Изобретение относится к энергетике и авиадвигателестроению, а именно, к способам испытания двустадийной малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) газотурбинной установки и может быть использовано при отработке и доводке двустадийных МЭКС, газотурбинных двигателей и установок.
Особенностью двустадийных МЭКС является последовательное расположение по длине жаровых труб двух рядов малоэмиссионных горелок, что позволяет существенно расширить диапазон малоэмиссионной работы и снизить уровень эмиссии NOx на наиболее теплонапряженных режимах работы.
При формировании облика двустадийных МЭКС и при их экспериментальной отработке на стендах проводят испытания таких МЭКС на стендах в реальных условиях и особенно на номинальных режимах работы при вариации взаимного расположения горелок зон горения и при выборе оптимального для снижения эмиссионных и других характеристик соотношения расходов топлива в горелках соответствующих зон горения.
Негативной особенностью одностадийных МЭКС с горением бедной, заранее перемешанной топливовоздушной смеси, является их склонность на дроссельных режимах работы к возбуждению режимов виброгорения. При этом обеднение топливовоздушной смеси приводит к снижению температуры пламени, эмиссии окислов азота (NOx), к снижению скоростей горения и росту эмиссии оксида углерода (СО).
Таким образом, снижение эмиссии NOх ограничено ростом эмиссии СО и границами неустойчивого горения, приводящего к высоким амплитудам пульсаций давления. Диапазон низкоэмиссионных режимов работы по NOx и СО достаточно узок и он дополнительно ограничивается наступлением режимов виброгорения. Поскольку газотурбинные двигатели и установки с МЭКС обладают достаточно широким диапазоном режимов по входным параметрам и по составу топливовоздушных смесей, МЭКС с технологией сжигания бедных топливовоздушных смесей требуют для реализации низкоэмиссионного горения во всем диапазоне условий эксплуатации применения специальных методов регулирования и поддержания их оптимального состава.
Известен способ регулирования горения в газовой турбине с низким содержанием NOx в котором подают воздух в газовую турбину, подают топливо в горелку газовой турбины, а затем поджигают топливо-воздушную смесь и измеряют амплитуду пульсаций давления в жаровой трубе газовой турбины (CN 103410618,2013). В известном техническом решении с помощью системы мониторинга и анализа амплитуды пульсаций давления в жаровой трубе следят за состоянием устойчивости горения в камере сгорания. Когда горение отклоняется от стабильной рабочей точки, либо приближается к пределу воспламенения, или выбросы NOx превышают норму, то производят регулировку топливовоздушной смеси в газовой турбине.
Недостатком известного способа является необходимость постоянного мониторинга характеристик и корректировки регулирования расходов топлива в горелках, а также невозможность обеспечения достаточного диапазона устойчивого горения в МЭКС в процессе эксплуатации газотурбинной установки.
Наиболее близким аналогом, выбранным в качестве прототипа, является способ испытания двустадийной МЭКС газотурбинной установки, заключающийся в том, что подают в камеру сгорания через основную горелку топливо и воздух, воспламеняют полученную топливо-воздушную смесь восновной зоне горения, увеличивают расход топлива и воздуха через основную горелку до установившегося процесса горения, после этого последовательно подают топливо по крайней мере в одну дополнительную горелку камеры сгорания и увеличивают его расход в дополнительных горелках до достижения номинального режима работы камеры сгорания, в процессе горения определяют уровни пульсаций давления газа в жаровой трубе камеры сгорания, по которым судят о начале режима виброгорения и регулируют расход топлива в основной и дополнительной горелках (JP 2012141078, 2012). В известном техническом решении уровень эмиссионных характеристик определяется расчетным путем по результатам предварительных доводочных испытаний с помощью базы данных, заложенной в системе управления камеры сгорания, а устойчивость горения определяется с помощью датчиков измерения пульсаций давления, установленных на стенках жаровой трубы, амплитуд пульсаций давления.
Недостатком известного способа является ограниченные технические возможности, не обеспечивающие при выходе на режимы работы с максимальной мощностью камеры сгорания ГТУ устойчивого процесса горения.
Техническая проблема, на решение которой направлено изобретение, заключается в разработке способа испытаний двустадийной МЭКС газотурбинной установки с целью определения оптимальной конструкции камеры сгорания для дальнейших ее испытаний в составе газотурбинной установки.
Технический результат, достигаемый при реализации настоящего изобретения, заключается в разработке способа испытаний двустадийной МЭКС газотурбинной установки, обеспечивающего повышение точности определения эмиссионных характеристик и обеспечения устойчивости горения камеры сгорания газотурбинной установки.
Заявленный технический результат достигается за счет того, что при осуществлении способа испытаний двустадийной МЭКС газотурбиннойустановки, заключающегося в том, что подают в камеру сгорания через основную горелку топливо и воздух, воспламеняют полученную топливо-воздушную смесь в основной зоне горения, увеличивают расход топлива и воздуха через основную горелку до установившегося процесса горения, после этого последовательно подают топливо по крайней мере в одну дополнительную горелку камеры сгорания и увеличивают его расход до достижения номинального режима работы камеры сгорания, в процессе горения определяют уровни пульсаций давления газа в жаровой трубе камеры сгорания, по которым судят о начале режима виброгорения и регулируют расход топлива в основной и дополнительных горелках, согласно предложенному изобретению осуществляют серию испытаний, при этом в процессе каждого испытания при достижении номинального режима работы камеры сгорания на выходе камеры сгорания осуществляют газовый анализ продуктов горения в результате которого определяют значения объемных концентраций оксида углерода [СО] и несгоревших углеводородов как эквивалент метана [СН4], суммарный расход воздуха через камеру сгорания и суммарный расход топлива через основную и дополнительные горелки камеры сгорания, расчетным путем определяют индексы эмиссии оксида углерода EICO, несгоревшего метана ЕIСН4 и коэффициент η полноты сгорания топлива по соответствующим формулам:
где:
α - суммарный коэффициент избытка воздуха в камере сгорания;
L - стехиометрический коэффициент для данного топлива;
молярная масса оксида углерода, метана и продуктов сгорания соответственно,
а при достижении полученных значений для каждого коэффициента η полноты сгорания топлива в серии определяют значение эмиссии окислов азота NOx и полученные значения сравнивают с нормированными предельными значениями.
Существенность отличительных признаков заявляемого технического решения подтверждается тем, что только совокупность всех конструктивных признаков, описывающих изобретение, достаточна для решения указанной технической проблемы и достижения заявленного технического результата.
Настоящее изобретение поясняется подробным описанием способа испытаний двустадийной МЭКС газотурбинной установки, и иллюстрацией, на которой представлено стендовое устройство для реализации предлагаемого способа.
На чертеже приняты следующие обозначения:
1,2 - системы подачи топлива;
3 - система подачи воздуха;
4 - газоанализатор;
5 - вычислительное устройство;
6 - основная горелка;
7 - дополнительные горелки;
8 - жаровая труба камеры сгорания;
9 - корпус камеры сгорания;
10 - основная зона горения;
11 - дополнительная зона горения.
Стендовое устройство для реализации предлагаемого способа включает систему 1 и систему 2 подачи топлива, систему 3 подачи воздуха, а также газоанализатор 4 и вычислительное устройство 5. При этом система 1 подачи топлива сообщена с основной горелкой 6, система 2 подачи топлива сообщена с дополнительными горелками 7, а система 3 подачи воздуха сообщена сосновной горелкой бис дополнительными горелками 7 жаровой трубы 8 камеры сгорания, расположенной в корпусе 9 камеры сгорания газотурбинной установки.
Способ испытаний двустадийной МЭКС газотурбинной установки реализуется следующим образом.
Осуществляют серию испытаний, при этом в процессе каждого испытания в корпус 9 камеры сгорания газотурбинной установки через основную горелку 6 от системы 1 подачи топлива и системы 3 подачи воздуха подают соответственно топливо и воздух. Полученную в результате смешения топливо - воздушную смесь воспламеняют в основной зоне 10 горения и увеличивают расход топлива и воздуха через основную горелку 6 до установившегося процесса горения. После этого последовательно подают топливо от системы 2 подачи топлива в дополнительные горелки 7, воспламеняют его в дополнительной зоне 11 горения и увеличивают расход топлива через дополнительные горелки 7 до достижения номинального режима работы камеры сгорания. В процессе горения определяют уровни пульсаций давления газа в жаровой трубе 8 камеры сгорания, по которым судят о начале режима виброгорения и регулируют расход топлива в основной горелке 6 и дополнительных горелках 7. Таким образом осуществляют серию испытаний, при этом в процессе каждого испытания при достижении номинального режима работы камеры сгорания на выходе последней осуществляют газовый анализ продуктов горения при помощи газоанализатора 4. В результате газового анализа определяют объемные концентрации оксида углерода [СО] и несгоревших углеводородов как эквивалент метана [СН4], а также суммарный расход воздуха через жаровую трубу 8 камеры сгорания и суммарный расход топлива через основную горелку 6 и дополнительные горелки 7, и определяют индексы эмиссии оксида углерода EICO, несгоревшего метана EICH4 и коэффициент η полноты сгорания топлива по соответствующим формулам:
где:
α - суммарный коэффициент избытка воздуха в камере сгорания;
L - стехиометрический коэффициент для данного топлива;
молярная масса оксида углерода, метана и продуктов сгорания соответственно.
При достижении полученных значений коэффициента η полноты сгорания топлива, равного значению коэффициента полноты сгорания топлива на номинальном режиме работы камеры сгорания определяют значение эмиссии окислов азота NOx и полученные значения последних сравнивают с нормированными предельными значениями в соответствии с ГОСТ 29328-92. При этом расчет перечисленных параметров, их запись и обработка результатов испытаний осуществляется вычислительным устройством 5.
Параметры испытуемой двухзонной малоэмиссионной камеры сгорания газотурбинной установки, прошедшей экспериментальную доводку, представлены в таблицах 1 и 2.
На малоэмиссионном режиме N=50% топливо подавалось лишь в основную горелку. Эмиссия NOx составила 5 ррm, а СО - 55 ррm, СН4 - 127 ррm. Вычисленный коэффициент полноты сгорания топлива η равен 0,9953.
На малоэмиссионном режиме N=55% топливо начали подавать кроме основной в дополнительные горелки. Эмиссия NOx составила 11 ррm, а СО - 20 ррm, СН4 - 66 ррm. Вычисленный коэффициент полноты сгорания топлива 77 равен 0,9979.
На номинальном режиме N=100% расход топлива был максимальным, как в основных, так и в дополнительных горелках. Эмиссия NOx составила 23ppm, a CO - 10 ppm, CH4 - 38 ppm. Вычисленный коэффициент полноты сгорания топлива η равен 0,9991.
На всех малоэмиссионных режимах работы эмиссия NOx соответствовала требованиям ГОСТ 29328-92, а эмиссия СО была меньше нормированного предельного значения в 100 ррm.
Таким образом, осуществление серии испытаний, в процессе каждого из которых при достижении номинального режима работы камеры сгорания на выходе двустадийной МЭКС осуществляют газовый анализ продуктов горения в результате которого определяют значения объемных концентраций оксида углерода [СО] и несгоревших углеводородов как эквивалент метана [СН4], суммарный расход воздуха через камеру сгорания и суммарный расход топлива через основную и дополнительные горелки камеры сгорания, расчетным путем определяют индексы эмиссии оксида углерода EICO, несгоревшего метана ЕIСН4 и коэффициент η полноты сгорания топлива по соответствующим формулам и при достижении полученных значений для каждого коэффициента η полноты сгорания топлива в серии определяют значение эмиссии окислов азота NOx, а полученные значения сравнивают с нормированными предельными значениями, обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в разработке способа испытаний двустадийной МЭКС газотурбинной установки, обеспечивающего повышение точности определения эмиссионных характеристик и обеспечения устойчивости горения камеры сгорания газотурбинной установки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2017 |
|
RU2665602C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2014 |
|
RU2561754C1 |
Камера сгорания газотурбинной установки | 2022 |
|
RU2802115C1 |
Способ сжигания топлива в малоэмиссионной камере сгорания | 2020 |
|
RU2753203C1 |
Горелочное устройство малоэмиссионной камеры сгорания и способ регулирования расхода воздуха, поступающего в него | 2021 |
|
RU2781670C1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ ПАРА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ПАРОГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2005 |
|
RU2287066C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ С ВЫНОСНЫМИ ЖАРОВЫМИ ТРУБАМИ И МАЛОЭМИССИОННЫМ ГОРЕЛОЧНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2020 |
|
RU2744963C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЙ "БЕДНОЙ" ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВУХКОНТУРНОЙ МАЛОЭМИССИОННОЙ ГОРЕЛКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИФФУЗИОННОГО СТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО ФАКЕЛА | 2014 |
|
RU2548525C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОЙ "БЕДНОЙ" ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВУХКОНТУРНОЙ МАЛОЭМИССИОННОЙ ГОРЕЛКЕ С ПОВЫШЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ СЖИГАНИЯ ПИЛОТНОГО ТОПЛИВА | 2014 |
|
RU2564474C2 |
Малоэмиссионная камера сгорания с двумя зонами кинетического горения | 2020 |
|
RU2753202C1 |
Изобретение относится к области энергомашиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано при отработке и доводке малоэмиссионных камер сгорания. Способ заключается в подаче в камеру сгорания через основную горелку топлива и воздуха, воспламенении топливовоздушной смеси, увеличении расхода топлива и воздуха до установившегося процесса горения, последовательной подаче топлива по крайней мере в одну дополнительную горелку камеры сгорания, увеличении его расхода до достижения номинального режима работы и определении уровня пульсаций давления газа в жаровой трубе камеры сгорания, по которым судят о начале режима виброгорения и регулируют расход топлива в горелках. При этом осуществляют серию испытаний, в процессе испытания при достижении номинального режима работы камеры сгорания в дополнительных горелках осуществляют газовый анализ продуктов горения, определяют значения объемных концентраций оксида углерода и несгоревших углеводородов, суммарный расход воздуха через камеру сгорания и суммарный расход топлива через горелки и расчетным путем определяют индексы эмиссии оксида углерода несгоревшего метана и коэффициент полноты сгорания топлива по соответствующим формулам. При достижении полученных значений для каждого коэффициента полноты сгорания топлива определяют значение эмиссии окислов азота и полученные значения сравнивают с нормированными предельными значениями. Технический результат заключается в разработке способа испытаний двустадийной малоэмиссионной камеры сгорания газотурбинной установки, обеспечивающего повышение точности определения эмиссионных характеристик и обеспечения устойчивости горения камеры сгорания газотурбинной установки. 1 ил., 2 табл.
Способ испытаний двустадийной малоэмиссионной камеры сгорания газотурбинной установки, заключающийся в том, что подают в камеру сгорания через основную горелку топливо и воздух, воспламеняют полученную топливовоздушную смесь в основной зоне горения, увеличивают расход топлива и воздуха через основную горелку до установившегося процесса горения, после этого последовательно подают топливо по крайней мере в одну дополнительную горелку камеры сгорания и увеличивают его расход до достижения номинального режима работы камеры сгорания, в процессе горения определяют уровни пульсаций давления газа в жаровой трубе камеры сгорания, по которым судят о начале режима виброгорения и регулируют расход топлива в основной и дополнительных горелках, отличающийся тем, что осуществляют серию испытаний, при этом в процессе каждого испытания при достижении номинального режима работы камеры сгорания на выходе камеры сгорания осуществляют газовый анализ продуктов горения, в результате которого определяют значения объемных концентраций оксида углерода [СО] и несгоревших углеводородов как эквивалент метана [СН4], суммарный расход воздуха через камеру сгорания и суммарный расход топлива через основную и дополнительные горелки камеры сгорания, расчетным путем определяют индексы эмиссии оксида углерода EICO, несгоревшего метана ЕIСН4 и коэффициент η полноты сгорания топлива по соответствующим формулам:
где α - суммарный коэффициент избытка воздуха в камере сгорания;
L - стехиометрический коэффициент для данного топлива;
молярная масса оксида углерода, метана и продуктов сгорания соответственно,
а при достижении полученных значений для каждого коэффициента η полноты сгорания топлива в серии определяют значение эмиссии окислов азота NOx и полученные значения сравнивают с нормированными предельными значениями.
JP 2012141078 A, 26.07.2012 | |||
EP 3434877 A1, 30.01.2019 | |||
US 2016069271 A1, 10.03.2016 | |||
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2017 |
|
RU2665602C1 |
Съемник вертикально-шпиндельной хлопкоуборочной машины | 1960 |
|
SU147860A1 |
Авторы
Даты
2024-10-11—Публикация
2024-02-02—Подача