравнению с прототипом. Проблема решается в способе снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата, включающем поступление потока газов в диффузор, поворот потока газов на 90 градусов в радиальной части, достигается тем, что большую часть отработанных газов, контактирующую с раструбом конической формы, с минимальной потерей скорости меняющую свое направление на 90 градусов в корпусе, перемещают в сторону выходного окна и выводят из корпуса в атмосферу, оставшуюся часть потока отработанных газов за счет рассекателя разбивают на два отдельных потока, которые с высокой скоростью огибают диффузор и отражатель газового потока, и параллельными потоками направляют к выходному окну. Технический результат заявляемого изобретения заключается в снижении аэродинамического сопротивления при выходе отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 823 757 C1

Способ снижения аэродинамического сопротивления отработанных выхлопных газов в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата, включающего газоотвод газотурбинного двигателя, содержащий корпус с выходным окном для отработанных газов, диффузор, рассекатель, распорки, отличающийся тем, что корпус содержит раму, переднюю, заднюю и С-образную стенки, вогнутая сторона С-образной стенки направлена в сторону выходного окна, диффузор смонтирован по оси симметрии внутренней полости корпуса между передней и задней стенками и выполнен в виде усеченного конуса, боковые образующие которого имеют вогнутую форму в направлении оси его вращения, и большим основанием направлен в сторону потока выходящих отработанных газов, рассекатель, имеющий каплевидную форму, а нижняя его часть имеет форму сегмента, установлен на боковой образующей усеченного конуса диффузора по его высоте, причем большая сторона рассекателя направлена в сторону потока выходящих отработанных газов, а выпуклой стороной сегмента обращена в сторону образующей усеченного конуса, во внутренней полости корпуса на внутренней стороне С-образной стенки жестко смонтирован отражатель газового потока, в поперечном сечении имеющий форму равнобедренного треугольника, вершина которого совпадает с осью симметрии газоотвода и направлена в сторону выходного окна корпуса с возможностью отражения и перенаправления отработанных газов, перемещающихся во внутренней полости корпуса, для исключения «застойных» зон и обеспечения направленной циркуляции отработанных газов в сторону выходного окна, во внутренней полости корпуса по периметру соединения задней и С-образной стенок смонтирован отбойник, во внутренней полости корпуса установлен раструб конической формы и меньшим основанием жестко соединен с передней стенкой корпуса, причем большее основание раструба диагонально усечено под острым углом в направлении выходного окна корпуса, а на меньших основаниях диффузора и раструба смонтированы стыковочные фланцы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2823757C1

Способ предотвращения неравномерных осадок зданий в зоне вечной мерзлоты 1958
  • Гендель Э.М.
SU149353A1
УСТРОЙСТВО ОТВОДА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2021
  • Сомкин Сергей Александрович
  • Никифоров Тимофей Вячеславович
RU2775619C1
Выхлопное устройство турбомашины 2002
  • Баяндин А.Я.
  • Ведерников А.П.
  • Кокшаров Н.Л.
  • Сероваев С.Г.
  • Смирнов В.С.
RU2220285C2
CN 116181488 A, 30.05.2023
ГАЗООТВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2001
  • Кустов Ю.И.
  • Мельничук В.Г.
  • Будусов В.Г.
  • Рыженков В.И.
  • Бизунков С.И.
RU2202697C2
Холодная ртутно-кварцевая лампа с питанием ультравысокой частотой через один электрод 1949
  • Акопов А.Я.
  • Бульба-Попков В.С.
  • Гринфельд И.И.
SU109218A1
МНОГОКАНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СЧИТЫВАНИЯ ДЛЯ ФОТОПРИЕМНИКОВ 2007
  • Ли Ирлам Игнатьевич
RU2357323C1

RU 2 823 757 C1

Авторы

Чучкалов Михаил Владимирович

Саляхов Рамис Харисович

Кайдаш Александр Сергеевич

Богданов Алексей Васильевич

Даты

2024-07-29Публикация

2023-09-27Подача