Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к ручным, снабженным автономным приводом, почвообрабатывающим машинам (культиваторам), предназначенным для работы на малоконтурных земельных участках и теплицах. Более конкретно устройство касается конструкции одного из основных механизмов культиватора - редуктора, обеспечивающего передачу крутящего момента от двигателя к рабочему органу, т.е. фрезе.
В качестве прототипа заявляемого решения принят редуктор культиватора, описанный в патенте России RU 142104 U1 МПК А01В 33/08.
Конструкция редуктора-прототипа культиватора, выполненная в виде зубчатого механизма, содержащего корпус с входным и выходным валами, несущими зубчатые колеса и соединяемые между собой через промежуточные зубчатые передачи посредством переключателя, кинематически связанного с рукояткой управления, отличающийся тем, что переключатель выполнен в виде диска с выемкой на торцовой части, установленного с возможностью вращения на выходном валу, при этом его торцовая часть постоянно контактирует с каждой из подпружиненных втулок, размещенных подвижно в осевом направлении на валах промежуточных передач и снабженных кулачками, имеющими возможность взаимодействовать с аналогичными кулачками, выполненными на ближайшем к каждой втулке зубчатом колесе, при этом кинематическая связь представляет собой одноступенчатую передачу с вращающимися звеньями, одно из которых закреплено на боковой поверхности диска, в то время как другое звено смонтировано на внутренней стенке корпуса редуктора и связано с помощью гибкого вала с рукояткой управления в виде полноповоротного штурвала.
Существенным недостатком редуктора-прототипа является его кинематическая связь, выполненная в виде двух однорядных цепных передач, принятая конструкция редуктора предусматривает наличие усиленной двухрядной цепной передачи. Кроме того, в заявленном решении редуктора отсутствует полый вал, а также подобраны наиболее оптимальные передаточные отношения, для более широкого спектра земельных работ.
Таким образом, задачей устройства является в первую очередь увеличение ресурса редуктора и предоставление большего спектра работ, связанных с обработкой почвы.
Технический результат - расширение возможностей применения устройства, увеличение надежности, повышение предельной нагрузки, увеличение ресурса, облегчение обслуживания узла уплотнения.
Технический результат достигается тем, что в трансмиссии мотоблока, состоящей из корпуса, в подшипниковых опорах которого установлены входной вал-шестерня, выходной вал, несущий блок из пары закрепленных зубчатых колес, промежуточные валы-шестерни с установленными на них зубчатыми колесами, но при этом в конструкции применена двухрядная цепь, которая воспринимает всю нагрузку независимо от условий эксплуатации, защитная крышка узла уплотнения выходного вала выполнена по типу металлической шайбы, фиксируемой стопорным кольцом, предусмотрен глазок маслоуказателя для оценки уровня масла.
На прилагаемых к описанию чертежах показано следующее:
на фиг. 1 - схематическое изображение продольного сечения одной из передач трансмиссии;
на фиг. 2 - вид сбоку на зубчатую и цепную передачи трансмиссии;
на фиг. 3 - изображение вилки переключателя;
на фиг. 4, 5 - изображение двух фрагментов корпуса трансмиссии;
на фиг. 6 - изображение глазка маслоуказателя.
Рассматриваемая в качестве примера трансмиссия мотоблока имеет три промежуточные зубчатые передачи, обеспечивающие две рабочие скорости вращения движителей и его реверсивное вращение. Ниже рассматривается конструкция трансмиссии на примере включения одной из рабочих передач, например, первой.
Трансмиссия (фиг. 1) содержит корпус 1, в подшипниковых опорах которого установлены входной вал 2 и выходной вал 3, несущий неподвижно закрепленное зубчатое колесо 7. Между валами 2 и 3 смонтированы промежуточные валы 4, 5 и 6. Валы 4 и 5 постоянно связаны с зубчатым колесом 7 с помощью шестерен 8 и 11. При этом промежуточный вал 4 несет на себе два зубчатых колеса 9 и 10, промежуточный вал 5 несет на себе шестерню 11 и промежуточный вал 6 несет на себе шестерню 12. Вилка переключения 14, взаимодействующая с шестерней 13, смонтирована на валу переключения 15, который имеет возможность возвратно-поступательного перемещения в корпусе 1 трансмиссии. Входной вал 2 выполнен шлицевым, и шестерня 13 установлена на нем с помощью подобного (шлицевого) соединения, что не препятствует ее перемещению. Соосно с зубчатым колесом 7 на выходном валу 3 установлена звездочка 16, связанная двухрядной цепью 17 с ведомой звездочкой 18, расположенной на валу 19, несущим движители (на чертеже не показаны). Геометрические оси обоих звездочек и выходного вала 3 лежат в одной плоскости. На фиг. 1 и 2 сплошной жирной линией 20 показано направление передачи крутящего момента от входного вала 2 до вала 19 движителей.
Корпус 1 трансмиссии содержит два фрагмента: правый 21 и левый 22 (фиг. 4, 5). Каждый из фрагментов содержит конструктивные элементы в виде соединительных фланцев 23, снабженных отверстиями 24 и 25 для болтового соединения, а также ребра жесткости и бобышки 26 для опор валов, в расточках которых устанавливают подшипники этих валов. Фланцы 23 охватывают стенки 27 каждого фрагмента, которые создают внутренний объем корпуса трансмиссии, предназначенный для размещения зубчатой и цепной передач последнего. На правом фрагменте 21 установлен глазок маслоуказателя 28, маслоналивная пробка 29 и болт слива отработанного масла 30. Формы одноименных сторон каждого из фрагментов 21 и 22, как внутренней, так и внешней, до механической обработки полностью идентичны (фиг. 4, 5). Все одноименные конструктивные элементы обоих фрагментов имеют одинаковые размеры. Следует отметить, что на всех возможных одноименных сечениях и разрезах форма конструктивных элементов обоих фрагментов до механической обработки полностью идентична.
Работает трансмиссия следующим образом.
Перемещением вала переключения 15 с закрепленной на нем вилкой переключения 14 шестерня 13 вводится в зацепление с зубчатым колесом 9, закрепленным на промежуточном валу 4. После этого вращение от двигателя передается на входной, шлицевой вал 2, шестерню 13, зубчатое колесо 9, шестерню 8, закрепленную на промежуточном валу 4, а затем на зубчатое колесо 7 выходного вала 3. С последнего крутящий момент через цепную передачу передается на вал 19 и, как следствие, на движители, смонтированные на этом валу. Путь и последовательность передачи крутящего момента от входного вала 2 до вала 19 на чертежах (фиг. 1, 2) дублируется сплошной жирной линией 20.
Вторая передача, за счет перемещения вала переключения 15 с закрепленной на нем вилкой переключения 14, включает последовательное соединение шестерен 13, 11, зубчатого колеса 7 выходного вала 3 с цепной передачей.
Реверсивная передача включает последовательное соединение шестерен 13, 12, зубчатого колеса 10, шестерни 8, зубчатого колеса 7 выходного вала 3 с цепной передачей.
Конструкция трансмиссии дает возможность, не меняя ее принципиальной схемы, получить различные комбинации передаточных чисел в одном и том же корпусе трансмиссии путем установки дополнительных зубчатых колес на промежуточных валах. Кроме того, такое решение позволяет унифицировать фрагменты корпуса до такой степени, что для их изготовления требуется одна пресс-форма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2442715C1 |
Трасмиссия мотоблока | 1990 |
|
SU1768411A1 |
РЕВЕРСНЫЙ РЕДУКТОР | 2022 |
|
RU2794601C1 |
Механизм трансмиссии мотокультиватора повышенной маневренности | 2023 |
|
RU2821281C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ | 2006 |
|
RU2300032C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА | 2010 |
|
RU2418707C1 |
Трансмиссия мотоблока | 2023 |
|
RU2821990C1 |
Трансмиссия мотоблока | 2023 |
|
RU2816218C1 |
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2599138C1 |
Трансмиссия мотокультиватора | 2023 |
|
RU2816269C1 |
Изобретение относится к сельскому хозяйству. Трансмиссия мотоблока состоит из корпуса, в подшипниковых опорах которого установлены входной вал-шестерня (2), выходной вал (3), несущий блок из пары закрепленных зубчатых колес, промежуточные валы-шестерни (4, 5 и 6) с установленными на них зубчатыми колесами (7, 9, 10) и вал (19) движителей. Выходной вал (3) и вал (19) движителей связаны двухрядной цепью (17). Защитная крышка узла уплотнения выходного вала (3) выполнена в виде металлической шайбы, фиксируемой стопорным кольцом. На корпусе предусмотрен глазок маслоуказателя для оценки уровня масла. Обеспечивается расширение возможностей применения устройства, увеличение надежности, повышение предельной нагрузки, увеличение ресурса, облегчение обслуживания узла уплотнения. 6 ил.
Трансмиссия мотоблока, состоящая из корпуса, в подшипниковых опорах которого установлены входной вал-шестерня, выходной вал, несущий блок из пары закрепленных зубчатых колес, промежуточные валы-шестерни с установленными на них зубчатыми колесами и вал движителей, отличающаяся тем, что выходной вал и вал движителей связаны двухрядной цепью, защитная крышка узла уплотнения выходного вала выполнена в виде металлической шайбы, фиксируемой стопорным кольцом, а на корпусе предусмотрен глазок маслоуказателя для оценки уровня масла.
Навесное устройство для установки шпалерных опор на горных склонах | 1961 |
|
SU142104A1 |
РЕДУКТОР МОТОБЛОКА | 2007 |
|
RU2348135C1 |
CN 203015400 U, 26.03.2013 | |||
CN 202195046 U, 18.04.2012 | |||
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ С НУЛЕВЫМ ПРОВОДОМ ОТ НЕСИММЕТРИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1997 |
|
RU2130663C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ | 2005 |
|
RU2299334C1 |
Авторы
Даты
2024-10-11—Публикация
2024-02-28—Подача