Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам обеспечения заправки и дренажа топливных систем летательных аппаратов со специальными видами топлива, и может быть использовано в других отраслях машиностроения.
Целью изобретения является обеспечение безопасности и сокращения времени заправки.
На чертеже изображен общий вид системы заправки самолета криогенным топливом.
Система заправки самолета криогенным топливом содержит топливозаправщик 1, содержащий дренажно-предохранительные клапаны, датчики уровня, насосы подачи топлива, баллоны с нейтральным газом и др. (позиции на чертежах не указаны), на выходе которого установлен перекрывной кран 2 и смонтирована линия заправки 3, оканчивающаяся наконечником 4 для стыковки с заправочным штуцером 5, соединенного с топливным баком 6 трубопроводом заправки 7 с перекрывным краном 8 и дренажным краном 9, при этом на баке 6 установлены дренажно-предохранительные клапаны 10 и трубопровод дренирования паров топлива 11 с перекрывным краном 12. Линия заправки 3 и трубопровод дренирования паров топлива 11 коаксиально соединены внутренним каналом 13 заправочного штуцера 4 с трубопроводом заправки 7 самолета, а наконечник 4 линии заправки 3 снабжен линией отвода 14 и утилизации паров с перекрывным краном 15, которая внешним каналом 16 наконечника 4 коаксиально соединена с линией заправки 3, при этом между наконечником 4 и штуцером 5 на внешних каналах 16 установлено уплотнение 17 для герметизации дренируемых паров от внешней среды, а во внутpенних каналах дополнительные уплотнения 18 для разделения топлива от его дренируемых паров, при этом в упомянутых каналах 13 и 16 смонтированы отсечные клапаны 19 и 20. Топливозаправщик 1 входит в состав наземных средств заправки 21 и подключен через заправочный штуцер 5 к борту самолета 22.
Система заправки самолета криогенным топливом работает следующим образом.
Наконечник 4 стыкуется с заправочным штуцером 5 борта самолета 22 и они герметизируются уплотнением 17, после чего производится опрессовка стыка и проверка герметичности уплотнения 17 пневмогидравлическим способом, используя сжатый нейтральный газ топливозаправщика 1. При положительном контроле герметизации одновременно открываются отсечные клапаны 19 и 20, в результате чего в стыке достигается разделение каналов с герметизацией внутренних каналов 13 от внешних 16 дополнительными уплотнениями 18. Перед выполнением основного этапа технологии криогенной заправки подачи топлива на борт открываются перекрывные краны 2, 8, 12 и топливо насосами топливозаправщика 1 подается в бак самолета 6 по линии заправки 3, через внутренние каналы 13 трубопровод заправки 7. Топливо захолаживает конструкции системы заправки и заполняет объем бака 6 до заданного уровня, при этом давление в баке растет и чтобы не происходило выброса паров топлива в атмосферу через дренажно-предохранительные клапаны 10, открывается перекрывной кран 15 и пары дренируются по трубопроводу 11 в наземные средства заправки 21 через внешние каналы 16 и линию отвода и утилизации паров 14, по завершении заправки происходит последовательное перекрытие кранов 2, 8, 12 и удаление остатков топлива из трубопровода 7 и линии заправки 3 вакуумированием линии отвода 14 средствами утилизации наземной части 22, при этом разрежение в каналах 13 и 16 не должно вызвать срабатывание дренажного клапана 9. Отвакуумированные линии заполняются нейтральным газом топливозаправщика 1, после чего перекрываются кран 15 и нейтральный газ. Перед стыковкой наконечника 4 перекрываются оба канала 13 и 16 отсечными клапанами 19 и 20 и производится отстыковка, а на заправочный штуцер 5 устанавливается штатная крышка.
Использование изобретения позволит обеспечить безопасность при заправке, т.к. исключаются утечки топлива в атмосферу, резко сократит время заправки и вес системы на самолете.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2034753C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
SU1815919A1 |
РАЗЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
RU2042582C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ПАРОВ ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2696426C1 |
РАЗЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТИ | 1994 |
|
RU2088444C1 |
СПОСОБ ЗАКРЫТОЙ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНОГО БАКА ЖИДКИМ ТОПЛИВОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2489327C1 |
ЗАПРАВОЧНО-ДРЕНАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ БОРТОВОЙ ЕМКОСТИ КРИОГЕННЫМИ, ВЗРЫВООПАСНЫМИ ИЛИ ТОКСИЧНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2333137C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК С ВАКУУМИРОВАНИЕМ | 2008 |
|
RU2380293C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ И МАЛОГАБАРИТНОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-СТЫКОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2762810C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА | 1990 |
|
SU1802494A1 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Цель изобретения обеспечение безопасности и сокращения времени заправки. Система заправки содержит в наземных средствах заправки 21 топливозаправщик 1, на выходе которого и смонтирована линия заправки 3, оканчивающаяся наконечником 4 для стыковки с заправочным штуцером 5 борта самолета 22, соединенного с топливным баком 6 трубопроводом заправки 7. На баке 6 установлен трубопровод дренирования паров топлива 11. Линия заправки и трубопровод дренирования паров топлива 11 коаксиально соединены внутренним каналом 13 заправочного штуцера 4 с трубопроводом заправки 7 самолета а наконечник 4 линии заправки 3 снабжен линией отвода 14 и утилизации паров с перекрывным краном 15, которая внешним каналом 16 наконечника 4 коаксиально соединена с линией заправки 3 при этом между наконечником 4 и штуцером 5 на их внешних каналах 16 установлено уплотнение 17 для герметизации дренируемых паров от внешней среды, а на внутренних каналах дополнительные уплотнения 18 для разделения топлива от его дренируемых паров, при этом в каналах 13 и 16 смонтированы отсеченые клапаны 19 и 20. 1 ил.
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ, содержащая топливозаправщик, снабженный устройством для подачи топлива на борт самолета, на линии заправки которой смонтированы перекрывной кран и наконечник для стыковки с заправочным штуцером борта самолета, соединенного с топливным баком трубопроводом заправки с перекрывным краном и дренажным клапаном, при этом на баке установлены дренажно-предохранительные клапаны и трубопровод дренирования паров топлива с перекрывным краном, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения безопасности и сокращения времени заправки, линия заправки и трубопровод дренирования паров топлива коаксиально соединены внутренним каналом заправочного штуцера с трубопроводом заправки самолета, а наконечник линий заправки снабжен линией отвода и утилизации паров топлива с перекрывным краном, который внешним каналом наконечника коаксиально соединен с линией заправки, при этом между наконечником и штуцером на их внешних каналах установлено уплотнение для герметизации дренируемых паров от внешней среды, а на внутренних каналах дополнительные уплотнения для разделения топлива от его дренируемых паров, причем в упомянутых каналах штуцера и наконечника смонтированы отсечные клапаны.
Системы централизованной заправки самолетов топливом | |||
М.: Транспорт, 1978, с | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1995-07-09—Публикация
1991-02-11—Подача