Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока, преимущественно в электроприводе транспортных средств для запуска двигателей внутреннего сгорания, в которых после осуществления запуска электродвигатель переводится в генераторный режим.
Известно устройство для запуска стартер-генератора транспортного средства, содержащее аккумуляторные батареи,,, стартер-генератор смешанного возбуждения, блок управления пуском с двумя группами замыкающих контактов и регулятор напряжения, причем блок управления подключается к аккумуляторным батареям через контакты кнопки пуска, последбвательная обмотка возбуждения и якорь стартера подключается к аккумуляторным батареям на первой ступени через пусковой резистор и заииыкающее контакты блока управления, а на второй ступени непосредственно через другие замыкающие контакты последнего Cl.в данных устройствах регулятор напряжения отключается от стартергенератора на времяпуска силовой
установки транспортного средства, и параллельная обмотка возбуждения стартер-генератора на первой ступени пуска не используется.При этом вращающий момент стартер-генератора определяется параметрами .его последовательной обмотки возбуждения и якоря, что является недостатком такого устройства. .
10
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для запуска стартер-генератора транспортного средства, содержащее электрическую машину с сериесной и шунтовой обмот15ками возбуждения, две аккумуляторных батареи, блок управления запуском с двумя размыкакхцими и тремя замыкающими контактами, кнопку Пуск с замыкающим контактом, регу20 .лятор напряжения и пусковой резистор, при этом один из выводов сериеской обмотки возбуждения подключен к одному из выводов якорной обмотки электрической машины, один из
25 выводов шунтовой обмотки возбуждения подключен к другому .выводу якорной обмотки и общему минусу энергосистемы, плюсовой вывод первой аккумуляторной батареи соединен с
30 плюсовым выводом второй аккумуляторной батареи через первый размыкающий контакт блока управления и через первый замыкающий контакт блока управления с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи, который через второй размыкающий контакт блока управления соединен с минусовым выводом первой аккумуляторной батареи и общим минусом, энергосистемы, плюсовой вывод второй аккумуляторной батареи соединен с общей точкой соединения второго и третьего замыкающего контактов блока управления, свободный вывод второго замыкающего контакта соединен с одним из выводов пускового резистора, свободный вывод третьего замыкающего контакта подключен к другому выводу пускового резистора и свободному выводу сериесной обмотки возбуждения электрической маииины, выход регулятора напряжения соединен со свободным выводом шунтовой Обмотки возбуждения электрической машины, а замыкающий контакт КНОПКИ Пуск включен последовательно в цепь питания блока управления t2j.
В известном устройстве на время запуска шунтовая обмотка контактами специального реле отключается от регулятора напряжения и через токоограничивающий резистор соединяется с плюсом энергосистемы. После окончания пуска реле переключает обмотку на регулятор и электрическая машина переводится в генераторный режим-.
Недостатком известного устройства является низкая надежность, вызванная наличием специального реле, а также тем, что обмотка возбуждения на все время пуска подключена к сети, что приводит к дополнительным потерям и нагреву.
Цель изобретения - повышение надежности .
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для запуска стартер-генератора транспортного средства, содержащее электрическую машину с сериесной и шунтовой обмотками возбуждения, две аккумуляторны батареи, блок управления запуском с двумя размыкающими и тремя замыкащими контактами, кнопку Пуск с за гмыкающим контактом, регулятор напряжения и пусковой резистор, один из выводов сериесной обмотки возбуждения подключен к одному из выводов якорной обмотки электрической машины, один из выводов шунтовой обмотки возбуждения подключен к другому выводу якорной обмотки и общему минсу энергосистемы, плюсовой вывод первой аккумуляторной батареи соединен с плюсовым выводом второй аккумляторной батареи через первый размыкающий контакт блока управления и через первый замыкающий контакт блока управления - с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи, который через второй размыкающий контакт блока управления соединен с минусовы выводом первой аккумуляторной батаре и общим минусом энергосистемы, плюсовой вывод второй аккумуляторной батареи соединен с общей точкой соединения второго и третьего замыкающих контактов блока управления, свободный вывод второго замыкающего контакта соединен с одним из выводов пускового резистора, свободный вывод третьего замыкающего контакта подключен к другому выводу пускового резистора и свободному выводу сериесной обмотки возбуждения электрической машины, выход регулятора напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения, а замыкающий контакт кнопки Пуск включен последовательно в цепь питания блока управления, дополнительно введена двухвходовая диодная логическая схема ИЛИ, первый вход которой подключен к общей точке соединения якорной обмотки и сериесной обмотки возбуждения, второй вход соединен с плюсовым выводом первой аккумуляторной батареи, а выход подключен к входу регулятора напряжения.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит электрическую машину с якорной обмоткой 1, к одному из выводов которой подключен один вывод сериесной обмотки 2 возбуждения, один из выводов шунтовой обмотки возбуждения подключен к другому выводу якорной обмотки 1, к общему минусу энергосистемы. Выход регулятора 3 напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения 4. Блок 5 управления запуском иммет три замыкающих контакта 6-8 и два размыкающих контакта 9 и 10. Один из выводов пускового резистора 11 подключен к свободному выводу сериесной обмотки возбуждения 2 резистора и одному из выводов третьего замыкакяцего контакта 7, другой вывод которого соединен с одним выводом второго замыкакяцего контакта 6, другой вывод которого подключен к свободному выводу пускового резистора 11. Плюсово вывод первой аккумуляторной батареи 12 через первый размыкающий контакт 9 соединен с плюсовым выводом второй аккумуляторной батареи.13, а через первый заг ыкающий контакт 8 с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи 13, Который через второй размыкающий контакт 10 блока управления соединен.с минусовым выводом аккумуляторной батареи 12 и общим минусом энерсосистемы. Плюсовой вывод аккумуляторной батареи 13 сое динен с общей точкой соединения замыкающих контактов 6 и 7, Двухвхо довая диодная логическая схема ИЛИ выполнена-на диодах 14-и 15, анод диода 14. которой является первым входом и подключен к общей точке со динения сериесной обмотки 2 вОзбужд ния с якорной обмоткой 1, анод диода 15, являющийся вторым входом логической схемы ИЛИ Соединен с плюсо вым выводом аккумуляторной батареи 1 Объединенные катоды диодов 14 и 15, т.е выход логической схемы ИЛИ, по ключены к входу регулятора 3 напряжения. Замыкающий контакт кнопки Пуск 16 включен последовательно в цепь блока 5 управления запуском. Устройство работает следующим об разом. При нажатии кнопки Пуск 16 бло 5 управления запуском подключается к аккумуляторным батареям 12 и 13, которые соединены параллельно размыкающими контактами 8 и 10. Блок 5 управления запуском срабатывает и своими замыкающими контактами 6 под ключает сериесную обмотку 2 возбуждения и якорную обмотку 1 электрической машины к аккумуляторным бата реям 12 и 13 через пусковой резистор 11. Вследствие того, что уровен напряжения аккумуляторных батарей 12 и 13 ниже уставки регулятора 3 напряжения, шунтовая обмотка 4 возбуждения подключается через открытый регулирующий орган регулятора напряжения и диод 15 к аккумуляторным батареям 12 и 13. В результате увеличивается вращающий момент стартер-генератора на первой ступени пуска.. Таким образом на первой ступени пуска осуществляется выбор люфтов в зацеплении валов стартергенератора и силовой установки тран портного средства. Через определенную выдержку времени замыкающие контакты 8 и размыкающие контакты 9 и 10 блока 5 управления переключают аккумуляторные батареи 12 и 13 с параллельного сое динения на последовательное, а замыкающий контакт 7 блока 5 управления подключает к последним сериесную обмотку 2 возбуждения и якорную обмотку 1 электрической машины (вторая ступень). При этом цепь питания регу лятора 3 напряжения через диод 14 логической схемы ИЛИ подключается к якорной обмотке 1.электрической машины, регулирующий орган регулятора 3.напряжения переключается из открытого состояния в закрытое. Отпускание кнопки 16 после пуска силовой установки транспортного средства приводит к отключению блока 5 управления от аккумуляторной батареи 12, размыкающие контакты 9 и 10 И замыкающие контакты 8 пере- ключают аккумуляторные батареи 12 и 13 на параллельное соединение, а замыкающие контакты 6 и 7 отключают сериесную обмотку 2 возбуждения и якорную обмотку 1 электрической машины от аккумуляторной батареи 13. Напряжение на якорной обмотке 1 электрической машины .снижается до уровня, при котором регулирующий орган регулятора напряже|ния обеспечивает генераторный режим работы электрической машинн. Формула изобретения Устройство для запуска стартергенератора транспортного средства, содержащее электрическую машину с сериесной и шунтовой обмотками возбуждения, две аккумуляторные --батереи, блок управления запуском с двумя размыкающими и тремя замыкающими контактами, кнопку Пуск с замыкающим контактом, регулятор напряжения и пусковой резистор, один из выводов сериесной обмотки возбуждения подключён к одному из ВЬЗОДОВ якорной обмотки электрической машины,один из выводов шунтовойобмотки возбуждения подключен к другому выводу якорной обмотки и общему минусу энергосистемы, плюсовой вывод первой аккумуляторной батареи соединен с плюсовым выводом второй аккумуляторной батареи через первый размыкающий контакт блока управления и через первый замыкающий контакт блока управления с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи, который через второй разкогзкающий контакт блока .управления соединен с минусовым выводом первой аккумуляторной батареи и общим минусом энергосистекы, плюсовой вывод второй аккумуляторной батареи соединен с общей точкой соединения второго и третьего заги&зкающих контактов блока управления, свободный вывод второго замыканнцего контакта соединен с одним из выводов пускового резистора,свободный вывод третьего заьвлкающего контакта подключен к другому выводупускового резистора и свободному выводу сериесной обмотки возбуждения электрической машины, выход регулятора напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения электрической машины, а замыкающий контакт кнопки Пуск включён последовательно в цепь питания блока управления, отличаю-, щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, дополнительно введена двухвходовая диодная логическая схема ИЛИ, первый вход которой подключей к общей точке соединения якорной обмотки и сериесной обмотки возбуждения, второй вход соединен с плюсовым выводом первой аккумуляторной батареи, а выход подключен к входу регулятора напряжения. . . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Велоновский А.С. Электрообору- дование бронетанковой техники. М., Машиностроение, 1976, с. 116-124.
2.Основы электрооборудования летательных аппаратов. Под ред. Д.Э. Брускина. М., Высшая школа, 1978, с. 174-177.
lff
Авторы
Даты
1983-02-28—Публикация
1980-11-13—Подача