Трасмиссия мотоблока Советский патент 1992 года по МПК B60K17/02 

Описание патента на изобретение SU1768411A1

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в минитракторах и мотоблоках.

Известна трансмиссия мотоблока МБ-1 Нева, которая имеет две передачи переднего кода. По оси симметрии вытянутого корпуса расположены входной вал, блоки звездочек и выходной вал.

Недостатком известной трансмиссии является отсутствие механизма принудительного поворота и малое тяговое усилие.

Наиболее близкой по технической сущности является трансмиссия мотоблока Хонда Г600, содержащая корпус, в котором размещены входной вал с клиноремен- ной передачей и зубчатыми колесами, шлицевой вал, на котором расположены передвижные зубчатые колеса, промежуточный вал и расположенный на нем механизм принудительного поворота, ось с расположенными на ней зубчатыми блоками шестерня-звездочка, рычаг переключения передач и подвижные в осевом направлении валики.

Недостатком известной трансмиссии является сложность конструкции.

Цель изобретения - упрощение конструкции и обеспечение безопасности эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что в известной трансмиссии мотоблока на входном валу расположены неподвижные и одно передвижное в осевом направлении зубчатые колеса, на промежуточном валу расположены одно зубчатое колесо постоянного зацепления и механизм принудительного поворота, который выполнен в виде блока зубчатых колес, причем среднее зубчатое колесо жестко закреплено на промежуточном валу, а крайние зубчатые колеса снабжены упорными кольцами, между которыми установлены зубчатые муфты с внутренним

зацеплением, каждая из которых предназначена для связи одного из крайних и среднего зубчатых колес, между муфтами размещена пружина сжатия, взаимодействующая с торцами муфт, причем суммарная ширина муфт превышает ширину среднего зубчатого колеса, на одном из валиков размещена вилка, на другом - втулка, причем на вилке и втулке выполнены пазы, с которыми поочередно взаимодействует штифт рычага переключения передач, установленный на оси качания. Длина штифта больше расстояния между вилкой и втулкой, ось рычага переключения передач расположена в

его кольцевой канавке, а расстояние от края вилки или втулки до середины паза больше расстояния между канавками, выполненными на валиках.

Установка на промежуточном валу механизма принудительного поворота позволяет отключать одно из колес при повороте мотоблока.

Выполненные на вилке и втулке пазы позволяют входить в них штифту и перемещать валики влево-вправо.

Установка на рычаге переключения передач штифта с большей длиной чем расстояние между вилкой и втулкой позволяет ему находиться в одном из пазов и переключать

передачи передвижением рычага переключения передач влево-вправо и вверх-вниз. Для исключения возможности включения одновременно двух передач в конструкции предусмотрено известное фиксаторное устройство, состоящее из подпружиненных фиксаторов и кольцевых канавок, выполненных на валиках. Этим обеспечивается безопасность эксплуатации.

Размещение оси качания в кольцевой

канавке рычага переключения передач позволяет перемещать штифт рычага переключения передач в верхний или нижний пазы.

Исключение выпадания штифта рычага переключения передач из паза вилки или втулки обеспечивается тем, что ширина от края вилки или втулки до середины паза, выполненного на вилке или втулке, больше расстояния между кольцевыми канавками, выполненными на валиках.

Совокупность отличительных признаков заявляемого изобретения обеспечивается за счет сокращения в трансмиссии мотоблока зубчатых колес и обеспечения безопасности эксплуатации.

На фиг.1 показана кинематическая схема трасмиссии мотоблока; на фиг.2 - механизм принудительного поворота; на фиг.З - механизм переключения передач; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.З; на фиг.5 - механизм переключения передач в рабочем положении.

Трансмиссия мотоблока состоит из кор- пуса 1, в котором размещен входной вал 2 с клиноременной передачей 3, неподвижными в осевом направлении 4, 5, б, 7 и передвижным 8 зубчатыми колесами, шлицевой вал 9, на КОТОРОМ расположены передаиж- ные 10 и 11 и неподвижное в осевом направлении 12 зубчатые колеса, промежуточный вал 13 и расположенные на нем зубчатое колесо 14 и механизм принудительного поворота 15, ось 16 с расположенными на ней зубчатыми блоками шестерня-звездочка 17 и 18, рычаг переключения передач 19 и подвижные в осевом направлении валики 20 и 21. Среднее зубчатое колесо 22 механизма принудительного поворота 15 жестко закреплено на промежуточном валу 13, а крайние зубчатые колеса 23 и 24 снабжены упорными кольцами 25 и 26, между которыми установлены зубчатые муфты 27 и 28 с внутренним зацеплением, каждая из кото- рых предназначена для связи одного из крайних 23 или 24 и среднего 22 зубчатых колес. Зубчатая муфта 27 отключается вилкой 29, а зубчатая муфта 28 вилкой 30, Между муфтами 27 и 28 размещена пружина сжатия 31, взаимодействующая с их торцами. На нижнем валике 20 размещена вилка 32, на верхнем валике 21 - втулка 33. На вилке 32 и втулке 33 выполнены пазы 34 и 35, с которыми поочередно взаимодейству- ет штифт 36, установленный на рычаге переключения передач 19. Рычаг переключения 19 размещен на оси качания 37, которая расположена в кольцевой канавке 38. Цепи 39 и 40 передают крутящий момент на звездочки 41 и 42, жестко закрепленные на полуосях 43 и 44, на которых установлены колеса мотоблока. Для исключения возможности включения одновременно двух передач между валиками 20 и 21

расположено известное фиксаторное устройство, состоящее из подпружиненных фиксаторов 45 и 46 и кольцевых канавок 47, выполненных на валиках 20 и 21.

Трансмиссия мотоблока работает следующим образом.

Крутящий момент двигателя передается на входной вал 2 через один из шкивов клиноременной передачи 3, обеспечивая этим первый или второй ряд передач.

В нейтральном положении рычага переключения передач 19 крутящий момент передается через входной вал 2 на жестко закрепленное на нем зубчатое колесо 7, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 12, при этом вращается шлицевой вал 9 и расположенные на нем передвижные зубчатые колеса 10 и 11, которые не входят в зацепление с другими зубчатыми колесами.

При включении первой передачи рычаг переключения передач 19 находится в нижнем положении, при этом штифт 36 находится в пазу 34, выполненном на вилке 32, которая взаимодействует с передвижным зубчатым колесом 10. При перемещении валика 20 влево происходит зацепление передвижного зубчатого колеса 10 с зубчатым колесом 5, расположенным на входном валу 2. Зубчатые колеса 4, 5 и 6 выполнены как один блок, поэтому крутящий момент через зубчатое колесо 5 передается на зубчатое колесо 4, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 14, жестко закрепленным на промежуточном валу 13. При вращении промежуточного вала 13 крутящий момент передается на среднее зубчатое колесо 22, которое через зубчатые муфты 27 и 28 передает вращение на зубчатые блоки шестерня-звездочка 17 и 18. Цепи 39 и 40 передают крутящий момент на звездочки 41 и 42 и через полуоси 43 и 44 на колеса мотоблока.

Для включения второй передачи рычаг переключения передач 19 переводят в верхнее положение, при этом штифт 36 входит в паз 35, выполненный на втулке 33. При перемещении валика 21 влево происходит зацепление передвижного зубчатого колеса 11 с зубчатым колесом 6, размещенным на входном валу 2. Далее крутящий момент передается как при включении первой передачи.

Для включения третьей передачи валик 21 из нейтрального положения перемещается вправо, при этом передвижное зубчатое колесо 8, расположенное на входном валу 2, входит в зацепление с зубчатым колесом 6. Далее крутящий момент передается как при включении первой передачи.

Для включения реверса рычаг переключения передач 19 переводится в нижнее положение, при этом штифт 36 входит в паз 34. При перемещении валика 20 из нейтрального положения вправо происходит зацепле- ние передвижного зубчатого колеса 10 с зубчатым колесом 14, расположенным на промежуточном валу 13. Далее крутящий момент передается как при включении первой передачи.

Длиной А штифта 36, большей расстояния Б между вилкой 32 и втулкой 33, обеспечивается то, что при входе штифта 36 в паз 34 или 35 обеспечивается надежность сцепления, т.е., например, при входе штиф- та 36 в паз 35 втулки 33 и последующего включения передачи, поверхность вилки 32 не позволит выйти штифту 36 из паза 35, и, наоборот, при входе штифта 36 в паз 34 вилки 32, поверхность втулки 33 не позво- лит выйти штифту 36 из паза 34. При этом обеспечивается безопасность эксплуатации.

Для отключения одного из колес, например правого, муфта 28 вилкой 30 выводится из зацепления с крайним зубчатым колесом 24. При этом передача крутящего момента на правое колесо мотоблока прекращается. Левое колесо мотоблока октлючается аналогично: муфта 27 вилкой 29 выводится из за- цепления с крайним зубчатым колесом 27. При прекращении передачи крутящего момента на одно из колес мотоблока другое колесо обеспечивает самостоятельный поворот мотоблока без применения силы one- ратора.

Исключается отключение зубчатых колес 23 и 24 одновременно, так как суммарная ширина муфт 27 и 28 превышает ширину среднего зубчатого колеса 22. Важность этого момента обособляется на крутых подъемах и спусках местности, когда, в любом случае, одно из колес мотоблока остается в зацеплении, при этом обеспечивается безопасность движения.

Для перевода штифта 36 в паз 34 или 35 рычаг переключения передач 19 перемещают вверх или вниз на оси качания 37. Для перемещения валиков 20 и 21 рычаг переключения передач 19 поворачивается влево или вправо.

Расстояние LOT края вилки 32 или втулки 33 до середины паза 34 или 35 больше расстояния Li между канавками 47, выполненными на валиках 20 и 21, исключает выпадание штифта 36 рычага переключения передач 19 из паза вилки 32 или втулки 33.

Таким образом, предлагаемая трансмиссия проста по конструкции и безопасна в эксплуатации.

Формула изобретения

1.Трансмиссия мотоблока, содержащая корпус, в котором размещены входной вал с клиноременной передачей, передвижными и неподвижными в осевом направлении зубчатыми колесами, шлицевой вал, промежуточный вал и расположенный на нем механизм принудительного поворота, ось, с расположенными на ней зубчатыми блоками, рычаг переключения передач и подвижные в осевом направлении валики, о т- личающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и обеспечения безопасности эксплуатации, на входном валу расположены неподвижные и одно подвижное в осевом направлении зубчатые колеса, на промежуточном валу расположено одно зубчатое колесо постоянного зацепления и механизм принудительного поворота, выполненные в виде блока зубчатых колес, причем среднее зубчатое колесо жестко закреплено на промежуточном валу, а крайние зубчатые колеса снабжены упорными кольцами, между которыми установлены зубчатые муфты с внутренним зацеплением для связи одного из крайних и среднего зубчатых колес, между муфтами размещена пружина сжатия для взаимодействия с торцами муфт, причем суммарная ширина муфт выполнена большей ширины среднего зубчатого колеса, на одном из валиков размещена вилка, на другом - втулка, причем на вилке и втулке выполнены пазы для поочередного взаимодействия штифта с рычагом переключения передач, установленным на оси качания.

2.Трансмиссия по п. 1, о т л и ч а ю щ а- я с я тем, что длина штифта больше расстояния между вилкой и втулкой.

3.Трансмиссия поп.1,отличающа- я с я тем, что ось рычага переключения передач расположена в его кольцевой канавке.

4.Трансмиссия по п.1, о т л и ч а ю ща- я с я тем, что расстояние от края вилки или втулки до середины паза больше расстояние между канавками, выполненными на валиках.

f - ю

27 22 28 Фиг. 2

Похожие патенты SU1768411A1

название год авторы номер документа
ТРАНСМИССИЯ СНЕГОХОДА 2022
  • Койнов Сергей Владимирович
RU2794007C1
Трансмиссия мотоблока 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
  • Колесникова Татьяна Петровна
RU2821053C1
Трансмиссия мотоблока 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
RU2821052C1
Механизм трансмиссии мотокультиватора повышенной маневренности 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
RU2821281C1
Трансмиссия мотокультиватора 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
RU2814602C1
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Овчинникова Светлана Владимировна
  • Сметанина Екатерина Владимировна
RU2599138C1
Трансмиссия мотокультиватора 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
RU2816216C1
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2580596C1
Силовая передача мотоблока 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
  • Колесникова Татьяна Петровна
RU2814603C1
Трансмиссия мотоблока 2023
  • Курасов Владимир Станиславович
  • Дмитриев Дмитрий Александрович
RU2814600C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 768 411 A1

Реферат патента 1992 года Трасмиссия мотоблока

Сущность изобретения: относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в минитракторах и мотоблоках, для упрощения конструкции и обеспечения безопасности эксплуатации. Трансмиссия мотоблока состоит из корпуса 1, в котором размещен входной вал 2 с кли- ноременной передачей 3, неподвижными в осевом направлении 4,5,6,7 и передвижным 8 зубчатыми колесами, шлицевой вал 9, на котором расположены передвижные 10 и 11 и неподвижное в осевом направлении 12 зубчатые колеса, промежуточный вал 13 и расположенные на нем зубчатое колесо 14 и механизм принудительного поворота 15, ось 16с расположенными на ней зубчатыми блоками шестерня-звездочка 17 и 18, рычаг переключения передач и подвижные в осевом направлении валики 20 и 21, Среднее зубчатое колесо механизма принудительного поворота 15 жестко закреплено на промежуточном валу 13, а крайние зубчатые

Формула изобретения SU 1 768 411 A1

Фиа.З

47 47

five. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1768411A1

Бурков В.В
и др
Минитракторы, Л.: Машиностроение, Ленинградское отдел., 1987, с
Крутильная машина для веревок и проч. 1922
  • Макаров А.М.
SU143A1
Бурков В.В
и др
Минитракторы, Л., Машиностроение, Ленинградское отдел., 1987, с.48-49, рис.2.9

SU 1 768 411 A1

Авторы

Орлов Сергей Владимирович

Даты

1992-10-15Публикация

1990-12-17Подача