СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СМЕШЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ Российский патент 2025 года по МПК B67D7/04 B60S5/02 G06Q10/06 

Описание патента на изобретение RU2836001C1

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Настоящее изобретение относится к системам и способам отслеживания доставки топлива. В частности, к системам и способам для предотвращения смешения топлива при сливе в резервуар для хранения топлива. Предлагаемое изобретение предназначено для предотвращения нежелательных смешений светлых нефтепродуктов, попадания некондиционного нефтепродукта в автомобили потребителей, розливов на АЗС, а также контроля объёма/полноты разгрузки их доставке на автозаправочные станции. Кроме того, предлагаемое изобретение обеспечивает защиту от предотвращения возможного попадания смешанного в резервуаре АЗС нефтепродукта в автомобили потребителей при использовании бензовозов со сливными трубами, выведенными на две стороны бензовоза.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

В настоящее время распространена технология доставки нефтепродуктов от нефтебаз до АЗС с использованием многосекционных бензовозов. Такие бензовозы перевозят сразу несколько видов нефтепродуктов в изолированных ёмкостях (секциях) и разгружают (сливают) их в соответствующие резервуары АЗС. Иногда случаются ошибки позиционирования при подключении водителем сливных шлангов для соединения секций бензовоза и резервуаров. Такие ошибки приводят к смешению различных видов нефтепродуктов в резервуаре АЗС, что может привести к попаданию некондиционного нефтепродукта в автомобили потребителей и их серьёзной поломке, а также приводит к необходимости зачистки резервуара, транспортировки и переработки извлечённых некондиционных нефтепродуктов.

В уровне техники, как правило, загрузка или налив нефтепродуктов в секции цистерны бензовоза осуществляется через люки, расположенные в верхней части цистерны бензовоза, а слив осуществляется под действием гравитации через сливные патрубки, врезанные в нижнюю часть секции, при сливе нефтепродукта окончания трубопроводов выведены в сливной ящик, расположенный справа по ходу движения бензовоза (для стран с правосторонним движением). Благодаря развитию технологий в последнее время на некоторых нефтебазах стало возможным осуществлять налив под давлением через сливные патрубки, что, помимо прочих преимуществ, позволяет загружать бензовоз быстрее. Из уровня техники известны различные источники, относящиеся к системам и способам отслеживания доставки топлива с обеспечением возможности предотвращения смешения топлива.

В патенте KR102476948B1 (МПК: B67D7/04, B67D7/34, G06K7/10, G06Q50/30, G08B21/18, G08B3/10, опубл. 13.12.2022) раскрыт сервер, обеспечивающий предотвращение несчастных случаев при смешивании жидкого продукта, который используется для предотвращения некорректного налива из топливо-раздаточной колонки (ТРК) в бак автомобилей конечных потребителей на АЗС. Сервер включает в себя блок 111 хранения информациио топливе, блокхранения информациио топливетранспортного средства, блок 113 извлечения информации о топливе транспортного средства, блок 114 проверки информации о типе топлива и блок 115 передачи управляющего сигнала. Считыватель меток NFC может быть размещен в заправочном пистолете. Когда служащий АЗС подносит заправочный пистолет близко к заправочному порту бензобака транспортного средства, считыватель метки NFC, размещенный на заправочном пистолете извлекает информацию о типе топлива транспортного средства. Если информация о типе топлива совпадает с информацией о типе топлива, подаваемого из заправочного пистолета, то обеспечивается возможность выпуска топлива через заправочный пистолет в бензобак транспортного средства. При получении сервером сигнала о том, что типы топлива совпадают, осуществляется подача акустического сообщения, указывающего на правильный вид топлива. Служащий АЗС может нажать на курок заправочного пистолета для выпуска топлива из бака для хранения топлива в бензобак транспортного средства.

В патенте US11519770B1 (МПК: B67D7/04, G01F15/063, G06Q10/08, G06Q50/06, опубл. 06.12.2022) раскрывает системы и способы отслеживания поставок топлива. Бензовоз используется для доставки топлива к транспортным средствам, припаркованным в одном или нескольких местах. Пока бензовоз обслуживает транспортные средства, пользователь бензовоза использует пользовательское мобильное устройство, помогающее управлять доставкой топлива и сконфигурированное для связи с бензовозом для управления и отслеживания доставки топлива множеству транспортных средств. Например, пользовательское мобильное устройство может отслеживать количество топлива, доставленного в каждое транспортное средство, и количество топлива, оставшегося в каждой секции бензовоза. Пользовательское мобильное устройство может представлять собой смартфон, который сконфигурирован для беспроводной связи с бензовозом, в частности, с использованием Wi-Fi или Bluetooth. В частности, каждое обслуживаемое транспортное средство имеет метку, которую может прочитать мобильное устройство.

Метка передает информацию, идентифицирующую транспортное средство, а мобильное устройство связывается со счетчиком на бензовозе, чтобы отслеживать, сколько топлива доставлено в идентифицированное транспортное средство. Мобильное устройство сконфигурировано для связи с удаленным сервером через сеть, например, сотовую сеть и Интернет. Мобильное устройство также имеет часы для отслеживания времени и считывающее устройство, которое выполнено с возможностью беспроводной связи с меткой, расположенной на транспортном средстве, подлежащем заправке. Считывающее устройство и метка выполнены с возможностью связи с использованием ближней бесконтактной связи (NFC). Известная система является в значительно большей степени учётной, чем предотвращающей смешение топлива или ошибок в подключении.

Наиболее близким аналогом представляется патент US10273138B2 (МПК B67D7/04, B67D7/34, опубл. 30.04.2019) раскрыта система мониторинга сливажидкого нефтепродукта из секции бензовоза в резервуар. Оператор сканирует метку 140а резервуара для хранения с помощью зонда 170, чтобы определить жидкий продукт, хранящийся в резервуаре 160n для хранения. Метка 140а резервуара для хранения передает на зонд 170 сигнал 150 идентификации жидкого продукта, который идентифицирует жидкий продукт, хранящийся в резервуаре для хранения. Затем зонд 170 передает идентификационные данные жидкого продукта на вычислительное устройство 105. Если вычислительное устройство определяет, что секция цистерны содержит тот же жидкий продукт, что и резервуар для хранения, оно дает операторукомандувыдать жидкий продукт, хранящийся в секциицистерны бензовоза, в резервуар для хранения. Таким образом, вычислительное устройство контроля выдачи генерирует сигнал для уведомления оператора о том, что соответствующий отсек цистерны содержит жидкий продукт, который аналогичен жидкому продукту, содержащемуся в резервуаре для хранения, и может быть выдан в резервуар для хранения, когда жидкий продукт, содержащийся в резервуаре для хранения, соответствует жидкому продукту, содержащемуся в соответствующем отсеке цистерны. Метки резервуара для хранения также могут быть метками ближней бесконтактной связи (NFC) и/или метками любого другого типа, которые генерируют сигнал идентификации жидкого продукта.

Однако изобретения согласно известным патентным документам имеют ряд общих недостатков. Известные аналоги не обеспечивают возможность слива нефтепродукта с любой из двух сторон бензовоза с предотвращением смешений нефтепродуктов. Предлагаемое изобретение позволяет достичь целей изобретения при разгрузке с любой из сторон бензовоза, а также достигается возможность организовать вывод сливных патрубков на две стороны бензовоза, что обеспечивает оптимизацию движения бензовозов по территории нефтебаз и ещё больше ускоряет их загрузку, а также облегчает разгрузку на АЗС, особенно при наличии на них стеснённых территориальных условий.

Известные изобретения с близким по смыслу назначением предусматривают кодирование меток типом нефтепродукта, содержащегося в резервуаре. Следовательно, при использовании этих изобретений для АЗС, где имеются два или более резервуаров с одним и тем же видом нефтепродукта, невозможно гарантировать в какой именно из них будет разгружен нефтепродукт. Это может привести к следующим негативным последствиям: 1. Если резервуар, в который ошибочно начнётся разгрузка, почти полон, при разгрузке в него нефтепродукта он будет переполнен, а секция бензовоза не опорожнится. При разъединении сливного шланга произойдёт розлив продукта, что приведёт к загрязнению окружающей среды, необходимости сбора разлитого нефтепродукта и его утилизации. 2. Объёмы резервуаров на АЗС обычно в несколько раз больше, чем объёмы секций бензовозов. При ошибочной разгрузке нефтепродукта в резервуар, который достаточно полон, но ещё может вместить в себя объём всей сливаемой секции, изначально предназначенный для выгрузки резервуар с тем же видом нефтепродукта, в ходе продаж, через короткое время может полностью опорожниться, что приведёт к негативным последствиям для АЗС. Таким образом, известные изобретения не обеспечивают возможность целевой разгрузки (слива) в нужный резервуар с предотвращением нежелательных эффектов при наличии на АЗС нескольких резервуаров с одним и тем же видом нефтепродукта. Предлагаемое изобретение позволяет производить разгрузку (слив) именно в тот резервуар, который запланирован, при этом достичь целей изобретения без нежелательных последствий.

Известные аналоги созданы для схемы реализации нефтепродуктов, в которой владельцы АЗС осуществляют только реализацию нефтепродуктов конечным потребителям – автомобилистам, при этом владельцы АЗС производят оптовую закупку нефтепродуктов у других компаний. Доставка нефтепродуктов от нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов) на АЗС может осуществляться как продавцом продукта, так и третьими лицами. В этом случае информационные системы (в т.ч. АСУ ТП) АЗС и нефтебаз не интегрированы друг с другом. Планирование отгрузок осуществляется логистами по заявкам, создаваемым вручную представителями АЗС на основепоказаний измерителей остатков нефтепродуктов в резервуарах АЗС. Представляемое изобретение может быть использовано не только на АЗС, закупающих нефтепродукты для реализации конечным потребителям, но и на иную схему, в которой реализацию нефтепродуктов осуществляют вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые осуществляют полный цикл деятельности от добычи нефти до реализации нефтепродуктов конечным потребителям. В этом случае АЗС и нефтебазы принадлежат или одной компании или одной группе компаний (юридических лиц). В таких компаниях обычно нет препятствий для интеграции информационных систем, включающих в себя данные АСУ ТП, в т.ч. показания КИП, отображающих фактические остатки нефтепродуктов в различных резервуарах. Предлагаемое изобретение может задействовать в своей работе систему планирования, использующей непрерывный доступ к измерительным приборам, определяющим фактические остатки нефтепродуктов в резервуарах. Предлагаемое изобретение адаптировано под работу ВИНК и использование их централизованной инфраструктуры.

Предлагаемое изобретение позволяет предотвращать розлив нефтепродуктов в случае, если объём сливаемого нефтепродукта превышает свободное место в резервуаре. Планирование доставок нефтепродуктов на АЗС производится в том числе с учётом прогноза его реализации конечным потребителям, а также прогнозного времени загрузки и прибытия бензовоза на АЗС. Однако, иногда прогноз может не выполняться. В этом случае, в резервуаре может не оказаться достаточного свободного объёма, чтобы вместить весь нефтепродукт из запланированной к сливу секции бензовоза. Если начать разгрузку резервуар будет переполнен, а секция бензовоза не опорожнится. При разъединении сливного шланга произойдёт розлив продукта, что приведёт к загрязнению окружающей среды, необходимости сбора разлитого нефтепродукта и его утилизации.

Отличие от известных изобретений: все обнаруженные изобретения не обеспечивают проверки достаточности имеющегося свободного объёма в резервуаре перед началом слива. Представляемое изобретение обеспечивает проверку достаточности свободного объёма в резервуаре и предотвращает возможный розлив нефтепродукта при достижении целей изобретения.

Предлагаемое изобретение позволяет производить дополнительный контроль правильности разгрузки методом сравнения после слива в резервуар сложенных объёмов входящих остатков и привезённого нефтепродукта с результатом измерения после слива. Все обнаруженные изобретения имеют два уровня предотвращения возможного попадания смешанного в резервуаре нефтепродукта в автомобили потребителей. Уровень 1 - проверка правильности подключения сливного шланга к секции бензовоза и к резервуару АЗС и выдача рекомендации водителю начинать слив или нет. Уровень 2 – блокировка запорной арматуры на бензовозе, не позволяющая начать разгрузку (слив) при неправильном соединении сливного шланга. Система блокировки сливной арматуры бензовоза – взрывозащищённый комплекс сложных электронно-механических устройств. В силу сложности, помимо высокой стоимости, существует повышенная вероятность выхода их из строя (особенно при очень низких температурах), что, при наступлении в неудачный момент, может привести к выходу комплекса из строя на АЗС (заклинивание, замерзание влаги в пневматических устройствах, отказ электроники и проч.). Таким образом бензовоз может не разгрузиться, что с высокой вероятностью приведёт к опорожнению резервуара в процессе продаж нефтепродукта, с последующим перерывом работы АЗС. Помимо этого, в соответствии с ГОСТ 60079-17-2013, требуются ежедневные и ежегодные проверки взрывозащищённого оборудования, что влечёт дополнительные потери производственного времени бензовоза и увеличивает сложность и стоимость обслуживания. Учитывая количество бензовозов, из имеющейся практики, расходы на монтаж и содержание систем блокировки существенно выше потерь из-за образования в резервуаре некондиционного продукта, произошедшего из-за ошибки при разгрузке.

Отличие от других изобретений: все обнаруженные изобретения обеспечивают проверку правильности соединения сливного шланга и, некоторые, блокировку сливной арматуры бензовоза. В представляемом изобретении помимо проверки правильности подключения сливного шланга предусмотрен второй уровень предотвращения попадания некондиционного нефтепродукта в автомобили конечных потребителей через блокировку отпуска из резервуара, в случае произошедшего смешения, простым отключением насосов подачи нефтепродукта на топливораздаточную колонкуштатными средствами автоматики. Факт смешения различных нефтепродуктов определяется в результате сравнения системой планирования остатков в резервуаре после разгрузки с суммой объёмов запланированной к сливу секции (объёмы секций бензовозов практически всегда разные) и остатков в резервуаре перед сливом.

Предлагаемое изобретение позволяет производить дополнительный контроль факта и полноты разгрузки нефтепродуктов методом сравнения после слива в резервуар сложенных объёмов входящих остатков и привезённого нефтепродукта с результатом измерения после разгрузки.

Некоторые обнаруженные изобретения имеют возможность определения достоверности произведения разгрузки (слива) нефтепродукта именно на АЗС методом сравнения местоположения бензовоза, определённого с помощью GNSS, с координатами АЗС, на которых производится считывание меток. Из практики известно, что достоверность работы GNSS в условиях городской застройки может быть хуже нескольких десятков метров, что может определять фактически находящийся на АЗС бензовоз вне её планируемых границ. Кроме того, в условиях террористической опасности, системы GNSS могут подавляться, что приведёт к полной неработоспособности соответствующих изобретений.

Отличие от других изобретений: некоторые обнаруженные изобретения проверяют достоверность слива именно на АЗС с помощью систем GNSS, которые могут работать нестабильно и некорректно. При этом проверятся только факт слива, но не его полнота. В представляемом изобретении производится проверка и достоверности и полноты слива с помощью измерения уровня нефтепродукта в резервуаре до и после слива. Проверка не зависит от указанных внешних факторов.

Предлагаемое изобретение позволяет производить доставку и автоматически принимать решение о необходимости слива (разгрузки) исходя из фактического наличия нефтепродуктов и реального объёма продаж в плановом порядке, а не исходя из количества и дат произведённых ранее сливов, поскольку они не обеспечивают объективной картины о фактическом наличии остатков в резервуаре.

Отличие от других изобретений: некоторые обнаруженные изобретения позволяют производить внеплановые отгрузки или отказываться от плановых разгрузок бензовозов на основании журнала отслеженных разгрузок других бензовозов, т.е. косвенных данных. Это происходит из-за того, что управляющие системы в этих изобретениях не имеют доступа к реальным остаткам нефтепродуктов в резервуарах АЗС. Представляемое изобретение позволяет обеспечить плановость поставок благодаря интеграции измерителей уровня (объёма) и температуры нефтепродукта в резервуарах АЗС.

Предлагаемое изобретение позволяет обеспечивать защиту от предотвращения возможного попадания смешанного в резервуаре нефтепродукта в автомобили потребителей при использовании бензовозов со сливными трубами, выведенными на две стороны бензовоза. Исторически (загрузка) налив нефтепродуктов в секции бензовозов осуществлялся через люки, расположенные в верхней части цистерны, а слив производился гравитационным способом через сливные трубы (магистрали), врезанные в нижнюю часть секции, окончания которых (сливные отверстия) выведены в сливной ящик, расположенный на борту справа по ходу движения (для стран с правосторонним движением). Благодаря развитию технологий, в последнее время на некоторых нефтебазах стали осуществлять налив под давлением через сливные отверстия, что, помимо прочих преимуществ, позволяет загружать бензовоз быстрее. Одним из последних достижений развития технологии является вывод сливных магистралей на две стороны бензовоза, что позволяет оптимизировать движение бензовозов по территории нефтебаз и ещё больше ускорить их загрузку, а также облегчить разгрузку на АЗС, особенно при наличии на АЗС стеснённых территориальных условий.

Отличие от других изобретений: все обнаруженные изобретения не обеспечивают возможность разгрузки (слива) с любой из двух сторон бензовоза с предотвращением смешений нефтепродуктов. Представляемое изобретение позволяет достичь целей изобретения при разгрузке с любой из сторон бензовоза.

Предлагаемое изобретение позволяет контролировать в какой именно резервуар сливать нефтепродукт, если на АЗС имеется более одного резервуара с одним и тем же видом нефтепродукта.

Предлагаемое изобретение позволяет осуществлять контроль того, в какой именно резервуар сливать нефтепродукт, если на АЗС имеется более одного резервуара с одним и тем же видом нефтепродукта.

РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Согласно одному аспекту предлагаемого изобретения предложен способ для предотвращения смешения нефтепродуктов, включающий в себя следующие этапы:

- получение водителем бензовоза задания на рейс от системы планирования рейсов бензовозов с учетом данных, содержащих по меньшей мере данные о текущих остатках нефтепродуктов в резервуарах АЗС и количества доступных для работы бензовозов и объёмы их секций;

причем полученное задание включает в себя: указание нефтебазы, на которой должна быть произведена загрузка; перечень видов и соответствующие объёмы нефтепродуктов, которые должны быть загружены; указание в какие секции должны быть загружены соответствующие нефтепродукты; указание на какие АЗС и в каком порядке должны быть доставлены нефтепродукты; указание в какие резервуары соответствующих АЗС должны быть разгружены соответствующие секции бензовоза;

- погрузка водителем нефтепродуктов в бензовоз в соответствии с заданием на рейс;

- прибытие водителя на АЗС в соответствии с заданием на рейс;

- проверка водителем соответствия секции бензовоза, содержащей нефтепродукт, резервуару с использованием мобильного терминала, выполненного с возможностью получения данных от системы планирования рейсов,

при этом в задании на рейс содержатся допустимые пары уникальных номеров меток, а мобильный терминал производит сравнение считанных уникальных номеров меток с теми, которые содержатся в задании на рейс;

- при совпадении считанных меток с теми, которые заложены в задании на рейс ожидание разрешения начала слива, включающее измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре уровнемером, вычисление расчётного уровня в резервуаре после слива, исходя из объёма уже имеющегося нефтепродукта и объёма запланированной к сливу секции; сравнение расчётного уровня с общим объёмом резервуара и, в случае, если не прогнозируется переполнение резервуара при сливе, получение разрешения начать разгрузку путем открытия запорной арматуры на бензовозе и обеспечение соответствующего слива нефтепродукта в соответствующий резервуар;

- верификация корректности слива нефтепродукта путем измерения уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре и его сравнение с расчётным.

Согласно одному аспекту предлагаемого изобретения предложена система для предотвращения смешения нефтепродуктов, содержащая:

- по меньшей мере один бензовоз, выполненный с возможностью осуществления рейсов на АЗС; причем секции бензовоза и резервуары АЗС выполнены с возможностью оснащения метками NFC с уникальными номерами;

- систему планирования рейсов бензовозов, содержащую перечень соответствий номеров меток секций бензовозов уникальным номерам меток резервуаров АЗС;

мобильный терминал, выполненный с возможностью получения данных от системы планирования рейсов;

при этом система выполнена с возможностью:

- проверки водителем бензовоза соответствия секции бензовоза, содержащей нефтепродукт, резервуару с использованием мобильного терминала, выполненного с возможностью получения данных от системы планирования рейсов,

при этом в задании на рейс содержатся допустимые пары уникальных номеров меток, а мобильный терминал производит сравнение считанных уникальных номеров меток с теми, которые содержатся в задании на рейс;

- при совпадении считанных меток с теми, которые заложены в задании на рейс обеспечения разрешения начала слива, включающее измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре уровнемером, вычисление расчётного уровня в резервуаре после слива, исходя из объёма уже имеющегося нефтепродукта и объёма запланированной к сливу секции; сравнение расчётного уровня с общим объёмом резервуара и, в случае, если не прогнозируется переполнение резервуара при сливе, получение разрешения начать разгрузку путем открытия запорной арматуры на бензовозе и обеспечение соответствующего слива нефтепродукта в соответствующий резервуар;

- верификации корректности слива нефтепродукта путем измерения уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре и его сравнение с расчётным.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является универсальность предлагаемого решения, позволяющая использовать его на АЗС разного вида; возможность использования в рамках сети, состоящей из нескольких тысяч АЗС; возможность использования при сливе в два рукава и более; исключение трудозатратных операций; обеспечение безопасности при сливе нефтепродуктов; простота решения за счет исключения использования блокировки; предотвращение смешения нефтепродуктов.

В контексте настоящего описания, если конкретно не указано иное, слова «первый», «второй», «третий» и т.д. используются в виде прилагательных исключительно для того, чтобы отличать существительные, к которым они относятся, друг от друга, а не для целей описания какой-либо конкретной передачи данных между этими существительными. Так, например, следует иметь в виду, что использование терминов «первая секция бензовоза» и «третья секция бензовоза» не подразумевает какого-либо порядка, отнесения к определенному типу, хронологии, иерархии или ранжирования (например) серверов/между серверами, равно как и их использование (само по себе) не предполагает, что некая «вторая секция» обязательно должна существовать в той или иной ситуации. В дальнейшем, как указано здесь в других контекстах, упоминание «первого» элемента и «второго» элемента не исключает возможности того, что это один и тот же фактический реальный элемент. Так, например, в некоторых случаях, «первый» сервер и «второй» сервер могут являться одним и тем же программным и/или аппаратным обеспечением, а в других случаях они могут являться разным программным и/или аппаратным обеспечением.

В контексте настоящего описания, если конкретно не указано иное, термин «база данных» подразумевает под собой любой структурированный набор данных, не зависящий от конкретной структуры, программного обеспечения по управлению базой данных, аппаратного обеспечения компьютера, на котором данные хранятся, используются или иным образом оказываются доступны для использования. База данных может находиться на том же оборудовании, выполняющем процесс, который сохраняет или использует информацию, хранящуюся в базе данных, или же она может находиться на отдельном оборудовании, например, выделенном сервере или множестве серверов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Краткое описание иллюстраций предлагаемого изобретения.

На фиг.1 изображена система с взаимодействующими объектами инфраструктуры.

На фиг. 2 изображен бензовоз с правой стороны.

На фиг. 3 изображен бензовоз с правой и с левой стороны для демонстрации того, как зеркально меняется пространственное расположение номеров секций при нахождении водителя с той или иной стороны.

На фиг. 4 изображен сливной ящик согласно одному из вариантов осуществления изобретения.

На фиг. 5 изображено устройство АЗС и принципы учёта компонентов её инфраструктуры в системе планирования согласно одному из вариантов осуществления изобретения.

На фиг. 6 изображен интерфейс мобильного терминала согласно одному из вариантов осуществления изобретения.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Секции бензовозов и резервуары АЗС оснащаются метками, уникальные номера которых содержатся в базе данных. При планировании рейсов доставки нефтепродуктов на АЗС автоматически формируется перечень соответствий уникальных номеров меток секций бензовозов и резервуаров АЗС (пар меток), которые должны быть обеспечены при соединении секций бензовозов и резервуаров АЗС сливными шлангами. Водитель при выполнении соединений считывает метки на соединённых секциях бензовоза и резервуарах АЗС терминалом, в который при формировании рейса был загружен требуемый перечень соответствий меток. При считывании терминал определяет обеспечено ли требуемое соответствие, проверяет достаточно ли свободного места для приёма разгружаемой секции, и выдаёт сигнал разрешения разгрузки нефтепродукта или сигнал запрета. После слива производится дополнительная проверка корректности слива и полноты доставленного нефтепродукта путём сравнения расчётного и фактического объёма нефтепродукта в резервуаре.

Поскольку метка является герметичным ударопрочным пассивным устройством без движущихся частей, с минимальным количеством электронных компонентов, без органов настройки и управления, без необходимости подведения стационарного питания, она не требует обслуживания. Кроме того, она не требует обязательного первоначального программирования. Таким образом, одним из основных преимуществ представляемого изобретения является техническая простота, обеспечивающая высокую надёжность и простоту обслуживания. Согласно настоящему варианту осуществления изобретения метка является меткой NFC.

Описание настоящего изобретения приведено с ссылками на чертежи. Согласно неограничивающему варианту осуществления предлагаемого изобретения доставка светлых нефтепродуктов к точкам реализации конечным потребителям, т.е. на АЗС 1 осуществляется бензовозами 2 от базисов хранения, т.е. нефтебаз 3 (см. Фиг.1). Согласно неограничивающему варианту осуществления изобретения цистерны 4 (см. Фиг.2) бензовозов 2 разделены на несколько изолированных друг от друга секций: первая секция 5, вторая секция 6, третья секция 7, четвертая секция 8, пятая секция 9. Каждая секция 5-9 снабжена собственным трубопроводом (в настоящем описании сущность термина «трубопровод» может быть также представлена термином «магистраль»), соответственно: первый трубопровод 10, второй трубопровод 11, третий трубопровод 12, четвертый трубопровод 13, пятый трубопровод 14, присоединённый к секциям 5-9 в их нижних частях (Фиг. 2). Трубопроводы 10-14 подведены к сливному ящику 15, через сливные отверстия 16-20 ящика 15 осуществляется слив содержимого при разгрузке и, в некоторых случаях, налив при загрузке. В рамках рассматриваемого варианта осуществления изобретения сливной ящик 15 является правым сливным ящиком по ходу бензовоза.

Как будет рассмотрено далее, возможно наличие в бензовозе двух сливных ящиков, один из которых расположен справа, а другой слева.

В других вариантах осуществления изобретения каждая секция 5-9 имеет собственный трубопровод 10-14, разветвляющийся на две части, первая из которых подведена к сливному ящику 15 справа бензовоза, а вторая – подведена к сливному ящику 28 слева бензовоза (см. Фиг.3).

Сливные отверстия 16-20, также как сливные отверстия 29-33 блокируются запорной арматурой (на чертежах не изображена), принцип действия и расположение которой для целей настоящего описания не имеют значения. Около каждого сливного отверстия 16-20, 29-33 установлен индикатор загруженного нефтепродукта, выполненный в форме барабана с прозрачным окошком, в котором буквенно-цифровом виде отображается выбранный вид нефтепродукта. Выбор вида загруженного нефтепродукта осуществляется вручную вращением ручки регулятора («барашка») выбора нефтепродукта. Аналогичное применимо к трубопроводам.

При загрузке на нефтебазе 3 в разные секции 5-9 наливаются различные виды нефтепродуктов. Специалисту в данной области очевидно, что секции бензовоза могут иметь различающиеся объёмы, и необходимо подчеркнуть, что очень часто это именно различающиеся объемы. После загрузки и прибытия бензовоза 2 на АЗС 1 водитель должен соединить сливными шлангами 21 сливные отверстия 16-20 с заливными муфтами 22-26 разгрузочного узла 27 АЗС таким образом, чтобы нефтепродукты, находящиеся в секции 5-9 бензовоза 2, совпадал с нефтепродуктами, содержащимся в присоединённых резервуарах (см. Фиг.5) АЗС. От разгрузочного узла отходят разгрузочные трубопроводы 36-40 к резервуарам 41-45. Соответственно, первый разгрузочный трубопровод 36 соединен с первым резервуаром 41; второй разгрузочный трубопровод 37 соединен со вторым резервуаром 42; третий разгрузочный трубопровод 38 соединен с третьим резервуаром 43; четвертый разгрузочный трубопровод 39 соединен с четвертым резервуаром 44; пятый разгрузочный трубопровод 40 соединен с пятым резервуаром 45.

В уровне техники для проверки корректности соединения на стороне бензовоза водитель может пользоваться как показаниями индикатора нефтепродукта около сливного трубопровода 10-14, так и накладной. Для проверки корректности соединения на стороне резервуара 36-40 АЗС 1 водитель обычно пользуется имеющимися рядом с резервуаром 36-40 бирками с номером резервуара и/или бирками с написанными на них видами нефтепродуктов. Поскольку число одинаковых внешне сливных отверстий 16-20, 29-33 в бензовозе может достигать шести и более, а количество резервуаров на АЗС может превышать восемь, водители иногда ошибаются при соединении секций бензовозов и резервуаров сливными шлангами. В таком случае при разгрузке происходит смешение разных марок нефтепродуктов в резервуаре АЗС. Кроме того, в результате некорректного соединения может произойти переполнение резервуара с проливом остатков нефтепродуктов. Помимо усталости, потери концентрации, одной из распространённых причин ошибок является изменение стороны, которой бензовоз подъезжает к сливному узлу, на некоторых АЗС, при котором пространственное расположение номеров секций для водителя меняется зеркально (Фиг. 3), а расположение резервуаров АЗС остаётся прежним.

Как уже было упомянуто выше по тексту описания предлагаемое изобретение разработано, в первую очередь, для применения вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), в которых нефтепродукты, хранилища нефтепродуктов (нефтебазы), бензовозы и АЗС принадлежат одной компании (группе компаний). Оно предусматривает возможность использования и арендуемых для перевозки нефтепродуктов бензовозов третьих компаний. Предлагаемое изобретение предназначено для предотвращения нежелательных смешений светлых нефтепродуктов, попадания некондиционного нефтепродукта в автомобили потребителей, розливов на АЗС, а также контроля объёма/полноты разгрузки их доставке на автозаправочные станции.

Доставка нефтепродуктов от нефтебаз до АЗС осуществляется бензовозами 2. Цистерны 4 бензовозов 2 могут быть разделены на несколько независимых изолированных друг от друга секций 5-9 (Фиг.2). Число секций бензовоза не ограничивается и может быть более пяти. У каждой секции имеются сливные отверстия 16-20, 29-33 с фланцем для подключения сливного шланга 21. Сливные отверстия 16-20 могут располагаться только в сливном ящике 15 справа или в сливных ящиках и справа и слева по ходу движения бензовоза 2. Соответственно, сливной ящик слева обозначен позицией 28, а сливные отверстия, например, первой секции 5, обозначены позицией 16 для сливного ящика 15 справа, и позицией 29 для сливного ящика 29 слева; сливные отверстия второй секции 6, обозначены позицией 17 для сливного ящика 15 справа, и позицией 30 для сливного ящика 29 слева; сливные отверстия третьей секции 7, обозначены позицией 18 для сливного ящика 15 справа, и позицией 31 для сливного ящика 29 слева; сливныеотверстия четвертой секции 8, обозначены позицией 19 для сливного ящика 15 справа, и позицией 32 для сливного ящика 29 слева; сливные отверстия пятой секции 9, обозначены позицией 20 для сливного ящика15 справа, ипозицией33 для сливного ящика29 слева. У каждого сливного отверстия смонтирована небольшая метка 34. Каждая метка 34 содержит в своей памяти присвоенный на производстве уникальный номер, который может быть считан мобильным терминалом 35. Соответственно, для каждого сливного отверстия каждой секции зафиксирован уникальный номер. Поскольку, некоторые метки имеют возможность записи информации, при необходимости, в рамках какого-либо варианта реализации изобретения, номер может быть дополнен дополнительными данными. В различных вариантах осуществления изобретения метки могут быть выполнены по любой технологии обмена данными, но обязательным условием является малый радиус их считывания (предпочтительно, 5 см) и возможность считывания мобильным терминалом 35. Физический процесс считывания определяется типом выбранной в конкретном варианте осуществления изобретения метки и не является предметом настоящего изобретения, поэтому не приводится в настоящем описании.

Согласно неограничивающему варианту осуществления изобретения АЗС 1 имеют в каждом резервуаре 41-45 измеритель уровня и температуры нефтепродукта (Фиг. 4), измеренные которым данные периодически передаются по сетям связи в Систему планирования 46. У приёмной муфты каждого резервуара смонтирована небольшая метка 34, описание которой приведено выше. Соответственно, для каждого резервуара 41-45 АЗС зафиксирован уникальный номер.

Каждый бензовоз 2 имеет в комплекте мобильный терминал 35, который согласно неограничивающему варианту осуществления представляет собой беспроводное взрывозащищённое вычислительное устройство. Терминал обязательно должен иметь в своём составе дисплей, устройство для считывания меток, устройство памяти, процессорное (вычислительное) устройство, батареи питания, специализированное программное обеспечение (компьютерные программы), а также иметь возможность устанавливать соединения с беспроводными сетями связи. Примером терминала может быть смартфон или КПК. Взрывозащищённое исполнение терминала необходимо в связи с тем, что работы с ним осуществляются в зонах нефтебаз и АЗС, классифицируемых как взрывоопасные зоны категории 0, 1 и 2.

Система планирования - это комплекс, состоящий из компьютерных программ и набора компьютерных средств и средств связи, обеспечивающих функционирование этих программ. Конфигурация системы планирования определяется в рамках каждого конкретного варианта осуществления изобретения и для настоящего описания не имеет значения. Система планирования имеет доступ к базе данных, в которой содержится информация об уникальных номерах всех меток и местах их расположения (объектам, которым они зафиксированы), объёмах всех резервуаров и секций бензовозов, а также непрерывно получает информацию о текущих уровнях нефтепродуктов во всех резервуарах всех АЗС и нефтебаз.

Все описанные устройства, которым это необходимо, обмениваются данными по сетям связи. Это могут быть одна или несколько сетей связи в зависимости от выбранного при реализации изобретения решения и инфраструктуры реализующей компании. Используемые сети могут быть как локальные, так и глобальные, как проводные, так и беспроводные, использующие различные сетевые технологии, стандарты и протоколы. Перечисленные варианты использования сетей связи не являются определяющими сущность изобретения. Логика обмена данными описывается в различных пунктах настоящего документа.

Этап 1. Получение водителем задания на рейс.

По прибытии водителя на работу он вводит личные логин и пароль и авторизуется в программном обеспечении, установленном на мобильномтерминале35. После авторизации и ввода государственного регистрационного знака бензовоза 2, на котором он планирует работать, у водителя становится доступным его задание на рейс, загружаемое автоматической системой 46 планирования в мобильный терминал 35 посредством в т.ч. беспроводных сетей связи (Фиг. 1 и Фиг. 6). Система 46 планирования рейсов планирует рейсы всех водителей на смену исходя из следующей автоматически получаемой информации:

1) текущие остатки нефтепродуктов в резервуарах всех АЗС, на которые возможен выезд данного бензовоза;

2) прогноз реализации продуктов по всем АЗС с учётом их месторасположения, дня недели, времени года и суток, ранее выполненных продаж в аналогичные временные промежутки и иных факторов;

3) допустимых минимальных остатков в резервуарах;

5) количество нефтепродуктов на нефтебазах компании;

6) количество доступных для работы бензовозов и объёмы их секций; 7) прогнозного времени загрузки и доставки нефтепродуктов;

8) других параметров.

Полученное задание включает в себя:

1) указание нефтебазы, на которой должна быть произведена загрузка;

2) перечень видов и соответствующие объёмы нефтепродуктов, которые должны быть загружены;

3) указание в какие секции должны быть загружены соответствующие нефтепродукты;

4) указание на какие АЗС и в каком порядке должны быть доставлены нефтепродукты;

5) указание в какие резервуары соответствующих АЗС должны быть разгружены

соответствующие секции бензовоза.

В задании указываются именно номера резервуаров, а не типы нефтепродуктов, поскольку на АЗС может быть несколько резервуаров с одним и тем же видом нефтепродукта с разным текущим уровнем заполнения. Во избежание переполнения резервуара и розлива нефтепродукта при разгрузке, разгрузка должна происходить именно в тот резервуар, куда запланировала система.

Этап 2. Погрузка водителем нефтепродуктов в бензовоз.

После получения задания водитель прибывает на указанную в нём нефтебазу и начинает погрузку в соответствии с изложенным в задании планом. В систему планирования поступает информация об объёме и массе нефтепродукта, загруженного в каждую секцию бензовоза.

Этап 3. Прибытие водителя на АЗС.

По окончании загрузки водитель начинает перемещение в указанную в задании первую точку для разгрузки. Для целей настоящего описания предположим, что первая назначенная точка для разгрузки это АЗС 1 (Фиг. 1). В зависимости от компоновочных особенностей и разрешённой схемы движения на АЗС 1 бензовоз 2 подъезжает к разгрузочному узлу АЗС левой или правой стороной.

Этап 4. Проверка соответствия секции бензовоза, содержащей нефтепродукт, резервуару.

Затем, водитель бензовоза 2 обращается к мобильному терминалу 35 и начинает действовать в соответствии с отображаемым на экране заданием на разгрузку. Для целей настоящего описания предположим, что водитель подъехал к разгрузочному узлу АЗС 1 правой стороной, а полученное задание на слив выглядит так (Фиг. 6):

1. Секция 5 слить в Резервуар 41 (ДТ, дизельное топливо)

2. Секция 6 слить в Резервуар 42 (ДТ, дизельное топливо) 3. Секция 7 слить в Резервуар 43 (АИ-95, бензин)

4. Секция 8 слить в Резервуар 44 (АИ-92, бензин)

Водитель соединяет первым сливным шлангом 21 сливное отверстие 16 первой указанной в задании секции 5 с указанным в задании резервуаром 41. При этом водитель видит только обозначения на бирках секции 5 и резервуара 41 - «ДТ» и пользуется ими.

Далее, он подносит мобильный терминал 35 к меткам 34, установленным рядом с каждым концом сливного шланга 21 (одна метка должна быть возле сливного отверстия сливного ящика, а вторая метка должна быть на заливной муфте разгрузочного узла), для их считывания. В предпочтительном варианте осуществления изобретения дальность считывания составляет не более 5 см, что гарантирует невозможность случайного считывания расположенных неподалёку меток, смонтированных у соседних сливных отверстий или резервуаров, поскольку минимальное расстояние до них составляет не менее 20 см. Порядок считывания меток значения не имеет.

В составе задания на рейс, полученного мобильным терминалом 35 (как это описано выше) содержатся допустимые пары уникальных номеров меток, считываемых рядом с каждым концом сливного шланга 21. При этом учтены метки, установленные с обеих сторон бензовоза 2, соответственно, допускается возможность разгрузки как с правой, таки с левой стороны бензовоза 2 (т.е. с использованием сливного ящика 15 справа или сливного ящика 28 слева) без каких-либо дополнительных действий. Мобильный терминал 35 производит сравнение считанных уникальных номеров меток с теми, которые содержатся в задании на рейс. Если уникальные номера меток не совпадают, на экране мобильного терминала 35 появляется сообщение о необходимости проверить правильность соединения, при необходимости его скорректировать и повторно произвести считывание меток (Фиг. 6). Процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто совпадение уникальных номеров меток с уникальными номерами меток, заложенными в задании на рейс. В случае, если достигнуть совпадения не удаётся после нескольких попыток, водитель действует в соответствии с регламентами компании. Примером предпринимаемых действий может быть вызов оператора АЗС для совместной проверки правильности подключения, или отмена слива.

Этап 5. Слив первого нефтепродукта в резервуар.

При совпадении считанных меток с теми, которые заложены в задании на рейс, на экране мобильного терминала появляется уведомление о корректном считывании и указание ожидать разрешения начала слива. Мобильный терминал данных посылает в систему планирования информацию о готовности к сливу. Система планирования блокирует отпуск нефтепродуктов конечным потребителям через топливораздаточные колонки 47 в резервуаре.

Согласно неограничивающему варианту осуществления изобретения приблизительно через пять минут, после успокоения зеркала нефтепродукта, происходит измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре уровнемером 48 (Фиг. 5), после чего система планирования вычисляет расчётный уровень в резервуаре после слива, исходя из объёма уже имеющегося нефтепродукта и объёма запланированной к сливу секции. Далее производится сравнение расчётного уровня с общим объёмом резервуара и, в случае, если не прогнозируется переполнение резервуара при сливе, посылает в мобильный терминал 35 разрешение начать разгрузку. Разрешение отображается на экране мобильного терминала 35 и сопровождается звуковым сигналом (Фиг. 6). Водитель открывает запорную арматуру на бензовозе 2 и начинает разгрузку (слив) нефтепродукта в соответствующий резервуар.

Этап 6. Слив второго нефтепродукта в резервуар.

Далее, в соответствии с планом, отображаемым в мобильном терминале (Фиг. 6), водитель, не дожидаясь окончания начатого слива нефтепродукта из секции 5, соединяет вторым сливным шлангом 49 второе сливное отверстие 17 со вторым резервуаром 42. Затем выполняет этапы 4-5 в настоящего описания.

Этап 7. Верификация корректности слива нефтепродукта.

По окончании разгрузки (слива) каждой секции системой планирования производится измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре и его сравнение с расчётным. На основе полученных данных система планирования верифицирует корректность слива, т.е. делает окончательный вывод о корректности слива, его полноте, и возможности отгрузки нефтепродукта из резервуара потребителям. В случае подозрения на ошибочность слива отпуск этого нефтепродукта потребителям может быть заблокирован во избежание возможной поломки автомобилей. В некоторых вариантах осуществления изобретения контроль изменения объёма в резервуарах может производиться сразу после начала разгрузки. В случае фиксации увеличения уровня нефтепродукта не в том резервуаре, где он должен увеличиваться в процессе правильного слива, отпуск этого нефтепродукта потребителям также может быть заблокирован во избежание возможной поломки автомобилей, а водитель проинформирован о произошедшем.

Водитель выполняет этапы 4-6 настоящего описания с помощью всего имеющегося у него количества сливных шлангов (на чертежах показаны только сливные шланги 21 и 48, но специалисту в данной области очевидно, что возможно использование и большего количества шлангов) до тех пор, пока не выполнится слив всех нефтепродуктов, предназначенных сменным заданием для этой АЗС.

В зависимости от внутренних регламентов компании водитель может ожидать окончания разгрузки каждой секции перед началом разгрузки следующей. В этом случае этап 6 не выполняется.

Этап 8. При необходимости внесение замечаний в систему планирования

В случае, если присутствуют негативные факторы, которые могут влиять на технологический процесс доставки нефтепродуктов на АЗС, оператор имеет возможность отразить их в системе планирования с использованием мобильного терминала 35, например, сделать информационную пометку, чтобы она в последующем была передана в соответствующие службы для учёта и/ или устранения.

После окончания разгрузки всех запланированных секций водитель перемещается на следующую АЗС, указанную в следующем задании. Этапы действий на следующей АСЗ являются такими же, однако следует понимать, что на следующей АЗС разгрузка может быть из другого ящика. С учетом описанных особенностей предлагаемого способа и системы специалисту в данной области понятно, как осуществляется разгрузка с другой стороны бензовоза. Более того, с учетом описанных особенностей предлагаемого способа и системы возможно осуществлять разгрузку бензовоза на две стороны одновременно, т.е. в два рукава.

Модификации и улучшения вышеописанных вариантов осуществления настоящего технического решения понятны специалистам в данной области техники. Приведенное описание представлено только в качестве примера и не несет никаких ограничений. Таким образом, объем настоящего изобретения ограничен только объемом прилагаемой формулы изобретения.

Номера позиций:

1 – АЗС

2 – бензовоз

3 – нефтебаза

4 – цистерна

5 – первая секция бензовоза

6 – вторая секция бензовоза

7 – третья секция бензовоза

8 - четвертая секция бензовоза

9 – пятая секция бензовоза

10 – первый трубопровод

11- второй трубопровод

12 – третий трубопровод

13 – четвертый трубопровод

14 – пятый трубопровод

15 – сливной ящик справа

16 – первое сливное отверстие

17 – второе сливное отверстие

18 – третье сливное отверстие

19 – четвертое сливное отверстие

20 – пятое сливное отверстие

21 – сливной шланг

22 – первая заливная муфта разгрузочного узла

23 – вторая заливная муфта

24 – третья заливная муфта

25 – четвертая заливная муфта

26 – пятая заливная муфта

27 – разгрузочный узел

28 – сливной ящик слева

29 – первое сливное отверстие сливного ящика слева

30 – второе сливное отверстие сливного ящика слева

31 – третье сливное отверстие сливного ящика слева

32 – четвертое сливное отверстие сливного ящика слева

33 – пятое сливное отверстие сливного ящика слева

34 – метка

35 – мобильный терминал

36 – первый разгрузочный трубопровод

37 – второй разгрузочный трубопровод

38 – третий разгрузочный трубопровод

39 – четвертый разгрузочный трубопровод

40 – пятый разгрузочный трубопровод

41 – первый резервуар

42 – второй резервуар

43 – третий резервуар

44 – четвертый резервуар

45 – пятый резервуар

46 – система планирования

47 – колонки

48 – уровнемер

49 - второй сливной шланг

Похожие патенты RU2836001C1

название год авторы номер документа
Заправочный комплекс для обслуживания и работы автозаправочных станций (АЗС) с вертикальной фиксацией резервуарных блоков, указанная АЗС, сменный резервуарный блок для неё 2019
  • Краснов Николай Титович
RU2725350C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КЛИЕНТА НА АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ И АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ 2012
  • Камышев Михаил Анатольевич
  • Марченко Владислав Анатольевич
  • Глазырин Сергей Александрович
  • Алексеев Иван Михайлович
RU2515003C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Свирский Владимир Владимирович
  • Гулыга Владимир Владимирович
RU2279360C2
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОМБИРОВКИ 2019
  • Коновалов Константин Сергеевич
  • Харитонов Александр Леонидович
  • Матишов Дмитрий Николаевич
  • Непомнящий Евгений Игоревич
RU2739268C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ "ПОЛЕ" 2005
  • Ибрагимов Наиль Габдулбариевич
  • Щелков Федор Лазаревич
  • Минегулов Рустам Алгович
  • Шайхутдинов Камиль Гарифович
RU2287442C1
СПОСОБ КОМПОНОВКИ И МОНТАЖА ВИНТОВЫМ ЗАГЛУБЛЕНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫХ БЛОКОВ МОНОБЛОЧНОЙ/МУЛЬТИБЛОЧНОЙ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ 2015
  • Краснов Николай Титович
RU2604763C1
Система электронной пломбировки (варианты) 2020
  • Коновалов Константин Сергеевич
  • Харитонов Александр Леонидович
  • Матишов Дмитрий Николаевич
  • Непомнящий Евгений Игоревич
RU2736317C1
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК 1999
  • Матюшев А.В.
  • Сыроедов Н.Е.
  • Красовский В.С.
  • Бабенко А.С.
RU2158208C1
МОБИЛЬНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС 2014
  • Дроботя Юрий Иванович
  • Ивойлов Сергей Леонидович
  • Зверев Игорь Сергеевич
  • Денисюк Алексей Валерьевич
  • Хистяев Валерий Владимирович
RU2577431C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА И СВЕДЕНИЯ ТОВАРНОГО БАЛАНСА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА НЕФТЕБАЗАХ И АЗС 2007
  • Годнев Александр Геннадьевич
  • Вдовыченко Лариса Ильинична
  • Несговоров Алексей Михайлович
RU2344379C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 001 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СМЕШЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Настоящее изобретение относится к системам и способам отслеживания доставки топлива. Техническим результатом является универсальность предлагаемого решения, позволяющая использовать его на АЗС разного вида; возможность использования в рамках сети, состоящей из нескольких тысяч АЗС; возможность использования при сливе в два рукава и более; обеспечение безопасности при сливе нефтепродуктов; простота решения за счет исключения использования блокировки; предотвращение смешения нефтепродуктов. В частности, заявлена система для предотвращения смешения нефтепродуктов, содержащая: по меньшей мере один бензовоз, выполненный с возможностью осуществления рейсов на АЗС, секции которого и резервуары АЗС оснащены метками с уникальными номерами, с радиусом считывания не более 5 см; систему планирования рейсов бензовозов, содержащую перечень соответствий уникальных номеров меток секций бензовозов и резервуаров АЗС; мобильный терминал, выполненный с возможностью получения данных от системы планирования рейсов. При этом система выполнена с возможностью: проверки водителем бензовоза соответствия секции бензовоза, содержащей нефтепродукт, резервуару АЗС с использованием мобильного терминала, выполненного с возможностью получения данных от системы планирования рейсов. Указанная проверка включает считывание уникальных номеров меток, расположенных на указанной секции бензовоза и на указанном резервуаре АЗС, а мобильный терминал производит сравнение считанных уникальных номеров меток с теми, которые содержатся в задании на рейс; при совпадении указанных считанных уникальных номеров меток с теми, которые заложены в задании на рейс, система выполнена с возможностью обеспечения разрешения начала слива, включающего измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре АЗС посредством уровнемера, вычисление расчётного уровня в резервуаре АЗС после слива исходя из объёма уже имеющегося нефтепродукта и объёма запланированной к сливу секции и сравнение расчётного уровня с общим объёмом резервуара АЗС. В случае если не прогнозируется переполнение резервуара АЗС при сливе, получают разрешение начать разгрузку путем открытия запорной арматуры на бензовозе и обеспечивают слив нефтепродукта в соответствующий резервуар АЗС. Также система обеспечивает верификацию корректности слива нефтепродукта путем измерения уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре АЗС и сравнения измеренного уровня с расчётным. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 836 001 C1

1. Способ для предотвращения смешения нефтепродуктов, включающий в себя следующие этапы:

- получение водителем бензовоза задания на рейс от системы планирования рейсов бензовозов с учетом данных, содержащих по меньшей мере данные о текущих остатках нефтепродуктов в резервуарах АЗС и количества доступных для работы бензовозов и объёмы их секций;

причем полученное задание включает в себя: указание нефтебазы, на которой должна быть произведена загрузка; перечень видов и соответствующие объёмы нефтепродуктов, которые должны быть загружены; указание, в какие секции должны быть загружены соответствующие нефтепродукты; указание, на какие АЗС и в каком порядке должны быть доставлены нефтепродукты; указание, в какие резервуары соответствующих АЗС должны быть разгружены соответствующие секции бензовоза;

- погрузку водителем нефтепродуктов в бензовоз в соответствии с заданием на рейс;

- прибытие водителя на АЗС в соответствии с заданием на рейс;

- проверку водителем соответствия секции бензовоза, содержащей нефтепродукт, резервуару АЗС с использованием мобильного терминала, выполненного с возможностью получения данных от системы планирования рейсов, при этом указанная проверка включает в себя считывание уникальных номеров меток, расположенных на указанной секции бензовоза и на указанном резервуаре АЗС, причем в задании на рейс содержатся допустимые пары уникальных номеров меток, а мобильный терминал производит сравнение считанных уникальных номеров указанных меток с теми, которые содержатся в задании на рейс, причем радиус считывания указанных меток составляет не более 5 см;

- при совпадении указанных считанных уникальных номеров меток с теми, которые заложены в задании на рейс, ожидание разрешения начала слива, включающее измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре АЗС посредством уровнемера, вычисление расчётного уровня в резервуаре АЗС после слива исходя из объёма уже имеющегося в нём нефтепродукта и объёма запланированной к сливу секции, сравнение расчётного уровня с общим объёмом резервуара АЗС и в случае, если не прогнозируется переполнение резервуара АЗС при сливе, получение разрешения начать разгрузку путем открытия запорной арматуры на бензовозе и обеспечение соответствующего слива нефтепродукта в соответствующий резервуар АЗС;

- верификацию корректности слива нефтепродукта путем измерения уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре АЗС и сравнения измеренного уровня с расчётным уровнем нефтепродукта в резервуаре АЗС.

2. Способ по п. 1, в котором указанная метка представляет собой метку ближней бесконтактной связи (NFC).

3. Система для предотвращения смешения нефтепродуктов, содержащая:

- по меньшей мере один бензовоз, выполненный с возможностью осуществления рейсов на АЗС; причем секции бензовоза и резервуары АЗС выполнены с возможностью оснащения метками с уникальными номерами, причем радиус считывания указанных меток составляет не более 5 см;

- систему планирования рейсов бензовозов, содержащую перечень соответствий уникальных номеров меток секций бензовозов уникальным номерам меток резервуаров АЗС;

- мобильный терминал, выполненный с возможностью получения данных от системы планирования рейсов;

при этом система выполнена с возможностью:

- проверки водителем бензовоза соответствия секции бензовоза, содержащей нефтепродукт, резервуару АЗС с использованием мобильного терминала, выполненного с возможностью получения данных от системы планирования рейсов, при этом указанная проверка включает в себя считывание уникальных номеров меток, расположенных на указанной секции бензовоза и на указанном резервуаре АЗС, при этом в задании на рейс содержатся допустимые пары уникальных номеров меток, а мобильный терминал производит сравнение считанных уникальных номеров меток с теми, которые содержатся в задании на рейс;

- при совпадении указанных считанных уникальных номеров меток с теми, которые заложены в задании на рейс, обеспечения разрешения начала слива, включающего измерение уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре АЗС посредством уровнемера, вычисление расчётного уровня в резервуаре АЗС после слива исходя из объёма уже имеющегося нефтепродукта и объёма запланированной к сливу секции, сравнение расчётного уровня с общим объёмом резервуара АЗС и в случае, если не прогнозируется переполнение резервуара АЗС при сливе, получения разрешения начать разгрузку путем открытия запорной арматуры на бензовозе и обеспечения соответствующего слива нефтепродукта в соответствующий резервуар АЗС;

- верификации корректности слива нефтепродукта путем измерения уровня и температуры нефтепродукта в резервуаре АЗС и сравнения измеренного уровня с расчётным уровнем нефтепродукта в резервуаре АЗС.

4. Система по п. 3, в которой указанная метка представляет собой метку ближней бесконтактной связи (NFC).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836001C1

US 10273138 B2, 30.04.2019
КОНТЕЙНЕРНАЯ АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ "ТАТЬЯНА" 1996
  • Бахчеванска Т.Б.
  • Блинков С.В.
  • Вздыхалкин В.А.
  • Вострокнутова О.Ю.
  • Ермаков Н.С.
  • Толмачев А.С.
  • Шепелев Ю.И.
RU2103190C1
Высокочастотный триггер 1961
  • Константиновский В.Н.
SU141963A1
Заправочный комплекс для обслуживания и работы автозаправочных станций (АЗС) с вертикальной фиксацией резервуарных блоков, указанная АЗС, сменный резервуарный блок для неё 2019
  • Краснов Николай Титович
RU2725350C1
KR 102476948 B1, 13.12.2022
US 11519770 B1, 06.12.2022.

RU 2 836 001 C1

Авторы

Полищук Евгений Игоревич

Хлибцев Александр Викторович

Козырев Сергей Владимирович

Филатова Ольга Владимировна

Даты

2025-03-07Публикация

2024-06-13Подача