Изобретение относится к средствам автоматического контроля и номерного учета поглощающего аппарата на железнодорожном транспорте и может быть использовано при изготовлении поглощающего аппарата. Поглощающий аппарат относится к устройствам поглощения энергии удара, устанавливаемых, в частности, на вагоны и локомотивы с целью амортизации при ударении вагонов друг о друга.
В настоящее время на предприятиях железнодорожного транспорта и железных дорогах колеи 1520 мм номерной учет поглощающего аппарата осуществляется путем визуальной идентификации и ручного переноса информации в паспорт поглощающего аппарата согласно ГОСТ 32913-2014.
Данный способ неприемлем для машинного способа считывания информации с корпуса поглощающего аппарата.
К недостаткам данного способа относится незащищенность поглощающего аппарата от контрафакта путем возможного изменения номера поглощающего аппарата на его корпусе или переноса номера поглощающего аппарата на контрафактный аппарат.
Оптимальным решением вышеуказанных проблем является дополнение действующей системы номерного учета поглощающих аппаратов средствами автоматизированного контроля, включающими в свой состав пассивные радиочастотные метки, устройства для считывания информации, системы связи и базы данных для получения, обработки и хранения информации о каждом событии, происходившем с аппаратом в период его эксплуатации и ремонта. Комплектация поглощающих аппаратов средствами автоматической идентификации в дополнение к существующей системе маркировки позволит существенно сократить трудоемкость ввода и сбора необходимой информации, обеспечить ее полноту, достоверность и централизованный учет.
Известны различные способы идентификации товара с помощью радиочастотной идентификационной метки, в том числе такие как:
Патент на стикер системы защиты товаров от подделок (RU 127969, опубл. 2013.05.01), содержащий многослойный пакет, в котором лицевая сторона покрыта непрозрачным слоем, под которым расположена визуальная идентификационная метка и нанесена информация о возможностях проверки упомянутой идентификационной метки, при этом оборотная сторона стикера выполнена с клейким покрытием для фиксации стикера на защищаемом товаре, отличающийся тем, что непрозрачный слой выполнен с возможностью однократного отделения от лицевой стороны стикера и без возможности повторного закрепления непрозрачного слоя на лицевой стороне стикера.
Патент на RFID-метку регистрационного знака (RU 173877, опубл. 2016.12.05), характеризующийся тем, что RFID-метка выполнена в виде короткозамкнутой антенны линейной поляризации, изготовленной из токопроводящего материала, имеющей сечение в форме вытянутого незамкнутого прямоугольника, с двумя параллельными токопроводящими поверхностями-полками, отличающимися по ширине, и, по крайней мере, с одной боковой токопроводящей поверхностью-стенкой, причем две полки соединены электрически через одну стенку и через RFID-чип, расположенный между полками на расстоянии от стенки.
Но все способы, описанные в данных патентах, применяют RFID метку с клеевой основой, которая фиксируется на корпусе товара или его упаковке. Учитывая, что поглощающие аппараты имеют металлический корпус, который во время эксплуатации подвержен коррозии, данный способ не является эффективным, поскольку при появлении на корпусе ржавчины RFID метка отклеивается от корпуса. К недостаткам данного способа также можно отнести незащищенность RFID метки от внешних факторов, таких как ветер, снег, дождь, песок, а также вибрация и удары при движении вагона.
Из уровня техники известен способ комплектации железнодорожного колеса средствами автоматической радиочастотной идентификации (патент RU 2606410, опубл. 2017.01.10). Данный способ является наиболее близким к заявленному и характеризующимся размещением на колесе идентификационных меток, отличающийся тем, что на боковой поверхности ступицы колеса устанавливают пассивные радиочастотные метки (RFID), затем данные о метке заносят в базу данных и соотносят с идентификационным номером того колеса, где расположена метка.
В данном способе описана возможность использования средств автоматической радиочастотной идентификации (RFID метка) в комплектации железнодорожного колеса. На поглощающих аппаратах RFID метки не используются и не имеют знака частотной идентификации изготовителя.
Задачей изобретения является устранение недостатков известных решений, создание метки и способа считывания информации с поглощающего аппарата, обеспечивающих считывание информации в автоматическом режиме с пассивных радиочастотных меток (RFID), обладающих стойкостью к воздействиям внешней среды и долговечностью.
Технический результат изобретения устраняет указанные выше недостатки и заключается в обеспечении возможности автоматической идентификации поглощающего аппарата на протяжении срока его службы от изготовления до утилизации.
Также изобретение способствует повышению качества номерного учета за счет исключения человеческого фактора и автоматизации процесса идентификации поглощающего аппарата. Кроме того, используемые метки не требуют энергопитания и долговечны.
Указанный результат обеспечивается за счет того, что заявлен способ комплектации поглощающего аппарата средствами автоматической радиочастотной идентификации, характеризующийся интеграцией пассивной радиочастотной метки в корпус поглощающего аппарата, отличающийся тем, что на внешней поверхности корпуса, в свободной зоне от знаков маркировки, клейм и технических отверстий, устанавливают пассивные радиочастотные метки (RFID), затем данные о метке заносят в базу данных и соотносят с идентификационным номером поглощающего аппарата, где расположена метка (см. фиг. 1).
Также изобретение обладает стойкостью к воздействию внешней среды.
Указанный результат обеспечивается за счет того, что пассивные радиочастотные метки (RFID) размещают в специально подготовленные посадочные места корпуса поглощающего аппарата, с последующим заполнением заподлицо посадочного места радиопрозрачным веществом, устойчивым к механическим, температурным и химическим воздействиям (см. фиг. 2).
Форма и размер посадочного места зависит от формы и размера радиочастотной метки. Для определения габаритных размеров посадочных мест, обеспечивающих безопасную эксплуатацию, необходимо проведение расчета напряженно-деформированного состояния корпуса аппарата и проведения испытаний для подтверждения прочностных характеристик.
Предпочтительно размещать пассивные радиочастотные метки (RFID) на внешней стороне корпуса поглощающего аппарата, в таких местах, которые не соприкасаются с металлическими поверхностями деталей вагона.
Предпочтительно устанавливать в корпус поглощающего аппарата по меньшей мере 2 метки, что позволит средствам радиочастотной идентификации считывать метки с разных сторон на расстоянии более 1,5 метров, в том числе при движении вагона.
Краткое описание чертежей
На Фиг. 1 показана предлагаемая зона установки идентификационных меток.
На Фиг. 2 показан пример установки метки в посадочное место.
На чертежах: 1 - корпус, 2 - места для меток, 3 - метка, 4 - материал для заливки.
Изобретение относится к автоматическому контролю и номерному учету элементов на железнодорожном транспорте. В способе комплектации поглощающего аппарата средствами автоматической радиочастотной идентификации интегрируют пассивные радиочастотные метки (RFID) в корпус поглощающего аппарата. На поверхности корпуса устанавливают пассивные радиочастотные метки, затем данные о метке заносят в базу данных и соотносят с идентификационным номером поглощающего аппарата, где расположена метка. Обеспечивается возможность автоматической идентификации поглощающего аппарата на протяжении срока его службы от изготовления до утилизации. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ комплектации поглощающего аппарата средствами автоматической радиочастотной идентификации, характеризующийся интеграцией пассивных радиочастотных меток (RFID) в корпус поглощающего аппарата, отличающийся тем, что на поверхности корпуса устанавливают пассивные радиочастотные метки (RFID), затем данные о метке заносят в базу данных и соотносят с идентификационным номером поглощающего аппарата, где расположена метка.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что пассивные радиочастотные метки (RFID) размещают в специально подготовленных посадочных местах корпуса поглощающего аппарата, в зоне, свободной от знаков маркировки, клейм и технических отверстий.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что по меньшей мере две радиочастотные метки (RFID) считываются с разных сторон вагона, в том числе при его движении.
4. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что после установки, программирования и тестирования радиочастотных меток посадочное место заподлицо заполняется радиопрозрачным веществом, устойчивым к механическим, температурным и химическим воздействиям.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что метка имеет несколько разделов памяти с различным объемом прав доступа, доступ к которым осуществляется после прохождения авторизации, а каждое действие, направленное на чтение и/или запись информации с метки, может фиксироваться в памяти метки.
СПОСОБ КОМПЛЕКТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА СРЕДСТВАМИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАДИОЧАСТОТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ | 2015 |
|
RU2606410C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ЭЛЕКТРОННУЮ МЕТКУ, РАСПОЛОЖЕННУЮ НА ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕТАЛЯХ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕТКИ НА ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2002 |
|
RU2199461C1 |
Способ изготовления смазочного польстера | 1933 |
|
SU37237A1 |
Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре | 2018 |
|
RU2689089C1 |
WO 2014195080 A2, 11.12.2014. |
Авторы
Даты
2025-02-20—Публикация
2024-07-19—Подача