Изобретение относится к горному aany и можбт быть испопьзовано при всхря 1тии и разработке рудных запежей в приконтурных зонах карьера.
Известен способ доработки горизо та пьных пластов полезного ископаемого (угпя) при уменьшении мощности пласта в приконтурных зонах карьера, включающий переход с открытого способа к подземному и отработку оставшихся запасов путем выбуривания угля скважинами с борта карьера с помощью шнеков l .
Недостатком этого способа являются большие потери полезного ископаемого, поскольку добывается только та часть
угля, которая находит в объеме №i6y риваемых скважин, неполная .отработка пласта.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому
результату является способ разработки полезных ископаемых в приконтурных зонах карьера, включающий переход от открытого способа разработки к подземномз проходку подземных транспортных выработок с карьера в его торец в приконтурную зону карьера, соединение их о земной поверхностью вентиляционными выработками, обсыпку вскрышных пород из карьера, отработку полезного ископаемого от границ распространения полезного иокопаемого в направлении к бортам карь ера 2..Недостатком этого способа является малая эффективность его при разработке крутопааающих залежей полезного иско. паемого, невозможность, отработки oTt границ карьера к торцу залежи и невозможность одновременной отработки от границ карьера и от торца залежи, сдвижение земной поверхности , над участко1Л отрабатывае1«1ым подземным способом без засыпки этой зонь породами вскрыши, небольшой объем добычи подземным участком.
Цепь изобретения - повышение э()зфекгивнрсти отработки торцовой части крутопадающих залежей за счет перехода на подземный способ разработки, уменьшение потерь полезного ископаемого по сравнению с известными спооэбами, уве личенве объема добычи подземным участком и ограничение зоны сдвижения земной поверхности от подземной разработки полезного ископаемого.
достигается тем, что согласно способу вскрытия и разработки полезных ископаемых в приконтурных зовах карьера, включающему переход, от открытого
способа разработки к подземному, проходку подземных транспортных и выемочных выработок с карьера в его торце в приконтурную зону карьера, соединение их с земной поверхностью вентиляцио №1ми выработками, отсыпку вск{я 1шных пород из карьера, отработку полезного ископаемого от границ распространения полезного ископаемого в направлении к бортам карьера, прсосодку подземных транспортных выработок производят вдоль простирания за границей рудной части зайежи к торцу залежи, перед началом подземной oчиcтJ pй выемки над торцовой частью залежи производят отсыпку вскрышных пород из карьера, а подземную выработку полезного ископаемого осуществиляют от середины залежи одновременно к борту карьера и кторцу залежи.
Кроме того, отработку полезного ископаемого ведут одновременно от борта карьера к торцу залежи и от торца залеж к торцу карьера.
На чертеже .представлена схема вскрытия и разработки торцовой части залежи,
В процессе разработки карьера 1 крутопадающей рудной залежи, когда оставшиеся в торце залежи запасы из-за уменьшения мощности залежи становится экономически нецелесообразно добывать их карьере (вследствие большого коэффициента вскрыши), переходят на подзем№1й способ добычи. Для этого с одного якз уступов карьера в торцовой части карьера на горизонте, позволяющем имет этого горизонта этаж высотой 70- 90 м, проходят горизонтальную транспор ную выработку 2 (штольню) к торцу 3 залежи. Эту выработку проходят вдоль простирания залежи в лежачем боку за границей 4 рудной части залежи и ортом 5 соединяют с такой же выработкой, пройденной с этого же уступа и горизонта за границей рудной части залежи в висячем боку.
От горизонтальных транспортных выработок проходят вентиляционные квершлаги 6 (или диагональные квершлаги) за зону сдвижения 7 земной поверхности от подземной разработки самого нижнего этажа в торцовой части залежи.
Здесь, за зоной сдвижения 7 из квершлага проходят вентиляционные восстающие 8 на земную поверхность и обору дуют вентиляторами главного проветрива ввя. Сечение вентиляционных воссгак пшх 8 определяют с учетом необходимого количества воздуха для ппаанруемого
бъёма у добычи попвзиого ископаемого.
скрытые с помошьк грешспортных выраоток aianacbi торцовой части эапежи о рабатывают блоками либо оановременио от сереаины залежи к торцу запежи к к
борту 9 карьера 1, либо одновременно от борта 9 карьера 1 и от торш 3 йаяежи, пибо только от борта 9 карьера 1 к торцу 3 запежи. С целью ограничения зоны сдвижения 7 земной поверхности от подземной разработки торцовой части
запежи над торцом 3 залежи на земвой поверхности перед началом очистной выемки .отвал вскрышных пород из карьера 1. Объем вскрышных пород в отвале Должен ёьггь дсютаточным для заложения зоны сдвижения даже при разработке самого нижнего этажа в торцовой чаоти запежи. По мере отработки каждого этажа вскрышные породы отвала, раа мешенные над торцом за лежи, сползают в зону сдвижения и создают распор между лежачим и висячим боком зоны, препятствуя ее расширению.
К концу отработки рассматриваемого участка рудной залежи ппошадь зоны сдвижения земной поверхности будет близкой первоначальной, а сама зона заполнена до уровня земной поверхности.
В предлагаемом способе добыча руды производится подэтажно-камерной или этажно-камерной системой разработки, либо другими вариантами без закладки вьфаботанного пространства. Добытая руда по транспортной га 1работке доставля-ется к устью и затем к перегрузочному
узлу, откуда по действующей на карьере, схеме транспонирования направляется на дробильно-обогатительную фабрику. Пооле отработки верхнего этажа приступают
к добыче на нижележащем этаже, при этом транспортные выработки проходят с соответствующего уступа к торцу залежи, а вентиляционные квершлаги проводят за зону сдвижения от отработки с мого нижнего этажа до оси вентиляционного восстающего пройденного в верхнем этаже и сбивают его с этим квершлагом. Таким же образом ведут вскрытие последующих нижележащих этажей, включая самый нижний. При этом транспортные выработки под торец залежи для отработ ки нижнего этажа проходятся со дна карьера в направлении торца залежи.
Транспортирование руды осуществляется электровозгалм, автомобильным или конвейерным транспортом.
Предлагаекблй способ сокращает чиопо горно-капитапьных выработок, увелечивает объем добычи руды с торцовой части запежи в 2 раза, уменьшает затраты на транспорт вскрышных пород, ограг ничивает зоны сдвижения земной поверя вости и уменьшает ее ппошадь в 3-5 раз,
значительно уменьшает отторжение площадей плодородных земель, снижает потери полезного исжопаемого.
Общий экономический эффект от применения способа до глубины отработки
35 залежи 300 м составит 2,23 млн. руб.
r
, N rlriJV . W.--r
I
Ж
.11
r
--/.
i .
I V
V 7
v4r i
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ | 2013 |
|
RU2515649C1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ Р.Б.ЮНА | 1998 |
|
RU2132950C1 |
Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых | 1986 |
|
SU1420160A1 |
Способ комбинированной разработки крутопадающих залежей полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1788247A1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ СВИТЫ ПОЛОГИХ УГОЛЬНЫХ ПЛАСТОВ | 2002 |
|
RU2233378C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ Р.Б.ЮНА | 1998 |
|
RU2127809C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КИМБЕРЛИТОВЫХ ТРУБОК В ЗОНЕ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ | 1997 |
|
RU2132462C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1996 |
|
RU2096617C1 |
Способ комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых | 1987 |
|
SU1461930A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2005 |
|
RU2279544C1 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ ЗАЛЕЖЕЙ В ПРИКОНТУРНЫХ ЗОНАХ КАРЬЕРА, вкгаочаюпшй переход от открытого способа разработки к подземному, проходкуг noitземных транспортных выработок с карь - ера в eixj торце в приконтурную зону карьера, соединение их с земной поверхностью вентиляционными вьфаботкамн, отсыпку вскртшных пород, отработку полезного ископаемого от границ распространения полезного ископаемого в направлении к бортам карьера, о т л и ч а ,I ю щ и и с я тем, чт,о, с целью повыше- ния эффективности отработки торцовой части залежей за счет перехода на подзем ный способ разработки, уменьшения потерь полезного ископаемого и ограничения зоны сдвижения земной поверхности от подземной разработки полезного ископаемого, проходку подземных транспсргных выработок производят вдоль простин рания за границей рудной части залежи к торцу залежи, отсагпку вскрышных пород из карьера произЕюдят перед началом подземной разработки над торцовдй частью залежи и подземнуюразработку полезного ископаемого осуществляют от середины залежи одновременно к борту карьера и к торцу залежи. to оа О 00 ел
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Новожипов М.г | |||
Открытые горные работы | |||
Госгчэртехиздат, 1911, с | |||
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ разработки полезных ископаемых в приконтурных зонах карьера | 1979 |
|
SU785488A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1983-06-15—Публикация
1982-01-07—Подача