Область техники
Изобретение относится к вспомогательным приспособлениям для транспортировки носилок и применяется для эвакуации раненых с поля боя.
Уровень техники
Из уровня техники известны носилки, используемые в том числе для переноски раненого бойца. Требуют 4-6 человек эвакуационной группы. В результате движение медленное (2-4 км/ч). При этом такое большое скопление живой массы хорошо заметно с воздуха с учетом современных средств наблюдения (дронов) и обеспечивает наиболее выгодную позицию противнику для поражения группы. Кроме того, во фронтальной проекции такая группа имеет значительную ширину, что существенно ограничивает скорость движения в стесненном пространстве и представляет опасность при минировании по краям тропы.
Также в качестве эвакуационных средств широко применяются квадроциклы с прицепом или кузовом. Такая довольно габаритная техника хорошо заметна, а потому является приоритетной целью для врага. Кроме того, требует широкой дороги, малого поперечного уклона и невысокой колейности. Высокая скорость (15-90 км/ч) сложна для навесного огня, но не сложна для FPV дронов, вероятность использования которых врагом достаточно высока в условиях ведения высокотехнологичной войны.
Известна двухколесная тележка (мускульная или электро-моторизированная). Требует широкой дороги, малого поперечного уклона и невысокой колейности. Тяжелая (более 30 кг), хуже переносится на руках через препятствия, а с грузом осуществить переноску не представляется возможным. Некомпактная (от 80×130×50 см, 0,52 м3), хуже помещается в транспорте. Меньший диаметр колес и отсутствие демпфирования руками санитаров приводят к большей тряске пострадавшего. При этом в связи с необходимостью перекладывать пострадавшего с тележки существует вероятность его излишней травматизации.
В качестве наиболее близкого аналога заявителем выбрана известная эвакуационная тележка, раскрытая в патенте РФ на полезную модель №223556 (опубл. 22.02.2024), состоящая из колеса, вилки, каркаса для крепления жердей носилок, П-образной подножки и блока рукояток управления трансформируемым состоянием тележки, снабженного тросовым механизмом, при этом вилка выполнена из двух треугольных ног, расположенных с обеих сторон колеса, состоящих из размещенных над колесом продольных профилей и соединенных с ними раскосов, в области схождения которых ноги вилки крепятся шарнирно к оси колеса, а с противоположной стороны соединяются между собой с помощью пары поперечин с образованием горизонтальной прямоугольной рамы из упомянутых продольных профилей и поперечин, при этом каркас для крепления жердей носилок состоит из опорной и удерживающей частей, где опорная часть упомянутого каркаса представляет собой жесткую горизонтальную конструкцию из продольных профилей и соединенных с ними поперечин, при этом опорная часть упомянутого каркаса соединена шарнирно с рамой вилки с возможностью ее углового поворота относительно продольной оси, проходящей через точки шарнирного соединения рамы вилки с опорной частью упомянутого каркаса, обеспечивающего трансформацию тележки из рабочего вертикального положения в лежачее горизонтальное положение и наоборот, при этом рама вилки оборудована запирающим устройством с подпружиненной запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующим в вертикальном трансформированном положении тележки с ответным элементом фиксации, размещенным на первом продольном профиле опорной части упомянутого каркаса, при этом удерживающая часть упомянутого каркаса представляет собой жесткую конструкцию из четырех загнутых вверх концов поперечин опорной части упомянутого каркаса, на которых выполнены приспособления для удержания жердей носилок, а также зацепы для их фиксации, соединенные шарнирно с загнутыми вверх концами поперечин опорной части упомянутого каркаса.
К недостаткам известного технического решения можно отнести:
- отсутствие возможности фиксации колеса в горизонтальном положении, что не позволяет на сложных участках переносить носилки/тележку через высокие препятствия, заносить пострадавшего в транспортное средство без торчащего вниз колеса, транспортировать пустые носилки/тележку в плоско вертикальном положении, навешивать рюкзаки/груз сбоку и т.п.;
- отсутствие автоматической фиксации вилки в рабочем положении. Для фиксации требуется дополнительно выжать рукоять расцепления, чтобы ригель щеколды оказался втянут в ее корпус и не был поврежден боковым ударом от запорной детали;
- высокие трудозатраты при разъединении опорной и удерживающей частей тележки с целью перевода тележки в транспортное положение, замены частей, ремонта и т.п.;
- недостаточно надежную конструкцию зацепов для удержания жердей носилок, что обусловлено исполнением стержня крюка зацепа из прутка 6-10 мм, который не обеспечивает достаточную прочность (т.к. рычаг зацепа увеличивает усилие от руки в несколько раз, превращая его в усилие более 100 кгс на крюке зацепа), что приводит к деформации стержня, который теряет форму после нескольких таких фиксирующих манипуляций и перестает цеплять жердь носилок. Указанная конструкция зацепов к тому же не позволяет обеспечить простоту фиксации в сложных условиях (в темноте, при стрессе и нехватке времени);
- невозможность фиксации подножки в рабочем положении, что может привести к непроизвольному складыванию на грунтах с уклоном и последующему падению пострадавшего с носилок;
- невозможность трансформирования тележки в единую компактную конструкцию для последующей транспортировки;
Предлагаемое техническое решение направлено на преодоление отмеченных недостатков известной эвакуационной тележки - прототипа и при своем осуществлении позволяет обеспечить достижение технического результата, заключающегося в улучшении технико-эксплуатационных характеристик эвакуационной тележки.
Раскрытие изобретения
Для достижения указанного выше технического результата предлагается трансформируемая эвакуационная тележка, состоящая из колеса, вилки, каркаса для крепления жердей носилок, П-образной подножки и блока рукояток управления трансформируемым состоянием тележки, снабженного тросовым механизмом, при этом вилка выполнена из двух треугольных ног, расположенных с обеих сторон колеса, состоящих из размещенных над колесом продольных профилей и соединенных с ними раскосов, в области схождения которых ноги вилки крепятся шарнирно к оси колеса, а с противоположной стороны соединяются между собой с помощью пары поперечин с образованием горизонтальной прямоугольной рамы из упомянутых продольных профилей и поперечин, при этом каркас для крепления жердей носилок состоит из опорной и удерживающей частей, где опорная часть упомянутого каркаса представляет собой жесткую горизонтальную конструкцию из продольных профилей и соединенных с ними поперечин, при этом опорная часть упомянутого каркаса соединена шарнирно с рамой вилки с возможностью ее углового поворота относительно продольной оси, проходящей через точки шарнирного соединения рамы вилки с опорной частью упомянутого каркаса, обеспечивающего трансформацию тележки из рабочего вертикального положения в лежачее горизонтальное положение и наоборот, при этом рама вилки оборудована запирающим устройством, с запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующей в вертикальном трансформированном положении тележки с ответным элементом фиксации, размещенным на первом продольном профиле опорной части упомянутого каркаса, при этом удерживающая часть упомянутого каркаса представляет собой жесткую конструкцию из четырех вертикальных стоек, выполненных на поперечинах упомянутой опорной части упомянутого каркаса, на концах которых выполнены приспособления для фиксации жердей носилок, при этом согласно изобретению нога вилки оборудована запирающим устройством с запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующей в горизонтальном трансформированном положении тележки с ответным элементом фиксации, размещенным на втором продольном профиле опорной части упомянутого каркаса.
Предложенная конструкция эвакуационной тележки обеспечивает быструю и надежную фиксацию вилки с колесом помимо вертикального и в горизонтальном трансформированном положении тележки, что позволяет на сложных участках переносить тележку с носилками (или без носилок) через высокие препятствия, обеспечить быстрое залегание в условиях простреливаемой местности, заносить пострадавшего в транспортное средство без торчащего вниз колеса, транспортировать тележку в плоско вертикальном положении. При этом запирающее устройство может быть выполнено в виде щеколды с подпружиненным ригелем, концевая часть которого имеет торцевой срез, ориентированный в сторону зацепляемой поверхности ответного элемента фиксации, позволяет произвести автоматическое втягивание ригеля в корпус щеколды при контакте запорного элемента с зацепляемой поверхностью ответного элемента фиксации, с последующим зацеплением, и тем самым значительно упростить процесс перевода тележки в вертикальное или горизонтальное трансформируемое положение.
При этом шарнирные соединения рамы вилки с опорной частью каркаса для крепления жердей носилок обеспечиваются посредством щеколд с подпружиненными рычажными ригелями, смонтированных на концевых сегментах первого продольного профиля рамы вилки и выполненных с возможностью установки ригелей в ответные отверстия поперечин опорной части упомянутого каркаса через отверстия проушин, смонтированных попарно на поперечинах рамы вилки.
Предложенное конструктивное решение шарнирных соединений рамы вилки с опорной частью каркаса для крепления жердей носилок обеспечивает возможность полного и быстрого размыкания каркаса для крепления жердей носилок и вилки посредством отведения рычагов подпружиненных ригелей в направлении сжатия пружин. В результате отделения друг от друга указанных составных частей возможна дальнейшая трансформация тележки в транспортное положение, либо манипуляции, связанные с обслуживанием тележки, в т.ч. по замене частей, ремонту и т.п. При этом не требуются сложные операции с мелкой моторикой по разборке и сборке шарнирных узлов, исключены отделение и потеря мелких деталей.
При этом концевые сегменты поперечин опорной части каркаса для крепления жердей носилок соединены шарнирно со стойками П-образной подножки с возможностью ее фиксации в вертикальном рабочем и горизонтальном транспортном положениях посредством запирающего устройства в виде щеколды с подпружиненным рычажным ригелем, смонтированной на одной из стоек подножки, с возможностью установки ригеля в ответное отверстие вертикальной стойки удерживающей части упомянутого каркаса при фиксации подножки в вертикальном рабочем положении, а также с возможностью вхождения подпружиненного ригеля в ответное отверстие концевого сегмента поперечины опорной части упомянутого каркаса при фиксации подножки в горизонтальном транспортном положении.
Такая конструкция подножки обеспечивает ее надежную фиксацию в рабочем и транспортном положениях, что исключает ее непроизвольное складывание на грунтах с уклоном и падение пострадавшего с носилок, а также позволяет обеспечить плоскую компактную конструкцию всего каркаса для крепления жердей носилок без наличия выступающих элементов, осложняющих транспортировку.
При этом в стойках П-образной подножки проделаны отверстия, взаимодействующие в горизонтальном транспортном положении с подпружиненными рычажными ригелями щеколд, смонтированных на концевых сегментах второго продольного профиля рамы вилки.
Такая конструкция стоек подножки дает возможность осуществить трансформацию тележки в транспортное положение, при котором вилка с колесом фиксируется внутри каркаса крепления жердей носилок со стороны его вертикальных стоек. В результате вся тележка обретает габариты не более 680 × 670 мм × 18 мм, что позволяет легче размещать ее в стесненных условиях: в нишах траншей, на стенах блиндажей, в транспорте - под сиденьями УА3-452, на моторном отделении БТР и т.п., а также носить тележку на спине как рюкзак, задвигать в узкие проемы, на полки, складировать и т.п.
При этом приспособления для фиксации жердей носилок включают опорные площадки вертикальных стоек удерживающей части каркаса для крепления жердей носилок, сконфигурированные таким образом, чтобы в них с небольшим люфтом вкладывались жерди носилок и не соскальзывали в направлении, поперечном своей оси, а также зацепы, выполненные каждый в виде шарнирно-рычажного узла, включающего крюк с хвостовой частью на оси, соединяющей крюк с рычагом, ось вращения которого в свою очередь шарнирно связана с промежуточным подвижным элементом - качелью, шарнирно закрепленной на оси через отверстие в вертикальной стойке, причем все элементы зацепа представляют из себя пару параллельно расположенных идентичных пластин со штифтами осей, проходящими сквозь них, и соединенных поперечными элементами, при этом поперечный элемент, соединяющий пластины крюка, сконфигурирован в виде цилиндрического сегмента, формирующего прижимную поверхность частичного охвата жерди носилок.
Указанная конструкция приспособлений для фиксации жердей носилок позволяет одинаково эффективно фиксировать носилки как пустые, так и с грузом т.е. стянутые провисанием полотна. При этом зацепы способны вытянуть до 50 мм сужения носилок под нагрузками порядка 150 кг и имеют достаточный запас прочности, чтобы не деформироваться. При этом прижимная поверхность крюков всегда имеет положение параллельное жерди носилок, что позволяет производить быструю фиксацию без вращения крюка и поиска его правильного положения в сложных условиях (в темноте, при стрессе и нехватке времени).
Осуществление изобретения
Для более полного понимания сущности в описании даны отсылки на поясняющие фигуры, согласно которым представлены:
Фиг. 1 - эвакуационная тележка, рабочее положение с носилками;
Фиг. 2 - эвакуационная тележка, рабочее положение;
Фиг. 3 - эвакуационная тележка, лежачее положение;
Фиг. 4 - эвакуационная тележка, транспортное/походное положение;
Фиг. 5 - приспособление для фиксации жердей носилок, вид сбоку;
Фиг. 6 - запирающее устройство П-образной подножки, местный вид в продольном разрезе;
Фиг. 7 - шарнирный узел соединения вилки с опорной частью каркаса для крепления жердей носилок, местный вид в продольном разрезе;
Фиг.8 - частный вариант выполнения запирающего устройства вилки, обеспечивающего ее фиксацию в рабочем вертикальном положении, местный вид в продольном разрезе;
Фиг. 9 - частный вариант выполнения запирающего устройства вилки, обеспечивающего ее фиксацию в лежачем горизонтальном положении, местный вид в продольном разрезе.
Трансформируемая эвакуационная тележка состоит из колеса 1 (Фиг. 1), вилки 2, каркаса 3 для крепления жердей 4 носилок 5, П-образной подножки 6 и блока рукояток управления трансформируемым состоянием тележки 7, снабженного тросовым механизмом 8. Вилка 2 и каркас 3 выполнены из профильной трубы квадратного сечения. Каркас 3 в свою очередь состоит из опорной и удерживающей частей. При этом опорная часть каркаса 3 состоит из продольных профилей 8.1, 8.2 (Фиг. 2) и выступающих со стороны продольного профиля 8.1 поперечин 9.1, 9.2. Удерживающая часть каркаса 3 представляет собой жесткую конструкцию из четырех вертикальных стоек 10.1-10.4 (Фиг. 3), приваренных вертикально на концах поперечин 9.1, 9.2, с приспособлениями для фиксации жердей 4 носилок 5 (Фиг. 5), сформированными из приваренных к верхним концам вертикальных стоек 10.1-10.4 опорных площадок 11 и зацепов 12, которые шарнирно связаны с вертикальными стойками 10.1-10.4. Опорные площадки 11 представляют собой пластины, согнутые таким образом, чтобы в них с небольшим люфтом вкладывались жерди носилок и не соскальзывали в направлении, поперечном своей оси. Стойки 10.1-10.4 изготовлены такой высоты, чтобы пострадавший вне зависимости от веса, продавливая носилки вниз, не доставал до плоской опорной части каркаса 3, что обеспечивает его комфорт при транспортировке. В верхних частях стоек 10.1-10.4 проделаны отверстия (на чертежах не показаны) для оси 13 крепления зацепов 12. Они выполнены каждый в виде шарнирно-рычажного узла, включающего крюк 14 с хвостовой частью 15 на оси 16, соединяющей крюк 14 с рычагом 17, позволяющим увеличить усилие рук в несколько раз для плотного прижатия жердей 4 к опорным площадкам 11. Ось 16 вращения рычага 17 в свою очередь шарнирно связана с промежуточным подвижным элементом - качелью 18, которая в свою очередь шарнирно закреплена на оси 13 через отверстие в стойке 10.1-10.4. При этом качель 18 имеет такую степень свободы, чтобы при вращении ось 16 ее соединения с рычагом 17 смещалась вертикально на несколько миллиметров, а вместе с рычагом 17 и крюк 14 имел возможность находиться на различных расстояниях от опорной площадки 11. Все вышеперечисленное позволяет в опущенном (застегнутом) положении рычага 17 плотно зажимать между крюком 14 и опорной площадкой 11 жерди 4 различных диаметров, т.к. наличествующие на фронте носилки не всегда одинаковы и имеют диаметры жердей от 32 до 40 мм. Для регулировки зацепа 12 под конкретный диаметр качель 18 пружиной 19 прижимается к стойке 10.1-10.4 через регулировочную гайку-барашек 20 и болт 21 регулировки и натяжения зацепа, проходящий сквозь овальные прорези (на чертежах не показаны) в стойках. Каждая часть зацепа 12 -крюк 14, рычаг 17 и качель 18 представляют из себя пару параллельно расположенных одинаковых пластин (Фиг. 3) со штифтами осей, проходящими сквозь них, и соединенных плоскими поперечными элементами. Пластины 22 крюка 12, расположенные таким образом, выступают в роли ребер жесткости и способны выдерживать усилие в несколько сотен кг, при этом не деформируясь. Пластины 22 крюка 12 соединены прижимной поверхностью 23, представляющей собой цилиндрический сегмент с диаметром, близким к диаметру жердей носилок. Площадь поверхности достаточно велика, чтобы ее давление на жердь минимально повреждало полотно носилок, натянутое на жерди. Пластины 24 рычага 17 соединены плоской полосой 25, выступающей за габариты рычага 17 так, чтобы за нее было удобно цепляться пальцами в момент поднятия рычага 17 (расстегивания зацепа). Пластины 26 качели 18 (Фиг. 5) соединены плоской полосой с отверстием (на чертежах не показаны), через которое проходит болт 21 регулировки и натяжения зацепа 12. Фиксация жердей 4 (Фиг. 1) носилок 5 прижимными поверхностями 23 крюков 12 осуществляется с помощью тросового механизма 8, соединенного с блоком рукояток управления 7.
На концевых сегментах поперечин 9.1, 9.2 (Фиг. 3) опорной части каркаса 3 шарнирно на оси 29 (Фиг. 6) установлена П-образная подножка 6 с помощью проушин 27.1, 27.2, закрепленных соответственно на стойках 28.1, 28.2 подножки 6, которая выполнена с возможностью перевода в горизонтальное (сложенное) транспортное или разложенное вертикальное рабочее положения с помощью смонтированной на проушине 27.1 щеколды 30 с подпружиненным рычажным ригелем 31 (Фиг. 6), путем его вхождения в отверстие вертикальной стойки 10.1 при фиксации подножки 11 (Фиг. 2) в вертикальном рабочем положении, а также при переводе ее в горизонтальное транспортное положение (Фиг. 4) путем вхождения ригеля 31 (Фиг. 6) в отверстие 32 концевого сегмента поперечины 9.1.
Вилка 2 (Фиг. 1) выполнена из двух треугольных ног 33.1, 33.2, расположенных с обеих сторон колеса 1, состоящих из размещенных над колесом продольных профилей 34. 1, 34.2 (Фиг. 2) и соединенных с ними раскосов 35.1, 35.2 и, соответственно, 35.3, 35.4,в области схождения которых ноги 33.1, 33.2 (Фиг. 1) вилки 2 крепятся к оси (ступице) 35 колеса 1, а с противоположной стороны соединяются между собой с помощью пары поперечин 36.1, 36. 2 (Фиг. 2) с образованием горизонтальной прямоугольной рамы из продольных профилей 34. 1, 34.2 и поперечин 36.1, 36. 2. К поперечинам 36.1,36.2 вилки 2 приварены пластины проушин 37 шарнирного узла, соединяющего вилку 2 с опорной частью каркаса 3 с возможностью осевого поворота вилки 2 из рабочего вертикального положения (Фиг. 2) в лежачее горизонтальное (Фиг. З) и наоборот. Для этого на концевых сегментах продольного профиля 34.2 (Фиг. 2) установлены щеколды 38 (Фиг. 7) с подпружиненными ригелями 39, в результате их вхождения в соответствующие отверстия проушин 37 и отверстия в поперечинах 9.1 и 9.2 опорной части каркаса 3. При этом снятие каркаса 3 с вилки 2 (например, с целью перевода тележки в транспортное или рабочее положение) осуществляется возвращением ригелей 39 на исходную позицию путем оттягивания рычагов 40. Щеколды 38 также служат для фиксации на подножке 6 вилки 2 с колесом 1 в транспортном положении тележки (Фиг. 4), которая обеспечивается путем вхождения ригелей 39 (Фиг. 7) щеколд 38 в отверстия 41 (Фиг. 3), которые выполнены в стойках 28.1, 28.2 подножки 6.
Фиксация опорной части каркаса 3 в рабочем вертикальном положении обеспечивается с помощью запирающего устройства 42 (Фиг. 2), которое в предпочтительном частном варианте реализации выполнено в виде щеколды 43 (Фиг. 8) с подпружиненным ригелем 44, установленной на продольном профиле 34.1 вилки 2, а также уголка 45, смонтированного на продольном профиле 8.1 рамы 3, с которым при отпущенной рукоятке блока рукояток управления 7 (Фиг. 1) при воздействии тросового механизма 8 входит в зацепление ригель 44 (Фиг. 8), блокируя таким образом возможность углового поворота опорной части каркаса 3. При этом концевая часть ригеля 44 выполнена с торцевым срезом 46, ориентированным в сторону зацепляемой поверхности уголка 45, который обеспечивает автоматическое втягивание ригеля 44 в корпус щеколды 43 при контакте запорной части с зацепляемой поверхностью уголка 45, с последующим зацеплением.
Аналогичным образом осуществляется фиксация опорной части каркаса 3 в лежачем горизонтальном положении посредством запирающего устройства 47 (Фиг. 2), которое в предпочтительном частном варианте реализации выполнено в виде щеколды 48 (Фиг. 9) с подпружиненным ригелем 49, смонтированной на горизонтальной перемычке 50, установленной между раскосами 35.3 и 35.4 (Фиг. 2) ножки 33.2 (Фиг. 1) вилки 2. Ригель 49 (Фиг. 9) входит концевой частью с торцевым срезом 51 в зацепление с уголком 52, выполненным на продольном профиле 8.2 опорной части каркаса 3 (Фиг. 1). При нажатии рукоятки зацепления блока рукояток управления 7 ригель 49 втягивается в корпус щеколды 48 -соответственно происходит разблокировка фиксированного положения вилки 2. При отпущенной рукоятке - тросовый механизм 8 позволяет вилке 2 захлопнуться в одном из положений (в лежачем горизонтальном или рабочем вертикальном).
При этом в некоторых вариантах реализации изобретения конструкция запирающего устройства может представлять собой, например, поворотный ригель, либо поворотный двухрычажный механизм.
Изобретение осуществляется следующим образом.
В транспортном положении (Фиг. 4) подножка 6 фиксируется параллельно опорной части каркаса 3, к подножке 6 через отверстия 41 крепится вилка 2 своими проушинами 27.1, 27.2. Колесо 1 при этом расположено параллельно каркасу 3 между его стойками 10.1-10.4 и плотно упирается в них шиной, исключая тем люфт и лязг. Вся тележка принимает при этом наиболее компактные размеры из возможных. Нижняя сторона каркаса 3 становится плоской, без выступающих элементов и может быть расположена на полках хранения, стенах и спинах санитаров не царапая их.
В лежачем горизонтальном положении вилка 2 отцепляется от подножки 6 и крепится через проушины 27.1, 27.2 с помощью щеколд 38 в отверстия поперечин 9.1, 9.2 каркаса 3, образуя тем самым поворотный шарнир между опорной частью каркаса 3 и вилкой 2. Лежащая вилка 2 щеколдой 43 фиксируется на каркасе 3 и расположена так, чтобы тормозной диск находился дальше от грязи и меньше пачкался, изнашивался. Подножка 6 переводится и фиксируется перпендикулярно опорной части каркаса 3 и тем самым образует вторую (после вилки) опору для обеспечения опорной части каркаса 3 горизонтального положения. Стандартные армейские носилки с грузом или без могут быть установлены на опорную часть каркаса 3 и плотно на ней зафиксированы с помощью зацепов 12. Блок рукояток управления 7 крепится на правой жерди 4 носилок 5.
Для транспортировки пострадавшего санитары поднимают носилки 5 штатным образом, но с зацепленной на них снизу тележкой. Санитар, идущий сзади, нажимает на рукоятку расцепления, щеколда 48 освобождает вилку 2, которая, проворачиваясь на шарнире под собственным весом, падает и захлопывается на щеколду 43, фиксируясь на опорной части каркаса 3 в вертикальном рабочем положении. Санитары немного опускают носилки 5, передавая вес всей конструкции на колесо 1. В результате они испытывают незначительные нагрузки по толканию и балансировке эвакуационной тележки.
При преодолении спусков / подъемов можно тормозить вращение колеса 1, выжимая рукоятку тормоза 53 (Фиг. 1).
При необходимости быстрого залегания вилка 2 отцепляется от опорной части каркаса 3 (с помощью верхней рукояти зацепления), санитары смещают носилки 5 вбок и вниз, а вилка 2, проворачиваясь на шарнире на 90 градусов, защелкивается на опорной части каркаса 3 опять в лежачем положении. При преодолении препятствий вилку 2 с колесом 1 можно перевести в лежачее положение, не опуская носилок 5, а затем так же быстро выстегнуть их в рабочее положение.
При смене этапов эвакуации носилки можно отцепить от тележки и передать пострадавшего, далее не перекладывая его и снижая тем самым дополнительную травматизацию.
Предложенная конструкция эвакуационной тележки обеспечивает:
- возможность перемещаться по узким колеям и тропам;
- высокую маневренность (разворот на месте);
- передачу почти всего веса на колесо, в результате чего на санитаров остаются лишь горизонтальные усилия балансировки и тяги;
- нахождение санитаров при транспортировке в комфортном пешем положении, что экономит их силы;
- ширину двух санитаров с носилками на тележке во фронтальной проекции не больше корпуса человека, что позволяет перемещаться в узких пространствах (траншеи, подлесок, дверные проемы);
- быстрое крепление носилок, что позволяет:
- сэкономить на весе тележки, исключив из ее конструкции собственную поверхность для размещения пострадавшего;
- передавать пострадавшего на следующий этап эвакуации, не перекладывая между носилками, что позволяет избежать дополнительной травматизации;
- одинаково эффективно закреплять как пустые, так и нагруженные носилки, у которых натяжением полотна сжато расстояние между несущими жердями;
- закреплять носилки с различными диаметрами жердей - от 32 до 40 мм;
- возможность изменить плоскость колеса на горизонтальную, снижая тем высоту до менее чем 30 см, что позволяет:
- упростить перенос через высокие препятствия;
- обеспечить возможность низкого и устойчивого (лежачего) положения конструкции, при котором проще закреплять носилки с пострадавшим;
- поместить в сложенном положении тележку между арок задних колес в салоне УА3-452 «Буханка», наиболее часто используемого как автомобиль медэвакуации.
В конструкцию эвакуационной тележки заложены:
- простота, поскольку эксплуатация тележки не предполагает использования дополнительных инструментов, мелких теряемых деталей, и т.п.;
- прочность, обеспечивающая выдерживание конструкцией тележки ударной нагрузки при падении с грузом 130 кг с высоты 15 см;
- ремонтопригодность;
- легкость, поскольку масса тележки без носилок составляет менее 13 кг, что экономит силы при пешей транспортировке.
Представленные в описании сведения позволяют специалисту осуществить изобретение посредством указанных средств и методов, а описанные преимущества изобретения проявляются объективно и явным образом не следуют из уровня техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕДИКО-ЭВАКУАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (ВАРИАНТЫ) | 2018 |
|
RU2689096C2 |
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫЙ БОРТОВОЙ ПОДЪЁМНИК | 2015 |
|
RU2602269C2 |
ТЕЛЕЖКА-КАТАЛКА ПОД СЪЕМНЫЕ НОСИЛКИ ДЛЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2321383C1 |
ТЕЛЕЖКА-ПОДЪЕМНИК ДЛЯ БОЛЬНЫХ | 2012 |
|
RU2520041C2 |
САНИТАРНАЯ ТЕЛЕЖКА | 1996 |
|
RU2102053C1 |
МОБИЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ САНИТАРНЫЕ НОСИЛКИ | 2022 |
|
RU2792360C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РУЧНОЙ КЛАДИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОСТРАДАВШЕГО ЧЕЛОВЕКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2008 |
|
RU2399535C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОРТОВОЙ ПОДЪЕМНИК ДЛЯ ПАССАЖИРОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ | 2019 |
|
RU2726211C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ НОСИЛОК ДЛЯ БЛОКОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В НЕЙ КОМПЛЕКТ ОПОРНОГО РЫЧАГА | 2010 |
|
RU2560250C2 |
Изобретение относится к вспомогательным приспособлениям для транспортировки носилок и применяется для эвакуации раненых с поля боя. Эвакуационная тележка состоит из колеса, вилки, каркаса для крепления жердей носилок, П-образной подножки и блока рукояток управления трансформируемым состоянием тележки, снабженного тросовым механизмом, при этом вилка выполнена из двух треугольных ног, расположенных с обеих сторон колеса. Каркас состоит из опорной и удерживающей частей, где опорная часть представляет собой жесткую конструкцию из продольных профилей и соединенных с ними поперечин. Рама вилки оборудована запирающим устройством с запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующим в вертикальном положении тележки с ответным элементом фиксации. Нога вилки оборудована запирающим устройством с запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующим в вертикальном положении тележки с ответным элементом фиксации, размещенным на первом продольном профиле опорной части. Достигается улучшение технико-эксплуатационных характеристик эвакуационной тележки. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
1. Трансформируемая эвакуационная тележка, состоящая из колеса, вилки, каркаса для крепления жердей носилок, П-образной подножки и блока рукояток управления трансформируемым состоянием тележки, снабженного тросовым механизмом, при этом вилка выполнена из двух треугольных ног, расположенных с обеих сторон колеса, состоящих из размещенных над колесом продольных профилей и соединенных с ними раскосов, в области схождения которых ноги вилки крепятся шарнирно к оси колеса, а с противоположной стороны соединяются между собой с помощью пары поперечин с образованием горизонтальной прямоугольной рамы из упомянутых продольных профилей и поперечин, при этом каркас для крепления жердей носилок состоит из опорной и удерживающей частей, где опорная часть упомянутого каркаса представляет собой жесткую горизонтальную конструкцию из продольных профилей и соединенных с ними поперечин, при этом опорная часть упомянутого каркаса соединена шарнирно с рамой вилки с возможностью ее углового поворота относительно продольной оси, проходящей через точки шарнирного соединения рамы вилки с опорной частью упомянутого каркаса, обеспечивающего трансформацию тележки из рабочего вертикального положения в лежачее горизонтальное положение и наоборот, при этом рама вилки оборудована запирающим устройством с запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующим в вертикальном трансформированном положении тележки с ответным элементом фиксации, размещенным на первом продольном профиле опорной части упомянутого каркаса, при этом удерживающая часть упомянутого каркаса представляет собой жесткую конструкцию из четырех вертикальных стоек, выполненных на поперечинах упомянутой опорной части упомянутого каркаса, на концах которых выполнены приспособления для фиксации жердей носилок, отличающаяся тем, что нога вилки оборудована запирающим устройством с запирающим элементом, соединенным тросовым механизмом с блоком рукояток управления и взаимодействующим в горизонтальном трансформированном положении тележки с ответным элементом фиксации, размещенным на втором продольном профиле опорной части упомянутого каркаса.
2. Эвакуационная тележка по п. 1, отличающаяся тем, что запирающее устройство выполнено в виде щеколды c подпружиненным ригелем, концевая часть которого имеет торцевой срез, ориентированный в сторону зацепляемой поверхности ответного элемента фиксации.
3. Эвакуационная тележка по п. 1, отличающаяся тем, что шарнирные соединения рамы вилки с опорной частью каркаса для крепления жердей носилок обеспечиваются посредством запирающий устройств в виде щеколд c подпружиненными рычажными ригелями, смонтированных на концевых сегментах первого продольного профиля рамы вилки и выполненных с возможностью установки ригелей в ответные отверстия поперечин опорной части упомянутого каркаса через отверстия проушин, смонтированных попарно на поперечинах рамы вилки.
4. Эвакуационная тележка по п. 1, отличающаяся тем, что концевые сегменты поперечин опорной части каркаса для крепления жердей носилок соединены шарнирно со стойками П-образной подножки с возможностью ее фиксации в вертикальном рабочем и горизонтальном транспортном положениях посредством запирающего устройства в виде щеколды с подпружиненным рычажным ригелем, смонтированной на одной из стоек подножки, с возможностью установки ригеля в ответное отверстие вертикальной стойки удерживающей части упомянутого каркаса при фиксации подножки в вертикальном рабочем положении, а также с возможностью вхождения подпружиненного ригеля в ответное отверстие концевого сегмента поперечины опорной части упомянутого каркаса при фиксации подножки в горизонтальном транспортном положении.
5. Эвакуационная тележка по п. 3 или 4, отличающаяся тем, что в стойках П-образной подножки выполнены отверстия, взаимодействующие в горизонтальном транспортном положении с подпружиненными рычажными ригелями щеколд, смонтированных на концевых сегментах второго продольного профиля рамы вилки.
6. Эвакуационная тележка по п. 1, отличающаяся тем, что приспособления для фиксации жердей носилок включают опорные площадки вертикальных стоек удерживающей части каркаса для крепления жердей носилок, сконфигурированные таким образом, чтобы в них с небольшим люфтом вкладывались жерди носилок и не соскальзывали в направлении поперечном своей оси, а также зацепы, выполненные каждый в виде шарнирно-рычажного узла, включающего крюк с хвостовой частью на оси, соединяющей крюк с рычагом, ось вращения которого, в свою очередь, шарнирно связана с промежуточным подвижным элементом - качелью, шарнирно закрепленной на оси через отверстие в вертикальной стойке, причем все элементы зацепа представляют из себя пару параллельно расположенных идентичных пластин со штифтами осей, проходящими сквозь них, и соединенных поперечными элементами, при этом поперечный элемент, соединяющий пластины крюка, сконфигурирован в виде цилиндрического сегмента, формирующего прижимную поверхность частичного охвата жерди носилок.
RU 223556 U1, 22.02.2024 | |||
US 20120000718 A1, 05.01.2012 | |||
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ КЛЕТЕЙ ПОДЪЕМНИКОВ | 1928 |
|
SU17661A1 |
КАТАЛКА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И ПОГРУЗКИ (ВЫГРУЗКИ) В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОСТРАДАВШИХ | 2000 |
|
RU2181994C2 |
FR 2931779 B1, 28.05.2010. |
Авторы
Даты
2025-05-30—Публикация
2024-09-13—Подача