Изобретение относится к области электрооборудов ания транспортных средств, главным образом, автомобилей и тракторов, а именно, к у€Т1ройства.м для яуска дизельных двигателей.
Известны .пусковые устройства для дизельного двигателя, содержащие стартер свечи Накаливания, подключенные через выключатель и термореле к бортовой сети транспортного -средства, соединенной с генератором и аккумуляторной батареей. При предварительном пролреве свечей накаливания iB цепь включается обмотка термореле; при подаче напряжения на выводы тягового реле стартера ювечи накаливания присоединяются «епооредственно к плюсовой шине бортовой сети |1.
Недостатком этих устройств является то, что они не обеспечивают отключение генератара от свечей иажаливания при пуске двигателя, вследствие чего овеч1и могут перегорать.
Известно также пусковое устройство для дизельного двигателя, содержащее электрический стартер с тяговьш реле, свечи накаливания, подключенные через кнопочный выключатель и обмотку тер,мореле к плюсовой щине бортовой сети, к которой подсоединены контакты тя гового реле, и блокировочное реле.
Блокировочное реле имеет две пары контактов, и при включении стартера замыкающие контакты подключают свечи накаливания непосредственно к плюсовой щинс
5 бортовой сети, а размыкающие - отключают обмотку возбуждения генератора 2. Указанное устройство имеет тот недостаток, что подключение 1свечей накаливания непосредственно к плюсовой щине бортовой
10 сети происходит при подаче питания на обмотку тягового реле стартера. При этом предполагается, что стартер подключается за время менее 0,5 с к бортовой сети, за счет чего напряжение последней понижается до
15 уровня 195, соответствующего номинальному напряжению свечей накаливания.
Между тем, во время запуска двигателя, в случае утыкания зуба щестерни стартера
20 в зуб венца маховика, контакты тягового реле стартера не замыкаются, стартер длительное время не подключается к -бортовой сети, напряжение которой будет равно напряжению аккумуляторной батареи 24-
25 26 В, вследствие ч-его свечи накаливания, рассчитанные на напряжение 19 В, могут перегорать.
Целью изобретения является повыщение надежности пуска -путем щунтирования об30 мотки термореле в цепи свечей -н-акаливания яр.и за;мыкании контактов тягового реле.
Указалная :цель дослигается тем, что устройство дополиительно снабжено дгунтнрующим реле, об;мот1ка которого через контакты тягового реле подключена к нлюсовой шине бортовой сетн, а контакты - параллельно обмотке термо реле.
На чертеже -изображена iCxeMa устройства.
Бортовая сеть траиопортного средства содержит аккумуляторную батарею /, нодключенную к м.инусовой шкне (массе) и 1нлю,со.вой шлне 2. К последней подключены генератор 3 переменного тока, через вы,ключатель стартера 4 обмотка промежуточного реле 5, контакты 6 которого включены в цень об.моток тягового реле 7 стартера 8, а также сериесная обмотка 9 стартера и якорь 10 стартера через .колта кты // тягоiBoro реле 7 стартера. Кнолочлый .выключатель 12 подключает к ллюсовой шине 2 свечи накаливалия 13 через обмотку 14 тормореле 15, а через контакты 16 термореле - элект ромагннт толлИВнО|ГО 1КЛ1алана 17 н -контрольную ламлу 18. Размыкающие контакты 19, управляемые обмоткой блокироЗОЧ1НОГО реле 20, .включены :в цепь между обмоткой возбуждення генератора .и регулятором налряжения 22. Обмотка 5 шунтирующего реле соединена с плюсовой щиной 2 через конта(кты // тягового реле стартера, а контакты 24 щунтирующего реле аодключены параллельно об.мотке термореле.
Устройст1во работает следующим образам.
При замыкании контактов кнолочного выключателя 12 питалле от аккумуляторной батареи / по плюсовой шнне 2 бортовой сет1и подается через обмотку 14 термореле
151на свечи накаллвалня 13, а также на обMoTiKy бло.киро:вочного реле 20, контакты 19 которого размыкаются, обесточивая цель обмотки 21 возбуждения генератора 3. При натреве свечей накалнаамия 13 до определенной температуры, замыкаются контакты
16термореле, включая электромагнит топливного клалана 17 и ла.млу 18, сигнализирующую о готовности двигателя к пуску. Выключатель стартера 4 уста.навл1-гзают в лоложени-е, при кото-ром через его контакты к бортО ВОЙ сети подключается обмот.ка лро межуточного реле 5 ,и через 1КонтаКты 6 этого .реле обмотки тягового реле 7 стартера подключаются .к плюсовой шине 2.
При зацеплееии шестерни стартера с венцом маховика, контакты .// тягового реле стартера замыкаются, якорь 10 стартера подключается к плюсовой шине 2 бортовой сети, лалряжение которой понижается до УРО.ВНЯ 18-19 В, безопасного для овечей
накаливания 13. К плюсовой шине 2 бортовой сети через замкнувщ.иеся контакты // тягового реле стартера подключается также обмотка 23 шунтирующего реле, рассчитанлого на напряжение срабатывал.ия 16- 18 В, .контакты 24 которого за.мыкаются и подключают свечи лакаливания 13 .к ллюсовой шлне 2 оортавой сети.
При сталкивалин зуба .щестерви стартера :и зуба венца маховика, контакты // тягового реле 7 не за.мыкаются, якорь 10 стартера и обмотка шунтирзющего реле 23 не .подключаются к плюсовой шине 2 бортовой сети. Обмотка реле 23 в этом случае
находится под напряженлем, разным тгаделлю лалряжения в я-коре 10 стартера и сер.иесной обмотке 9, вызванному прохождением через стартео ра-бочего то.ка обмотки тягового реле стартера 7. Поскольку .налряж-енне значительно лиже лалряжения срабатывания шунтирующего реле, ко.нтакты 24 последнего остаются разомкнутыми, и свечи накаливания 13 соединяются с плюсовой шиной 2 бортовой сети через обмотку
4 термореле 15, что устраняет возможность перегорания свечей лакаливания, благодаря чему повышается надежность устройства в целом.
Техллко-экономлческий эффект .изобретения достигается за счет повышения надежности устройства и увеличения срока службы свечей лакаливания.
Формула .изобретен и я
Пусковое устройство .для дизельного двигателя, содержащее электрический стартер с тяговьш реле, .авечи ла.каливания, подключелиые через |Кнопоч} ый выключатель и обмотку термореле к плюсовой щине бортовой сети, к которой подсоединены контакты тяго1вого реле, н блокировочное реле, обмотка которого через кнопочный включатель подключена к плюсовой щине, а контакты включены з цепь обмотки возбуждения генератора, отличающееся тем. что, с целью ло.вышелия надежности пуска путем щуптирования обмотки гермореле в цепи свечей накаливания при замыкании
контактов тягового реле, устройство дополллтельно снабжено щунтирующим реле, обмотка кото.рого через контакты тягового реле подключена к ллюсовой шине бортовой сети, а контакты - параллельно обмотке термореле.
Р1СТОЧИ-ИКИ информации, принятые -во внимание прл экспертизе:
1.Патент ФРГ Л 1958443, кл. 46 С 6, опубл. 1967.
2.Авторское свидетельство СССР .№ 580340, кл. F 02 N Г1/08, 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пусковое устройство для дизельного двигателя | 1982 |
|
SU1032206A1 |
Устройство для облегчения пуска дизельного двигателя | 1973 |
|
SU580340A1 |
ГАЗО-ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2763960C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2520180C2 |
Устройство электропитания нагрузки транспортного средства | 1980 |
|
SU878624A1 |
БЛОК ПУСКА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2031239C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ НИЗКОВОЛЬТНЫХ ЦЕПЕЙ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2166439C2 |
Система электроснабжения для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания | 1975 |
|
SU574350A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ И ОСТАНОВКОЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ("АВТОЗАПУСК") | 2006 |
|
RU2323366C2 |
СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2247858C1 |
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1978-08-18—Подача