Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для определения мощности потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения.
Известен способ определения мощности потерь энергии в подшипниках качения, согласно которому мощность потерь энергии в подшипнике качения определяется как произведение суммы моментов инерции системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта, движущиеся элементы подшипника качения» на сумму угловой скорости и половины приращения угловой скорости за период, в течение которого определено угловое ускорение системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта, движущиеся элементы подшипника качения», с учетом приведенного момента инерции сопротивления качению на разность углового ускорения системы движущихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта» и углового ускорения системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта, движущиеся элементы подшипника качения», определенного с учетом приведенного момента инерции сопротивления качению [1. Патент RU 2507493 C2, МПК G01M 1/10, опубл. 27.11.2013].
Недостатком известного способа является сложность определения мощности потерь энергии в подшипниках качения, а также то, что мощность потерь энергии определяется не в условиях эксплуатации, а на специальном стенде.
Известен способ определения мощности потерь энергии в подшипниках качения, в котором определяют частоту вращения внутреннего кольца подшипника, результирующую нагрузку на подшипник и находят мощность потерь энергии по формуле где - приведенный коэффициент трения, - внутренний диаметр подшипника [2. Кошель В.М. Подшипники качения. - Мн.: Наука и техника, 1993. - 255 c. - C. 64].
Недостатком известного способа является недостаточная точность определения мощности потерь энергии в подшипниках качения, так как известный способ позволяет определять лишь мощность, расходуемую на трение в подшипниках вследствие проскальзывания тел качения. При этом не учитывают потери энергии на приведение в движение самих тел качения с учетом их инерционных характеристик, формы и размеров.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение точности определения мощности потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения.
Технический результат достигается тем, что в способе определения мощности потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения, в котором определяют частоту вращения подвижного кольца подшипника, результирующую нагрузку на подшипник и определяют мощность потерь энергии, мощность потерь энергии определяют по формуле:
где - диаметр дорожки качения подвижного кольца подшипника, мм;
- частота вращения подвижного кольца подшипника, ;
- коэффициент трения качения между телами качения-шариками и кольцами подшипников,
мм;
- диаметр тел качения-шариков, мм;
- результирующая нагрузка на подшипник, Н.
На фиг. 1 изображен шариковый радиальный подшипник. Подшипник состоит из наружного кольца 1, внутреннего кольца 2, тел качения-шариков 3, размещенных между ними в дорожках качения. Причем, - диаметр дорожки качения внутреннего кольца, - диаметр дорожки качения наружного кольца подшипника. Внутреннее кольцо 2 установлено на конце вала 4, вращающегося с частотой . Наружное кольцо 1 неподвижно. Подшипник воспринимает радиальную нагрузку .
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Определяют диаметр дорожки качения подвижного кольца подшипника. Это можно сделать по формуле
где и - внутренний и наружный диаметр подшипника соответственно (фиг. 1).
Знак «+» в формуле (2) ставится, когда подвижным является наружное кольцо подшипника (), знак «-» - внутреннее кольцо (). Частоту вращения подвижного кольца подшипника .определяют из кинематического расчета устройства, на одном из валов которого установлены данные подшипники, или путем измерения (например, с помощью тахометра). Диаметр тел качения-шариков определяют по стандарту на данный подшипник. Коэффициент трения качения , входящий в формулу (1), зависит от материала трущихся тел, состояния поверхностей соприкосновения, а также от их размеров. Для шариковых подшипников [3. Интернет, табл. на сайте. Коэффициенты трения <freza-chpu.ru/koyffitsienty-treniya.html>]. Результирующая нагрузка на подшипник может быть найдена, например, расчетным путем с учетом особенностей работы деталей (зубчатых колес, шкивов ременных передач, звездочек цепных передач, полумуфт), расположенных на валах, где установлены данные подшипники.
После определения значений всех величин, входящих в формулу (1), определяют мощность потерь энергии в подшипниках.
Например, определим мощность потерь энергии в подшипнике № 206 по ГОСТ 8338-75. Внутренний диаметр подшипника , наружный диаметр . Диаметр шариков . Подшипник воспринимает радиальную нагрузку . Внутреннее кольцо подшипника вращается с частотой , наружное кольцо неподвижно.
Диаметр дорожки качения подвижного внутреннего кольца подшипника определим по формуле (2):
Примем, согласно [3], коэффициент трения качения .
По формуле (1) определим мощность потерь энергии в данном подшипнике
Среднее значение мощности потерь энергии в подшипнике .
Определим теперь мощность потерь энергии в данном подшипнике используя способ [2]. В этом случае приведенный коэффициент трения [4. Перель Л.Я., Филатов А.А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1992. - 608 с. - С. 432]. Остальные величины известны. Тогда
Полученное значение почти на порядок меньше минимального значения, найденного с помощью предлагаемого способа. Поэтому заявляемый способ гораздо точнее известного способа [2], поскольку учитывает мощность потерь энергии на приведение в движение самих тел качения с учетом их инерционных характеристик, формы и размеров, то есть все особенности работы подшипникового узла.
По сравнению с известным способом [1] предлагаемый способ значительно проще, позволяет определять мощность потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках непосредственно в условиях эксплуатации.
Заявляемый способ может быть также использован для определения коэффициента полезного действия шариковых радиальных подшипников. Для этого, кроме величин, входящих в формулу (1), необходимо также определить момент от рабочей нагрузки на валу, где установлены подшипники. Например, если на валу расположено зубчатое колесо, то это произведение окружной силы в зацеплении на радиус делительной окружности колеса. Откуда по известной формуле может быть найдена полезная мощность на данном валу: . Далее, путем суммирования мощности потерь энергии в подшипниках с полезной мощностью, определяется общая мощность , а затем и коэффициент полезного действия пары подшипников, на которых расположен вал:
Являясь опорами вала, шариковые радиальные подшипники воспринимают нагрузки, действующие на него. Нагрузки радиальные и осевые. Причем коэффициент полезного действия подшипников, воспринимающих одновременно и радиальную и осевую силу будет меньше, чем у подшипников, воспринимающих только радиальную нагрузку, при одинаковой частоте вращения подвижных колец и полезной мощности на валу, так как увеличится результирующая нагрузка и мощность потерь энергии в подшипниках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Роликовый подшипник | 2015 |
|
RU2613549C1 |
Устройство для измерения крутящего момента | 1990 |
|
SU1774196A1 |
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ | 2007 |
|
RU2391570C2 |
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ ЧИСТОГО КАЧЕНИЯ НА БАЗЕ СТАНДАРТНЫХ ТЕЛ КАЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2469218C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1997 |
|
RU2138704C1 |
ПЕРЕДАЧА И ПРИВОД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ С ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТЬЮ | 2004 |
|
RU2315216C9 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2350920C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ШАРИКОПОДШИПНИКАХ | 2010 |
|
RU2432560C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2269684C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2319046C2 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для определения мощности потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения. Способ заключается в том, что мощность потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения определяется в соотношении от диаметра дорожки качения подвижного кольца подшипника, частоты вращения подвижного кольца подшипника, коэффициента трения качения между телами качения-шариками и кольцами подшипников, диаметра тел качения-шариков, результирующей нагрузки на подшипник. Технический результат заключается в повышении точности определения мощности потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения. 1 ил.
Способ определения мощности потерь энергии в шариковых радиальных подшипниках качения, в котором определяют частоту вращения подвижного кольца подшипника, результирующую нагрузку на подшипник и определяют мощность потерь энергии, отличающийся тем, что мощность потерь энергии определяют по формуле:
где
dп – диаметр дорожки качения подвижного кольца подшипника, мм;
nп – частота вращения подвижного кольца подшипника, мин-1;
k – коэффициент трения качения между телами качения-шариками и кольцами подшипников, мм;
Dw – диаметр тел качения-шариков, мм;
Fp – результирующая нагрузка на подшипник, Н.
Кошель В.М | |||
Подшипники качения | |||
- Мн.: Наука и техника, 1993 | |||
Гудок | 1921 |
|
SU255A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ В ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ | 2012 |
|
RU2507493C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА | 2010 |
|
RU2444712C1 |
EP 3020122 A2 18.05.2016. |
Авторы
Даты
2024-07-30—Публикация
2024-02-01—Подача