АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВАНАДИЕВЫМ ПРОТОЧНЫМ АККУМУЛЯТОРОМ Российский патент 2024 года по МПК H01M8/4186 H01M8/18 H02J7/00 

Описание патента на изобретение RU2832276C1

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Заявленное техническое решение в общем относится к области вычислительной техники, а в частности к системе управления ванадиевым проточным аккумулятором, позволяющей обеспечить стабильность непрерывной работы проточного аккумулятора.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Аккумуляторы - ключевая технология устойчивого развития электрических сетей с высокой долей производства возобновляемой энергии. Среди различных аккумуляторных технологий, ванадиевые проточные аккумуляторы (ВПА) считаются одними из наиболее перспективных решений для крупномасштабных систем хранения энергии, подходящие для интеграции с возобновляемыми источниками энергии. Одним из ключевых компонентов ВПА является автоматизированная система управления аккумулятором (АСУ), которая отслеживает и контролирует такие параметры, как ток нагрузки, температура батареи и скорость потока электролита, чтобы обеспечить стабильную работу батареи с высокой эффективностью и низкой деградацией

Из уровня техники известна китайская заявка US9612286B2 «All-vanadium redox flow battery management system based on embedded chip» (патентообладатель NORTH UNIVERSITY OF CHINA, опубл. 04.02.2020), описывающая комплексную систему управления проточным аккумулятором, реализованную на базе встраиваемой системы с чипом STM32. В данной заявке описывается преимущественно техническая реализация с описанием основных узлов, включая измерительную систему, систему мониторинга, коммуникационный узел, входные и выходные каналы управления и вычислительное ядро. К недостаткам описываемой системы можно отнести использование нетипичной в промышленной сфере компонентной базы, которую будет затруднительно обслуживать и заменить в случае поломки. Еще одним недостатком является то, что затруднительно реализовывать сопряжение с другими системами АСУ, выполненными на общепринятых стандартах программирования, надежности и безопасности. Также в данном решении отсутствует детальное описание системы предупреждений и предотвращения аварийных ситуаций и логики работы внутри вычислительного модуля.

В отличие от указанного выше источника, заявленное решение предполагает универсальную реализацию под любые промышленные системы АСУ ТП, в которой реализована система защиты и оповещения. Предлагаемое решение улучшает и повышает эксплуатационную надёжность системы управления проточным аккумулятором, а также устраняет влияние человеческого фактора, связанного с отсутствием профессионального опыта и пробелами в квалификации.

Из уровня техники известна также заявка на патент CN110011344A «A kind of energy-storage system and its control method» (патентообладатель CHINA ELECTRIC CONSTRUCTION GROUP JIANGXI ELECTRIC POWER CONSTRUCTION CO LTD, опубл. 12.07.2019). Данная заявка на изобретение описывает систему управления накопителем энергии на базе проточного аккумулятора, включающего также преобразователь постоянного тока и инвертор. Особенность системы состоит в том, что рассматривается многомодульная система, состоящая из нескольких преобразователей постоянного тока и инверторов. Такая конструкция позволяет обеспечить большую мощность и гибкость системы в целом. Система управления накопителем включает в себя также контуры управления преобразователями постоянного тока и инвертором, обеспечивая различные режимы работы в зависимости от состояния энергосети. Кроме того, в данном решение описано взаимодействии системных блоков: преобразователей постоянного и переменного тока, аккумулятора и высокоуровневой системой управления.

В отличие от указанного выше источника, заявленное решение предполагает наличие системы защиты и оповещения, которая может быть имплементирована в любую промышленную систему АСУ ТП. Кроме того, заявленное решение осуществляет задачу управления потоком электролита, в котором поток подстраивается в реальном времени в зависимости от текущих нагрузки и состояния заряда. Система управления реализует отслеживание состояния проточного аккумулятора и позволяет предупредить переход в критические режимы работы

Из уровня техники известна заявка на патент CA3171425A1 «Redox flow battery system and operating method» (патентообладатель VOITH PATENT GMBH, опубл. 30.09.2021). Данная заявка на изобретение описывает систему управления накопителем энергии на базе проточного аккумулятора, включающего также преобразователь постоянного тока и инвертор. Особенность известной системы состоит в том, что рассматривается многомодульная система, состоящая из нескольких стеков. Идея заключается в том, чтобы распараллелить группы ячеек, в которых проходит химическая реакция. Такая конструкция позволяет обеспечить большую мощность и гибкость системы в целом. Система управления накопителем включает в себя также контуры управления силовой частью, обеспечивая различные режимы работы в зависимости от состояния энергосети. Акцент в известной из уровня техники заявке делается на балансировке электролита, так как увеличенное количество стеков может привести к разному течению химической реакции из-за неполной идентичности стеков, разности в потоках и давлении в патрубках.

В отличие от известной системы, заявленное решение предполагает наличие системы защиты и оповещения, которая может быть имплементирована в любую промышленную систему АСУ ТП. Кроме того, предложено решение задачи управления потоком электролита, в котором поток подстраивается в реальном времени в зависимости от текущих нагрузки и состояния заряда. Система управления реализует управления и отслеживания состояния проточного аккумулятора и позволяет предупредить переход в критические режимы работы.

Из уровня техники известна заявка на изобретение JP2022110785A «Redox flow battery and method for controlling redox flow battery» (патентообладатель TOYOTA CENTRAL R&D LABS INC, опубл. 29.07.2022), описывающая систему управления проточным аккумулятором, не требующая наличие OCV ячейки и осуществляющая управление потоком в соответствии с напряжением в ячейках, что позволяет сократить затраты на компоненты системы и повысить эффективность в целом. К недостаткам описываемой системы можно отнести отсутствие детального описания системы предупреждений и предотвращения аварийных ситуаций и логики работы внутри вычислительного модуля.

В отличие от указанного источника, заявленное решение предполагает наличие системы защиты и оповещения, включая логическое взаимодействие структурных блоков внутри вычислительного модуля.

Из уровня техники также известна заявка на изобретение US20170033391A1 «Redox flow battery system, pump control unit, and method for operating redox flow battery» (патентообладатель SUMITOMO ELECTRIC INDUSTRIES LTD, опубл. 26.05.2020). Данное решение описывает способ работы проточной окислительно-восстановительной батареи, который включает в себя этап измерения SOC, этап измерения напряжения на клеммах, этап получения эталонной скорости потока, этап определения напряжения на клеммах и настройку скорости потока насоса. Референсный поток (уставка) меняется в зависимости от состояния заряда, после чего анализируется терминальное напряжение. Если оно выходит за допустимые границы, то уставка по потоку получает приращение.

В указанном выше решении управление потоком предполагает его скачкообразное (по принципу if-else) переключение между фиксированными постоянными значениями в зависимости от режима работы. Такое управление создает избыточную нагрузку на насосы и всю гидравлическую систему, способствует ее преждевременному износу.

В заявленном решении поток меняется плавно, он является непрерывной функцией тока нагрузки и состояния заряда, что обеспечивает отсутствие пагубных для системы перепадов давлений и увеличивает срок ее службы.

Кроме того, в отличие от известного из уровня техники решения, предметом которого является только задача управления потоком, заявленное решение охватывает также подсистемы измерения, оповещения и защиты.

Предлагаемое техническое решение направлено на устранение недостатков современного уровня техники и отличается от известных ранее решений тем, что предложенное решение использует систему предупреждений и ошибок, которая обеспечивает работу аккумулятора в области допустимых значений базовых параметров (напряжение, ток, температура и перепад давления в гидравлическом контуре). В результате чего достигается безопасная работа аккумулятора при разных условиях эксплуатации.

Кроме того, в заявленном решении управление потоком электролита осуществляется с применением алгоритма, подстраивающегося под текущее состояние аккумулятора, что обеспечивает надежную работу аккумулятора в условиях динамической нагрузки.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В заявленном техническом решении предлагается новый подход к управлению ванадиевым проточным аккумулятором, что позволяет обеспечить стабильность непрерывной работы проточного аккумулятора.

Таким образом, решается техническая проблема - создание автоматизированной системы управления, позволяющей обеспечить: стабильность непрерывной работы проточного аккумулятора, предупреждение аварийных режимов работы и эффективность управления потоком электролита в зависимости от протекания электрического тока через стек.

Указанная выше задача решается за счет того, что отслеживаются все показатели состояния проточного аккумулятора, включая температуру ячеек стека, температуру электролита в баках, температуру окружающей среды, давление в патрубках до попадания электролита в стек и после, уровень электролита в баках, напряжение разомкнутый цепи электролита, общее напряжение и общий ток стека. При этом, регулируется скорость подачи электролита в стек по средствам управления насосами.

Техническим результатом, достигающимся при решении вышеуказанной технической задачи, является повышение эффективности работы и надежности проточного аккумулятора.

Указанный технический результат достигается благодаря работе автоматизированной системы управления проточным аккумулятором, содержащей:

o программируемый логический контроллер, выполненный с возможностью контроля потока электролита, уровня заряда, состояния аккумулятора, состояния ячеек, определения ошибок;

o датчики измерения;

o модуль аналоговых входов, соединяющий датчики измерения с программируемым логическим контроллером;

o модуль аналоговых выходов, соединяющий программируемый логический контроллер с управляемыми насосами;

o модуль дискретных выходов, соединяющий программируемый логический контроллер с силовым реле и датчиками индикации;

o модуль связи, выполненный с возможностью передачи данных между управляющим сервером и программируемым логическим контроллером;

o управляющий сервер, выполненный с возможностью управления программируемым логическим контроллером.

В частном варианте реализации описываемого решения, программируемый логический контроллер содержит:

o Блок управления потоком электролита, выполненный с возможностью расчёта оптимального уровня потока электролита, соответствующего заданному потоку электрического тока через стек электрохимических ячеек аккумулятора;

o Блок определения уровня заряда аккумулятора (state of charge (SOC)), выполненный с возможностью учета максимального возможного заряда для конкретных характеристик электролита, используемого в проточном аккумуляторе, с помощью интегрирования протекаемого тока через стек электрохимических ячеек аккумулятора;

o Блок определения критических ошибок, выполненный с возможностью выявления и фиксации критических ошибок;

o Блок определения предупреждения, выполненный с возможностью перевода режима работы системы в номинальный либо в режим экстренной остановки.

В частном варианте реализации предлагаемого решения, датчики измерения включают в себя: датчики температуры, датчики давления, датчики уровня электролита в баках, датчики скорости потока электролита, датчики напряжения, датчики тока.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Реализация изобретения будет описана в дальнейшем в соответствии с прилагаемыми фигурами, которые представлены для пояснения сути изобретения и никоим образом не ограничивает область изобретения. К заявке прилагаются следующие фигуры:

Фиг. 1 - иллюстрирует автоматизированную систему управления проточным аккумулятором

Фиг. 2 - иллюстрирует алгоритм работы программируемого логического контроллера.

ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В приведенном ниже подробном описании реализации изобретения приведены многочисленные детали реализации, призванные обеспечить отчетливое понимание настоящего изобретения. Однако, квалифицированному в предметной области специалисту, будет очевидно каким образом можно использовать настоящее изобретение, как с данными деталями реализации, так и без них. В других случаях хорошо известные методы, процедуры и компоненты не были описаны подробно, чтобы не затруднять излишне понимание особенностей настоящего изобретения.

Кроме того, из приведенного изложения будет ясно, что изобретение не ограничивается приведенной реализацией. Многочисленные возможные модификации, изменения, вариации и замены, сохраняющие суть и форму настоящего изобретения, будут очевидными для квалифицированных в предметной области специалистов.

Как показано на Фиг. 1 заявленная автоматизированная система управления проточным аккумулятором включает в себя программируемый логический контроллер (1), выполненный с возможностью контроля потока электролита, уровня заряда, состояния аккумулятора, состояния ячеек, определения ошибок. При этом, к программируемому логическому контроллеру (1) через модуль аналоговых входов (2) подключены датчики измерения (3), а через модуль аналоговых выходов и модуль дискретных выходов (4) подключены управляемые насосы, силовые реле и датчиками индикации.

Датчики измерения (3) включают в себя: датчики температуры, датчики давления, датчики уровня электролита в баках, датчики скорости потока электролита, датчики напряжения, датчики тока.

Коммуникация между управляющим сервером (7) и программируемым логическим контроллером происходит через модуль связи (6) по протоколу Modbus. OPC (Open Platform Communications) сервер 7 устанавливает соединение и реализовывает подключение SCADA системы и сторонних приложений для обмена данными, изменения параметров и уставок.

OPC - это набор повсеместно принятых спецификаций, предоставляющих универсальный механизм обмена данными в системах контроля и управления. Аббревиатура OPC традиционно расшифровывается как OLE for Process Control. OLE - Object Linking and Embedding (связывание и встраивание объектов).

Все логические и физические блоки образуют следующий набор входных/выходных каналов, представленных в таблице 1, необходимых для функционирования системы.

Таблица 1. Входные/Выходные каналы, контролируемые системой управления проточного аккумулятора. (+) - Положительно заряженный электролит. (-) - Отрицательно заряженный электролит.

Наименование переменной Тип Описание Stack Voltage Вход Напряжение в стеке, В Stack Current Вход Ток через стек, A Tank Volume Negative Вход Уровень в баке (-), см Tank Volume Positive Вход Уровень в баке (+), см Tank Temperature Negative Вход Температура в баке (-), °C Tank Temperature Positive Вход Температура в баке (+), °C Battery Flowrate Positive Вход Уровень потока (+), л/мин Battery Flowrate Negative Вход Уровень потока (-), л/мин Battery Temperature Ambient Вход Температура окружающей среды, °C Battery Pressure In Positive Вход Давление на входе в стек в патрубке (+), мбар Battery Pressure In Negative Вход Давление на входе в стек в патрубке (-), мбар Battery Pressure Out Positive Вход Давление на выходе из стека в патрубке (+), мбар Battery Pressure Out Negative Вход Давление на выходе из стека в патрубке (-), мбар Battery OCV In Вход OCV - Cell on input position, V Battery OCV Out Вход OCV - Cell on output position, V Battery OCV Ref Вход OCV - Cell Reference position, V Emergency Stop Вход Кнопка экстренной остановки Start Вход Кнопка Старт Stop Вход Кнопка Стоп Power Mode Switch Вход Переключатель подачи питания Pump Negative Force On Вход Логическая 1, когда насос (-) включен Pump Positive Force On Вход Логическая 1, когда насос (+) включен Pump Negative Driving Voltage Вход Управляющее напряжение насоса (+), V Pump Positive Driving Voltage Вход Управляющее напряжение насоса (-), V Stack Connect Вход Логическая 1, если коммутирующее реле стека замкнуто Power Indication Вход Зеленый индикатор Status Indication Вход Желтый индикатор

Программируемый логический контроллер содержит: блок управления потоком электролита; блок определения уровня заряда аккумулятора (state of charge (SOC)); блок определения критических ошибок; блок определения предупреждения.

Указанные выше блоки в программируемом логическом контроллере реализованы для контроля потока электролита, уровня заряда, состояния аккумулятора, состояния ячеек, определения критических и некритических ошибок.

Например, блок управления потоком выполняет задачу расчета оптимального уровня потока электролита, соответствующего заданному потоку электрического тока через стек.

При разработке систем управления аккумуляторов проточного типа с электролитом на основе раствора ванадия остро встаёт проблема правильного регулирования потока электролита. Большинство известных из уровня техники моделей и подходов обходят этот вопрос стороной, устанавливая постоянное значение потока, либо фиксируя его для определенного режима работы. Однако такой упрощенный подход не является ни целесообразным, ни адекватным с точки зрения универсальности, энергетических потерь и износа оборудования.

В реальности постоянный поток может быть как недостаточным в зависимости от текущего состояния заряда, тока нагрузки, степени износа аккумуляторной батареи, величины кроссовера и других побочных явлений. Таким образом, при работе ванадиевого проточного аккумулятора (ВПА) необходимо регулировать поток электролита динамически, предотвращая переход в нежелательные режимы и обеспечивая вместе с тем оптимальное функционирование как при заряде, так и при разряде. Методы динамического управления потоком можно условно разделить на три категории:

1. Управление с переключениями.

2. Применение ПИ-регуляторов для слежения за эталонным напряжением холостого хода.

3. Управление с использованием масштабированного закона Фарадея.

Управление с переключением создает скачкообразную нагрузку на гидравлическую систему, а также изнашивает насосы; известные из уровня техники подходы слежения за эталонным напряжением предполагают изменение параметров регулятора в зависимости от режима, а также плохо учитывают влияние возмущений (тока нагрузки); наиболее естественным подходом, принимающим во внимание и состояние заряда, и измерение текущего тока нагрузки, является управление на основе закона Фарадея с масштабирующим множителем, известным как коэффициент усиления потока (англ. flow factor). Недостатком известного метода можно считать свободу выбора этого коэффициента без привязки к индикаторам качества работы системы. Был предложен подход, в рамках которого коэффициент усиления потока связан с коэффициентом конверсии и параметрами аккумуляторной батареи: уровень потока электролита определяется желаемой конверсией. Использование этой информации лежит в основе заявленной системы регулирования.

Блок определения уровня заряда электролита реализован на основе интегрирования протекаемого тока через стек и учета максимального возможного заряда для конкретных характеристик электролита, используемого в проточном аккумуляторе. Точные характеристики максимального возможного уровня заряда снимаются при первом цикле заряда/разряда системы (калибровка).

Для обеспечения номинального режима работы системы и предупреждения аварийных режимов работы, в программируемом логическом контроллере реализован блок формирования ошибок и предупреждений, использующий показания с датчиков для перевода режима работы системы в номинальный, либо в режим экстренный остановки.

Алгоритм работы программируемого логического контроллера (Фиг. 2) формирует два основных режима работы - основной и критический. Основной режим работы подразумевает, что все показатели в норме и накопитель может работать в своем номинальном режиме.

Критический режим работы возникает в том случае, если один из контролируемых показателей находится в не заданных пределах: напряжение стека, уровень в баках и давление в системе. Программируемый логический контроллер выполняет проверку на критические ошибки в каждом цикле исполнения программы и, в случае отсутствия ошибок выставляет разрешение на переход в номинальный - обычный режим работы и запуск системы.

Напряжение на стеке является одним из наиболее важных критериев для оценки уровня заряда проточного аккумулятора. Превышение уровня напряжения может привести к перезаряду и порче электролита, выходу из строя как отдельно взятых ячеек, так и всего стека в целом. Поэтому при приближении к верхней границе напряжения, система либо пытается увеличить поток электролита через стек. Либо, в случае если поток уже достиг максимального уровня, останавливает процесс заряда аккумулятора и продолжает держать высокий уровень потока некоторое время. Электрическая цепь при этом размыкается. Через определенный промежуток времени при нормализации всех показателей, допускается переход только в режим разряда или ожидания. В случае же достижения нижнего порога уровня напряжения, система останавливает процесс разряда аккумулятора, размыкает электрическую цепь и плавно уменьшает уровень поток электролита через стек. Через определенный промежуток времени при нормализации всех показателей, допускается переход только в режим заряда или ожидания.

Уровень электролита в баках может меняться со временем и требует своевременного перераспределения и выравнивания уровня, проведения так называемой балансировки. Соответственно уровень в баках отслеживается для определения равномерности распределения электролита и для корректного определения момента перехода в режим балансировки и выравнивания объема электролита в баках. При достижении критической разницы в уровнях, система останавливает номинальный режим работы и переводит проточный аккумулятор в режим балансировки для перераспределения электролита и выравнивания уровня.

Избыточное давление в гидравлической системе может привезти к выходу из строя всего аккумулятора и вытеканию электролита наружу. Поэтому по достижении критического уровня давления в патрубках, система мгновенно останавливает прокачку электролита через стек и полностью останавливает работу аккумулятора. Дальнейшее продолжение работы системы начинается только после самодиагностики, так как избыточное давление может говорить о закупоривании каналов стека, засорении проточных каналов, выходе из строя насосов.

Кроме того, периодически проверяются второстепенные показатели состояния аккумулятора на близость к критическим значениям. Для этого реализован режим предупреждения, где проверяются такие показания, как: напряжение разомкнутой цепи электролита, температура в баках и температура окружающей среды.

Напряжение разомкнутой цепи анализируется для оценки уровня заряда электролита вне зоны стека, для более корректного определения заряда аккумулятора и предотвращения перезаряда и глубокого разряда. Система выдает предупреждения при достижении лимитов.

По температуре в баках можно косвенно судить об интенсивности заряда/разряда аккумулятора и перегреве электролита непосредственно в стеке. В данном случае система выдает предупреждения при слишком интенсивном нагреве электролита, что может привезти к ухудшению качества электролита и остановке номинального режима батареи. Температура окружающей среды также важна, так как не допускается перегрева или переохлаждения системы в целом и электролита в частности.

Каждый проточный аккумулятор настраивается в соответствии со своими техническими характеристиками. Поэтому для корректной работы системы отслеживания состояния аккумулятора, пользователю доступны для редактирования соответствующие лимиты, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Доступные лимиты для редактирования

Наименование переменной Тип Описание OCV in Minimum Лимит Минимальное напряжение разомкнутой цепи, В OCV in Maximum Лимит Максимальное напряжение разомкнутой цепи, В Tank Volume Minimum Лимит Минимальный уровень в баке, см Tank Volume Maximum Лимит Максимальный уровень в баке, см Tank Temperature Minimum Лимит Температура в баке (-), °C Tank Temperature Maximum Лимит Температура в баке (+), °C Stack Voltage Minimum Лимит Уровень потока (+), л/мин Stack Voltage Maximum Лимит Уровень потока (-), л/мин Cell Voltage Minimum Лимит Температура окружающей среды, °C Cell Voltage Maximum Лимит Давление на входе в стек в патрубке (+), мбар Battery Temperature Minimum Лимит Давление на входе в стек в патрубке (-), мбар Battery Temperature Maximum Лимит Давление на выходе из стека в патрубке (+), мбар

Указанные предельные значения размещаются в общей памяти программируемого логического контроллера и доступны для редактирования из вне по протоколу Modbus. Данные параметры настраиваются единожды в ходе первичной отладки проточного аккумулятора.

Таким образом представлена система управления проточным аккумулятором, позволяющая обеспечить номинальный режим работы и эксплуатации, а также предотвратить критические режимы работы устройства, приводящие к выходу из строя.

В настоящих материалах заявки было представлено предпочтительное раскрытие осуществление заявленного технического решения, которое не должно использоваться как ограничивающее иные, частные воплощения его реализации, которые не выходят за рамки испрашиваемого объема правовой охраны и являются очевидными для специалистов в соответствующей области техники.

Похожие патенты RU2832276C1

название год авторы номер документа
Способ и устройство определения степени деградации емкости ванадиевого проточного аккумулятора 2023
  • Пугач Михаил Александрович
  • Копылова Дарья Сергеевна
  • Власов Валентин Игоревич
  • Гладуш Юрий Геннадьевич
RU2821154C1
Автономная гибридная энергоустановка 2022
  • Усенко Андрей Александрович
  • Дышлевич Виталий Александрович
  • Бадыгин Ренат Асхатович
  • Штарев Дмитрий Олегович
RU2792410C1
Система зарядки и способ управления зарядкой батареи электротранспортного средства 2021
  • Бурматов Евгений Петрович
RU2797370C1
УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ КОЭФФИЦИЕНТА ЕМКОСТИ ИЛИ СПОСОБ ОЦЕНКИ КОЭФФИЦИЕНТА ЕМКОСТИ 2015
  • Хасимото, Хироаки
RU2690724C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О ПРОФИЛЕ КУРЕНИЯ 2014
  • Смит Барри
  • Бартон Дуглас А.
RU2643603C2
МОДУЛЬНАЯ И МАСШТАБИРУЕМАЯ СИСТЕМА ПРОТОЧНОЙ БАТАРЕИ 2017
  • Моддерно, Джеффри
  • Готтлиб, Петер
  • Фальчинелли, Майкл
  • Батт, Шазад
RU2756839C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ЗАРЯДКИ ВЫБРАННОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТОВ БАТАРЕИ 2004
  • Дарси Дэннис М.
  • Колелло Гари М.
RU2506603C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ЗАРЯДКИ ВЫБРАННОЙ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТОВ БАТАРЕИ 2004
  • Дарси Дэннис М.
  • Колелло Гари М.
RU2377589C2
ТВЕРДОТЕЛЬНЫЙ ТОНКОПЛЕНОЧНЫЙ ГИБРИДНЫЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ТОКА 2018
  • Мещеряков Владимир Игоревич
  • Руссау Арну
  • Манахов Антон Михайлович
  • Погорелов Николай Анатольевич
  • Колесникова Елена Викторовна
  • Чугунов Владимир Александрович
RU2709487C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ЭНЕРГИИ 2015
  • Мацунага Масаки
  • Эсима Казухито
  • Сузуки Такеаки
RU2592468C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 832 276 C1

Реферат патента 2024 года АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВАНАДИЕВЫМ ПРОТОЧНЫМ АККУМУЛЯТОРОМ

Изобретение относится к области электротехники, а именно к системе управления ванадиевым проточным аккумулятором и может быть использовано для стабильной и надежной работы возобновляемых источников энергии с проточным регенерируемым электролитом. Повышение стабильности непрерывной работы проточного аккумулятора является техническим результатом, который обеспечивается за счет того, что в автоматизированной системе управления проточным аккумулятором установлен программируемый логический контроллер, выполненный с возможностью контроля потока электролита, уровня заряда, состояния аккумуятора, состояния ячеек, а также с возможностью определения ошибок, при этом после передачи данных между управляющим сервером и логистическим контроллером выполняются команды, определяющие стабильный режим работы проточного аккумулятора. Кроме того, в систему включен блок определения предупреждений, который подает команду, в случае необходимости, на перевод проточной батареи в режим экстренной остановки. 1 з.п. ф- лы, 2 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 832 276 C1

1. Автоматизированная система управления ванадиевым проточным аккумулятором, содержащая программируемый логический контроллер, выполненный с возможностью контроля потока электролита, уровня заряда, состояния аккумулятора, состояния ячеек и определения ошибок, при этом к программируемому логическому контроллеру через модуль аналоговых входов подключены датчики измерения, а через модуль аналоговых выходов и модуль дискретных выходов подключены управляемые насосы, силовые реле и датчиками индикации, при этом коммуникация между управляющим сервером и программируемым логическим контроллером происходит посредством модуля аналоговых входов, соединяющего датчики измерения с программируемым логическим контроллером, и модуля аналоговых выходов, соединяющего программируемый логический контроллер с управляемыми насосами, а также модуля дискретных выходов, соединяющего программируемый логический контроллер с силовым реле и датчиками индикации, при этом модуль связи обеспечивает передачу данных между управляющим сервером и программируемым логическим контроллером, который включает блок управления потоком электролита, выполненный с возможностью расчета оптимального уровня потока электролита, соответствующего заданному потоку электрического тока через стек электрохимических ячеек аккумулятора, блок определения уровня заряда аккумулятора (SOC), выполненный с возможностью учета максимально возможного заряда для конкретных характеристик электролита, используемого в проточном аккумуляторе, с помощью интегрирования протекаемого тока через стек электрохимических ячеек проточного аккумулятора, блок определения критических ошибок, выполненный с возможностью выявления и фиксации критических ошибок, блок определения предупреждений, выполненный с возможностью перевода режима работы системы в номинальный либо в режим экстренной остановки.

2. Система по п. 1, характеризующаяся тем, что датчики измерения включают в себя датчики температуры, датчики давления, датчики уровня электролита в баках, датчики скорости потока электролита, датчики напряжения, датчики тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2832276C1

US 2017003391 A1, 02.02.2017
МОДУЛЬНАЯ И МАСШТАБИРУЕМАЯ СИСТЕМА ПРОТОЧНОЙ БАТАРЕИ 2017
  • Моддерно, Джеффри
  • Готтлиб, Петер
  • Фальчинелли, Майкл
  • Батт, Шазад
RU2756839C2
CN 204577514 U, 19.08.2015
US 2013149573 A1, 13.06.2013
CN 114883612 A, 09.08.2022
US 2021083310 A1, 18.03.2021.

RU 2 832 276 C1

Авторы

Пугач Михаил Александрович

Идрисов Ильдар Наилевич

Парсегов Сергей Эрнестович

Даты

2024-12-23Публикация

2023-12-07Подача