Способ и устройство проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте Российский патент 2024 года по МПК B64F5/60 G01M3/02 

Описание патента на изобретение RU2824231C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к устройствам поверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) на самолетах любого типа, вместительности и назначения (пассажирского, транспортного) на земле и в полете.

Уровень техники

Дренажные системы (ДС) предназначены для сбора и удаления утечек и остатков рабочих жидкостей (РЖ) - топлива, масла, гидрожидкости.

Для подтверждения, что система выполняет свои функции и ее параметры соответствуют требованиям технического задания и норм годности во всей области условий эксплуатации самолета или системы, а также для подтверждения, что система при своей работе не оказывает неблагоприятного влияния на работу других систем и оборудования самолета (а также отсутствие неблагоприятного влияния других систем на испытываемую), проводят летные испытания (https://studfile.net/preview/2592492/page:25/).

В настоящее время, для всех типов пассажирских и транспортных самолетов для демонстрации того, что конструкция и расположение точек дренажа ЛВЖ выполнены таким образом, что ЛВЖ при дренаже не попадает на конструкцию самолета, а в случае попадания не будет происходить ее возгорание, при летных испытаниях применяются различные устройства подачи красящей жидкости в точки дренажа.

Применяемые известные устройства содержат баллоны с красящей жидкостью, пиропатроны, пульт управления, исполнительный блок, соединительные жгуты и трубопроводы с распределительным коллектором, которые соединяют баллоны с форсунками, установленными в точках выброса красящей жидкости) (См. Т7.92.6695.100.000.99 «Установка системы подачи красителей» и РГТУ.МАТИ.160201.ДП.006.КО «Конструкция крепления огнетушителей»).

Недостатками известных решений являются пиропатроны в пироголовках, установленных на баллонах с красящей жидкостью, и невозможность подтверждения исправности пиропатронов перед их применением и невозможность контроля контакта пиропатрона с запалом пироголовки, и, как следствие, пониженная надежность срабатывания устройства из-за применения пиропатронов, что, в свою очередь, приводит к снижению достоверности результатов испытаний, проверку не более трех точек при одном испытании, повышенную трудоемкость при испытаниях самолета из-за необходимости применять специальную заправочную станцию с устройствами давления подачи растворителя для промывки и заправки баллонов красящей жидкостью и необходимость привлекать технический персонал высокой квалификации при проведении работ для повторного применения устройства подачи красящей жидкости в точки дренажа ЛВЖ после каждого полета самолета, при проведении работ возможно повреждение входящих в состав устройства комплектующих изделий, а также необходимость проведения трудоемкого комплекса работ на самолете по демонтажу/монтажу баллонов с красящей жидкостью, их промывки растворителем и заправки красящей жидкостью, замене пиропатронов, и промывке растворителем трубопроводов соединяющих баллоны с форсунками для удаления из них красящей жидкости.

Для проверки точек выброса красящей жидкости требуется совершить много полетов, причем после каждого полета требуется демонтировать баллоны с самолета для их промывки и заправки красящей жидкостью на заправочной станции и замены пиропатронов в пироголовках. Кроме того, на самолете необходимо промыть трубопроводы растворителем - удалить красящую жидкость из трубопроводов.

Раскрытие сущности изобретения

Задачей, решаемой заявленной группы изобретений, является создание многократно используемого устройства подачи красящей жидкости в точки дренажа ЛВЖ, выполненного с повышенной надежностью и достоверностью результатов при испытаниях самолета, при снижении трудоемкости и сокращении времени подготовки к испытаниям в составе самолета. Задачей также является оптимизация времени проведения испытаний и сокращении количества испытательных полетов за счет обеспечения возможности одновременной или последовательной проверки нескольких точек дренажа без необходимости демонтажа устройства с самолета и промывки баллонов перед проверкой следующей точки дренажа.

Технический результат заявленной группы изобретений заключается в повышении надежности функционирования устройства и повышения достоверности результатов при испытании самолета, а также в снижении трудоемкости и сокращении времени подготовки к испытаниям в составе самолета, и в сокращении времени проведения испытаний, и в сокращении количества испытательных полетов.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолете, содержащее соединенные каналами связи блок управления и индикации, блок коммутации и мониторинга, систему объективного контроля самолета и систему подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете, причем упомянутая система подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете содержит соединенные трубопроводами баллон с красящей жидкостью, баллон с газовоздушной смесью и баллон с растворителем, при этом баллон с красящей жидкостью соединен трубопроводом с точкой дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете, а баллон с растворителем соединен трубопроводом с баллоном с красящей жидкостью, при этом баллон с газовоздушной смесью соединен трубопроводами с баллоном с красящей жидкостью и с баллоном с растворителем с возможностью вытеснения красящей жидкости и растворителя под давлением газовоздушной смеси в точку дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете, а на упомянутых трубопроводах установлены отсечные и распределительные устройства, выполненные с возможностью перекрытия и распределения потоков по трубопроводам по сигналам, поступающим от блока коммутации и мониторинга, а также установлены устройства измерения давления, и устройства измерительные, при этом измерительные устройства соединены посредством каналов связи с блоком коммутации и мониторинга.

В частном случае реализации заявленного технического решения устройства отсечные выполнены в виде электромеханических кранов и/или в виде кранов вентильного типа.

В частном случае реализации заявленного технического решения упомянутый баллон с газовоздушной смесью, упомянутый баллон с красящей жидкостью и упомянутый баллон с растворителем снабжены заправочными трубопроводами, на каждом из которых установлены заправочные штуцеры, при этом заправочный трубопровод баллона с газовоздушной смесью дополнительно содержит отсечное устройство и устройство измерения давления.

В частном случае реализации заявленного технического решения система подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете дополнительно снабжена устройством регулирования давления газовоздушной смеси, сообщенным с устройствами измерения давления газовоздушной смеси.

В частном случае реализации заявленного технического решения устройство регулирования давления газовоздушной смеси выполнено в виде калибровочной шайбы, редуктора мембранного типа, или вентиля мембранного типа с возможностью настройки давления газовоздушной смеси.

В частном случае реализации заявленного технического решения в точке дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете установлена форсунка.

В частном случае реализации заявленного технического решения блок коммутации и мониторинга выполнен в виде устройства, преобразовывающего сигналы, поступающие от измерительных устройств, блока управления и индикации с формированием и выдачей управляющих сигналов на отсечные устройства для подачи под давлением газовоздушной смеси в баллон с красящей жидкостью и информации в блок управления и индикации о режиме работы устройства, соединенного каналом выдачи информации с системой объективного контроля самолета.

В частном случае реализации заявленного технического решения блок коммутации и мониторинга выполнен с возможностью обработки информации от измерительных устройств и блока управления и индикации и обеспечения алгоритмов управления системой подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей.

В частном случае реализации заявленного технического решения система подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей дополнительно снабжено точкой воздушного дренажа, к которой посредством трубопроводов подключены упомянутые баллоны.

Указанный технический результат также достигается тем, что способ проверки безопасности дренажей на самолете с помощью устройства по п.1, включает этапы, на которых: осуществляют заправку баллонов красящей жидкостью, газовоздушной смесью и растворителем, при этом осуществляют контроль давления газовоздушной смеси в баллоне с газовоздушной смесью, осуществляют проведение испытательного полета самолета, в процессе испытательного полета самолета осуществляют подачу красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете, при этом подачу красящей жидкости в точки дренажа осуществляют путем вытеснения газовоздушной смесью красящей жидкости из соответствующего баллона в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей, производят осмотр всей внешней поверхности самолета по завершении испытательного полета самолета, осуществляют оценку картины разброса красящей жидкости по внешней поверхности самолета и определяют наличие или отсутствие путей утечек легковоспламеняющихся жидкостей на самолете по местам попадания красящей жидкости на наружную поверхность обшивки самолета и определяют вероятность возникновения пожара по следам красящей жидкости.

В частном случае реализации заявленного технического решения после проведения осмотра и оценки картины разброса красящей жидкости по поверхности обшивки самолета осуществляют промывку баллона с красящей жидкостью и трубопровода подвода красящей жидкости к точке дренажа легковоспламеняющихся жидкостей растворителем.

В частном случае реализации заявленного технического решения подачу красящей жидкости в несколько точек дренажа осуществляют одновременно или последовательно.

В частном случае реализации заявленного технического решения промывку баллона с красящей жидкостью и трубопровода подвода красящей жидкости к точке дренажа легковоспламеняющихся жидкостей осуществляют путем вытеснения из баллона растворителя в трубопровод, соединяющий баллон с растворителем с баллонном с красящей жидкостью и в трубопровод, соединяющий баллон с красящей жидкостью с точкой дренажа, при этом вытеснение растворителя осуществляют газовоздушной смесью, которую подают под давлением через трубопроводы в баллон с растворителем из баллона с газовоздушной смесью.

Краткое описание чертежей

Детали, признаки, а также преимущества настоящего изобретения следуют из нижеприведенного описания примеров реализации, заявленного технического решения с использованием чертежей, на которых показано:

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройство проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолете.

На фиг. 2 приведена часть принципиальной схемы устройства проверки безопасности двух точек дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете.

На фиг. 3 приведена часть принципиальной схемы устройства проверки безопасности пяти точек дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете.

На фиг. позициями обозначены следующие элементы конструкции:

1 - блок управления и индикации; 2 - блок коммутации и мониторинга; 3 - система объективного контроля самолета; 4 - баллон с газовоздушной смесью; 5 - баллон с красящей жидкостью; 6 - баллон с растворителем ;7 - форсунки; 8 - точка воздушного дренажа; 9 -устройство измерения давления; 10 - устройство измерения давления; 11 - устройство измерения давления; 12 - устройство измерения давления; 13 - первое измерительное устройство; 14 - второе измерительное устройство; 15 - первое отсечное устройство; 16 - второе отсечное устройство; 17 - третье отсечное устройство; 18 - устройство регулирования давления; 19 - четвертое отсечное устройство; 20 - пятое отсечное устройство; 21 - шестое отсечное устройство; 22 - седьмое отсечное устройство; 23 - восьмое отсечное устройство; 24 - девятое отсечное устройство; 25 - первое распределительное устройство; 26 - второе распределительное устройство; 27 - место подключения к трубопроводу (47); 28 - место ответвления трубопровода; 29 - место подключения к трубопроводу (47); 30 - ответвление трубопровода подвода газовоздушной смеси; 31 - соединение трубопровода подвода газовоздушной смеси с трубопроводом (55); 32 - трубопровод заправочный газовоздушной смеси; 33 - трубопровод заправочный красящей жидкости; 34 - трубопровод заправочный растворителя; 35 - заглушка на заправочном трубопроводе растворителя; 36 - заглушка на заправочном трубопроводе красящей жидкости; 37 - заглушка на заправочном трубопроводе газовоздушной смеси; 38 - выход баллона с газовоздушной смесью; 39 - выход баллона с красящей жидкостью ; 40 - выход баллона с красящей жидкостью; 41 - вход в баллон с красящей жидкостью; 42 - вход в баллон с красящей жидкостью ; 43 - вход в баллон с растворителем; 44 - вход в баллон с растворителем; 45 - выход из баллона с растворителем; 46 - выход из баллона с растворителем; 47 - трубопровод подвода газовоздушной смеси; 48 - трубопровод;49 - трубопровод воздушного дренажа; 50 - трубопровод воздушного дренажа баллона с красящей жидкостью; 51 - трубопровод воздушного дренажа баллона с растворителем; 52 - трубопроводы подвода растворителя; 53 - трубопровод подвода красящей жидкости к форсункам; 54 - трубопровод; 55 - трубопровод;56 - вход блока коммутации и мониторинга; 57 -вход блока коммутации и мониторинга; 58 - вход блока коммутации и мониторинга; 59 - вход блока коммутации и мониторинга; 60 - вход блока коммутации и мониторинга; 61 - выход блока коммутации и мониторинга;62 - выход блока коммутации и мониторинга; 63 - выход блока коммутации и мониторинга; 64 - выход блока коммутации и мониторинга; 65 - выход блока коммутации и мониторинга;66 - выход блока коммутации и мониторинга;67 - выход блока коммутации и мониторинга;68 - выход блока коммутации и мониторинга;69 - выход блока коммутации и мониторинга;70 - выход блока управления и индикации;71 - выход блока управления и индикации;72 - выход блока управления и индикации;73 - вход блока управления и индикации ;74 - вход блока управления и индикации;75 - вход блока управления и индикации ;76 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и отсечным устройством (16); 77 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и отсечным устройством (15);78 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и отсечным устройством (19); 79 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и отсечным устройством (23); 80 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и отсечным устройством (24); 81 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и измерительным устройством (14); 82 - канал связи между блоком коммутации и мониторинга и измерительным устройством (13).

Осуществление изобретения

Способ и устройство проверки безопасности точек дренажа ЛВЖ на самолете предназначены для выброса контрольной жидкости через дренажные отверстия и трубопроводы организованного дренажа за борт самолета с целью установления утечек воспламеняющихся жидкостей в полете по местам попадания контрольной жидкости на наружную поверхность обшивки самолета и подтверждения того, что вытекающая жидкость не проникает в воздухозаборники двигателей и другие отсеки самолета, попадание в которые может привести к возникновению пожара.

Устройство проверки безопасности дренажей ЛВЖ на самолете устанавливается в самолете в процессе проведения соответствующих летных испытаний по проверки безопасности точек дренажа легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ). После проведения испытаний устройство демонтируется с самолета и может быть применено для проведения испытаний других бортов.

В качестве контрольной жидкости использована красящая жидкость, в частности краска-эмаль различных цветов.

Далее по тексту подробно приведено описание устройства и способа проверки одной точки дренажа. Описание устройства проверки большего количества точек дренажа (см. фиг.2 и фиг.3) аналогичен приведенному ниже.

Устройство проверки безопасности дренажей ЛВЖ на самолете содержит соединенные между собой посредством электрических проводов блок управления и индикации (1), блок коммутации и мониторинга (2), систему подачи красящей жидкости в точки дренажа ЛВЖ и систему объективного контроля (3) самолета.

Система подачи красящей жидкости содержит соединенные трубопроводами баллон (5) с красящей жидкостью, баллон (4) с газовоздушной смесью и баллон (6) растворителем, установленные на трубопроводах отсечные и распределительные устройства, устройство регулирования давления, устройства измерения давления, устройства измерительные.

Более подробное описание устройства проверки безопасности дренажей ЛВЖ на самолете приведено далее по описанию.

Упомянутая система подачи красящей жидкости в точки дренажа, содержит закрепленные на раме и соединенные между собой посредством трубопроводов баллон (4), заправленный газовоздушной смесью, баллон (5), заправленный красящей жидкостью и баллон (6), заправленный растворителем.

При этом каждый упомянутый баллон (4), (5) и (6) снабжен заправочным трубопроводом (32), (33) и (34) соответственно, на которые после заправки системы установлены заглушки (37), (36) и (35) соответственно. При чем система подачи красящей жидкости выполнена с возможностью заправки красящей жидкости и растворителя в баллоны через заправочный трубопровод за счет дренирования баллонов, воздух из которых через трубопроводы поступает в точку воздушного дренажа (8), а также заправку баллона (4) газовоздушной смесью через заправочный трубопровод (32), при этом контролируется величина давления газовоздушной смеси.

Дополнительно система обеспечивает промывку растворителем баллона (5) с красящей жидкостью и трубопровода (53), по которому красящая жидкость подается к форсунке (7) в точке дренажа через отсечные и распределительные устройства путем вытеснения растворителя из баллона (6) газовоздушной смесью, поступающей под давлением из баллона (4) с газовоздушной смесью.

В качестве баллонов (4), (5) и (6) могут применяться стандартные шаровые или цилиндрические баллоны. Объем баллонов заранее рассчитан для выполнения функций одновременной или последовательной подачи красящей жидкости в точки дренажа ЛВЖ и промывки растворителем баллонов с красящей жидкостью (5) и трубопровода (53) по которому красящая жидкость подается к точкам дренажа.

Баллон (4) с газовоздушной смесью выполнен с одним выходом (38), подключенным к трубопроводу (47) подвода газовоздушной смеси.

Баллон (5) с красящей жидкостью снабжен двумя входами (41) и (42), при этом вход (42) подключен к трубопроводу заправочному (35), а вход (41) подключен к трубопроводу (54) подвода газовоздушной смеси к баллону (5) с красящей жидкостью. Баллон (5) с красящей жидкостью также снабжен двумя выходами (39) и (40), при этом выход (39) подключен к трубопроводу (53) подвода красящей жидкости к форсункам (7), а выход (40) подключен к трубопроводу (50) воздушного дренажа.

Баллон (6) с растворителем снабжен входом (43), подключенным к трубопроводу (34) заправочному, и двумя выходами (46) и (45), при этом выход (46) подключен к трубопроводу (52) подвода растворителя, а выход (45) подключен к трубопроводу (51) воздушного дренажа. Баллон (6) также снабжен выходом (44), соединенным трубопроводом (55), содержащим отсечное устройство (23), с измерительным устройством (14). Измерительное устройство (14) и отсечное устройство (23) соединены каналами связи (81) и (79) соответственно, в частности, электрическими проводами, с блоком коммутации и мониторинга (2). В частности, канал связи (81) подключен к входу (60) блока коммутации и мониторинга (2), а канал связи (79) подключен к выходу (69) упомянутого блока (2).

Трубопровод (53) подвода красящей жидкости от баллона (5) к форсункам (7) в точке дренажа ЛВЖ до упомянутой точки снабжен отсечным устройством (24) и измерительным устройством (13). Упомянутые отсечное устройство (24) и измерительное устройство (13) соединены каналами связи (80) и (82) соответственно, в частности, электрическими проводами с блоком коммутации и мониторинга (2). В частности, канал связи (80) подключен к выходу (61) блока коммутации и мониторинга (2), а канал связи (82) подключен к входу (56) упомянутого блока (2).

При этом, при необходимости одновременной или последовательной проверки двух точек дренажа трубопровод (53) подвода красящей жидкости от баллона (5) к форсункам (7) в точке дренажа ЛВЖ выполнен с ответвлением с образованием двух веток трубопровода (53), каждый из которых обеспечивает подвод красящей жидкости к форсунке, расположенной в точке дренажа, при этом каждая ветвь трубопровода (53) снабжена отсечным устройством (24) и измерительным устройством (13). (см.Фиг.2).

При этом при необходимости одновременной или последовательной проверки пяти точек дренажа трубопровод (53) подвода красящей жидкости от баллона (5) к форсункам (7) в точке дренажа ЛВЖ выполнен с ответвлением, с образованием пяти веток трубопровода (53), каждая из которых обеспечивает подвод красящей жидкости к форсунке, расположенной в точке дренажа, при этом каждая ветвь трубопровода (53) снабжена отсечным устройством (24) и измерительным устройством (13). (см. Фиг.3).

Таким образом, необходимости одновременной или последовательной проверки нескольких точек дренажа трубопровод (53) подвода красящей жидкости от баллона (5) к форсункам (7) в точке дренажа ЛВЖ выполняют ответвлением, с образованием количества веток трубопровода (53) равным количеству проверяемых точек дренажа.

Трубопровод (47) подвода газовоздушной смеси снабжен первым устройством измерения давления (9), размещенным непосредственно у баллона (4) с газовоздушной смесью. К трубопроводу (47) присоединен заправочный трубопровод (32) на котором установлено отсечное устройство (17). Место подключения упомянутого трубопровода (32) и упомянутого устройства измерения давления (9) к трубопроводу (47) обозначено на схеме цифрой (27). Далее по направлению от баллона (4) упомянутый трубопровод (47) содержит отсечное устройство (16), после которого трубопровод (47) имеет ответвление (28), соединяющее упомянутый трубопровод (47) с трубопроводом (49) воздушного дренажа посредством трубопровода (48). Упомянутое отсечное устройство (16) соединено каналами связи (76), в частности, электрическими проводами с блоком коммутации и мониторинга (2). В частности, канал связи (76) подключен к выходу (66) блока коммутации и мониторинга (2). В месте (28) указанного ответвления упомянутый трубопровод (47) снабжен вторым устройством измерения давления (12). После упомянутого ответвления (28) упомянутый трубопровод (47) снабжен устройством (18) регулирования давления, после которого к трубопроводу подключено устройство измерения давления (11), место подключения обозначено цифрой (29). Далее по направлению от баллона (4) упомянутый трубопровод (47) снабжен ответвлением (30), соединяющее упомянутый трубопровод (47) с трубопроводом (49) воздушного дренажа, при этом в месте соединения упомянутых трубопроводов (47) и (49) установлено распределительное устройство (25). После упомянутого ответвления (30) упомянутый трубопровод (47) снабжен отсечным устройством (19). Данное отсечное устройство (19) соединено каналами связи (78), в частности, электрическими проводами с блоком коммутации и мониторинга (2). В частности, канал связи (78) подключен к выходу (68) блока коммутации и мониторинга (2). После отсечного устройства (19) на трубопроводе (47) установлено распределительное устройство (26). При этом между упомянутым отсечным устройством (19) и распределительным устройством (26) выполнено соединение (31) с трубопроводом (55). Трубопровод (55) соединяет трубопровод (47) с баллоном (6) с растворителем. К упомянутому распределительному устройству (26) присоединен трубопровод (52), соединенный с баллоном (6) с растворителем и трубопровод (54), соединенный с баллоном (5) с красящей жидкостью.

Трубопровод (49) воздушного дренажа выполнен таким образом, что соединяет упомянутый баллон с растворителем (6) и упомянутый баллон (5) с красящей жидкостью с точкой воздушного дренажа (8). При этом упомянутые баллоны (5) и (6) подключены к упомянутому трубопроводу (49) через трубопроводы (50) и (51), при этом трубопровод (50) подключен к выходу (40) баллона (5), а трубопровод (51) подключен к выходу (45) баллона (6). При этом на трубопроводе (50) и (51) установлены отсечные устройства (20) и (21) соответственно. При этом упомянутый трубопровод (49) до точки воздушного дренажа (8) содержит подключение трубопровода (47) подвода газовоздушной смеси через распределительное устройство (25) и также содержит подключение трубопровода (48). Трубопровод (48) соединяет трубопровод (47) подвода газовоздушной смеси от места ответвления (28) и трубопровод (49), соединение с которым выполнено между точкой воздушного дренажа (8) и распределительным устройством (25). При этом на трубопроводе установлено отсечное устройство (15), соединенное каналом связи (76), в частности, электрическими проводами с блоком коммутации и мониторинга (2). В частности, канал связи (76) подключен к выходу (66) блока коммутации и мониторинга (2),

Блок коммутации и мониторинга (2) имеющий, по меньшей мере, девять выходов и пять входов, может быть выполнен в виде стандартного устройства, преобразовывающего сигналы, поступающие от измерительных устройств (13) и (14) системы подачи красящей жидкости, блока управления и индикации (1) с формированием и выдачей управляющих сигналов посредством каналов связи (77), (76), (78), (79) и (80) соответственно на отсечные устройства (15), (16), (19), (23) и (24) системы подачи красящей жидкости и информации в блок управления и индикации (1) о режиме работы устройства, соединенного линией выдачи информации с системой объективного контроля (СОК) самолета (3).

Блок коммутации и мониторинга (2) содержит автомат защиты, орган подключения электрического питания, например, кнопку, устройства коммутации, различные электронные или электрические схемы, которые обеспечивают выполнение заданных алгоритмов управления и обработку информации от измерительных устройств (24), (26) системы подачи красящей жидкости и блока управления и индикации (1), электрические разъемы для подключения комплекта соединительных кабелей.

В частности, выходы (70), (71, (72) блока управления и индикации (1) соединены каналами связи соответственно с входами (57), (58) и (59) блока коммутации и мониторинга (2), а выходы (62), (63) и (64) блока коммутации и мониторинга (2) соединены каналами связи соответственно с входами (73), (74) и (75) блока управления и индикации (1).

В качестве отсечных устройств (15), (16), (19), (23) и (24) могут применяться электромеханические краны, соединенные входами с выходами блока коммутации и мониторинга (2), а в качестве отсечных (17), (21) и (22) устройств могут применяться стандартные краны, например, вентильного типа.

В качестве распределительных устройств (19) и (25) могут применяться стандартные трехпозиционные краны, например, вентильного типа, переключение которых с режима «работа» на режим «промывка» и «дренаж» осуществляется вручную.

В качестве устройств измерения давления (9), (10), (11) и (12) могут применяться стандартные манометры, например, манометр без фланца с осевым штуцером (МА-250), характеристики, которых удовлетворяют требованиям по мониторингу давления в трубопроводах (47) и (52). Причем устройства измерения давления (11) и (12) могут быть выполнены конструктивно в устройстве регулирования давления (18) или могут быть установлены в трубопроводе (47) перед и после устройства регулирования давления (18).

В качестве измерительного устройства (14) может быть применен стандартный сигнализатор давления, установленный в трубопроводе (47), например, реле давления КОРУНД-ДИ-001Р (внесен в Госреестр средств измерения № 14446-09, изготовлен по ТУ 4212-001-29301297-09), характеристики которого удовлетворяют требованиям по мониторингу давления после отсечного устройства (19) в трубопроводе (47). В качестве устройства измерительного (13) может быть применен стандартный датчик измерения давления, установленный в трубопроводе (53) после отсечного устройства (24), например, датчик давления КОРУНД-ДИ-001М (внесен в Госреестр средств измерения № 14446-09, изготовлен по ТУ 4212-001-29301297-11), характеристики которого удовлетворяют требованиям по мониторингу давления после отсечного устройства (24) в трубопроводе (53).

В качестве отсечного устройства (24) может быть применен стандартный электромеханический кран, например, шаровой кран с электроприводом SS-44F6-42DCE, вход которого подключен к одному из выходов блока коммутации и мониторинга (2) и управление которым по заложенным заранее алгоритмам осуществляет блок коммутации и мониторинга (2).

В варианте реализации заявленного технического решения устройство регулирования давления (18), сообщенное с устройствами измерения давления (11) и (12), выполнено в виде калибровочной шайбы, стандартного редуктора мембранного типа или вентиля мембранного типа с возможностью настройки давления газовоздушной смеси.

В качестве блока управления и индикации (1) может использоваться стандартный щиток приборный, имеющий, по меньшей мере, три входа и три выхода, на лицевой стороне которого размещены переключатели подачи красящей жидкости в точки дренажа, выключатели каналов подачи красящей жидкости, переключатели «Сброс», и «Промывка», кнопка проверки устройства и сигнальные элементы в виде светодиодов, которые отображают различное состояние функционирования устройства.

В другом варианте исполнения блока управления и индикации (1) переключатели выполнены в виде многофункционального переключателя галетного типа и применен экранный дисплей (на фигуре не показаны).

Блок коммутации и мониторинга (2) имеющий, по меньшей мере, девять выходов и пять входов, может быть выполнен в виде стандартного устройства, преобразовывающего сигналы, поступающие от измерительных устройств (13) и (14), блока управления и индикации (1) с формированием и выдачей управляющих сигналов на отсечные устройства (15),(16),(19) и (24) и информации в блок управления и индикации (1) о режиме работы устройства, соединенного линией выдачи информации с системой объективного контроля (СОК) самолета (3).

Блок коммутации и мониторинга (2) содержит автомат защиты, орган подключения электрического питания, например, кнопку, устройства коммутации, различные электронные или электрические схемы, которые обеспечивают выполнение заданных алгоритмов управления и обработку информации от измерительных устройств (13), (14) и блока управления и индикации (1), электрические разъемы для подключения комплекта соединительных кабелей.

Способ проверки безопасности точек дренажа на самолете с помощью заявленного устройства, включает этапы, на которых осуществляют заправку красящей жидкостью баллона с красящей жидкостью, газовоздушной смесью баллона с газовоздушной смесью и растворителем баллона с растворителем, при этом осуществляют контроль давления газовоздушной смеси в баллоне с газовоздушной смесью. Осуществляют проведение испытательного полета самолета. В процессе испытательного полета самолета осуществляют подачу красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете. Производят осмотр всей внешней поверхности самолета по завершении испытательного полета самолета и осуществляют оценку картины разброса красящей жидкости по внешней поверхности самолета и определяют наличие или отсутствие путей утечек легковоспламеняющихся жидкостей на самолете по местам попадания красящей жидкости на наружную поверхность обшивки самолета и определяют вероятность возникновения пожара по следам красящей жидкости.

Более подробно работа устройства подачи красящей жидкости в точки дренажа показана ниже и приведена для одного канала - одной точки дренажа. Принцип работы устройства для проверки большего количества точек дренажа аналогичен приведенному, при этом при одновременной или последовательной проверке нескольких точек дренажа осуществляют управление отсечным устройством (24), установленным на трубопроводе (53) подвода красящей жидкости к проверяемой точке дренажа (Фиг.2, Фиг.3).

Подготовка к работе и работа устройства осуществляется следующим образом:

Исходное положение устройства проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолете: баллон (4) заправлен газовоздушной смесью, баллон (5) заправлен красящей жидкостью, баллон (6) заправлен растворителем, устройство регулирования давления (18) отрегулировано на необходимое давление газовоздушной смеси для подачи красящей жидкости в точки дренажа и промывки растворителем баллона (5) и трубопровода (53), на устройстве измерения давления (9) отображается давление газовоздушной смеси в баллоне (4), отсечные устройства (15),(16),(17),(19),(20),(21),(22),(23),(24) и распределительные устройства (25),(26) находятся в закрытом положении, на устройствах измерения давления (10), (11), (12) отображается давление газовоздушной смеси в трубопроводе (47), блок управления и индикации (1) подключен к блоку (2) коммутации и мониторинга, который подключен к системе объективного контроля (3), отсечным устройствам (15),(16),(19),(23) и (24), а также к измерительным устройствам (13) и (14), органы управления на блоке управления и индикации (1) установлены в нейтральное положение или в положение «выключено», сигнальные элементы, расположенные на блоке управления и индикации (1), не задействованы.

На лицевой панели (на фигуре не показано) блока управления и индикации (1) оператор включает переключатель выбора канала (на фигуре не показан), который будет задействован для проверки точки дренажа, после этого нажимает кнопку проверки устройства (на фигуре не показана), по этой команде блок управления и индикации (1) задействует тест самоконтроля. Результат контроля отображается на лицевой панели на сигнальном элементе (на фигуре не показан) блока управления и индикации (1).

Если результат самоконтроля положительный, то устанавливают распределительное устройство (26) в положение «Работа» одновременно с этим с выхода (70) блока управления и индикации (1) подают на вход (57) блока коммутации и мониторинга (2) сигнал «Подготовка», по которому посредством блока коммутации и мониторинга (2) формируют и выдают управляющие сигналы на входы отсечных устройств (16) и (19), открывают отсечные устройства и подают из баллона (4) в трубопровод (47) газовоздушную смесь.

При этом осуществляют контроль параметров газовоздушной смеси по показаниям устройств измерения давления (9) и (12), установленных на трубопроводе (47).

Для обеспечения условий выдавливания красящей жидкости из баллона и для обеспечения продувки трубопроводов обеспечивают давление газовоздушной смеси от 2 до 150 атм.

Далее газовоздушная смесь поступает на вход устройства регулирования давления (18), которое поддерживает в трубопроводах (47) необходимое давление газовоздушной смеси для подачи красящей жидкости в точку дренажа. Работоспособность устройства регулирования давления (18) визуально контролирует оператор по показаниям устройств измерения давления (11) и (12), установленных на трубопроводе (47) перед и после устройства регулирования давления (18).

При этом контролируют открытое положение отсечного устройства (19) посредством блока (2) коммутации и мониторинга по информации от измерительного устройства (14), поступающей от измерительного устройства (14) на вход (60) блока (2) коммутации и мониторинга по каналу связи (81).

Подают газовоздушную смесь через распределительное устройство (26) по трубопроводу (54) на вход (41) баллона (5), под действием давления газовоздушной смеси красящая жидкость через выход (39) баллона (5) поступает в трубопровод (53) и далее поступает на вход отсечного устройства (24). При этом с выхода (61) блока (2) коммутации и мониторинга подают командный сигнал на отсечное устройство (24), и открывают устройство (24), посредством чего красящая жидкость подается на форсунку (7) в точке дренажа (на фигуре показана условно). Упомянутый командный сигнал формируют посредством блока (2) коммутации и мониторинга по заранее заданным алгоритмам, в которых участвует информация от измерительного устройства (14) об открытии отсечного устройства (19) и определенный заранее промежуток времени, например, 1 минута. Задержка по времени нужна того, чтобы сработали устройства тогда, когда это нужно не ранее. Зависит от быстродействия устройства.

Посредством блока (2) коммутации и мониторинга контролируют срабатывание отсечного устройства (24) по информации от измерительного устройства (13), поступающей по каналу связи (82) на вход (56) блока (2) коммутации и мониторинга.

Одновременно с этим, посредством блока (2) коммутации и мониторинга формируют управляющие сигналы «Краска» и «Выброс» и, с выходов (62) и (63), выдают их соответственно на входы (73) и (74) блока (1) управления и индикации. При этом на лицевой панели упомянутого блока (1) на сигнальных элементах, например, диодах или экранном дисплее, (на фигуре не показаны) отображается информация о срабатывании отсечного устройства (24) и подаче красящей жидкости к форсункам (7) в точках дренажа ЛВЖ. При этом с выхода (65) блока (2) подают на средство объективного контроля (3) информацию о выдаче управляющих сигналов на отсечные устройства (16), (19) и (24), а также информацию, полученную от измерительных устройств (13),(14) и сигналы «Краска» и «Выброс».

Через определенный заранее промежуток времени, например, 2 минуты, после получения информации от измерительного устройства (13), которая по каналу связи (82) поступает на вход (56) блока (2) коммутации и мониторинга, посредством которого формируют сигнал на закрытие и с выхода (61) по каналу связи (80) выдают сигнал на отсечное устройство (24), закрывают устройство и прекращают подачу красящей жидкости в форсунки (7) в точке дренажа.

Контролируют срабатывание отсечного устройства (24) посредством блока (2) коммутации и мониторинга по информации от измерительного устройства (13), которая поступает посредством канала связи (82) на вход (56) блока (2) коммутации и мониторинга, одновременно с этим, блок (2) коммутации и мониторинга с выхода (66) выдает управляющий сигнал на отсечное устройство (16), закрывают устройство (16), и прекращают подачу газовоздушной смеси в трубопровод (47) из баллона (4). При этом прекращают формирование и подачу сигналов «Краска» и «Выброс» с выходов (62) и (63) на входы (73) и (74) блока (1) управления и индикации, при этом сигнальные элементы на лицевой панели (на фигуре не показаны) гаснут.

После чего устанавливают распределительное устройство (26) в закрытое положение, а распределительное устройство (25) - в положение «Дренаж». При этом находящуюся под давлением в трубопроводе (47) газовоздушную смесь подают в точку воздушного дренажа (на фигуре показана условно) через трубопровод (49).

После чего через определенный заранее промежуток времени, например, 1 минуту, устанавливают распределительное устройство (25) в закрытое положение. Через определенный заранее промежуток времени, например, 5 минут, формируют посредством блока (2) коммутации и мониторинга сигнал на закрытие и с выхода (68) упомянутого блока (2) по каналу связи (78) выдают его на отсечное устройство (19), и закрывают упомянутое устройство (19).

При этом контролируют срабатывание упомянутого отсечное устройства (19) посредством блока (2) коммутации и мониторинга по информации от измерительного устройства (14), которая поступает на вход (60) блока (2) коммутации и мониторинга.

Одновременно с этим, перестают выдавать информацию с выхода (65) блока (2) коммутации и мониторинга в систему объективного контроля (3).

Заправка баллона (4) газовоздушной смесью через заправочный трубопровод (32), соединенный с входом отсечного устройства (17) выход которого соединен (27) с трубопроводом (47), который подключен к выходу (38) баллона (12) осуществляется следующим образом:

По показаниям устройства измерения давления (12) установленного на трубопроводе (47) контролируют, что отсечное устройство (16) находится в закрытом положении, с заправочного трубопровода (32), который снабжен заправочным штуцером, и который соединен с входом отсечного устройства (17), снимают заглушку (37), стыкуют заправочный шланг (на фигуре условно не показан) с трубопроводом (32), устанавливают отсечное устройство (17) в положение «Открыто», после чего в баллон (4) по трубопроводу (32) и через отсечное устройство (17) и трубопроводу (47) поступает газовоздушная смесь от внешнего источника давления. Давление газовоздушной смеси в баллоне (4) контролируют по устройству измерения давления (9), установленному на трубопроводе (47). При достижении требуемой величины давления устанавливают отсечное устройство (17) в закрытое положение, отсоединяют от трубопровода (32) заправочный шланг (на фигуре условно не показан), и устанавливают на заправочный штуцер (на фигуре условно не показан) заглушку (37) на свое крепежное место (на фигуре не показано).

При необходимости стравить давление или осуществить аварийный сброс газовоздушной смеси из баллона (4) осуществляют переключение устройства регулирования давления (18) в положение «Закрыто», на лицевой панели блока управления и индикации (1) задействует переключатель «Сброс», при этом с выхода (71) блока (1) управления и индикации на вход (58) блока (2) коммутации и мониторинга поступает сигнал, по которому посредством блока (2) коммутации и мониторинга формируют и выдают управляющие сигналы с выходов (66) и (67) на входы отсечных устройств (15) и (16), и открывают упомянутые отсечные устройства (15) и (16), при этом происходит сброс давления газовоздушной смеси в точку (8) воздушного дренажа (на фигуре показана условно). При этом контролируют давление в баллоне (4) по устройству измерения давления (9), установленному на трубопроводе (47). На лицевой панели блока управления и индикации (1) устанавливают переключатель «Сброс» в исходное положение (выключено), и прекращают подачу сигнала с выхода (71) блока (1) управления и индикации на вход (58) блока (2) коммутации и мониторинга, при этом посредством блока (2) коммутации и мониторинга формируют и выдают с выходов (66) и (67) на входы отсечных устройств (15) и (16) сигналы на закрытие, и закрывают упомянутое устройства, при этом устройство регулирования давления (18) переключают в положение «Работа».

Заправка красящей жидкостью баллона (5), входы которого (41) и (42) подключены к трубопроводам (54) и (35), а выходы (39) и (40) - к трубопроводам (53) и (50) соответственно, выполняется следующим образом: переключают распределительное устройство (25) в положение «Дренаж», отсечное устройство (20) устанавливают в положение «Открыто», с заправочного штуцера трубопровода (33) снимают заглушку (36) (на фигуре показана условно), устанавливают заливную воронку (на фигуре не показана), из мерной емкости, красящую жидкость заливают в воронку и осуществляют заправку баллона (5), при этом воздух, находящийся в баллоне (5) из выхода (40) по трубопроводу (50) через отсечное устройство (20) поступает на в трубопровод (49) и на распределительное устройство (25) после которого поступает в точку (8) воздушного дренажа (на фигуре показана условно). После заправки убирают заливную воронку и устанавливают заглушку (36) на свое крепежное место (на фигуре не показано). После чего устанавливают распределительное устройство (25) и отсечное устройство (20) в закрытое положение.

Заправка растворителем баллона (6), входы которого (43) и (44) подключены к трубопроводам (34) и (55) соответственно, а выходы (46) и (45) - соответственно к трубопроводам (52) и (51), выполняется следующим образом: переключают распределительное устройство (25) в положение «Дренаж», отсечное устройство (21) устанавливает в положение «Открыто», с заправочного штуцера трубопровода (34) снимают заглушку (35) (на фигуре показана условно), устанавливают заливную воронку (на фигуре не показана), из мерной емкости, заливают растворитель в воронку, и осуществляют заправку баллона (6),при этом воздух, находящийся в баллоне (6) с выхода (45) по трубопроводу (51) через отсечное устройство (21) поступает в трубопровод (49) и через распределительное устройство (25) поступает в точку (8) воздушного дренажа (на фигуре показана условно). После заправки убирают заправочную воронку, на заправочный штуцер (на фигуре условно не показан) устанавливают заглушку (35) (на фигуре показана условно) на свое крепежное место (на фигуре не показано), и переводят в закрытое положение распределительное устройство (25) и отсечное устройство (21).

Промывка баллона (5) и трубопровода (53), по которому красящая жидкость поступает в форсунки (7) в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей, осуществляется растворителем следующим образом: распределительное устройство (26) устанавливают в положение «Промывка», устройство отсечное (22) - в открытое положение, на лицевой панели блока (1) управления и индикации задействуют переключатель «Промывка», при этом с выхода (72) блока управления и индикации (1) на вход (59) блока (2) коммутации и мониторинга подают сигнал, по которому посредством блока (2) коммутации и мониторинга формируют и выдают с выходов (66), (68), (69) и (61) управляющие сигналы на входы отсечных устройств (16), (19), (23) и (24) и открывают упомянутые устройства, при этом от измерительного устройства (14) на вход (60) блока (2) коммутации и мониторинга передают информацию о наличии давления в трубопроводе (47) после отсечного устройства (19), при этом газовоздушная смесь по трубопроводу (47) через отсечные устройства (16), (19) и (23) поступает на вход (44) баллона (6), при этом под действием давления газовоздушной смеси растворитель из баллона (6) по трубопроводу (52) через отсечное устройство (22), срабатывание которого контролируют по информации устройства измерения давления (10), установленного на трубопроводе (52), и распределительное устройство (26) по трубопроводу (47) поступает на вход (41) баллона (5) и далее с выхода (39) баллона (5) - в трубопровод (53) и через отсечное устройство (24) к форсунке (7) в точке дренажа легковоспламеняющейся жидкости. Выброс растворителя из точки дренажа фиксируют блоком (2) коммутации и мониторинга по информации, получаемой с выхода измерительного устройства (13) на вход (56) блока (2) коммутации и мониторинга. Одновременно с этим, блок (2) коммутации и мониторинга с выхода (64) выдает на вход (75) блока (1) управления и индикации сигнал о промывке, на лицевой панели (на фигуре не показано) которого на сигнальном средстве, например, диоде, появляется информация о промывке. Через определенный заранее промежуток времени, например, 3 минуты, блок (2) коммутации и мониторинга прекращает формировать и выдавать с выхода (64) на вход (75) блока (2) управления и индикации (1) сигнал о промывке, происходит погасание сигнального средства на лицевой панели блока управления и индикации (1), оператор устанавливает отсечное устройство (20) в закрытое положение, а переключатель «Промывка» на лицевой панели блока управления и индикации (1) устанавливает в исходное положение (выключен), при этом прекращают подачу сигнала о промывке с выхода (72) блока (1) управления и индикации на вход (59) блока (2) коммутации и мониторинга, посредством которого формируют и выдают с выходов (66), (68), (69) (2.4) и (61) управляющие сигналы на закрытие на входы отсечных устройств (16),(19),(23) и (24), и закрывают устройства, при этом устанавливают распределительное устройство (26) - в положение «Работа» и распределительное устройство (25) в положение «Дренаж», газовоздушная смесь, находящаяся под давлением в трубопроводе (47), поступает в точку воздушного дренажа (на фигуре показана условно). Через определенный заранее промежуток времени, например, 2 минуты, устанавливают распределительное устройство (25) в закрытое положение.

Таким образом, обеспечивается точек дренажа ЛВЖ путем подачи из баллонов красящей жидкости в точки дренажа ЛВЖ через распределительное устройство и отсечные устройства, управление и мониторинг которыми осуществляется вручную или при помощи блока коммутации и контроля, заправка красящей жидкости и растворителя в баллоны через заправочный трубопровод за счет дренирования баллонов, воздух из которых через трубопроводы поступает в точку воздушного дренажа, заправка баллона газовоздушной смесью через заправочный трубопровод, при этом контролируется величина давления газовоздушной смеси в баллоне, промывка растворителем баллонов с красящей жидкостью и трубопроводов, по которым красящая жидкость подается к точкам дренажа ЛВЖ через распределительные и отсечные устройства путем вытеснения растворителя газовоздушной смесью, поступающей под давлением из баллона с газовоздушной смесью, при этом мониторинг устройства осуществляется оператором визуально, а блоком коммутации и мониторинга - по информации от устройств измерения давления и оператором по сигнализации на лицевой панели блока управления и индикации, поддержание нужного уровня давления газовоздушной смеси в трубопроводах осуществляется устройством регулирования давления, причем применение отсечных устройств обеспечивает более высокий уровень надежности устройства подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), упрощение проверок безопасности дренажей ЛВЖ на самолетах любого типа, вместительности и назначения (пассажирского, транспортного) на земле и в полете, и, как следствие, снижение трудоемкости при проведении испытаний на самолете.

Похожие патенты RU2824231C1

название год авторы номер документа
МОБИЛЬНЫЙ БЛОК РЕАГЕНТНОГО ХОЗЯЙСТВА (МБРХ) ДЛЯ ПОДАЧИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАГЕНТОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ СКВАЖИН И ТРУБОПРОВОДОВ 2010
  • Каракулов Игорь Иванович
RU2456435C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ В РЕЗЕРВУАРАХ 2005
  • Селиверстов Владимир Иванович
  • Стенковой Владимир Ильич
  • Веретинский Павел Геннадьевич
  • Ивашков Владимир Петрович
  • Крестинин Виктор Владимирович
  • Кусков Николай Арсентьевич
  • Трубникова Галина Владимировна
  • Ржавский Лев Владиславович
RU2355450C2
СПОСОБ ГАЗОДИСПЕРСНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Селиверстов Владимир Иванович
  • Стенковой Владимир Ильич
RU2370293C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ЗАКРЫТЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТАХ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Широкова Тамара Константиновна
  • Романов Сергей Юрьевич
  • Николаев Владимир Михайлович
  • Железняков Александр Григорьевич
  • Кирюшин Олег Владимирович
  • Рябкин Александр Моисеевич
  • Табаков Глеб Глебович
  • Телегин Александр Анатольевич
RU2283674C2
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА РЕЗЕРВУАРАХ С ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ И ГОРЮЧИМИ ЖИДКОСТЯМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Сомов Вадим Евсеевич
  • Куприн Денис Сергеевич
  • Чернолихов Александр Владимирович
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
RU2718784C1
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ 1991
  • Ковалев А.Э.
  • Гальперин С.Б.
  • Малышев В.В.
SU1834201A1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА КРУПНЫХ РЕЗЕРВУАРАХ С ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ И ГОРЮЧИМИ ЖИДКОСТЯМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Сомов Вадим Евсеевич
  • Куприн Денис Сергеевич
  • Чернолихов Александр Владимирович
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
RU2721355C1
АВТОНОМНАЯ ДЕГАЗАЦИОННАЯ УСТАНОВКА 2018
  • Китаев Иван Валерьевич
RU2684789C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРА "СПАТ" 1994
  • Ивашков Владимир Петрович
  • Стенковой Владимир Ильич
  • Щербаков Алексей Алексеевич
RU2090229C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В РЕЗЕРВУАРЕ С ПЛАВАЮЩЕЙ КРЫШЕЙ 2020
  • Селивёрстов Владимир Иванович
  • Саенкова Александра Борисовна
  • Прохоров Игорь Анатольевич
  • Осьмаков Дмитрий Дмитриевич
RU2759110C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 824 231 C1

Реферат патента 2024 года Способ и устройство проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте

Изобретение относится к испытаниям на самолетах. Устройство проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте содержит блок управления и индикации (1), блок коммутации и мониторинга (2), систему объективного контроля самолета (3) и систему подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолете. Система подачи красящей жидкости содержит соединенные трубопроводами баллон с красящей жидкостью (5), баллон с газовоздушной смесью (4) и баллон с растворителем (6). Баллон с красящей жидкостью (5) соединен трубопроводом с точкой дренажа. Баллон с растворителем (6) соединен трубопроводом с баллоном с красящей жидкостью (5). Баллон с газовоздушной смесью (4) соединен трубопроводами с баллоном с красящей жидкостью (5) и с баллоном с растворителем (6) с возможностью вытеснения красящей жидкости и растворителя под давлением газовоздушной смеси в точку дренажа. Достигается снижение трудоемкости и сокращение времени испытаний. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 824 231 C1

1. Устройство проверки безопасности дренажей легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте,

содержащее соединённые каналами связи блок управления и индикации, блок коммутации и мониторинга, систему объективного контроля самолёта и систему подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте,

причем упомянутая система подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте содержит соединенные трубопроводами баллон с красящей жидкостью, баллон с газовоздушной смесью и баллон с растворителем,

при этом баллон с красящей жидкостью соединен трубопроводом с точкой дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте,

а баллон с растворителем соединен трубопроводом с баллоном с красящей жидкостью,

при этом баллон с газовоздушной смесью соединен трубопроводами с баллоном с красящей жидкостью и с баллоном с растворителем с возможностью вытеснения красящей жидкости и растворителя под давлением газовоздушной смеси в точку дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте,

а на упомянутых трубопроводах установлены отсечные и распределительные устройства, выполненные с возможностью перекрытия и распределения потоков по трубопроводам по сигналам, поступающим от блока коммутации и мониторинга, а также установлены устройства измерения давления, и устройства измерительные, при этом измерительные устройства соединены посредством каналов связи с блоком коммутации и мониторинга.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что устройства отсечные выполнены в виде электромеханических кранов и/или в виде кранов вентильного типа.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упомянутый баллон с газовоздушной смесью, упомянутый баллон с красящей жидкостью и упомянутый баллон с растворителем снабжены заправочными трубопроводами, на каждом из которых установлены заправочные штуцеры, при этом заправочный трубопровод баллона с газовоздушной смесью дополнительно содержит отсечное устройство и устройство измерения давления.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что система подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте дополнительно снабжена устройством регулирования давления газовоздушной смеси, сообщенным с устройствами измерения давления газовоздушной смеси.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что устройство регулирования давления газовоздушной смеси выполнено в виде калибровочной шайбы, редуктора мембранного типа или вентиля мембранного типа с возможностью настройки давления газовоздушной смеси.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в точке дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте установлена форсунка.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок коммутации и мониторинга выполнен в виде устройства, преобразовывающего сигналы, поступающие от измерительных устройств, блока управления и индикации с формированием и выдачей управляющих сигналов на отсечные устройства для подачи под давлением газовоздушной смеси в баллон с красящей жидкостью и информации в блок управления и индикации о режиме работы устройства, соединенного каналом выдачи информации с системой объективного контроля самолёта.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок коммутации и мониторинга выполнен с возможностью обработки информации от измерительных устройств и блока управления и индикации и обеспечения алгоритмов управления системой подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что система подачи красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей дополнительно снабжено точкой воздушного дренажа, к которой посредством трубопроводов подключены упомянутые баллоны.

10. Способ проверки безопасности дренажей на самолёте с помощью устройства по п.1, включающий этапы, на которых:

осуществляют заправку баллонов красящей жидкостью, газовоздушной смесью и растворителем,

при этом осуществляют контроль давления газовоздушной смеси в баллоне с газовоздушной смесью,

осуществляют проведение испытательного полета самолёта,

в процессе испытательного полёта самолёта осуществляют подачу красящей жидкости в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте, при этом подачу красящей жидкости в точки дренажа осуществляют путем вытеснения газовоздушной смесью красящей жидкости из соответствующего баллона в точки дренажа легковоспламеняющихся жидкостей,

производят осмотр всей внешней поверхности самолета по завершении испытательного полета самолета,

осуществляют оценку картины разброса красящей жидкости по внешней поверхности самолета

и определяют наличие или отсутствие путей утечек легковоспламеняющихся жидкостей на самолёте по местам попадания красящей жидкости на наружную поверхность обшивки самолета и определяют вероятность возникновения пожара по следам красящей жидкости.

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что после проведения осмотра и оценки картины разброса красящей жидкости по поверхности обшивки самолета осуществляют промывку баллона с красящей жидкостью и трубопровода подвода красящей жидкости к точке дренажа легковоспламеняющихся жидкостей растворителем.

12. Способ по п.10, отличающийся тем, что подачу красящей жидкости в несколько точек дренажа осуществляют одновременно или последовательно.

13. Способ по п.11, отличающийся тем, что промывку баллона с красящей жидкостью и трубопровода подвода красящей жидкости к точке дренажа легковоспламеняющихся жидкостей осуществляют путём вытеснения из баллона растворителя в трубопровод, соединяющий баллон с растворителем с баллонном с красящей жидкостью и в трубопровод, соединяющий баллон с красящей жидкостью с точкой дренажа, при этом вытеснение растворителя осуществляют газовоздушной смесью, которую подают под давлением через трубопроводы в баллон с растворителем из баллона с газовоздушной смесью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2824231C1

CN 105599918 A, 25.05.2016
US 20180297714 A1, 18.10.2018
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ САМОЛЕТНОЙ СИСТЕМЫ НЕЙТРАЛЬНОГО ГАЗА ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПЛАМЕНЯЕМЫХ ПАРОВ ТОПЛИВА 2009
  • Котерев Владислав Алексеевич
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2392197C1
Приспособление для перезаряжения пулеметов 1933
  • Бажанов К.Н.
  • Можаровский Г.М.
SU34977A1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАМКНУТЫХ ОБЪЕМОВ 1998
  • Гореликов В.И.
RU2157981C2

RU 2 824 231 C1

Авторы

Филиппов Александр Евгеньевич

Вавилов Борис Васильевич

Бебутов Георгий Георгиевич

Мере-Мере Семен Сергеевич

Даты

2024-08-06Публикация

2023-09-13Подача