Магистральный самолет и его крыло Российский патент 2025 года по МПК B64C3/10 

Описание патента на изобретение RU2837419C1

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и предназначено для разработки средне- и дальнемагистральных пассажирских самолетов с крейсерской скоростью полета в диапазоне М=0.8-0.92.

Разработка концепции перспективных магистральных и региональных самолетов в том числе нетрадиционной схемы с крыльями большого удлинения, обеспечивающих снижение аварийности, шума, эмиссии NOX, расхода топлива и эмиссии СО2, удельной стоимости разработки и жизненного цикла ЛА в соответствии с целевыми показателями гражданских самолётов 2025÷2030 годов. Наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня аэродинамического качества и топливной эффективности при проектировании перспективных крыльев пассажирских самолетов особое внимание уделяется повышению скорости полета и уровню акустического воздействия.

Известны различные современные пассажирские самолеты. Типичная схема пассажирского самолета включает в себя крыло, мотогондолу и другие элементы, такие как фюзеляж, хвостовое оперение и др.

Известен самолет Эрбас A330-200 (см. Пассажирский самолеты мира, сост. Беляев В.В., стр 122-123, Москва, АСПОЛ, Аргус 1997 г.), содержащий фюзеляж цилиндрической формы, крыло, состоящее из центроплана, консолей и выполненное с удлинением λ= 7-11, сужением η= 3-4.5, стреловидностью χ1/4= 30-35°.

Известен самолет ИЛ-96М, содержащий фюзеляж цилиндрической формы, крыло состоящее из центроплана, консолей, выполненное с удлинением λ = 7-11, сужением η = 3-4.5 и стреловидностью до χ1/4 = 30°, а также содержащее сверхкритические профили, передняя кромка крыла при виде сверху прямолинейная, задняя кромка выполнена с небольшим наплывом. Крейсерская скорость полета М=0.8. (см. Пассажирские самолеты мира, сост. Беляев В.В., стр 146-147, Москва, АСПОЛ, Аргус 1997г.).

Прототипом предлагаемого технического решения является магистральный самолет (Патент РФ №2813390, МПК В64С 3/10, 2024г.), Магистральный самолет содержит фюзеляж овального поперечного сечения, двигатели, крыло, причем крыло расположено на средней линии фюзеляжа, выполнено с единой передней кромкой без излома, со стреловидностью χ=28÷35°, относительной толщиной бортового профиля центроплана, имеющей величину 25÷30% на расстоянии 10-20% размаха крыла, двигатели выполнены турбовинтовыми большой степени двухконтурности и установлены на пилонах под крылом.

Общим для всех рассмотренных схем недостатком является невысокая степень проработки интерференции крыла и законцовки и, как следствие, ухудшение обтекания верхней поверхности крыла и потере аэродинамического качества и топливной эффективности при числе М≥0,8.

Задачей и техническим результатом изобретения является усовершенствование крыла магистрального самолета, в результате чего будет повышены аэродинамическое совершенство (коэффициент подъемной силы), топливная эффективность, на дозвуковых скоростях полета Мкрейс=0.81-0.85.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в магистральном самолете содержащем, фюзеляж овального поперечного сечения, двигатели со степенью двухконтурности больше или равно 8, крыло, расположенное на средней линии фюзеляжа, состоящее из центроплана и консолей, выполненное с единой передней кромкой без излома, со стреловидностью χ= 28÷35°, относительная толщина бортового профиля центроплана составляет 31÷35%, на расстоянии 10-22% размаха крыла, на крыле установлена серповидная законцовка, составляющая 15% площади крыла.

Изобретение иллюстрируется следующими фигурами:

фиг. 1 – общий вид предлагаемого изобретения;

фиг. 2 – две проекции предлагаемого изобретения;

фиг. 3 – сравнение распределений давления в сечениях крыла по размаху с прототипом;

фиг. 4 – расчётная картина распределения местных чисел Маха по поверхности самолета;

фиг. 5 – изменение коэффициента подъемной силы Су от угла атаки α при крейсерском числе Маха для предполагаемого крыла и прототипа.

Магистральный самолет 1 (Фиг. 1) содержит крыло 2, состоящее из центроплана 3 и консолей 4, выполненное с единой передней кромкой без излома, со стреловидностью χ= 28÷35° в сочетании с фюзеляжем 5 овального поперечного сечения. Крыло расположено на средней линии фюзеляжа (схема «среднеплан»), такое расположение в сочетании с наплывом 6 (бортовым профилем крыла большей относительной толщины 31-35%) (Фиг. 2) на расстоянии 10-22% размаха крыла позволит улучшить аэродинамическую интерференцию крыла и фюзеляжа, вследствие изменения профилировки наплыва.

Установка двигателей большой степени двухконтурности, с коэффициентом двухконтурности m≥8, позволяет уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.

На крыле установлена законцовка «серповидного» типа 7, составляющая 15% площади крыла. Наличие законцовки улучшает обтекание концевой части крыла за счет устранения перетекания набегающего потока с нижней поверхности на верхнюю.

Крыло сформировано по девяти базовым сечениям, законцовка крыла спроектирована по пяти базовым сечениям, полученным при помощи многоэтапной процедуры аэродинамического проектирования, состоящей из этапа начального выбора геометрии, этапа решения обратной задачи и этапа многорежимной оптимизации.

Таким образом, оптимизированный наплыв и серповидная законцовка крыла обеспечивают повышение несущих свойств, аэродинамическое качество и, как следствие, снижение потребляемого топлива по сравнению с классической компоновкой.

Был выполнен ряд расчетных исследований, в полном диапазоне крейсерских режимов полета для подтверждения повышения несущих свойств. На фиг. 3 приведено характерное распределение давления в сечениях крыла по размаху. Результаты расчетов показали, что предлагаемое крыло имеет безотрывный характер обтекания (фиг. 4) верхней поверхности крыла во всем эксплуатационном диапазоне углов атаки и чисел Маха М.

Было выполнено сравнение расчетных характеристик предлагаемого крыла с крылом - прототипом. Результаты исследований (фиг. 5) показали, что предлагаемое крыло летательного аппарата по сравнению с прототипом имеет большее значение коэффициента аэродинамического качества К на 6-8% и лучший показатель топливной эффективности на 5-15%, а также уменьшение вредных выбросов в атмосферу, в том числе за счет установки двигателей большей степени двухконтурности.

Таким образом, удается создать магистральный самолет с крылом, обладающий следующими преимуществами:

- большее значение коэффициента аэродинамического качества К на 6-8% и топливной эффективности на дозвуковых скоростях полета Мкрейс=0.81-0.85.

Похожие патенты RU2837419C1

название год авторы номер документа
Магистральный самолет 2023
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2813390C1
Крыло летательного аппарата 2020
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Губанова Ирина Анатольевна
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Пущин Никита Александрович
RU2772846C2
Крыло летательного аппарата 2017
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Курилов Владимир Борисович
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Губанова Ирина Анатольевна
RU2662595C1
Крыло летательного аппарата 2019
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Пущин Никита Александрович
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2717412C1
Крыло летательного аппарата 2019
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Чернавских Юрий Николаевич
RU2717405C1
Крыло летательного аппарата 2017
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Герасимов Сергей Венедиктович
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Янин Виталий Викторович
RU2662590C1
Крыло летательного аппарата 2020
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Карась Олег Владимирович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2749174C1
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Янин Владимир Викторович
RU2540293C1
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Герасимов Сергей Витальевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
  • Янин Виталий Викторович
RU2645557C1
Крыло летательного аппарата 2018
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2693389C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 419 C1

Реферат патента 2025 года Магистральный самолет и его крыло

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет содержит фюзеляж овального поперечного сечения, двигатели большой степени двухконтурности, крыло, расположенное на средней линии фюзеляжа, состоящее из центроплана и консолей, выполненное с единой передней кромкой без излома, со стреловидностью χ=28÷35°. При этом относительная толщина бортового профиля центроплана составляет 31÷35%, на расстоянии 10-22% размаха крыла, на крыле установлена серповидная законцовка, составляющая 15% площади крыла. Применение предлагаемой компоновки позволит увеличить значение коэффициента аэродинамического качества К на 6-8% и лучший показатель топливной эффективности на 5-15% и, как следствие, уменьшение вредных выбросов в атмосферу за счет установки двигателей большей степени двухконтурности. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 837 419 C1

Магистральный самолет, содержащий фюзеляж овального поперечного сечения, двигатели со степенью двухконтурности больше или равной 8, крыло, расположенное на средней линии фюзеляжа, состоящее из центроплана и консолей, выполненное с единой передней кромкой без излома, со стреловидностью χ=28÷35°, отличающийся тем, что относительная толщина бортового профиля центроплана составляет 31÷35%, на расстоянии 10-22% размаха крыла, на крыле установлена серповидная законцовка, составляющая 15% площади крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837419C1

Магистральный самолет 2023
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2813390C1
Крыло летательного аппарата 2019
  • Брагин Николай Николаевич
  • Пейгин Сергей Владимирович
RU2711618C1
EP 3663193 A1, 10.06.2020
CN 206344987 U, 21.07.2017
DE 10117721 A1, 17.10.2002.

RU 2 837 419 C1

Авторы

Брагин Николай Николаевич

Бузоверя Николай Петрович

Волков Андрей Игоревич

Крутов Александр Александрович

Пигусов Евгений Александрович

Заварзина Елизавета Александровна

Даты

2025-03-31Публикация

2024-09-03Подача