Способ балансировки деталей двигателя, соосных коленчатому валу Российский патент 2025 года по МПК G01M1/14 G01M1/12 G01M1/30 

Описание патента на изобретение RU2834513C1

Изобретение относится к области машиностроения.

Дисбаланс - одно из самых опасных явлений. Он действует в автомобиле на все вращающиеся части, в том числе и на узел который состоит из коленчатого вала, шкива, маховика и сцепления. Внешними признаками дисбаланса являются вибрации повышенные, усиливающиеся или уменьшающиеся при разной частоте вращения. Проявления эти вызывают нагрузки дополнительные на детали, ослабляют крепеж. Это ведет к преждевременному износу и поломкам. Помимо этого, вибрации очень вредны для здоровья пассажиров и водителя.

Несбалансированные детали большого диаметра, вращающиеся с большой угловой скоростью, вносят наибольший вред. При эксплуатации автомобилей ими становятся колеса, вращающиеся части агрегатов трансмиссии, маховик и коленчатый вал двигателей.

Существуют два способа балансировки: статическая и динамическая.

На практике статическая балансировка никогда не применяются в чистом виде - только в сочетании с динамической. При балансировке динамической необходимо балансируемую деталь вращать и находить "тяжелые" места и корректировать их.

На автосборочных или авторемонтных предприятиях дисбаланс коленчатых валов определяют динамическим способом. А устраняют дисбаланс путем снятия (высверливания или срезания) металла с противовесов или щек. Балансировка одного лишь маховика ничего не даст. Скорее всего, после коррекции он, будучи установлен на старый вал, даст еще большую вибрацию. Если же поменять маховик на новый, то последствия могут быть и вовсе непредсказуемы. Проводя балансировку маховика, приходится сверлить отверстия в нем напротив заводских. Окончательную балансировка деталей соосных коленчатому валу (1 - шкив; 2 - коленчатый вал; 3 - маховик; 4 - сцепление), потом необходимо проводить в сборе (фиг. 1).

Известен способ статической балансировки колес в домашних условиях (https://www.youtube.com/watch?v= 8-WKRyA3Sko). Основной недостаток данного способа заключается в навешивании грузиков, что неприемлемо при балансировке деталей соосных коленчатому валу (коленчатый вал, шкив, маховик, сцепление).

Технической задачей изобретения является повышение точности балансировки узла состоящего из деталей, соосных коленчатому валу (коленчатый вал, шкив, маховик, сцепление), требуемой точности для сборочных и ремонтных предприятий оснащенных балансировочными стендами и допустимой точности для ремонтных предприятий, не имеющих станочный парк для балансировки без удаления металла сверлением и резанием.

Технический результат достигается тем, что способ балансировки деталей двигателя, соосных коленчатому валу, включающий коленчатый вал в сборе со шкивом, маховиком и сцеплением, при этом балансировка проводится статическим методом, заключающимся в том, что блок цилиндров устанавливают на стенд-кантователь или деревянные бруски на ровном основании таким образом, чтобы плоскости прилегания блока цилиндров к головке блока и поддону были горизонтальны, устанавливают в ложе блока первой и последней коренных шеек вкладыши с продольной проточкой, поверхности которых смазывают моторным маслом, устанавливают коленчатый вал в сборе со шкивом, маховиком и сцеплением в блок цилиндров посредством первой и последней коренных шеек, при этом крышки коренных подшипников с вкладышами не устанавливаются, проворачивая коленчатый вал, смазываются передняя и задняя коренные шейки коленчатого вала, отпускают узел коленчатого вала до установки его в определенном положении, сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят метку и проворачивают узел в сторону на 90° и отпускают, после остановки узла сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят другую метку, далее проворачивают узел в другую сторону на 90° и отпускают, когда узел остановится, сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят следующую метку, между получившимися крайними метками в отверстие в маховике вворачивают балансировочную шпильку, далее проворачивают узел от установленной шпильки в сторону на 90° и отпускают, если узел не стоит на месте, то корректируют балансировку, вворачивая балансировочные шпильки в ближайшие два отверстия в маховике от первой балансировочной шпильки.

Реализация этой задачи поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображены детали соосные коленчатому валу, где 1 - шкив; 2 - коленчатый вал; 3 - маховик; 4 - сцепление; 5, 6 - передняя и задняя коренные шейки коленчатого вала.

На фиг. 2 изображена конструкция маховика, где 7 - корпус маховика; 8 - отверстия под болты крепления сцепления; 9 - венец маховика; 10 - отверстия под болты крепления фланца коленчатого вала; 11 - отверстия под балансировочные шпильки.

На фиг. 3 изображена балансировочная шпилька, где 12 - тело шпильки; 13 - поверхность под насадку шуруповерта.

На предприятиях сборки и ремонта, обеспеченных балансировочными стендами применяют динамическую балансировку. При динамической балансировке балансируемый узел вращается, находится "тяжелое" место и корректируется.

Предлагаемый способ балансировки отличается тем, что корректировка узла происходит не высверливанием металла с боковой поверхности маховика со стороны "тяжелого" места, а вкручиванием балансировочной шпильки (шпилек) в отверстие (отверстия) под балансировочные шпильки 11 на нерабочей стороне предлагаемого маховика (фиг. 2) с противоположной стороны от "тяжелого" места.

Блок цилиндров устанавливают на стенд-кантователь или деревянные бруски на ровном основании таким образом, чтобы плоскости прилегания блока цилиндров к головке блока и поддону были горизонтальны.

Устанавливают в ложе блока первой и последней коренных шеек вкладыши, с продольной проточкой. Обильно смазываются поверхности вкладышей моторным маслом.

Устанавливают коленчатый вал в сборе со шкивом, предлагаемым маховиком и сцеплением в блок цилиндров посредством первой и последней коренных шеек (крышки коренных подшипников с вкладышами не устанавливаются). Проворачивая коленчатый вал, смазываются передняя и задняя коренные шейки коленчатого вала, добиваясь разделения их с вкладышами посредством масляного клина.

Отпускают узел коленчатого вала до установки его в определенном положении.

Сверху с нерабочей стороны маховика, вдоль вертикальной оси ставят метку мелом. Теперь от этой метки прокручивают балансируемый узел в обе стороны. Проворачивают узел в одну сторону на 90° и отпускают. Когда узел остановится, то опять сверху с нерабочей стороны маховика, вдоль вертикальной оси ставят метку мелом. Проворачивают узел в другую сторону на 90° и отпускают. Когда узел остановится, то опять сверху маховика, вдоль вертикальной оси ставят метку мелом.

Для устранения дисбаланса узла вворачивают в гнездо между крайними метками балансировочную шпильку массой в 10 г.

Проворачивают узел от установленной шпильки в сторону на 90° и отпускают. Если узел не стоит на месте, то корректируют балансировку узла шпильками массой 5 г, вворачивая их в ближайшие два гнезда от первой шпильки.

Проворачивают узел в обратную сторону на 90° и отпускают. Если узел не стоит на месте, то корректируют балансировку узла, заменяя шпильки массой 5 г шпильками массой 10 г.

Таким образом, балансировку узла проводятся до тех пор, пока при повороте его в сторону он не останется в правильном, уравновешенном положении.

При последующем ремонте двигателя перед балансировкой маховика балансировочные шпильки предварительно снимаются.

Похожие патенты RU2834513C1

название год авторы номер документа
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
БЕСШАТУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАКЛИНИВАНИЯ ЕГО МЕХАНИЗМА 2012
  • Иванов Александр Васильевич
  • Столяров Сергей Павлович
RU2538349C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
Составной коленчатый вал 2021
  • Иванщиков Юрий Васильевич
  • Макушев Андрей Евгеньевич
  • Пушкаренко Николай Николаевич
  • Доброхотов Юрий Николаевич
  • Васильев Александр Олегович
  • Андреев Роман Викторович
RU2751470C1
Способ электрохимико-механической приработки коренных шеек коленчатого вала 2018
  • Санинский Владимир Андреевич
  • Кононович Мария Андреевна
RU2690133C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ДИЗЕЛЕЙ 1991
  • Аллилуев В.А.
  • Муравьев К.Е.
  • Петровский Н.В.
RU2077037C1
Способ статической балансировки кривошипно-шатунной группы 2016
  • Грищенко Борис Александрович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Лазукин Владимир Федорович
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Приходько Инна Владимировна
  • Кузнецов Станислав Александрович
RU2652694C2
УЗЕЛ ГАСИТЕЛЯ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Бревик Джон Эдвард
  • Чоттинер Джеффри Элиот
  • Уилльямс Рик Л.
  • Копманис Майк А.
RU2673223C2
Способ балансирования коленчатого вала одноцилиндрового двигателя 1974
  • Келлер Эрнст Александрович
  • Бибиков Михаил Никандрович
  • Шевелев Пантелеймон Васильевич
  • Попов Аркадий Александрович
SU584215A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 834 513 C1

Реферат патента 2025 года Способ балансировки деталей двигателя, соосных коленчатому валу

Способ относится к машиностроению. Способ балансировки деталей двигателя, соосных коленчатому валу, включает коленчатый вал в сборе со шкивом, маховиком и сцеплением. Балансировка проводится статическим методом, заключающимся в том, что блок цилиндров устанавливают на стенд-кантователь или деревянные бруски на ровном основании таким образом, чтобы плоскости прилегания блока цилиндров к головке блока и поддону были горизонтальны. В ложе блока первой и последней коренных шеек устанавливают вкладыши с продольной проточкой, поверхности которых смазывают моторным маслом. Коленчатый вал в сборе со шкивом, маховиком и сцеплением устанавливают в блок цилиндров посредством первой и последней коренных шеек. Крышки коренных подшипников с вкладышами не устанавливаются. Смазываются передняя и задняя коренные шейки коленчатого вала. Отпускают узел коленчатого вала до установки его в определенном положении. Сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят метку и проворачивают узел в сторону на 90° и отпускают. После остановки узла сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят другую метку. Аналогичным образом проводят операции, отклоняя узел в другую сторону. Между получившимися крайними метками в отверстие в маховике вворачивают балансировочную шпильку. Далее проворачивают узел от установленной шпильки в сторону на 90° и отпускают. Если узел не стоит на месте, то корректируют балансировку, вворачивая балансировочные шпильки в ближайшие два отверстия в маховике от первой балансировочной шпильки. Технический результат заключается в повышении точности балансировки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 834 513 C1

Способ балансировки деталей двигателя, соосных коленчатому валу, включающий коленчатый вал в сборе со шкивом, маховиком и сцеплением, при этом балансировка проводится статическим методом, заключающимся в том, что блок цилиндров устанавливают на стенд-кантователь или деревянные бруски на ровном основании таким образом, чтобы плоскости прилегания блока цилиндров к головке блока и поддону были горизонтальны, устанавливают в ложе блока первой и последней коренных шеек вкладыши с продольной проточкой, поверхности которых смазывают моторным маслом, устанавливают коленчатый вал в сборе со шкивом, маховиком и сцеплением в блок цилиндров посредством первой и последней коренных шеек, при этом крышки коренных подшипников с вкладышами не устанавливаются, проворачивая коленчатый вал, смазываются передняя и задняя коренные шейки коленчатого вала, отпускают узел коленчатого вала до установки его в определенном положении, сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят метку и проворачивают узел в сторону на 90° и отпускают, после остановки узла сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят другую метку, далее проворачивают узел в другую сторону на 90° и отпускают, когда узел остановится, сверху маховика вдоль вертикальной оси ставят следующую метку, между получившимися крайними метками в отверстие в маховике вворачивают балансировочную шпильку, далее проворачивают узел от установленной шпильки в сторону на 90° и отпускают, если узел не стоит на месте, то корректируют балансировку, вворачивая балансировочные шпильки в ближайшие два отверстия в маховике от первой балансировочной шпильки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2834513C1

СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ДИЗЕЛЕЙ 1991
  • Аллилуев В.А.
  • Муравьев К.Е.
  • Петровский Н.В.
RU2077037C1
СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕЖИМЕ ПОЛЕТА И ПЕРЕГОВОРАХ ЭКИПАЖА В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОГО ПАДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1996
  • Грехов В.А.
RU2097279C1
DE 19813718 A1, 07.10.1999
ВИНТ, УСТРОЙСТВО И СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ДЕТАЛИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Ле Стра Жан-Люк
  • Поие Эрве
  • Тори Ромэн Жан-Луи Робер
RU2674847C2
CN 103292960 A, 11.09.2013.

RU 2 834 513 C1

Авторы

Абаев Александр Хасанович

Тускаев Таймураз Русланович

Умирзоков Ахмад Маллабоевич

Сивакова Ирина Николаевна

Албегов Валерий Казбекович

Дзгоев Азамат Таймуразович

Хадарцев Амиран Валерьевич

Даты

2025-02-11Публикация

2024-04-15Подача