Способ снаряжения крупнокалиберных авиабомб Российский патент 2025 года по МПК F42B33/02 C06B21/00 C06B31/28 F42D1/10 F42B25/00 

Описание патента на изобретение RU2836801C1

Предлагаемое изобретение относится к области снаряжения боеприпасов взрывчатыми веществами (ВВ).

В настоящее время широко распространенным способом снаряжения боеприпасов (БП) является заливка их корпусов жидкотекучими (маловязкими) ВВ типа тротила и композиций на его основе ТГ-50, ТГ-40, ТГАГ [1].

В указанном патенте [1] отмечено, что «применяемый в настоящее время в промышленности кусковой метод заливки требует ручной утрамбовки кусков в корпусе, длительного питания /до 2 часов/, а при заливке тротилом - также сложнейшей операции "шимозации". Бескусковой метод имеет еще более длительный технологический цикл, измеряемый многими часами».

Однако предложенный там же вакуум-кусковой способ заливки недостатки заливочных способов снаряжения БП полностью не устраняет, т.к. в любом случае требует достаточно долгого времени на кристаллизацию тротила и не гарантирует получения его мелкокристаллической бездефектной структуры.

Наряду с этим следует отметить, что процессы снаряжения БП высокобризантными ВВ исключительно взрыво-пожароопасны, требуют специально оборудованных производственных участков и высококвалифицированного персонала. Снаряженные БП нуждаются в особых условиях транспортирования и хранения на базах и арсеналах, а затем непосредственно на местах использования. Для выполнения операций транспортирования и хранения требуется спецтехника и вооруженная охрана. Вышеперечисленные причины отрицательно сказываются на сопутствующих финансовых затратах как при снаряжении БП, так и при транспортировке и хранении.

В то же время в отечественной снаряжательной промышленности имеется опыт снаряжения авиабомб непосредственно на прифронтовых аэродромах [2] - компоненты разрывного заряда доставлялись непосредственно на аэродром, после чего осуществлялась предварительная их подготовка и последующее заполнение корпусов авиабомб:

«…В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250».

Однако доставка жидкого кислорода, особенно в больших объемах, опасна, предъявляет особые требования к транспортным средствам и условиям его сохранности в сжиженном виде. По этой причине снаряжение таких авиабомб было прекращено.

В том же информационном источнике [2] приведена информация о снаряжении авиабомб жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума. По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100, снаряженной смесью КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом. Снаряжение ФАБ-100 КД осуществлялось поочередной заливкой компонентов в корпус авиабомбы с последующим смешением.

Ввиду высокой токсичности компонентов смеси КД, а также коррозионной активности, применение этой смеси для снаряжения авиабомб в аэродромных условиях оказалось нецелесообразным, т.к. требовало соблюдения особых мер безопасности при транспортных операциях, непосредственно при снаряжении, а также предъявляло высокие требования к коррозионной стойкости снаряжаемых корпусов.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение безопасности при снаряжении авиабомб на аэродромах базирования действующей штурмовой и бомбардировочной авиации.

Решение задачи достигается тем, что в известном способе снаряжения крупнокалиберных авиабомб, включающем операции по доставке компонентов разрывного заряда непосредственно на аэродром, их предварительную подготовку - смешение и заполнение корпуса авиабомбы, в соответствии с изобретением в качестве компонентов заряда используют составляющие эмульсионного взрывчатого вещества, например аммиачную селитру, дизельное топливо, сенсибилизатор - газогенерирующие добавки или стеклянные микросферы и стабилизирующие добавки, а их смешение и последующее заполнение корпуса авиабомбы осуществляют с помощью смесительно-зарядной машины (СЗМ).

Необходимость и достаточность вышеуказанных отличительных признаков предложенного технического решения может быть пояснена следующим образом.

Эмульсионные ВВ (ЭВВ) разных марок получили широкое распространение в горнодобывающей промышленности, содержат в своем составе недефицитные и невзрывчатые компоненты, а по взрывчатым характеристикам близки к тротилу. Транспортирование компонентов ЭВВ безопасно, в отличие от снаряженных тротилсодержащими ВВ боеприпасов, так как ЭВВ приобретают взрывчатые свойства только после смешения компонентов.

В качестве примера можно привести ЭВВ Риофлекс [3], представляющее собой механическую смесь водногелевой матрицы ТУ 2241-013-58472318-2003 (коллоид - загущенный водный раствор аммиачной и натриевой селитр), гранулированной аммиачной селитры, дизельного топлива, сенсибилизирующей добавки и перекрестносшивающей композиции по ТУ 2499-014-5 8472318-2003.

Соотношение компонентов в Риофлексе задается регламентом технологического процесса его производства в смесительно-зарядных машинах и обеспечивается регулирующими и дозирующими устройствами СЗМ.

По внешнему виду Риофлекс представляет собой густую, резиноподобную массу, от белого до бледно-желтого цвета, с видимыми включениями газовых пузырьков и гранул аммиачной селитры. Плотность его составляет до 1,3 г/см3, теплота взрыва до 3630 кДж/кг, тротиловый эквивалент по объемной концентрации энергии до 1,07, идеальная скорость детонации (при плотности 1,2 г/см3) до 6700 км/с. При этом чувствительность Риофлекса к механическим воздействиям крайне низкая, поэтому для его инициирования применяются промежуточные детонаторы - типа шашек ТГФ-850Э.

Срок хранения ЭВВ в герметичной укупорке (патроны) составляет от 6 до 9 месяцев в зависимости от состава [4].

Таким образом, ЭВВ обладают высокими взрывчатыми характеристиками, соизмеримыми с тротилом, более дешевы и безопасны в обращении, чем штатные ВВ, применяемые в военных целях, способны сохранять свои характеристики на протяжении длительного временного интервала.

Применение способа, т.е. технологический процесс снаряжения авиабомб ЭВВ предполагается осуществлять в следующей последовательности:

1) На специально организованном в условиях аэродрома технологическом участке, где производится хранение отдельных компонентов ЭВВ, осуществляется загрузка соответствующих емкостей СЗМ компонентами ЭВВ.

2) Транспортировка компонентов ЭВВ в СЗМ на участок снаряжения авиабомб.

3) Калибровка (настройка) дозирующих устройств СЗМ по отдельным составляющим ЭВВ на соответствие требуемому компонентному составу.

4) Проверка калибровки путем индивидуальной проверки количества (массы) каждого подаваемого компонента заданному с помощью электронной панели управления СЗМ.

5) Смешение компонентов посредством аппаратуры СЗМ и последующая подача полученного ЭВВ в корпуса авиабомб посредством зарядного шланга СЗМ.

6) Установка промежуточных детонаторов в авиабомбу.

7) Транспортирование авиабомбы к соответствующему летательному аппарату, ввинчивание в ее корпус взрывателя и размещение на элементах внешней подвески или в бомболюке.

8) По завершении процесса снаряжения осуществляется удаление остатков ЭВВ из бокового шнека разгрузки и зарядного шланга СЗМ.

9) СЗМ возвращается на технологический участок, и при необходимости осуществляется ее очередная загрузка компонентами ЭВВ. При отсутствии необходимости очередной загрузки неиспользованные компоненты хранятся в смесительно-зарядной машине не более трех суток.

10) Перед постановкой СЗМ на длительное хранение все ее емкости от остатков компонентов ЭВВ очищаются.

ЭВВ являются трудногорючими веществами, содержащими в своем составе большое количество воды, поэтому тушение возможных возгораний можно проводить без опасений, что горение перейдет в детонацию.

Не использованные при боевых вылетах авиабомбы могут находиться на хранении, как отмечено выше, в течение до 9 месяцев. По истечении этого срока ЭВВ из корпусов авиабомб может быть извлечено вымыванием водой, после чего корпуса могут быть снаряжены повторно.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает возможность безопасного снаряжения авиабомб на аэродромах базирования действующей штурмовой и бомбардировочной авиации. При этом транспортные операции по доставке компонентов ЭВВ на аэродромы также практически безопасны по сравнению с перевозками высокобризантных ВВ и боеприпасов со штатным снаряжением.

Одновременно применение способа предполагает существенную экономическую выгоду, т.к. стоимость взрывчатого заряда из ЭВВ меньше, чем при снаряжении авиабомб тротилсодержащими ВВ, а кроме того затраты на выполнение логистических процессов ниже, чем при перевозке снаряжённых боеприпасов с заводов изготовителей по территории страны.

При наличии соответствующих технических возможностей способ может быть применен и для снаряжения авиабомб среднего и малых калибров.

Источники информации, принятые во внимание при оформлении заявки:

1) Патент РФ №1841130 Вакуум-кусковой способ формования разрывных зарядов в корпусах крупнокалиберных боеприпасов, С06В 21/00, F42B 33/02, 2016 г.

2) Сайт MARATАКМ. Фугасные авиабомбы (ФАБ). Авиационные боеприпасы https://maratakm.ru/development-calendar/fugasnve-aviabomby-fab- aviacionnve-boepripasy.html

3) Вещества взрывчатые промышленные. Взрывчатое вещество Риофлекс. Технические условия ТУ 7276-011-58472318-2005.

4) Сайт НИПИГОРМАШ https://npgm.ru/product-catalog/proizvodstvo-i-postavka-emulsionnykh-vv.html

Похожие патенты RU2836801C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНОЕ МОБИЛЬНОЕ КОМБИНИРОВАННОЕ 2018
  • Судаков Максим Николаевич
  • Мамонтов Евгений Анатольевич
RU2689098C1
Смесительно-зарядная машина для роботизированной технологии создания скважинных зарядов с переменной энергетической насыщенностью и способы формирования детонационных систем на их основе 2019
  • Ефремовцев Никита Николаевич
  • Трубецкой Климент Николаевич
  • Жданов Юрий Викторович
RU2789093C2
Вакуум-кусковой способ формования разрывных зарядов в корпусах крупнокалиберных боеприпасов 1966
  • Лапшин Петр Петрович
  • Рыбочкин Евгений Александрович
  • Кутергин Александр Иванович
  • Широкогоров Альберт Васильевич
  • Маринич Вера Федотовна
  • Белов Николай Григорьевич
SU1841130A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭМУЛЬСИОННОГО ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА И ЭМУЛЬСИОННОЕ ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО, ИЗГОТОВЛЕННОЕ ЭТИМ СПОСОБОМ 2009
  • Маслов Илья Юрьевич
RU2388735C1
РАЗРЫВНОЙ ЗАРЯД ОБЫЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ И БОЕПРИПАСОВ ОСНОВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2014
  • Кузин Евгений Николаевич
  • Загарских Владимир Ильич
RU2590803C1
Способ изготовления взрывчатого вещества на основе измельченной аммиачной селитры 2019
  • Костылев Сергей Святославович
RU2735073C1
Самозагружающаяся смесительно-зарядная машина для заряжания скважин в процессе изготовления взрывчатых веществ 2019
  • Костылев Сергей Святославович
RU2752067C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ЗАРЯЖАНИЯ СКВАЖИН СМЕСЕВЫМ ЭМУЛЬСИОННЫМ ВЗРЫВЧАТЫМ ВЕЩЕСТВОМ 2006
  • Жученко Евгений Иванович
  • Иоффе Валерий Борисович
  • Александров Юрий Викторович
  • Хайрутдинов Фрад Хасылович
  • Жарков Андрей Михайлович
RU2312301C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЕНСИБИЛИЗИРОВАННОГО ЭМУЛЬСИОННОГО ВЗРЫВЧАТОГО СОСТАВА 2004
  • Илюхин Виктор Сергеевич
  • Соснин Вячеслав Александрович
  • Колганов Евгений Васильевич
  • Филинов Александр Иванович
  • Клешнева Евгения Викторовна
RU2278100C1
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ БОЕПРИПАС 2008
  • Меньшаков Сергей Степанович
  • Охитин Владимир Николаевич
  • Карманов Евгений Вячеславович
RU2374601C1

Реферат патента 2025 года Способ снаряжения крупнокалиберных авиабомб

Изобретение относится к области снаряжения боеприпасов взрывчатыми веществами. Способ снаряжения крупнокалиберных авиабомб включает операции по доставке компонентов разрывного заряда непосредственно на аэродром, их предварительную подготовку – смешение и заполнение корпуса авиабомбы. В качестве компонентов заряда используют составляющие эмульсионного взрывчатого вещества, например аммиачную селитру, дизельное топливо, сенсибилизатор – стеклянные микросферы и стабилизирующие добавки, а их смешение и последующее заполнение корпуса авиабомбы осуществляют с помощью смесительно-зарядной машины. Технический результат заключается в повышении безопасности при снаряжении авиабомб на аэродромах базирования действующей штурмовой и бомбардировочной авиации.

Формула изобретения RU 2 836 801 C1

Способ снаряжения крупнокалиберных авиабомб, включающий операции по доставке компонентов разрывного заряда непосредственно на аэродром, их предварительную подготовку – смешение и заполнение корпуса авиабомбы, отличающийся тем, что в качестве компонентов заряда используют составляющие эмульсионного взрывчатого вещества, например аммиачную селитру, дизельное топливо, сенсибилизатор – стеклянные микросферы и стабилизирующие добавки, а их смешение и последующее заполнение корпуса авиабомбы осуществляют с помощью смесительно-зарядной машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836801C1

ШИРОКОРЯД А.Б
История авиационного вооружения
Краткий очерк
Мн., Харвест, 1999, всего 560 стр., стр
Прибор для раскрывания парашюта на желаемом расстоянии от места спуска 1922
  • Граве И.П.
SU469A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭМУЛЬСИОННОГО ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА И ЭМУЛЬСИОННОЕ ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО, ИЗГОТОВЛЕННОЕ ЭТИМ СПОСОБОМ 2009
  • Маслов Илья Юрьевич
RU2388735C1
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ В ОБВОДНЕННОЙ СКВАЖИНЕ ЗАРЯДОМ ЭМУЛЬСИОННОГО ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА 2006
  • Пупков Владимир Васильевич
  • Маслов Илья Юрьевич
RU2305673C1
Вакуум-кусковой способ формования разрывных зарядов в корпусах крупнокалиберных боеприпасов 1966
  • Лапшин Петр Петрович
  • Рыбочкин Евгений Александрович
  • Кутергин Александр Иванович
  • Широкогоров Альберт Васильевич
  • Маринич Вера Федотовна
  • Белов Николай Григорьевич
SU1841130A1
CN 108840784 A, 20.11.2018
CN 107129420 A, 05.09.2017.

RU 2 836 801 C1

Авторы

Ватутин Николай Михайлович

Колтунов Владимир Валентинович

Завьялов Виктор Степанович

Перевалов Илья Александрович

Власов Сергей Бахтиёрович

Терещенко Анатолий Викторович

Овян Александр Исаевич

Даты

2025-03-24Публикация

2024-06-03Подача