Изобретение относится к способу и системе управления технологическим процессом, реализуемым на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие, и может быть использовано для управления работой сортировочной станции.
При решении задач цифровизации технологического процесса работы железнодорожной станции необходимо обеспечить интероперабельность отдельных технических решений и аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих автоматизацию отдельных технологических операций. Одна из задач, которую необходимо решить в рамках цифровизации технологического процесса железнодорожной станции, заключается в реализации управления трудовыми ресурсами работников различных хозяйств: инфраструктуры, управления движением и др. - при полной автоматизации технологических операций, связанных с обработкой железнодорожных составов. Такое управление заключается в мониторинге занятости работников, автоматическом подборе персонала для выполнения текущих задач, возникающих, в том числе, при нештатной работе устройств и аппаратно-программных комплексов цифровой железнодорожной станции, с учетом имеющихся компетенций и загрузки персонала, наличия допуска на проведение работ и иных подлежащих контролю факторов.
Известна cистема для управления работой сортировочных станций, содержащая блок формирования актуального поездного положения, входы которого соединены с выходом блока датчиков пропуска поездов по станции и с выходом блока датчиков фиксации прибытия и отправления поездов по станции, первый выход блока формирования актуального поездного положения соединен с первым входом устройства формирования гибридной модели станций, система снабжена блоком актуализации действующего плана на данный момент расчёта с подключенными к нему тремя модулями памяти, в первом из которых записана база данных сменно-суточных планов грузовой работы, во втором модуле памяти записана база данных текущих планов составообразования сортировочных станций, а в третьем модуле памяти записан архив сменно-суточных планов поездной работы, выход блока актуализации действующего плана на данный момент расчёта соединен с первым входом модуля корректировки действующего плана, ко второму входу которого подключен второй выход блока формирования актуального поездного положения, выход модуля корректировки действующего плана соединен с первым входом блока формирования перспективного плана поездной работы на сутки вперед, ко второму входу которого подключен модуль памяти, в котором записана нормативно справочная информация по полигону, первый выход блока формирования перспективного плана поездной работы на сутки вперед соединен со вторым входом устройства формирования гибридной модели станций, а второй выход - с блоком формирования базы данных гибридных моделей для каждой станции полигона, выход которого соединен с первым входом модуля корректировки планов поездной работы на основе данных гибридной модели станций, второй вход которого соединен с выходом устройства формирования гибридной модели станций, а выход модуля корректировки планов поездной работы на основе данных гибридной модели станций соединен со входом блока вывода и доведения плана до исполнителей (RU 2767403, B61L 27/00, 17.03.2022).
Способ, который реализован в cистеме для управления работой сортировочной станции, заключается в следующем.
Получают информацию для моделирования из архива сменно-суточных планов поездной работы и базы данных текущих планов составообразования сортировочных станций, а также от стационарных датчиков пропуска поездов по станции. Информацию для моделирования обрабатывают с использованием устройства формирования гибридной модели работы станции и получают информацию о моментах времени начала роспуска с горки и моментах окончания составообразования: прогноз раннего времени начала окончания формирования поездов и момент позднего времени начала окончания формирования составов. С учетом полученных моментов времени корректируют, с использованием блока актуализации действующего плана, модуля корректировки действующего плана и блока формирования перспективного плана поездной работы на сутки вперед, построенных с использованием искусственного интеллекта, план работы станции/полигона. При этом расчетный период планирования (день) разделяют с использованием двух отметок. В день X считают план на день X+1 по второй отметке дня X, при этом в момент первой отметки дня X+1 актуализируют рассчитанный план на день X+1 на базе прошлого дня и внесенных изменений со второй отметки дня X до первой отметки дня X+1. Доводят с использованием блока вывода и доведения плана до исполнителя план работы до исполнителей.
Недостатком известной системы для управления работой сортировочной станции и реализованного в ней способа является отсутствие автоматического перераспределения трудовых обязанностей между работниками железнодорожной станции, в зависимости от их текущей и прогнозируемой загрузки и автоматического контроля наличия допуска работников к проведению того или иного вида работ.
В качестве прототипа способа принят способ управления технологическим процессом железнодорожной станции, заключающийся в том, что на станции центр управления и контроля в режиме реального времени взаимодействует с аппаратно-программными устройствами системы микропроцессорной централизации и комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом, системы управления движением тягового подвижного состава, системы сетевого уровня управления, системы опробования тормозов грузовых составов, системы технического обслуживания грузовых вагонов, коммерческого осмотра поездов и вагонов, системы видеонаблюдения, системы оповещения, автоматизированной системы выдачи и отмены предупреждений, а также с аппаратно-программными устройствами автоматизированных рабочих мест линейных предприятий, участвующих в технологическом процессе, и с носимыми терминалами исполнителей технологических операций на станции, по результатам взаимодействия в режиме реального времени автоматически формирует динамическую модель технологического процесса на базе цифровой модели станции с данными на текущей момент времени о состоянии устройств автоматики и телемеханики, о местоположении и параметрах движения подвижных единиц, о дислокации исполнителей, о параметрах входного потока подвижных единиц на станцию, о номерах прибывающего подвижного состава, техническом состоянии его вагонов, креплении и сохранности грузов, о начале, окончании и выполнении технологических операций, на основе информации о подходе поездов к станции, планов расформирования и формирования грузовых поездов, расписания движения пассажирских и пригородных поездов формирует суточный план-график работы станции и согласовывает его с линейными предприятиями, участвующими в технологическом процессе, которые по кругу ведения для выполнения каждой технологической операции суточного плана-графика осуществляют привязку исполнителей с указанием для тяговых подвижных единиц - идентификационных номеров бортовых систем управления тяговых подвижных единиц, для локомотивных бригад - идентификационных номеров электронных систем регистрации, для остальных исполнителей, обслуживающих движение, осуществляющих профилактику и ремонт инфраструктуры станции, - идентификационных номеров индивидуальных носимых ими терминалов, на основе суточного плана-графика с учетом информации о текущих параметрах модели технологического процесса, обновляемых норм технического нормирования для станции и прогноза на заданный период времени подхода поездов и вагонов центр управления и контроля формирует оперативный предварительный план-график работы станции, детализируя его на имитационной модели до не менее трех вариантов адресных наряд-заданий тяговым подвижным единицам и прикрепленным исполнителям линейных предприятий, а также наряд-заданий исполнителям для выполнения технологических операций по подготовке подвижных единиц к переработке и отправлению, и передает его в аппаратно-программное устройство автоматизированного рабочего места станционного диспетчера одновременно с динамической моделью технологического процесса, на основе информации о текущих параметрах модели технологического процесса станционный диспетчер выбирает оптимальный вариант выполнения наряд-заданий и посредством аппаратно-программного устройства направляет в центр управления и контроля, который с упреждением выполнения передает наряд-задания через устройство межсетевого ввода-вывода, осуществляющего безопасное шлюзование информации, для реализации и контроля аппаратно-программным устройством системы микропроцессорной централизации, комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом, системы управления движением тягового подвижного состава, а также носимым терминалам исполнителей, участвующих в технологическом процессе, при этом система микропроцессорной централизации в соответствии с наряд-заданиями автоматически задает не противоречащие требованиям безопасности движения поездные и маневровые маршруты синхронно с ходом выполнения технологического процесса на станции и/или по командам систем внешнего управления, комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом в соответствии с наряд-заданием в автоматическом режиме осуществляет задание и замыкание маневровых маршрутов движения, а также реализует программу и очередность роспуска составов, система управления движением тягового подвижного состава формирует допустимые зоны перемещения и скоростные режимы тяговых подвижных единиц, контролирует путем обмена информацией по каналу радиосвязи с бортовыми устройствами управления тяговых подвижных единиц и с носимыми терминалами исполнителей выполнение и возможность продвижения наряд-заданий с соблюдением технологии работ, безопасности движения, охраны труда и здоровья пассажиров и исполнителей, причем по результатам выполнения оперативного плана-графика центр управления и контроля в режиме реального времени автоматически обновляет данные динамической модели технологического процесса, с учетом текущих параметров технологического процесса осуществляет техническое нормирование станции, а также формирует план работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижных единиц и объектов инфраструктуры станции по фактическому состоянию (RU 2738779, B61L 27/00, 16.12.2020).
В качестве прототипа устройства принята система управления технологическим процессом железнодорожной станции, в которой реализован вышеуказанный известный способ. Система управления технологическим процессом железнодорожной станции содержит модуль управления и контроля, который своим первым входом/выходом соединен с входом/выходом устройства аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, вторым входом/выходом соединен с первым входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы управления сортировочным процессом, третьим входом/выходом соединен со входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы управления тяговым подвижным составом, четвертым входом/выходом соединен с входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы управления сетевого уровня, пятым входом/выходом соединен со входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы опробования тормозов грузовых составов, шестым входом/выходом соединен с входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы технического обслуживания вагонов, седьмым входом/выходом соединен со входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы оповещения, восьмым входом/выходом соединен со входом/выходом аппаратно-программного устройства подсистемы выдачи и отмены ограничений, девятым входом/выходом соединен со входом/выходом интерфейса сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий, десятым входом/выходом соединен со входом/выходом интерфейса сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций, одиннадцатым входом/выходом соединен со входом/выходом интерфейса аппаратно-программного устройства подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов.
Недостатком известного способа и реализующей его системы является отсутствие автоматического управления трудовыми ресурсами работников с учетом текущего технического состояния аппаратно-программных комплексов, применяемых при реализации технологического процесса железнодорожной станции, а также загрузки персонала и его физиологического состояния.
Технический результат изобретения заключается в повышении уровня автоматизации технологического процесса работы сортировочной станции.
Технический результат в части способа достигается тем, что в способе управления технологическим процессом сортировочной станции с контролем и перераспределением трудовых ресурсов, заключающемся в том, что предварительно формируют и регистрируют в блоке хранения цифровой модели железнодорожной станции информацию о путевом развитии и взаимном расположении парков, перечне технологического оборудования сортировочной станции и его типах, о пространственных координатах остряков стрелочных переводов, мест установки соответствующих электроприводов, границ путей, стрелочных и бесстрелочных секций, размещении напольных светофоров, оборудования рельсовых цепей и/или датчиков счета осей, размещения изолирующих стыков и технологического оборудования для управления скоростью и закрепления железнодорожного подвижного состава и осуществления его расцепки на сортировочной горке, предварительно регистрируют в блоке хранения нормативно-справочной информации информацию о технологических процессах станции, которая содержится в технико-распорядительном акте железнодорожной станции, а также в нормативных документах, регламентирующих выполнение технологических операций с использованием технологического оборудования сортировочной станции, далее непрерывно получают информацию о текущем техническом состоянии инфраструктуры, текущих пространственных координатах, скорости, ускорении и направлении движения тягового железнодорожного подвижного состава, текущем техническом состоянии грузовых вагонов, результатах коммерческого осмотра поездов и вагонов, результатах выполнения опробования тормозов грузовых составов, наличии ограничений на выполнение технологических операций и движение поездов и подвижных составов, пространственных координатах исполнителей технологических операций, текущем техническом состоянии средств оповещения, планах проведения обслуживания и ремонта инфраструктуры, тягового подвижного состава и технологического оборудования сортировочной станции, текущем техническом состоянии и результатах работы технических средств расцепки составов на сортировочной горке, текущем состоянии и результатах реализации технологического процесса роспуска составов, текущем состоянии и изменениях параметров внешней среды, текущем состоянии элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, при наличии отклонения текущего состояния или результата реализации технологического процесса сортировочной станции от плана-графика работы сортировочной станции, неисправности элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, превышении нормативной продолжительности задержки на начало выполнения технологической операции оператором или исполнителем, изменении параметров внешней среды формируют команду на формирование обновленного плана-графика, по получении которой осуществляют моделирование технологического процесса работы железнодорожной станции на период, установленный в нормативной документации, на основе результатов моделирования технологического процесса осуществляют формирование вариантов плана-графика работы железнодорожной станции и анализ полученных вариантов плана-графика, при этом анализируют влияние нормативной продолжительности задержки на начало выполнения каждой технологической операции оператором или исполнителем на реализацию технологического процесса работы железнодорожной станции, вариант плана-графика работы железнодорожной станции считают корректным, если его возможно реализовать с учетом нормативных продолжительностей задержек на начало выполнения каждой технологической операции оператором или исполнителем, и формируют для него перечень рекомендаций для операторов и исполнителей технологического процесса в случае возникновения задержек на начало выполнения технологической операции оператором или исполнителем, а также неисправности элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, если ни один из вариантов плана-графика работы железнодорожной станции по результатам моделирования не считается корректным, формируют команду на формирование обновленного плана-графика работы железнодорожной станции и передают его в блок моделирования технологического процесса, если по результатам моделирования плана-графика работы железнодорожной станции получен только один корректный вариант плана-графика работы железнодорожной станции, то его передают в блок выбора плана-графика работы железнодорожной станции, если по результатам моделирования плана-графика работы железнодорожной станции корректными считаются два и более плана-графика работы железнодорожной станции, то осуществляют выбор плана-графика работы железнодорожной станции по одному или нескольким установленным критериям, формируют управляющие команды в порядке и в моменты времени, установленные текущим планом-графиком работы железнодорожной станции и передают их на исполнение, регистрируют критерий или совокупность критериев для осуществления выбора графика работы железнодорожной станции, согласно изобретению информацию о маршрутах служебного прохода и негабаритных местах, о нормативной численности работников железнодорожной станции по видам реализуемой ими деятельности, о нормативном времени выполнения технологических операций с участием работников железнодорожной станции, о требуемых допусках и требованиях к квалификации для выполнения каждого из видов работ, выполняемых с привлечением работников железнодорожной станции, о требованиях охраны труда и действиях, характерных для каждого из видов их нарушений дополнительно регистрируют в блоке предварительной обработки информации с приоритетом по выбранному экономическому показателю или их совокупности, получают информацию о текущем количестве работников железнодорожной станции по видам реализуемой ими деятельности, психическом и физиологическом состоянии работников железнодорожной станции, их текущих пространственных координатах, выполнении ими установленных требований охраны труда, осуществляют контроль допуска к выполнению работ, при обнаружении нарушений установленных требований охраны труда или отклонений психического и физиологического состояния работника железнодорожной станции от нормы осуществляют отзыв допуска на выполнение текущих работ и регистрируют досрочное окончание рабочей смены, в случае возникновения внештатной ситуации осуществляют определение видов работ к исполнению и последовательность их выполнения, поиск доступных для выполнения технологических операций работников железнодорожной станции с учетом требований к их компетенциям, перечень работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций передают в блок предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю, выбранный план-график работы железнодорожной станции передают в блок предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю, определяют возможность реализации полученных плана-графика работы железнодорожной станции и указанных технологических операций для полученного перечня работников железнодорожной станции с учетом выбранного экономического показателя или их совокупности, если полученные план-график работы железнодорожной станции и указанные технологические операции для полученного перечня работников железнодорожной станции удовлетворяют заданному экономическому показателю или их совокупности, то полученные план-график работы железнодорожной станции и перечень работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций, закрепляют ответственных работников железнодорожной станции за каждым из видов необходимых к проведению работ и устанавливают предельное время выполнения работ по устранению внештатной ситуации, далее регистрируют информацию об окончании работ по устранению внештатной ситуации, если полученные план-график работы железнодорожной станции и указанные технологические операции для полученного перечня работников железнодорожной станции не удовлетворяют заданному экономическому показателю или их совокупности, то формируют команду для повторного определения плана-график работы железнодорожной станции и перечня работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций.
Технический результат в части устройства достигается тем, что в системе управления технологическим процессом сортировочной станции, содержащей модуль управления и контроля, со входами/выходами которого соединены устройство аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, аппаратно-программное устройство подсистемы управления сортировочным процессом, аппаратно-программное устройство подсистемы управления тяговым подвижным составом, аппаратно-программное устройство подсистемы управления сетевого уровня, аппаратно-программное устройство подсистемы опробования тормозов грузовых составов, аппаратно-программное устройство подсистемы технического обслуживания вагонов, аппаратно-программное устройство подсистемы оповещения, аппаратно-программное устройство подсистемы выдачи и отмены ограничений, интерфейс сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий, интерфейс сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций, интерфейс аппаратно-программного устройства подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов, согласно изобретению к дополнительным входам/выходам модуля управления и контроля подключены интерфейс аппаратно-программного устройства робототехнического комплекса расцепки составов на сортировочной горке, входы которого соединены соответственно с выходами аппаратно-программного устройства подсистемы управления сортировочным процессом и аппаратно-программного устройства подсистемы управления тяговым подвижным составом, аппаратно-программное устройство подсистемы мониторинга инфраструктуры, аппаратно-программное устройство подсистемы видеонаблюдения и блок моделирования технологического процесса, со вторым, третьим и четвертым входами, которого соединены, соответственно, выход блока хранения цифровой модели железнодорожной станции, выход блока хранения нормативно-справочной информации о технологических процессах станции и первый выход блока анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, второй выход которого соединен со входом блока выбора плана-графика работы железнодорожной станции, выход блока моделирования технологического процесса соединен со входом блока формирования плана-графика работы железнодорожной станции, выход которого соединен со входом блока анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, выходы интерфейса сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами, интерфейса сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами и аппаратно-программного устройства подсистемы видеонаблюдения соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами модуля контроля допуска к выполнению работ, выход которого и второй выход аппаратно-программного устройства подсистемы видеонаблюдения соединены соответственно с первым и вторым входами модуля контроля местоположения работников, вход/выход которого соединен с выходом/входом модуля анализа работы и перераспределения ресурсов, вход которого подключен к выходу модуля управления и контроля, а выход соединен с первым входом блока предварительной обработки информации, второй вход которого подключен к выходу блока выбора плана-графика работы железнодорожной станции, а выход соединен со входом модуля управления и контроля.
На чертеже приведена функциональная схема системы, реализующей способ управления технологическим процессом сортировочной станции с контролем и перераспределением трудовых ресурсов.
Система управления технологическим процессом сортировочной станции содержит модуль 1 управления и контроля, со входами/выходами которого соединены устройство 2 аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, аппаратно-программное устройство 3 подсистемы управления сортировочным процессом, аппаратно-программное устройство 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом, аппаратно-программное устройство 5 подсистемы управления сетевого уровня, аппаратно-программное устройство 6 подсистемы опробования тормозов грузовых составов, аппаратно-программное устройство 7 подсистемы технического обслуживания вагонов, аппаратно-программное устройство 8 подсистемы оповещения, аппаратно-программное устройство 9 подсистемы выдачи и отмены ограничений, интерфейс 10 сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий, интерфейс 11 сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций, интерфейс 12 аппаратно-программного устройства подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов, к дополнительным входам/выходам модуля 1 управления и контроля подключены аппаратно-программное устройство 13 робототехнического комплекса расцепки составов на сортировочной горке, входы которого соединены соответственно с выходами аппаратно-программного устройства 3 подсистемы управления сортировочным процессом и аппаратно-программного устройства 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом, аппаратно-программное устройство 14 подсистемы мониторинга инфраструктуры, аппаратно-программное устройство 15 подсистемы видеонаблюдения и блок 16 моделирования технологического процесса, со вторым, третьим и четвертым входами, которого соединены, соответственно, выход блока 17 хранения цифровой модели железнодорожной станции, выход блока 18 хранения нормативно-справочной информации (НСИ) о технологических процессах станции и первый выход блока 19 анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, второй выход которого соединен со входом блока 20 выбора плана-графика работы железнодорожной станции, выход блока 16 моделирования технологического процесса соединен со входом блока 21 формирования плана-графика работы железнодорожной станции, выход которого соединен со входом блока 19 анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, выходы интерфейса 10 сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами, интерфейса 11 сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами и аппаратно-программного устройства 15 подсистемы видеонаблюдения соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами модуля 22 контроля допуска к выполнению работ, выход которого и второй выход аппаратно-программного устройства 15 подсистемы видеонаблюдения соединены соответственно с первым и вторым входами модуля 23 контроля местоположения работников, вход/выход которого соединен с выходом/входом модуля 24 анализа работы и перераспределения ресурсов, вход которого подключен к выходу модуля 1 управления и контроля, а выход соединен с первым входом блока 25 предварительной обработки информации, второй вход которого подключен к выходу блока 20 выбора плана-графика работы железнодорожной станции, а выход соединен со входом модуля управления и контроля.
Система управления технологическим процессом сортировочной станции реализует предлагаемый способ следующим образом.
В системе под пространственными координатами понимаются координаты или ординаты, характеризующие взаимное расположение объектов железнодорожной станции относительно друг друга, а также относительно оси поста централизации, здания вокзала или иной точки, принимаемой за точку начала отсчета пространственных координат.
Под технологическим оборудованием в настоящем изобретении понимается любое оборудование, задействованное при реализации технологического процесса железнодорожной станции, в частности, устройства закрепления железнодорожного подвижного состава, устройства считывания номеров вагонов, сенсоры и датчики систем контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава, устройства контроля заполняемости путей сортировочного парка, носимые автоматизированные рабочие места исполнителей технологических операций, робототехнические комплексы и др.
Под параметрами внешней среды сортировочной станции в настоящем изобретении понимается нормативный и исполненный график движения поездов, прогнозируемое время прибытия поезда на станцию, наличие ниток графика для отправления поездов, ограничения для движения поездов на подходе к сортировочной станции, в том числе вызванные ремонтными работами и работами по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта, сведения о готовности к погрузке/разгрузке и иные факторы, оказывающие влияние на ход реализации технологического процесса сортировочной станции и не зависящие от ее оснащенности и текущего технического состояния ее инфраструктуры и технологического оборудования.
Под элементами инфраструктуры в настоящем изобретении понимаются любые элементы железнодорожного пути, систем регулирования и управления движением поездов, устройств энергоснабжения, оказывающие влияние на ход реализации технологического процесса сортировочной станции.
Под планом-графиком работы железнодорожной станции в настоящем изобретении понимают упорядоченную во времени последовательность выполнения технологических операций с железнодорожными составами с использованием технических средств железнодорожной станции: технологического оборудования и элементов инфраструктуры. План-график работы железнодорожной станции может представлять собой графическое (в виде направленного графа, сетевого плана-графики и т.п.) или табличное представление, удобное для обработки вычислительными средствами и восприятия человеком-оператором технологического процесса.
Способ управления технологическим процессом сортировочной станции с контролем и перераспределением трудовых ресурсов заключается в следующем.
На железнодорожной станции предварительно формируют и регистрируют в блоке 17 хранения цифровой модели железнодорожной станции информацию об особенностях путевого развития и взаимном расположении парков, перечне используемого технологического оборудования сортировочной станции и его типах, пространственных координатах остряков стрелочных переводов и мест установки соответствующих электроприводов, пространственных координатах границ путей, стрелочных и бесстрелочных секций, пространственных координатах размещения напольных светофоров, оборудования рельсовых цепей и/или датчиков счета осей, пространственных координатах размещения изолирующих стыков и технологического оборудования для управления скоростью и закрепления железнодорожного подвижного состава, осуществления его расцепки на сортировочной горке. Данная информация служит основой для выполнения моделирования эксплуатационной работы сортировочной станции и может быть представлена в табличном или ином виде, удобном для последующего использования вычислительными средствами. Блок 17 хранения цифровой модели железнодорожной станции представляет собой блок энергонезависимой памяти, выполненный с возможностью подключения к персональному компьютеру или серверу, в частности, как жесткий диск или твердотельный накопитель.
Кроме того, предварительно регистрируют в блоке 18 хранения нормативно-справочной информации о технологических процессах станции информацию: содержащуюся в технико-распорядительном акте железнодорожной станции, а также в нормативных документах, регламентирующих выполнение технологических операций с использованием технологического оборудования сортировочной станции, о маршрутах служебного прохода и негабаритных местах, о нормативной численности работников железнодорожной станции по видам реализуемой ими деятельности, нормативном времени выполнения технологических операций с участием работников железнодорожной станции, требуемых допусках и требованиях к квалификации для выполнения каждого из видов работ, выполняемых с привлечением работников железнодорожной станции, о требованиях охраны труда и действиях, характерных для каждого из видов их нарушений.
Данная информация представляет собой алгоритмическое обеспечение и служит основой для анализа времени, затрачиваемого на выполнение технологических операций определенного вида, а также для анализа затрачиваемых трудовых ресурсов (количества исполнителей, их компетенций). Блок 18 хранения нормативно-справочной информации о технологических процессах станции представляет собой блок энергонезависимой памяти, выполненный с возможностью подключения к персональному компьютеру или серверу, в частности, как жесткий диск или твердотельный накопитель.
Также регистрируют в блоке 20 выбора плана-графика работы железнодорожной станции критерий или совокупность критериев для осуществления выбора графика работы железнодорожной станции. В качестве критериев или совокупности критериев могут быть стоимость выполнения, объем затрачиваемых топливно-энергетических ресурсов, коэффициент загрузки, время выполнения, время простоя и т.п. Блок 20 выбора плана-графика работы железнодорожной станции представляет собой аппаратно-программное устройство на базе персонального компьютера или сервера.
Также регистрируют в блоке 25 предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю выбранный экономический показатель или их совокупность. Блок 25 предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю представляет собой аппаратно-программное устройство на базе персонального компьютера или сервера, выполняющий функцию сравнения предполагаемого результата выполнения плана-графика работы железнодорожной станции и указанных технологических операций для полученного перечня работников железнодорожной станции с выбранным экономическим показателем или их совокупностью.
Далее непрерывно получают информацию о ходе реализации технологического процесса, техническом состоянии инфраструктуры, технологического оборудования и тягового подвижного состава. В частности, получают информацию о текущем техническом состоянии инфраструктуры с использованием аппаратно-программного устройства 14 подсистемы мониторинга инфраструктуры, устройства 2 аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов и аппаратно-программного устройства 3 подсистемы управления сортировочным процессом, о текущих пространственных координатах, скорости, ускорении и направлении движения тягового железнодорожного подвижного состава с использованием аппаратно-программного устройства 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом и устройства 2 аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, о текущем техническом состоянии грузовых вагонов от аппаратно-программного устройства 7 подсистемы технического обслуживания вагонов, о результатах коммерческого осмотра поездов и вагонов от аппаратно-программного устройства 12 подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов, о результатах выполнения опробования тормозов грузовых составов от аппаратно-программного устройства 6 подсистемы опробования тормозов грузовых составов, о наличии ограничений на выполнение технологических операций и движение поездов и подвижных составов аппаратно-программного от устройства 9 подсистемы выдачи и отмены ограничений, о пространственных координатах исполнителей технологических операций через интерфейс 11 сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций, о текущем техническом состоянии средств оповещения от аппаратно-программного устройства 8 подсистемы оповещения, о планах проведения обслуживания и ремонта инфраструктуры, тягового подвижного состава и технологического оборудования сортировочной станции от интерфейса 10 сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий, о текущем техническом состоянии и результатах работы технических средств расцепки составов на сортировочной горке от аппаратно-программного устройства 13 робототехнического комплекса, осуществляющего расцепку составов на сортировочной горке, о текущем состоянии и результатах реализации технологического процесса роспуска составов от аппаратно-программного устройства 3 подсистемы управления сортировочным процессом, о текущем состоянии и изменениях параметров внешней среды от аппаратно-программного устройства 5 подсистемы управления сетевого уровня, о текущем состоянии элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава от аппаратно-программного устройства 3 подсистемы управления сортировочным процессом, аппаратно-программного устройства 14 подсистемы мониторинга инфраструктуры, устройства 2 аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, интерфейса 10 сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий, интерфейса 11 сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций и аппаратно-программного устройства 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом, о текущем количестве работников железнодорожной станции по видам реализуемой ими деятельности, психическом и физиологическом состоянии работников железнодорожной станции, их текущих пространственных координатах, выполнении ими установленных требований охраны труда от модуля 24 анализа работы и перераспределения трудовых ресурсов.
В качестве устройства 2 аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов рассматривается любая известная микропроцессорная или релейно-процессорная система централизации стрелок и сигналов, в частности, МПЦ-ЭЛ (RU 2692739, B61L 21/04, 26.06.2019). В качестве аппаратно-программного устройства 3 подсистемы управления сортировочным процессом рассматривается известная комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом (RU 2737815, B61B 1/00, 03.12.2020). В качестве аппаратно-программного устройства 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом рассматривается известная система маневровой автоматической локомотивной сигнализации МАЛС (RU 2369509, B61L 27/04, 10.10.2009). В качестве аппаратно-программного устройства 6 подсистемы опробования тормозов грузовых составов рассматривается известная автоматизированная система диагностики тормозов грузовых составов (RU 2709635, B60T 17/22, 28.08.2017) или ее аналоги. В качестве аппаратно-программного устройства 7 подсистемы технического обслуживания вагонов и аппаратно-программного устройства 12 подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов рассматривается известная система технического и коммерческого контроля состояния поездов (RU 2728202, B61K 9/12, 28.07.2020). В качестве аппаратно-программного устройства 14 подсистемы мониторинга инфраструктуры рассматривается известная система технического диагностирования и мониторинга (RU 2726387, G08C 19/00, 13.07.2020) или ее аналоги. В качестве аппаратно-программного устройства 5 подсистемы управления сетевого уровня рассматривается известная диспетчерская централизованная система управления движением железнодорожного транспорта (RU 2767644, B61L 27/00, 18.03.2022) или ее аналоги. В качестве аппаратно-программного устройства 8 подсистемы оповещения рассматривается известная система ограждения места работ и оповещения работающих на железнодорожном пути о приближении подвижного состава (RU 2746627, B61L 23/06, 19.04.2021). В качестве аппаратно-программного устройства 9 подсистемы выдачи и отмены ограничений рассматривается известная система выдачи и отмены предупреждений об ограничении скорости (https://niias.ru/products-andservices/products/asu/tipovaya-avtomatizirovannaya-sistema-vydachi-i-otmeny-preduprezhdeniy-ob-ogranichenii-skorosti-dvizh/). В качестве аппаратно-программного устройства 13 робототехнического комплекса, осуществляющего расцепку составов на сортировочной горке, рассматривается устройство автоматического расцепления автосцепок движущихся вагонов (RU 2728968, B61G 7/04, 03.08.2020).
В качестве интерфейса 10 сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий и интерфейса 11 сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций рассматриваются известные преобразователи интерфейсов для промышленных сетей (https://www.industrialnets.ru/setevye-shljuzy/preobrazovateli-sstcom/?yclid=3457495474896895999). В качестве автоматизированных рабочих мест линейных предприятий рассматриваются автоматизированные рабочее место электромеханика (http://sector-spb.ru/stdm-asdk/arm-shn-shchd), рабочее место специалиста по контактной сети (https://mez.ru/wp-content/uploads/2020/09/arm.pdf) и т.п. В качестве носимых автоматизированных рабочих мест исполнителей технологических операций рассматриваются известные мобильные рабочие места работников хозяйств (Кленов, А.В. Новые возможности с МРМ / А.В. Кленов // Автоматика, связь, информатика. - 2022. - № 2. - с. 41-42).
В качестве модуля 24 анализа работы и перераспределения трудовых ресурсов может выступать сервер с установленным на нем специализированным программным обеспечением, позволяющим осуществлять контроль за текущей занятостью работников в технологическом процессе железнодорожной станции и при возникновении необходимости перераспределение трудовых ресурсов.
Модуль 22 контроля допуска к выполнению работ осуществляет контроль по информации от аппаратно-программного устройства 15 подсистемы видеонаблюдения в случаях, когда одна или несколько стационарно установленных камер подсистемы видеонаблюдения используются для идентификации работника с использованием биометрии при его заступлении на рабочую смену, и/или интерфейса сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий и интерфейса сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций, когда в последних установлены средства идентификации работников с использованием биометрии перед началом смены. В качестве модуля 22 контроля допуска к выполнению работ может быть использован сервер или промышленный персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и периферийными устройствами для определения психического и физиологического состояния работника железнодорожной станции перед началом его смены по установленному в нормативной документации перечню параметров (артериальное давление, частота сердечных сокращений, наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, кожно-гальваническая реакция, характер пупиллограммы и иные установленные в нормативной документации параметры) или же может быть выполнено в виде типовых устройств предрейсового медицинского осмотра, в частности, в виде известного комплекса удаленного предрейсового медицинского осмотра водителей (https://predreysovye-osmotry.ru/kompleks-udalennogo-predreysovogo-medicinskogo-osmotra-voditeley/). Модуль 22 контроля допуска к выполнению работ осуществляет идентификацию работника железнодорожной станции по получаемой биометрической информации. При отсутствии отклонений от нормы психического и физиологического состояния работника железнодорожной станции и при соответствии данных работника графику труда и отдыха, модуль 22 формирует допуск к выполнению работ, который далее передается и регистрируется в модуле 23 контроля местоположения работников и выполнения ими требований охраны труда и далее передается в модуль 24 анализа работы и перераспределения трудовых ресурсов.
При обнаружении нарушений установленных требований охраны труда или отклонений психического и физиологического состояния работника железнодорожной станции от нормы осуществляют отзыв допуска на выполнение текущих работ и регистрируют досрочное окончание рабочей смены с использованием модуля 23 контроля местоположения работников и выполнения ими требований охраны труда.
Модуль 23 контроля местоположения работников и выполнения ими требований охраны труда представляет собой сервер или типовой промышленный компьютер с предустановленным программным обеспечением, который на основе ранее зарегистрированной информации о требованиях охраны труда и действиях, характерных для каждого из видов их нарушений, а также иной необходимой информации осуществляет выявление отклонений от нормы психического или физиологического состояния работников (например, обнаружения у работника состояние алкогольного опьянения), случаи нарушения ими требований охраны труда (перемещение вне установленных в нормативной документации маршрутов служебного прохода, нахождение в границах габарита подвижного состава или в негабаритных местах при движении железнодорожного подвижного состава и т.п.). В качестве первичного датчика модуль 23 контроля местоположения работников и выполнения ими требований охраны труда использует информацию от аппаратно-программного устройства 15 подсистемы видеонаблюдения.
В случае возникновения внештатной ситуации: отказа элементов инфраструктуры железнодорожной станции и т.п. - осуществляют определение видов работ к исполнению и последовательность их выполнения с использованием модуля 24 анализа работы и перераспределения трудовых ресурсов. Осуществляют с использованием модуля 24 анализа работы и перераспределения трудовых ресурсов поиск доступных для выполнения технологических операций работников железнодорожной станции с учетом требований к их компетенциям. Перечень работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций передают в блок 25 предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю.
При наличии отклонения текущего состояния или результата реализации технологического процесса сортировочной станции от плана-графика работы сортировочной станции, неисправности элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, превышении нормативной продолжительности задержки на начало выполнения технологической операции оператором или исполнителем, изменении параметров внешней среды, с использованием модуля 1 управления и контроля формируют сигнал на формирование обновленного плана-графика. Модуль 1 управления и контроля представляет собой аппаратно-программное устройство, позволяющее осуществлять сравнение текущего состояния технологического процесса сортировочной станции с нормативным состоянием технологического процесса на данный момент времени согласно плана-графика работы станции.
Далее получают сигнал на формирование обновленного плана-графика с использованием блока 16 моделирования технологического процесса и на основе цифровой модели железнодорожной станции, хранящейся в блоке 17 хранения цифровой модели железнодорожной станции, и нормативно-справочной информации о технологических процессах железнодорожной станции, хранящейся в блоке 18 хранения нормативно-справочной информации о технологических процессах станции, осуществляют моделирование технологического процесса работы железнодорожной станции на период, установленный в нормативной документации. Блок 16 моделирования технологического процесса представляет собой сервер, осуществляющий моделирование эксплуатационной работы железнодорожной станции. Реализуемый блоком 16 алгоритм моделирования может соответствовать алгоритму, описанному в способе управления работой сортировочной станции, использующем систему для управления работой сортировочной станции (RU 2767403, B61B 1/00, 17.03.2022).
На основе результатов моделирования технологического процесса осуществляют формирование вариантов плана-графика работы железнодорожной станции с использованием блока 21 формирования плана-графика работы железнодорожной станции. Блок 21 формирования плана-графика работы железнодорожной станции представляет собой аппаратно-программное устройство, реализующее формирование упорядоченной последовательности технологических операций.
Далее осуществляют анализ вариантов плана-графика работы железнодорожной станции с использованием блока 19 анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, при этом анализируют влияние нормативной продолжительности задержки на начало выполнения каждой технологической операции оператором или исполнителем на реализацию технологического процесса работы железнодорожной станции. Считают вариант плана-графика работы железнодорожной станции корректным, если его возможно реализовать с учетом нормативных продолжительностей задержек на начало выполнения каждой технологической операции оператором или исполнителем. Формируют для варианта плана-графика перечень рекомендаций для операторов и исполнителей технологического процесса в случае возникновения задержек на начало выполнения технологической операции оператором или исполнителем, а также неисправности элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава.
Если ни один из вариантов плана-графика работы железнодорожной станции по результатам моделирования не считается корректным, формируют с использованием блока 19 анализа и прогнозирования задержек технологических операций команду на формирование обновленного плана-графика работы железнодорожной станции и передают её в блок 16 моделирования технологического процесса. Если по результатам моделирования плана-графика работы железнодорожной станции получен только один корректный вариант плана-графика работы железнодорожной станции, то его беспрепятственно передают через блок 20 выбора плана-графика работы железнодорожной станции. Если по результатам моделирования плана-графика работы железнодорожной станции корректными считаются два и более плана-графика работы железнодорожной станции, то блок 20 выбора плана-графика работы железнодорожной станции осуществляет выбор плана-графика работы железнодорожной станции по одному или нескольким установленным критериям. Выбранный план-график работы железнодорожной станции передают в блок 25 предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю.
С использованием блока 25 предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю определяют возможность реализации полученного плана-графика работы железнодорожной станции и указанных технологических операций для полученного перечня работников железнодорожной станции с учетом выбранного экономического показателя или их совокупности.
Если полученные план-график работы железнодорожной станции и указанные технологические операции для полученного перечня работников железнодорожной станции удовлетворяют заданному экономическому показателю или их совокупности, то полученные план-график работы железнодорожной станции и перечень работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций принимают к исполнению и передают в модуль 1 управления и контроля.
Закрепляют ответственных работников железнодорожной станции за каждым из видов необходимых к проведению работ и устанавливают предельное время выполнения работ по устранению внештатной ситуации. Далее регистрируют информацию об окончании работ по устранению внештатной ситуации.
Информацию об окончании работ по устранению внештатной ситуации получают от модуля 1 управления и контроля после восстановления действия элементов инфраструктуры железнодорожной станции или по сведениям от модуля 23 контроля местоположения работников и выполнения ими требований охраны труда.
Если полученные план-график работы железнодорожной станции и указанные технологические операции для полученного перечня работников железнодорожной станции не удовлетворяют заданному экономическому показателю или их совокупности, то в модуль 1 управления и контроля передают сигнал о необходимости повторного определения плана-график работы железнодорожной станции и перечня работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций.
Посредством модуля 1 управления и контроля план-график работы железнодорожной станции передают в аппаратно-программное устройство 5 подсистемы управления сетевого уровня. Формируют управляющие команды в порядке и в моменты времени, установленные текущим планом-графиком работы железнодорожной станции и передают их на исполнение соответственно в устройство 2 аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, аппаратно-программное устройство 3 подсистемы управления сортировочным процессом, в аппаратно-программное устройство 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом, в аппаратно-программное устройство 6 подсистемы опробования тормозов грузовых составов, в аппаратно-программное устройство 7 подсистемы технического обслуживания вагонов, в аппаратно-программное устройство 8 подсистемы оповещения, в аппаратно-программное устройство 9 подсистемы выдачи и отмены ограничений, в аппаратно-программное устройство 12 подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов, в аппаратно-программное устройство 13 робототехнического комплекса, осуществляющего расцепку составов на сортировочной горке, стационарным рабочим местам линейных предприятий с использованием интерфейса 10 сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий и носимым автоматизированным рабочим местам исполнителей технологических операций с использованием интерфейса 11 сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций. На основе управляющих команд передают в аппаратно-программное устройство 13 робототехнического комплекса, осуществляющего расцепку составов на сортировочной горке, от аппаратно-программного устройства 3 подсистемы управления сортировочным процессом информацию о последовательности отцепов в сортируемом составе, а от аппаратно-программного устройства 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом о текущих пространственных координатах, скорости, ускорении и направлении движения тягового подвижного состава, осуществляющего надвиг грузового состава на сортировочную горку, управляют робототехническим комплексом, осуществляющим расцепку составов на сортировочной горке, формируют и передают результаты выполнения технологических операций в аппаратно-программное устройство 3 подсистемы управления сортировочным процессом и в аппаратно-программное устройство 4 подсистемы управления тяговым подвижным составом.
Дополнительно для уточнения пространственных координат тягового железнодорожного подвижного состава и исполнителей технологических операций используют аппаратно-программное устройство 15 подсистемы видеонаблюдения. Система видеонаблюдения может быть реализована аналогично известной системе контроля и оповещения при проведении работ в опасной зоне (RU 2747307, B61L 23/06, 04.05.2021).
Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает повышение уровня автоматизации технологического процесса работы сортировочной станции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ управления технологическим процессом железнодорожной станции | 2020 |
|
RU2738779C1 |
Система для управления работой сортировочных станций направления железнодорожной сети | 2018 |
|
RU2671790C1 |
Система для управления работой направления железнодорожной сети на основе виртуальной сортировки вагонов | 2020 |
|
RU2738778C1 |
Система оперативного управления движением транзитных поездов | 2019 |
|
RU2723051C1 |
Система для управления работой сортировочных станций | 2021 |
|
RU2767403C1 |
Автоматизированная система для оперативного нормирования парка локомотивов | 2017 |
|
RU2658748C1 |
Система для гибридного управления работой сортировочных станций с функцией поддержки принятия решений о порядке роспуска составов | 2020 |
|
RU2737817C1 |
Система для автоматического управления работой пассажирской станции с элементами грузовой местной работы | 2021 |
|
RU2771394C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ НАПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ | 2012 |
|
RU2500563C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НАПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ | 2012 |
|
RU2500558C1 |
Группа изобретений относится к управлению работой сортировочной станции. Способ управления технологическим процессом сортировочной станции с контролем и перераспределением трудовых ресурсов заключается в том, что предварительно формируют и регистрируют цифровую модель железнодорожной станции. При наличии отклонения, неисправности, формируют команду на формирование обновленного плана-графика. Регистрируют информацию о маршрутах служебного прохода и негабаритных местах, о нормативной численности работников, о нормативном времени выполнения технологических операций, о требованиях охраны труда и действиях. При обнаружении нарушений требований охраны труда или отклонений состояния работника осуществляют отзыв допуска на выполнение работ и регистрируют окончание рабочей смены. Принимают к исполнению план-график работы железнодорожной станции, если он удовлетворяет требованиям, если – нет, то формируют команду для повторного определения плана-графика работы железнодорожной станции. Также заявлена система управления технологическим процессом сортировочной станции. Технический результат заключается в повышении уровня автоматизации технологического процесса работы сортировочной станции. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ управления технологическим процессом сортировочной станции с контролем и перераспределением трудовых ресурсов, заключающийся в том, что предварительно формируют и регистрируют в блоке хранения цифровой модели железнодорожной станции информацию о путевом развитии и взаимном расположении парков, перечне технологического оборудования сортировочной станции и его типах, о пространственных координатах остряков стрелочных переводов, мест установки соответствующих электроприводов, границ путей, стрелочных и бесстрелочных секций, размещении напольных светофоров, оборудования рельсовых цепей и/или датчиков счета осей, размещения изолирующих стыков и технологического оборудования для управления скоростью и закрепления железнодорожного подвижного состава и осуществления его расцепки на сортировочной горке, предварительно регистрируют в блоке хранения нормативно-справочной информации информацию о технологических процессах станции, которая содержится в технико-распорядительном акте железнодорожной станции, а также в нормативных документах, регламентирующих выполнение технологических операций с использованием технологического оборудования сортировочной станции, далее непрерывно получают информацию о текущем техническом состоянии инфраструктуры, текущих пространственных координатах, скорости, ускорении и направлении движения тягового железнодорожного подвижного состава, текущем техническом состоянии грузовых вагонов, результатах коммерческого осмотра поездов и вагонов, результатах выполнения опробования тормозов грузовых составов, наличии ограничений на выполнение технологических операций и движение поездов и подвижных составов, пространственных координатах исполнителей технологических операций, текущем техническом состоянии средств оповещения, планах проведения обслуживания и ремонта инфраструктуры, тягового подвижного состава и технологического оборудования сортировочной станции, текущем техническом состоянии и результатах работы технических средств расцепки составов на сортировочной горке, текущем состоянии и результатах реализации технологического процесса роспуска составов, текущем состоянии и изменениях параметров внешней среды, текущем состоянии элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, при наличии отклонения текущего состояния или результата реализации технологического процесса сортировочной станции от плана-графика работы сортировочной станции, неисправности элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, превышении нормативной продолжительности задержки на начало выполнения технологической операции оператором или исполнителем, изменении параметров внешней среды формируют команду на формирование обновленного плана-графика, по получении которой осуществляют моделирование технологического процесса работы железнодорожной станции на период, установленный в нормативной документации, на основе результатов моделирования технологического процесса осуществляют формирование вариантов плана-графика работы железнодорожной станции и анализ полученных вариантов плана-графика, при этом анализируют влияние нормативной продолжительности задержки на начало выполнения каждой технологической операции оператором или исполнителем на реализацию технологического процесса работы железнодорожной станции, вариант плана-графика работы железнодорожной станции считают корректным, если его возможно реализовать с учетом нормативных продолжительностей задержек на начало выполнения каждой технологической операции оператором или исполнителем, и формируют для него перечень рекомендаций для операторов и исполнителей технологического процесса в случае возникновения задержек на начало выполнения технологической операции оператором или исполнителем, а также неисправности элементов инфраструктуры, технологического оборудования сортировочной станции и тягового подвижного состава, если ни один из вариантов плана-графика работы железнодорожной станции по результатам моделирования не считается корректным, формируют команду на формирование обновленного плана-графика работы железнодорожной станции и передают его в блок моделирования технологического процесса, если по результатам моделирования плана-графика работы железнодорожной станции получен только один корректный вариант плана-графика работы железнодорожной станции, то его передают в блок выбора плана-графика работы железнодорожной станции, если по результатам моделирования плана-графика работы железнодорожной станции корректными считаются два и более плана-графика работы железнодорожной станции, то осуществляют выбор плана-графика работы железнодорожной станции по одному или нескольким установленным критериям, формируют управляющие команды в порядке и в моменты времени, установленные текущим планом-графиком работы железнодорожной станции и передают их на исполнение, регистрируют критерий или совокупность критериев для осуществления выбора графика работы железнодорожной станции, отличающийся тем, что информацию о маршрутах служебного прохода и негабаритных местах, о нормативной численности работников железнодорожной станции по видам реализуемой ими деятельности, о нормативном времени выполнения технологических операций с участием работников железнодорожной станции, о требуемых допусках и требованиях к квалификации для выполнения каждого из видов работ, выполняемых с привлечением работников железнодорожной станции, о требованиях охраны труда и действиях, характерных для каждого из видов их нарушений дополнительно регистрируют в блоке предварительной обработки информации с приоритетом по выбранному экономическому показателю или их совокупности, получают информацию о текущем количестве работников железнодорожной станции по видам реализуемой ими деятельности, психическом и физиологическом состоянии работников железнодорожной станции, их текущих пространственных координатах, выполнении ими установленных требований охраны труда, осуществляют контроль допуска к выполнению работ, при обнаружении нарушений установленных требований охраны труда или отклонений психического и физиологического состояния работника железнодорожной станции от нормы осуществляют отзыв допуска на выполнение текущих работ и регистрируют досрочное окончание рабочей смены, в случае возникновения внештатной ситуации осуществляют определение видов работ к исполнению и последовательность их выполнения, поиск доступных для выполнения технологических операций работников железнодорожной станции с учетом требований к их компетенциям, перечень работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций передают в блок предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю, выбранный план-график работы железнодорожной станции передают в блок предварительной обработки информации с приоритетом по экономическому показателю, определяют возможность реализации полученных плана-графика работы железнодорожной станции и указанных технологических операций для полученного перечня работников железнодорожной станции с учетом выбранного экономического показателя или их совокупности, если полученные план-график работы железнодорожной станции и указанные технологические операции для полученного перечня работников железнодорожной станции удовлетворяют заданному экономическому показателю или их совокупности, то полученные план-график работы железнодорожной станции и перечень работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций принимают к исполнению, закрепляют ответственных работников железнодорожной станции за каждым из видов необходимых к проведению работ и устанавливают предельное время выполнения работ по устранению внештатной ситуации, далее регистрируют информацию об окончании работ по устранению внештатной ситуации, если полученные план-график работы железнодорожной станции и указанные технологические операции для полученного перечня работников железнодорожной станции не удовлетворяют заданному экономическому показателю или их совокупности, то формируют команду для повторного определения плана-график работы железнодорожной станции и перечня работников железнодорожной станции с указанием запланированных к выполнению ими технологических операций.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что уточнение пространственных координат тягового железнодорожного подвижного состава осуществляют с использованием аппаратно-программного устройства подсистемы видеонаблюдения.
3. Система управления технологическим процессом сортировочной станции, содержащая модуль управления и контроля, со входами/выходами которого соединены устройство аппаратно-программного комплекса централизации стрелок и сигналов, аппаратно-программное устройство подсистемы управления сортировочным процессом, аппаратно-программное устройство подсистемы управления тяговым подвижным составом, аппаратно-программное устройство подсистемы управления сетевого уровня, аппаратно-программное устройство подсистемы опробования тормозов грузовых составов, аппаратно-программное устройство подсистемы технического обслуживания вагонов, аппаратно-программное устройство подсистемы оповещения, аппаратно-программное устройство подсистемы выдачи и отмены ограничений, интерфейс сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами линейных предприятий, интерфейс сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами исполнителей технологических операций, интерфейс аппаратно-программного устройства подсистемы коммерческого осмотра поездов и вагонов, отличающаяся тем, что к дополнительным входам/выходам модуля управления и контроля подключены аппаратно-программное устройство робототехнического комплекса расцепки составов на сортировочной горке, входы которого соединены соответственно с выходами аппаратно-программного устройства подсистемы управления сортировочным процессом и аппаратно-программного устройства подсистемы управления тяговым подвижным составом, аппаратно-программное устройство подсистемы мониторинга инфраструктуры, аппаратно-программное устройство подсистемы видеонаблюдения и блок моделирования технологического процесса, со вторым, третьим и четвертым входами, которого соединены, соответственно, выход блока хранения цифровой модели железнодорожной станции, выход блока хранения нормативно-справочной информации о технологических процессах станции и первый выход блока анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, второй выход которого соединен со входом блока выбора плана-графика работы железнодорожной станции, выход блока моделирования технологического процесса соединен со входом блока формирования плана-графика работы железнодорожной станции, выход которого соединен со входом блока анализа и прогнозирования задержек выполнения технологических операций, выходы интерфейса сопряжения со стационарными автоматизированными рабочими местами, интерфейса сопряжения с носимыми автоматизированными рабочими местами и аппаратно-программного устройства подсистемы видеонаблюдения соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами модуля контроля допуска к выполнению работ, выход которого и второй выход аппаратно-программного устройства подсистемы видеонаблюдения соединены соответственно с первым и вторым входами модуля контроля местоположения работников, вход/выход которого соединен с выходом/входом модуля анализа работы и перераспределения ресурсов, вход которого подключен к выходу модуля управления и контроля, а выход соединен с первым входом блока предварительной обработки информации, второй вход которого подключен к выходу блока выбора плана-графика работы железнодорожной станции, а выход соединен со входом модуля управления и контроля.
Способ управления технологическим процессом железнодорожной станции | 2020 |
|
RU2738779C1 |
Система для автоматического управления работой пассажирской станции с элементами грузовой местной работы | 2021 |
|
RU2771394C1 |
Система для управления работой сортировочных станций | 2021 |
|
RU2767403C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДНОЙ РАБОТОЙ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ПО РАСПИСАНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ | 2013 |
|
RU2541551C1 |
CN 114348063 A, 15.04.2022. |
Авторы
Даты
2025-04-28—Публикация
2024-09-17—Подача