Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и относится к способу обучения с использованием симуляционных технологий в среде виртуальной реальности (дополненной или управляемой), которая расширяет возможности обучения обучающихся родовспоможению в родильном блоке при нормальных (физиологических) неосложненных родах.
В настоящее время медицинские симуляторы широко используются для обучения медицинского персонала. Например, в хирургии, где обучающийся может использовать компьютер для того, чтобы выполнять моделируемые компьютером хирургические операции. Моделируемый компьютером сценарий хирургической операции может включать в себя монитор, отображающий изображения, надлежащие для конкретной хирургической операции, и инструменты, с которыми контактирует хирург и которыми студент может манипулировать для того, чтобы имитировать хирургическую операцию.
Существуют множество моделей современных симуляторов оперативных эндоскопических операций, где обучающийся может отработать оперативные навыки, а врач-хирург поддержать свои компетенции, соответствующие профессиональному стандарту. При этом хирургические манипуляторы в точности повторяют настоящие операционные инструменты, а порой в обучающем оборудовании используется реальный медицинский инструментарий. Происходящее в моделируемом оперативном поле отображается на экране монитора, так же, как и при такой же реальной операции. Единственным отличием является в данном случае моделированное 3D-изображение органов человеческого тела, которое может быть высокореалистичным. Это помогает обучающемуся максимально глубоко погружаться в структуру хирургической операции и отрабатывать мануальные, тактильные, визуальные практические навыки.
Тем не менее специалисты отмечают определённую проблему, связанную с современными хирургическими симуляторами. Она состоит в том, что они типично не предоставляют обучающемуся реалистичный опыт нахождения в операционной комнате. Известно, что во время настоящих операций может возникать множество отвлекающих факторов для хирурга и другого медицинского персонала. Например, хирурга могут вызывать по внутренней связи к экстренному больному. Медсестра может выронить инструмент, передаваемый врачу, в критически важный момент времени. На операцию могут повлиять сложности, связанные с анестезиологическим пособием. Таким образом, современные обучающие медицинские симуляторы могут быть ограничены в возможностях предоставления обучающемуся реалистичного клинического опыта.
Следовательно, может быть актуальным появление системы, которая может предоставить начинающему медику реалистичный опыт медицинских манипуляций во время обучения.
Создание такой системы было предпринято изобретателями «Способа и системы для медицинского моделирования в операционной комнате в среде виртуальной реальности или дополненной реальности» (Патент RU №2769419, МПК A61B 34/00 от 31.03.2022, Бюл. № 10). Главным преимуществом изобретения можно считать предоставление обучающемуся реального опыта хирургических манипуляций путем моделирования медицинских процедур непосредственно в операционной комнате виртуальной реальности или дополненной реальности. Также отмечается ряд определенных преимуществ предложенного способа: возможность одновременной работы нескольких стажеров в операционной комнате виртуальной реальности (или дополненной реальности), работающих с одним и тем же моделированием; наличие голосовых команд, которые могут приниматься и включаться в качестве ввода в моделирование; наличие медицинского инструмента, включающего в себя датчик движения и датчик касания, причем медицинский инструмент предназначен для того, чтобы стажер вручную манипулировал им во время моделирования.
Тем не менее, предложенный способ имеет существенные недостатки: 1) способ не относится к акушерству и гинекологии и не может быть экстраполирован на обучение специалистов в данной области; 2) способ акцентирован на применение медицинского инструментария, в отличие от нашего изобретения, которое основывается на отработке мануальных методик родовспоможения, а инструментарий, используемый нами, является вспомогательным; 3) взаимодействие с виртуальным инструментарием обучающегося, базируется на принципиально другом подходе, предложено касание инструмента, в отличие от нашего «взятия», «введения», при котором необходимо «хватательное» движение руками оператора.
Таким образом, предложенный нами способ лишен представленных выше существенных недостатков. А достоинства предложенного метода обучения в хирургии нами улучшены и реализуются по принципиально иной схеме построения виртуального сценария и манипуляций родовспоможения.
На сегодняшний день в образовательном процессе в области медицины используются следующие современные виды учебных пособий: электронные учебники; интерактивные электронные пособия; анатомические модели; фантомы-тренажеры практических навыков и гибридные системы с их использованием; низкореалистичные манекены; электронные манекены; роботы-симуляторы пациента, виртуальные палаты интенсивной терапии и интегрированные симуляционные системы.
К сожалению, использование одной из современных форм обучающего процесса гибридной симуляционной системы (системы с комбинированием различных симуляционных технологий, например, муляжами и фантомами, дополняемой обучением на стандартизированных пациентах) в области акушерства и гинекологии по этическим соображениям невозможно.
Одной из симуляционных моделей, которая используется для обучения физиологическому течению и ведению нормальных родов, является «Сюзи» - акушерский фантом родов (NS.SB50848U). Способ обучения на фантоме, позволяющий имитировать полный процесс родов, включая родоразрешение и послеродовой уход, представляет собой макет таза в натуральную величину и имеет анатомически правильные ориентиры. Он разработан с открытым животом, имеющим 2 сменные брюшные накладки, которые могут быть прикреплены к внешней стенке с помощью встроенных защелок. Позволяет демонстрировать сердечный ритм плода от 0 до 220 ударов в минуту. Оснащен двумя дополнительными фантомами новорожденных (мальчик, девочка), которые имеют анатомически правильные ориентиры черепа с родничками; позволяют имитировать пупочный пульс, управляемый ручной помпой; произвести катетеризацию мочевого пузыря с возможностью изменения объема подачи жидкости. Также может быть осуществлена имитация плача, хрипа и стридора с помощью панели управления, расположенной в фантоме Сюзи. По мере того, как плод проходит по родовому каналу, он проталкивается матку/шейку матки. Это устройство выглядит как диск с небольшим отверстием в центре, который прикреплен к входу в родовой канал. Устройство разработано таким образом, что допускает значительное растяжение. Начальный диаметр шейки матки составляет около 2 см. Поскольку фантом плода проходит через матку/шейку матки, шейка матки расширяется и набухает, когда плод спускается в родовой канал. Расширяемая шейка матки позволяет головке плода пройти через шейку и вставку вульвы, имитирующую половые губы. Расширяемая шейка матки позволяет студентам измерить как степень опускания плода, так и степень расширения шейки матки. Съемная пуповина прикрепляется к фантому плода. Имеется возможность разрезать пуповину или отсоединить ее без разрезания. Пуповина содержит имитацию пупочной вены (выполнена в синем цвете) и двух артерий (выполнены в красном цвете). Плацента со структурами, нанесенным вручную, является сменной и может быть прикреплена к внутренней брюшной стенке липучкой. Плацента может быть размещена в нескольких положениях для имитации различных вариантов предлежания.
Данный фантом имеет существенные недостатки для обучения физиологическому течению и ведению нормальных родов. Без участия конфедерата ни о какой реализации сценария речь идти не может. Отсутствуют, в отличие от нашего способа, какие-либо настройки течения родового процесса. Невозможно, в отличие от нашего способа, настроить параметры головки и таза матери по анатомическим ориентирам. Обучение на данном фантоме не имеет интегрированной системы виртуальной реальности, что является главным и решающим недостатком.
Следующим способом обучения физиологическому течению и ведению родов является обучение на модели-тренажере «Sophie and Sophie's mum» для имитации второго и третьего периода родов. Специализированная модель - тренажер, предназначенный для обучения студентов и курсантов-медиков путем моделирования клинических ситуаций и отработки практических навыков по акушерству в условиях симуляционно-тренинговых центров или на циклах повышения квалификации. Модель-тренажер предназначен для имитации II периода влагалищных родов и позволяет моделировать роды в головном, тазовом, косом и поперечном предлежаниях плода, с соблюдением биомеханизма родов, также имитирует осложнения II периода родов (дистоция плечиков, запрокидывание ручек и др.). На модели-тренажере отрабатываются следующие навыки: определение позиции, вида, вставления головки плода; акушерское пособие в родах при головном предлежании; акушерское пособие в родах при различных видах тазового предлежания, в том числе с запрокидыванием ручек; акушерское пособие при дистоции плечиков легкой и средней степени. Использование модели-тренажера предполагает участие двух человек («тренера» и «тренирующегося»). Не нуждается в электропитании и программном обеспечении. Моделирование производиться только при помощи человеческой силы без дополнительных механизмов и агрегатов.
Недостатки способа обучения на тренажере «Sophie and Sophie's mum»: 1) отсутствует модуль дополненной, а тем более управляемой виртуальной реальности; 2) невозможно обучить течению и ведению первого периода родов; 3) невозможно отработать сценарий без присутствия помощников-конфедератов; 4) наличие возможностей отработки течения и ведения патологических родов не является преимуществом способа, так как не входит в цели нашего способа обучения физиологическому течению и ведению родов.
Следующим способом обучения в акушерстве и гинекологии, широко используемым в наши дни, является способ обучения на акушерской модели-тренажере «Lucy and Lucy's mam». Модель-тренажер предназначена для отработки навыков оперативного влагалищного родоразрешения у студентов медицинских образовательных учреждений, врачей в процессе повышения квалификации. Также модель-тренажер предназначена для наглядного разбора клинических ситуаций практикующими врачами в родовспомогательных учреждениях. Модель-тренажер выполнена из высокоустойчивого материала, который очень реалистично имитирует человеческую кожу. Синтетический материал очень мягкий и сверхэластичный, хорошо растягивается. Использование модели-тренажера предполагает участие двух человек («тренера» и «тренирующегося»). Не нуждается в электропитании и программном обеспечении. Моделирование производиться только при помощи человеческой силы без дополнительных механизмов и агрегатов.
Недостатки способа обучения на тренажере «Lucy and Lucy's mam»: 1) не предназначен для обучения физиологическому течению и ведению родов; 2) отсутствует модуль дополненной и управляемой виртуальной реальности.
Наиболее близким к техническому решению нашего изобретения является способ обучения при помощи робота-симулятора для отработки навыков родовспоможения «Люсина». Робот-симулятор для отработки навыков родовспоможения «Люсина» является беспроводным, автоматическим, высокореалистичным манекеном роженицы, который полностью повторяет скелетную структуру и очень близко передает анатомическое строение человеческого тела. Реакции робота на врачебные действия и введенные лекарственные вещества реалистично повторяют человеческие, это происходит автоматически, без вмешательства преподавателя.
Робот-симулятор «Люсина» представляет собой интегрированную систему из двух взаимосвязанных физиологических моделей - матери и плода. Управление всеми действиями робота происходит при помощи компьютера инструктора. В комплекте также имеется имитатор прикроватного монитора, на который выводятся физиологические параметры в режиме реального времени.
Обучение построено на базе модулей с моделируемыми клиническими случаями. Представлены модули по различной тематике.
Робот-симулятор «Люсина» создан для проведения комплекса мероприятий по родовспоможению - до, во время и после родов, включая как отработку ведения родов в норме, так и патологических родов.
Оснащен «Модулем дополненной виртуальной реальности к роботу-симулятору», который представлен парой 3D-очков, которые позволяют следить за процессом родов в виртуальном пространстве, используя голографическое изображение. При этом представляется возможность наблюдать за родовым актом изнутри, минуя плотные «человеческие» ткани. Одни очки использует инструктор для руководства процессом симуляции рождения ребенка и управлением сценарием. Вторые находятся на обучающемся, который видит аналогичное изображение и может задавать вопросы по ходу развития действия в сценарии, попросить повторить заинтересовавшие его моменты, изменить угол обзора родового процесса для большего понимания и усвоения представленного материала.
Данный способ обучения взят за прототип.
Основные преимущества модуля дополненной виртуальной реальности: 1) позволяет увидеть весь процесс родов «изнутри», благодаря прозрачной передней брюшной стенке и стенке матки (особенно важно при отработке практических навыков с введением рук акушера или инструментов в физиологические полости); 2) можно отработать единственный сценарий «Роды, осложненные дистоцией плечиков плода», как при участии инструктора, так и индивидуально; 3) благодаря наличию визуализации виртуальных рук, навыки можно отрабатывать повторением движений «виртуального инструктора».
Основные недостатки модуля дополненной виртуальной реальности к роботу-симулятору «Люсина»: 1) отсутствует виртуальный сценарий нормальных физиологических родов; 2) наличие только одного виртуального сценария «Роды при дистоции плечиков» без возможности доработки; 3) обучающийся представлен только, как «наблюдатель» и «повторитель», отсутствует влияние на обучающий процесс; 4) невозможно осуществить настройки: изменить антропометрические параметры виртуального манекена, размеры плода, длительность процесса, поменять алгоритм действий и т.д.; 5) невозможно работать в команде, «инструктор» обучает только одного «ученика»; 6) изображение сценария и сопровождения родов не выводится в режиме реального времени на монитор для совместного изучения и обсуждения.
Задачей заявляемого изобретения является отработка навыков родовспоможения при физиологических родах с использованием симуляционного комплекса виртуальной реальности.
Дополнительные варианты реализации настоящего изобретения представлены в зависимых пунктах изобретения.
Технический результат заявленного изобретения заключается в обеспечении безопасного обучения пользователей и в повышении качества обучения пользователей.
Технические результаты заявленного изобретения достигаются за счет реализации способа обучения пользователей навыкам родовспоможения при физиологических родах с использованием симуляционного комплекса виртуальной реальности, включающего этапы, на которых:
обучающемуся пользователю в режиме реального времени в очках виртуальной реальности транслируется анимированный интерактивный пациент;
обучающийся реализует определенный предустановленный им или преподавателем сценарий физиологических родов по определённому алгоритму, который регламентирован протоколом ведения родов;
реализация данного сценария обучающимся происходит в среде виртуальной реальности либо в пассивном режиме, в качестве наблюдателя за физиологическими родами, либо в активном режиме, при необходимости, в качестве оператора с привлечением всего арсенала мануальных и инструментальных методов родовспоможения.
В частном варианте реализации описываемого способа, в число оцениваемых действий может входить сумма процентов каждого из положительных результатов необходимых действий при родовспоможении.
Другой вариант оценки действий обучающегося при оказании помощи роженице при родовспоможении может заключаться в процентном выполнении алгоритма необходимых действий.
Детали, признаки, а также преимущества настоящего изобретения следуют из нижеследующего описания вариантов реализации заявленного технического решения с использованием чертежей, на которых показано:
Фиг.1 - Визуализация роженицы в родовой палате (вид сбоку-слева);
Фиг.2 - Панель настроек;
Фиг.3 - Связь с монитором;
Фиг.4 - Блок настроек №1: Параметры костного таза роженицы;
Фиг.5 - Блок настроек №2: Параметры головки и туловища плода;
Фиг.6 - Блок настроек №4: Настройка просмотра;
Фиг.7 - Плеер родового акта;
Фиг.8 - Инструкция по перемещению;
Фиг.9 - Прозрачность брюшной стенки;
Фиг.10 - Прозрачность матки;
Фиг.11а, 11б - Включение режима «Отсутствие тела матери»;
Фиг.12а, 12б - Руки виртуального инструктора;
Фиг.13а, 13б, 13в - Прием родов в головном предлежании.
Осуществление изобретения
В приведенном ниже подробном описании реализации изобретения приведены многочисленные детали реализации, призванные обеспечить отчетливое понимание настоящего изобретения.
Кроме того, из приведенного изложения будет ясно, что изобретение не ограничивается приведенной реализацией. Многочисленные возможные модификации, изменения, вариации и замены, сохраняющие суть и форму настоящего изобретения, будут очевидными для квалифицированных в предметной области специалистов.
Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически по всему миру. Полное погружение в виртуальную реальность и взаимодействие с ее объектами достигается только при использовании специальных устройств. Такие устройства, которые обеспечивают полное погружение в виртуальную реальность и имитируют взаимодействие человека с ней с помощью органов чувств, называют системами виртуальной реальности (VR).
Важным фактором для повышения уровня погружения в виртуальную среду является возможность интерактивного взаимодействия с элементами окружения и персонажами в виртуальной реальности.
Использование симуляционных систем обусловлено необходимостью обеспечения безопасности пациентов, путем предоставления запланированной практики и достаточного количества повторений для отработки практических умений обучающимся.
Способ обучения так же основан на визуализации в виртуальной среде различных состояний и признаков со стороны роженицы, характерных для физиологических родов и отработка умений и навыков у обучающихся по правильному реагированию на данные признаки, с целью оптимального сопровождения пациентки в течение родового акта.
Погружение в высокореалистичную виртуальную среду родового акта позволяет обучающемуся быстрее адаптироваться к многообразию визуальных элементов, более четко определить все уровни взаимодействия с пациенткой и медицинским инструментарием, при этом строго следовать правильному алгоритму родовспоможения.
Кроме того, обучающийся, хоть и ограничен во времени продолжительностью нормальных физиологических родов, но при выполнении манипуляций вынужден многократно повторять их, так как это предусмотрено алгоритмом ведения родов, что в свою очередь повышает качество и эффективность обучения.
Обучающемуся предлагается возможность визуализации внутренних органов женщины и плода при включении режима прозрачности брюшной стенки (Фиг.9), матки (Фиг.10), головки плода, режима отсутствия тела матери (для лучшей визуализации биомеханизма родов) (Фиг.11а, 11б), а также воспользоваться визуальными подсказками со стороны виртуального инструктора (Фиг.12а, 12б), которые направляют ход сопровождения родов. Данные интерактивные виртуальные подсказки на конечном этапе обучения могут быть отключены, для улучшения эффективности практического обучения и могут являться эффективной формой оценочных средств.
Настоящее техническое решение позволяет добиться устойчивого освоения навыков, как при активном участии инструктора, в том числе виртуального, так и при пассивном участии инструктора, но главное индивидуально самим обучающимся, путем активного взаимодействия с пациентом в виртуальной среде (Фиг.13а, 13б, 13в).
Предлагаемый способ обучения включают в себя обучение следующим медицинским манипуляциям и методикам: сбор жалоб и оценка общего состояния, измерение давления, пульса, температуры во время родов, ведение партограммы, аускультация плода, КТГ плода, наружное акушерское исследование, влагалищное исследование, катетеризация мочевого пузыря, теплый компресс на промежность, массаж промежности с гелем, акушерское пособие, защита промежности, эпизиотомия/рафия, выкладывание новорожденного и профилактика гипотермии, введение гемостатических средств, пересечение пуповины, признаки отделения плаценты, контролируемая тракция пуповины, способы выделения последа, осмотр последа.
За счет предлагаемого технического решения обучающийся видит окружение (родовую палату), интерактивные предметы, анимированного интерактивного пациента, синхронизированный с визуальной картинкой, что улучшает запоминание информации и ее воспроизведение. Такой подход увеличивает глубину погружения, расширяет возможности взаимодействия, а также позволяет реализовывать системы автоматизированной комплексной объективной оценки действий пользователя.
Для реализации этого подхода используются технологии трекинга рук пользователя, трекинга манекенов, а также специально созданные алгоритмы для применения данных всех датчиков и контентная составляющая, включающая отрисованную локацию, модели окружения, пациента, анимации его движений и реакций, модели патологических изменений и т.д.
В процессе обучения автоматически оцениваются все действия обучающегося и в конце сессии определяются результаты в двух режимах, виде баллов или процентов с подробной расшифровкой, в зависимости от требования фонда оценочных средств применимо к конкретному контингенту обучающихся. В число оцениваемых действий могут, в том числе, входить: правильная реализация алгоритма действий при приеме физиологических родов, точность позиционирования рук пользователя и инструментов относительно тела пациента, постановка диагноза, элементы осмотра и взаимодействия с пациентом и окружением. Таблицы результатов сохраняются и привязываются к учетным записям пользователей.
Описание способа:
Подключение гарнитуры Pico Neo 3 Pro, оснащенной системой трекинга рук Stereo IR 170 Evaluation Kit от компании Ultraleap, которая имеет широкий спектр зрения и хорошо распознаёт различные жесты.
Настройка связи монитора и гарнитуры через Wi-Fi.
После погружения в виртуальную реальность пользователь оказывается в родовой палате (Фиг.1). Перед пользователем на акушерском кресле-кровати (кровать Рахманова) в литотомическом положении находится пациентка.
Производятся настройки виртуального сценария с помощью виртуальной панели настроек (Фиг.2) либо инструктором предварительно, либо самим обучающимся при самостоятельном обучении или контроле знаний и умений.
Все действия обучающегося демонстрируются на экране монитора для просмотра, записи и обсуждения с другими обучающимися (Фиг.3), что способствует повышению качества образовательного процесса.
Пользователю доступен пользовательский интерфейс с пятью блоками настроек со следующим функционалом:
Блок настроек №1 (Фиг.4): Параметры костного таза роженицы
Параметризация тазовой кости выполняется по антропометрическим показателям женского таза:
Наружные размеры таза:
distantia spinarum: 21-27 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 25-26 см, с шагом 0,5 см);
distantia cristarum: 24-29 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 28-29 см, с шагом 0,5 см);
distantia trochanterica: 28-35 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 31-32 см, с шагом 0,5 см);
conjugata externa: 17-25 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 20-21 см, с шагом 0,5 см);
Внутренние размеры таза:
Анатомическая конъюгата (conjugata anatomica): 9-14 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 11,25-11,5 см, с шагом 0,25 см);
Истинная конъюгата (conjugata vera): 6-14 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 11 см, с шагом 0,5 см);
Диагональная конъюгата (conjugata diagonalis): 8-13 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 12,5-13 см, с шагом 0,5 см);
Поперечный размер плоскости входа (diameter transversa): 10-13,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 13-13,5 см, с шагом 0,5 см);
Правый и левый косые размеры (diameter obliqua): 10-12,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 12,5 см, с шагом 0,5 см);
Прямой размер широкой части полости малого таза: 10-12,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 12,5 см, с шагом 0,5 см);
Поперечный размер широкой части малого таза: 10-12,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 12,5 см, с шагом 0,5 см);
Прямой размер узкой части полости малого таза: 10-12,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 11-11,5 см, с шагом 0,5 см);
Поперечный размер узкой части полости малого таза: 10-12,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 10,5 см, с шагом 0,5 см);
Прямой размер плоскости выхода таза: 7-12,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 9,5 см, с шагом 0,5 см). Программой предусмотрено отклонение копчика во время родов и увеличение данного размера до 11-11,5 см;
Поперечный размер плоскости выхода таза: 9-14 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 11 см, с шагом 0,5 см).
Обучающемуся необходимо установить правильные - нормальные значения размеров головки, плечиков и таза плода. Данные введённых параметров анализируются программой и будут учтены при выставлении итоговой оценки.
Блок настроек №2 (Фиг.5): Параметры головки и туловища плода
Параметризация плода выполняется по антропометрическим показателям черепа, плечиков, таза плода. Параметризация черепа плода должна быть выполнена с учетом антропометрических показателей:
Малый поперечный размер: 7-9,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 8 см);
Большой поперечный размер: 8,5-11 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 9,5 см);
Прямой размер: 11-13 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 12 см);
Большой косой размер: 12,5-15 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 13-13,5 см);
Средний косой размер: 9-11,5 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 10 см);
Малый косой размер: 8,5-10 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 9,5 см);
Вертикальный размер: 8,5-10 см (обучающийся выставляет нормальные размеры 9,5 см).
Обучающемуся необходимо установить правильные - нормальные значения размеров головки, плечиков и таза плода. Данные введённых параметров анализируются программой и будут учтены при выставлении итоговой оценки.
Нормальные роды - своевременные роды одним плодом, начавшиеся спонтанно, с низким риском акушерских осложнений к началу родов и прошедшие без осложнений, при которых ребенок родился самопроизвольно в головном предлежании, после которых родильница и новорожденный находятся в удовлетворительном состоянии. Код по МКБ: O80.0 Роды одноплодные, самопроизвольное родоразрешение в затылочном предлежании. При нормальных (физиологических) родах плод имеет сгибательное членорасположение и затылочное предлежание. Но позицию и вид необходимо настроить, как и расположение плаценты внутри матки. В связи с этим обучающийся переходит к следующему блоку настроек.
Блок настроек №3: Расположение плода и плаценты в матке
Перед одним из пунктов расположения плода и пунктом расположения плаценты обучающийся ставит галочку:
Блок настроек №4 (Фиг.6): Настройка просмотра
Перед каждым пунктом обучающийся ставит галочку либо снимает ее. Визуализация объектов просмотра содержит следующие настройки:
Прозрачный живот матери;
Прозрачная матка;
Прозрачный череп плода;
Скрыть живот матери;
Скрыть матку;
Скрыть мочевой пузырь;
Скрыть тело матери.
Затем обучающийся переходит к настройке параметров родовой деятельности - первого, второго и третьего периода родов.
Первый период родов - время от начала родов до полного раскрытия маточного зева.
Латентная фаза. Эта фаза характеризуется сокращениями матки (нередко болезненными), сглаживанием и прогрессирующим раскрытием маточного зева до 3-5 см. Максимальная продолжительность латентной фазы у первородящих не более 20 часов, у повторнородящих - 14 часов.
Активная фаза. Эта фаза характеризуется регулярными болезненными сокращениями матки, более быстрым раскрытием маточного зева от 3-5 см до полного раскрытия. Продолжительность активной фазы обычно не превышает 12 часов в первых родах и 10 часов в последующих родах. Скорость раскрытия маточного зева в активную фазу обычно составляет ≥ 1 см/час (в среднем от 1,5 до 2 см/час), но может быть более медленной. Минимальная скорость раскрытия маточного зева в активную фазу - 0,5 см/час как у первородящих, так и у повторнородящих.
Фаза замедления. Обычно присутствует в конце активной фазы открытия шейки матки. Начинается от 8 см и заканчивается полным открытием маточного зева (10 см). При этом скорость открытия замедляется и составляет в среднем 1 см/час.
Второй период родов - время от полного раскрытия маточного зева до рождения плода. Продолжительность второго периода при первых родах обычно не более 3 часов, при повторных - не более 2 часов. Продолжительность второго периода может увеличиться еще на 1 час при эпидуральной анальгезии и составлять 4 часа у первородящих и 3 часа у повторнородящих пациенток.
Третий период родов - время от рождения плода до рождения последа. В 90% третий период родов завершается в течение 15 минут, еще в 7% - в течение 30 минут после рождения плода.
Исходя из условий сценария, предложенных ранее преподавателем, обучающийся выставляет параметры латентной, активной фазы и фазы замедления, используя пользовательский интерфейс блока настроек. Он вызывается выставленными вперед руками перед датчиком движения и нажатием соответствующего пункта меню.
Блок настроек №5. Динамика родового акта, включает:
1. Продолжительность латентной фазы (ЛФ): обучающийся выставляет значение от 1 часа до 20 часов с шагом 1 час для первородящей; обучающийся выставляет значение от 1 часа до 14 часов с шагом 1 час для повторнородящей.
2. Степень раскрытия шейки матки в ЛФ: обучающийся выставляет значения от 3 до 5 см, с шагом 1 см. После вычисления скорости открытия шейки матки, исходя из предыдущих показателей, обучающийся переходит к следующему пункту настроек.
3. Скорость открытия шейки матки: обучающийся должен установить значения нормы от 0,3 см/час до 0,5 см/час, с шагом 0,1 см/час; Данные введённых значений анализируются программой и будут учтены при выставлении итоговой оценки.
4. Продолжительность активной фазы (АФ): обучающийся должен выставить значения от 1 часа до 12 часов с шагом 1 час для первородящей и от 1 часа до 10 часов с шагом 1 час для повторнородящей женщины.
5. Скорость раскрытия шейки матки в АФ: обучающийся должен выставить значения от 0,5 см/час до 3,0 см/час с шагом 0,5 см/час.
6. Продолжительность фазы замедления (ФЗ): обучающийся должен выставить значения от 0 до 2 часов с шагом 0,5 часа, где 0 - означает отсутствие фазы замедления.
7. Скорость открытия в ФЗ: обучающийся должен выставить значения от 0 до 1,5 см/час с шагом 0,5 см/час, где 0 - означает отсутствие фазы замедления.
8. Продолжительность 2-го периода родов: обучающийся выставляет значения от 5 минут до 3 часов с шагом 5 минут.
9. Продолжительность 3-го периода родов: обучающийся выставляет значения от 5 минут до 30 минут с шагом 5 минут.
Данные введённых значений анализируются программой и будут учтены при выставлении итоговой оценки.
После проведения соответствующих настроек, обучающийся вызывает плеер родового акта (Фиг.7) и запускает предустановленный им ранее сценарий. Программа реализует данный сценарий в автоматическом режиме. Передвижение обучающегося по родовой палате осуществляется при помощи специального движения рук для виртуальной телепортации. Инструкция по необходимому движению рук для телепортации размещена на виртуальной стене виртуальной родовой палате (Фиг.8).
Ведение (сопровождение) родов
Заключается в последовательном выполнении определенных манипуляций, целью которых является контроль за состоянием роженицы и плода. Проведение определенных профилактических мероприятий и корректирующих по показаниям.
Ведение первого периода родов
Латентная фаза:
Сбор жалоб и оценка общего состояния. Обучающийся производит опрос роженицы о ее жалобах и оценивает состояние кожных покровов и общее состояние каждые 15-30 минут.
Ведение партограммы. Обучающийся заполняет дневник наблюдения за пациенткой и вносит следующие данные:
Измерение пульса. Обучающийся обхватывает пальцами правой руки левое предплечье пациентки в области лучезапястных суставов, прижимает артерию (1-й палец на тыльной стороне, 2-й, 3-й, 4-й от основания большого пальца на лучевой артерии). Производит подсчет пульса в течение 1 минуты каждые 4 часа.
Измерение АД. Обучающийся берет с предметного стола тонометр, накладывает манжету тонометра на плечо пациента и измеряет АД каждые 4 часа.
Измерение температуры тела. Обучающийся берет с предметного стола градусник, обрабатывает спиртовой салфеткой. В подмышечной впадине производит измерение температуры каждые 4 часа.
Также вносит данные по количеству мочеотделения, оценивает состояние кожных покровов, проводит учет тонуса матки, силы и частоты схваток, характера выделений из половых путей каждые 4 часа и вносим данные в партограмму.
Рекомендации по положению женщины в родах и соблюдению питьевого режима и питания. Обучающийся проводит беседу с роженицей, объясняя, что ходьба и вертикальное положение в первом периоде родов сокращают продолжительность родов, уменьшают частоту кесарева сечения и эпидуральной анальгезии. Рекомендует роженице прием жидкости во время родов с целью профилактики обезвоживания и кетоза. Прием пищи должен быть ограничен, может быть разрешен прием легкой пищи. При необходимости, проводит профилактику обезвоживания. В периферический катетер вводит 5% раствор декстрозы.
Аускультация плода. С предметного стола обучающийся берет стетоскоп, прикладывает его к наилучшему месту выслушивания плода, в соответствии с предустановленными позицией и видом позиции плода и проводит аускультацию в течение 1 минуты после схватки 1 раз в час. Правильность аускультации оценивает программа, результаты учитываются и влияют на итоговую оценку.
КТГ плода. По показаниям, если выслушивается ускорение или замедление ритма плода, которое не исчезает в течение как минимум 3 маточных сокращений, а также женщинам высокой группы риска обучающийся проводит КТГ плода. Кожу живота смазывает специальным гелем, обучающийся находит наилучшее место выслушивания сердцебиения плода, согласно предустановленным позицией и видом плода. Фиксирует датчик ремнями и аппарат записывает сердечную деятельность плода. Измерения проводятся непрерывно, до получения четкого графика.
Наружное акушерское исследование. Обучающийся определяет силу и продолжительность схватки рукой, которую располагаем в области дна матки, а степень расслабления матки определяем пальпацией (матка после схватки должна расслабиться). Обучающийся кладет руку на дно матки и по секундомеру определяет время от начала одного до начала другого сокращения матки в течение 10 минут. Обращает внимание на форму матки, ее консистенцию во время и вне схватки, на высоту стояния дна матки, состояние контракционного кольца. Исследование проводится не реже 1 раза в час.
Влагалищное исследование. Обучающийся обрабатывает руки антисептиком, надевает стерильные перчатки. Влагалищное исследование проводит двумя пальцами - указательным и средним (как и гинекологическое исследование, но только одной рукой - внутренней). Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони, а большой палец разогнут и максимально отведен в сторону. Другой рукой обучающийся широко раздвигает большие и малые половые губы, обнажая преддверие влагалища. Сначала во влагалище вводит средний палец, надавливает им на заднюю стенку влагалища, а затем вводит указательный палец. Исследование обучающийся проводит через 6 часов после начала латентной фазы. Его проводят, так же после излития околоплодных вод, при нарушениях частоты сердечных сокращений плода, при ухудшении состояния роженицы.
Катетеризация мочевого пузыря. При отсутствии мочеиспускания у роженицы каждые 2-3 часа устанавливается катетер. Обучающийся обрабатывает руки антисептическим раствором, надевает перчатки. Обрабатывает наружные половые органы, поливая над судном специальный раствор. Разводит половые губы роженицы в месте нахождения наружного отверстия уретры, обрабатывает его. Далее с предметного стола берет катетер и 1-м и 2-м пальцами левой руки разводит большие и малые половые губы и обнажает отверстие мочеиспускательного канала и вводит катетер в уретру.
Активная фаза:
Ведение партограммы. Обучающийся заполняет дневник наблюдения за пациенткой и вносит следующие данные: измерение пульса каждые 30 минут, температуры тела каждые 2 часа, АД и мочеиспускания каждые 4 часа.
Аускультация плода. С предметного стола обучающийся берет стетоскоп, прикладывает его к наилучшему месту выслушивания плода, в соответствии с предустановленными позицией и видом позиции плода и проводит аускультацию в течение 1 минуты после схватки 1 раз в час.
КТГ плода. По показаниям, если выслушивается ускорение или замедление ритма плода, которое не исчезает в течение, как минимум 3 маточных сокращений, а также женщинам высокой группы риска обучающийся проводит КТГ плода. Кожу живота смазывает специальным гелем, обучающийся находит наилучшее место выслушивания сердцебиения плода, согласно предустановленным позицией и видом плода. Фиксирует датчик ремнями и аппарат записывает сердечную деятельность плода. Измерения проводятся непрерывно, до получения четкого графика.
Влагалищное исследование. Обучающийся обрабатывает руки антисептиком, надевает стерильные перчатки. Влагалищное исследование проводит двумя пальцами - указательным и средним (как и гинекологическое исследование, но только одной рукой - внутренней). Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони, а большой палец разогнут и максимально отведен в сторону. Другой рукой обучающийся широко раздвигает большие и малые половые губы, обнажая преддверие влагалища. Сначала во влагалище вводит средний палец, надавливает им на заднюю стенку влагалища, а затем вводит указательный палец. Исследование обучающийся проводит каждые 4 часа. Его проводят, так же после излития околоплодных вод, при нарушениях частоты сердечных сокращений плода, при ухудшении состояния роженицы. Обучающийся проверяет, в том числе, наличие или отсутствие плодного пузыря. При излитии околоплодных вод обращает внимание на их цвет и количество.
Амниотомия - это вскрытие оболочек плодного яйца (хориона и амниона). При этом изливаются околоплодные воды. Амниотомия, применяемая при физиологических родах, называется своевременной и производится при эффективных схватках при открытии шейки на 8-10 см.
Обучающийся укладывает роженицу на акушерскую кресло-кровать. Ноги помещаются в специальные держатели. Тщательно обрабатывает наружные половые органы антисептиком и подкладывает судно. Обрабатывает руки антисептиком и надевает стерильные перчатки. Пальцы левой руки вводит во влагалище и пальпирует плодный пузырь; обучающийся берет второй рукой специальный небольшой крючок амниотом или браншу пулевых щипцов. Двигаясь по пальцу первой руки, он помещает амниотом/браншу во влагалище. Во время того, как схватка находится на пике и плодная оболочка естественным образом выбухает во влагалище, обучающийся аккуратно цепляет ее и проделывает прокол. После извлечения бранши проделанное отверстие расширяется пальцами, при этом околоплодные воды выпускаются медленно. Инструмент обучающийся кладет в таз с дезинфицирующим раствором или направляет на утилизацию.
Ведение второго периода родов
Влагалищное исследование (технику проведения см. выше). Обучающийся проводит 1 раз в час с целью оценки продвижения головки плода по родовому каналу.
Аускультация плода (технику проведения см. выше). Обучающийся проводит каждые 5 минут, или после каждой потуги, или путем непрерывного мониторинга (КТГ) (технику проведения см. выше) с целью оценки состояния плода.
Теплый компресс на промежность. Обучающийся накладывает теплый компресс из чистой ткани, намоченный теплой водой (43°C), на промежность. Выполняется во время и между потугами.
Массаж промежности с гелем. Обучающийся проводит пальцевой массаж, который выполняется перемещающимися движениями из стороны в сторону внутри влагалища пациентки с мягким давлением кзади. Выполняется во время и между потугами.
Акушерское пособие. Акушерским пособием называют совокупность последовательных манипуляций в конце второго периода родов, направленных на содействие физиологическому механизму родов и предупреждение родового травматизма матери. Прием родов в головном предлежании при помощи акушерского пособия состоит из 5 моментов; 4 из которых являются элементами защиты промежности, 5-ый - освобождение плечевого пояса и рождение туловища плода.
Защита промежности. Проводится для профилактики травм промежности и облегчения рождения ребенка.
• Первый момент акушерского пособия - воспрепятствование преждевременному разгибанию головки. Это необходимо для того, чтобы головка рождалась в согнутом положении своей наименьшей окружностью (32 см), проходящей по малому косому размеру (9,5 см). Для осуществления первого момента обучающийся кладет ладонь левой руки на лобок так, чтобы ладонные поверхности сомкнутых пальцев располагались на головке и препятствовали ее разгибанию, ни в коем случае не надавливая на головку.
• Второй момент - выведение головки из половой щели вне потуг. Сразу же после окончания потуги большим и указательным пальцами правой руки обучающийся бережно растягивает вульварное кольцо над прорезывающейся головкой.
Эти два момента осуществляют до тех пор, пока головка не приблизится теменными буграми до уровня седалищных бугров (поперечный размер выхода).
• Третий момент - уменьшение напряжения промежности в период прорезывания и рождения теменных бугров. Обучающийся кладет правую руку ладонной поверхностью на промежность так, чтобы четыре пальца располагались в области левой большой половой губы, а отведенный большой палец - в области правой большой половой губы. Мягкие ткани осторожно всеми пальцами он перемещает по направлению к промежности, создавая запас тканей («заем тканей») и этим уменьшая напряжение промежности. Ладонью этой же руки поддерживает промежность, ни в коем случае не прижимая ее к прорезывающейся головке. Таким образом, созданный избыток мягких тканей уменьшает напряжение промежности, восстанавливает кровообращение и предотвращает ее разрыв.
• Четвертый момент - регулирование потуг (по времени совпадает с третьим моментом). Это необходимо потому, что при врезывании головки напряжение тканей промежности достигает максимума. Если в этот момент роженица не будет сдерживать потуги, может произойти травма промежности. Регулирование потуг осуществляют следующим образом: когда головка плода установилась теменными буграми в половой щели, а подзатылочной ямкой - под лонным сочленением, обучающийся заставляет роженицу глубоко и часто дышать открытым ртом. При таком дыхании тужиться невозможно. В это время он правой рукой осторожно сдвигает промежность над личиком плода кзади, а левой рукой медленно разгибает головку и приподнимает ее кверху. Если в это время будет необходима потуга, обучающийся предлагает роженице потужиться с достаточной для выведения головки силой.
• Пятый момент - освобождение плечиков и рождение туловища. Далее обучающийся ждет, когда под действием потуг произойдет внутренний поворот плечиков и наружный поворот головки, и затем приступает к оказанию пятого момента акушерского пособия. По окончании наружного поворота головки, для того чтобы помочь рождению плечиков, он захватывает головку плода обеими руками и слегка отклоняет кзади до тех пор, пока под лонное сочленение не подойдет переднее плечико. После этого левой рукой захватывает головку так, чтобы ладонь находилась на задней щечке плода. Приподнимая затем головку кпереди, правой рукой осторожно сдвигают промежность с заднего плечика. В результате рождается сначала заднее, а затем и переднее плечико.
При неэффективности приемов защиты промежности, по показаниям производят эпизиотомию.
Эпизиотомия. 1. Обучающийся обрабатывает руки дезинфицирующим раствором, надевает перчатки. 2. Обрабатывает наружные половые органы раствором антисептика. 3. Проводит местную инфильтративную анестезию 0,25-0,5% раствором новокаина или 2% р-ром лидокаина, которые вводит в ткани промежности. 4. Если использовалась региональная анестезия в родах, то ее продолжает. 5. Вне потуги, браншу ножниц с тупым концом под контролем пальца обучающийся вводит по направлению предполагаемого разреза между предлежащей частью плода и стенкой влагалища, параллельно кожной складке. Затем бранши ножниц разворачивает перепендикулярно кожному лоскуту. 6. Обучающийся проводит разрез на высоте потуги, когда ткани промежности максимально растянуты (в тот момент, когда в схватку из половой щели показывается участок головки диаметром 3-4 см). Разрез не должен быть менее 3 см, в противном случае он продляется в рваную рану. При проведении эпизиотомии рассекается кожа и часть мышечных пучков констриктора влагалища.
Эпизиорафия. Операция по восстановлению целостности тканей промежности и влагалища. Восстановление тканей начинается с наложения шва на угол раны, на слизистую оболочку влагалища до задней спайки. Затем обучающийся накладывает погружные швы на мышцы промежности и однорядные швы на кожу. Эффективно зашивание раны промежности с использованием швов по Шуте (Shute). Это 8-образный викриловый (дексоновый, кетгутовый) шов, захватывающий сразу все слои раны.
Выкладывание новорожденного и профилактика гипотермии. Обучающийся выкладывает новорожденного на живот и грудь матери, обеспечив контакт "кожа к коже", для улучшения постнатальных исходов и стимуляции грудного вскармливания. Сразу после рождения немедленно обтирает ребенка теплой пеленкой, мягко, без грубых движений, поменяв первую влажную пеленку на сухую.
Ведение третьего периода родов
Оценка состояния роженицы. Обучающийся оценивает состояние роженицы (цвет кожных покровов, пульс, АД, характер и количество кровяных выделений из матки), а также производит опорожнение мочевого пузыря роженицы катетером.
Введение гемостатических средств. Обучающийся с целью профилактики послеродового кровотечения вследствие атонии матки вводит окситоцин (внутримышечно в боковую поверхность бедра в дозе 2 мл (10 ЕД); внутривенно в дозе 5 ЕД в 500 мл раствора натрия хлорида или внутривенно в дозе 5 ЕД в 50 мл раствора натрия хлорида со скоростью 16,2 мл/час с помощью перфузора) или карбетоцин (вводит внутримышечно или внутривенно медленно сразу после рождения ребенка в дозе 100 мкг/мл).
Пересечение пуповины. Применяется отсроченное пересечение пуповины (обычно через 1-3 минуты от момента рождения плода). Обучающийся накладывает один зажим Кохера на пуповину на расстоянии 10 см от пупочного кольца. Второй зажим Кохера накладывает на пуповину на 2 см далее. Обрабатывает область пересечения пуповины дезинфицирующим средством и производит пересечение специальными ножницами для пересечения пуповины либо прямыми хирургическими тупоконечными ножницами.
Обучающийся приступает к определению признаков отделения плацнты.
Признаки отделения плаценты.
Признак Чукалова-Кюстнера. Обучающийся производит надавливание ребром кисти руки на надлобковую область, если плацента отделилась, то матка приподнимается вверх, а пуповина же еще больше выходит наружу.
Признак Альфельда. Обучающийся видит, что лигатура или инструмент, наложенные на пуповину при ее перевязке, опускаются на несколько см. (Это происходит за счет того, что отделившаяся плацента опускается в нижний сегмент матки или влагалище).
Признак Шредера . Обучающемуся при осмотре и пальпации визуализируется дно матки, поднятое вверх и располагающееся выше и правее от пупка, при этом нижний сегмент выпячивается над лоном, и матка приобретает форму песочных часов.
Признак Довженко. Обучающийся предлагает роженице дышать глубоко: если при выдохе пуповина не втягивается во влагалище, то плацента отделилась.
Признак Клейна. Обучающийся предлагает роженице потужиться: при отделившейся плаценте пуповина остается на месте; если же плацента еще не отделилась, то пуповина после потуг втягивается во влагалище.
Признак Штрассмана. Обучающийся левой рукой делает не сильные поколачивания по дну матки, а пальцы правой руки располагает на пуповине, если плацента не отделилась он чувствует волну, которая передается по наполненной кровью пуповине. Если плацента отделилась этот признак отрицательный.
Контролируемая тракция пуповины. Обучающий должен держать пережатую пуповину и концы зажима одной рукой, положить другую руку непосредственно над лобковой костью женщины и удерживать матку, отводя ее от лона во время контролируемого потягивания за пуповину. Это поможет избежать выворота матки. Слегка натянув пуповину должен дождаться сокращения матки (обычно через 2-3 минуты). Как только он почувствует сокращение матки или пуповина удлинится, следует очень осторожно потянуть на себя и вниз пуповину для рождения плаценты. Необходимо держать плаценту обеими руками и осторожно поворачивать ее, пока плодные оболочки скручиваются.
Если этот способ оказывается безуспешным, прибегают к выделению последа наружными приемами.
Способы выделения последа
Способ Абуладзе-Байера. Обучающийся обеими руками захватывает брюшную стенку в продольную складку и предлагает роженице потужиться.
Способ Гентера. Обучающийся становится сбоку от роженицы лицом к ее ногам. Кисти рук, сжатые в кулаки, кладёт тыльными поверхностями основных фаланг на дно матки в область ее углов и постепенно надавливает на нее в направлении книзу и кнутри. При этом способе выделения последа роженица не должна тужиться.
Способ Креде-Лазаревича. Обучающийся приводит матку в срединное положение, легким массажем старается вызвать ее сокращение и затем дно матки обхватывает рукой так, чтобы большой палец находился на передней стенке матки, ладонь - на дне, а четыре пальца - на задней стенке матки. После этого производит выжимание последа - сжимают матку в переднезаднем направлении и одновременно надавливают на ее дно по направлению вниз и вперед вдоль оси таза.
После рождения последа обучающемуся следует произвести наружный массаж матки и убедиться в отсутствии кровопотери.
Осмотр последа. После рождения последа обучающийся, взяв послед, обращенный материнской поверхностью вверх, кладет на гладкий поднос или на руки и осматривает сначала плаценту, а затем оболочки, чтобы удостовериться в их целостности.
Контроль за состоянием родильницы. Каждые 15 минут в течение первых двух часов раннего послеродового периода обучающийся проводит контроль состояния пациентки: АД, пульс, тонус матки, объем кровянистых выделений из влагалища.
После установления соответствующих настроек, специальной виртуальной кнопкой запускается анимированный сценарий физиологических родов. Обучающийся должен осуществить определенные действия по ведению родов в виртуальном пространстве родильного зала. Свое расположение у кровати виртуальной пациентки студент выбирает сам, в зависимости от необходимых манипуляций. Объем и частота обязательных акушерских процедур встроены в матрицу программы. Это является формой оценки действий обучающегося. При идеальном выполнении алгоритма действий по родовспоможению студент получает наивысшую оценку, которая может отображаться на экране монитора компьютера либо может быть отключена.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ Будько-Фирсова для диагностики короткости пуповины во II-периоде родов | 1988 |
|
SU1715321A1 |
СПОСОБ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2506964C2 |
Способ подготовки к родам и послеродовому периоду беременных женщин | 2018 |
|
RU2711999C1 |
СПОСОБ АКУШЕРСКОГО ПОСОБИЯ ПРИ ПОТУГАХ | 2012 |
|
RU2502485C2 |
Способ ингаляционной анальгезии севофлураном при самопроизвольных родах | 2018 |
|
RU2700377C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВИДА АНОМАЛИЙ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2005 |
|
RU2296993C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПЛОДА ОТ ГИПОКСИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ В РОДАХ | 2012 |
|
RU2503414C2 |
АКУШЕРСКИЙ ЭКСТРАКТОР | 1994 |
|
RU2078548C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2465879C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКИ-ГИПОКСИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ЦНС В РОДАХ | 2007 |
|
RU2354299C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии. Погружают в виртуальную реальность студента, который по сценарию оказывается в родовой палате, перед ним на акушерском кресле-кровати в литотомическом положении находится пациентка. Студент производит настройку виртуального сценария родов с помощью виртуальной панели настроек, проставляя нормальные значения костного таза роженицы, головки, плечиков и таза плода, расположения плода и плаценты в матке. Далее студент поэтапно проходит сценарий родового процесса в первом, втором, третьем и раннем послеродовом периоде нормальных физиологических родов и осуществляет соответствующие медицинские манипуляции. Способ обеспечивает эффективное и безопасное обучение пользователей. 3 з.п. ф-лы, 13 ил.
1. Способ обучения родовспоможению при физиологических родах в среде виртуальной реальности, включающий подключение гарнитуры Pico Neo 3 Pro, оснащенной системой трекинга рук Stereo IR 170 Evaluation Kit, далее настраивают связь монитора и гарнитуры через Wi-Fi и погружают в виртуальную реальность студента, который по сценарию оказывается в родовой палате, перед ним на акушерском кресле-кровати в литотомическом положении находится пациентка, далее студент производит настройку виртуального сценария родов с помощью виртуальной панели настроек, проставляя нормальные значения костного таза роженицы, головки, плечиков и таза плода, расположения плода и плаценты в матке, далее студент поэтапно проходит сценарий родового процесса в первом, втором, третьем и раннем послеродовом периоде нормальных физиологических родов, при этом осуществляет следующие медицинские манипуляции: сбор жалоб и оценка общего состояния, измерение давления, пульса, температуры во время родов, ведение партограммы, аускультация плода, КТГ плода, наружное акушерское исследование, влагалищное исследование, катетеризация мочевого пузыря, амниотомия, теплый компресс на промежность, массаж промежности с гелем, акушерское пособие, защита промежности, эпизиотомия или эпизиорафия, выкладывание новорожденного и профилактика гипотермии, введение гемостатических средств, пересечение пуповины, оценка признаков отделения плаценты, контролируемая тракция пуповины, выделение и осмотр последа, в процессе работы студента оценивают правильную реализацию алгоритма необходимых действий при приеме физиологических родов, точность позиционирования рук пользователя и инструментов относительно тела пациента.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что реализация данного сценария обучающимся происходит в среде виртуальной реальности либо в пассивном режиме в качестве наблюдателя за физиологическими родами, либо в активном режиме в качестве оператора с привлечением арсенала мануальных и инструментальных методов родовспоможения.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценивают сумму процентов каждого из положительных результатов необходимых действий при родовспоможении.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что оценивают процентное выполнение алгоритма необходимых действий.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ | 2022 |
|
RU2799123C1 |
WO 2003001482 A2, 03.01.2003 | |||
US 8764450 B2, 01.07.2014 | |||
ОРЛОВ Ю.В | |||
Акушерские фантомы и высокотехнологичные симуляторы как инструмент освоения компетенций по протоколам оказания специализированной акушерской помощи | |||
Виртуальные технологии в медицине | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем | 1922 |
|
SU52A1 |
A.S | |||
NUGRAHA | |||
A Natural Childbirth |
Авторы
Даты
2025-02-25—Публикация
2023-11-16—Подача