Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе турбомеханизмов и иных машин средней мощности, не требующих регулирования частоты вращения.
Известен синхронный двигатель (А.с. №1694038, Н02К 19/12, 1995г.), отвечающий требованиям минимальной сложности конструкции и затрат при эксплуатации.
К недостаткам этой машины следует отнести наличие двух выпрямительных устройств и трех трехфазных обмоток в пазах статора, сдвинутых в пространстве машины на определенный угол, что, как следствие, повышает массогабаритные показатели и усложняет конструкцию и эксплуатацию двигателя. Третья статорная обмотка отрицательно влияет на процесс синхронизации двигателя, поскольку увеличивает степень компаундирования системы возбуждения.
Известна также синхронная электрическая машина (А.с. СССР №688964, Н 02 К 19/12, 1979), запуск которой в режиме двигателя производят в два этапа: асинхронный разбег до подсинхронной скорости и последующая синхронизация двигателя. Синхронизацию двигателя осуществляют способом подключения обмотки возбуждения к источнику питания, состоящему из сети, дополнительной трехфазной обмотки статора и трехфазного мостового выпрямителя.
Недостатком аналога является большой пусковой ток, способный вызвать колебания напряжения в сети и низкая конструктивная надежность.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является устройство пуска синхронного двигателя в блоке «трансформатор-двигатель» (RU2396692C1,Н02Р 1/50, Н02К 19/12, 10.08.2010), содержащее синхронный электродвигатель с основной и дополнительной трехфазными статорными обмотками, первые выводы которых в рабочем положении присоединены через контакты коммутатора к трехфазному трансформатору, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления для подключения основной и дополнительной статорных обмоток, вторые выводы основной обмотки статора соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, выводы переменного тока которого соединены со вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока - с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, коммутатор статорных обмоток двигателя, обеспечивающий их переключение посредством своих контактов на период асинхронного пуска из рабочего положения в схему соединения основной обмотки треугольником и последовательное включение соединенной треугольником обмотки с дополнительной статорной обмоткой.
Недостатком этого устройства пуска синхронного двигателя является высокая стоимость пускового автотрансформатора и аппаратов управления пуском.
Технический результат изобретения: улучшение пусковых характеристик синхронного двигателя.
Технический результат достигается тем, что в отличие от прототипа, продольные пазы пусковых обмоток в полюсных башмаках ротора выполнены под углом α, меньшим 90°.
На фиг. 1 показан внешний вид явнополюсного ротора синхронного двигателя. На фиг. 2 представлена схема полюсного башмака со скошенным пазом для пусковой обмотки, где: а - поперечный размер паза; b - расстояние между пусковыми обмотками; α - угол скоса; Lb - удаленность от края полюсного башмака; х, у - расчетная система координат.
Синхронный двигатель содержит ротор 1 с ярмом 2, закрепленные с контактными кольцами 3 для подвода источника постоянного питания на валу 4. Обмотки возбуждения 5 установлены на ярме 2 и имеют дополнительные полюсные башмаки 6 с пусковыми обмотками 7, закрепленными на роторе короткозамкнутыми кольцами 8, которые обхвачены хомутом 9. Продольные пазы 10 пусковых обмоток в полюсных башмаках 6 ротора 1 выполнены под углом α, меньшим 90°.
Синхронный двигатель работает следующим образом.
При подключении обмотки статора к источнику переменного трехфазного тока создается вращающееся магнитное поле и в результате взаимодействия поля ротора и статора возникает полезный вращающийся момент. Особенностью изобретения является то, что описанный выше вариант исполнения продольных пазов за счет компенсации высших нечетных гармоник ν = 3, 5, 7… приводит к улучшению пусковых характеристик синхронного двигателя, за счет гашения момента, создаваемого высшими нечетными гармониками, направленного против основного момента двигателя; т.е. уничтожается спектр высших гармоник, искажающих нелинейность пусковых характеристик, исходящих непосредственно от объекта, повышается пусковой момент.
Таким образом, заявляемое изобретение позволяет улучшить пусковые характеристики синхронного двигателя.
Заявляемое решение может быть реализовано в электроприводе турбомеханизмов и других известных устройств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПУСКА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2396692C1 |
БЛОК ТРАНСФОРМАТОР - СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2354035C1 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2271600C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА И БЕСЩЕТОЧНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ БЕСКОНТАКТНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2502180C2 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2272351C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2315418C1 |
БЛОК ТРАНСФОРМАТОР-БЕСКОНТАКТНЫЙ СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2457609C2 |
СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДВОЙНОЙ ОБМОТКОЙ НА СТАТОРЕ | 2006 |
|
RU2317627C1 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2271601C1 |
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2271599C1 |
Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – улучшение пусковых характеристик синхронного двигателя. Синхронный двигатель содержит основную и дополнительную трехфазные статорные обмотки, первые выводы которых в рабочем положении присоединены через контакты коммутатора к трехфазному трансформатору, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления для подключения основной и дополнительной статорных обмоток. Вторые выводы основной обмотки статора соединены в общую точку. Переключение обмоток двигателя на период асинхронного пуска из рабочего положения в схему соединения основной обмотки треугольником и последовательное включение соединенной треугольником обмотки с дополнительной статорной обмоткой осуществляется коммутатором. При этом продольные пазы пусковых обмоток в полюсных башмаках ротора выполнены под углом α, меньшим 90°. 2 ил.
Синхронный двигатель, содержащий основную и дополнительную трехфазные статорные обмотки, первые выводы которых в рабочем положении присоединены через контакты коммутатора к трехфазному трансформатору, первичная обмотка которого подключена к источнику электроэнергии, а вторичная обмотка имеет ответвления для подключения основной и дополнительной статорных обмоток, вторые выводы основной обмотки статора соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, выводы переменного тока которого соединены со вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока – с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, коммутатор статорных обмоток двигателя, обеспечивающий их переключение посредством своих контактов на период асинхронного пуска из рабочего положения в схему соединения основной обмотки треугольником и последовательное включение соединенной треугольником обмотки с дополнительной статорной обмоткой, отличающийся тем, что продольные пазы пусковых обмоток в полюсных башмаках ротора выполнены под углом α, меньшим 90°.
УСТРОЙСТВО ПУСКА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2396692C1 |
Полюс электрической машины постоянного тока | 1990 |
|
SU1709464A1 |
АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 0 |
|
SU277075A1 |
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий | 2017 |
|
RU2661641C1 |
Ротор синхронного реактивного электродвигателя | 1973 |
|
SU472427A1 |
US 5359763 A1, 01.11.1994. |
Авторы
Даты
2024-12-04—Публикация
2023-11-28—Подача