Изобретение,; относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты и управления трехфазных потребителей .
По основному авт. св. 851609 известно устройство для защиты трехфазной нагрузки, содержащее выпрямитель, тиристор, катод которого подключен к катушке исполнительного реле, кнопки управления и магнитный пускатель, причем выпрямитель подключен к источнику трехфазного напряжения между силовыми контактами пускателя и нагрузкой, а в цепь управления тиристором последовательно резистору включены блок-контакт пускателя и размыкающийся контакт исполнительного реле, замыкакядийся контакт которбго подключен параллелно пусковой кнопке ll.
Данное устройство обеспечивает надежную защиту трехфазной нагрузки от неполнофазного режима, но не мо жет Обеспечивать защиту реверсивной трехфазной нагрузки.
Цель изобретения - обеспечение защиты реверсивной нагрузки.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты трехфазной нагрузки катушки двух контакторов блока управления нагрузкой соединены с питающим проводом посредством своих пусковых кнопок, которые зашунтированы замыкающими блок-контактами соответствующих контакторов через замыкающий контакт исполнительногореле, а в цепи управления тиристором замыкающий блок-контакт втормэго контактра подключен параллельно блок-к.он1; кту первого контактора.
На фиг. 1 приведена принципиально-электрическая схема устройстваj на фиг. 2 - вариант выполнения устройства дяя защиты.
Устройство содержит входной автомат трехфазной сети, с одной из фаз которого взято питание на блок управления, состоящий из кнопки ,2 Стоп, соединенной последовательно с кнопкой 3 Пуск и посредстве ,3амыкающих контактов 4 и 5 ключа 6 и размыкающих контактов 7 и 8 контактров 9 и 10 с обмотками магнитного пускателя 11. Контакторы 9 и 10 пускателя имеют силовые замыкающие контакты 12 и 13 в цепи питания нагрузки 14 и трехфазного выпрямителя 15, выход которого соединен с обмоткой исполнительного реле 16 посредством тиристора 17, цепь управления которого соединена с выходом трехфазного выпрямителя 15 посредством замыкающих блок-контактов 18 и 19 контакторов 9 и 10 пускателя 11, резистора 20 и размыкающего контакта 21 исполнительного реле 16, замыкгисядий контакт 22 которого блокирует пусковую кнопку 3.
Устройство работает следунвдим образом.
При включении входного автомата питания и нажатии кнопки 3 Пуск через замкнутые ранее контакты 4 или 5 ключа 6 (.в зависимости от того, в какую сторону необходимо вращать, например, двигатель 14) включаются контакторы 9 или 10 пускателя 11. Включившиеся контакторы 9 или 10, замыкая свои силовые контакть 12 или 13, включают нагрузку 14 и, запитывая трехфазный выпрямитель 15, через открывшийся тиристор 17 посредством замкнутой цепи управления из резистора 20, контакта 21 и блок-контактов 18 или 19 включают исполнительное реле 16. Реле 1 в свою очередь размыкая, свой контакт 21, отключает цепь управления тиристора 17, оставляя его открыты и блокирует своим контактом 22 кнопку 3. В результате этого контактор или 10 пускателя 11 остается подтянутым и нагрузка 14 остается в рабочем состоянии,
В случае пропажи напряжения на лбой из фаз питания на нагрузке 14 тиристор 17, переходя через нуль, закрывается и обесточивает исполнительное реле 16, Реле 16, размыкая свой контакт 22, обесточивает контактор 9 или 10 пускателя 11 и отключает нагрузку 14 и выпрямитель 15, В результате этого вся схема остается в отключенном и обесточенном состоянии.
Контакты 7 и 8 контакторов 10 и 9 пускателя 11 обеспечивают абсолютное исключение возможности одновременного включения контакторов 9 и 10 (например, при залипании одного из них, что часто приводит к короткому замыканию на стороне нагрузки 14 и выходу из строя силовых контактов 12 или 13 пускателя 11.
При устранении неисправности запуск устройства осуществляется установкой ключа 6 в ту или иную сторну (замыкают контакты 4 или 5) и нажатием пусковой кнопки 3. В дальнейшем работа устройства будет происходить вышеуказанным образом.
Таким образом, предлагаемое устройство наряду с надежной защитой от неполнофазного режима обеспечивает возможность реверсивного управления нагрузкой различной мощности.
Устройство по второму варианту ( фиг. 2) содержит входной автомат трехфазной сети, с одной из фаз которого взято питание на блок 1 упраления, состоящий из кнопки 2 Стоп соединенной последовательно с кнопками 3 и 23 пуска и закрытия и посредством размыкакицихся контактов 7 и 8 контакторов 9 и 10 открытия и закрытия с обмоткамн магнитного пускателя 11. Контактор 9 открытия соединен с нулевшл проводом посред ством размыкающего контакта конечного выключателя 24 полного открытия задвижки ( не указанна) с приводом 25. Контактор 10 зак{Х:1тия соединен с нулевьо4 проводе посредство размыкающих контактов концевых выключателеА 26 и 27 полного закрытия и муфты предельного момента задвижки с электроприводом 25. Кнопка 3 отк{нлтия блокирована последовательной цепочкой из замыкакнцих блок-контактов 28 и 29. исполнительного реле 16 и контактора 9 открытия. Кнопка 23 3 блокирована также последовательной . цепочкой из замыкакицих блок-контактов 28 и 30 исполнительного реле 16 И контактора 10 закЕ%1тия.
В цепи управления приводом 25 установлены силовые контакты 12 и 13 обоих контакторов 9 и 10 магнитного пускателя 11. Параллельно цепи питания приводом 25 после силовых контактов 12 и 13 вкл1Э1чен трехфазный вьшрямитель 15, выход которого соединен с обмоткой исполнительного реле 16 посредством тиристора 17, цепь управления которого соединена с выходом трехфазного выпрямителя 15 посредстве вторых замыкающих блбкконтактов 18 и 19 контакторов 9 и 10 пускателя 11/ резистора .20 и размыкакяаего контакта 21 исполнительного реле 16.
Последовательно с замыкаимчим концевым выключателем 31 полного от рытия задвижки установлена сигнальная лампа 32 полного, открытия.
Последовательно с замыкающим контактом концевого выключателя концеаиком 33 полного закрытия задн :теки установлена сигнальная лампа 34 полного закрытия.
Последовательно с замыкакмчим кбнцевиком 35 муфты предельного мсалента установлена сигнальная лампа 36 срабатывания муфты предельного момента
Устройство работает следукмдим обраэсмл.
При включении входного автомата питания и нажатии кнопки 3 Пуск через замкнутые контакты 7, контактора 10 и концевика 24 полного открытия включается контактор 9 магнитного пускателя 11. При своем включении контактор 9, замыкая силовые контакты 12, подает питание н привод 25 задвижки и трехфазный выпрямитель 15. Посредстве замкнувшегося блок-контакта 18 контактор 9 через замкнутый контакт 21 исполнительного реле 16 и резистор 20 открывает тиристор 17 и через него
включает исполнительное реле 16J .которое своим замкнувшимся блок-контактом 28 через уже замкнутый блокконтакт 29 контактора 9 блокирует кнопку 3 открытия и удерживает контактор 9 в замкнутся состоянии после отпускания кнопки 3, а своим разомк- нувшимся контактом 21 обесточивает цепь управления тиристором 17. . При полном открытии задвижки привод 25, размыкая.свой концевик 24, обесточивает контактор 9, котори, размокая свои силовые контакты-12, обесточивает привол 25 и трехфазный выпрямитель 15 с исполнительном реле
. Одновременно с этим зачитается концевик 31 привода 25 и загорается лампа 32 полного отк1Хятия згщвия ки. При о1гключении контактора 9 и исполнительного реле 16 размыкаются их
блок-контакты 28 и 29 и блокировочная цепочка кнопки 3 открытия разбирается.
Управление задвижкой в сторону за- . крялтия осуществляется аналогично предыдущему, с той лишь разницей что нажимается кнопка 23., закрытия и включается через замкнутые контакты 8 контактора 9 и концевики 26 и 27 полного зак{« ги.я и муфты предельного мо1мента контактор 10, подакнцим посредjcTBC своих силовых контактов 13 питание на привод 25 и трехфазный выпрямитель 15. В цепи управления тиристором зa в кaeтcя, соответственно, блок-контакт 19 контактора, а
кнопка 23 закрытия блокируется цепочкой из замкнувшихся .блок-контактов 28 и 30 исполнительного реле 16 и контактора 10. При полнсм закрытии задвижки привод 25, размыкая свой концевик 26, обесточивает контактор 10, которой, разьвасая свои силовые -контакты 13, обесточивает привод 25 и трехфазный выпрямитель 15 с исполнитель ньйл реле 16 .Одновременно-с этим
замыкается концевик .33 привода 25 ) и загорается лампа 34.полного закрытия 1 задвижки. При отключений контактора 10 и исполнительного реле 16 размыкаются их блок-контакты 28 и
30 и блокировочная цепочка кнопки
23 закрытия разбирается. В случае неисправности концевика 26 закрытия или при необходимости более плотного закрытия задвижки 1для чего закорачивается концевик 26Ji срабатывает муфта
предельного момента и размыкается ее концевик 27 обесточивая контактор 10, которлй отключает привод 25, и Зс1мыкается ее концевик 35, который . зажигает лампу 36 срабатывания муфты предельного момента.
При. необходимости останова привода 25 защвижки в промежуточном положении нажимается кнопка 2 Стоп, которая обесточивает включенные контакторы 9 или 10.
В случае пропажи напряжения во время хода эгшвижки на любой из фаз питания привода 25 и выпрямителя 15 до или после силовых контактов 12 и 13 магнитного пускателя 11 или автомата питания 1, тиристор 17, переходя через нуль, закрывается и обесточивает исполнительное реле 16. Реле 16, размыкая свой контакт 28, обесточивает контактор 9 или 10 пускателя 11, который, размакая свои силовые контакты 12 или 13, отключает привод 25 и выпрямитель 15.
Контакты 7 и 8 контакторов 10 и 9 пускателя 11 обеспечивают абсолютное исключение возможности одновременного включения контакторов 9 и 10 (например, при замыкании одного из
них), что часто приводит к короткому замыканию на стороне нагрузки 25 и выходу из строя силовых контактов 12 или 13 пускателя 11.
По устранении неисправности управление задвижкой и защита ее привода 25 осуществляется в ту или иную сторону повторным нажатием кнопок 3 или 23. В дальнейшем работа устройства будет происходить вышеуказан.ным образом. I
Таким образом, предлагаемое устройство наряду с надежной защитой от неполнофазного режима обеспечивает возможность реверсивного управления нагрузкой различной мощности.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОЙ НАГРУЗКИ по авт. св. 851609, отличающееся тем, что, с целью обеспечения защиты реверсивш п т ной нагрузки, катушки двух контакторов блока управления нагрузкой соединены с питающим проводом посредством своих пусковых кнопок, которые эашунтированы замыкакидими блок-контактами соответствующих контакторов через замыкающий контакт исполнительного реле, а в цепи управления тиристором замыкающий блокконтакт второго контактора подключен параллельно блок-контакту первого контактора. to to ьэ СП ел -±а АлИ II г v т IHhJfHlr Йг./
ФшП
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для защиты трехфазнойНАгРузКи | 1979 |
|
SU851609A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1983-06-07—Публикация
1981-09-17—Подача