1
Изобретение относится к системам автоматического регулирования температуры и может быть использовано в автомобилестроении и других отрас лях промышленности.
Известен терморегулятор для системы автоматического регулирования температуры охлаждающей воды дизелей с радиаторными установками и гидродинамической муфтой в приводе вентилятора, содержащий датчик температуры с термореактивным наполнителем и усилитель с золотниковым клапаном, возвратной пружиной и гильзой, размещенными в корпусе l1 .
Недостаток терморегулятора - невозможность регулирования температуры начала открытия клапана и возможность осуществления работы только в одном режиме.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является терморегулятор, содержащий корпус, в котором размещены подпружиненный зо
.2
лотник и датчик температуры, соединенный с корпусом с помощью специаль ной гайки, причем между корпусом и датчиком температуры размещены шайбы, необходимые для регулирования начала перемещения золотника, а в боковой части включателя установлена пробка, имеющая на выходе из корпуса рычаг, в котором размещен подпружиненный фиксатор.
10
Указанный терморегулятор работать в трех режимах (автоматическом, постоянном и выключенном) с регулированием начала перемещения золотника 2 .
15
Однако размещение пробки с рычагом и фиксатором в боковой части регуля--. тора усложняет устройство, а регулирование температуры начала перемеще20ния золотника при помощи шайб неудобно в эксплуатации.
Цель изобретения - упрощение устройства.
310
Указанная цель достигается тем, что в известном терморегуляторе.содержащем корпус с Kpb ijKori, с входным и выходным каналами, запорный орган с пружиной, связанный со штоком датчика температуры, поворотную пробку с рычагом и фиксатором, поворотная пробка срычагом и фиксатором уста-. новлена а цилиндрической расточке корпуса между крышкой и запорным органом, седло которого расположено на резьбе в расположенном в корпусе корпусном элементе, в котором закреплен датчик температуры и выполнены кольцевая выточка и канал, соединенный с выходным каналом корпуса, а в поворотной пробке выполнены входной канал с возможностью соединения с входным каналом корпуса, причем пружина установлена между поворотной пробкой и запорным органом. Седло запорного органа выполнено с двумя внутренними полостями, причем внутренний диаметр верхней полости больше внутреннего диаметра нижней полости.
Запорный орган выполнен с гнездом в котором установлен торец пружины, и пазом, в котором установлен шток датчика температуры.
На фиг.1 изображен терморегулятор разрез; на фиг.2 и 3 выполнение узлов.
Терморегулятор содержит корпус 1, в нижней части которого установлен корпусной элемент 2 с жестко закрепленным в нем датчиком 3 температуры, а в верхней части - поворотная пробк с рычагом 5- Корпусной элемент 2 по резьбе соединен с седлом 6 запорного органа 7,который подиат к штоку датчика 3 температуры пружиной 8, поджимающей одновременно пробку k к крышке 9, выполненной с гнездами под шарик 10, являющийся фиксатором пробки А. Для обеспечения герметичности между корпусом 1, корпусным элементом 2 и пробкой k установлены уплотнительные кольца 11 и 12, а для подвода и отвода рабочей жидкости предусмотрены входной 13 и выходной И каналы. В корпусном элементе выполнены кольцевая выточка 15 и канал 1б, соединенный с выходным каналом 6 корпуса, а в поворотной пробке выполнен входной канал 17 с возможностью соединения с входным каналом 13 корпуса.
314
Седло запорного органа выполнено с полостью 18 большего диаметра и полостью 19 меньшего диаметра, а запорный орган имеет гнездо 20, в кото5 ром установлен торец пружины 8 и паз 21, в котором установлен шток датчика 3 температуры.
Терморегулятор работает следующим образом.
0 При повышении температуры охлахсдающей жидкости двигателя выше необходимой объемное расширение термореактивного -наполнителя датчика 3 температуры преобразуется в перемещение
5 штока, который поднимает запорный орган 7, сжимая пружину 8. Рабочая жидкость из канала 13 поступает через образовавшийся зазор между запорным органом и седлом 6 в канал
о 1 и далее в гидропривод вентилятора, при работе которого образуется воздушный поток, понижающий температуру охлаждающей жидкости. При понижении температуры пружина 8 растягивается,
5 прижимая запорный орган к седлу 6. При этом доступ рабочей ); идкости в гидропривод вентилятора прекращается, последний останавливается и температура охлаждающей жидкости начинает
j, подниматься. Далее цикл повторяется в той же последовательности.
Устройство может работать в трех режимах, что обеспечивается путем установки в соответствующее положение при помощи рычага 5 поворотной пробки А. Основной работы - автомэ тический. В этом случае температура охлаждающей жидкости периодически изменяется в диапазоне необходимых температур, а запорный орган 7 периодически поднимается и опускается. При выходе датчика. 3 из строя для обеспечения работы вентилятора терморегулятор устанавливают в полох ение постоянно. В этом случае шток терморегулятора 3 совершает полный ход, при этом каналы 13 и 1 сообщаются и вал вентилятора постоянно вращается. При необходимости остановки вентилятора терморегулятор устанавливают в положение выключено, .
Устройство просто в эксплуатации, за счет установки седла на резьбе позволяет регулировать начало перемещения золотника, а выполнение седла запорного органа с двумя полостями с разными диаметрами позволяет сократить время охлаждения двигателя за смет увеличения то,ка рабочей жид-. 51 кости через клапан, а изготовление запорного органа с гнездом и пазом, в которые упираются пружина и шток датчика температуры исключает отклонение запорного органа от оси симметрии седла. Формула изобретения 1. Терморегулятор, содержащий ко пус с крышкой, с входным и выходным каналами, запорный орган с пружиной связанный со штоком датчика темпера туры, поворотную пробку с рычагом и фиксатором, отличающийся тем, что, с целью упрощения регулятора, поворотная пробка с рычагом и фиксатором установлена в цилиндриче кой расточке корпуса между крышкой и запорным органом, седло которого установлено на резьбе в расположенном в корпусе корпусном элементе,в котором закреплен датчик температуры и выполнены кольцевая выточка и канал, соединенный с выходным каналом корпуса, а в поворотной пробке выполнены входной канал с возмож16ностью соединения с входным каналом корпуса, причем пружина установлена между поворотной пробкой и запорным .органом. 2. Терморегулятор по п. 1, о т л ичающийся тем, что седло запорного органа выполнено с двумя внутренними полостями, причем внутренний диаметр верхней полости больше внутреннего диаметра нижней полости , 3. Терморегулятор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что за порный орган выполнение гнездом,в котором установлен торец пружины, и пазом, в котором установлен шток датчика температура. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Тимошенков К.Д. и др. Терморегуляторы для дизелей, мощностью 600200 л.с., снабженных регулируемым гидроприводом вентилятора НИИИНФОРМТЯЖНЛШ, две, -72-8, 1972. 2. Унгер Э7В, и др. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КАМАЗ. М., Транспорт,- 1976, с.117 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕРМОРЕГУЛЯТОР | 1987 |
|
RU1482433C |
КЛАПАН | 2005 |
|
RU2285853C1 |
КРАН С ПОВОРОТНОЙ ПРОБКОЙ | 2000 |
|
RU2177573C1 |
Пресс для сеносоломистых материалов | 1986 |
|
SU1404023A1 |
ОГРАНИЧИТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В РЕЗЕРВУАРЕ | 1991 |
|
RU2008249C1 |
КЛАПАН ПЕРЕПУСКНОЙ МАГНИТОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИСКРЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ С ЗАЩИТОЙ ОТ ИЗНОСА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2517994C2 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU954591A1 |
КЛАПАН ПЕРЕПУСКНОЙ МАГНИТОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИСКРЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ С ЗАЩИТОЙ ОТ ИЗНОСА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2400663C1 |
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА | 1971 |
|
SU317228A1 |
ПРОХОДНОЙ ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН, САМОЗАКРЫВАЮЩИЙСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ НА ЕГО ВХОДЕ | 2003 |
|
RU2258167C1 |
фиг.I
Авторы
Даты
1983-02-28—Публикация
1980-05-19—Подача