том конце снабжены шаровидными наконечниками, установленными в прорезях проводящей планки 2.
Нижние нити соединены одним концом с шариками диполей другого знака, а на другом конце снабжены шаровидными наконечниками, установленными в прорезях проводяшей планки 3. На боковых стенках корпуса 1 установлены электроды 6 в виде.плоских дисков. Центры дисков и диполей находятся на одном уровне. Для проведения опытов клеммы 7 дисков через четырехполюсный переключатель подключают к полюсам высоковольтного выпрямителя с регулируемым напряжением (20-25 кВ),а клеммы 8 проводника планок подключают к полюсам того же источника, на которые подается постоянное напряжение (10-12 кВ).
Алюминиевые шаровидные наконечники могут скользить вдоль прорезей проводящих планок 2 и 3, причем верхние могут фиксироваться зажимами 9, установленными на корпусе.1
Модель работает следующим образом.
Фиксируя верхние наконечники с помощью зажимов 9 при произвольной ориентации осей диполей, постепенно увеличивают напряжение внешнего поля, при этом оба диполя враш,аются вокруг вертикальных нитей 5, и при максимальном напряжении их моменты совпадают с напряжением силовых линий.
Изменив с помощью переключателя направление внешнего поля, наблюдают за изменением направлени-я ориентации диполей.
Благодаря упругости нитей 5 при снятии напряжения с клемм 7 дисков ориентация диполей нарушается. Это моделирует так называемую ориентационную или дипольную поляризацию.
Затем снимают зажимы 9 и повторяют опыт. В этом случае при отключении внешнего поля ориентация диполей сохраняется.
Это моделирует особенность поляризации диэлектриков, называемых сегнетоэлектриками.
Впоследствии один из электродов 6 заменяют на диск с уменьшенной площадью (в 10-15 раз). В этом случае внешнее электрическое поле является неоднородным и при воспроизведении опыта диполи не только ориентируются, но и смещаются в сторону увеличения напряженности, т.е. в сторону диска с меньшей .плбщадью.
Таким образом, изобретение позволяет повысить качество усвоения учебного материала и эффективность использования пособия в учебном процессе, так как лаглядно демонстрирует особенности поведения диэлектриков в электрическом поле.
Формула изобретения
Прибор для демонстрации поляризации диэлектриков, включающий прямоугольный корпус из прозрачного материала с плоскими электродами на его боковых стенках, подключенными к полюсам высоковольтного источника напряжения, и горизонтально расположенную модель диполя, закрепленную на подвесе в корпусе, отличающийся тем, что, с целью повыщения наглядности, он имеет дополнительную модель диполя с подвесом, расположенную в корпусе, верхнюю и нижнюю планки с прорезями, между которыми расположены модели диполей, нити, соединенные одним концом с моделями, шаровые наконечники, закрепленные на концах подвесов и нитей, и зажимы, связанные с наконечниками подвесов, при этом нити и подвесы расположены в прорезях планок.
5Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Лекционные демонстрации по физике под ред. В. И. Ивероновой.-М., 1972 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор по физике | 1989 |
|
SU1656577A1 |
УСТРОЙСТВО для МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ | 1971 |
|
SU303608A1 |
ГАЗОРАЗРЯДНАЯ ТРУБКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ТЛЕЮЩЕГО РАЗРЯДА | 2009 |
|
RU2405213C1 |
МНОГОСЛОЙНАЯ АЭРОСТАТИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА, ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРОНАМИ | 2007 |
|
RU2376195C2 |
СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ СПОНТАННОЙ МАГНИТНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ ПОВЕРХНОСТИ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2284059C2 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1992 |
|
RU2065205C1 |
Устройство для демонстрации влияния поляризационного сопротивления на рассеивающую способность электролитов | 1988 |
|
SU1585822A1 |
Учебный прибор по физике | 1982 |
|
SU1051561A1 |
Учебный прибор по черчению Усманова | 1983 |
|
SU1107152A1 |
Учебная модель электрической машины | 1985 |
|
SU1257696A1 |
Авторы
Даты
1983-03-15—Публикация
1981-09-11—Подача