Предлагается прибор для составления проектов вертикальной планировки инженерных сооружений, позволяющий исключить трудоемкие вычисления проектировщика.
Прибор выполнен в виде прямоугольной пластины и рейсшины. На пластине нанесена сетка из параллельных линий с определенными промежутками между ними; на одной грани пластины нанесена миллиметровая шкала, а на другой имеется направляющее ребро для рейсшины. На горизонтальном плече рейсшины нанесена шкала разности высотных отметок, а на поперечной планке - сменная шкала уклонов.
На фиг. 1 изображен общий вид пластины прибора и на фиг. 2 - вид рейсшины.
Прибор состоит из пластины 1 и рейсшины 2. На пластине вычерчена сетка 3 из параллельных линий с промежутками между ними в 1 мм. На основании сетки нанесена шкала 3а разности отметок. На одной из граней пластины размещено направляющее ребро 4, по которому движется рейсшина, а на противоположной рабочей грани нанесена шкала 5 с ценой делений в 1 мм. Шкала служит для определения длины отрезков.
На горизонтальном плече 6 рейсшины нанесена шкала 7 разности высотных отметок, состоящая из параллельных линий, проведенных через 1 мм. На поперечной планке 8 рейсшины имеется шкала уклонов.
При проектировании инженерных сооружений шкалы уклонов составляются для наиболее распространенных масштабов, например, 1:2000, 1:1000, 1:500.
Ниже приводятся два примера работы с прибором.
Задача 1. Даны на плане две точки А и Б с высотными отметками На и Нб и высотная отметка третьей точки Нс. Требуется определить плановое положение третьей точки С.
Решение:
а) Приставляем к точкам А и Б рабочую грань пластины так, чтобы точка О шкалы 5 пластины совместилась с одной из точек А или Б. Удобнее принять точку с меньшей высотной отметкой, например, А.
б) Берем арифметическую разность высотных отметок (Нб-На) и откладываем ее на шкале 3а пластины, принимая деления шкалы за единицу разности отметок, выраженных в сантиметрах.
Например Нб-На 0,25 м=25 см. что будет, соответствовать 25 делениям шкалы.
Проводим по сетке пластины прямую, соединяющую цифру 25 (разность отметок) с точкой Б у рабочей грани пластины, назовем ее вспомогательной линией.
в) Берем арифметическую разность отметок Нб-Нс. Например, Нб-Нс=0,20 м, что соответствует 20 делениям шкалы. Находим их на шкале разности высотных отметок рейсшины и движением рейсшины вдоль неподвижного ребра пластины совмещаем штрих цифры 20 с ранее проведенной вспомогательной линией. Вдоль грани горизонтального плеча, по его выступающему концу делаем карандашом засечку на отрезке АБ. Это и будет плановое положение третьей точки С.
Аналогично можно определить положение любой другой точки с нужной отметкой.
Задача 2. Даны на плане две точки А и Б с высотными отметками На и Нб. Требуется произвести интерполяцию между ними с сечением горизонталей, например, через 0,1 м.
Решение:
а-б) Производим первые два действия, аналогичные действиям в задаче №1, включая построение вспомогательной линии.
в) Находим арифметическую разность между отметкой точки Б и ближайшей горизонталью с отметкой Нв. Аналогично действиям, указанным в задаче №1, по полученной разности Нб-Нв определяем с помощью рейсшины плановое положение точки с отметкой Нв.
г) Находим арифметическую разность между отметкой Нб и (Нв-0,1 м) и таким же путем определяем положение точки с отметкой (Нв-0,1 м) и т.д. до горизонтали с отметкой (Нв-0,1 n), где n - число горизонталей, укладывающихся между точками А и Б.
Прибор для составления проектов вертикальной планировки инженерных сооружений, отличающийся тем, что, с целью ускорения и упрощения работ, он выполнен в виде прямоугольной пластины с сеткой параллельных линий, на одной грани которой нанесена миллиметровая шкала, а на другой - направляющее ребро для рейсшины, на линейке которой нанесена шкала разности высотных отметок, а на поперечной планке - сменная шкала уклонов.
Авторы
Даты
1956-03-25—Публикация
1954-09-27—Подача