Изобретение относится к открытым горным работам и по разработке мест рождений полезньлх ископаемых с вытя той формой крутопадающей или наклонной залежи и может быть применено при реконструкции или же поэта ной разработке карьеров. Известен способ реконструкции ка рьера с экскаваторной перевалкой горной массы под откос уступа для образования транспортной полосы, при этом производят одновременное взрывание двух, а иногда и трех сме ных уступов, располагая взрываемые блоки каскадом один над другим, карьер разделяетсяпо высоте на рабоч этапы, состоящие из нескольких уступов, а реконструкция ведется поэтапно 1 . Недостатки способа - сложные работы горнотранспортного оборудования, увеличенные трудоемкости горных работ и эксплуатационных расходов., Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаем му результату является способ ре-; конструкции карьера, включающий раз деление карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и вкрест простирания, экскаваторную отработку вскрыши с применением буровзрывных работ для отбойки пород и внутренним отвалообразованием, внутрикарьерный железнодорожный тра спорт пород вскрыши к торцу карьера в стационарную приемную траншею и . далее транспортерами в отвал через подземную выработку 2. Однако для доступа транспорта с отрабатьшаемых горизонтов в стационарную приемную траншею в торце карьера необходимо- разместить съезд по одному или обоим бортам карьера, что требует дополнительной выемки вскрышных пород. При отработке каждого горизонта требуется перекладка железнодорожных наклонных путей, что увеличивает перепробег поездов в отработанно направлении: от приемной траншеи и приводит к удорожанию работ по реко струкции. Необходимо применение скользящих съездов, которые потребуют разделение рабочих уступов съездаини на две части, увеличение буровзрывных и путеперекладочных работ, ухудшение условий труда и техники безопасности, снижение производительности горнотранспортного оборудования. Цель изобретения - уменьшение , затрат на производство работ по реконструкции, улучшение условий труда и техники безопасности. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу реконст-. рукции карьера, включакицему разделение карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и вкрест простирания, экскаваторную отработку вскрыши с применением буровзрывных работ для отбойки пород и внутренним отвалообразованием, внутрикарьерный транспорт через выработку, пройденную в торце карьера, породы верхних уступов реконструируемых бортов первого этапа отработки отбивают от массива в выработанное пространство карьера, причем одновременно отбивают уступы объемом по взорванной массе, равным объему выработанного пространства до уровня невзор-, ванной части уступов, по отбитой породе отстраивают съезд для ее транспортирования, отгружают отбитую породу и одновременно ведут буровзрыв-. ные работы на нижележащих уступах,по Мере отгрузки породы съезд погашают. Кроме того, погоризонтную выемку взорванной массы ведут от центра к флангам карьера с oднoвpeмeнньлvI взрыванием неотбитой части уступов в зажатой отбитыми породами среде. Способ поясняется чертежом. На фиг.1 изображена часть карьерного поля в момент завершения работ, продольный разрез; на фиг.2 - разрез A-ft на фиг.1. Карьерное поле включает отбитые уступы 1, подготавливаемые уступы 2 к отбойке в зажатой среде, отбитую горную массу 3, рудное тело 4, съезд 5, отстраиваемый при отработке второго участка карьера , съезд б, отстроенный по взорванной массе и выработке в торце карьера при отработке первого участка карьера. Способ осуществляется следующим образом. После отбойки породы верхних уступов 1 по ней отстраивают- съезд 6 к выработке в торце 7 карьера, которая соединяет отработанную первым этапом выработки выемку, карьера с поверхностью земли по рельефу за пределами контура карьера, погоризонтальную выемку отбитой породы ведут от центра к флангам карьера с одновременным взрыванием неотбиТОЙ части уступов 2 в зажатой отIбитыми породами среде. После реконструкции первого участка начинают производство добычных работ. Полезное ископаемое транспортируют по съезду 5 на поверхность карьера, а отбитые породы частично транспортируют в выработанное пространство, частично через выработку в торце карьера. Верхние горизонты съезда 5 отстраивают по каналу отбитой породы на первом участке карьера.
Применение предлагаемого способа реконструкции обеспечивает сокращение объемов буровзрывных работ за счет отсутствия скользящих съездов по бортам карьера; повышение производительности экскаваторов за счет экскавации отбитой горной массы в выработанное пространство; отстройку широких площадок, что обеспечивает лучшие условия их работы при поточной организации движения автотранспорта; сокращение перепробега автотранспорта в обратном от торцовой выработки направлении; повьааение интенсивности отработки карьерами безопасности ведения работ на уступах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1730452A1 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2013 |
|
RU2540735C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1761954A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2011 |
|
RU2490462C2 |
Способ отработки кимберлитовой трубки | 2018 |
|
RU2691032C1 |
Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых | 1987 |
|
SU1461930A1 |
Способ реконструкции карьера | 1984 |
|
SU1176076A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫТЯНУТЫХ ПО ПРОСТИРАНИЮ НАКЛОННЫХ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ | 1998 |
|
RU2143075C1 |
Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьеров вытянутой формы | 1980 |
|
SU941580A1 |
Способ разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1689618A1 |
1. СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА, вклн чаквдий разделение карьерного поля на этапы разработки по глубине, простиранию и вкрест простирания, экскаваторную отработку вскрыши с применением буровзрывных работ для отбойки пород и внутренним отвалообразованием, внутрикарьерный транспорт через выработку, пройденную в торце карьера, отличающийся тем, что, с целью уменьшения затрат на производство работ по реконструкции, улучшения условий труда и техники безопасности, породы верхних уступов реконструируемых бортов первого этапа отработки отбивают от массива в выработанное пространство карьера, причем одновременно отбивают уступы, объемом по взорванной массе, равным объему выработанного пространства до уровня невзорванной части уступов , по отбитой породе отстраивают съезд для ее транспортирования, отгружают отбитую породу и одновременно ведут буровзрывные работы на нижележащих уступах, по мере от(Л грузки породы съезд погашают. 2. Способ ПОП.1, о т л ич а ющ и и с я тем, что погоризонтную выемку взорванной массы ведут от центра к флангам карьера с одновременным взрыванием неотбитой части уступов в зажатой отбитыми породами среде. СХ) 4 4;: СХ)
лшич
V X}.:::;}/--:xV;:i:.;
ч
/
2
11-1%Г
f « « , , f
C: :::: Ч
120
т т
i№
ш
220
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Юматов Б.П | |||
и Бунин Ж.В | |||
Строительство и реконструкция рудных карьеров | |||
М., Недра, 1978, с.122-141 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Богданюк В.Е | |||
и др | |||
Перспективы совершенствования технологии работы глубоких карьеров Экибастузского месторождения с полускальными породами вск-рыши | |||
Сборник | |||
Глубокие карьеры | |||
Киев, Наукова думка , 1970, с.289-293. |
Авторы
Даты
1983-03-30—Публикация
1981-11-06—Подача