Заявляемое изобретение относится к авиации, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) самолетного типа, выполненным в интегральной компоновке по балансировочной схеме «утка», с высокими скоростными и маневренными характеристиками и малым уровнем радиолокационной заметности.
Из уровня техники известен БПЛА самолетного типа с высокими скоростными и маневренными характеристиками Rockwell HiMAT [l.], выполненный по балансировочной схеме «утка». Данный БПЛА содержит фюзеляж, стреловидное крыло, переднее оперение, подфюзеляжный воздухозаборник, силовую установку в виде турбореактивного двигателя, вертикальное оперение, состоящее из двух хвостовых килей, размещенных на двух обособленных от фюзеляжа хвостовых балках, и двух вертикальных шайб, расположенных на законцовках крыла. Крыло снабжено механизацией передней и задней кромки. Переднее оперение оснащено механизацией задней кромки.
Данный БПЛА обладает недостатками. Наличие четырех плоскостей вертикального оперения и двух обособленных от фюзеляжа хвостовых балок приводит к увеличению радиолокационной заметности БПЛА. Конструкция воздуховода не обеспечивает экранирование лопаток компрессора двигателя от радиолокационного излучения, что увеличивает заметность в радиолокационном диапазоне. В данном БПЛА отсутствуют внутренние грузовые отсеки, что не позволяет получить малозаметную в радиолокационном диапазоне конфигурацию при размещении на нем вооружения.
Известен БПЛА Fury [2.] самолетного типа, выполненный по нормальной балансировочной схеме, содержащий фюзеляж, трапециевидное крыло, хвостовое горизонтальное оперение, состоящее из двух стабилизаторов, хвостовое вертикальное оперение, состоящее из одного киля, подфюзеляжный воздухозаборник, силовую установку в виде турбореактивного двигателя и внутренние грузовые отсеки.
У данного БПЛА вертикальное оперение выполнено в виде одного киля, установленного без наклона относительно вертикальной плоскости, что приводит к увеличению радиолокационной заметности в боковых ракурсах.
Целью заявляемого технического решения является снижение заметности БПЛА в радиолокационном диапазоне относительно аналогов.
Заявляемый БПЛА поясняется чертежом (фиг. 1) и содержит фюзеляж 1, крыло сложной в плане формы, образованное комбинацией наплыва, представляющего собой треугольное крыло 2 малого удлинения [3.], и стреловидного крыла 3 умеренного удлинения, механизацию 4 передней кромки и механизацию 5 задней кромки стреловидного крыла 3, цельноповоротное переднее оперение 6 со стреловидными консолями, V-образное хвостовое вертикальное оперение 7 с трапециевидными килями, молниеобразную заднюю кромку 8 оперения 7, силовую установку в виде одного турбореактивного двигателя 9, S-образный канал воздуховода 10, подфюзеляжный воздухозаборник 11 двигателя 9, центральный фюзеляжный грузовой отсек 12, шасси 13.
S-образный канал воздуховода 10 обеспечивает экранирование лопаток компрессора двигателя 9 от радиолокационного излучения, что способствует снижению радиолокационной заметности БПЛА.
Передние кромки крыла 3, передние горизонтальные кромки воздухозаборника 11 и передние кромки оперения 6 выполнены таким образом, что их проекции на горизонтальную плоскость - параллельные друг другу линии, что способствует локализации пиков отражения радиолокационного излучения и снижению общего уровня радиолокационной заметности БПЛА.
Реализуемые в конструкции БПЛА углы стреловидности кромок крыльев 2,3, кромок оперений 6 и 7 и кромок воздухозаборника 11 способствуют отражению радиолокационного излучения с переднего ракурса в сторону от источника излучения, за счет чего достигается уменьшение радиолокационной заметности БПЛА в лобовом ракурсе. Конфигурация оперений 6 и 7 способствует отражению радиолокационного излучения с бокового ракурса в сторону от источника излучения, за счет чего достигается уменьшение радиолокационной заметности БПЛА в боковом ракурсе.
Задняя кромка 8 оперения 7 выполнена молниеобразной с целью рассеивания радиолокационного излучения в сторону от источника излучения и снижения за счет этого радиолокационной заметности БПЛА в хвостовых ракурсах.
Грузовой отсек 12 позволяет размещать внутри фюзеляжа 1 различные типы грузов или вооружения без негативного влияния на радиолокационную заметность БПЛА.
Техническим результатом, на который направлено заявляемое изобретение, является снижение заметности БПЛА в радиолокационном диапазоне относительно аналогов. Технический результат достигается конструктивными особенностями БПЛА.
Устройство может быть выполнено с помощью стандартного оборудования и материалов отечественного производства. Таким образом, заявленное устройство соответствует критерию «промышленная применимость».
Источники, принятые во внимание:
1. Информационное агентство Avia.pro [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://avia.pro/blog/rockwell-himat-tehnicheskie-harakteristiki-foto, свободный.
2. Издание The Defense Post [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.thedefensepost.com/2023/01/27/usaf-fury-engine-test/, свободный.
3. Аронин, Г.С.Практическая аэродинамика: Учебник для летного состава / Г.С. Аронин. - М.: Воениздат, 1962. - 384 с. - 4, с. 82-87.
4. Пат. 2 770 885 RU, МПК (2006.01) В64С 30/00. Многофункциональный сверхзвуковой однодвигательный самолет / Стрелец М.Ю. и др. - Заявл. 19.07.2021; опубл. 25.04.2022, Бюл. №12.
5. Пат.2 768 101 RU, МПК (2006.01) В64С 30/00. Легкий тактический самолет / Стрелец М.Ю. и др. - Заявл. 19.07.2021; опубл. 23.03.2022, Бюл. № 9.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Беспилотный летательный аппарат | 2023 |
|
RU2818209C1 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ | 2009 |
|
RU2432299C2 |
БЕСПИЛОТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2018 |
|
RU2690142C1 |
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2018 |
|
RU2693427C1 |
МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2018 |
|
RU2705416C2 |
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки | 2019 |
|
RU2714176C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ | 2023 |
|
RU2807624C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2018 |
|
RU2699514C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ВОЗДУШНОМ БАЗИРОВАНИИ | 2018 |
|
RU2686561C1 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2018 |
|
RU2682054C1 |
Изобретение относится к авиации, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) самолетного типа, выполненным в интегральной компоновке по балансировочной схеме «утка», с высокими скоростными и маневренными характеристиками и малым уровнем радиолокационной заметности. Беспилотный летательный аппарат выполнен в интегральной компоновке по балансировочной схеме «утка» и содержит фюзеляж, цельноповоротное переднее оперение со стреловидными консолями, V-образное хвостовое вертикальное оперение с трапециевидными килями, силовую установку в виде одного турбореактивного двигателя, подфюзеляжный воздухозаборник, центральный фюзеляжный грузовой отсек, шасси. При этом фюзеляж плавно сопряжен с крылом сложной в плане формы, представляющим собой комбинацию треугольного крыла малого удлинения и стреловидного крыла умеренного удлинения, а передняя и задняя кромки стреловидного крыла механизированы. При этом канал воздуховода выполнен S-образным, передние кромки крыла, передние горизонтальные кромки воздухозаборника и передние кромки переднего оперения выполнены таким образом, что их проекции на горизонтальную плоскость параллельны друг другу, а задняя кромка хвостового оперения выполнена молниеобразной. Техническим результатом является снижение заметности БПЛА в радиолокационном диапазоне относительно аналогов. 1 ил.
Беспилотный летательный аппарат, выполненный в интегральной компоновке по балансировочной схеме «утка», содержащий фюзеляж, цельноповоротное переднее оперение со стреловидными консолями, V-образное хвостовое вертикальное оперение с трапециевидными килями, силовую установку в виде одного турбореактивного двигателя, подфюзеляжный воздухозаборник, центральный фюзеляжный грузовой отсек, шасси, при этом фюзеляж плавно сопряжен с крылом сложной в плане формы, представляющим собой комбинацию треугольного крыла малого удлинения и стреловидного крыла умеренного удлинения, а передняя и задняя кромки стреловидного крыла механизированы, отличающийся тем, что канал воздуховода выполнен S-образным; передние кромки крыла, передние горизонтальные кромки воздухозаборника и передние кромки переднего оперения выполнены таким образом, что их проекции на горизонтальную плоскость параллельны друг другу; задняя кромка хвостового оперения выполнена молниеобразной.
US 4767083 A, 30.08.1988 | |||
US 5984229 A, 16.11.1999 | |||
ОБОГРЕВАЕМЫЙ ЗАПОРНЫЙ КРАН | 0 |
|
SU268107A1 |
US 4828203 A, 09.05.1989 | |||
US 2006022084 A1, 02.02.2006. |
Авторы
Даты
2024-11-18—Публикация
2024-03-26—Подача