1 Изобретение относится к электромашиностроению , а именно , к конструкции статора электрических машин малой и средней мощности. Известен статор электрической машины, у которого сердечник выполнен из кольцевидных листов с двумя значениями радиального размера кольца, причем разные знаиения радиального размера получены за счет разных внутренних диаметров pj. В этой конструкции на внутренней поверхности сердечника образуется гребенка, несколько увеличивающая поверхность охлаждения, благодаря чему улучшаются условия теплоотдачи от статора. Однако высота гребенки строго лимитируется величиной воздушного зазора между статором и ротором. Недостатком этого технического решения является то, что оно может быть использовано только в круп ных машинах, а для машин малой и средней мощности неприемлемо, так ка для последних указанная гребенка мо,жет быть создана лишь за счет увеличения названного воздушного зазора Однако увеличение воздушного зазора приводит к уменьшению мощности электрической машины. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является статор электрической машины, содержащий собранный из листов сердечник, нажимные кольца и соединенные с ним стягивающие листы сердечника по его наружной поверхности стержни 21. Однако известная конструкция не обеспечивает .охлаждения и не позвол ет повысить мощность машины или при той же мощности уменьшить ее габари ты и массу. Цель изобретения - улучшение охлаждения. Поставленная цель достигается те что в.статоре электрической машины листы сердечника имеют разные наружные радиальные размеры и располо жены с чередованием и образованием поперечных ребер охлаждения, листы больших диаметров имеют выемки глхг биной до диаметра наименьшего листа образующие продольные пазы, и стяги вающие листы стержни расположены в указанных продольных пазах. На фиг. 1 представлен статор, пр дольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А и Б-Б на фиг. 1. 3 Статор содержит сердечник 1, состоящий из листов 2 меньшего диаметра, листов 3 большего диаметра с выемками , расположенными диаметрально, которые образуются при штамповке листа. При наборе пакета выемки образуют продольные пазы, в которых располагаются стержни 5, соединяющиеся с нажимными кольцами 6, например, сваркой, образуя вместе с сердечником единую несущую конструкцию статора. Листы 2,3 имеют идентичные пазы 7. В зависимости от условий, в которых работает машина, могут потребоваться ребра другого поперечного сечения. В зависимости от требуемой формы поперечного сечения выбирается число типоразновидностей листов, размеры их наружных диаметров и компановка их в сердечнике. Возможны и другие решения образования несущей конструкции с использованием продольных пазив или другие сечения стержней 5. При работе электрической машины потери в обмотках статора, которые передаются из паза к стали магнитопровода, а также потери в самой стали .магнитопровода передаются к оребренной охлаждающей поверхности непосредственно без переходного теплового сопротивления, как это имеет место в машинах, имеющих специальный корпус. « По сравнению с известным предлагаемйй статор позволит создать бескоряусную оребренную. по наружной поверхности конструкцию статора для машин малой и средней мощности, которая дает возможность выбирать размеры и форму ребер, исходя из условия получения наибольшей эффективности охлаждения для данного конкретного исполнения машины. Использование предложенного статора по сравнению с известным, за который принят статор электродвигателей серии АВ, представляющий собой стянутый посредством литых нажимных колец и стержней открытый пакет листов сердечника, позволит повысить мощность электродвигателя или при той же мощности уменьшить его габариты и массу. Эффект увеличения внешней поверхности сердечника можно иллюстрировать следующим простым примером. Если при толщине листа 0,5 мм пакет сердечника составить из листов двух диаметров - 3 , m по два листа большего и 10 листов мень шего диаметра и если высота ребра составит J) мм, то при: общей длине и диа-i метре сердечника, равными 100 мм, наружная поверхность этого сердечника составит 220%.от поверхности гладкого сердечника той же общей длины. Это означает, цто данный статор может рассеять потери в 2,2 раза больше, что позволит увеличить мощность машины при той же температуре нагрева обмоток приблизительно на 50%. При этом расход стали увеличится лишь на 3,5%. 3 Предлагаемая конструкция .статора позволит повысить мощность электрической машины или при той. же мощности уменьшить ее габариты и массу, а также создать несущую конструкцию статора. Особенно эффективно применение : изобретений для двигателей, работающих в повторно-кратковременном режиме или в регулируемых приводах при i ползучих скоростях вращения, при которых охлаждающий вентилятор на валу двигателя не дает необходимого эффекта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2148885C1 |
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2103780C1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU938349A1 |
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1995 |
|
RU2094926C1 |
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1995 |
|
RU2095914C1 |
СПОСОБ СБОРКИ СТАТОРА ГИДРОГЕНЕРАТОРА | 2004 |
|
RU2276446C1 |
Статор электрической машины | 1985 |
|
SU1275651A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ МАГНИТОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2284627C2 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1065962A1 |
СТАТОР ЭЛЕ аРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий со анный из листов : 45 с%Л :й 5 .О- « ft, ilJV..,.,:.,,,,.J « .4. ; i-v. i IЬЙе,.Ч сердечник, нажимные кольца и соединенные с ними стягивающие листы сердечника по его наружной поверхности стержни, о т.ш ичающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, листы сердечника имеют разные наружные диаметры и расположены с чередованием и образованием поперечных ребер охлаждения, листы больших диаметров имеют выемки глу&1ной до диаметра наименьшего листа, ббра: зующие продольнь)е пазы, и стягивающие листы стержни расположёны в указанных продольных пазах. -rlrl ./ о f
Авторы
Даты
1983-04-23—Публикация
1981-09-24—Подача