Терморегулятор Советский патент 1983 года по МПК G05D23/02 

Описание патента на изобретение SU1001031A1

1

Изобретение относится к системам автоматического регулирования температуры и может быть использовано в автомобилестроении и других отрас лях промышленности.

Известен терморегулятор для системы автоматического регулирования температуры охлаждающей воды дизелей с радиаторными установками и гидродинамической муфтой в приводе вентилятора, содержащий датчик температуры с термореактивным наполнителем и усилитель с золотниковым клапаном, возвратной пружиной и гильзой, размещенными в корпусе l1 .

Недостаток терморегулятора - невозможность регулирования температуры начала открытия клапана и возможность осуществления работы только в одном режиме.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является терморегулятор, содержащий корпус, в котором размещены подпружиненный зо

.2

лотник и датчик температуры, соединенный с корпусом с помощью специаль ной гайки, причем между корпусом и датчиком температуры размещены шайбы, необходимые для регулирования начала перемещения золотника, а в боковой части включателя установлена пробка, имеющая на выходе из корпуса рычаг, в котором размещен подпружиненный фиксатор.

10

Указанный терморегулятор работать в трех режимах (автоматическом, постоянном и выключенном) с регулированием начала перемещения золотника 2 .

15

Однако размещение пробки с рычагом и фиксатором в боковой части регуля--. тора усложняет устройство, а регулирование температуры начала перемеще20ния золотника при помощи шайб неудобно в эксплуатации.

Цель изобретения - упрощение устройства.

310

Указанная цель достигается тем, что в известном терморегуляторе.содержащем корпус с Kpb ijKori, с входным и выходным каналами, запорный орган с пружиной, связанный со штоком датчика температуры, поворотную пробку с рычагом и фиксатором, поворотная пробка срычагом и фиксатором уста-. новлена а цилиндрической расточке корпуса между крышкой и запорным органом, седло которого расположено на резьбе в расположенном в корпусе корпусном элементе, в котором закреплен датчик температуры и выполнены кольцевая выточка и канал, соединенный с выходным каналом корпуса, а в поворотной пробке выполнены входной канал с возможностью соединения с входным каналом корпуса, причем пружина установлена между поворотной пробкой и запорным органом. Седло запорного органа выполнено с двумя внутренними полостями, причем внутренний диаметр верхней полости больше внутреннего диаметра нижней полости.

Запорный орган выполнен с гнездом в котором установлен торец пружины, и пазом, в котором установлен шток датчика температуры.

На фиг.1 изображен терморегулятор разрез; на фиг.2 и 3 выполнение узлов.

Терморегулятор содержит корпус 1, в нижней части которого установлен корпусной элемент 2 с жестко закрепленным в нем датчиком 3 температуры, а в верхней части - поворотная пробк с рычагом 5- Корпусной элемент 2 по резьбе соединен с седлом 6 запорного органа 7,который подиат к штоку датчика 3 температуры пружиной 8, поджимающей одновременно пробку k к крышке 9, выполненной с гнездами под шарик 10, являющийся фиксатором пробки А. Для обеспечения герметичности между корпусом 1, корпусным элементом 2 и пробкой k установлены уплотнительные кольца 11 и 12, а для подвода и отвода рабочей жидкости предусмотрены входной 13 и выходной И каналы. В корпусном элементе выполнены кольцевая выточка 15 и канал 1б, соединенный с выходным каналом 6 корпуса, а в поворотной пробке выполнен входной канал 17 с возможностью соединения с входным каналом 13 корпуса.

314

Седло запорного органа выполнено с полостью 18 большего диаметра и полостью 19 меньшего диаметра, а запорный орган имеет гнездо 20, в кото5 ром установлен торец пружины 8 и паз 21, в котором установлен шток датчика 3 температуры.

Терморегулятор работает следующим образом.

0 При повышении температуры охлахсдающей жидкости двигателя выше необходимой объемное расширение термореактивного -наполнителя датчика 3 температуры преобразуется в перемещение

5 штока, который поднимает запорный орган 7, сжимая пружину 8. Рабочая жидкость из канала 13 поступает через образовавшийся зазор между запорным органом и седлом 6 в канал

о 1 и далее в гидропривод вентилятора, при работе которого образуется воздушный поток, понижающий температуру охлаждающей жидкости. При понижении температуры пружина 8 растягивается,

5 прижимая запорный орган к седлу 6. При этом доступ рабочей ); идкости в гидропривод вентилятора прекращается, последний останавливается и температура охлаждающей жидкости начинает

j, подниматься. Далее цикл повторяется в той же последовательности.

Устройство может работать в трех режимах, что обеспечивается путем установки в соответствующее положение при помощи рычага 5 поворотной пробки А. Основной работы - автомэ тический. В этом случае температура охлаждающей жидкости периодически изменяется в диапазоне необходимых температур, а запорный орган 7 периодически поднимается и опускается. При выходе датчика. 3 из строя для обеспечения работы вентилятора терморегулятор устанавливают в полох ение постоянно. В этом случае шток терморегулятора 3 совершает полный ход, при этом каналы 13 и 1 сообщаются и вал вентилятора постоянно вращается. При необходимости остановки вентилятора терморегулятор устанавливают в положение выключено, .

Устройство просто в эксплуатации, за счет установки седла на резьбе позволяет регулировать начало перемещения золотника, а выполнение седла запорного органа с двумя полостями с разными диаметрами позволяет сократить время охлаждения двигателя за смет увеличения то,ка рабочей жид-. 51 кости через клапан, а изготовление запорного органа с гнездом и пазом, в которые упираются пружина и шток датчика температуры исключает отклонение запорного органа от оси симметрии седла. Формула изобретения 1. Терморегулятор, содержащий ко пус с крышкой, с входным и выходным каналами, запорный орган с пружиной связанный со штоком датчика темпера туры, поворотную пробку с рычагом и фиксатором, отличающийся тем, что, с целью упрощения регулятора, поворотная пробка с рычагом и фиксатором установлена в цилиндриче кой расточке корпуса между крышкой и запорным органом, седло которого установлено на резьбе в расположенном в корпусе корпусном элементе,в котором закреплен датчик температуры и выполнены кольцевая выточка и канал, соединенный с выходным каналом корпуса, а в поворотной пробке выполнены входной канал с возмож16ностью соединения с входным каналом корпуса, причем пружина установлена между поворотной пробкой и запорным .органом. 2. Терморегулятор по п. 1, о т л ичающийся тем, что седло запорного органа выполнено с двумя внутренними полостями, причем внутренний диаметр верхней полости больше внутреннего диаметра нижней полости , 3. Терморегулятор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что за порный орган выполнение гнездом,в котором установлен торец пружины, и пазом, в котором установлен шток датчика температура. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Тимошенков К.Д. и др. Терморегуляторы для дизелей, мощностью 600200 л.с., снабженных регулируемым гидроприводом вентилятора НИИИНФОРМТЯЖНЛШ, две, -72-8, 1972. 2. Унгер Э7В, и др. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КАМАЗ. М., Транспорт,- 1976, с.117 (прототип).

Похожие патенты SU1001031A1

название год авторы номер документа
ТЕРМОРЕГУЛЯТОР 1987
  • Деулин К.Н.
  • Пластинин Б.П.
RU1482433C
КЛАПАН 2005
  • Гусев Игорь Александрович
  • Поваляев Андрей Михайлович
RU2285853C1
КРАН С ПОВОРОТНОЙ ПРОБКОЙ 2000
  • Мартынов В.Н.
  • Пешков Л.П.
RU2177573C1
Пресс для сеносоломистых материалов 1986
  • Фомин Леонид Устинович
SU1404023A1
ОГРАНИЧИТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В РЕЗЕРВУАРЕ 1991
  • Свиридов Владимир Иосифович
  • Свиридов Юрий Владимирович
RU2008249C1
КЛАПАН ПЕРЕПУСКНОЙ МАГНИТОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИСКРЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ С ЗАЩИТОЙ ОТ ИЗНОСА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Сафаров Рауф Рахимович
  • Сафаров Ян Рауфович
  • Евсеев Дмитрий Андреевич
  • Тинеев Артем Геннадиевич
RU2517994C2
Двигатель внутреннего сгорания 1981
  • Максимов Владимир Викторович
  • Гаврилов Александр Константинович
  • Шевченко Петр Лукич
  • Мельников Иван Иванович
SU954591A1
КЛАПАН ПЕРЕПУСКНОЙ МАГНИТОРЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИСКРЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ С ЗАЩИТОЙ ОТ ИЗНОСА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Сафаров Рауф Рахимович
  • Сафаров Ян Рауфович
RU2400663C1
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА 1971
  • Иностранец Франц Пигиш
  • Федеративна Республика Германии
  • Иностранна Фирма Кзюддойче Кюлерфабрик Юлиус Фрб Бер
  • Федеративна Республика Германии
SU317228A1
ПРОХОДНОЙ ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН, САМОЗАКРЫВАЮЩИЙСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ НА ЕГО ВХОДЕ 2003
  • Лукьянов В.И.
  • Лукьянов А.В.
RU2258167C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 001 031 A1

Реферат патента 1983 года Терморегулятор

Формула изобретения SU 1 001 031 A1

фиг.I

SU 1 001 031 A1

Авторы

Бадаев Вячеслав Юрьевич

Пластинин Борис Порфирьевич

Диулин Константин Николаевич

Даты

1983-02-28Публикация

1980-05-19Подача